Зачем нужна семиструнная гитара

Основные особенности семиструнной электрогитары

Приветствую читателей нашего сайта!
Сегодня хотелось бы обсудить с Вами тему семиструнных электрогитар. Часто начинающие гитаристы задают вопросы, о том для чего нужны такие гитары, как они звучат, какой у них строй и многое другое.
Прежде всего, следует отметить, что шестиструнные и семиструнные гитары конструктивно практически не отличаются. Добавляется одна струна и из-за этого расширяется гриф. Всё остальное идентично. Чаще всего на таких инструментах в качестве звукоснимателей используются активные и пассивные хамбакеры. На некоторых экземплярах используется фиксированный бридж, а в других машинки типа Floyd Rose.

Семиструнная электрогитара ESP

К классическому строю шестиструнной гитары Ми[E]-Си[H]-Соль[G]-Ре[D]-Ля[A]-Ми[E] добавляется ещё одна басовая струна Си[H]. Но строй для семиструнной гитары можно использовать разный в зависимости от музыкальных задач, и об этом на нашем сайте будет отдельная статья.

Семиструнные гитары используются особенно активно в тяжёлых стилях музыки таких, как death metal, nu-metal, metacore и т.д. Производители стараются делать их звук плотным, тяжёлым, монолитным. Много эпитетов можно подобрать, но лучше послушать этот звук самим, и ниже будет представлено демо-видео.

Я бы хотел отметить тот факт, что на семиструнной гитаре Вы можете играть и не самую брутальную музыку, а, например, хард-рок и каких-то неудобств или ограничений Вы не почувствуете. Наоборот возможности гитары расширяются с добавлением седьмой струны.

Читайте также:  Как настраивать мультимензурную гитару

Зайдите в музыкальный магазин вашего города, попробуйте поиграть на семиструнках, послушайте их звук и сделайте выводы.

Очень многие известные фирмы, производящие гитары, представляют в своих модельных линейках семиструнные экземпляры. Среди таких фирм можно выделить следующие: Ibanez, B.C.Rich, Schecter, Carvin, Jackson, ESP и многие другие.

Музыканты многих групп, играющих тяжёлую музыку, используют семиструнные гитары. Одной из наиболее известных является группа Korn. Музыканты этой группы используют гитары фирмы Ibanez.

Гитарист группы Korn

А теперь переедем к самому главному – послушаем, как же звучит семиструнная электрогитара. На видео представлены примеры звучания на чистом звуке, а также с использование дисторшна.

Семиструнная электрогитара Schecter

И напоследок хотел бы предложить Вам послушать песню группы Korn. Как уже было сказано, музыканты этой группы играют на семиструнных гитарах.

Korn — Falling away from me

Источник

Русская семиструнная гитара

Семиструнная гитара – щипковый струнный инструмент, отличающийся по строю от классической разновидности с 6-ю струнами. Русская семиструнка – лучшее музыкальное сопровождение домашних праздников и дружеских посиделок, на ней принято исполнять романсы, народные мелодии.

Конструктивные особенности

Семиструнная гитара условно делится на классическую тонкострунную и цыганскую со стальными струнами. Длина рабочей струны – 55-65 см.

По толщине гитарные струны делятся на:

  • квинты – тонкие;
  • секунды – средние;
  • терции – толстые.

Каждая следующая ниже предыдущей по тону.

Гитарный полый барабан (основа) состоит из двух дек, скрепленных обечайками (боковинами). Для его изготовления используют древесину – липу, ель, кедр – создающую густой, насыщенный звук. Внутри корпуса установлены по схеме Шерцера (параллельно относительно друг друга, поперечно относительно верхней деки) пружины – планки, защищающие деревянную конструкцию от деформации. Лицевая поверхность барабана ровная, нижняя незначительно выпуклая.

Центральная круглая дыра называется розеткой. Бридж делают из плотной древесины, его седло костяное (преимущественно на старых инструментах) либо пластмассовое. Пластиковой накладкой часто украшают цыганскую разновидность музыкального инструмента, на классической элемент отсутствует.

Гриф тонкий: 4,6-5 см в верхнем порожке, 5,4-6 см в нижнем. Его накладку делают из эбенового или иного твердого дерева. Лады стальные либо латунные.

Характерная особенность русской гитары – соединение грифа с барабаном винтами. Подкручивая винтовые детали, музыкант ставит натягивающий струны порожек на определенную высоту, тем самым создает желаемый звуковой спектр. С повышением порожка приходится прилагать больше сил, чтобы перебирать струны.

Чем отличается семиструнная гитара от шестиструнной

Разница между семиструнной и шестиструнной гитарами минимальная, заключается в строе и количестве струн. Главное конструкционное отличие – добавление баса нижнего ряда, настраиваемого в контроктаве «си».

Один инструмент отличается от другого по строю следующим образом:

  • у 6-струнной гитары квартовая схема – ми, си, соль, ре, ля, ми;
  • у 7-струнного инструмента терцевая схема – ре, си, соль, ре, си, соль, ре.

Дополнительный нижний бас особенно любят рокеры, исполняющие тяжелую музыку на электрогитаре. При подключении комбоусилителя аккорды семиструнного электроинструмента обретают насыщенность, глубину.

История семиструнной гитары

Русская семиструнная гитара – результат экспериментов французского мастера Рене Леконта, хотя считается, что создателем был русский композитор чешского происхождения Андрей Осипович Сихра. Француз первым сконструировал семиструнную модель, но она не прижилась в Западной Европе, а Сихра лишь популяризировал 7-струнную гитару, которая появилась в России в конце 18 века. Всю творческую жизнь композитор посвятил инструменту, создал и исполнял более тысячи музыкальных композиций. Возможно даже, сформировал ныне применяемый строй инструмента. Первый скромный концерт организовал в 1793 году в Вильно.

Есть другая версия возникновения семиструнной гитары. Изобретателем может быть чешский композитор Игнатий Гельд, живший и работавший в то же время, что Сихра. Его перу принадлежит учебник игры на семиструнной гитаре, подаренный в 1798-ом супруге Александра I.

Наибольшую популярность семиструнная модель обрела в России. На ней легко играл и опытный гитарист, и новичок, дворяне исполняли романсы, а цыгане – свои трогательные песни.

Сегодня семиструнный инструмент не концертный, даже не эстрадный. Его ценят и выбирают преимущественно барды. Стоит вспомнить романтичные, мелодичные выступления Окуджавы, Высоцкого. Хотя несколько концертных произведений все же создано. Так, в 1988-ом композитор Игорь Владимирович Рехин написал «Русский концерт», а в 2007-ом гитарист Алексей Александрович Агибалов представил программу «Для гитары с оркестром».

Фабрика Луначарского производила 7-струнные гитары с 1947 года. Помимо классических, сегодня выпускаются электрогитары, применяемые в стилях джент, рок-металл.

Строй семиструнной гитары

Седьмая струна формирует строй октавой ниже классического 6-струнного диапазона. Принятый за стандарт строй таков:

  • ре – 1-ая октава;
  • си, соль, ре – малая октава;
  • си, соль, ре – большая октава.

Чтобы настроить семиструнку, применяют принцип сравнивания высоты звука соседних струн. Одну прижимают на конкретном ладу, вторую оставляют свободной, их звучание должно быть унисонным.

Начинают настройку на слух с первой струны по камертону «ля», прижимают на 7-ом ладу (либо свободную настраивают по фортепианному «ре» 1-ой отавы). Далее настраивают с учетом повторяющихся интервалов. У малой терции определено 3 полутона, у большой – 4, у чистой кварты – 5. На грифе последующий лад по сравнению с предыдущим меняет высоту звука на полутон. То есть лад с прижатой струной указывает на число полутонов, изменяющих звучание свободной струны.

Тональность, оптимальная для игры на русской гитаре:

  • мажор – соль, до, ре;
  • минор – ми, ля, си, ре, соль, до.

Более сложные и менее комфортные по реализации тональности:

  • мажор – фа, си, си-бемоль, ля, ми, ми-бемоль;
  • минор – фа, фа-диез.

Прочие варианты применить сложно.

Разновидности

Производят 3 размерных варианта семиструнной русской гитары. Причем размер может влиять на выбор инструмента, ведь он определяет музыкальные свойства:

  • Большая гитара – стандарт. Длина рабочего отрезка струны – 65 см.
  • Терц-гитара – среднеразмерная. Длина 58 см. Настроена выше предыдущей на малую терцию. Поскольку инструмент транспонирующий, нота обозначается ниже на терцию аналогичной ноты стандартной гитары.
  • Кварт-гитара – малоразмерная. Струна 55 см. Настроена выше стандартной на чистую кварту.

Как играть на семиструнной гитаре

Начинающему гитаристу удобнее играть в сидячем положении. Положив инструмент на ногу, его верхнюю часть слегка уприте в грудь. Рабочую руку прижмите к передней расширенной поверхности барабана. Для устойчивости ногу, на которой лежит гитара, поставьте на низкий стульчик. Вторую ногу не поджимайте. Большой палец кладите на бас-струны. Три средних (мизинец не участвует) передвигайте к ладони. Большой сдвигайте навстречу им, не совмещая.

На первом этапе обучения технике игры на семиструнной гитаре работайте с открытыми струнами, это поможет научиться извлечению мелодии прохождением большого пальца по струнному ряду. Нерабочую руку на этом этапе не задействуйте.

Положите большой палец рабочей руки на 7-ю струну, чуть надавите на нее. Указательный – на 3-ю, средний – на 2-ю, безымянный – на 1-ю. Продвиньте большой палец вниз, на нижнюю струну, в то же время извлеките звуки остальными пальцами из соответствующих струн. Повторяйте действие, продвигая большой палец до 4-ой струны. Выполняйте упражнение до автоматизации навыка.

Источник

Все о семиструнных гитарах

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

История развития семиструнных гитар начинается в России в XVIII веке, до Октябрьской революции она была основным музыкальным инструментом. Иностранные музыканты, которые приезжали в СССР, не понимали смысла в добавлении еще одной струны и указывали, что все музыкальные произведения написаны для шестиструнного инструмента. Однако их возмущения были проигнорированы из-за тесной связи этой гитары с народной песней. В XX веке борьба против семиструнной гитары обострилась, и профессиональные музыканты перешли на классический инструмент, оставив ее живущим в России цыганам.

Особенности

«Цыганская», как ее прозвали в народе, гитара имеет массу отличий от шестиструнной модели:

  • ее пружины располагаются поперек верхней деки и параллельно друг к другу;
  • гриф плоский и намного тоньше, чем у других гитар;
  • корпус чаще всего выполнен в стиле итальянских гитар эпохи барокко;
  • гриф крепится к корпусу с помощью винта, благодаря чему является регулируемым и позволяет изменять высоту струн;
  • седьмая струна расширяет диапазон звуковых возможностей.

Обзор видов

Существует три основных вида «русской» гитары, различающихся своими размерами.

Большие

Мензура большой гитары целых 650 мм. Выглядит как обычная гитара.

Терц-гитары

Подобные гитары имеют средние размеры и мензуру, равную 585 мм. Она строится на малую терцию выше по сравнению с большой гитарой и является ансамблевой. Этот инструмент позволяет расширить диапазон гитарного ансамбля и улучшить его звучание.

Кварт-гитары

Этот вид гитар имеет самые маленькие размеры, длина ее рабочей части – мензуры – составляет всего лишь 550 мм. Корпус делали из древесины ели, зажиточные музыканты предпочитали липу или черное дерево, которого на кварт-гитару нужно было немного. Строй гитары на 2,5 тона выше, чем на большой.

Обычно кварт-гитары применяются в ансамбле вместе с другими видами семиструнной гитары, чтобы подчеркнуть их звучание.

Семиструнные гитары также делятся на акустические и электрогитары.

Классическая 7-струнная гитара имеет тонкий и небольшой корпус, узкий гриф, оснащена нейлоновыми струнами, обеспечивающими мягкое и насыщенное звучание. Колки инструмента отлично держат строй и позволяют проводить целый концерты, не настраивая гитару каждые 10 минут. Они изготавливаются из прочных пород дерева и подходят для исполнения композиций любого стиля.

  • Как и в акустических инструментах, в электрогитарах добавляется еще одна струна и увеличивается ширина грифа. Чаще всего они оснащаются активными и пассивными хамбакерами, изредка – фиксированным бриджем. К классическому строю добавляется базовая нота «Си», благодаря которой семиструнные гитары обрели популярность в тяжелых стилях музыки.

Выбор комплектующих

Выбор семиструнных гитар не такой большой, как хотелось бы, но даже здесь есть над чем подумать – выбрать струны, колки и другие комплектующие.

Струны – самый важный элемент в гитаре, именно от их качества зависит полнота звучания и долговечность использования инструмента. При их выборе необходимо обратить внимание на несколько моментов.

  • Степени натяжения. Натяжение может быть слабым, нормальным и твердым, оно влияет на качество издаваемого звука.
  • Цена. Дешевые струны не могут быть качественными, игра с ними не будет такой простой и легкой, а риск, что они порвутся во время важного выступления, велик. Лучше доплатить, чем переживать и отвлекаться на посторонние мысли.
  • Материал изготовления. Чаще всего первые три струны (дискантовые) делают именно нейлоновыми, ведь от них зависит яркость и насыщенность звука. Синтетические струны менее популярны, но иногда тоже используются, они отличаются особой прочностью. Басовые струны производят из углеродного волокна, а после обматываются посеребренной медью или бронзой – они прослужат очень долго, а качество звука существенно улучшается. Цена последних намного выше, чем других, поэтому они обычно приобретаются для большой сцены и профессиональных гитаристов.

Еще одна деталь, без которой невозможно нормально играть – колки. Именно благодаря им создаётся и поддерживается натяжение струн. Существуют закрытые и открытые элементы.

  • Механизм закрытых защищен от попадания влаги, пыли и любого другого механического воздействия. Это позволяет повысить срок использования.
  • Открытые колки используются чаще, ведь их удобнее обслуживать. Всегда есть доступ к механизму, и его в любой момент можно смазать.

При выборе колков необходимо обратить внимание на передаточное число – разницу количества оборотов вала со струной к количеству оборотов колка рукой. По нему можно определить, как долго придется натягивать струны перед тем, как начать игру.

Большое значение этого числа позволяет намного точнее настроить инструмент, хотя это и потребует больше времени.

Стоит заранее обратить внимание на порожки, анкеры, крепления грифа, ремня и на лады, ведь чаще всего они ломаются. Будет обидно, если на выбранную гитару не найдется комплектующих, и ее придется выбросить.

Настройка

Первое, что нужно сделать после покупки гитары, – настроить струны. Это можно сделать разными способами:

  • с помощью тюнера;
  • сравнивая со звучанием других струн;
  • по флажолетам.

Новичкам лучше всего приобрести себе тюнер – инструмент, который подключается к гитаре и через приложение показывает, какие струны натянуты слишком слабо, а какие – слишком сильно.

Если же нет лишних средств на такую роскошь, придется действовать самостоятельно. Принцип заключается в сравнении одной открытой струны с соседней, которая прижимается на определенном ладу и натягивается до того момента, пока струны не начнут звучать одинаково. Настройка начинается с первой струны, она зажимается на 7 ладу и натягивается по камертону «Ля».

Дальнейшие струны должны иметь такое же звучание, как предыдущие.

Этот способ не является идеальным, ведь не дает абсолютной чистоты звука. При настройке необходимо учитывать диаметр и материал струн. Например, для настройки басовых струн необходимо проверить арпеджированное звучание аккордов и интервалов на удаленных струнах.

Еще один вариант настройки семиструнной гитары – по флажолетам. Он известен в узких кругах профессиональных музыкантов и заключается в следующем:

  1. вторая струна натягивается и ослабляется так, чтобы в результате ее флажолет на 5-м ладу звучал в унисон с флажолетом первой струны на том же ладу;
  2. четвертая на 7-м ладу сравнивается с первой на 5-м;
  3. следующей настраивается 3-я струна, ее флажолет на 7-м ладу схож по звучанию с 4-й струной на 5-м;
  4. флажолет 5-й струны на 5-м ладу соответствует флажолету 4-й струны на 7-м;
  5. в самом конце натягивается 6-я струна – ее флажолет на 5-м ладу идентичен флажолету 7-го лада 5-й струны.

Как играть?

После того как вся важнейшая теория изучена, и 7-струнная гитара куплена, можно приступать к практике, попробовав играть на этом музыкальном инструменте. Этому можно научиться за пару недель, если заниматься раз в 2-3 дня по 30-40 минут.

Главное – терпение и желание, без них не получится научиться с нуля и освоить простейшие аккорды.

Именно изучение аккордов станет первым шагом после запоминания всех нот. Аккорды представляют собой набор звуков, которые гитара издает одновременно. Чтобы сыграть простейшую мелодию, потребуется запомнить положение пальцев для следующих сочетаний нот:

Для ля-минор необходимо зажать струны на определенных ладах. Важно, чтобы рука была максимально расслаблена, действуют только мышцы пальцев, которые зажимают струны, и большой палец. Сначала необходимо привыкнуть к такому положению, и как минимум 5 минут ничего не делать. После этого можно попробовать издать звук на каждой из струн по очереди. Бывает такое, что струны не звучат – в этом случае нужно обратить внимание на другую руку и чуть отодвинуть ее от струн. Если вместо звука дребезжание, значит, струну нужно прижать посильнее. Добиться чистого звука не так просто, но без этого двигаться дальше невозможно.

Следующая задача – научиться быстро снимать аккорд ля-минор и переходить на ре-минор, и наоборот. Придется заучить все схемы игры и постоянно проверять, правильно ли стоят пальцы. Если все получается, можно добавить аккорды E и G.

Как только получится без проблем играть заученные аккорды, необходимо добиться полного автоматизма и научиться играть их вслепую. Это последняя задача для вспомогательной руки, находящейся на грифе.

После этого можно переходить к основной – она находится на корпусе. Есть два способа извлечения звука – игра боем или перебором. Здесь возникает больше всего проблем.

Играть боем лучше всего, заглушая струны, их придерживает вспомогательная рука, чтобы ученик мог сосредоточиться на ритме. В процессе обучения игре боем лучше выбирать простые схемы – например, вниз-вверх-вниз-вверх. Когда будет отлично получаться, можно попробовать работать двумя руками одновременно, и следить за издаваемыми звуками.

Чаще всего слух новичка не позволяет услышать свои ошибки, поэтому он считает, что никаких проблем нет, и играет дальше. Основными ошибками являются слишком сильные удары по струнам и отсутствие ритма. Необходимо касаться струн с одинаковой силой и через определенный промежуток. Не всегда это получается с первого раза, но при регулярных тренировках этот процесс будет контролироваться на автомате.

Играть бой можно:

  • большим пальцем – удары вниз производятся внутренней стороной, а вверх – внешней;
  • большим и указательным – удары вниз внутренней стороной большого, а вверх – указательным;
  • указательным – при такой игре указательный палец сгибается, поверх него располагается большой, и таким образом производятся удары по струнам.

Играть перебором, значит, играть на каждой струне отдельно. Чаще всего струны дергают при помощи пальцев и ногтей, но это не дает яркого звука и контроля над игрой. Чтобы улучшить качество звучания аккордов, перебирать струны можно медиатором или специальными насадками на пальцы, которые носят названия плектры.

​​​​Всего полгода требуется, чтобы научиться играть сложнейшие музыкальные произведения на семиструнной гитаре, как профессионал. За это время нужно не только разобрать все возможные аккорды, научиться играть боем и перебором, но и тренироваться как можно чаще. Профессионалам требуется 6-8 часов в день, чтобы подготовиться к выступлению или записи диска. Лучшим вариантом станут занятия с педагогом в музыкальной школе или в кружке – там вам покажут все основы и помогут поставить руки. После этого можно создать свою музыкальную группу или просто позаниматься со знакомыми – любая тренировка будет кстати.

О том, как настроить семиструнную гитару без тюнера, смотрите в следующем видео.

Источник

Оцените статью