Юрий андреев школа бас гитары

Юрий андреев школа бас гитары

Часть 1. ОСНОВЫ БАС-ГИТАРНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА

«Школа игры на бас-гитаре» содержит подробный учебно-методический материал, начиная с советов по выбору инструмента, струн, способам настройки бас-гитары и т. д., до басовых партий, требующих определённой техники и теоретической подготовки. Школа предназначена как для желающих научиться игре на бас-гитаре «с нуля», т.е. для учащихся, не имеющих никакой предварительной музыкальной подготовки так и для музыкантов уже владеющих в некоторой степени инструментом, но желающих систематизировать свои знания и расширить свой технический арсенал. Кроме того, Школа может стать дополнительным методическим материалом для преподавателей учебных заведений.
Школа содержит большое количество упражнений, этюдов, басовые партии популярных произведений и фрагменты басового аккомпанемента из репертуара известных групп. В нотном приложении подобран иллюстративный материал из пьес различных музыкальных направлений и жанров, позволяющий закрепить полученные в процессе обучения исполнительские навыки. Помимо практического учебного материала, предназначенного для технического совершенствования начинающих музыкантов, в пособии предлагается материал по элементарной теории музыки в объёме, необходимом для игры по нотам и для понимания закономерностей построения басовых партий. Даны аппликатуры основных гамм и арпеджио.
152 страницы формата А4 с иллюстрациями и нотным приложением.

Часть 2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ

Во второй части Школы игры на бас-гитаре рассмотрены наиболее употребительные приёмы, которые, я считаю, должны быть обязательным элементом в арсенале каждого бас-гитариста. В связи с большим обьёмом материала, для удобства пользования Школой, раздел, посвящённый изучению различных приёмов звукоизвлечения, выпущен в двух частях. У обеих частей общее название («Технические приёмы»), сквозная нумерация глав и нотных примеров. Предисловие, отзывы и послесловие в начале Школы относятся ко всему труду в целом. Нотное приложение содержит дополнительный материал, включающий переложения для бас-гитары инструментальных пьес композиторов классического жанра, а также басовые партии популярных произведений, фрагменты басового аккомпанемента из репертуара известных групп различных направлений а также авторские произведения.

152 страницы формата А4 с иллюстрациями и нотным приложением.

Часть 3. ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ (продолжение)

Третья часть Школы игры на бас-гитаре, также как и вторая, посвящена изучению основных технических приёмов игры современного бас-гитариста. В связи с большим обьёмом материала, для удобства пользования Школой, раздел, посвящённый изучению различных приёмов звукоизвлечения, выпущен в двух частях. У обеих частей общее название («Технические приёмы»), сквозная нумерация глав и нотных примеров. Предисловие, отзывы и послесловие в начале Школы относятся ко всему труду в целом. В предыдущей (второй) части рассмотрены наиболее употребительные приёмы, которые, я считаю, должны быть обязательным элементом в арсенале каждого бас-гитариста. В третьей части рассмотрены приёмы, не являющиеся столь необходимыми при построении аккомпанемента или сольных партий, но, тем не менее, существенно раздвигающих рамки творческого диапазона применения бас-гитары, а также значительно расширяющих спектр выразительных средств для более полного самовыражения творческого музыканта. Напомню, что рассмотренные в данном пособии технические приёмы далеко не исчерпывают возможности каждого способа игры на бас-гитаре. Все упражнения и этюды, предлагаемые в данном пособии для освоения той или иной техники звукоизвлечения, имеют цель познакомить учащихся с техническим арсеналом современных бас-гитаристов, а также выработать и закрепить у учащихся основополагающие, фундаментальные технические элементы игры, на базе которых бас-гитарист сможет, в дальнейшем, самостоятельно совершенствовать своё мастерство. Нельзя рассматривать предлагаемый материал как законченное пособие для всестороннего виртуозного овладения каждым предложенным способом звукоизвлечения. Здесь приведены лишь те упражнения, которые позволяют наиболее быстро и эффективно достичь результата освоить основы базовых приёмов исполнительства на бас-гитаре. Освоив азы исполнения каждого приёма, не останавливайтесь на достигнутом, а продолжайте совершенствоваться дальше самостоятельно или под наблюдением более опытных бас-гитаристов, либо, руководствуясь непосредственно музыкальными образцами из репертуара ведущих бас-гитаристов, не ограничиваясь приведенным в Школе нотным материалом.

Методические замечания.
Настоящие замечания адресуются прежде всего преподавателям классов бас-гитар музыкально-учебных заведений, музыкантам-руководителям музыкальных студий и кружков при Домах культуры и других культурно-просветительских учреждений, а также всем музыкантам-педагогам использующим данную Школу для обучения игре на бас-гитаре.
Эта Школа ставит своей задачей дать систематическое и последовательное изложение курса обучения игре на бас-гитаре. Несмотря на относительную «молодость» бас-гитары по сравнению с другими инструментами, к настоящему времени уже накопилось множество статей, заметок, рекомендаций и пособий разных авторов, посвящённых изучению отдельных приёмов, вариантах звукоизвлечения и многим другим, самым разнообразным вопросам исполнительства на бас-гитаре. Однако учебных пособий, в которых последовательно, шаг за шагом, системно излагался бы курс обучения игре на бас-гитаре, начиная «с нуля», т.е. для учащихся не имеющих никакой предварительной подготовки, до разучивания и анализа произведений, требующих уже высокой степени мастерства, крайне недостаточно. Излишне говорить о важности такого системного расположения изучаемого материала, способствующего наиболее активному его усвоению.
В то же время следует принять во внимание, что неповторимые особенности индивидуальностей педагогов и учащихся, а также характерная специфика языка музыкальных произведений различных жанров предполагают исключительное разнообразие путей музыкального воспитания ученика и трактовок исполняемых произведений. Причём, чем более одарён ученик, тем чаще приходится сталкиваться с яркими и, зачастую, неожиданными проявлениями его индивидуальности. Настоящие таланты встречаются не так уж часто и важно создать им условия для быстрого продвижения вперёд, не задерживать их развития программными требованиями, рассчитанными на учащихся менее одарённых. Поэтому предлагаемые в Школе некоторые методические положения, советы и рекомендации не следует понимать как единственно возможные. Автор вполне допускает, что опытный педагог-музыкант, обучающий игре на инструменте, опираясь на собственный исполнительский, педагогический и жизненный опыт, сочтёт возможным внести в них какие-либо свои дополнения или изменения. Стремление видеть в Школе рецептурное изложение правил, годных на все случаи жизни, которым надлежит догматически следовать, противоречили бы творческому подходу, заложенного в самой природе искусства.
Известно, что обучение на любом музыкальном инструменте предполагает наличие целого комплекса различных способностей. Конечно, прежде всего надо обладать музыкальными способностями — музыкальным слухом и ритмом, музыкальной памятью. Однако, следует знать, что даже при недостаточно выраженных врождённых музыкальных способностях, всегда имеется возможность их дальнейшего развития. Особенно это следует иметь ввиду руководителям студий, музыкальных центров и кружков, где, как правило, основная деятельность направлена непосредственно только на разучивание и исполнение композиций. В музыкально-учебных заведениях для этого по определённым методикам на занятиях по сольфеджио, ритмике и др. как раз и занимаются развитием всех музыкальных способностей на основе врождённых музыкальных задатков. Поэтому, в тех музыкальных учебных учреждениях, где нет возможности проведения подобных занятий, преподавателям бас-гитары следует не ограничиваться разучиванием упражнений и пьес, а часть урока посвящать также всестороннему музыкальному развитию учащегося, что в конечном итоге способствует лучшему усвоению изучаемого репертуарного материала. Например, даже на самых начальных этапах обучения, когда учащийся только научился правильно извлекать отдельные звуки и исполнять простейшие этюды и пьесы, полученный навык надо применить для подбирания по слуху знакомых мелодий, различных по характеру. Каковы бы ни были затруднения при подбирании, отказываться от него нецелесообразно, так как оно является отличным средством для развития слуха и свободы ориентировки на грифе гитары. Весьма полезным является также анализ исполняемых произведений с точки зрения их формы, тональности, характерных особенностей гармонии, ритма, и т.д.
Следует подчеркнуть, что создавая Школу автор основывался не только на личной практике, но и стремился возможно шире использовать бесценный опыт своих педагогов и коллег, которым они щедро делились, за что я выражаю им искреннюю признательность. Это известные музыканты-педагоги с которыми мне посчастливилось работать и общаться: И. Бриль, А. Кролл, А. Козлов, Г. Лукьянов, Ю. Маркин, Ю. Чугунов, А. Сухих, А. Осейчук, , В. Мельников, А. Решетцов.

Источник

Юрий андреев школа бас гитары

Несмотря на то, что бас-гитара появилась на европейском континенте сравнительно недавно, а бас-гитаристы не имеют таких вековых традиций исполнительства, как музыканты других специальностей, популярность бас-гитары, тем не менее, очень велика и продолжает расти. Если раньше бас-гитара являлась принадлежностью лишь рок-ансамблей и любительских электрогитарных групп, то в настоящее время бас-гитару можно увидеть и в ансамбле народной музыки, и в симфоническом оркестре, и в джазовом оркестре. Выполняя в основном аккомпанирующие функции, бас-гитара является ведущим звеном ритм-секции ансамбля, участвуя, с одной стороны, в создании ритмической канвы произведения, а с другой являясь фундаментом его гармонических построений. Бас-гитаристы всё активнее выступают в качестве солистов, нисколько не уступая исполнителям на традиционно солирующих инструментах, а сольные произведения выдающихся бас-гитаристов хорошо известны любителям современных музыкальных жанров.
Большой интерес молодёжи к современной музыке привёл к возникновению огромного количества ансамблей и групп самых различных жанров, стилей и направлений. К сожалению, музыканты большинства этих ансамблей, как правило, имеют отрывочные, несистематизированные музыкальные знания, а нередко у них отсутствют даже элементарная теоретическая и техническая музыкальная подготовка, что негативно отражается на их творчестве. Чаще всего это не является их виной, поскольку получить такую комплексную начальную подготовку, как правило, негде. Отсутствие в музыкальных школах класса бас-гитары — главного связующего инструмента ритм-группы современного ансамбля — наглядное подтверждение этому. Отчасти это можно объяснить недостатком квалифицированных педагогов по бас-гитаре, и, как следствие, крайне недостаточным количеством методических пособий, хрестоматий, нотных сборников и других учебных материалов для начинающих бас-гитаристов.
В связи с этим, издание предлагаемой Вашему вниманию “Школы игры на бас-гитаре” является весьма своевременным и, несомненно, значительно восполняет существующий “голод” на учебную литературу для бас-гитары.
Автор “Школы игры на бас-гитаре” — Юрий Андреев — большой энтузиаст бас-гитары, один из первых исполнителей на бас-гитаре в нашей стране. Участник многочисленных отечественных и зарубежных музыкальных фестивалей, Юрий Андреев хорошо знаком с творчеством лучших мастеров бас-гитары, применяя накопленный опыт, как в концертных выступлениях, так и в педагогической работе в Московском колледже импровизационной музыки. Ряд интересных сольных композиций, созданных им для бас-гитары, а также многочисленные упражнения и этюды, часть из которых приводятся в Школе, нередко исполняются учащимися в своих концертных выступлениях, а также активно используются для повышения своего исполнительского уровня. Особенностью Школы и её несомненным достоинством является последовательное изложение теоретического материала по элементарной теории музыки в сочетании с многочисленным практическим учебным материалом различной степени сложности, предназначенного как для технического совершенствования начинающих музыкантов, так и для знакомства с различными музыкальными жанрами. Нотное приложение содержит сольные пьесы и этюды, а также примеры аккомпанемента и импровизаций в самых различных жанрах классической и современной ритмической музыки. Ценность и необходимость данной работы бесспорна, и, думается, что Школа станет не только популярным пособием для начинающих бас-гитаристов, но окажется полезной и более подготовленным музыкантам для совершенствования своего мастерства, а также явится дополнительным методическим материалом для преподавателей музыкальных учебных заведений.

ИГОРЬ БРИЛЬ. Заслуженный артист России, профессор, доктор искусствоведения, заведующий кафедрой эстрадной и джазовой музыки Российской академии музыки им. Гнесиных.

Басовый инструмент — а в данном случае бас-гитара — один из важнейших музыкальных инструментов любого ансамбля, оркестра. Именно бас является определяющей опорой в гармонии и ритме. Как правило, следующим по важности инструментом в ансамбле после основного — солирующего — является бас. Но, к сожалению, порой существует расхожее мнение о басе и, в частности, о бас-гитаре только как об аккомпанирующем обслуживающем инструменте, хотя в этом, конечно же, и заключены его основные функции. Но, тем не менее, незаурядные возможности бас-гитары заложены и как в солирующем инструменте, дающем ему немалые преимущества в подвижности, вариантах звукоизвлечения, нюансовой динамики перед некоторыми его родственниками в басовом семействе. И в этом смысле чрезвычайно важным методическим материалом является предлагаемая вашему вниманию «Школа игры на бас-гитаре» Юрия Андреева.

Прежде всего, впечатляет исчерпывающая основательность и последовательность изложенных проблем как технологических, методических, так и чисто музыкальных. Это, по-существу, полный цикл основной бас-гитарной науки от А до Я, с того дня, как человек первый раз берёт этот инструмент в руки и до его широкого применения, с учётом всех заложенных в него возможностей. Вместе с обобщением передового мирового опыта, всё же отчётливо проглядывается желание автора дать свои рекомендации с учётом ментальной специфики и условий музыкального образования в нашей стране, в том числе и самообразования. И, конечно, эта Школа стала результатом слияния богатейшего опыта Юрия Андреева и как педагога-методиста и как прекрасного исполнителя. Разный результат после освоения этой Школы может дать только разность упорства, труда и, конечно же, таланта. Успешному усвоению материала Школы способствует легкодоступный и демократичный язык, хорошо понятный любым возрастным категориям учащихся.

Убеждён, что «Школа игры на бас-гитаре» Юрия Андреева будет в немалой степени способствовать повышению качества подготовки квалифицированных музыкантов, как в рамках учебных музыкальных заведений, так и при самостоятельном изучении основ теории и практики бас-гитарного исполнительства.

АНАТОЛИЙ КРОЛЛ. Народный артист России, Председатель комиссии эстрадно-джазовой музыки Союза композиторов, почётный профессор Российской академии музыки им. Гнесиных, доктор искусствоведения.

Источник

Оцените статью