Японские ноты для сякухати
СЯКУХАТИ
Разновидности нотной записи
В этой главе мы сделаем небольшой обзор видов и способов нотной записи в практике сякухати. Как уже было сказано выше, ноты в сякухати записываются значками катаканы — японской слоговой азбуки. Данный вид записи уникален для сякухати и не применяется для других инструментов. Собственно, ноты записывают не тональность, как в западных нотах, а аппликатуру и действия музыканта. Одна и та же нота на флейтах разной длины будет исполняться одиннаково, но звучать на разной высоте. Поэтому в ансамблевых произведениях обязательно указывается длина флейты, для которой писалась музыка.
До определённого момента традиции сякухати существовали и передавались исключительно в устной форме от учителя к ученику. Поскольку произведения имели сугубо медитативно-ритуальный смысл, то практикующий проводил много времени совершенствуя малое число пьес, иногда посвящая всю жизнь одной из них.
Мы не будем вдаваться в историю школ, т.к. этому будет отведена отдельная глава. Отметим только, что огромное количество стилей и школ привело к большим вариациям в нотной записи, иногда совершенно непонятным для представителей других школ. Даже в пределах одной школы зачастую используются разные обозначения, а иногда одни и те же обозначения могут интерпретироваться по-разному.
Давайте рассмотрим несколько наиболее применяемых видов нот.
Прежде всего, разделим все ноты на две большие категории: ноты ритмичные и неритмичные. Ритмичная запись применяется для записи ансамблевых и народных произведений, т.е в любых случаях, где во время игры музыки возможен счёт раз-и-два-и-. и т.п.
Неритмичная, наоборот, не приемлет счёта, не имеет обозначенного ритма и размерности. Ритмовые отметки могут только указывать на относительную длину нот, а между фразами вставляются паузы, или МА. Продолжительность МА определяется играющим интуитивно и зависит от внутреннего настроя, характера произведения и т.п.
РИТМИЧНАЯ ЗАПИСЬ наиболее часто представлена нотами школ Кинко или Тозан. На сегодня эти две школы являются ведущими в исполнении ансамблевой музыки. Также имеется немало современных композиций, записанных тем или иным образом. Ритмичная запись в большинстве случаев выполнена традиционным способом: вертикальными столбиками, расположенными справа налево. Однако, довольно нередко можно увидеть горизонтальную запись, если партия сякухати вписана в нотах вместе с другими инструментами, ноты которых пишут горизонтально.
Картинки кликабельны.
Сравним запись нот Кинко и Тозан. На рисунке представлены отрывки одного и того же произведения, записанного разными нотами.
Кинко, в левой части, характеризуется, прежде всего, тактовыми отметками справа и слева от нот, а также вертикальными линиями, проходящими через центр нотной колонки. Эти линии и отметки определяют продолжительность нот.
Тозан (справа) характерен тем, что вертикальные линии расположены справа от нот. Они и определяют их продолжительность. Тактовые отметки отсутствуют. Ноты написаны в клетках — тактах, а в начале каждого произведения стоит размерность. Как правило, это 4/4 или 2/4. Само по себе, написание нот в клетках НЕ ЯВЛЯЕТСЯ отличительным признаком Тозан. Как мы увидим ниже, Кинко школа также пользуется этим приёмом. Однако отсутствие нот РИ и ХИ очень характерно для нот Тозан. В этом прослеживается то, что школа Тозан вышла из школы Меян, где также отсутствуют эти ноты.
Значок «Z», который я нарисовал в Кинко секции, просто отсекает первый столбец в Кинко на том же уровне, на котором заканчивается первый столбец в Тозан записи. Остальные столбики не соответствуют друг другу из-за разной плотности записи.
Выше я написал, что заключение нот в клетки не является исключительным признаком записи Тозан. Для иллюстрации приведу пример современного трио в стиле Кинко. Хоть запись ведётся в «тактовом» стиле с указанием размерности (4/4), от Тозан эта запись отличается тактовыми отметками возле нот (Тозан ставит вертикальные линии справа от нот, см. выше). Вертикальные линии применяются для обозначения звуковой орнаментации (вибрато в данном случае), также имеются другие элементы западной музыки. Самый первый (левый верхний) такт отведён под инструкции: указывает номер партии и размерность флейты (в данном случае — все три — 1.8)
Характерные особенности стиля Кинко в данной записи — линии, проходящие через центр нот, а также тактовые отметки.
Три столбика составляют трио, а вертикальные линии — просто разделители. Пометки в нотах мои.
НЕРИТМИЧНАЯ ФОРМА ЗАПИСИ применяется в Хонкиёку — медитативной музыке.Там нет ритма. Там есть только звук и паузы между нотами — МА. Форм записи очень много, описать все — задача далеко не из простых. Поэтому я только приведу примеры тех, с которыми я непосредственно столкнулся.
Докиёку — современная школа, созданная в 50-х годах и возглавляемая сегодня учеником Ватазуми Досо мастером Йокояма Кацуя. Школа содержит репертуар из классических Дзэнских произведений, стиль исполнения которых немного модифицирован в свете учения Ватазуми сэнсэя. О Пути Ватазуми у нас пойдёт отдельный разговор.
Нотная запись в этой школе выполнена учеником Йокояма Кацуя, прекрасным мастером игры и мастером каллиграфии Фуруя Теруо.
Вертикальные линии в нотной записи обозначают относительную продолжительность нот, а их отклонения вправо и влево — «сгибание-разгибание» звука в мэри и кари. Стиля игры Докиёку я коснусь отдельно, т.к. в настоящее время три из моих сэнсэев имеют степень Дай Шихан в школе Докиёку и обучают меня именно этому стилю.
Для примера, посмотрим на ноты Shika-no-Tone, или «Далёкий крик оленя». Это классический дуэт, в котором две флейты перекликаются, как два потерявшихся оленя. Здесь представлены 4 варианта записи начала произведения:
1 — Запись в исполнении современного мастера Рони Селдина.
2 и 3 — Кинко версии, которые мы уже видели выше
4 — Докиёку запись в исполнении Фуруя Теруо
Бывший Кинковец Джин Ниодо узнал от своего учителя, Миура Киндо, о том, что Кинко стиль несколько утратил свою Дзэнскую сущность из-за влияния Гайкиёку. Поэтому он отправился в путешествие по монастырям и храмам, где он собрал все имеющиеся медитативные произведения, какие только смог найти. Старые мастера постепенно покидали нас, поэтому задача его была не только трудной, но и ещё имела временной лимит. Ниодо собрал, по некоторым данным, порядка 200 произведений. 49 из них изданы в официальном наборе Котэн Хонкиёку.
Ниодо был превосходным каллиграфом, и его ноты являются произведениями искусства сами по себе. Кроме нот, Ниодо написал очень много комментариев к каждому произведению, в котором указал особенности исполнения, а также дзэнскую сущность каждой пьесы. Он старался максимально сохранить произведения в том виде, в каком они исполнялись в храмах, в которых они зародились.
Репертуар Ниодо является сегодня одним из краеугольных камней в Котэн Хонкиёку. С репертуара Ниодо я начал обучение Хонкиёку, его я изучаю и сейчас.
Очень тяжело, если возможно вообще, описать все имеющиеся школы. Я изложил те, с которыми мне приходится сталкиваться постоянно. Мне приходилось играть несколько стилей. Я начинал с Кинко, но «съехал» в Хонкиёку записи Ниодо. Далее, с уходом от нас сэнсэя Йошизавы я потерял связь с Кинко. У меня осталось 3 сэнсэя из Докиёку, один из Меян, который также имеет степень Дай Шихан в школе Тозан. Вот на этих трёх стилях, по-видимому, я пока и остановлюсь.
Источник
Японские ноты для сякухати
СЯКУХАТИ
Базовые ноты
Этот раздел предстоит пройти всем, кто хочет освоить игру на сякухати в свете национальных традиций Японии. Если основная Ваша цель — всего лишь научиться создавать какое-то подобие звука и поэкспериментировать с флейтой, то предыдущих уроков будет вполне достаточно. Но если же у Вас есть в планах изучить техники изгибания нот и орнаментацию, то без этого урока Вам это не удастся. Весь дальнейший материал будет излагаться с использованием японских нот и терминов.
Нотное обозначение в сякухати относится не к конкретным звукам, а к аппликатуре. Каждый значёк обозначает определённое положение пальцев, и это положение будет создавать разные тональности на флейтах разной длины. Стандартная длина сякухати, как я уже писал, равна 1,8 японских фута. Как правило, ансамблевые произведения имеют указание в самом начале, на флейте какой длины играется данная партия. Очень часто произведения с кото исполняются на флейте 1,6 в тональности Е, а медитативные произведения играются на флейте 2,0, 2,1, 2.4, 2.7, а иногда на 3.0 или 3.1.
Я не ставлю сейчас целью описать флейты Хотику. Эта тема огромна и сама по себе заслуживает отдельного проекта.
Итак, начнём с пяти основных нот сякухати.
Обозначение (Катакана) | ||||||
Произношение | (Оцу) РО | ЦУ | РЭ | ЧИ | РИ | РО (Кан) |
Тональность на 1,8 | D (Ре) | F (Фа) | G (Соль) | A (Ля) | C (До) | D (Ре) |
Аппликатура Отверстия нумеруем снизу:1, 2, 3, 4 5-е отверстие отделено чертой, оно находится на обратной стороне флейты | ||||||
Примечания | Нижняя октава — оцу | кан Передув |
1 — открытое отверстие, палец полностью поднимается
2 — закрытое отверстие, герметичность обязательна
3 — «затенённое» отверстие, частичное перекрытие на 1/3. 1/2. Находится опытным путём
4 — отверстие закрыто на 3/4. Два последние пункта мы будем разбирать в дальнейшем.
На схеме вы видите маленькие точки возле отверстий 2, 4 и 5. Эти точки обозначают отверстия, играющие роль в создании акцента или повторения конкретной ноты. Так, если нужно повторить ноту Цу, то указательный палец правой руки, закрывающий второе отверстие, на долю секунды поднимается и опять закрывает отверстие. Создаётся отчётливый скачёк звука, отделяющий одну ноту от другой. Это называется осу или оси. Другие техники акцента мы разберём в последующих главах.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, что указанные техники акцентирования нот принадлежат школе Кинко, с которой я начинал изучение сякухати. В школах Меян, Тозан и Докиёку акцентирование проводится по-другому. Кроме того, сами ноты, описанные здесь, принадлежат школе Кинко. Это мы разберём в соответствующих главах.
Обратим внимание на следующие детали:
Значёк оцу (левый) или рио (правый) применяются для обозначения нижней октавы флейты. Обычно один из этих значков рисуется рядом с нотой. Последующие ноты играются в той же октаве, пока не встретится переход на другую октаву. | |
Значёк кан обозначает верхнюю октаву. Аналогично нижней, все ноты играются в верхней октаве, пока не встретится переход. Добивается звучание за счёт передува, чему будет посвящена отдельная глава. | |
Дай кан — это третья октава, её звучание достигается сильным передувом. Обозначается двумя значками вместе. |
В разных источниках можно встретить немного отличающуюся аппликатуру. Я описываю ту, с которой я начинал, и которая описана в книге сэнсэя Масаюки Кога (школа Кинко). Периодически я буду приводить альтернативные пальцовки на некоторые ноты. Часто альтернативы применяются для изменения тембра звучания в соответствии с настроением произведения.
Кроме того, альтернативные аппликатуры будут затронуты при разборе нот и традиций разных школ.
Нота Ро нижнего регистра является одной из сложных, особенно для начинающих. Но важность этой ноты для игры на сякухати в целом тяжело переоценить. Поэтому я советую уделить этому звуку особое внимание.
Следующий отрывок даёт возможность прослушать базовые ноты нижнего и верхнего регистров. Первые пять нот отрывка
РО-ЦУ-РЕ-ЧИ-РИ, после чего идёт РО верхнего ( кан ) регистра.
Прослушать
Источник