Зачем нужна 12 струнная гитара

Двенадцатиструнная гитара

Любимцы публики авторы и исполнители собственных песен Александр Розенбаум и Юрий Шевчук выходят на сцену с особым инструментом – 12-струнной гитарой. Они, как и многие другие барды, полюбили ее за «мерцающий» звук. Несмотря на то, что парные струны настроены в унисон, звучание по-разному ощущается слухом человека и кажется более комфортным для аккомпанемента.

Особенности инструмента

Двенадцать струн на любимом инструменте – это определенный шаг к профессионализму. Овладев 6-струнной гитарой, большинство исполнителей рано или поздно приходит к желанию расширить и сделать богаче инструментальные возможности.

Преимущество заключается в особом звучании, которые дают спаренные струны. Оно получается насыщенным, глубоким, более разнообразным за счет увеличенного количества обертонов.

Особенность звучания заключается в принципе интерференции, когда происходит наложение звуков струн, настроенных в унисон. Амплитуда их вибрирующих волн накладывается друг на друга, создавая биения, доступные для слуха.

Инструмент отличается от своей шестиструнной «сестры». Он позволяет поиграть с басами, создать аккордную систему, которой лишены «шестриструнки». Многообразие корпусов, «заточенных» под разные жанры, позволяют использовать инструмент в разных видах музыки.

Основные отличия от шестиструнной гитары

Внешнее отличие 12-струнной гитары от 6-струнной невелико. Следует учитывать, что это – «большой инструмент» с усиленной декой, как у дредноута или джамбо. Принципы, отличающие инструменты, заключаются в следующем:

  • количество струн – у каждой есть своя пара и зажимаются они вместе;
  • ширина грифа – он более широкий, чтобы вместить большее количество струн;
  • усиленный корпус – сильное натяжение воздействует на гриф и верхнюю деку, поэтому для изготовления конструкции используют качественную древесину.
Читайте также:  Ноты как у двух берез

Музыканты, которые играют на 12-струнной гитаре, отмечают преимущества инструмента, такие как качество звучания, мелодичный, насыщенный звук, эффект аккомпанирования двух гитар, возможности для разнообразия в творчестве. Но в то же время есть и недостатки, которые для профессионалов не существенны. Инструмент требует больших усилий и точности в аппликатуре, его звук немного тише «шестиструнки», а цена дороже.

История происхождения

Пик популярности инструмента пришелся на 60-е годы XX века, когда инструменты по достоинству оценили за качество его звучания и возможности. Право называться «родиной» «двенадцатиструнки» делят Мексика, Америка и Италия. Предками инструмента считаются мандолина, баглама, виуэла, греческая бузука.

В начале прошлого столетия американские фабрики начали выпускать запатентованную версию акустической 12-струнной гитары. Игра на ней понравилась поп-музыкантам, которые оценили бархатное, объемное звучание и многогранность моделей.

Эксперименты музыкантов привели к усовершенствованию конструкции, в которой изначально все парные струны настраивались в унисон. Конструкция получила четыре струны, начиная с третьей в настройке с разницей в октаву. Стало понятно: 12-струнная гитара качественно отличается от 6-струнной, как будто играют два инструмента одновременно.

Новую версию привычного представителя струнного щипкового семейства активно использовали такие знаменитые группы, как «Qween», «The Eagles», «The Beatles». На нашей отечественной сцене одним из первых начал выступать с ней Юрий Шевчук, потом и Александр Розенбаум.

Модернизированная гитара стоила очень дорого и часто была не по карману бардам. Но вложение средств в новый инструмент было оправданно его звучанием и возможностью играть, не переучиваясь.

Двенадцати струнная гитара может быть разных видов:

  • Дредноут – массивная модель с выраженной «прямоугольной» формой. Подходит для исполнения музыки в разных жанрах. Отличается громким звучанием с яркими басами.
  • Джамбо – играть на ней предпочитают любители мощного звука. Конструктивно отличается плоской декой, объемными размерами и выраженными изгибами обечаек.
  • Аудиториум – отличается компактными размерами, идеально подходит, как для игры пальцами, так и медиатором.

Для начинающих удобнее «аудиториум», но музыкант, освоивший «шестиструнку», легко сможет приспособиться к игре на 12-струнной гитаре.

Особенности настройки

Настроить инструмент легче при использовании тюнера. Строй 12-струнной гитары почти не отличается от 6-струнной. Первая и вторая струна звучат в «Ми» первой и «Си» малой октавы соответственно, парные настраиваются так же. Начиная с третьей тонкие струны от толстых отличаются на октаву:

  • 3 пара – в «Соль», толстая на октаву ниже;
  • 4 пара – в «Ре», разница в октаву между малой и первой;
  • 5 пара – настраивается в «Ля» малой и большой октавы;
  • 6 пара – «Ми» большой и соответственно малой.

Первые две пары струн тонкие и не имеют оплетки. Далее пары отличаются – одна тонкая, другая толстая в обмотке.

Профессионалы нередко используют альтернативную настройку двенадцатиструнной гитары, например басовые настраивают в квинту или кварту, а высокие в терции и септимы.

Правильно настроенный инструмент – это не только чистое звучание, но и длительность работы, сохранность корпуса, отсутствие деформации. Настраивать начинают с крайних основных струн двигаясь к средним, потом «достраивают» дополнительные.

Как играть на двенадцатиструнной гитаре

Исполнительская методика сходна с «шестистрункой», когда музыкант зажимает пальцами левой руки нужные струны, а правой «работает» боем или перебором. Зажим требует определенных усилий, но практика помогает освоить особенности инструмента. Если игра боем осваивается легче, то перебор одновременно двух сильно натянутых струн сложен для новичков.

Сложнее всего дается освоение 12-струнной гитары исполнителям с маленькой кистью и короткими пальцами, так как усиленный и увеличенный гриф требует определенного охвата.

Музыкант должен научиться одновременно зажимать две струны левой рукой, используя аппликатуру аккордов и технику баррэ, и перебирать правой, что получается не сразу. В первом случае требуется усиленная растяжка кисти, во втором – ловкость. Со временем можно научиться играть медиатором, но исполнение арпеджио потребует серьезных усилий и кропотливой работы.

Советы при выборе двенадцатиструнной гитары

Сегодня купить такой инструмент не составляет труда. Все музыкальные фабрики включают его в свои каталоги. Знание особенностей, строения и техники позволит выбрать качественную гитару. Перед покупкой нужно не только осмотреть конструкцию, но и сыграть хотя бы несколько примитивных аккордов. Важно обратить внимание на:

  • должное расположение и натяжение струн – инструмент при покупке должен быть отстроенным;
  • качество сборки, склейки обечаек;
  • струны должны иметь определенную высоту установки, любое отклонение от нормы приведет к деформации грифа;
  • цена – такой инструмент не может стоить дешево, стоимость самых простых моделей начинается от 10 тысяч рублей.

Дешевые модели производят китайские фабрики. Они используют простую хитрость, усиливая корпус за счет многочисленных слоев дешевой фанеры, что снижает конечную стоимость. В любом случае лучше всего взять с собой в магазин профессионала. Интересное свойство двенадцатиструнной гитары – мягкое звучание при открытых аккордах, которое новичку может показаться гармоничным, а «профи» сразу разберется в нюансах.

Источник

Покупать или не покупать 12 струнную гитару? Вот в чем вопрос!

Подозреваю, что статья может получиться несуразной, типа антирекламы 12-струнной гитаре. Тем не мене попробую объективно изложить свое мнение о 12-струнке. Покупать этот специфический инструмент или не покупать? – решать, безусловно, только вам. Но поразмыслить над некоторыми мом е нтами чужого мнения , наверное, тоже не помешает.

Попробую по пунктам изложить свой субъективным взгляд на казалось бы очевидное…

Для чего предназначен этот инструмент? В первую очередь предназначен он для аккомпанемента. Можно, конечно, на нем играть и сольные партии, и не только простые, но и достаточно сложные. Примеров тому не так уж и мало. Это не только пионеры в лице легендарного рок-гитариста Джимми Пейджа, и очень известного в своих кругах джазового гитариста Джо Пасса. Ряд можно бы заметно продолжить… Все они играли не просто хорошо, а были выдающимися музыкантами. Неудивительно, что уровень их игры даже на заметно не удобном для скоростной игры инструменте, которым является 12-струнка, был высок. Но основным их инструментом всегда была и оставалась 6-струнка. И вовсе не из привычки, а именно по причине заметно бОльших возможностей, меньшего прикладывания усилий и т.д. В конце концов при большом желании получить в какой-то песне звучание эффекта 12-струнной гитары можно и электрическим путем, используя педаль Фленджер, или же комбинацию педалей. Полностью звук, конечно, сИммитировать не получится, но если это всего лишь небольшая вставка в произведении, то иногда можно и педалями ограничиться.

Предназначение 12-струнной гитары в роли аккомпанирующего инструмента давно уже устоялось. В последнее время появились новые имена музыкантов-виртуозов, специализирующихся на необычных по внешнему виду инструментах, число струн которых впечатляет… Их виртуозная игра тоже. В числе этих многострунных инструментов и 12-струнка. Но сделайте поправку на жесткую конкуренцию в музыкальной среде. Число групп на сегодняшний день в сравнении с недалеким прошлым заметно увеличилось. Практически все жанровые ниши основательно заняты. Новому человеку чтобы заявить о себе нужно или совсем новую музыку сочинить, или же искать какой-то другой альтернативный ход.

Первое очень трудно, — нужен неординарный музыкальный талант плюс спонсорская поддержка. Второе тоже трудно, но все же легче осуществимо. Не буду уверять, что все, кто играет на необычных инструментах, делают это не по велению души, а больше вынужденно с целью пробиться или выжить в условиях жесткой конкуренции. Но то, что довольно часто это всего лишь рекламный ход, это тоже имеет место.
В конце концов будем считать, что всего лишь высказал свое мнение… )))

12-струнная гитара как аккомпанирующий инструмент, безусловно, имеет много преимуществ перед традиционной 6-стрункой.

В-особенности, когда речь идет об авторской песне и подобном. Петь под собственный аккомпанемент на 12-струнной гитаре очень комфортно. Ее звучание не только громкое и певучее, но и сам характер звука помогает петь, дает как бы некую опору. Это сложно словами описать, но кто практикует пение под гитару поймет о чем я. Многие авторы-исполнители в свое время оценили по достоинству этот инструмент и использовали его в своих концертных выступлениях. Это не только Виктор Шевчук, Александр Градский. Ряд можно было бы продолжить. Наиболее ярким музыкантом, оценившим преимущества 12-струнной гитары и сделавшим ее своим основным рабочим инструментом, является хорошо известная всем личность Александра Розенбаума.

И уж коли упомянуто имя Розенбаума, пару слов о нем. Во избежание недоразумений сразу обозначу свою позицию к этому человеку и его творчеству, — Розенбаума люблю, кол-во его песен в арсенале моего домашнего музыцирования явно превосходит песни других авторов. И даже посчастливилось работать с этим человеком в течение почти целого месяца на галоконцертной площадке в Куйбышеве. Моя скромная миссия заключалась в работе за звукооператорским пультом.
Считал и считаю, что по совокупности «тексты-музыка-аккомпанемент-исполнение» на сегодняшний день рядом с ним попросту никто не сто И т. На этом не начатое обсуждение личности Александра Розенбаума закончу и перейду к его игре на инструменте.

Во-первых, он никогда на инструменте не исполняет сложных сольных проигрышей. Вместо них вставляет звучные арпеджио и обыгрывает аккордами места, где могло бы быть короткая сольная вставка (за счет смены позиции аккорда…или же использует несложные для исполнения басовые линии…и т.д.). Т.е. инструмент в руках Розенбаума именно по назначению, — как чисто аккомпанирующий.

Во-вторых, Александр Розенбаум использует альтернативный строй (открытая G). Конечно же не с целью выделиться. ))).. Просто так действительно удобней ему играть. Его выступления обычно не ограничиваются исполнением пары-тройки песен. Играть же сольный концерт полтора часа, практически без перерыва, используя прием «баррэ» на 12-струнной гитаре, — это на грани почти невозможного. Так легко можно нажить профессиональную травму руки, и на этом на долгое время закончится концертная деятельность. Рука у Розенбаума далека от традиционного представления руки музыканта с тонкими длинными аристократичными пальцами. Скажем так, именно большая мужская рука. Лапа у него, одним словом. )))… Но даже обладая мощной рукой и сильными от природы пальцами, полтора часа мучать себя и гитару приемом «баррэ» нереально. Скорее всего поэтому им выбран альтернативный строй, позволяющий обойти стороной этот утомительный прием.

А вообще…. Александр Розенбаум не только воскресил в массах интерес к несправедливо забытой 12-струнной гитаре, но и одновременно сбил многих с толку. Чуть ли не каждый второй, желающий обзавестись 12-стрункой, хочет инструмент, похожий на гитару своего кумира, и еще желательно чтоб черного цвета был. Т.е. речь идет о гитар ах Овейшн. Прицел у многих если не на гитару Овейшн Ледженд, то хотя бы Овейшн Балладер. Если и на Балладер не находится денег, то Селебрейшн или Аплауз. А тут и братья-китайцы подсуетились вовремя…

Правда, или же часть правды, заключается в том, что гитары Овейшн мало подходят для домашнего музыцирования в роли аккомпанирующего инструмента. Звук у них заметно тише, чем у гитар с распространенным корпусом дредноут. Большая часть линейки гитар Овейшн – это сценические гитары. Звучание их раскрывается полностью лишь при подключении к усилителю. В отличие от большинства других гитар с пьезодатчиками эти гитары заметно менее подвержены акустической обратной связи (т.е. завывания и прочее из-за близкого нахождения с колонкой им не грозит). Темброблок гитар Овейшн продуман американскими инженерами до мелочей. Сама овальная форма пластикового корпуса действительно удобна для игры стоя. А вот сидя совсем даже нет, — гитара все время сползает с колена. Вы согласны дома играть на гитаре стоя с перекинутым через плечо ремнем? Допустим, что иногда Да… И надолго вас так хватит. ))) Вот и получается, что приобретая гитару Овейшн на первый план выходит ее внешний вид и мысленное единение себя со своим кумиром. Наверное, это тоже немаловажно, но выбирать гитару все же правильнее по другим критериям.

На какой гитаре (фирма, модель) остановить свой выбор, если обозначен бюджет? К сожалению, на этот вопрос ответить не смогу. Возможно, что ответ на него найдете на Форуме. Вкусы и кошельки у людей разные, но тем не менее, многочисленные положительные отзывы живых реальных людей, а не рекламные буклеты, об одной и тоже же модели можно бы принять к сведению. А там уже проще станет определиться.

Возвращаясь к начатой теме «нужна ли мне (т.е. вам!) 12-струнная гитара?», — наверное, в первую очередь нужно уяснить для самого себя главное, — вам нужен аккомпанирующий инструмент или же для сольного музыцирования?. Или и то, и другое? Если первое, то нет дальше необходимости особо размышлять о трудностях игры, так как это все решаемо технически. Значит, просто взять да купить гитару, сделать себе такой подарок.

Если же второе, то лучше еще раз взвесить свои возможности, желание, свободное для занятий время. Я не отговариваю, а просто призываю обратить свое внимание на то, что в качестве солирующего инструмента лишь немногие музыканты используют 12-струнку. Звук у нее, бесспорно, красивый, но тем не менее число солирующих музыкантов невелико. Наверное, на то есть свои причины. Возможно, потому что время конечно, и его слишком много уходит на освоение этого инструмента как солирующего. И еще имеют место другие технические ограничения, или же слишком сложно преодолимые. Если не получается у профессиональных музыкантов (а это ведь их работа, профессия, и практически все время отдается работе над инструментом), то почему обязательно должно получиться у вас?! )))…

Приобретать в качестве второго инструмента если, с целью лишь иногда поиграть на ней то, что легко играется, — ну…тут тоже взвешивать все «за» и «против» нет особой необходимости. Просто купить и поставить себя перед фактом, — гитара уже куплена, уже дома, — значит, надо на ней играть как получится…хотя бы иногда играть… )))

Источник

Оцените статью