Янка особый резон укулеле

Янка Дягилева — Особый резон

Слушать Янка Дягилева — Особый резон
Слушайте Особый резон — Янка Дягилева на Яндекс.Музыке
Текст Янка Дягилева — Особый резон

По перекошенным ртам,
Продравшим веки кротам
Видна ошибка ростка
По близоруким глазам,

Не веря глупым слезам,
Ползет конвейер песка
Пока не вспомнит рука
Дрожит кастет у виска,

Зовет косая доска
Я у дверного глазка
Под каблуком потолка
У входа было яйцо
Или крутое словцо,
Я обращаю лицо.

Кошмаром дернулся сон,
Новорожденный масон
Поет со мной в унисон.
Крылатый ветер вдали
Верхушки скал опалил,
А здесь ласкает газон
На то особый резон.

Hа то особый отдел
Hа то особый режим
Hа то особый резон
Проникший в щели конвой
Заклеит окна травой,
Нас поведут на убой
Перекрестится герой,

Шагнет в раздвинутый строй
Вперед за Родину в бой
И сгинут злые враги
Кто не надел сапоги,

Кто не простился с собой
Кто не покончил с собой
Всех поведут на убой
Hа то особый отдел
Hа то особый режим
Hа то особый резон

Источник

Янка особый резон укулеле

ЯНКА ДЯГЕЛЕВА «ОСОБЫЙ РЕЗОН»

Трудно судить, насколько различные аранжировки соответствуют общему замыслу песни, поскольку музыкальным продюссером выступал Егор Летов — человек с довольно крепкой художественной концепцией и авторитарным складом ума. Можно только заметить, что песня написана в миноре, но имеет достаточно бодрый темп. Что это может означать? Активность мирового зла? Поищем соответствий этой идее в тексте:

По перекошенным ртам продравшим веки кротам
Видна ошибка ростка.

Кротами здесь именуется та часть общества, которая привыкла не видеть света, принимать вещи такими, какие они есть. Это обыватели, которые не стремятся подняться выше уровня своей рутинной жизни. Однако теперь эти кроты «продирают веки». Что-то вывело их за рамки очевидных истин. Что же они видят за гранью своего кругозора? Они видят росток. Тянущийся к свету и небу росток, противопоставляется кротам, живущим ниже уровня земли. Кроты замечают росток только для того, чтобы осудить его, признать его путь ошибочным. То есть обыватель, сталкиваясь с кем-то, живущим по другому и для другого, кривит губы, стремится доказать себе и окружающим ошибочность других способов жизни, иллюзорность других ценностей. Это позволяет ему оправдать собственную приземлённость.

По близоруким глазам, не веря глупым слезам,
Ползёт конвеер песка.

Возможно, близорукие глаза принадлежат кротам. Кроты недальновидны, их кругозор узок. Однако и из этих глаз текут слёзы. О чём плачут кроты? Бесполезно спрашивать об этом их самих. Если мир устроен неправильно, это сказывается на всех. Если кто-то близорук, значит, это кому-то выгодно. Кроты обмануты, но отказываются это признать, продолжая тем не менее страдать от глобальной несправедливости. Возьмём к примеру рядового гопника. Он постоянно злится от того, что ему не хватает секса, денег, уважения. Но вместо того, чтобы обвинить во всём себя (не учился в школе, слишком зациклен на сексе и деньгах, а не на духовных ценностях) или государственную систему (масс-культ навязывает ему низменные желания вместо высоких, образование элитарно и т.д.), он негодует на гомосексуалистов и евреев. Такое видение проблемы соответствует уго интеллектуальному уровню. Но сколько бы евреев он ни избил, это не исправит его бедственного положения, не сделает его сексуально привлекательным для фотомоделей.
Так же и со средним классом, и с интеллигенцией – каждому из них предложили свой миф, более примитивное мироощущение. Песок для близоруких глаз поставляется конвейером. То есть промывка мозгов поставлена на поток. Видимо, речь идёт о массовой культуре.
Почему Янка намекает нам о том, что «глупым слезам» стоило бы поверить? Во-первых, чтобы хоть что-то понять, нужно сначала признать себя глупым, «дурачком», то есть осознать, что привычные, «общепринятые» объяснения не годятся. Каждый обманутый обыватель считает себя очень умным, а «глупые слёзы» — это слёзы раскаянья, это чистое и искреннее чувство.

Пока не вспомнит рука, дрожит кастет у виска,
Зовёт косая доска.

Кто и кому прижимает к виску кастет? Возможно, это тот самый вышеупомянутый гопник, один из обманутых кротов, нашедший корень всех зол в безобидном хиппи. Каково жилось Янке и её товарищам в 80-е годы? Правительственная пропаганда винила во всех грехах и проблемах неформальные субкультуры. В подмосковьи с ведома силовых структур тренировались группировки «люберов», сейчас роль «удобных экстремистов» выполняют скинхеды. Их натравливают на неугодные молодёжные собрания. Таким образом, думающая, активная молодёжь всегда будет знать, что такое «кастет у виска».
Вот только о чём должна вспомнить рука? О христианских заповедях? О презумпции невиновности? Мне трудно ответить.
Наиболее отчётливая ассоциация с косой доской – фильмы о пиратах. Приговорённый к смерти должен был сам пройти по доске, конец которой висел над водой. Янка намекает на заманчивость летального исхода собственной жизни? Ведь так и случилось – она бросилась в воду. Хотя, история, конечно, тёмная…

Я у дверного глазка под каблуком потолка.

Снова возникает образ дома и связанных с ним символов: дверь, дверной глазок, потолок. Сравните образ дома в сказках про Ежи и Петруччо (см. заметку «Ежи и Петруччо: Подсказки»). Если Ежи смотрел на внешний мир с последнего этажа, то на этот раз герой застыл у дверного глазка. Этот дом не многоэтажен. Это тесная квартира частной жизни. Герой замыкается в себе, в кругу привычных связей, стремится предельно сузить ограничить свой мирок, чтобы в него не проникало ничего инородного. Дверной глазок ставят потому, что боятся других, их предпочитают рассматривать, не открывая двери. Современный человек боится внешнего мира. Неужели Янка причисляет себя к кротам, опасливо выглядывающим из тёмных комнаток своего сознания?
Сверху на них давит «каблук потолка». «Находиться под каблуком», значит всецело подчиняться чему-то, быть во власти чего-то. Что означает символ потолка? Потолок ограничивает высоту, возможность роста. Это предел, назначенный человеку. Бывает потолок карьерный, потолок возможностей, познания. Кто назначает этот потолок? Государство, природа, Бог или сам человек?

У входа было яйцо, или крутое словцо

Образ яйца весьма распространён в мировой мифологии. Он ещё более древний, чем образ дома. По представлениям многих народов мир возник из яйца. Таким образом, на пороге замкнутой частной жизни обывателя оказывается зародыш нового мира. Но, чтобы встретиться с ним, нужно переступить через порог обыденности, преодолеть собственные привычки и страх неизвестности.
Альтернативой новому миру в песне выступает словцо. Оно, как и яйцо, бывает крутым. Янке отлично это известно. Вся маргинальная среда конца советской эпохи строилась вокруг независимых говорунов: писателей-диссидентов, протестных бардов и рок-певцов, запрещённой литературы. Как пел примерно в то же время лидер группы «Калинов Мост» Дмитрий Ревякин: «Я крепко верил в весёлое братство гитар, длинных волос, цветов, крутых скандалов, уверенных ртов». Действительно, рты у неформальной молодёжи восьмидесятых оказались уверенее рук. Сколько их сердца ни требовали перемен — ничего изменить они всерьёз не сумели.

Очень интересная фраза. Янка использует старинное выражение: не «повернуться к чему-либо», а «обращать лицо». Такие архаизмы использовались в Библии, в церковном обиходе. «Обрати лицо на раба Твоего», «и обратил Фараон лицо своё». Автору хочется «обратить лицо» к чему-то важному, священному. Что это может быть? В песне не даётся ответа. Возможно, и сама Янка не видела в окружающей действительности ничего достойного святости.

Кошмаром дёрнулся сон.

Строчка простая и понятная сама по себе. Сонстал кошмаром, сновидец вздрогнул. Но интересно, почему эта строчка возникает именно здесь. Янке, как и Летову, свойственна манера «потока образов». Образы и символы сменяют друг друга, не успевая развернуться и оформиться, без очевидной связки. Несмотря на то, что и Янка, и Летов были образованными и думающими людьми, в творчестве они не стремились к рациональности и схематизации. Цельность художественного мира отдельной песни обеспечивается не единством изначального замысла, а цельностью внутреннего мира автора. Совмещая самые разнообразные образы, бессвязные метафоры, Янка не противоречит себе. Она очень честный человек и ничего не прибавляет для красного словца. Поэтому даже внешне бессвязные образы бьют в общую цель. И попадают.
Жизнь главного героя сравнивается со сном. Это классическая метафора. Но этот сон стал кошмаром. Действительность абсурдна и несправедлива до патологии. В этом и заключается одна из главных идей Янки и Егора. Они стремились продемонстрировать слушателям противоестественность окружающего мира, вызвать почти физическое отвращение к несправедливости, лжи, насилию и, в конечном итоге, спровоцировать к действию.

Новорождённый масон поёт со мной в унисон.

Идея тайного братства спасителей человечества выглядела привлекательной для многих, хотя она сама по себе уже предполагает некую элитарность, иерархию, разделение общества на верхушку (спасителей) и низы (спасаемых). Тем не менее, неформальная среда конца советской эпохи имела ряд черт, роднящих её с сектой: униформа (джинсы, заклёпки, длинные волосы), иконы (рок-кумиры), ритуалы (воскурение травы, концерты). Ни в коем случае не хочу вторить мракобесам, обвиняющим рокеров в повальном сатанизме. Просто обращаю внимание на тот факт, что молодёжи свойственно искать сверх-смысл собственной жизни. Молодому человеку необходимо спасать мир, открывать истину, бороться за правду (если он не умственно отсталый, конечно). Даже самые добропорядочные бюргеры порой в юности грешат любовью к идеям.

Крылатый ветер вдали верхушки скал опалил,
А здесь ласкает газон.

«Крылатый ветер» — классическая поэтическая метафора. Такие не часто встречаются в текстах Янки. Но это логично, ведь «крылатый ветер вдали». То есть всё то, о чём писали прежние поэты, находится где-то далеко. Оно присутствует в творческом мире Янки как несбыточная мечта. И всё же это важно, что автор не зацикливается на констатации дисгармонии действительности, она верит в то, что в жизни есть пространство для свободы, для искренности, для подлинной самореализации, но оно находится где-то далеко, не здесь. Здесь тот же самый ветер ласкает газон – искусственно выращенную траву.
Верхушки скал противопоставляются газону. При этом скалы «опалены» ветром, непрерывно проверяются на прочность, а газон, напротив, изнежен. Борьба, преодоление трудностей – вот естественное состояние человеческой души. Как утверждал один радикальный публицист «Если он продолжает сражаться, значит, он – человек. Если он не сражается, значит, он, вообще говоря, уже не-человек. И только это важно».
В противопоставлении вершин и газона мы возвращаемся к первым образам песни: ростку и кротам. Росток, тянущийся к небу, может превратиться в скалу, противостоящую ветру. Кроты ищут мелких удовольствий в строго отведённых рамках. Откуда берётся такое разделение?

На то особый резон, на то особый отдел,
На то особый режим, на то особый резон.

«Особый резон» — так отвечают, когда отказываются назвать причину. «Так надо», «Там разберутся». Те, кто решают за нас, не собираются ни в чём перед нами отчитываться. Рядовому обывателю почти невозможно разобраться в том, что же на самом деле происходит в мире. Средства массовой информации лгут за деньги, тем же самым занимается искусство. Как прорваться сквозь все напластования неправд?
Следом упоминается «особый отдел». Он будет заниматься теми, кто слишком много хочет знать. Он же незримо контролирует жизнь кротов, чтобы они не выползали за пределы газона.
Если не поможет работа «особого отдела» по контролю, то будет введён «особый режим». Например, чрезвычайное положение, военная диктатура.

Проникший в щели конвой, заклеит окна травой,
Нас поведут на убой.

В последнем куплете логически развивается тема репрессий, давления на неподконтрольные элементы. Конвой проникает сквозь щели дома, то есть врывается в пространство личной жизни героя. Бессмысленно запираться и наблюдать в дверной глазок: никакие меры предосторожности не спасут. Причём, это будет не инспектор, не мировой судья, а сразу конвой. То есть итог заранее предрешён, и никакой суд не поможет. Окна будут заклеены, то есть будет перекрыт доступ свету, воздуху, будет закрыт всякий обзор.
Почему окна будут заклеены травой? Здесь тесная квартирка уже напоминает заколоченный гроб, находящийся под землёй.
За что же герой и ему подобные приговорены к смерти? Ведь они не являлись неприступными скалами-борцами. Очевидно, их вина в том, что они осознавали положение дел, их не удовлетворял навязанный сверху способ существования. Здесь, конечно, Янка описывает своих товарищей из рок-подполья.

Перекрестится герой, шагнёт в раздвинутый строй.
Вперёд за Родину в бой!

Честно говоря, сперва мне казалось, что, оказавшись перед лицом смерти, главный герой вступает в ряды организованного сопротивления «особому режиму». Но почему же, если Янка отчётливо понимала эту необходимость, в молодёжной среде 80-х не было даже намёка на сколько-нибудь серьёзную организацию? Посмотрим на дальнейшее развитие сюжета.

Пусть сгинут злые враги, кто не надел сапоги.

Итак, весь последний куплет произносится как бы от имени конвоиров – людей из «особого отдела». Они забирают героя не на казнь, а призывают в армию, на войну. Армейский призыв – один из сильнейших страхов молодых людей.
Строй раздвигается и принимает нового «защитника Родины». С кем же его заставляют бороться? Кто враг? Все, кто не надел сапоги.
Сапоги – это символ военщины. «Те, кто надел сапоги» — это солдаты, военная верхушка, те, кому она служит (правительство) и те, кто одобряет её действия (обыватели-кроты). Мишенью для атаки, однако, становятся не интервенты, не иностранные армии (уж они-то точно в сапогах), а несогласная молодёжь. Движение хиппи выступало за пацифизм – то бишь отказывалось надевать сапоги и воевать. Подобные мотивы можно разглядеть в песне Егора Летова «Лёд под ногами майора».

Кто не покончил с собой.
Кто не покончил с собой – всех поведут на убой.

Миролюбивые хиппи представляются Янке единственной альтернативой обывательскому существованию и единственным противником «особого режима». Но что могут сделать пассивные неформалы, кроме как осознать несправедливость и извращённость мира, оказаться в пассивной оппозиции и погибнуть?
Отсюда проистекают суицидальные мотивы. Самоубийство представляется как одна из форм протеста, отказа от участия во всеобщем безумии, отказа от уничтожения себе подобных. Причём, под себе подобными подразумеваются именно противники режима.
Заключительная строчка куплета проводит черту, разделяющую людей, на две категории: есть те, кто против «особого режима» и те, кто их убивает.

На то особый резон,
На то особый отдел,
На то особый режим,
На то особый резон.

Думаю, эта песня проливает свет на обстоятельства смерти Янки. Она могла сознательно покончить с собой, как это делали, например, староверы, когда государство пожелало залезть им в душу. Она могла быть «устранена» преданными ребятками из «особого отдела». Лично для Янки разница была невелика. Она понимала, что другой развязки для неё быть не может.

Источник

Оцените статью