Японские народные мелодии ноты

Joe Hisaishi — Сборник нот

Один из самых известных японских композиторов.
В музыкальном колледже заинтересовался современной минималистской музыкой. Свой первый альбом, «Information», он выпустил в 1982 году.
В 1983 году Хисаиси порекомендовали Миядзаки Хаяо для написания сопровождающего альбома к манге «Навсикая из Долины Ветров». Миядзаки так понравилась работа молодого музыканта, что он предложил ему написать музыку к фильму «Навсикая из Долины Ветров» (1985).
Работа над «Навсикаей» прославила Хисаиси. В благодарность он работал над всеми последующими фильмами Миядзаки.
Хисаиси рекордное количество раз (четыре) получал награду японской киноакадемии в номинации «Лучшая музыка к фильму». Три из них — награды за музыку к фильмам Такэси Китано («Сонатина» (1993), «Детки возвращаются» (1996), «Фейерверк» (1997)). Также он написал для Китано саундтреки фильмов «Этим летом самое спокойное море» (1992) и «Лето с Кикудзиро» (1999).
Хисаиси создал музыкальное оформление Параолимпийских игр 1998 года в Нагано.
Блестящий пианист и клавишник, Хисаиси выпустил более 15 сольных альбомов, совершил бесчисленное множество турне с Новым японским симфоническим оркестром, а также неоднократно выступал и записывался вместе с оркестрами лондонской, чешской и феррарской филармоний.

Источник

Рок импровизация >Японская пентатоника

Японские пентатонические гаммы — хорошая основа для импровизации. Об этом знают многие музыканты и гитаристы — не исключение. Некоторые из этих гамм — это, по большому счету, просто мажорные пентатоники, и сложно сказать, где ими начали пользоваться впервые — в Японии или еще раньше, в африканской и европейской народной музыке. Но есть также и оригинальные и своеобразные гаммы, с особым японским «характером». Мы поговорим о пяти из них (по сути, это будут вариации одной и той же гаммы) и посмотрим, как ими можно пользоваться в мелодическом и гармоническом плане в таких жанрах, как метал, блюз и даже джаз-фьюжн.

5 видов японской пентатоники

Основная гамма, которой мы займемся, называется Хирайоши (Hirajōshi). У нее есть пять форм, или обращений, каждая в своей собственной тональности. Важно знать, что эти гаммы произошли от разных видов строя кото (koto) — тринадцатиструнного японского инструмента. Вот формула данной гаммы: 1-2-b3-5-b6. Если взять, например, тональность А, это будет A-B-C-E-F. Можно назвать эту схему натуральной минорной гаммой без четвертой ступени и с пониженной седьмой. Упр. 1 — это аппликатура для этой гаммы на три октавы.

У нее, как и у любой гаммы, есть пять позиций, покрывающих весь гриф. Каждая из них имеет собственное название. Эта система похожа на то, как мы видим лады и мажорную гамму. Как я уже упоминал выше, Хирайоши — это гамма, начинающаяся с тоники (в данном случае это нота А).

В Упр. 2 вы увидите разные варианты (или лады) гаммы Хирайоши. Вот их названия: Хирайоши (Hirajōshi), Ивато (Iwato), Кумои (Kumoi), Хон Кумои Шиози (Hon Kumoi Shiouzi) и последний, который мы назовем просто «пятым ладом».

Многие рок- и метал-гитаристы, в том числе Марти Фридман (Marty Friedman) и Тосин Абаси (Tosin Abasi), активно пользуются ими. Теперь попробуем разучить два пассажа, которые помогут вам хорошенько запомнить особенности этих гамм.

Упр. 3 — это восходяший и нисходяший пассаж на основе пятого лада гаммы Хирайоши. Играйте его так, как написано, с хаммер-онами и пулл-оффами. Затем попробуйте без них, извлекая каждую ноту медиатором.

Упр. 4 — другой пассаж. В первой его половине ноты расположены довольно плотно. Попробуйте сыграть эти пассажи в других ладах и позициях.

Аккорды, построенные на гамме Хирайоши

А теперь посмотрим, какие аккорды можно создать на основе этой гаммы. В Упр. 5 мы создаем аккорды так: берем каждую ноту гаммы по очереди и принимаем ее за тонику. Затем присоединяем к ней другие ноты гаммы. Некоторые из аккордов покажутся вам не таким простыми, но главное здесь — не сдаваться сразу. Для всего нужно время и терпение. У вас все получится!

Сейчас поговорим о более модальном применении гаммы, которое отлично работает в блюзе и в джазе-фьюжн. Все, что мы делали до сих пор, хорошо сочетается со звучанием натурального минора, но у этой гаммы есть еще целая куча других возможностей.

Следующая группа примеров нацелена на сравнение разных ладов гаммы Хирайоши с западными ладами, уже знакомыми вам. В каждом примере вы найдете как аппликатуру, так и диатонические аккорды (наподобие того, что мы делали в Упр. 5).

В Упр. 6 видно, что гамма А-Хирайоши основывается на эолийском ладу и хорошо сочетается с минорным контекстом.

Следующий лад — Ивато — базируется на локрийском ладу, и его можно применять на фоне полууменьшенных аккордов ( Упр. 7 ).

Далеко не все японские гаммы звучат зловеще и угрожающе. В Упр. 8 мы видим лад Кумои и его применение на фоне мажорных септаккордов и аккордов лидийского лада.

Упр. 9 — это лад Хон Кумои Шиози. В него входят пониженная вторая и шестая ступень, поэтому его можно сравнить с фригийским ладом. Если добавить ноту G, он тоже будет звучать хорошо.

И в заключение пятый лад (см. Упр. 10 ). Он придает мажорное звучание за счет третьей и повышенной одиннадцатой ступени — основной ноты лидийского лада.

Мы перечислили пять из семи мажорных ладов, не упомянув самые распространенные — дорийский и миксолидийский. В следующих двух примерах мы исправим это упущение.

Дорийский и миксолидийский лады в японских гаммах

На основе аккордов дорийского лада хорошо звучит гамма Хирайоши, базирующаяся на квинте аккорда. Например, на фоне А-дорийского лада следует играть Е-Хирайоши ( Упр. 11 ).

То же правило можно применить и к миксолидийскому ладу. На этот раз мы играем гамму Хирайоши на тон выше тоники. В Упр. 12 вы увидите, как гамма В-Хирайоши сочетается с А-миксолидийским ладом. Здесь-то и начинаются закрученные блюзовые фразы!

Последняя тональность, которой мы коснемся, характерна для джаза. Если играть гамму Хирайоши на полтона выше тоники измененного аккорда, получается отличное звучание. Здесь присутствуют ступени b9, #9 и b13 ( Упр. 13 ). Поэкспериментируйте с солированием на фоне E7alt прогрессии Аm, используя гамму F-Хирайоши для пентатоники А минор.

Японская пентатоника? Что-то новенькое.. Раньше не слышал о такой пентатонике, но звучит она и вправду здорово и с восточным оттенком.

Вся японская народная музыка построена на этих пентатониках так-то.

Вообще-то пентатоника — это и есть японская музыка.

Это звучит примерно как «Буква А — это и есть английский язык»

Не «Хирайоши», а «Хираёси» же.
ひらよし

что-то я в уопр не слышу восточных оттенков(((

Ну Япония это же восток)))

Все эти пентатоники обращения диатонических

Ой ну собрались знатоки со всего света! Смешно ребят читать ваши комменты,а может это фред-хитараст всё понаписал,решив блеснуть своим отсутствием здравого смысла? Залогинься нелюдь!

А при чём тут Фред сразу? Это ты решил блеснуть своей тупостью, приплетая кого взбредёт. Нубцы обычные тут пишут, кто ещё?

Источник

Японские народные мелодии ноты

Автор: сост. Г. Митчелл
Год: 1979
Издательство: Музыка
Страниц: 40
Формат: PDF
Размер: 3,8 МВ
Язык: русский

Вашему вниманию предлагается нотное издание: «Детские пьесы современных японских композиторов для фортепиано». Составитель Галина Владимировна Митчелл.

СОДЕРЖАНИЕ:

Ясуси Акутагава. Две пьесы для детей
Бин Канэда. Марш гусей
Бин Канэда. Две пьесы из цикла «Четыре настроения»
1. Весной хочется спать
2. Зимой в горах
Рёхэй Накатава. Колыбельная
Хидэхико Хагихара. Рассказ
Ёсинао Накада. Две пьесы
1. Пусть завтра будет хорошая погода
2. Настала хорошая погода
Кадзуо Ямада. Красивая маленькая прелюдия
Акихиро Цукатани. Багатель
Кодзи Таку. Две пьесы
1. Серенада
2. Арабеска
Ёсинао Накада. Шесть пьес
1. Танец дикарей
2. Японский праздник
3. Маленькие горцы
4. Гоночная машина
5. История, увиденная во сне
6. Быстрый этюд

СКАЧАТЬ \ DOWNLOAD:

Источник

Joe Hisaishi — Сборник нот

Один из самых известных японских композиторов.
В музыкальном колледже заинтересовался современной минималистской музыкой. Свой первый альбом, «Information», он выпустил в 1982 году.
В 1983 году Хисаиси порекомендовали Миядзаки Хаяо для написания сопровождающего альбома к манге «Навсикая из Долины Ветров». Миядзаки так понравилась работа молодого музыканта, что он предложил ему написать музыку к фильму «Навсикая из Долины Ветров» (1985).
Работа над «Навсикаей» прославила Хисаиси. В благодарность он работал над всеми последующими фильмами Миядзаки.
Хисаиси рекордное количество раз (четыре) получал награду японской киноакадемии в номинации «Лучшая музыка к фильму». Три из них — награды за музыку к фильмам Такэси Китано («Сонатина» (1993), «Детки возвращаются» (1996), «Фейерверк» (1997)). Также он написал для Китано саундтреки фильмов «Этим летом самое спокойное море» (1992) и «Лето с Кикудзиро» (1999).
Хисаиси создал музыкальное оформление Параолимпийских игр 1998 года в Нагано.
Блестящий пианист и клавишник, Хисаиси выпустил более 15 сольных альбомов, совершил бесчисленное множество турне с Новым японским симфоническим оркестром, а также неоднократно выступал и записывался вместе с оркестрами лондонской, чешской и феррарской филармоний.

Источник

Японские гаммы

До этой статьи все обозреваемые мной гаммы и лады относились к категории общепринятых и наиболее распространенных. Однако можно выделить также в отдельную категорию лады, которые принято называть экзотическими.

Данные лады активно используются музыкантами стилей фьюжн, прогрессив металл и им подобных. Внутри экзотических ладов также можно выделить два подвида — это лады искусственного происхождения, которые являются результатом работы какого-либо конкретного композитора (например, целотонная гамма — гамма Глинки, уменьшенный лад — лад Римского-Корсакова и т.д.) и лады народного происхождения, которые перенесены в профессиональное творчество из фольклора. К таким ладам относятся разные балканские,обиходные лады, японские, китайские гаммы и т.д.

Большое преимущество данной группы ладов, что их можно изучать на примере народных мелодий, в которых уже содержатся готовые интонации, которые можно смело заимствовать и использовать в своих импровизациях и творчестве.

Из современных артистов, использующих экзотические гаммы, можно в первую очередь выделить Марти Фридмана, который является автором видеошколы по экзотическим ладам, группу Dream Theater, Майкла Шэнкера,Uli John Roth и конечно же Mattias IA Eklundh.

Сегодня речь пойдет о разновидностях японской гаммы.

  1. Хирайоши (The Hirajoshi Scale)

По сути, все варианты японской гаммы представляют из себя условные пентатоники. Условной называется пентатоника, которая не соответствует базовому правилу пентатоники (построение лада по квинтам). Обычно условные пентатоники содержат малые секунды, которые, как мы знаем, в обычной пентатонике не встречаются.

Формула для гаммы хирайоши следующая: Т-П-2-П-2, где Т — означает тон, П-полутон, а 2 большую терцию или 2 тона.

Для лада от ноты A лад будет выглядеть таким образом:

Как видно из примера, данный лад похож на минорную гамму и может быть записан, как 1,2,b3,5,b6

Эта разновидность лада наиболее популярна и часто применяется в японских фолк мелодиях.

2. Hon Kumoi (хон кумои)

Полное название этой гаммы Hon Kumoi Shiouzhi.

В действительности слово shiouzhi является одним из названий японского народного инструмента кото, а наименования Hon, Kumoi варианты его настройки.

Лад Kumoi имеет следующую формулу П-2-Т-П-2

Обратите внимание на то, что это обращение лада хирайоши от 4 ступени. Формула лада 1, b2, 4, 5, b6

3. Iwato (По версии Слонимского Hirajōshi)

Это более экзотическая версия лада, однако она обладает особым японским звучанием.

Формула лада П-2-П-2-Т

Формула этого лада :1 -b2-4-b5-b7. Похоже на локрийский лад без терции и сексты. Характерно отсутствие терции.

4. Kumoi

Следующая разновидность лада хирайоши называется просто Kumoi или Real Kumoi (в отличии от Hon Kumoi).

В отличии от предыдущих ладов — эта версия лада имеет мажорное звучание и следующую формулу:

Гамма имеет героическое,»самурайское звучание».Формула лада 1-3-4-6-7 (то есть он состоит из ступеней мажорной гаммы)

5. Chinese scale, Raga Amritavarsini (по версии Terry Burrows Hirajōshi)

Последний вид японской гаммы имеет следующую формулу 2-Т-П-2-П и, также как предыдущий лад, начинается с большой терции и имеет мажорное наклонение.

Ноты лада A-C#-D#-E-G#

Формула лада 1-3-#4-5-7 .Обратите внимание на наличие лидийской ступени,что заметно в характере звучания самого лада.

6. In Sen

Последний лад который мы рассмотрим, по структуре отличается от хирайоши и из него можно также извлечь еще 4 дополнительных лада (они не имеют названий).

Формула этого лада 1-2b-4-5-7b или П-2-Т-1/5Т-1.

Как видите здесь присутствует малая терция.

Получилась пентатоника с фригийским наклонением,которую можно использовать для обыгрывания доминантсептаккорда в миноре либо альтерированного в мажоре.

Итак, теперь Вам известны 6 японских ладов, которые являются пентатониками с минорным и мажорным наклонения. В импровизации их можно использовать для обыгрывания тех же аккордов,что и аккорды соответствующие гаммам (например, Сhise Scale можно использовать для обыгрывания maj аккордов или аккордов sus).

Chord Scale Theory

Что даст вам данный курс?

Фундаментальное понимание ладов и их роли в современной музыке

Вы детально проработает и поймете все важнейшие лады современной музыки в контексте гармонии

Вы научитесь применять лады в вашем творчестве: импровизации, композиции, сограйтинге, аранжировке

Источник

Оцените статью