Зачем нужен эквалайзер для гитары

Эквалайзер в студии: работаем с гитарным звуком

Не получается сделать так, чтобы гитара хорошо сидела в миксе? С помощью эквалайзера можно решить очень много задач, и вот как он может вам помочь.

Каждый инструмент в группе должен сидеть в своём диапазоне частот. Например, бас гитара и бас-барабан — это нижние частоты. В современной музыке гитару принято настраивать низко, что отражается на прозрачности звучания в худшую сторону. Гитара заползает на бас и бочку, все вместе превращается в нечленораздельную кашу. Бас и бочка размывают гитарный звук, а гитара делает мутными бочку и бас. Есть простой способ решения этой проблемы — низкочастотный обрезной фильтр. Это такой эквалайзер, который обрезает низкие частоты после какой-то определенной, выбранной вами частоты.

Сегодня большинство плагинов эквалайзеров позволяет убирать звук на 48дБ, так что смело режьте гитару ниже 90 Гц. Бас и бочка станут чётче, а гитарный звук станет более упругим.

Работаем в зависимости от контекста

Любой может включить соло трек в музыкальном редакторе и настроить его так, чтобы он круто звучал сам по себе. Но как только добавляются другие инструменты, всё становится намного сложнее. Сочетание инструментов в миксе — это целая наука, но ей можно научиться. Важно понимать, что работать эквалайзером нужно в зависимости от конкретных партий в песне, то есть настройка «накрутил и забыл» — не пройдёт. Слушайте песню и думайте над аранжировкой.

Всему своё место

Представьте себе гитару, пианино и голос, эти инструменты пересекаются друг с другом в разных частотах. Если нужно сделать голос более ясным и выделить его в пачке, попробуйте поработать с верхами. Хороший вариант — обрезной ВЧ фильтр, который поднимет все частоты выше 2кГц. Гитара и пианино — среднечастотные инструменты, чтобы выделиться из них, нужно забраться повыше. Теперь определитесь, кто будет отвечать за нижнюю середину: пианино или гитара, сделайте соответствующие настройки, то же самое для верхней середины. Например, приберите пианино на частоте 500Гц и поднимите его на частоте 1.5кГц, подчеркнув верхнюю середину, затем поднимите гитару на частоте 400Гц и обрежьте всё, что выше 2кГц, подчеркнув нижнюю середину. Теперь все три инструмента сидят на своих местах в миксе.

Читайте также:  Лучшие угловые диваны аккордеон

Панорамируем в последнюю очередь

Казалось бы, развёл по панораме: гитара слева, пианинка — справа, голос в центре и нет проблем, не так ли? А вот и нет! Хотя в пространстве инструменты не пересекаются, по частотам у них есть всё такое же пересечение. Если правильно обработать инструменты эквалайзером и после этого развести их по панораме, звук станет ещё более разборчивым.

Как я уже написал, “накрутил и забыл” — не годится. Часто гитару нужно поднять в некоторых местах песни, но это не значит, что она должна быть задрана везде. Думайте об эквалайзере, как о ручке громкости, которая регулируется плавно. Найдите частоты, в которых остальные инструменты не присутствуют и поднимайте гитару именно в них. Так гитара станет более выразительной и не будет мешать остальным инструментам. Подход должен быть индивидуальным. Да, у вас со временем сложится понимание, какие частоты в первую очередь стоит проверить, но нужно работать с нуля с каждой записью.

Автоматизация легко прописывается во всех современных музыкальных программах, так что вы сможете выводить отдельные инструменты на передний план в зависимости от места в песне, не поднимая их общую громкость. Точно так же можно будет прятать их на задний план там, где это необходимо.

Громче — не всегда значит громче

Работа с эквалайзером позволяет делать гитару более выразительной или наоборот, менее заметной. Один из способов увести гитару на задний план — оставить только один гитарный трек в миксе.

Если ничего не получается.

Наши уши очень восприимчивы к диапазону 3кГц-4кГц, так что, если вы хотите выделить какой-то инструмент особенно, стоит поднять именно эти частоты. Но будьте осторожны. Слишком сильный подъём сделает звук резким и пронзительным, от него будут уставать уши. Прибавляйте понемногу.

Источник

Вся правда об ЭКВАЛАЙЗЕРЕ.

Ох и сколько же споров из-за этого приборчика в мире аудиофилов! И фазы то он искажает, и звон(колебание возникающее перед основным сигналом) формирует, и. АЧХ ИСКАЖАЕТ. Что только не говорят в его ардес. Давайте разбираться, что же на самом деле как? Прагматично разбираться, со всех углов и закоулочков.

1. Искажает ли Эквалайзер АЧХ?

А вы как думаете. Это его назначение! Куда же ему без него?

Иногда бывает мысль, что он искажая ачх, повышает достоверность исходного сигнала на текущих колонках — такая политика называется «внесение предискажений в сигнал». Тут надо сказать, что это решение применяется и на виниле, и на магнитных лентах всех видов, и даже, более того, на цифровых системах тоже кое-что искажают с целью улучшения конечных характеристик(читайте об этом в цикле статей про цифровые сигналы, который скоро начнется).

По сути, и на виниле, и на магнитной ленте, кривая ачх имеет 3 точки перегиба — т.е. 4 полосы с разной ачх. Схемотехнически, что эквалайзер с движками, что «кривая коррекции внутри усилителя воспроизведения» выглядят одинаково, разве что тут переменный резистор стоит а там фиксированный. Получается с этой позиции претензий к эквалайзеру быть не может. Внутри катушечника он дважды(при записи и при воспроизведении) вмешивается в тракт, но на вывходе аудиофильский звук который лучше чем на виниле.

Т.е. с технической стороны Эквалайзер вполне нормальная регулярно-применяемая штука.

Но, как всегда бывает, не так все просто. Давайте разбираться дальше!

2. О благозвучии и Маркетинге.

Представте, что вы собрали какую-то коробочку и она как-то изменяет звук. Первым делом нужно понять, что любая коробочка может изменять звук одним из двух путей: делать его благозвучным или вреднозвучным.

Если Ваша коробочка делает звук благозвучным, то вы будучи злостным прагматиком с замашками маркетолога(вот если вдруг), первым делом пойдете искать звукорежиссера сводящего группы ищущие новый звук. Придете к нему с фразой «Дружок, вот у меня тут коробочка, ты бы применил ее при работе над парой альбомов. Глядишь в тренд звук войдет, у группы появятся подражатели, а у меня очередь из клиентов». Ну а что? Таковы реалии окружающего мира! Нет нет, да и найдется стервозный прагматик смекалисто повернутый на финасовом вопросе.

Если же ваша коробочка изменяет звук, да так, что он, пардон, ПОПЕРДЫВАЕТ — то, я как бы не буду повторять ЭТО слово еще и во второй части предложения. И так все понятно. Хотя тоже звукорежиссер может найтись который это применит. Послушайте вторую сольную пластинку Пола Маккартни. Есть там трэк с такими призвуками.

3. Звукорежиссерское дело.

Давайте на чистоту. У звукоржиссера нет ни одной примочки которая повышает достоверность сигнала. От слова вообще!

Все, что у него есть, все вносит искажения в звук. Даже безобидный микшер. Возьмем, например, звук электрогитары снятый с датчика. Никаких отражений от помещения или посторонних звуков на нем нет. Но вот звукорежиссер берет и тарелки к нему подмиксовывает. И что же в итоге? В итоге звук гитары уже с примесями. И ладно тарелки, от них можно взять и отмахнуться. Давайте реверберацию добавим. Это ведь однозначно искажение оригинального звучания гитары? Другой вопрос, что при правильной режиссуре, это как правильная приправа в суп — делает результат(что звук, что суп) ощутимо вкуснее! Но нужно помнить, что это всегда искажение оригинального сигнала!

Некоторые инженеры вам скажут, что это плохо. Было даже так, что я и сам подвергся этой пропаганде и думал, что это плохо. Но правда такова, что 50 процентов того звука, который нам нравится, делает звукорежиссер. И делает он это всеми теми неправильными примочками. Т.е. хотим мы того или нет, а придется все таки признать их правильными. Без них нам может не понравится музыка которую мы любим(подробнее о целях, задачах, а также, причинах невозможности сформировать ЧЕСТНОЕ СТЕРЕО таким, как его, иногда, провозглашают некоторые инженеры, не имеющие никакого отношения к музыке, но гоняющие аудиофилов куда не надо, будет отдельная большая и оооочень интересная статья!).

Эквалайзер в этом деле, разумеется, точно так же понижает достоверность передаваемого сигнала. Другой вопрос как именно он накручен. Так, что звук, снова пардон, ПОПЕРДЫВАЕТ, или наоборот он стал гораздо приятнее?

4. Эквалайзер дома

пп1. А не поднять ли нам басы?

Рассмотрим такой случай. Есть у нас колонки полочники. Они могут не плохо так орать если громкость поддать. Но если вы громко не слушаете, то в такой ситуации у вас есть некоторый запас, например по басу, который вы можете использовать для своего удовольствия. Вы просто берете эквалайзером и его поднимаете до максимальной громкости которую могут воспроизводить колонки. Звук в целом громче не стал — зато бас гораздо приятнее! И в этой части обсуждения эквалайзера лично у меня нет никаких аргументов против. Ну кроме одного: -А маленькие сабвуферы кто покупать будет. Понятно, что большой басовик в напольниках или тем более большой крутодиаметральный саб подъем баса в эквалайзере не заменит. А вот маленькие сабики он может очень даже потеснить. И кому это выгодно?

пп2. Средние частоты.

А вот тут уже все гораздо сложнее. Разберем это дело на примере частотного спектра акустической гитары.

Когда гитарист извлекает звук из струны гитары та помимо основного тона, фомирует еще минимум 12 гармоник. Я не опечатался. 12 гармоник. Это легко проверить. Все мы слышали как рокеры порой выжимают из гитары невообразимый визг. Причем те у кого это не получается мечтают научиться это делать. Этот визг делается просто. Нужно дернуть струну и потом быстро в определенном месте коснуться ее пальцем. Это место в физике(в самой что ни на есть честной физике) называется узлом колебаний второй гармоники — местом где струна на этой частоте не колеблется и значит прикосновение к нему не навредит этой частоте. Но другие частоты в этом месте вибрируют и прикосновение к ним их глушит. Таким образом звучать остается только вторая гармоника. А она на октаву выше. Это и есть тот самый более высокочастотный визг. В музыке этот прием называется флажолеты. Так же есть термин Флажолетная октавава. При некотором желании можно заглушить и ее оставив например тольько третью гармонику. Можно и другие но у них уже и узлы меньше пальца и громкость несколько тише.

В акустической гитаре так же есть дека, на которой закреплен струнодержатель, таким образом, что он раскачивает ее. Она при этом с внутрнней стороны усилена неокторым брусочками именумемыми у гитаростроителей пружинками, задача которых, передавать колебания на другие части деки. Причем делают они это у разных гитар в завсимости от «рисунка их расположения» с разными частотами. Обычно у гитары там дополнительные 3 обертона(гармоники) добавляются. Их еще подбирают так чтобы они были как благозвучный аккорд на рояле.

Итого получается, что у нас спектр гитары это 12 обертонов струны умноженные на 3 обертона деки. Т.е. 36 тонов при каждом касании к струне. 36 частот разом.

Я не буду сейчас анализировать все гармники. При некотором подсчете выясняется, что часть из них улетают в ультразвук. Но ключевые 4 изучим повнимательнее.

К сожалению у меня в этой статье нет иллюстраций. Виноват.

Дело в том, что кривая нарастания и спада амплитуды основного тона(в акустике его еще смело называют первой гармоникой в то время как у электронщиков термин «первая гармоника» под запретом, есть основной тон и далее вторая, третья и тд. видимо любят язык себе ломать когда нужно быстро что-то обосудить. ) имеет одну форму, а кривая нарастания второй гармоники другую, третьей — третью и тд. Это все происходит таким образом, что в какой-то, момент когда звучат сразу все 4 тона 2й тон небольшую часть времени звучит громче основного, потом он уступает первенство третьему тону, а потом и четвертому.

И вот теперь имея это знание о процессе звучания гитары, давайте возьмем эквалайзером и поднимем, скажем, частоту в 4 кГц. И пробежимся какой нить перебирающей ноты гаммой по первой струне. И вдруг окажется, что часть нот у нас звучат с повышенной звонкостью(то чего мы и хотели) и детальностью и все на них явно улучшилось, а часть нот попадают на подъем ачх третьей гармоникой которая вдруг начинает звучать громче второй, а то и сновного тона, значительно раньше, чем это положено. И в этот момент мы, внезапно, получаем не ритмичное звучание фламенко, а какую-то ватную кашу, больше похожую не на гитару, а на медленно движение смычком по скрипке. С весьма характерным именно для этого инструмента в этой скрипучей ситуации перепадом громокстей гармоник во времени.

И ладно бы когда это отдельная октава. Такие ситуации в акустических музыкальных интсрументах часто случаются и называются переходом регистра. Регистр в музыкальном инструмете — это диапазон нот, в котором в котором его тембр ощутимо меняется. Был звонкий и быстрый, а стал мягкий и долгий или наоборот звенящий и короткий. Вспомните эксперименты с роялем. На басах один регистр, на основных тонах другой, на высоких нотах третий, а на краях клавиатуры так вообще не понятно, что за звук и как его к музыке применить.

При исполнении музыкант знает как себя ведет инструмент в том или ином регистре, и если он увлеченно джазово импровизируя перебирает ноты до самых верхних, то он знает, что нужно сделать, чтобы удлиннить звучание нот, которые у инструмента короткие или наоборот, если возвращается к басам, как скорректировать удлинненные послезвучия. Но если это все возникло по причине вторжения эквалайзера в звук, то музыкант тут ни при чем. Его вины тут нет. Он не слышал инструмента после эквализации у вас дома.

Более того, такое же безобразие может произойти и с вокалом. Блюзовая хрипотца это колебания на частотах в 3000 и 3150 Гц. Разница частот приводит к биениям на частоте 150 Гц которые мы и впоспринимаем как хрипотцу. Но если поднять только 3150, но оставить 3000 на прежнем уровне, то хрипотца исчезнет. А без нее голоса, которые были с ней, обычно жутко гнусавые. Прям вот жутко жутко. Ни о каком пении вообще говорить нельзя. Только фильмы на видиках переводить. И вот это безобразие может внепланово возникнуть по вине эквалайзера.

Также, эквалайзер может ненароком вытягивать частоты на которых находятся послезвучия или реверберации. И тут как повезет. Может наоборот приятные «хвосты» к инструментам добавить, а может сделать звук как в ванной.

пп3. Высокие частоты.

Эквалайзер на этих частотах обычно с крупным шагом. Но и гармоники тут тоже с крупным шагом. Обычно на этих частотах звук пишут микрофонами впритык, а потому кроме как изменить характер звучания тарелок он ничего плохого совершить не может. Условий для внезапных неприятных инцидентов на вч особо нет.

пп4. Эквалайзер и Наушники.

Есть у меня в активах наушники Philips SHP2700 бюджетные большие чебураторы за 1000 рублей. Использую их для контроля звука когда нужно срочно уйти от всех аудиофильских вопросов. Баса у них навалом, а вот на высоких частотах есть трудности. Они безжизнненные и сухие. Но если взять эквалайзер и их правильно на чуть-чуть приподнять, то они вполне оживают.

Есть у меня другие наушники, для смартфона,»вкладыши но не затычки»(прям как у Бонда) но у них ачх такая, что и верх задран и середина ярчит, а баса нет. Но, если взять эквалайзер, да все перекрутить, то надо сказать весьма басовитые наушники с очень хорошей детальностью и на сч и на вч. Хай резы на них слушать сплошное удовольствие. И ничего не жмет и все супер. Хотя и через эквалайзер.

Эквалайзеру от аудиофилов попало в первую очередь потому, что он требует умелого подхода к его настройкам. С ним нельзя просто так подвинуть движки и порядок. С ним нужно быть внимательным, вдумчивым, и хорошо-слышащим что и как изменяется. Он может радовать одного слушателя, но если к нему в гости придет профессиональный гитарист, его может слегка переморщить. Он будет слышать неумелое владение инструментом в местах перехода регистров. Он-то ведь учился правильно на их стыке играть. Эта же проблема может приводить к тому, что эквалайзер станет препятствием к правильному восприятию испольнительского искусства.

В общем маркетологи в какой-то момент эволюции и хай-фая и уж тем более хай-энда решили, что проще запретить данный аппарат, чем учить людей им пользоваться. Тем более, что в эти годы, когда на него гонения начались, начался и бум автомобилей, и компьютерный бум. В общем было решено, что нет у людей времени еще и эквалайзером пользоваться правильно учиться. Тем более, что хай-энд еще и покупали тогда те кто первыми компы осваивал. Ценовая политика как на технику так и на зарплаты свой отпечаток накладывала.

А так-то эквалайзер весьма полезная штука. Да и, если честно, никто его не запрещает. И в ноуте он штатно в медиаплеере есть, и под смартфон программ столько, что глаза разбегаются, а в некоторые плееры под него, он вшит, причем иногда хитро вшит — он умеет отключать штатный эквалайзер когда включен.

Спасибо, что дочитали!

Иллюстрация моя. Сделана в бесплатном ПО Блендер.

Источник

Оцените статью