Яначек соната для фортепиано

Яначек соната для фортепиано

1. Tema con variazioni
Zdenka-Variationen

2.-16. On the Overgrown Path
17. Reminiscence

1.-2. Piano Sonata 1.X.1905 «From the street»
3.-6. In the Mists

7.-10. Concertino
for piano and chamber orchestra

11.-14. Capriccio
for piano (left hand) and wind instruments

Пароль на архив: sonata
Буклет в архиве.

——

Oleg (legoru) добавил записи в формате ape и аннотацию.

Нерабочая ссылка
ape+cue / 2CD / буклет / 179+217мб

Чешский пианист Рудольф Фиркушны (1912-1994) — ученик Яначека, принадлежит к лучшим интерпретаторам его музыки. Пианист вспоминал, что Леош Яначек был замечательным педагогом, умеющим открыть ребенку мир музыки во всей красе и полноте, не ограничиваясь одной областью, одним направлением. Причем, музыкальное воспитание не заканчивалось после того, как ученик выходил из класса. «Яначек всегда приглашал меня на брненские премьеры своих опер прямо в свою ложу. До сих пор я чувствую сильное волнение, глубокое уважение и безмерное восхищение, одновременно с большой гордостью, что я, сидя рядом с маэстро, слышал первое исполнение «Кати Кабановой», «Лисички-плутовки» и «Средства Макропулоса». Насколько ценное семя заронил тогда в детскую душу Яначек, я понимаю только сегодня, когда чем дальше, тем больше и яснее осознаю величие, богатство, гениальность Яначека в искусстве».

Наиболее раннее из известных нам фортепианных сочинений Яначека «Зденкины вариации» (Zdenka variationen) датировано 1880 годом. Связаны вариации очевидно, как показывает их название, со Зденкой Шульц, ставшей вскоре женой композитора. В вариациях заметны типичные черты композитора-романтика, идущего стезей, проложенной Шубертом, Мендельсоном, Брамсом, но при этом сохраняющего черты национальной самобытности. Также здесь уже видна отличительная черта творчества Яначека, характерная для его инструментальных сочинений — скрытая, а чаще явная программность

В фортепианном цикле «По заросшей тропе» (Po zarostlem chodnicku, 2 тетради: 1900–1911) специфические особенности чешской, моравской, лашской музыки берут верх над традициями немецких романтиков. В нем пятнадцать пьес, каждая из которых носит программное название. В этом смысле «По заросшей тропе» Яначка напоминает «Картинки с выставки» Мусоргского, только эти пьесы носят более личный характер. Также местами заметно увлечение идеями французских импрессионистов, в частности Дебюсси. Открывает цикл грустный ноктюрн «Наши вечера» — музыка по-осеннему притихшая и задумчивая; затем следует «Увядший листок», затем совсем коротенькая полька с метким названием «Пойдемте вместе»; далее воспоминание о путешествии в Фридек — старинный город, в котором находится собор со статуей мадонны; затем живая зарисовка двух оживленно болтающих девушек в пьесе, названной «Щебетали, как ласточки» и диалог: горячо настаивающий, доказывающий что-то голос девушки и недовольные, резкие интонации юноши — эта пьеса названа «Никак не убедишь»; пьеса с названием «Спокойной ночи» — тихая колыбельная, «Невыразимая тоска» — воспоминания композитора о долгой болезни его дочери, пьеса «В слезах» описана Яначеком как плач сквозь слёзы, «Сыч не улетел!» намекает на суеверие, что, когда кто-то вот-вот умерет птица-сыч прячется в доме. Пять пьес второй тетради не имеют названий

Соната «С улицы» («I.IX.1905») представляет собой хронику реальных событий, произошедших в Брно 1 октября 1905 года — тогда состоялась молодёжная демонстрация в поддержку открытия в городе национального университета. Демонстрация была разогнана немецким магистратом, при этом погиб 20-летний рабочий. Яначек немедленно принялся за сочинение и в январе 1906 года закончил сонату в трех частях: «Предчувствие», «Смерть», «Похоронный марш». Она была сразу же исполнена в Клубе друзей искусства Людмилой Тучковой, но перед самым концертом композитор сжег третью часть, а после уничтожил и ноты оставшихся двух частей (точно так же он поступил и со многими другими своими сочинениями). Только в 1924 году, по случаю 70-летия композитора, Тучкова призналась, что у нее сохранилась копия двух частей сонаты. На сей раз Яначек не стал уничтожать сочинение, а, напротив, снабдил его программой: «Белый мрамор ступеней Беседного дома. Простой рабочий Франтишек Павлик падает, истекая кровью. Он пришел, только чтобы бороться за высшее образование, и был лишен жизни жестокими убийцами». Это драматичное программное произведение выдает руку прирожденного театрального композитора, автора прекрасных опер. Моравский колорит музыки связан не только с интенсивными занятиями Яначека фольклором, но и с тем, что события в Брно были вызваны именно борьбой за национальную культуру.

Сюита «В тумане» (V Mlhach) завершена 21 апреля 1912 года для конкурса, объявленного Клубом друзей искусства в Брно. Считается, что в этих четырех пьесах запечатлены воспоминания композитора о жизни в Старобрненском монастыре в качестве малолетнего певчего. Пьесы поначалу производят обманчивое впечатление салонных. Однако чем дальше, тем больше музыка насыщается необычными ладами и нерегулярными ритмами моравского фольклора, так что финал, написанный в духе рапсодии, – не салонное, а вполне авангардное сочинение.

Воспоминание (Vzpominka) — последнее фортепианное сочинение Яначека, написанное им в год смерти. Краткий музыкальный обрывок его бурного прошлого, выражающий бурю чувств от игривости до разочарования и гнева

Концертино для фортепиано, двух скрипок, альта, кларнета, валторны и фагота написано в первые месяцы 1925 года. Сначало оно было задумано для фортепиано с оркестром, а потом превратилось в камерный концерт, озаглавленный «Весна». В 1927 году Яначека добавил комментарии к окончательной программе. Тема из первой части сравнивается с «сердитым ежом», которому Яначек как-то гуляя по лесу в шутку перекрыл вход в нору, кларнет во второй части с «вертлявой, скачущей с ветки на ветку белкой», третья часть с «совой и другими птицами ночью», и последняя часть со «сценой из сказки, где все звери спорят друг с другом».

Каприччио для фортепиано (левой руки) и камерного ансамбля (флейты, двух труб, трех тромбонов и тубы) написано осенью 1926 года для пианиста Отакара Холлмана, который потерял правую руку во время войны. Пианисту трудно было убедить Яначека сочинить для него концерт, поначалу он отказался, заявив: «Но, дорогой мой, почему вы хотите играть с одной стороны, это то же самое, как танцевать, когда у вас есть только одна нога». Однако, позднее он согласился, и летом 1927 года начались первые репетиции. Музыка каприччио несёт на себе типичные черты зрелого стиля Яначека. Все части написаны в довольно свободной форме, фортепиано не всегда играет ведущую роль, а к духовым инструментами предъявляются очень необычные требования. Яначек отмечал с юмором, что духовики с трудом справлялись со сложностями партитуры и были вынуждены заниматься на дому. В письмах к Камиле Штесловой Яначек называл своё Каприччио «Вызов» (по чешски Vzdor) намекая на необычный характер сочинения — как вызов судьбе и музыкантам

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Музыка (1573)
  • Симфоническая (548)
  • Фортепианная (400)
  • Камерная (298)
  • Скрипичная (188)
  • Духовная (113)
  • Хоровая (95)
  • Народная (56)
  • Органная (41)
  • Композиторы (1513)
  • Музыкальные жанры и формы (729)
  • Концерт (245)
  • Симфония (172)
  • Соната (108)
  • Вальс (82)
  • Увертюра (68)
  • Ноктюрн (31)
  • Прелюдия (26)
  • Скерцо (7)
  • Баркарола (2)
  • Балет (445)
  • Танцовщики (199)
  • Балетмейстеры (65)
  • Опера (381)
  • Певцы (358)
  • Музыканты (355)
  • Пианисты (180)
  • Скрипачи (112)
  • Виолончелисты (40)
  • Вокальное искусство (320)
  • Музыка и литература (247)
  • Фестивали, конкурсы, концерты (218)
  • Романс (203)
  • Музыкальная культура народов мира (164)
  • Музыкальные инструменты (140)
  • Дирижёры (130)
  • Музыкотерапия (110)
  • Музыкальный словарь (102)
  • Музыка и живопись (76)
  • Музыкальные театры мира (63)
  • Классика для детей: Твой друг Музыка (52)
  • Оперетта (37)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Леош Яначек — Соната для скрипки и фортепиано

Четверг, 13 Сентября 2012 г. 16:25 + в цитатник

Леош Яначек — Соната для скрипки и фортепиано. Исполняют Вадим Репин и Николай Луганский

I часть — Con moto

II часть — Ballada

III часть — Allegretto

IV часть — Adagio

Рубрики: Музыка/Скрипичная
Музыкальные жанры и формы/Соната
Музыка/Камерная

Метки: Яначек Леош Репин Вадим Луганский Николай

Процитировано 4 раз
Понравилось: 6 пользователям

Источник

Яначек соната для фортепиано

Pohadka для виолончели и фортепиано (1910) написана на сюжет Сказки Жуковского «о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери». Несмотря на свободную форму сочинения его можно назвать «Сонатой» или «Сонатой-фантазией»

Скрипичную сонату Яначек начал писать в 1914 году в разгар первой мировой, а окончательно закончил лишь в 1922м. Катастрофа 1914 года – не только эмоциональный фон этой вещи, но едва ли не сюжет ее. Один из первых исполнителей Сонаты сообщает, что Яначек, объясняя характер кульминационного эпизода финала, говорит: «Это русские войска вступают в Венгрию!» (Русофильство Яначека общеизвестно.) Несмотря на общую напряжённость и драматичность сонаты, композитор придал её темам качества лиричности, напевности, душевной теплоты, свойственной народной песне

BB (для форума) Комментарии

Всего комментариев: 10

Leos Jancek (1854-1928)

The Danube • Schluck und Jau • Moravian Dances • Suite, Op. 3′
http://s008.radikal.ru/i304/1011/31/3ba11a0b87fe.jpg

В марте 1923 Яначек посетил Братиславу, чтобы услышать первое исполнение своей оперы Катя Кабанова. Эти дни он провел в столице Словакии, и там же решил написать симфоническую поэму о Дунае — реке, протекающей через четыре славянских государства. Однако композитор сочиняя музыку не пошёл по пути Сметаны, который запечатлел в музыке историю своей страны. Дунай представлялся Яначеку как женщина со всеми ее страстями и инстинктами. После смерти композитора в 1928 году в его архивах были обнаружены эскизы четырех частей симфонии, которые были закончены чешскими музыковедами. Первая часть основана на стихотворении «Лола» Александра Инсарова, истории проститутки, которая проходит путь от весёлой разгульной жизни до холода и голода, а затем топится в реке. Вторая часть принимает в качестве источника мрачное стихотворение о молодой девушке, ставшей свидетелем того, как утонул маленький мальчик. «Но прошел час, и девушка последовала за ним в пучину». Скерцо, в которое введено сопрано, поющее вокализ изображает представление в опере. В финале — трагическом и интенсивном снова появляется мотив утопления из второй части Симфонии

Источник

1. X.1905 г.1. X. 1905

1. X. 1905 , также известный как фортепиано Соната 1.X.1905 , является дв движения (первоначально три-движение) сонаты в Е-бемоль минора , составленный Леош Яначек в 1905 г. Он также известен как с улицей .

СОДЕРЖАНИЕ

Задний план

Яначек задумал композицию как дань уважения рабочему по имени Франтишек Павлик (1885–1905), которого 1 октября 1905 года закололи штыком во время демонстрации в поддержку чешского университета в Брно . В произведении Яначек выражает свое неодобрение насильственной смерти молодого плотника. Он начал сочинять ее сразу после происшествия и закончил ее в январе 1906 года. Премьера состоялась 27 января 1906 года в Брно ( Клуб друзей искусств ) с Людмилой Тучковой за фортепиано. Яначек также написал третью часть, похоронный марш, которую он вырезал и сжег незадолго до первого публичного исполнения пьесы в 1906 году. Его не удовлетворила и остальная часть композиции, и позже он выбросил рукопись двух оставшихся частей. в реку Влтава . Позже он с сожалением прокомментировал свой импульсивный поступок: «И он плыл в тот день по воде, как белые лебеди». Композиция оставалась утерянной до 1924 года (года семидесятилетия Яначека), когда Тучкова объявила, что ей принадлежит копия. Второй спектакль состоялся 23 ноября 1924 года в Праге под названием 1. X. 1905 . Позднее Яначек сопроводил работу следующей надписью:

«Белый мрамор ступеней Беседного дома ( WP: CS ) в Брно. Обычный рабочий Франтишек Павлик падает, залитый кровью. Он пришел просто для того, чтобы побороться за высшее образование, и был убит жестокими убийцами».

Первое авторизованное печатное издание произведения было издано в 1924 году Худебной матицей в Праге .

Голландский композитор Тео Вербей сделал оркестровую версию 1.X.1905 , премьера которой состоялась 9 мая 2008 года в Утрехте , Нидерланды, с оркестром голландского радио Filharmonisch Orkest под управлением Клауса Питера Флора .

Источник

Соната для скрипки № 3 (Энеску) — Violin Sonata No. 3 (Enescu)

Ключ Несовершеннолетний
Opus 25
Сочиненный 1926 г. ( 1926 )
Преданность Франц Кнайзель
Выполнено Январь 1927 г. , Орадя ( 1927-01 )
Опубликовано 1933 г. ( 1933 )
Движения 3
Подсчет очков

Соната № 3 в минор «данс ле Caractère Populaire Roumain» (в румынском народном стиле) для скрипки и фортепиано, соч. 25 — это камерная музыкальная композиция, написанная в 1926 году румынским композитором Джорджем Энеску . Партитура, изданная в 1933 году, посвящена памяти скрипача Франца Кнайзеля . Это одно из самых популярных и в то же время самых уважаемых произведений композитора.

СОДЕРЖАНИЕ

История

Третья соната для скрипки была написана примерно за четыре месяца в 1926 году, когда Энеску также был занят поздними этапами работы над оперой Эдипе . Впервые соната была исполнена в Орадее в январе 1927 года композитором и пианистом Николае Каравиа, который вскоре повторил ее в Бухаресте. Энеску и Каравиа также дали парижскую премьеру в марте 1927 года в зале Гаво . Особенно заметное раннее выступление состоялось в Париже в июне 1930 года, когда композитор был партнером Альфреда Корто . Ученик Энеску Иегуди Менухин сделал запись в 1936 году со своей сестрой Хефзибой Менухин на фортепиано, а сам композитор записал это произведение дважды как скрипач, в 1943 году с Дину Липатти и снова несколько лет спустя с Селини Чайлес-Ричес. В мае 1946 года состоялся спектакль, в котором Иегуди Менухин играл партию скрипки в сопровождении композитора на фортепиано.

Соната сразу же вызвала энтузиазм во время премьеры, и с тех пор это произведение Энеску привлекло наибольшее внимание в музыковедческой и критической литературе, за исключением, возможно, его оперы « Эдипе» . Он также стал самым популярным из произведений Энеску после двух румынских рапсодий .

Анализ

Даже не цитируя настоящие народные мелодии, материал обладает аутентичностью своего рода «супер-фольклора». Скрипка отлита в роли цыганской скрипки, а сочинение для фортепиано имитирует цимбал и кобзу .

Соната разделена на три части :

  1. Модерато Малинконико
  2. Andante sostenuto e misterioso
  3. Allegro con brio, ma non troppo mosso

Первая часть представлена ​​в свободной форме сонаты-аллегро , начиная с учтивой и ностальгической первой тематической группы, представленной непрерывными и гибкими линиями на фортепиано и более неуверенно на скрипке. Когда этот материал вернется в перепросмотр, он превратится в своего рода » horă bătrînească» (танец стариков). Вторая тематическая группа привносит контрастирующую атмосферу умеренности и усиленной цветовой дифференциации, характерную для дальнейшего развития во второй части. Развитие ограничивается почти полностью материалом из первой тематической группы, но после перепросмотра есть расширенная кода , которая объединяет Мотивные фрагменты из обоего групп. Преобразование материала из лирического песенного стиля изложения и развитие в стойкие танцевальные ритмы перепросмотра придает движению общее впечатление двухчастной рапсодии в традиционном паттерне лассу-фрисс .

Вторая часть может быть описана как песенная форма, состоящая из трех частей: длинная вступительная часть, наполненная самоанализом и поэтическими гранями, где скрипка играет почти полностью гармонично, за которой следует контрастирующая центральная часть в народном стиле, и возвращение вступления. материал с завершающей нежной кодой.

Финал в форме рондо с припевом, мелодия которого напоминает танец медведя из северной Молдавии. Несмотря на секционную форму, тематический материал подвергается постоянным изменениям — процесс, особенно четко обозначенный в секции C, которая структурирована как миниатюрная тема и вариации . Эта процедура приводит к эффекту, описанному как «рапсодический стиль» Энеску.

Источник

Оцените статью