Зачем нужен дирижер если есть ноты

Разбираемся в классической музыке: зачем оркестру нужен дирижер

Постоянные посетители концертов в Мемориальном музее А.Н. Скрябина хорошо знают коллектив «Школа / Škola crew». Артисты всегда предваряют исполнение классических композиций небольшой лекцией, на которой объясняют, как слушать то, что сейчас прозвучит.

Mos.ru продолжает серию материалов, в которых пианистка и участница «Школа / Škola crew» Александра Стефанова помогает разобраться в классике и во всем, что связано с ее исполнением.

Оркестр может играть без дирижера?

— На дирижере лежит грандиозная ответственность. Ему нужно, чтобы все 80–90 человек в оркестре (а их может быть и больше) играли в правильном ритме, понимали, кому и когда нужно вступать.

Если состав оркестра немаленький, то музыкант, который, например, сидит в правом углу, скорее всего, не слышит, что играет его коллега в левом. Просто физически невозможно распознать, когда зазвучал дальний инструмент. Музыкант слышит только ближайших соседей. Без дирижера ошибиться было бы проще простого — необходим человек, который подскажет, когда начинать играть.

Однако был и оркестр без дирижера — Персимфанс (Первый симфонический ансамбль). Он существовал в СССР с 1922 по 1932 год. Музыканты в нем рассаживались по кругу, чтобы видеть друг друга, а кому как играть — договаривались на репетициях. Этот оркестр, кстати, возобновил свое существование благодаря стараниям Петра Айду. Он признается, что это не совсем точная копия того оркестра — музыканты продолжают традиции, сложившиеся в 20-х годах ХХ века. Примерно один-два раза в год оркестр представляет публике различные программы. 25 ноября он выступит в концертном зале «Зарядье».

Читайте также:  Нейлоновые струны для шестиструнной гитары

В партитуре дирижера записаны все инструменты?

— Да. С ее помощью дирижер видит все. В ней все инструменты, вся канва произведения. Если пианист, допустим, выражает себя и задумку композитора только посредством фортепиано, то дирижер, можно сказать, играет сразу на всех инструментах оркестра.

Почему у дирижеров одно и то же произведение может звучать по-разному?

— Дирижер должен донести до зрителя мысль, которую заложил в музыку композитор. При этом дирижер учитывает, к какой эпохе принадлежит произведение. Например, если это барокко, скрипка должна звучать более приглушенно (раньше у нее были по-другому устроены струны). Но следовать этому или нет — конечно, личное дело каждого. Именно поэтому у дирижеров получаются разные интерпретации одних и тех же симфоний. Иногда они звучат даже с разной скоростью. Дирижер может смотреть на произведение иначе, чем его коллеги, использовать свой личный опыт, который сказывается на музыке.

Как раньше обходились без дирижера?

— Профессия дирижера появилась относительно недавно, в начале XIX века. Раньше оркестром управлял один из музыкантов, чаще всего — скрипач (выбирали самого опытного). Он отсчитывал такт ударами своего смычка или же просто кивками головы. Иногда в роли главного был клавесинист или виолончелист. Но музыка развивалась, материал усложнялся, и человек просто не успевал одновременно и руководить, и играть.

Если заглянуть в еще более далекое прошлое, то, например, в древнегреческом театре во главе хора был корифей. На его ногах были сандалии с железными подошвами, с помощью них ему было удобно отбивать ритм.

А палочкой дирижеры всегда пользовались?

— Нет. Дирижерская палочка в том виде, в котором мы знаем ее сегодня, появилась в XIX веке. Некоторое время до нее использовали баттуту. Это могли быть жезл или трость, служившие для отбивания такта. Кстати, именно баттута стала причиной смерти Жан-Батиста Люлли, создателя французской оперы и придворного композитора короля Людовика XIV. Отбивая ритм во время исполнения произведения Te Deum, написанного по случаю выздоровления короля после тяжелой болезни в 1687 году, Люлли пробил стопу острым наконечником баттуты. Началось заражение крови, и композитор вскоре скончался.

Еще использовали свернутые в трубочку ноты, другие предметы, дирижировали и руками.

Но пользоваться или нет палочкой сегодня — это личное дело каждого дирижера. Валерий Гергиев, например, предпочитает держать в руках зубочистку.

Источник

Зачем оркестру дирижер?

Многие не понимают, зачем оркестру нужен дирижер, если у всех музыкантов есть ноты. Алексей Мунипов, один из авторов и директор по спецпроектам проекта Arzamas, ответил на этот вопрос.

Когда в оркестре появился дирижер?

Сообщества музыкантов, играющих ту или иную музыку, известны с глубокой древности, и, конечно, у этих ансамблей часто были свои формальные или неформальные лидеры. На египетских барельефах встречаются изображения человека с жезлом в руке, который руководит музыкантами, а в Древней Греции руководители хоров (корифеи) отбивали ритм при помощи специальной сандалии с железной пяткой. И чем больше становились оркестры (в Средние века и эпоху Возрождения они назывались капеллами, слово «оркестр» распространилось позже), чем сложнее практика оркестровой игры, тем необходимей оказывалась фигура регулировщика — человека, который отбивает ритм и следит за тем, чтобы все играли слаженно и вступали вовремя. Раньше это делали при помощи массивной трости-«баттуты», которой ударяли в пол. Самые ранние изображения этого процесса датированы XV веком. Дело это было довольно тяжелое и не всегда безопасное — великий французский композитор Жан-Батист Люлли (1632-1687) поранил себе ногу наконечником такой трости и скончался от гангрены.

Именно композиторы, исполнявшие с капеллами собственную музыку, зачастую и были первыми дирижерами. Они могли отбивать ритм ногой или размахивать нотным свитком, как Бах. Нередко эту функцию исполняли клавесинисты или первые скрипачи, подававшие сигналы взмахами смычка. Бывало, что дирижеров было несколько — в опере хормейстер мог управлять певцами, а концертмейстер — оркестром. Важно, что почти всегда дирижер был и музыкантом тоже — пел или играл. Концертмейстеры исполняли партию первой скрипки и подавали сигналы остальным музыкантам глазами и кивками головы, или же, прервав игру, отстукивали ритм смычком.

А как у них в руках появилась дирижерская палочка?

Дело случая. В сущности, палочка была заменой уже привычному смычку или нотному свитку. Дирижеры начали использовать палочку лишь в начале XIX века и, судя по описаниям, палочки эти поначалу были довольно увесистыми. Именно XIX век становится веком рождения дирижеров как отдельной профессии — они окончательно отделились от оркестров, занялись исключительно дирижированием, встали на специальные возвышения и, что было особенно необычно, повернулись спиной к публике. Первым это сделал либо Гектор Берлиоз, либо Рихард Вагнер — кому принадлежит первенство, доподлинно неизвестно. Невероятно разросшемуся и усложнившемуся симфоническому оркестру XIX века, число участников которого могло исчисляться сотнями, специальный человек-регулировщик был жизненно необходим — возможности что-то играть параллельно с дирижированием у него уже не было. Фигура дирижера, безусловно, была еще и порождением романтической традиции — только в ней мог органично существовать вознесшийся над толпой черный силуэт гения-одиночки, который одним движением руки управляет невероятной массой звука и эмоциями слушателей.

То есть дирижер нужен прежде всего, чтобы задавать правильный ритм?

Как минимум, задавать ритм и сигнализировать, кто в какой момент вступает — это действительно важно. Музыканты, конечно, и сами могут следить за происходящим по нотам, отсчитывать такты и прислушиваться к коллегам, но это не всегда просто, а в большом симфоническом оркестре музыканты просто не могут услышать все партии. Однако этим задачи дирижера не ограничиваются: он отвечает за все параметры исполнения, за то, чтобы все было объединено единым темпом и настроением. И за трактовку — ведь одно и то же сочинение можно сыграть совершенно по-разному. С разной скоростью, расставляя разные акценты, по-разному трактуя настроения частей, уделяя разное внимание партиям. Этим дирижер и занимается на репетициях, разбирая партитуры с музыкантами, пока не будет удовлетворен звучанием и общим смыслом сочинения.

Это особенно важно, когда традиция исполнения прервана — произведения многих великих композиторов XVII и XVIII века долгое время не исполнялись, и как они звучали при их жизни, мы можем только догадываться. Если современный композитор может разобрать с дирижером всю партитуру, объясняя, как именно нужно исполнять его сочинение (хотя и тут у дирижера есть право голоса и свобода воли), а, скажем, в Вене еще живы музыканты, которые учились у людей, игравших вальсы Иоганна Штрауса под управлением самого Штрауса, то на вопрос «Как правильно сыграть сочинения Баха, Вивальди или Люлли» однозначного ответа нет. Ноты того времени крайне скупы на пояснения, а множество деталей, не указанных в нотах, но очевидных музыкантам того времени, для нас, возможно, утеряны навсегда. Просто «сыграть по нотам» в этом случае невозможно: проблема дешифровки барочной партитуры сродни сложному музыковедческому детективу. Достаточно прочитать любую книгу недавно почившего дирижера Николауса Арнонкура, чтобы в этом убедиться — фактически, он говорит о том, что нужно изучить все известные источники того времени, а затем, одновременно учитывая и игнорируя то, что написано в нотах, попытаться понять не букву, но дух произведения. «Верным произведению в настоящем понимании этого слова будет лишь тот, кто найдет в нотах замысел композитора и в соответствии с ним сыграет эти ноты. Если композитор пишет целую ноту, имея в виду шестнадцатую, то верность не нотам, а произведению сохранит тот, кто сыграет шестнадцатую, а не тот — кто целую», — пишет Арнонкур.

То есть звучание одного и того же сочинения зависит от того, кто дирижирует?

Именно. Два разных дирижера могут исполнить одну и ту же симфонию очень похоже (хотя и никогда — идентично), а могут — совершенно по-разному. Вот очень красноречивый ролик проекта Arzamas: посмотрите, что происходит со знаменитым бетховенским «Та-та-та-та» в руках главных дирижеров мира — https://arzamas.academy/materials/829.

Когда дирижеры стали звездами?

Уже к началу XX века дирижеры были настоящими поп-звездами, с гастролями и невероятными гонорарами. Развитие авиасообщений этот процесс только усилило: теперь дирижер мог управлять не одним, а несколькими оркестрами в разных странах, летая с репетиции на репетицию. Самый близкий и понятный нам, петербуржцам, пример — Валерий Гергиев: он вполне способен продирижировать двумя концертами в день в разных странах.

Обязательно ли сильно махать руками, чтобы оркестр тебя слушался?

Нет. Это вопрос исключительно стиля дирижера. Он может быть очень сдержанным, а может буквально танцевать за пюпитром — и оба варианта не гарантируют хорошего (или плохого) исполнения, это просто разные манеры.

Бывают ли оркестры без дирижера?

Есть как минимум один знаменитый пример — оркестр «Персимфанс», существовавший в СССР с 1922-го по 1932 год. Он состоял из высококлассных музыкантов и ставил своей задачей обходиться без дирижера — все важные решения принимались коллегиально, а музыканты, чтобы слышать и видеть друг друга, рассаживались не лицом к зрителям, а по кругу. Репетиций поначалу требовалось несколько больше обычного, но потом система стала отработанной. Качество исполнения при этом не страдало — у «Персимфанса» была хорошая репутация, их игру, в частности, очень хвалил Сергей Прокофьев. Но все-таки их история – скорее исключение и является довольно экзотическим примером. Впрочем, в 2008-м году музыкант Петр Айду возобновил работу «Персимфанса», и теперь на игру оркестра без дирижера могут посмотреть все желающие.

Источник

Почему оркестр не может без дирижёра?

Не все понимают, зачем оркестру нужен дирижёр . Ведь у каждого музыканта есть свои ноты. Неудивительно, что многие задаются вопросом, каким образом человек, который даже сам ничего не исполняет, оказался самым главным в оркестре.

Однако отказ от исполнения музыки произошёл постепенно. Так сложилось исторически, когда задач у дирижёра оказалось столько, что он просто не успевал бы выполнить все.

А вот функций у дирижёра на самом деле очень много. По сути, без него оркестр в современном понимании практически невозможен.

Дирижёр управляет оркестром

Исторически развитие оркестров шло по мере их увеличения. В результате оказалось, что окрест может вмещать в себя несколько десятков, а иногда и несколько сотен музыкантов.

И, естественно, просто настраиваться друг на друга они не могут. В очень больших оркестрах музыканты нередко далеко расположены друг от друга. Поэтому они не всегда слышат партии своих коллег. И музыкантам на самом деле это не нужно: главное, чтобы вся музыка в полной мере доходила до слушателя. Тем не менее без дирижёра, как руководителя , не обойтись. Именно он координирует музыкантов между собой. Оркестранты смотрят на руки дирижёра и понимают, когда им нужно заканчивать, когда – начинать.

Музыкальная функция дирижёра

Руки дирижёра указывают музыкантам, где нужна громкость, а где ускорение темпа. Но зачем, если всё написано в нотах? Дело в том, что в нотах написано то, как именно партия должна исполняться в идеале. А теперь представьте себе, что музыку исполняет 100 человек. Или 200. Разумеется, кто-то может отклониться по разным причинам от своей партии. У кого-то инструмент будет звучать как-то не так. Когда кто-то допустил ошибку – дирижёр своё это слышит и корректирует по ходу.

Фактически, дирижёр исполняет функцию многоканального огромного пульта звукорежиссёра. Он улавливает любые отклонения и быстро вносит коррективы, чтобы всё звучало так, как надо. Благодаря ему получается отлаженная, красивая музыка. Дирижёров в этом плане программы до сих пор заменить не могут.

Эстетическая роль дирижёра

Её также называют функцией интерпретации. Дело в том, что многие партитуры можно исполнять по-разному. В хорошем оркестре обычно огромное количество музыкантов со своим опытом, навыками, авторитетом и мнениями. А теперь представьте себе, что было бы, если бы каждый решал, как именно все играют! Смогло бы такое количество людей когда-нибудь о чём-то договориться? С большой вероятностью – нет.

Чтобы оркестр вообще мог жить и функционировать как единый организм, ему нужен дирижёр, который будет отвечать за интерпретацию произведения. Именно поэтому даже классические произведения в исполнении тех или иных оркестров звучат по-разному.

В нотных записях многое упускалось. В прошлых веках не было принято записывать вещи, которые всем современникам оказывались понятными. В результате разбор отдельных партитур становится похожим на настоящий детектив. И иногда трактовать подходы можно по-разному, а кто-то должен взять на себя ответственность и принять конкретное решение. И для дирижёра это большой труд.

Организационное руководство

Дирижёры – это ещё и лидеры, готовые брать на себя ответственность не только в плане музыки. Они нередко принимают решения о том, кто на каких позициях будет играть, снимают или назначают музыкантов. Именно дирижёры берут в оркестр. А вот если музыкант не смог найти с дирижёром общий язык, то ему придётся искать другое место.

И именно к ним нередко обращаются по решению разных вопросов, в том числе далеко не всегда касающихся непосредственно музыки. Дирижёры следят за тем, чтобы в оркестре не было сильных конфликтов между музыкантами или чтобы они не мешали играть друг другу. Это тоже далеко не самая простая задача, особенно когда речь идёт о постоянном взаимодействии очень большого количества людей.

Таким образом, дирижёр нужен, чтобы существовал оркестр в том виде, в котором мы его все знаем. Безусловно, группа и 3-4 музыкантов может вполне обойтись и без дирижёра. А вот из нескольких десятков уже нет.

Источник

Оцените статью