За фортепиано не садилась

Посадка за фортепиано.

Как по мне, очень важная тема, так как она напрямую связана со многими другими вопросами, немаловажными для пианиста. А также с самой главной темой — ЗДОРОВЬЕ ПИАНИСТА.

Идеальной является посадка моего любимого пианиста Артура Рубинштейна, которую Вы можете оценить на видео выше.

Мы рассмотрим данный вопрос с двух ракурсов: правильная посадка за фортепиано во избежание проблем со спиной и посадка за инструментом как путь звукоизвлечения.

Первый ракурс, как по мне, гораздо важнее второго. Меня поймет любой человек, у которого хоть раз в жизни болела спина.. И начинать изучение данного вопроса лучше с таких тем, как «Занятия фортепиано и спорт» и «Зарядка пианиста». Подробный видео — урок на эти темы темы Вы можете найти в курсе «Энциклопедия или путь пианиста» ( урок #47 )

Итак, как же правильно сидеть за фортепиано, чтобы спина не болела?! Я бы советовал сидеть ровно, но не по армейски. Посадка должна быть естественной. Как только спина устает, можно немного изменить положение корпуса. Откидываться на спинку стула я бы не советовал хотя бы по той простой причине, что Вы направляете вес своего тела назад, а это прямо противоречит такому базовому пианистическому принципу, как «весовая игра». Принципу, без которого невозможно добиться полной свободы за инструментом. Да и вообще, это противоречит элементарным законам физики. Ну это как ходить по потолку, чтобы было понятнее. Конечно, если Вы — профессиональный пианист и уже «разобрались» с инструментом, то и такой вариант посадки возможен, если не сидеть так за роялем все время. Но сидеть за фортепиано в таком положении я бы советовал поменьше. Великий современный педагог Дмитрий Башкиров даже советует такой метод для достижения свободы за инструментом. Но, опять же, всё нужно делать вдумчиво и с понимаем «для чего». Использовать как метод — да, но не играть так, на вялике, всё время.

Читайте также:  Gulumcan ноты для скрипки

Сидеть сгорбившись ( как на аватарке статьи ) я бы также крайне не рекомендовал. Час — два таких занятий окупятся потом долгими муками. Периодически лучше всего вставать и разминаться, но об этом мы более детально говорим в курсе «Путь пианиста»: «Занятия фортепиано и спорт» и «Зарядка пианиста» ( видео — урок #47 ).

Переходим ко второму пункту. Сразу разделим его на А и Б. А: близко — далеко; Б: низко — высоко.

А) Большинство не профессионалов сидит чересчур близко к фортепиано. Это не очень хорошо для звукоизвлечения, особенно на forte! Почему? — Руки имеют свой естественный вес, и когда Вы садитесь слишком близко к инструменту, Вы этот вес как бы разделяете, в каких — то местах пережимаете. При этом, Вы не даете свободно «дышать» своим рукам, парить над роялем, что особенно необходимо во время исполнения романтической музыки ( яркий пример — музыка Ф. Шопена ).

Изредка пианисты сидят слишком далеко и это не дает им «довезти» тот самый вес до клавиатуре. Приходится извлекать звуки силой, что, сами понимаете, не очень хорошо.
Но чаще, все-таки, пианисты сидят слишком близко и также извлекают звуки силой.
Что же делать? на каком расстоянии от пианино находиться?

Соберите руки в кулаки и вытяните вперед. Костяшки пальцев должны упираться в крышку рояля. С этого исходного положения начинается игра на рояле. Дальше можете менять дистанцию, это можно и нужно делать, в зависимости от технических задач в определенной части исполняемого произведения.

Б) Когда — то, краем уха, я услышал из уст незнакомого мне пианиста такую фразу: «Сядь повыше на стуле. Есть такая питерская привычка, высоко сидеть за роялем, не слыхала?!» Он это рассказывал одной ученице. Словосочетание «питерская привычка» прозвучало столь пафосно, что сомнений, как нужно сидеть за роялем, не осталось) Если мне не изменяет память, любил высоко сидеть Святослав Рихтер. За счет этого, по его словам, он как бы властвовал за роялем.

Теперь рассмотрим посадку за фортепиано Глена Гульда. Он сидел очень низко. По словам Гульда, это давало ему возможность лучше контролировать клавиатуру фортепиано.

Что можно написать после рассмотрения посадки за инструментом таких мастеров? Думаю, здесь все более индивидуально, чем с пунктом А. Сидите, как Вам удобно. Тут, опять же, все может зависеть от исполняемой Вами музыки. Для классики, которую, в основном, играл Гульд, хороша низкая посадка. Там нужен минимальный вес, все держится больше на пальцах. Для романтики, наоборот. Но Вы же не будете начинать играть Баха без подставки, а, дойдя до Рахманинова, доставать ее из под стула?! Хорошо, если есть портьера, там можно незаметно подкрутить. Но решающую роль в исполнении это не сыграет, поверьте. Если Вы произведение доучили, оно у Вас получится, как бы Вы не сидели.

Показательной, на мой взгляд, можно считать посадку за роялем моего любимого пианиста Артура Рубинштейна. Не думаю, что у человека, прожившего 95 лет, записавшего накануне своего 90летия несколько концертов с оркестром, были проблемы со спиной..)

Источник

Посадка за фортепиано

Первое, на что стоит обратить внимание, это посадка за фортепиано. Неправильная посадка приведет к тому, что сидеть вам будет неудобно, вы будете зажимать руки. А с зажатыми руками вы мало что сможете сыграть.

На что нужно обратить внимание, когда вы сидите за фортепиано или синтезатором?

  • Высота стула
  • Расстояние до инструмента
  • Опора на стул
  • Положение относительно центра клавиатуры

Высота стула зависит от роста и длины рук. Правило такое: локоть должен попасть в одну плоскость с клавиатурой. То есть рука должна быть как бы продолжением клавиш.

Если сесть на стул слишком высоко, то локти будут приподняты вверх. В таком положении не будет достаточной опоры на пальцы.

Если вы сядете слишком низко, то кисть будет приподниматься над клавиатурой. При этом она будет напрягаться и зажиматься.

Как отрегулировать высоту стула?

Можно купить специальный стул, у которого меняется высота. А можно подложить на стул подставку. Когда я училась в музыкальной школе, в качестве подставки использовались сиденья от старых стульев или стопка нот. Можно взять сложенное плотное одеяло или подушку. Приспособить можно все, что угодно, лишь бы оно надежно лежало на стуле, не съезжало и не вызывало дополнительных напряжений.

Расстояние от стула до инструмента

Это расстояние зависит от длины предплечья, длины верхней части руки и от их соотношения. Нужно сидеть на таком расстоянии от инструмента, которое обеспечивает свободное движение рук и корпуса вперед-назад. Руки должны быть чуть согнуты в локтях и не должны прижиматься к телу. Между локтями и телом должен быть “воздух”.

Попробуйте сесть за пианино, положить руки на клавиатуру и покачать предплечьями вверх-вниз, как бы раскрывая их и закрывая. Рука при этом должна двигаться свободно и не зажиматься, а кисти слегка расходиться в стороны.

Если сесть слишком далеко, руки будкт вытянуты вперед. А при слишком близкой посадке руки будут прижиматься к телу, а плечи – приподниматься.

Нужно найти такое положение, в котором вы чувствуете себя комфортно, корпус свободно двигается, кисти, локтии предплечья свободны и податливы.

Опора

Ваше тело должно иметь возможность свободно двигаться во всех направлениях. Ноги должны прочно упираться в пол. Первое время начинающие пианисты не пользуются педалями, поэтому ноги следует ставить на пол перед педалями. Детям ставят спеиальную подставку для ног.

Стул должен быть удобный, устойчивый, на четырех ножках. Вращающиеся стулья не подойдут.

Сидеть на стуле нужно не очень глубоко, но и не на самом краю – примерно по середине.

Слишком глубокая посадка не дает достаточной опоры в ногах. Если сидеть на краю, то, наоборот, большая часть тяжести тела падает на ноги. В таком положении корпус не может свободно двигаться, и тело будет напряжено. При этом вам придется как бы опираться на клавиатуру, чтобы сохранить равновесие. А это приведет к излишней нагрузк на пальцы.

При правильной посадке должно быть три точки опоры – две ноги и попа. Мы опираемся на ноги, но основная тяжесть должна падать на стул. При таком положении корпус свободно двигается в любую сторону.

Положение относительно центра клавиатуры

Сидеть нужно по середине клавиатуры. Чтобы определить центр, поставьте ноги на педали и сядьте напротив них. Если у вас клавиатура без педалей, середину можно определить относительно расположения клавиш. Обычно центр находится между клавишами “до” и “фа” первой октавы.

Главный критерий правильной посадки за фортепиано – ваше удобство. Корпус может свободно двигаться, локти свободные, спина прямая, нигде в теле нет напряжения.

Источник

Как правильно сидеть за фортепиано?

В данном видеоуроке вы узнаете, как правильно сидеть за инструментом, чтобы не было проблем с осанкой, техникой и звукоизвлечением.

При посадке за фортепиано обратить внимание на 4 пункта:

1.Высота
Регулируйте стул так, чтобы локти были не ниже клавиатуры. Чтобы проконтролировать свою технику самостоятельно, нужно сесть, положить руки на клавиши и попросить кого-то сфотографировать вас в этом положении. Правильный вариант — если локти находятся параллельно клавиатуре или чуть выше.

2. Где ставить стул?
Стул должен находиться прямо по центру, напротив первой октавы (часто над ней логотип марки). Расстояние должно быть таким, чтобы при вытянутых руках пальцы упирались в начало клавиш.
Одна из наиболее распространенных ошибок — сесть слишком близко, чтобы лучше видеть ноты. К такому положению можно быстро привыкнуть, и когда вы выйдете на более серьезный уровень, где понадобится «размах» крыльев, вам будет трудно переучиться.

3. Сколько площади от стула занимать?
Традиционно половину или 1/3. Расстояние до клавиатуры регулируется спиной и наклоном, поэтому вы создадите себе дополнительный дискомфорт, переместив точку опоры на сиденье.

4. Ноги
Ноги — это опора, которая понадобиться вам при правильном звукоизвлечении, особенно при переходе на мощное форте. Как проверить, правильно ли вы сидите? При верном положении ног вы сможете легко встать со стула даже во время игры.

4 сентября 2020г. — Джем саундтреков

3 июля 2020г. — ABBA трибьют (фортепианный)

12 июня 2020г. — Джем хип-хопа, рэпа и R’n’B (ударный)

Источник

Что делать, если моему ребенку мешают заниматься игрой на пианино соседи сверху? Разговоры не помогают.

Уже два года занимаемся игрой на фортепиано. Ребенок приходит домой вечером и занимается с 18:00 до 20:00-21:00(для второго класса нормально). Первый год соседи подкидывали в ящик письма с просьбами уменьшить время занятий, предлагали различные графики. По их графику играть не всегда получалось, да и он нас не устраивал. Сын не робот, он человек, в первую очередь ребенок, не всегда его можно заставить играть по графику. Уже сколько раз разговаривали с ними — ничего не помогает, они твердят только свои правила, к нам даже не прислушиваются. Недавно у этой семейной пары тоже появился ребенок. И тут сосед превзошел сам себя. Как только сын сел за пианино, тот подставил к батарее что-то похожее на перфоратор, но только намного громче. Как итог: обвалившаяся штукатурка с потолка — падала аж небольшими кусочками. Постоянно стучит по батареям. Теперь уже второй день включает музыку и ставит колонку к батарее, с периодичность в разных комнатах(иногда даже громче самого фортепиано). Это мешает не то что заниматься, а вообще жить спокойно. Причем в одном письме написал то, что всегда находится дома в виду своей болезни. Нам что, теперь вообще не играть?! Или заставлять их ребенка плакать по графику?? Подскажите, какие права моего ребенка он нарушает, и что делать в данной ситуации? Это уже просто невыносимо.

Сейчас нет возможности покупать синтезатор, либо делать в комнате звукоизоляцию. Почему-то другие соседи, никто не жалуется.

У вас очень интересный вопрос. И у вас очень интересные соседи. Я им очень завидую. И очень не завидую вам. Предполагаю, что у соседей есть неплохая акустическая система. И они периодически её включают. Чем полностью блокируют попытки вашего чада освоить основы музыкальной грамоты. Мне кажется, противоборство носит неравный характер. Во-первых, акустика ваших соседей подключена к проигрывателю, а библиотека записей ваших соседей может быть большой. Во-вторых, эта система питается от внешнего источника энергии, а значит, более вынослива, чем неокрепший организм вашего юного музыканта. Можно, конечно, потребовать от ваших соседей прекратить слушать одно и то же, а начать слушать экзерсисы вашего ребёнка, но они могут сказать, что готовы продемонстрировать новые записи, а слушать детские обработки известных «классических» произведений не хотят. Придётся вашему ребёнку осваивать основы музыкального мастерства в наушниках. Но подключённых не к смартфону, как сейчас это принято, а к синтезатору. Сейчас на дворе не эпоха барокко, или частных уроков музыки в огромных гостиных. Учатся игре на фортепиано на синтезаторе, а не на дорогом фортепиано в многоквартирном доме. Надев наушники, или негромко включив динамики на синтезаторе. И первый, и второй вариант можно использовать. Только в наушниках не надо. Нужно слушать пространственный звук. Но не на всю катушку. Звук фортепиано регулировать нельзя. Вы никак не можете повлиять на громкость. Зато можете оценить качество усилителя ваших соседей. Не надо искушать других своим поведением. Тогда, может быть, сам собой отпадёт вопрос о том, почему вокруг все такие плохие, когда мы такие хорошие.

Удачных покупок в магазине музыкальных инструментов.

3 5 · Хороший ответ

Ребенка отдать в кружок занятий на пианино. Всё

Источник

Она никогда не играла на пианино. Не знала нот. Но села за инструмент и.

Это чудо случилось с моей соседкой Клавой. Очень красивой и доброй молодой женщиной. Когда-то она работала няней в доме малютки и на всю свою зарплату покупала детям соки. И получив хорошее образование, выйдя замуж, она еще долго продолжала это делать.

Было время, когда мы работали вместе, а потом оказались соседями в новом доме. Сдружились. Вот тогда я и узнала о ее мечте. Она уговаривала мужа купить ей пианино. И уверяла на полном серьезе, что сядет за него и будет играть. И не собачий вальс, а настоящие произведения.

— Ты в детстве этому училась? И знаешь ноты? — наивно спрашивала я.

— Никогда. У меня такое детство было. Не до этого. И нот не знаю. Зато знаю одно — я буду играть! Без проблем!

— Но это же целая наука, — не сдавалась я.

— Наверное. Но я уже владела этой наукой! Я знаю!

— На это я не могу ответить. Никому. Вот просто знаю, что сяду и заиграю. И вы все заслушаетесь! Тебе не понять — я чувствую этот инструмент. Он меня зовет.

— Сколько себя помню. И очень, очень скоро это произойдет!

— А ты не пробовала себя проверить — зайти во Дворец культуры, например, попросить допустить тебя до инструмента.

— Нет. Однажды долго смотрела на рояль. Закрыт он был. И я не стала его тревожить.

И наступил день, когда муж купил Клаве пианино. Она в это время была на работе. Он вызвал настройщика. И вечером ее ждал сюрприз.

Мы жили в разных подъездах, но наши балконы соприкасались. И сначала я услышала ее восторженный крик. А потом — музыку. Я до сих пор не знаю, что она играла. Какое произведение. Какого композитора. Скорее всего, это была ее собственная музыка, которая копилась в душе. Но как это было прекрасно!

Она меня позвала к себе в тот же день. Т о есть — был уже вечер. Помогла мне пройти через свой балкон. Я сидела рядом, а она играла. И можно было подумать, что всю жизнь она только этим и занималась.

Что это было? Профессия из прошлой жизни? Или такая уж беспредельная любовь именно к пианино и музыке, преобразованная в это умение? Но ведь умение -то многосложное. Люди годы тратят, чтобы им овладеть. Не знаю. И про детей и соки я не просто так упомянула. Может, и от доброты ее здесь тоже что-то зависело? А высшие силы учли и это?

Источник

Оцените статью