Японский инструмент как гитара

Японские музыкальные инструменты — традиционное искусство

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Япония – удивительная страна. Вы наверняка в этом не раз убеждались, когда видели фотографии цветущей сакуры или панорамы Фудзиямы, а может быть даже, когда садились за руль «Тойоты» или покупали новенький телевизор «Сони».

А приходилось ли вам слышать народную музыку японцев? Стоит только бросить взгляд на японские музыкальные инструменты, и понимаешь, что этот народ обладает удивительной фантазией и недюжинным умом.

Статья ниже поведает, какие инструменты использовали японцы для создания музыки. Для того, чтобы не запутаться в их многообразии, мы подготовили картинки с названиями этих диковинных инструментов.

Музыкальные инструменты Японии можно разделить на 3 главных вида:

Последние, в свою очередь, делятся на щипковые и смычковые.

Самый знаменитый

Имя ему – сямисэн. Он считается известнейшим инструментом, практически символом народной музыки и относится к разряду струнных щипковых.

На каркас из дерева плотно натягивают шкурки животных, причем шкурки не простые, а змеиные, кошачьи или собачьи. К каркасу притянуты 3 струны. Длина сямисэна составляет приблизительно метр.

Он появился в Японии примерно в XVI столетии. Тогда для перебирания струн использовали медиатор, но сейчас его заменил плектр.

Особенность игры такова, что если перебирать струны сверху вниз, то плектр заденет еще и шкурку, поэтому звук окажется похожим на барабанный. Если играть плектром снизу вверх, то музыка польется нежнее.

Плектр для Сямисена

Уникальность сямисэна состоит в том, что он способен приобретать широкий диапазон звуков и тембров. Существует три главных способа игры:

  • минье – сопровождение традиционных песен народа;
  • катаримоно – аккомпанемент рассказчику;
  • утамоно – специальный стиль для театра Кабуки.

Сямисэном должны были отлично владеть гейши во времена династии Токугава.

Музыка сямисена завораживает, послушайте сами:

Этот струнный инструмент размером около метра используют при ритуальных церемониях и даже для воспроизведения современных музыкальных шедевров. Это кажется удивительным, ведь появился он 13 столетий тому назад.

Каркас выполнен из тутового дерева и выглядит миндалевидным. Струны обычно изготавливаются из шелка. Перебирают их с использованием плектра.

Бива

Существует несколько видов бивы, каждый из которых различается внешне, по издаваемым звукам и назначению:

  • гакубива – четырехструнная, создает особое музыкальное звучание –гагаку;
  • мособива – четырехструнная, была предназначены для игры ослепшими монахами;
  • хайкэбива – четырехструнная, пятиладная, для аккомпанирования «Сказа о доме Тара»;
  • сацумабива – четырехструнная, четырехладная, с широким диапазоном;
  • тикудзэнбива – четырех- или пятиладная, была распространена в эпоху Мэйдзи.

Так называются все барабаны в Японии. Они мигрировали с корейских и китайских просторов на японский территории на рубеже 3-го и 4-го столетий.

Полностью деревянный каркас с двух сторон обтягивают кожей. Размеры могут варьироваться: одни совсем маленькие, а на других должны барабанить сразу несколько человек.

Дайко

Условно дайко (или тайко) можно разделить на два вида:

  • симэдайко – его звучание можно настраивать с помощью специальных винтиков;
  • бедайко – его конструкция не позволяет менять звук.

Чаще всего Дайко используются в классике, хотя нередко их привлекают для любых других представлений, маршей. Считается, что этот звук повышает дисциплину, координацию, душевный настрой.

Существует разновидность Дайко, которая называется цудзуми. Он имеет маленький размер и форму песочных часов.

Сякухати

Эта бамбуковая дудка. Она была заимствована у китайцев и впоследствии так полюбилась в стране восходящего солнца, что стала народным инструментом.

Ее название указывает на размеры: сяку переводится как «фут», хати означает цифру 8. Восемь футов в переводе на привычную нам меру длины составляет чуть больше полуметра.

Сякухати

Звуки сякухати просты, красивы и располагают спокойному медитативному состоянию. Существует порядка двадцати разных видов японской флейты.

При этом выделяют три главных игровых стиля:

  • тодзан – по имени основателя Накао Тодзана;
  • кинко – как память о придумавшем ее Куросаве Кинко;
  • меан – в честь киотского храма Меандзи.

Японской музыке известен инструмент в виде арфы с помесью гуслей. Он был привезен в страну больше тысячелетия назад и назван кото.

Его можно назвать благородным, потому что на нем играли при дворе императора. Любой уважающий себя представитель аристократии обязан был уметь играть на нем. Для этого игру на инструменте даже включили в программу привилегированных школ.

Кото

Чтобы сыграть на кото, нужно использовать специальные накладки на ногти среднего, указательного и большого пальцев. Для оркестрового выступления использовали большие кото размером до двух метров, и на нем могла быть всего одна струна. Для сольных выступлений выбирался вариант поменьше – метровый, семиструнный.

Хитирик

Еще один духовой инструмент тоже очень похож на маленькую флейту. Он производится из дерева: бамбуковая трубка и внешнее украшение из коры вишни.

Хитирики

Звуковой диапазон соответствует габаритам – лишь октава. Музыка извлекается из специальных дырочек. Кроме того, хитирик оснащен колечком, которое позволяет варьировать тональность и звучание.

Суйкинкуцу

Замыкает семерку самых интересных и оригинальных инструментов Японии совсем уж необычный инструмент. Раньше поиграть на нем могли все желающие, сходив к ближайшему колодцу.

Секрет был прост: в землю на дне колодца зарывали кувшин из керамики, глины или металла, предварительно его перевернув. Дно кувшина имело отверстие, через которую просачивалась вода и выливалась в приятные звуки.

Поющий колодец Суйкинкуцу

Сегодня подобия древних суйкинкуцу более компактны. Насладиться такой мелодией можно в современных скверах, магазинчиках и даже домах.

Заключение

Список поразительных музыкальных инструментов Японии можно продолжать бесконечно: муккури, биндзасара, гэккин, хорагай, коцудзуми…Может быть, вы тоже знаете какие-то? Тогда пишите в комментариях, это будет интересно и нам, и читателям блога.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Если вам понравилась статья — поделитесь ею с друзьями в социальных сетях.

И подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту!

Источник

Сямисэн — японская лютня

Ся-ми-сэн (яп. 三味線 — три оттенка струн) — один из самых популярных струнных щипковых национальных японских инструментов, потомок древней лютни и родственник американского банджо. Небольшой квадратный барабанчик с длинным трехструнным грифом.

Пришел сямисэн в Японию во второй половине 16 века, как и многое другое, из соседнего Китая, куда попал в 7 веке, пройдя долгий путь и претерпевая изменения, с Ближнего Востока через всю континентальную Азию. Появившись на юге страны, сямисэн быстро стал одним из самых распространенных инструментов на территории всех Японских островов. У сямисэна есть уменьшительно-ласкательное имя — сями .

Существуют три вида сямисэнов — футо-дзао (яп. 太棹 — толстый гриф), тю-дзао (яп. 中棹 — средний гриф) и хосо-дзао (яп. 細棹 — узкий гриф). Напрашивается аналогия с современными европейскими альтом, скрипкой и скрипочкой-пикколо (итал. piccolo — маленький). Чем толще гриф, тем крупнее корпус, ниже звук и гуще тембр. Если бы сказка про трех медведей была японской, Мишутка играл бы на самом маленьком сямисэне хосодзао.

Японский сямисэн имеет конструктивные отличия от своих лютневых предшественников. Первое — он весь разборный. У него составной (из четырех слегка выпуклых частей), а не цельный, корпус-резонатор и трехчастный, гладкий, без ладов гриф . Второе — корпус обтягивали не змеиной, а, как это не ужасно звучит, кошачьей или собачьей кожей. Третье — очень длинные настроечные колки .

При изготовлении инструмента мастера всегда использовали ценные породы дерева — сандал, шелковицу, айву. Струны сплетали из шелка (сейчас его заменили нейлоном). Колки делали из черного эбенового дерева, по виду они напоминали длинные шпильки, украшавшие прически японских женщин. Ими было легко подстраивать инструмент во время игры.

Японское искусство веками строго разделялось на высшее и низшее. Первое — для императорского двора, второе — для всех остальных. Сямисэн, на котором никогда не играли аристократы, инструмент бродячих музыкантов и селян, получил огромную популярность в эпоху Эдо (яп. 江戸時代 эдо-дзидай) — «золотую эру» японского искусства.

Период Эдо (1603-1868) характеризуется прекращением междоусобных войн и, как следствие, стремительным развитием экономики, торговли, строительства железных дорог и городов. Выросла и укрепилась японская буржуазия, особенно в трех самых крупных городах — новой столице Эдо (современный Токио), Осаке и Киото. Появился новый культурный пласт — искусство для горожан. Бурный расцвет коснулся всех направлений — музыки, поэзии, театра, живописи, и ни одно из них не обошлось без популярного сямисэна.

Художники изображали сямисэн в руках персонажей на традиционных ксилогравюрах укиё-э (яп. 浮世絵 — картина ускользающего мира).

Игрой на сямисэне развлекали посетителей знаменитого увеселительного квартала Ёсивара (яп. 吉原 — весёлое поле) красавицы гейши.

Сямисэн сопровождал представления в музыкально-драматическом театре Кабуки (яп. 歌舞伎 — искусство пения и танца), в комическом Кёгэне (яп. 狂言 — безумные слова ), в театре кукол-марионеток Бунраку ( 文楽 — веселый рассказ) и в театре музыкального речитатива Дзёрури (яп. 浄瑠璃 ).

Незаменим инструмент был и на многочисленных городских и сельских праздниках. Любовь японцев к сямисэну можно сравнить с популярностью шестиструнной гитары в Советском Союзе в 70-80 годы.

В период Эдо сформировались три стиля игры на инструменте: ута-моно (яп. 歌物 – песня) — театральное музыкальное сопровождение, катари-моно (яп. 語り物 – слово) — аккомпанемент певца или рассказчика, мин-ё (яп. 民謡 – народная песня). Уникальным и ценным считался звук верхней басовой струны савари (яп. 触り — прикосновение) — гулкий, вибрирующий, звенящий. Он был позаимствован у более древней щипковой бивы (яп. 琵琶 ), также пришедшей из Китая, только намного раньше, в 8 веке. Савари давал красивый глубокий фон для мелодии, исполняемой на двух других тонких струнах.

Использование при игре большого плектра бати (яп. ) повышало исполнительское мастерство музыканта и тембровые возможности самого инструмента. Плектром во время игры отбивали ритм — ударяли им по туго натянутой коже сямисэна и извлекали звук, как на барабане.

До настоящего времени профессиональные плектры традиционно изготавливаются из слоновой кости, а по размеру и форме они напоминают небольшой современный строительный шпатель.

Консервативные японцы, безмерно уважающие свою культуру и историю, никогда не забывали любимый сямисэн — он и сегодня звучит в традиционных театрах, в художественных фильмах и аниме, на выступлениях различных музыкальных коллективов — фольклорных, джазовых, авангардных, на праздниках и фестивалях.

Небольшую подборку гравюр укиё-э с изображением инструмента можно посмотреть по ссылке » Сямисэн на японских гравюрах «.

Источник

Сямисэн

В японской национальной культуре музыка играет первостепенную роль. В современном мире она стала симбиозом традиций, которые в Страну Восходящего Солнца пришли из разных стран. Сямисэн – уникальный музыкальный инструмент, на нем играют только в Японии. Название переводится, как «3 струны», а внешне он напоминает традиционную лютню.

Что такое сямисэн

В средние века сказители, певцы и слепые бродячие женщины играли на улицах городов и поселений на щипковом струнном инструменте, звучание которого напрямую зависело от мастерства исполнителя. Его можно увидеть на старинных картинах в руках красавиц гейш. Они воспроизводят завораживающую музыку, используя пальцы правой руки и плектр – специальное устройство для удара по струнам.

Сями (так японцы ласково называют инструмент) – аналог европейской лютни. Его звучание отличается широким тембром, который зависит от длины струн. Каждый исполнитель настраивает сямисэн под себя, удлиняя или укорачивая их. Диапазон – 2 или 4 октавы.

Устройство инструмента

Представитель семейства струнных щипковых состоит из квадратного барабана-резонатора и длинной шеи. На нее натягиваются три струны. Гриф не имеет ладов. На его конце расположена коробочка с тремя длинными колками. Они напоминают шпильки, которыми японские женщины украшали свои прически. Головка грифа слегка загнута назад. Длина сями варьируется. Традиционный сямисэн около 80 сантиметров.

Shamisen или Sangen имеет необычное строение корпуса-резонатора. При изготовлении других народных инструментов чаще всего его выдалбливали из цельного куска дерева. В случае с сямисэном барабан сборно-разборный, он состоит из четырех деревянных пластин. Это упрощает транспортировку. Пластины выполнены из древесины айвы, шелковицы, сандалового дерева.

В то время, как другие народы обтягивали корпус струнно-щипковых инструментов змеиной кожей, японцы при изготовлении сямисэна использовали кошачью или собачью. На корпусе под струнами устанавливают порожек кома. Его размер влияет на тембр. Три струны у сями шелковые или нейлоновые. Снизу они крепятся к стойке нэо шнурами.

Играть на японской трехструнной лютне можно пальцами или плектром «бати». Его изготавливают из дерева, пластика, костей животных, панциря черепахи. Рабочий край у бати острый, форма треугольная.

История происхождения

Перед тем, как стать японским народным инструментом, сямисэн проделал длинный путь с Ближнего Востока через всю Азию. Изначально он полюбился жителям островов современной Окинавы, позднее перебрался в Японию. Сями долго не принимала японская аристократия. Инструмент относили к «низким», считая его атрибутом слепых бродяг годзэ и гейш.

В начале XVII века начался период Эдо, ознаменовавшийся подъемом экономики и расцветом культуры. Сямисэн прочно вошел во все пласты творчества: поэзию, музыку, театр, живопись. Без его звучания не обходился ни один спектакль в традиционных театрах Кабуки и Бунраку.

Игра на сями входила в обязательную программу обучения майко. Каждая гейша квартала Есивара должна была в совершенстве владеть японской трехструнной лютней.

Разновидности

Классификация сямисэна основывается на толщине грифа. От его размеров зависит звучание и тембр. Различают три разновидности:

  • Футодзао – традиционно игра на этом инструменте стала привычной для северных провинция Японии. Плектр отличается крупным размером, гриф – широкий, толстый. Исполнение композиций на сями футодзао под силу только истинным виртуозам.
  • Тюдзао – используется в камерной музыке, в драматических постановках и кукольных театрах. Гриф имеет средний размер.
  • Хосодзао – традиционный инструмент сказителей с узким тонким грифом.

Отличие разных видов сями и в том, под каким углом крепится к корпусу гриф, от размеров накладки, к которой прижимаются струны.

Использование

Без звучания сямисэна невозможно представить национальные культурные традиции Страны Восходящего Солнца. Инструмент звучит в фольклорных ансамблях, на сельских праздниках, в театрах, художественных фильмах, анимэ. Его используют даже джазовые и авангардные коллективы.

Как играть на сямисэне

Отличительная черта инструмента заключается в возможности изменять тембр. Основной способ извлечения звука – удары плектром по струнам. Но, если исполнитель одновременно перебирает левой рукой струны на грифе, то звучание становится более изящным. Важное значение в исполнительском искусстве имеет нижняя струна савари. Ее защипывание позволяет извлечь спектр призвуков и легкий шум, обогащающий мелодию. При этом линия голоса сказителя или певца должна максимально совпадать со звуком сями, немного опережая мелодию.

Сямисэн – не просто музыкальный инструмент, в нем воплощаются многовековые традиции, история Японии, культурные ценности народа. Его звучание сопровождает жителей страны от рождения до смерти, дарит радость и сочувственно мелодично в грустные периоды.

Источник

Читайте также:  Гусева знакомство с нотами
Оцените статью