- Методическое пособие «Обучение нотной грамоте детей 4-7 лет» методическая разработка (старшая группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- ПЕСНИ МАЛЕНЬКИХ ЗВЕРЯТ
- Ноты детских песен, видео танцев
- Ноты детских песен
- Тематический каталог
- Ноты песен для фортепиано различной тематики для детей дошкольного и младшего школьного возраста, для пения в детском саду, начальной школе, и в кругу семьи со своими детьми
- Конспект открытого музыкального занятия «Ознакомление дошкольников с нотной грамотой»
- Ход занятия:
Методическое пособие «Обучение нотной грамоте детей 4-7 лет»
методическая разработка (старшая группа) на тему
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 21
посёлка Октябрьского муниципального образования
Т.Ю. Даньковская
«Обучение нотной грамоте детей 4 – 7 лет»
Методическое пособие музыкальным руководителям
по обучению нотной грамоте детей дошкольного возраста,
используемые в совместной и индивидуальной деятельности.
Даньковская Татьяна Юрьевна – музыкальный руководитель Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 21 посёлка Октябрьского муниципального образования Ленинградский район
О.В. Тараненко – заведующий МБДОУ детский сад комбинированного вида № 21 п. Октябрьского муниципального образования Ленинградский район
Н.Г. Пономаренко – старший воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 21 п. Октябрьского муниципального образования Ленинградский район
В этом пособии Вы познакомитесь с элементами музыкальной грамоты. Узнаете как можно обучить музыкальной грамоте детей дошкольного возраста, как проходит знакомство с нотами, названием нот, нотными знаками, ритмом. Научитесь и научите проговаривать ритмические рисунки.
Введение
Задумывались ли вы когда-нибудь, что такое музыка? Вот, не читайте сейчас дальше, а попробуйте ответить на этот вопрос.
Можно ли назвать любые звуки, звучащие в любой последовательности музыкой? Например, равномерный стук молотка, сменяющийся визгом пилы, а затем жужжание дрели. Или шум ветра, дождя, листвы и прибоя? Или жужжание пчёл, стрекотание кузнечиков и гудение стрекоз в летний солнечный день на поле? Или просто набор звуков? Так что же такое музыка?
Существует множество определений музыки. Но ни одно не даёт точного ответа.
Музыка может передавать настроение и чувства (радость, грусть, тревогу, страх, веселье, спокойствие), пробуждать в человеке новые мысли, рассказывать истории.
Когда мы слышим спокойную музыку – мы успокаиваемся, вот почему колыбельные такие нежные и напевные, мамы своей песней успокаивают своих малышей.
Когда мы слушаем быструю музыку нам хочется танцевать, или что – то делать, у нас учащается дыхание и пульс. Поэтому, на праздниках играет весёлая, танцевальная музыка для создания хорошего настроения.
Музыка наполняет наши сердца и души смыслом, в самые трудные моменты жизни она способна поддержать людской дух, не дать человеку отчаяться. Во время войны музыка поддерживала в людях боевой дух, не давала угаснуть надежде на победу.
Музыка это пища для души. Питая душу, музыка может укрепить её или разрушить. Видимо, для каждого человека, музыка, как и любовь, является каким-то своим понятием.
Музыка должна передавать какой-то смысл, иметь какое-то содержание. Она помогает нам жить, раскрашивает наш день разными красками, весёлыми и грустными.
Музыка пробуждает наши воспоминания, мы мысленно возвращаемся в то время, когда слышали её в последний раз.
Музыка объединяет людей, позволяет понимать друг друга без слов. Она даёт нам возможность лучше понять себя и друг друга. Здорово, что она есть, правда?
Знакомство с нотами, с названием нот,
знакомство с длительностями нот.
1. Как называются ноты и где они живут.
Предлагаю познакомить детей со сказками о каждой нотке.
На каждую ноту есть своя, по-своему, интересная сказка. Мы рассуждаем о сказке. Дети отвечают на все вопросы, заданные мной, чтобы лучше усваивался материал детьми.
2. Знакомство с длительностями нот.
Затем, знакомлю детей с длительностями нот. Они узнают, что «ти» — это короткая длительность, а «та» — длинная. Для наилучшего усвоения материала, привожу примеры в шагах: шаг медленный «та — та…» и шаг быстрый «ти – ти…». Далее, выкладываю с помощью картинок различные ритмические рисунки, которые дети проговаривают, прохлопывают и проигрывают на музыкальных инструментах.
а) Работа с картинками. Ритм в картинках.
б) Цепочки из картинок.
в) Затем, предлагаю нотки (кружочки) без картинок.
Объясняю, что длинная нотка – это большой круг, а короткая нотка – маленький круг.
г) Цепочки из кружков разного размера.
д) Цепочки в виде рыбок.
Так же можно предложить цепочки из солнышек, божьих коровок и т.д.
е) Знакомство с паузой.
ж) Как выглядят (пишутся) ноты
з) Какого цвета нотки и где живут?
и) На каждую нотку есть небольшая попевка.
Закрепив знания нотной грамоты, дети легко воспроизводят ритм. Услышав разную высоту звука, они понимают, что ноты звучали разные. С большим восторгом относятся к увиденному ритму. Пройдя все этапы подготовки, получив базовые знания о нотах, дети понимают, что петь можно разными звуками, а не «гудеть» на одной нотке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_posobie.docx | 2.52 МБ |
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по музыкальной грамоте.
1. Программа рассчитана на изучение материала детьми старшего, подготовительного к школе возраста в условиях детского сада. Занятия проводятся музыкальным руководителем по подгруппам. Цель: расширение.
Методы и приемы обучения грамоте.
Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый-шестой год жизни ребёнка являются периодом наиболее высокой «языковой одарённости», особой восприимчивости к звуковой сторо.
НОД «Веселые нотки» знакомит детей с элементами нотной грамоты.
Знакомство детей с нотной грамотой проходит в форме сказки.Такая идея преподнести детям материал в виде сказки не нова ,так как легче проходит усвоение материала.Дети с удовольствием следя.
Презентация на тему «Знакомство детей дошкольного возраста с нотной грамотой» с анимацией.В презентации использованы материалы из сборника Наталии Ветлугиной Музыкальный букварь.
Источник
ПЕСНИ МАЛЕНЬКИХ ЗВЕРЯТ
Ноты детских песен, видео танцев
Ноты детских песен
Тематический каталог
Ноты песен для фортепиано различной тематики для детей дошкольного и младшего школьного возраста, для пения в детском саду, начальной школе, и в кругу семьи со своими детьми
Ноты песен для детей о разных временах года
(зима, весна, лето, осень)
Ноты детских песен к русским народным праздникам (Святки, Пасха, Масленица)
Ноты детских песен к календарным праздникам (Новый год, 8 марта, 9 мая, 23 февраля)
Ноты детских песен к тематическим праздникам (выпускной, осенины, день рождения, ПДД)
Ноты песен различной тематики (о животных, транспорте, природе, колыбельные)
Ноты песен, игр, упражнений и плясок для самых маленьких
(2-3 года)
Ноты популярных детских песен из отечественных и зарубежных мультфильмов и фильмов
Ноты фортепианных произведений без слов для детей (ДМИ, слушание, полька, вальс, марш)
Источник
Конспект открытого музыкального занятия «Ознакомление дошкольников с нотной грамотой»
Людмила Диканова
Конспект открытого музыкального занятия «Ознакомление дошкольников с нотной грамотой»
Конспект открытого музыкального занятия «Ознакомление дошкольников с нотной грамотой» для детей подготовительной группы. Музыкальный руководитель — Людмила Диканова.
Цель: Воспитание общей культуры воспитанников, коммуникативных способностей, развитие познавательных интересов и речи детей средствами художественной литературы и музыки.
— развитие памяти, внимания;
— ознакомление с цветной методикой обучения;
— освоение нотной грамоты;
— пополнение словарного запаса;
— закрепление ранее изученного материала.
Ход занятия:
Звучит музыка. дети заходят в зал и садятся на стульчики
Муз. рук. Здравствуйте, ребята! Мы сегодня с вами продолжим знакомство с нотами. Давайте вспомним, как же называются эти нотки. (Ответы детей)
Семь всего лишь нот на свете.
До, ре, ми, фа, соль, ля, си!
Ты запомни ноты эти
И в тетрадку занеси!
Ребята, а вы хотите подружиться с нотами?
Дружно глазки закрываем,
Тихо музыку включаем.
Вот она звучит, играет,
В мир волшебный приглашает.
Открываем глазки-
Мы очутились в сказке!
А вот и музыкальный дом,
Семь ноток поселилось в нем!
Все ноты живут в домике, чтобы открыть этот домик, обязательно нужен скрипичный ключ. А вот и он-ключ СОЛЬ, нотной азбуки король!
Давайте посмотрим, какие же цвета соответствуют каждой ноте?
Нотка ДО, как красный мак!
Нота РЕ- апельсиновый сад!
Нота МИ-желтый тюльпан!
Нота ФА- зеленый луг!
Нота СОЛЬ- небо голубое вокруг!
Нота ЛЯ- синее море!
Нота СИ- сирени цвет, он, конечно, «фиолет»
Ребята, что напоминают нам эти цвета? (Радугу)
Всеми нотами заведует ключ СОЛЬ- нотной азбуки король.
К нему я подойду и тихонечко спрошу. (Берет в руки короля)
А нельзя ли ребятишкам с нотками бы подружиться?
Король. Чтобы ноты все узнать,
Нужно с ними поиграть!
Нужно выполнить заданья
И исполнить все желанья!
Муз. рук. Ноту первую снимаю
И заданье объявляю:
А ну ка, смелые ребятки,
Нас расставьте по порядку! (Дети выстраивают гамму из кукол-бутылочек)
Вторая нота перед вами,
Угадайте мелодию сами.
Игра «Угадай произведение»
(Дети называют название произведения и композитора)
Третью ноту я снимаю и заданье объявляю: «Музыкальное путешествие«
а вы готовы отправиться в путешествие на паровозике (Ответы детей)
Внимание! Всем по вагонам, наш паровозик отправляется!
Муз. «Паровозик»(Дети двигаются по кругу)
Муз. рук. Перед вами музыкальная полянка, отдохнем немного. Посмотрите, на полянке дерево не простое, а музыкальное, на нем висят музыкальные загадки, отгадаем их, ребятки?
Есть бубенчики на нем, по нему мы громко бьем.
С ним сейчас играть мы будем, дайте в руки звонкий (Бубен)
Ой, звенит она, звенит, всех игрою веселит,
А всего-то три струны ей для музыки нужны.
Что такое? Отгадай-ка! Это наша (балалайка)
Движенья плавные смычка, в них радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив, его названье … (скрипка)
Ну-ка, кнопки нажимай
И тихонько подпевай.
Растяни меха немножко
И сыграй нам на (гармошке)
Со мной в поход легко идти,
Со мною весело в пути,
И я крикун, и я буян,
Я звонкий, круглый (Барабан)
Вот и мы инструменты возьмем,
Да игру свою начнем.
Игра «Веселые музыканты»
Четвертую ноту открываем
И заданье выполняем: Пора, ребята вам исполнить дружно песню нам!
Сначала распоемся «До, ре, ми, фа, соль, ля, си-села кошка на такси»
Кто-то из вас желает выложить ноты по порядку? (дети выполняют задание на фланелеграфе цветными кружочками)
Исполнение песни «Пришла весна» Левиной
Вот пятая нота,и ждет вас новая работа: игра «Какой не хватает ноты?»
(убирается одна нота из звукоряда, ребенок должен отгадать-какой же нотки не хватает)
Перед вами нота шесть,
В ней новое заданье есть: Эстафета «Кто быстрее?» (Дети берут цветные мячи по цветам радуги, под музыку гуляют по залу, с окончанием музыки строятся в свою колонну по порядку, как ноты гаммы)
Последнюю ноту я снимаю и заданье объявляю:
Друг друга за руки возьмем
И станцуем, и споём!
Король. Молодцы, вы выполнили все задания и я думаю, вы крепко подружились с нотами! А на память о нашей встрече я дарю вам раскраски! (дети благодарят, прощаются с королем и нотками)
Муз рук. Ну, а нам пора возвращаться из сказки.
Дружно глазки закрываем,
Тихо музыку включаем.
Вот она звучит, играет
И нас в садик возвращает!
Открыли все глазки,
Вот и кончилась сказка!
Вопросы детям. Где мы были? С кем подружились? Что вы нового узнали? Вам понравилось занятие? А сейчас фото на память!
Конспект открытого занятия «Ознакомление старших дошкольников с устройством трёх миров в якутском народном эпосе «Олонхо» Конспект открытого занятия В старшей группе Цель: 1. Воспитывающая: Воспитывать у детей чувства любви к Родине; чувства гордости ее традициями.
Конспект открытого музыкального занятия «Бумажные приключения» для детей старшей группы Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Рябинушка– детский сад № 9» Конспект открытого музыкального занятия «Бумажные.
Конспект музыкального занятия во второй младшей группе «Ознакомление с музыкальными инструментами» Программное содержание Обучающие задачи: различать тембры музыкальных инструментов; различать характер музыкального произведения, выполнять.
Конспект открытого музыкального занятия посвященного Дню Матери в первой младшей группе «Как Козленок маму искал» Конспект открытого музыкального занятия посвященного Дню Матери в первой младшей группе «Как Козленок маму искал» Оборудование: большой.
Конспект открытого музыкального занятия в первой младшей группе «Колобок-музыкант» Оборудование: игрушки: колобок, снеговичок; столик, ширма в виде домика, барабан, дудочка, колокольчик, деревянные ложки, погремушка. Ход.
Конспект открытого музыкального занятия в средней группе «Что у Осени в корзинке» Конспект открытого музыкального занятия в средней группе «Что у Осени в корзинке» Программное содержание. Использовать разные виды деятельности.
Конспект открытого тематического музыкального занятия «Жаворонки» в средней группе Конспект открытого тематического музыкального занятия в средней группе Цель: Приобщение детей к истокам русской культуры Задачи: Образовательные.
Ознакомление детей дошкольного возраста с охотничьим бытом народа Саха. Конспект открытого занятия в подготовительной группе Тема: Ознакомление детей дошкольного возраста с охотничьим бытом народа Саха. С духом охоты «Байанай». Цель: Развитие физических способностей.
Конспект занятия по ознакомлению с первоначальной грамотой в старшей группе Программное содержание: освоение действий звукового анализа слов. Развитие представлений о гласных звуках. Знакомство со слогообразующей.
Источник