- Веерные лады или мультимензура
- Проблема
- Плюсы стандартной мензуры
- Минусы стандартной мензуры
- Решение
- Переменная мензура, Веерные лады, Мультимензура
- Зачем нужны веерные лады на гитаре?
- Веерные лады (мультимензура)
- Новый взгляд на гриф бас гитары: Fanned Frets и True Temperament
- Что не так с параллельными ладами?
- Веерные лады (Fanned Frets) на гитаре от Novax Guitars
- Гитара с кривыми ладами. Система True Temperament
Веерные лады или мультимензура
Как мы все с вами знаем, чем ниже нота, тем толще должна быть струна. И в общем и целом, звучание и интонирование будет лучше при большей длины струны. Таким образом многострунные гитары как правило изготавливают с увеличенной длиной мензуры.
На сегодняшний день, большинство шестиструнных гитар имеют мензуру 25,5″/648мм (Fender Strat) или 24,75″/629мм (Les Paul) и 25″/635мм (PRS). Калибр струн варьируется примерно от 9-42 до 11-56 для стандартного строя. Чем крупнее калибр используемых струн в стандартном строе ми (EADGBE), тем сильнее натяжение. Это улучшает звучание в целом, но бенды тянуть становится тяжелее.
Проблема
Все, кто хоть раз пробовал перестроить свою гитару в строй Drop D, знают, что шестая струна теряет свое былое натяжение и звук чуток ухудшается. А представьте что будет, если добавить еще седьмую или даже восьмую струну на гитару со стандартной длиной мензуры? Эти две низкие струны будут висеть как «сопли» и звучать будут явно не очень. Выход из этого положения — увеличить мензуру например до 27″. Это даст нам нормальное натяжение на низких струнах, но вот на высоких станет тяжело тянуть бенды. Кстати о гитарных строях можно почитать здесь: Гитарный строй. Или «Почему нот 7, а струн всего 6?»
Плюсы стандартной мензуры
- Меньшее натяжение струны
- Более мягкий звук, особенно на высоких струнах
- Более удобнее играть соло
- Легче тянуть бенды (на более толстых струнах)
- Меньше расстояние между ладами
Минусы стандартной мензуры
- Толстые струны нужны для более низких строев
- Низкие ноты звучат более мутно и грязно
- Сложность интонирования в пониженных строях
Решение
А решение этой проблемы довольно простое — создать мультимензурную гитару, у которой каждая струна будет иметь свою длину мензуры. Для этого лады располагают на грифе в веерном виде. К примеру, у восьмиструнной гитары Boden, длина меняется от 28″ до 26,5″. Резонный вопрос — почему же не до 25,5″? А дело все в эргономичности и удобстве. При разнице от 28″ до 25,5″, лады имеют слишком большой наклон, что причиняет некоторые неудобства при игре. Тогда как мензура от 28″ до 26,5″ дает необходимое комфортное натяжение даже при понижении восьмой струны до E (Ми). При всем при этом, тянуть бенды на высоких струнах практически также легко, как и на десятых струнах на гитаре с мензурой 25,5″. Такие гитары также называют гитары с веерными ладами.
В конце этой небольшой статьи хочу сделать несколько выводов относительно гитар с веерными ладами. Я считаю, что это довольно неплохое решение инженеров и оно несомненно имеет большое число преимуществ перед гитарами со стандартным расположением ладов. Давайте их рассмотрим:
- Меньшее натяжение на высоких струнах, тянуть бенды легче
- Большее натяжение на низких струнах, что дает возможность играть в более низких строях
- Мягкий звук на высоких струнах
- Более чистый и четкий звук на низких струнах
- Хорошее интонирование на низких струнах
- Играть соло проще
- Большинство калибров струн ведут себя лучше на мультимензуре, т.к. их натяжение более сбалансировано
Да, список внушительный получился. Теперь рассмотрим основные минусы таких гитар.
- Вам может не понравится играть на увеличенной мензуре
- Большой угол наклона ладов может быть вам неудобен
- Некоторые формы аккордов достаточно сложно зажимать
- Малое разнообразие звукоснимателей под гитары с веерными ладами
- Достаточно высокая цена
Как видите минусов не особо много, да и первые два, в целом, вкусовщина. В любом случае, выбирать вам. Но, если вдруг выпадет возможность поиграть на такой гитаре, то не отказывайтесь. Кто знает, может попробовав раз, вы может расстанетесь с ней совсем нескоро.
Источник
Переменная мензура, Веерные лады, Мультимензура
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
Преимущества переменной мензуры:
Для разной высоты звука между открытыми струнами используется не только различное натяжение и различная толщина струн, но и различные длины колеблющейся части струн. Это в свою очередь позволяет сделать натяжение всех струн более равномерным и использовать менее толстые басовые струны по сравнению с обычными инструментами (разумеется, сравнения справедливы для одинакового строя).
При использовании менее толстых басовых струн на переменной мензуре требуется не такая сильная компенсация строя, а, следовательно, инструмент имеет лучшую тональную точность (лучше строит).
Басовые струны гитар с переменной мензурой звучат мощнее, имеют лучший резонанс, а тонкие дают более полный и яркий звук без тванга (гнусавости), нежели у обычных инструментов.
Физика на стороне переменной мензуры, НО:
В действительности, различия в натяжении и калибре по всем шести струнам обычной гитары в стандартной настройке не достаточно существенны и не сделают преимущества веерных ладов очевидными.
Где эта конструкция действительно великолепна, так это на инструментах с увеличенным диапазоном: гитарах с семью струнами или более, бас гитарах от пяти струн или более, при использовании альтернативных строев с расширенным диапазоном, в том числе для баритон гитар.
При написании использовались метериалы stringboxanthropology.wordpress.com
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
Источник
Зачем нужны веерные лады на гитаре?
Доброго времени суток, любители гитар! В прошлой статье мы с Вами начали цикл статей об истории гитаростроения и просто об интересных фактах о гитарах.
Несомненно, тема такая же интересная, сколь и большая. Мы будем стараться делать рубрику о гитарах максимально познавательной, включая в подборки как легендарные модели гитар, так и только набирающие популярность. Ведь правильно выбранный инструмент-логическое продолжение любого музыканта, способное помочь ему найти и развить своё звучание.
Веерные лады (мультимензура)
Для начала, конечно же, гитара с котиками 😉
Здесь нужно начать с того, что технология эта появилась не в нашем и даже не в прошлом веках. Веерные лады появились ещё в эпоху Возрождения на бандорах и орфарионaх.
Так что веерные лады можно считать общим достоянием, несмотря на некоторые патенты 90-х годов прошлого столетия. И всё же, «классики» гитаростроения, такие как Gibson и Fender, пока что не торопятся браться за наследие эпохи Возрождения.
Давайте же разберёмся, зачем нужны веерные лады и почему их не используют все производители, если технология действительно так хороша.
Напомню, что в этой серии статей мы разбираем не музыкальные основы, а историю происхождения, факты и практические применения тех или иных решений в гитарах.
Так что для простоты понимания скажем, что веерные лады чаще всего используются как лучшее решение для игры очень тяжёлой музыки, такой как djent, когда самая низкая нота гитары уже больше походит на бас, чем на звучание классической 6-струнной гитары. То есть, если Вы любите низкие звучания и в принципе часто экспериментируете с гитарными строями, то веерные лады, вероятно, решат некоторые Ваши проблемы (толстые струны в низких строях будут звучать лучше и разборчивее, при этом чёткими останутся и тонкие струны)
Ещё одна причина, по которой производители используют веерные лады-это некая «естественность» данного решения. При игре на первых ладах руке, как правило, комфортнее лежать под наклоном (см. картинку выше), а при игре ближе к деке руке удобнее лежать под обратным наклоном. Таким образом, веерные лады должны быть более анатомически правильными, чем классические.
Но, как Вы уже могли догадаться, всё не так просто) Дело в том, что руки могут быть совершенно разными и, естественно, сложно угодить сразу всем типам рук. Многим гитаристам просто-напросто неприятно играть на гитарах с веерными ладами, так как для них это решение не является лучшим.
Да, гитаростроение упёрлось в различие рук людей между собой. Не для каждого человека «анатомически правильно» играть именно на таких гитарах, как и не для каждого удобны те или иные наушники, ведь у каждого из нас есть какие-то врождённые особенности.
Думаю, вопрос о повсеместном использовании веерных ладов можно считать закрытым. Да, мы с Вами не стали на этот раз углубляться в музыкальную теорию, но даже без этого всё довольно ясно:
- Все мы любим играть разную музыку, а для некоторых жанров веерные лады вовсе и не нужны . Как часто вы видите хардкорщиков с гитарами от классиков гитаростроения?) Они скорее возьмут гитару от более молодых и прогрессивных компаний, а уж те всевозможные эксперименты поддерживают. Поэтому Gibson и Fender не торопятся брать на вооружение данную технологию. У них просто не та целевая аудитория)
- Анатомическая правильность веерных ладов так же хороша, как и анатомическая правильность компьютерной мышки. Да, продукт может быть хорошим, но не быть удобным для большинства пользователей, что делает его нишевым товаром для довольно узкого круга лиц.
Для читателей, владеющих английским, рекомендуем к просмотру данный видеоролик, где разбираются некоторые нюансы технологии веерных ладов.
Хотели бы гитару с веерными ладами? Пишите в комментарии!
В следующих статьях мы обязательно расскажем Вам о других не менее интересных технологиях и историях из мира гитаростроения! Поверьте, там ещё много необычного и увлекательного 😉
Подписывайтесь на канал, мы всегда рады новым единомышленникам ❤
Источник
Новый взгляд на гриф бас гитары: Fanned Frets и True Temperament
Технологии в наши дни не стоят на месте и борьба за потребителя вынуждает производителей выходить на рынок с новыми идеями, иногда внося изменения в уже, казалось, устоявшиеся вещи. К счастью для нас музыкальная индустрия развивается не менее стремительно, чем автомобильная и другие. История бас гитары знает множество смелых новаторов гитаростроения, которые меняли облик инструмента благодаря своим свежим идеям. О подобных «исторических» изменениях сегодня и поговорим в этой статье.
В 2015 году компания Ibanez выпустила в серийное производство новую модель баса Ibanez SRFF805 на базе популярной серии SR. Особенностью этого баса является гриф с ладами расположенными не параллельно, а веерно (другие названия Fanned-Frets или multiscale guitar). Ранее басы с такой системой ладов выпускались исключительно небольшими мастерскими, что делало их весьма дорогим удовольствием.
Если вы являетесь фанатом шведской группы Dirty Loops, ставшей популярной благодаря социальным медиа вроде YouTube, то вы наверняка обратили внимание что в новых клипах басист Henrik Linder играет на бас гитаре с кривыми ладами (True Temperament).
В этой статье будем разбираться с преимуществами расположения ладов «по новому» и недостатками классического параллельного расположения.
Что не так с параллельными ладами?
Для вычисления положения ладов на грифе гитары используется только одна величина, относящаяся непосредственно к инструменту — длина открытой струны. Далее производится расчет, в котором эта длина делится на константу, что дает нам положение первого лада.
Для вычисления второго лада за длину струны принимается расстояние от первого лада до бриджа и делится на константу и т.д. Таким образом 12 лад разделит нашу струну ровно пополам, а 24 лад на четыре равные части. Все это очень интересно, но есть один нюанс — эта модель игнорирует все физические параметры, касающиеся вибрирующей струны, кроме одного — длины открытой струны. Натяжение и масса струны не берутся во внимание! Таким образом эта модель предполагает что:
- у струны отсутствует натяжение;
- все струны ведут себя одинаково, независимо от толщины, материала и типа обмотки (flat wound, round wound);
- высота струн равна нулю, что не является истиной, т.к. мы прижимаем струны к ладам.
Кроме того, частота вибрирующей струны определяется тремя факторами: длинной, массой и натяжением. Все эти факторы не являются константами когда вы прижимаете струну к ладу. Длина и масса струны уменьшаются на 50% каждую октаву, натяжение зависит от длины струны и др.
К сожалению для исправления всего этого одной настройкой интонации на бридже не обойтись. Поэтому некоторые производители предлагают свое решение этой проблемы.
Веерные лады (Fanned Frets) на гитаре от Novax Guitars
Рисунок 1. Бас Dingwall Prima Artist с веерным расположением ладов.
- более равномерное распределение натяжения струны вдоль грифа;
- более открытый и живой звук;
- помогает бороться с нежелательными обертонами;
- улучшенная эргономичность (удобство). Да-да, как это не странно ;);
- увеличенный диапазон настройки, совместимость с альтернативными строями;
Кроме того, как заявляют Novax Guitars, у вас не возникнет проблем при игре барре (это, наверное, больше относится к обычным гитарам, но мало ли…) и вам не нужно использовать какие либо специальные струны.
К минусам можно отнести достаточно высокую цену этих инструментов (от $1000 за серийный инструмент Ibanez и выше за custom shop от других производителей как: Novax, Dingwall, Mayones и др.). Если вы решите, что можно прилепить такой гриф на обычный инструмент, то спешу вас разочаровать — ничего путного не выйдет, придется раскошелиться на весь инструмент!
Гитара с кривыми ладами. Система True Temperament
Рисунок 2. Гриф с ладами True Temperament.
- новые лады устанавливаются на старую накладку грифа, а пазы от прямых ладов замазываются специальной смесью. Этот способ не рекомендуется, т.к. очень трудоемкий и невозможно полностью скрыть следы от старых пазов;
- полная замена накладки грифа на новую с установленными ладами. Этот способ наиболее приемлем и по цене, т.к. занимает меньше времени и сил, и по эстетическому результату.
Сам Henrik Linder отмечает в одном из интервью, что эта система дает лучший результат при игре терций и секст, а также при игре в верхнем регистре. Если вы не используете аккорды в своей игре, то, наверное, не почувствуете особой разницы.
Источник