Юрий антонов бас гитара

19 Хитов Юрия Антонова из 1970-х

Легендарный музыкант, чей композиторский талант отмечал сам сэр Пол Маккартни, переступил третью четверть века, перейдя в четвертую. Были, конечно, в честь этого события здравицы, концерты, ретроспективы, и, ничуть не умаляя, следует заметить, что все абсолютно заслуженно. Личности такого масштаба как раз определяют вкус и настроение эпохи, в которой им выпало родиться и творить, делая нас, своих современников, эмоционально богаче и одухотворенней. И сколь бы мы порой этот факт не принижали или не замечали, тем ни менее это так, если говорить откровенно и без обиняков. У каждого, конечно, своя история взаимоотношений с музыкой Юрия Антонова, но все равно она присутствует в том или ином виде. Да и как было этого избежать, когда его песни были настолько популярны, что звучали регулярно из любого электроприбора, способного издавать звуки. И будь ты хоть трижды музыкальный сноб, эти приятные гармонии мелодичных и порой достаточно ритмичных песенных опусов тебе не могли ни доставлять радость.

Одаривать слушателей своей песенной продукцией Юрий Михайлович начал еще в семидесятые годы, причем не все слушатели знали, что понравившаяся им песня была его авторства. На телевидении он тогда еще не светился и в кино не снимался. Но с 1969-го выступал в сверхпопулярном в то время ленинградском ВИА «Поющие гитары» , в качестве клавишника, а позже и вокалиста. А приехал в Ленинград Юрий из Минска, где он аккомпанировал Виктору Вуячичу в ВИА «Тоника» . И вот еще в Минске в 1968-м им была написана на стихи басиста «Тоники» Олега Жукова песня «О добрых молодцах и красных девицах» . И эта песня стала очень популярна и украсила репертуар «Поющих гитар». Позже, начиная с 1970-го, когда Юрий Антонов переберется в ВИА «Добры молодцы» , она станет по сути их визитной карточкой. Здесь представлена версия «Поющих гитар» .

Читайте также:  Кюи плещеев ноты для

Период работы Антонова в «Поющих гитарах» был отмечен еще рядом замечательных песен. Одна из них — антивоенная на стихи Олега Жукова «Стой, не стреляй, солдат!» . Без излишнего наносного пафоса, созвучная более поздней песне Юрия Шевчука «Не стреляй» , она довольно аутентично звучит в начале семидесятых.

Самым настоящим шлягером была вышедшая на миньоне фирмы «Мелодия» в 1971 году песня «Нет тебя прекрасней» на стихи Ирины Безладновой и Михаила Белякова. Евгений Броневицкий и «Поющие гитары» записали, наверное, свою самую известную песню. Сам Антонов вспоминал, что мелодия песни пришла к нему в поезде, когда он ехал с ансамблем на гастроли в Молдавию. Историю ее создания нет смысла в очередной раз подробно пересказывать, отмечу только, что впервые на пластинке в месте, указывающем авторство песни, появилась надпись — Ю. Антонов.

В период пребывания в «Поящих гитарах» Юрий написал еще одну яркую песню на слова поэта Альберта Азизова «Где же смелость?» (Стефания Сандрелли) . Ее будут с успехом исполнять и «Гитары» и «Добры молодцы» .

В 1973-м «Мелодия» наконец-то разродится и первым сольным миньоном Юрия Антонова в сопровождении оркестра «Современник» , где была и песня на слова Павла Леонидова «Третий день» , у меня к ней особое отношение. Я в то время был мальчишкой, увлекающимся фотографией, и где-то раз в неделю ездил в ГУМ покупать пленки, проявители, фиксажи и прочее. И буквально во время каждого моего визита на протяжении полугода по ГУМовской ретрансляции крутили эту песню. Это даже превратилось в некий ритуал: стоило зайти в ГУМ, как тут же приветственно звучали бодрые начальные духовые рифы «Третьего дня» . Я к ней так привязался, что даже приобрел этот миньон.

Читайте также:  Как провести занятие по гитаре

На этой же маленькой пластиночке была еще одна мелодичная бодренькая песня на стихи Онегина Гаджикасимова «Не грусти, пожалуйста» со столь же привязчивой мелодией, ухающей ритм-гитарой и фанковым басом. Меня особенно восхитило сколь гармонично музыка соответствовала стихам, а сдержанная манера пения структуре песни.

Конечно, больший восторг вызвала другая песня с этого миньона — «У берез и сосен» на слова Игоря Шаферана, аранжированная в стиле группы «Chicago» . Много споров было вокруг бриджа в середине песни, повторяющего мелодию Ленновской «A Day in the Life» . Приведу цитату руководителя «Современника» композитора Анатолия Кролла:

«Сразу же после его прихода в мой коллектив я организовал на фирме «Мелодия» запись грампластинки новых авторских песен Юрия Антонова с моим оркестром. Все аранжировки этих песен я сделал лично сам. Что касается включения всем известной мелодии The Beatles в песню «У берёз и сосен» , то это было специально придумано и сделано именно мной, и являлось как бы символическим музыкальным дружеским «рукопожатием» между замечательными мелодиями The Beatles и прекрасными мелодиями Юры Антонова. Он с пониманием принял мою идею и благодарно согласился на такое доброе соседство этих мелодий.»

Пели песни Юрия Антонова и другие исполнители. Завсегдатаи танцплощадок того времени, уверен, хорошо помнят лирическую песню из 1974-го на стихи Леонида Дербенева «Рыжее лето» в исполнении ВИА «Акварели» .

В 1977 году ВИА «Поющие сердца» с солистом Игорем Офицеровым выпустили пластинку с песней Юрия Антонова на стихи Игоря Кохановского «Бабье лето» , хорошо подходящей для варьете.

Еще раньше в 1973-м ВИА «Веселые ребята» записали несколько песен Юрия Антонова на стихи Леонида Дербенева. Одну из них «Ну, что с ним делать» в стиле кантри Юрий записывал и с «Современником» , но версия аранжировки Павла Слободкина с губной гармошкой и вокалом Александра Лермана более интересна.

А вот песню «Если любишь ты» можно смело назвать одной из лучших, если не лучшей песней 1973-го. Сравните две версии самых популярных коллективов нашей страны и определите для себя какая вам ближе. Мне больше нравится Александр Лерман и «Веселые ребята» . А какая там замечательная ритм-секция!

В 1975-м «Веселые ребята» выпустили лонг плей «Любовь — огромная страна» , одним их хитов которого была песня Антонова на стихи Татьяны Сашко «Отчего» . Песня «пошла в народ», ее пели буквально в каждом дворе, поскольку несложный, но заводной мотив и четыре аккорда не требовали особого исполнительского мастерства.

Песню «Еще вчера» на стихи Онегина Гаджикасимова, полные лирического драматизма, или как ее звали в народе «Почтовый ящик» Юрий Антонов написал, еще пребывая в составе «Добрых молодцев» . И эта песня имела фантастическую популярность. По воспоминаниям руководителя «Добрых молодцев» Владимира Антипина:

«Помню, приезжаем мы в Одессу, а эта песня только появилась. Но в Зеленом театре, как только занавес открыли, все сразу закричали: » Почтовый ящик! «. Откуда ее там знали – загадка».

На «Мелодии» же она вышла в сборнике «Стереоэстрада» в 1975-м.

Хотя миньон ВИА «Добрых молодцев» с песнями на стихи Игоря Кохановского был издан лишь в 1977 году, туда вошли записи, сделанные еще в 1974-1975 годах, и на нем оказалось аж три песни авторства Юрия Антонова. Фанковый ритм вроде бы бодрых куплетов песни «Виноват листопад» — еще немного у получился бы полноценный регги — перемежается лирической грустью припева. Вот как это у него так получается — совмещать в одной теме и лирическую грусть, и бравурный радостный оптимизм!

Диксилендная «Без тебя» была чувственно исполнена солисткой «Добрых молодцев» Людмилой Барыкиной. Песня отлично бы подошла для варьете. Людмила, на мой взгляд, — недооцененный по достоинству бриллиант советской эстрады, в свое время после гастролей в ГДР ей предлагали двухлетний контракт в Голландии. А Юрий Антонов после «Добрых молодцев» пригласит ее в свою новую группу «Магистраль» .

А вот третьей Антоновской песней на миньоне неожиданно оказалась «Садовое кольцо» с волшебным голосом Александра Лермана, припев идет дуэтом с Людмилой Барыкиной. Дело в том, что Александр в декабре 1975 года эмигрировал из СССР, но поскольку на пластинке ансамбля необязательно было указывать солиста, то эта уникальная запись не пропала, а была на радость всех любителей музыке реализована.

В 1975-м Юрий Антонов вместе со своей группой «Магистраль» выпустил эпохальный миньон, на одной из сторон, которого была песня на стихи Игоря Шаферана «Нет, не я» . Меня всегда в ней восхищал мощный женский бэк-вокал.

На другой стороне миньона была, возможно, самая лучшая песня семидесятых. А уж в 1975-м «Несет меня течение» был номер один с большим отрывом. В ней прекрасно все: и лирика, и балладный надрывный стиль, и квакающая гитара во вступлении, и гитарное соло в середине, не лишенное некой виртуозности. Соавтор песни Виктор Дюнин вспоминает историю ее создания:

» Я был влюблен. Решил жениться, даже заявление подали в ЗАГС. Перед свадьбой подруга моей невесты сообщила мне, что моя невеста мне не верна. До сих пор не знаю, это была правда или нет. Но тогда я был молод, горяч. Я «поломал» свадьбу, всю ночь не спал после этого. К утру появились стихи.

Рассказал об этом Юре Антонову, который, не имея жилья в Москве, ночевал у меня на раскладушке, показал ему стихи. Через пару дней была готова песня.»

Песню «Зеркало» Юрий Антонов написал в 1977-м на стихи маститого поэта-песенника Михаила Танича. Жена Танича — Лидия Козлова — вспоминала позже, как однажды ночью Михаил привел с собой в дом незнакомца. Это был Юрий Антонов, с творчеством которого Лидия была совершенно не знакома. Поэтому, когда она увидела, что Танич вручает молодому композитору текст «Зеркала» , ей стало жалко этих замечательных стихов. Как вспоминала Лидия:

«Думаю, такой Лель пришёл… Что он там напишет? Рано утром раздаётся звонок: «Я написал песню». Юра приезжает, садится за пианино, играет нам… И мы понимаем: всё… сердце оборвалось и упало».

В 1978-м вышел миньон ВИА «Красные маки» , на котором одной из песен и была «Зеркало» в исполнении Александра Лосева.

А дальше, начиная с 1979-го был «Аракс», новые хиты, без которых уже не возможно представить восьмидесятые. Была большая медийная поддержка, ТВ-программы, новые пластинки, саундтреки к фильмам, аншлаги концертов, стадионы, всесоюзная слава, вполне впрочем заслуженная. Талант, который заявил о себе в семидесятых полноценно реализовал себя в новое десятилетие.

Подписывайтесь на канал, будет еще много чего интересного

Источник

Юрий антонов бас гитара

Мы вчера решили выпить пивка.

Повод, как всегда, был музыкальный – редактор начитался О’Шеннона и уж очень ему в душу запал один эпизод из творческой жизни музыканта. На страницах своей книги бард талантливо описывает, как надо правильно готовить креветки. После короткого обсуждения допустимости тех или иных кулинарных приёмов в приготовлении этого ответственного блюда мы и решили на практике разрешить накопившиеся вопросы.

И пока редактор носился на лыжах по заснеженной Северной Двине ( фоторепортаж смотрите здесь ), изгоняя из организма через поры тела излишнюю влагу, мой организм потерял такое же количество жидкости, истекая слюной перед столом с нарезанной рыбкой, приправами и двумя килограммами отваренных по рецепту О’Шеннона креветок.

Едва мы воссоединились и бодро открыли по бутылочке пивка, пришлось отвечать на телефонный запрос – сколько лет Антонову. «Ну дык! Шестьдесят ведь уже!» – практически хором ответили мы.

Действительно, как же нам да и не знать таких вещей! Тем более именно сейчас, 19 февраля, у Юрия Михайловича идут юбилейные концерты в Кремлевском дворце, любимые народом песни звучат, те самые, задушевные.

Поговорили мы и о том, что после знаменитых маленьких пластинок таких пронзительных песен в творчестве Антонова стало поменьше, — понятно, что время потребовало новых ритмов, появились драмм-машинки всякие, энсоники, мать их. Оно, конечно, удобнее, но ведь и результат стал другой. Уже в песне «От печати до радости» ритм стал глушить мелодию, слышится монотонный шум мотора, что несёт героя от печати в ОВИРе к радости нового ПМЖ, до которого, как известно, «ехать и ехать». Как можно сравнивать берущую за душу «Несёт меня течение» и, допустим, «Ты живёшь на одном, ну а я на другом…», больше похожую на пионерскую речёвку? А один из поздних хитов — «Лунная дорожка»? Где там мелодизм? И даже песня «Вот как бывает» в новой аранжировке нараз утратила своё лирическое очарование. А та же «Я вспоминаю» – она была до ужаса ритмичной, ноги сами просились в пляс, но ритм строился на прекрасно аранжированных партиях баса, гитары и ударных, да и чудесное клавишное соло (не запрограммированное, а передающее касание пальцев) придавало очаровательную лёгкость этой музыке.

А на сегодняшний день Юрий Михайлович новых песен на 2 альбома напел и назаписывал, но выпускать в свет свои свежие творения Антонов не торопится. Как говорит он сам в одном из интервью – «Я восемь лет альбомов не выпускаю, придерживаю. Песня ведь пишется, чтоб ее реализовать, а реализовать я не могу, поскольку у нас в стране конфликтная ситуация с пиратством. Так что у меня эти альбомы лежат… Меня абсолютно отталкивает ситуация, что они бесплатно разбредутся по людям».

Во-о-т! Тут то, вероятно, и кроется причина, по которой и старые записи, любимые народом, Антонов не выпускает. Понятно, что людям эти альбомы достанутся небесплатно, но сам Антонов на этом не заработает. Уже подсчитано, что общий тираж его грампластинок превышал число 50 млн. экз.! * Но сейчас-то пираты так развернулись, что быстро перекроют показатели фирмы «Мелодия». Да при чём тут там пираты – не все поклонники Антонова могут позволить себе прикупить новый диск рублей за 300, но это уже вопросы социальной политики, так сказать, потребностей и возможностей… Юрий Михайлович в этом разбирается, он нынче работает ещё и вице-президентом Российского авторского общества. «В советское время «авторские» отчисления кормили композиторов — но надо учитывать, что в те времена и потребности были совсем другие… — говорит Антонов , — а сегодняшний уровень жизни диктует иные запросы, «авторские» их никогда не покроют. Основной доход — от концертов, а их у меня хватает».

Вот так мы и беседовали, попивая пивко под креветки, коря себя за лень, что помешала нам поехать на концерт Антонова в Москву, приходя к выводу, что несмотря ни на какие выкрутасы, Антонов так и остался Антоновым – отличным исполнителем, прекрасным композитором, мелодистом, чьё безупречное мастерство и тонкое артистическое чутье настолько бесценны, что Правительство должно ему деньги платить просто так, ибо Юрий Михайлович -один такой! Он же круче Пола Маккартни и Эрика Клэптона! Эх, не ценим мы своих людей, ему сейчас вот надо в новый дом переезжать, там озеро рядом, да и зверинцу будет просторнее – у Антонова 15 собак и 20 кошек. А надеяться приходится только на себя, никто заботу не проявит. Вся страна песни Юрия Михайловича знает, слушает и поёт, а вот заботу о талантливом человеке проявить… Но Юрий Антонов бодр и полон сил, он неутомим и энергичен, он добивается всего сам, он так привык – работать и работать, выступать и выступать…**

И уже вечером, допив пиво, мы сообразили – «дык, ёбть! День рождения то у него как раз сегодня! Сегодня концерт, а завтра будет отмечать – так что мы не опоздали – и выпили за здоровье Юрия Михайловича – я водочки, а Андрей – вискарика, и пожелали ему крепкого здоровья и творческих успехов, и завели песню «Не забывай» и запели «…а всё хорошее — не забывается!», ибо чем замечательны песни Антонова — эти песни просто хочется петь.

АИФ (20 февраля 2005 г)

* 50 000 000 пластинок! Представьте! Как говорил Аркадий Райкин «да ещё сто тыщ зрителей по одному рублю – ета будит… сумашедшие деньги!»

** Между прочим, рекорд Антонова ещё никто не побил — 28 аншлаговых концертов за 15 дней в огромном ленинградском спорткомплексе.

Всё вышесказанное подтверждаю. Именно так и было. Сначала подвернулся О’Шеннон со своей книгой «Анти-Бард», именно там где-то в середине повествования он пишет о том, как он варит креветки, с целью угостить пришедшую в гости даму. Поэтому мы и решили проверить рецепт на практике в ближайшие выходные. Эксперимент был в чистом виде, то есть без дам. Дама пришла позже и сказала – «О! А я бы лучше водочки выпила!» В целом, креветки несомненно удались, правда, как мне кажется, заслуги О’Шеннона тут никакой нету – кулинарные таланты Игоря позволяют превратить в деликатес любой самый дурацкий рецепт. Это примерно так же как ноты, написанные композитором, разные музыканты играют по разному. В общем, Игорь сварил креветки и сидел ждал меня, покуда я разминался с лыжами на речке по случаю великолепных погод и адекватного желания вспомнить как это делалось раньше. А потом мы славно попили пивка, пообщались, в том числе вспомнив и Юрия Михайловича, но вовсе не в связи с его юбилеем, про его-то мы как раз и не вспомнили почему-то сначала. Это уже потом, ближе к вечеру сообразили, что пиво-то мы сегодня как-то не случайно распиваем – значит звёзды в тот день так правильно стояли – подумали мы оба, замахнув ближе к вечеру уже более достойных напитков. А на следующий день – бегом в библиотеку, в очередной раз покопаться в залежах винила в закромах отдела литературы по искусству. Было сразу же нарыто несколько LP Юрия Антонова, причем в отличном состоянии. К сожалению больше не нашли ни одной маленькой пластинки. Всего их должно быть восемь, это если судить по официальной дискографии , а у нас пока записано только семь. Но, ничего, рано или поздно найдем недостающую. А дома, вернувшись после похода в библиотеку я послушал эти два обнаруженных в закромах «лонгплея». Один из них – альбом «Поверь в мечту» (С60 22285 006) 1985 года с группой «Аэробус». По моему разумению, это первый именно «большой альбом» после тех самых восьми маленьких пластинок, т.к. самый первый LP представлял собой просто сборник песен, ранее выходивших на миньонах – «Крыша дома твоего» (С60 19741 007) 1983. «Поверь в мечту» – хорошая пластинка, но это уже совсем не то, что было у Антонова с «Араксом», что-то неуловимо исчезло, вроде бы всё почти так же, а вот такого же «араксовского замеса» нету напрочь, слушается пластинка как-то совсем скучно. По этому поводу могу сказать, что прослушивание второго принесенного LP «От печали до радости» С60 24821 003 (1987) снова заставило взгрустнуть по поводу того, что вот не смогли талантливые люди в своё время сработаться вместе и записать полноформатный альбом. На этом диске сам Юрий Михайлович поёт только первые три песни, остальные – то есть с четвертой по десятую – это записи «Аракса», сделанные ещё в 1980 году для альбома, который должен был бы назваться «Колокол тревоги», но так и не был закончен по причине авторских разногласий. Послушайте сами этот диск – и сразу всё становится понятно: первые три песни Антонов без «Аракса», все последующие – «Аракс» без Антонова. И первое, и второе – гораздо хуже того, что было сделано ими вместе, то есть того, что известно всем по «маленьким пластинкам». Именно того, что как раз издавалось и продавалось миллионными тиражами и что до сих пор нормально не издано на компакт-диске. Такая вот беда. Может быть, Юрий Михайлович и музыканты «Аракса» пересмотрят свои отношения и порадуют нас таким изданием? Пора бы уже на самом деле и озаботиться, а то годы идут, время летит…

АТ (21 февраля 2005 г.)

ЮРИЙ АНТОНОВ
«От печали до радости»
юбилейные концерты
18 и 19 февраля 2005 года, Государственный Кремлевский Дворец

Источник

Оцените статью