Юрий Стоянов — с гитарой по жизни
Когда-то программа «Городок» была самой доброй из всех юмористических программ российского телевидения. Образы, сыгранные Ильёй Олейниковым и Юрием Стояновым, были жизненными и интересными. Артисты идеально сочетались друг с другом — сама судьба велела им работать вместе, ведь они даже родиться умудрились в один день, 10 июля, правда, с разницей в 10 лет.
Выходила программа почти двадцать лет — до самой смерти Ильи Олейникова.
Сейчас Юрий Стоянов ведёт разные телепередачи, много снимается в кино. Но темой публикации будет не актёр, а блестящий гитарист, певец и автор! Да, это всё — Юрий Стоянов!
Писать стихи и играть на гитаре он начал ещё в детстве, в Одессе. Умение это ему потом очень даже пригодилось — окончив ГИТИС и попав в БДТ, один из лучших театров страны, он получал роли, в которых нужно было петь или играть на гитаре. Например, в спектакле «Рядовые» (1985) Стоянов исполнял «Песенку о пехоте» Булата Окуджавы. Сохранился видеоролик с этим исполнением.
Роли в театре были в основном второстепенные, в кино не звали. Гитара и песни были спасением для Стоянова в те годы. Ленконцерт, общество «Знание» и другие организации постоянно устраивали шефские концерты, творческие встречи, а из молодых актёров БДТ Юрий был единственным, кто умел петь и играть, и его выступления всегда проходили с успехом. Было это в клубах, красных уголках заводов и даже в тюрьмах. Исполнял Стоянов как известные песни, так и свои, личные, к которым сочинял и слова, и музыку.
Популярность пришла после 35 лет, с появлением «Городка». Исполняя множество ролей, Стоянов отыгрывался после многолетней актёрской нереализованности. Потом появилось и кино.
Музыкальные вещи в «Городке» тоже были, но редко.
Сейчас Юрий Стоянов иногда устраивает творческие вечера, в которых общается и поёт свои песни. Формат таких выступлений он называет «музыкально-человеческим».
Таким выступлением стал и «Квартирник у Маргулиса», вышедший в прошлом году. Это был один из самых душевных квартирников!
Источник
Юрий Стоянов представил первый альбом своих песен под гитару: видео
Актер Юрий Стоянов 25 января выпускает на всех музыкальных платформах свой первый альбом «Где-то». Sobesednik.ru послушал его песни под гитару и расспросил создателя легендарного «Городка» о его дебюте.
«Песни спасли меня в период невостребованности»
– Предисловие к вашему альбому написал музыкант Евгений Маргулис. Он и есть главный инициатор выпуска?
– Женя стал главным провокатором. Для меня было очень неожиданным участие в его «Квартирнике на НТВ». Это очень редкий обитаемый островок в музыкальном море – островок вкусовой музыки, которая нравится одному конкретному человеку. Правда, вкусу которого можно доверять, потому что он сам блистательный музыкант.
Когда Женя представил меня как музыканта, я опешил. И дальше мне всю программу пришлось оправдывать это определение. И когда это получилось (тот выпуск набрал больше миллиона просмотров в интернете), я решил, что пора мне свои песни систематизировать, собрать их так, как мне это нравится.
А вот сподвигли меня на это мои телевизионные продюсеры. Они сказали мне: «Хватит уже присылать сообщения – послушай в вотсапе песенку, а вот я в телеграме выложил. Давай уже соберем песни вместе». А я бы так дальше и сочинял себе потихоньку.
– С какой целью?
– Чтобы заниматься любимым делом. Мои песни – то, что мне не дало пропасть в годы моей ненужности, невостребованности, неизвестности, ожидания, какой-то невероятной, выматывающей тоски внутри. А таких лет было очень много, я ведь начал сниматься хорошо за тридцать.
Гитара – все равно рукав моей главной, актерской реки. Наша профессия состоит из многих умений, но поскольку я перфекционист, то если я что-то делаю, должен делать это хорошо. Если я увлекаюсь столярным делом (а это правда), покрываю изделие лаком, как Страдивари. Утрирую, конечно, но я бы не вышел к людям с самодеятельным умением.
– И много у вас песен?
– Штук 30 максимум. Композитор, поэт-песенник обязаны писать много песен, это их хлеб. А для меня мои песни – часть моей души, моей биографии. Один диск вышел, еще на один альбом у меня есть материал. Почему так мало песен? Ну, дайте мне еще одну жизнь, и я напишу больше.
– Когда была написана самая свежая песня, которая вошла в ваш альбом?
– Прошлой весной, в период самоизоляции. Она называется «Сапожник» – про мою дочку, про мое ремесло, про мое второе призвание. Из меня бы вышел отличный сапожник. (Смеется. – Ред.).
– «Сапожник» – грустная песня, как и все в альбоме «Где-то». Почему именно такое настроение?
– Но заметьте, что это светлая грусть, с надеждой.
Вообще, мажорную песню написать очень тяжело. К тому же мы так много в нашей истории на демонстрациях пели мажорные песни… И как-то так сложилось, что когда мы поем за столом, то редко поем песни, написанные в мажорной тональности. Да если взять самое простое: «Последний троллейбус», «Ой, то не вечер. » – это все минорная тональность.
«Большинство артистов поет лучше меня»
– Вы играете на гитаре с 10 лет. А помните свою первую гитару?
– Конечно! Я купил ее в Киеве, в магазине «Каштан» – это украинский аналог российской «Березки», где все хорошее и дефицитное, что хотелось иметь, продавалось только за валюту. Гитара была ленинградского завода щипковых музыкальных инструментов и стоила 9 рублей 50 копеек. Но в магазине «Каштан» она стоила 9 долларов 50 центов. И если бы у меня в кармане было столько, я бы получил тогда 9,5 лет – эквивалентно, по году за каждый доллар.
А девочки-продавщицы воспринимали эту гитару как абсолютно не нужный сегмент в ассортименте. Матрешки, меха, икра – вот что продавалось иностранцам на ура. Продавщицы видели, как я в течение двух лет засматривался на эту гитару и однажды спросили: «Что, хочешь купить?» Я кивнул. Тогда они взяли обычные канцелярские ножницы и стали царапать гитару прямо на моих глазах.
«Вы что же делаете, варвары?!» – опешил я. – «Мы ее развалючиваем».
Девочки придали гитаре некондиционный вид, который, однако, не сказывался на звуке, изуродовали ее ради меня и абсолютно легально продали мне за 9 рублей 50 копеек.
– Вы же знаете, сколько сейчас поющих актеров. Готовы, что и про вас скажут: «А, еще один запел»?
– Нет, не готов. Я не имею никакого отношения к этому.
«Где-то» – это не альбом вокалиста, не альбом певца. Это альбом человека, который так высказался. Альбом актера, который любит и уважает гитару, относится к ней серьезно. Голосовые данные у него те, которые ему дал Бог, и он непрофессионал.
Ничего выдающегося, но надеюсь, что свой тембр у меня присутствует.
А то, что я могу петь разными голосами, я много раз доказывал в разных проектах, когда пел даже за Поваротти и Утесова.
Я не вижу поводов ни для конкуренции, ни для сравнения. Большая часть драматических артистов поет лучше меня. Но я пою свои песни. И лучше играю на гитаре – это точно. (Смеется. – Ред.).
Источник