Японские ноты для сякухати

Японские ноты для сякухати

СЯКУХАТИ
Разновидности нотной записи

В этой главе мы сделаем небольшой обзор видов и способов нотной записи в практике сякухати. Как уже было сказано выше, ноты в сякухати записываются значками катаканы — японской слоговой азбуки. Данный вид записи уникален для сякухати и не применяется для других инструментов. Собственно, ноты записывают не тональность, как в западных нотах, а аппликатуру и действия музыканта. Одна и та же нота на флейтах разной длины будет исполняться одиннаково, но звучать на разной высоте. Поэтому в ансамблевых произведениях обязательно указывается длина флейты, для которой писалась музыка.

До определённого момента традиции сякухати существовали и передавались исключительно в устной форме от учителя к ученику. Поскольку произведения имели сугубо медитативно-ритуальный смысл, то практикующий проводил много времени совершенствуя малое число пьес, иногда посвящая всю жизнь одной из них.

Мы не будем вдаваться в историю школ, т.к. этому будет отведена отдельная глава. Отметим только, что огромное количество стилей и школ привело к большим вариациям в нотной записи, иногда совершенно непонятным для представителей других школ. Даже в пределах одной школы зачастую используются разные обозначения, а иногда одни и те же обозначения могут интерпретироваться по-разному.
Давайте рассмотрим несколько наиболее применяемых видов нот.

Прежде всего, разделим все ноты на две большие категории: ноты ритмичные и неритмичные. Ритмичная запись применяется для записи ансамблевых и народных произведений, т.е в любых случаях, где во время игры музыки возможен счёт раз-и-два-и-. и т.п.
Неритмичная, наоборот, не приемлет счёта, не имеет обозначенного ритма и размерности. Ритмовые отметки могут только указывать на относительную длину нот, а между фразами вставляются паузы, или МА. Продолжительность МА определяется играющим интуитивно и зависит от внутреннего настроя, характера произведения и т.п.

РИТМИЧНАЯ ЗАПИСЬ наиболее часто представлена нотами школ Кинко или Тозан. На сегодня эти две школы являются ведущими в исполнении ансамблевой музыки. Также имеется немало современных композиций, записанных тем или иным образом. Ритмичная запись в большинстве случаев выполнена традиционным способом: вертикальными столбиками, расположенными справа налево. Однако, довольно нередко можно увидеть горизонтальную запись, если партия сякухати вписана в нотах вместе с другими инструментами, ноты которых пишут горизонтально.
Картинки кликабельны.

Сравним запись нот Кинко и Тозан. На рисунке представлены отрывки одного и того же произведения, записанного разными нотами.

Кинко, в левой части, характеризуется, прежде всего, тактовыми отметками справа и слева от нот, а также вертикальными линиями, проходящими через центр нотной колонки. Эти линии и отметки определяют продолжительность нот.
Тозан (справа) характерен тем, что вертикальные линии расположены справа от нот. Они и определяют их продолжительность. Тактовые отметки отсутствуют. Ноты написаны в клетках — тактах, а в начале каждого произведения стоит размерность. Как правило, это 4/4 или 2/4. Само по себе, написание нот в клетках НЕ ЯВЛЯЕТСЯ отличительным признаком Тозан. Как мы увидим ниже, Кинко школа также пользуется этим приёмом. Однако отсутствие нот РИ и ХИ очень характерно для нот Тозан. В этом прослеживается то, что школа Тозан вышла из школы Меян, где также отсутствуют эти ноты.
Значок «Z», который я нарисовал в Кинко секции, просто отсекает первый столбец в Кинко на том же уровне, на котором заканчивается первый столбец в Тозан записи. Остальные столбики не соответствуют друг другу из-за разной плотности записи.

Выше я написал, что заключение нот в клетки не является исключительным признаком записи Тозан. Для иллюстрации приведу пример современного трио в стиле Кинко. Хоть запись ведётся в «тактовом» стиле с указанием размерности (4/4), от Тозан эта запись отличается тактовыми отметками возле нот (Тозан ставит вертикальные линии справа от нот, см. выше). Вертикальные линии применяются для обозначения звуковой орнаментации (вибрато в данном случае), также имеются другие элементы западной музыки. Самый первый (левый верхний) такт отведён под инструкции: указывает номер партии и размерность флейты (в данном случае — все три — 1.8)

Характерные особенности стиля Кинко в данной записи — линии, проходящие через центр нот, а также тактовые отметки.

А это — отрывок полного варианта «Облачного Льва» в записи Chikuyusha.Этим трио мы открываем наш концерт. Произведение очень мелодичное и ритмичное, и, в отличии от традиционных медитативных пьес, здесь необходимо абсолютно точно соблюдать размерности и ритм. В начале произведения указан размер флейт, на которых исполняется каждая партия.

Три столбика составляют трио, а вертикальные линии — просто разделители. Пометки в нотах мои. Этот пример иллюстрирует горизонтальную запись. Эта запись представляет собой своего рода гибрид, сочетающий нотные обозначения Кинко с несколько модифицированными линиями размерностей из школы Тозан. Подробнее это произведение я разобрал в разделе народной музыки.

НЕРИТМИЧНАЯ ФОРМА ЗАПИСИ применяется в Хонкиёку — медитативной музыке.Там нет ритма. Там есть только звук и паузы между нотами — МА. Форм записи очень много, описать все — задача далеко не из простых. Поэтому я только приведу примеры тех, с которыми я непосредственно столкнулся.

Для начала посмотрим на Хонкиёку произведение в записи Кинко. Обе эти версии принадлежат к Кинко, но немного отличаются по стилю записи. На картинке представлено одно и то же произведение. Тактовые отметки в произведениях Хонкиёку просто указывают на относительную продолжительность нот.

Докиёку — современная школа, созданная в 50-х годах и возглавляемая сегодня учеником Ватазуми Досо мастером Йокояма Кацуя. Школа содержит репертуар из классических Дзэнских произведений, стиль исполнения которых немного модифицирован в свете учения Ватазуми сэнсэя. О Пути Ватазуми у нас пойдёт отдельный разговор.
Нотная запись в этой школе выполнена учеником Йокояма Кацуя, прекрасным мастером игры и мастером каллиграфии Фуруя Теруо.

Вертикальные линии в нотной записи обозначают относительную продолжительность нот, а их отклонения вправо и влево — «сгибание-разгибание» звука в мэри и кари. Стиля игры Докиёку я коснусь отдельно, т.к. в настоящее время три из моих сэнсэев имеют степень Дай Шихан в школе Докиёку и обучают меня именно этому стилю.

Для примера, посмотрим на ноты Shika-no-Tone, или «Далёкий крик оленя». Это классический дуэт, в котором две флейты перекликаются, как два потерявшихся оленя. Здесь представлены 4 варианта записи начала произведения:

1 — Запись в исполнении современного мастера Рони Селдина.
2 и 3 — Кинко версии, которые мы уже видели выше
4 — Докиёку запись в исполнении Фуруя Теруо

Данный пример иллюстрирует простоту и незамысловатость записи Меян. Здесь приведён пример нот из из официального издания набора нот Меян, также известного, как Тайзан-Ха. Тем не менее, существует немало вариантов записи меяновских произведений. Тем более, что храм Меян существовал не как отдельное учреждение, а имел несколько филиалов в разных районах Японии. Мой основной сэнсэй сегодня обучает стилю Меян, поэтому мы коснёмся этих произведений более подробно.

Бывший Кинковец Джин Ниодо узнал от своего учителя, Миура Киндо, о том, что Кинко стиль несколько утратил свою Дзэнскую сущность из-за влияния Гайкиёку. Поэтому он отправился в путешествие по монастырям и храмам, где он собрал все имеющиеся медитативные произведения, какие только смог найти. Старые мастера постепенно покидали нас, поэтому задача его была не только трудной, но и ещё имела временной лимит. Ниодо собрал, по некоторым данным, порядка 200 произведений. 49 из них изданы в официальном наборе Котэн Хонкиёку.

Ниодо был превосходным каллиграфом, и его ноты являются произведениями искусства сами по себе. Кроме нот, Ниодо написал очень много комментариев к каждому произведению, в котором указал особенности исполнения, а также дзэнскую сущность каждой пьесы. Он старался максимально сохранить произведения в том виде, в каком они исполнялись в храмах, в которых они зародились.

Репертуар Ниодо является сегодня одним из краеугольных камней в Котэн Хонкиёку. С репертуара Ниодо я начал обучение Хонкиёку, его я изучаю и сейчас.

Один из ведущих мастеров сегодня, Йошио Курагаши, переписал некоторые произведения записи Ниодо в более «чистый» формат компьютерной вёрстки. Пока что эти ноты применяются, по-видимому, только сэнсэем Курагаши. Сэнсэй Такаши Токуяма — ученик стиля Меян. Его называют современным Ниодо. Он проделал примерно ту же работу, что и Ниодо, собрав имеющиеся произведения из разных храмов в одну коллекцию. Однако, я не слышал, чтобы кто-то обучал стилю Токуямы, кроме самого сэнсэя Токуяма. Ноты Токуямы, в отличие от нот Ниодо, имеют комментарии на английском языке. Но, как сказал мой сэнсэй, похоже на то, что Токуяма подвёл все произведения под один стиль исполнения. Школа Chikuho школа сильно отличается от всех других своей нотной записью. Данная запись встречается довольно редко. Один из моих сэнсэев, Райли Ли, получил один из своих дипломов в школе Чикухо. По его утверждени., ноты этой школы более полно отражают суть игры на сякухати, но у меня пока не было возможности познакомиться с этим поближе. Одно из произведений этой школы, изученных с Райли, я учил по «переведённым нотам», написанным в стиле Докиёку. Если мне удастся больше узнать об этой школе, я непременно напишу.

Очень тяжело, если возможно вообще, описать все имеющиеся школы. Я изложил те, с которыми мне приходится сталкиваться постоянно. Мне приходилось играть несколько стилей. Я начинал с Кинко, но «съехал» в Хонкиёку записи Ниодо. Далее, с уходом от нас сэнсэя Йошизавы я потерял связь с Кинко. У меня осталось 3 сэнсэя из Докиёку, один из Меян, который также имеет степень Дай Шихан в школе Тозан. Вот на этих трёх стилях, по-видимому, я пока и остановлюсь.

Источник

Японские ноты для сякухати

СЯКУХАТИ
Базовые ноты

Этот раздел предстоит пройти всем, кто хочет освоить игру на сякухати в свете национальных традиций Японии. Если основная Ваша цель — всего лишь научиться создавать какое-то подобие звука и поэкспериментировать с флейтой, то предыдущих уроков будет вполне достаточно. Но если же у Вас есть в планах изучить техники изгибания нот и орнаментацию, то без этого урока Вам это не удастся. Весь дальнейший материал будет излагаться с использованием японских нот и терминов.

Нотное обозначение в сякухати относится не к конкретным звукам, а к аппликатуре. Каждый значёк обозначает определённое положение пальцев, и это положение будет создавать разные тональности на флейтах разной длины. Стандартная длина сякухати, как я уже писал, равна 1,8 японских фута. Как правило, ансамблевые произведения имеют указание в самом начале, на флейте какой длины играется данная партия. Очень часто произведения с кото исполняются на флейте 1,6 в тональности Е, а медитативные произведения играются на флейте 2,0, 2,1, 2.4, 2.7, а иногда на 3.0 или 3.1.

Я не ставлю сейчас целью описать флейты Хотику. Эта тема огромна и сама по себе заслуживает отдельного проекта.

Итак, начнём с пяти основных нот сякухати.

Обозначение (Катакана)
Произношение (Оцу) РО ЦУ РЭ ЧИ РИ РО (Кан)
Тональность на 1,8 D (Ре) F (Фа) G (Соль) A (Ля) C (До) D (Ре)
Аппликатура
Отверстия нумеруем снизу:1, 2, 3, 4
5-е отверстие отделено чертой, оно находится на обратной стороне флейты
Примечания Нижняя октава — оцу кан
Передув

В данной и в дальнейши схемах я буду придерживаться следующих обозначений:
1 — открытое отверстие, палец полностью поднимается
2 — закрытое отверстие, герметичность обязательна
3 — «затенённое» отверстие, частичное перекрытие на 1/3. 1/2. Находится опытным путём
4 — отверстие закрыто на 3/4. Два последние пункта мы будем разбирать в дальнейшем.

На схеме вы видите маленькие точки возле отверстий 2, 4 и 5. Эти точки обозначают отверстия, играющие роль в создании акцента или повторения конкретной ноты. Так, если нужно повторить ноту Цу, то указательный палец правой руки, закрывающий второе отверстие, на долю секунды поднимается и опять закрывает отверстие. Создаётся отчётливый скачёк звука, отделяющий одну ноту от другой. Это называется осу или оси. Другие техники акцента мы разберём в последующих главах.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, что указанные техники акцентирования нот принадлежат школе Кинко, с которой я начинал изучение сякухати. В школах Меян, Тозан и Докиёку акцентирование проводится по-другому. Кроме того, сами ноты, описанные здесь, принадлежат школе Кинко. Это мы разберём в соответствующих главах.

Обратим внимание на следующие детали:

Значёк оцу (левый) или рио (правый) применяются для обозначения нижней октавы флейты. Обычно один из этих значков рисуется рядом с нотой. Последующие ноты играются в той же октаве, пока не встретится переход на другую октаву.
Значёк кан обозначает верхнюю октаву. Аналогично нижней, все ноты играются в верхней октаве, пока не встретится переход. Добивается звучание за счёт передува, чему будет посвящена отдельная глава.
Дай кан — это третья октава, её звучание достигается сильным передувом. Обозначается двумя значками вместе.

В разных источниках можно встретить немного отличающуюся аппликатуру. Я описываю ту, с которой я начинал, и которая описана в книге сэнсэя Масаюки Кога (школа Кинко). Периодически я буду приводить альтернативные пальцовки на некоторые ноты. Часто альтернативы применяются для изменения тембра звучания в соответствии с настроением произведения.
Кроме того, альтернативные аппликатуры будут затронуты при разборе нот и традиций разных школ.

Нота Ро нижнего регистра является одной из сложных, особенно для начинающих. Но важность этой ноты для игры на сякухати в целом тяжело переоценить. Поэтому я советую уделить этому звуку особое внимание.

Следующий отрывок даёт возможность прослушать базовые ноты нижнего и верхнего регистров. Первые пять нот отрывка
РО-ЦУ-РЕ-ЧИ-РИ, после чего идёт РО верхнего ( кан ) регистра.
Прослушать

Источник

Оцените статью