- Уроки игры на фортепиано — черные клавиши
- Урок 5
- Давайте прислушаемся
- Знаки альтерации
- Зачем нужны черные клавиши пианино
- История черных клавиш
- Почему на пианино одни клавиши белые, а другие чёрные (не расизм).
- Черные клавиши на бумаге. Так ли это страшно?
- Диез — это знак повышения на пол тона
- Зачем называть по-разному один и тот же звук?
- Бемоль — знак понижения на пол тона
Уроки игры на фортепиано — черные клавиши
Урок 5
До сих пор мы играли только на белых клавишах и говорили только о них. Пришла пора узнать – зачем нужны черные клавиши на пианино.
Пожалуй, если бы все клавиши были белыми, рояль выглядел бы не так эффектно:). Но все-таки черные клавиши нужны не только для красоты.
Давайте прислушаемся
Давайте попробуем прислушаться к звукам инструмента и последовательно во всем разберемся.
1. Сыграйте ноту До первой октавы. (Если вы не знаете, где это, то, похоже, вы пропустили урок «расположение нот». Прочтите его и возвращайтесь). Итак, сыграли? Внимательно прислушайтесь к звуку.
2. Теперь сыграйте ноту Ре той же октавы. Снова внимательно послушайте, как она звучит. Правильно будет сказать, что звук выше, чем у ноты До. Вообще, чем правее клавиша, тем выше звук.
3. Внимательно посмотрите на клавиши, между ДО и РЕ как раз притаилась черная клавиша. Сыграйте последовательно До, затем черную клавишу, затем Ре.
4. Чувствуете?Черная клавиша издает звук промежуточный между До и Ре. Чуть повыше, чем До, но пониже , чем Ре.
5. «Расстояние» между нотами До и Ре называют тоном. То есть, музыкант скажет, что Ре на тон выше, чем До. А черная клавиша между ними как раз на половине этого «расстояния», поэтому говорят, что она на полтона выше, чем До, и на полтона ниже, чем Ре.
Знаки альтерации
6. Эта черная клавиша называется До-диез или Ре-бемоль. Это одно и то же — клавиша одна, а названий два.
Диез – знак повышения ноты на полтона,
Бемоль – знак понижения ноты на полтона.
7. Как мы уже знаем, одна октава состоит из 7 нот. Но она состоит из 12 промежутков – полутонов. Кстати, почему 12, а не 14?
Между нотами Ми и Фа нет черной клавиши. Так же как между нотами Си и До. Значит ли это, что не бывает нот Ми-диез, Фа-бемоль, Си-диез и До-бемоль?
Между нотами Ми и Фа, Си и До, расстояние в полтона. Соответственно, нота , например, Ми- диез, то есть звук на полтона выше, чем Ми, это…………….? Правильно! Нота Фа. То есть, ноты с бемолем или диезом – это не обязательно черные клавиши.
8. Знаки диез и бемоль могут находиться около ключа. (вот почему их иногда называют знаками при ключе). Это значит, что во всей пьесе ноты соответствующие по названиям этим знакам, надо играть с диезом или бемолем. Если же знак стоит непосредственно около ноты, это значит, что знак сохраняется только в этом такте и только для ноты этой же октавы.
9. Что же делать, если при ключе стоит диез или бемоль, но в каком-то конкретном месте произведения нужно сыграть эту ноту как обычно, не повышая и не понижая тон? Для этого используют вот такой знак – называется бекар
Бекар (бекАр – ударение на а) – знак отменяющий и диез и бемоль, для той ноты, перед которой он проставлен. Бекар сохраняет свое действие до тактовой черты.
10. Бемоль, диез и бекар называют знаками альтерации.
Теперь, когда вы узнали, что такое бемоль, диез и бекар, ваши возможности значительно расширились – очень многие произведения играются со знаками альтерации.
Источник
Зачем нужны черные клавиши пианино
История черных клавиш
Не хотелось бы так часто отсылать вас к таблицам, но что поделаешь — без них в этой теме не обойтись. В очередной таблице определено отношение каждого звука лада к начальному, если этот начальный принять за единицу. Указаны и названия интервалов по отношению к начальному звуку, они же определяют место каждого звука в октаве. Пусть вас не пугают незнакомые термины, они переводятся и запоминаются легко: «прима» — первый, «секунда» — второй, «терция» — третий, и так вплоть до октавы, которая, как мы уже знаем, означает «восьмой». Повторю, что лад — это прежде всего соотношения, а не сами частоты. В других октавах частоты иные, но соотношения остаются теми же. Квинта, например, всегда будет составлять три вторых от примы, то есть от начального звука, терция — всегда пять четвертых, кварта — всегда четыре третьих, октава — всегда ровно два.
Теперь арифметически проанализируем неудачную попытку древнего музыканта начать лидийскую мелодию с другой струны. Естественно, ему нужно было сохранить соотношения. Возьмем в качестве основного звука частоту 216 и выстроим звуки согласно тем же соотношениям, которые получались от частоты 192. Это сделано в следующей таблице. Мы увидим, что в пределах нашей октавы появились четыре новых частоты. Инструменту с гладким грифом это не страшно: можно зажимать струны в любом месте и тем самым сохранить нужные соотношения. А инструменту наподобие арфы, в котором каждый звук издается отдельной струной? Нужно добавлять новые струны.
Если взять в качестве начального звука мелодии частоту 216, а не 192 и сохранить прежние соотношения, понадобятся новые звуки, которыми инструмент пока не располагает
Это еще полбеды — четыре новых струны. Но музыкант хотел бы иметь возможность начинать мелодию в любом ладу с любого звука октавы. И он стал прибавлять новые струны на своем инструменте, дошел до двух с лишним десятков в каждой октаве и остановился, здраво рассудив, что таким путем задачу не разрешить. Сейчас подсчитано, что, если бы древний грек последовательно дошел до конца, ему нужно было бы иметь в каждой октаве восемьдесят пять струн. Может быть, ценой невероятных усилий он и научился бы играть на таком инструменте, но уж очень это казалось обидным: мелодии хватает семи звуков в октаве, а все остальные нужны лишь для того, чтобы можно было начинать любую мелодию с любой струны.
В тех местах, где интервалы составляли целый тон, древние греки добавили вспомогательные звуки. Вот откуда происходит форма клавиатуры фортепиано
И древние музыканты нашли компромиссное решение. Они добавили новые звуки только там, где интервал между основными звуками равнялся целому тону. Не разделили целые тона пополам, нет, ведь это неделимые элементы лада, а просто ввели вспомогательные звуки. Вглядитесь в очередную таблицу — не напоминает ли вам расположение новых звуков черные клавиши фортепиано? Так оно и есть. Вот откуда происходит форма клавиатуры — от древних греков, хотя они и понятия еще не имели в то время о клавиатуре вообще и тем более о клавиатуре в том ее виде, в каком она делается на современных инструментах. И до сих пор у этих вынужденно введенных дополнительных звуков нет собственных названий, а именуются они, например, «до-диез», что означает «выше до», или «ми-бемоль», то есть «ниже ми». Причем один и тот же дополнительный звук можно назвать двояко. Если, скажем, он стоит между соль и ля, это и соль- диез, и ля-бемоль.
Выходит, вся эта история с пятью дополнительными звуками в октаве началась только из-за того, что древние музыканты захотели свободнее переходить из тональности в тональность и из лада в лад? Да, только из-за этого. Самому ладу вполне хватает семи звуков в октаве. И если в какой-то местности бытует одна тональность, то есть в основе мелодии всегда лежит один и тот же начальный звук, то инструмент здесь по-прежнему может обходиться семью звуками в октаве, как прекрасно обходятся до сих пор некоторые гармошки, народные духовые и струнные инструменты.
Но добавление пяти звуков, увы, не до конца решило проблему. Соотношения между соседними звуками все равно оставались разными, искусственно введенные полутона не были равны исконным полутонам лада, поэтому не из любой тональности в любую можно было переходить легко и просто.
И тут мы обязаны вспомнить одного выдающегося грека.
Источник
Почему на пианино одни клавиши белые, а другие чёрные (не расизм).
Музыка — это сочетание звуков, с определённой частотой звучания, называемых «ноты», различных по длительности и пауз между ними. Всего нот двенадцать. Но названия есть только у семи из двенадцати нот. Это ноты до, ре ми, фа, соль, ля, си. Их ещё обозначают латинскими буквами C, D, E, F, G, A, B(H). Различаются ноты частотой звучания. У ноты до — самая низкая частота звучания, у ноты си — самая высокая. Между нотами с названиями располагаются (по частоте звучания) ноты без названия. Например между нотами до и ре есть нота без названия, которую можно обозначить повышенная нота до — до диез или пониженная нота ре — ре бемоль.
Таким образом полная октава из двенадцати нот выглядит следующим образом: до, до диез(ре бемоль), ре, ре диез(ми бемоль), ми, фа, фа диез (соль бемоль), соль, соль диез (ля бемоль), ля, ля диез(си бемоль), си. Или латинскими буквами C, C#(D♭), D, D#(E♭), E, F, F#(G♭), G, G#(A♭), A, A#(B♭), B.
Соответственно на пианино, чтобы извлечь ноту с названием нужно нажать на белую клавишу, а чтобы извлечь ноту без названия — на чёрную. Все ноты равноценны между собой. Почему же у семи нот есть названия, а у пяти — нет? Но для начала нужно ответить на вопрос — почему на пианино 88 клавиш, если нот всего 12? 12 нот образуют октаву и при дальнейшем увеличении или уменьшении частоты звука ноты начинают повторяться. При этом частота звучания одинаковых нот в соседних октавах отличается друг от друга в 2 раза.
Например на таком популярном музыкальном инструменте, как гитара 6-я струна настроена на ноту ми с частотой звучания 82,41 герц. Если эту струну зажать на 12-м ладу, то струна станет короче в 2 раза и можно будет извлечь ту же ноту ми следующей октавы с частотой звучания 164,82 герц. А первая струна имеет поперечное сечение в 4 раза меньше, чем шестая. Соответственно частота звучания первой струны в 4 раза выше, чем у шестой и это тоже нота ми, но на две октавы выше. Ну, а внутри пианино или рояля, для каждой ноты натянута своя струна. 88 клавиш — 88 струн, различных по диаметру или по длине.
Теперь можно вернуться к вопросу почему у семи нот есть названия, а у пяти — нет, хотя все ноты равнозначны между собой. На мой взгляд это главный секрет музыки. И не только музыки. И называется он — гармония. Дело в том, что если использовать для создания музыкального произведения сразу все двенадцать нот ничего не получится. А если использовать 7 из 12-ти нот — получится. Эти 7 нот должны быть «в ладу» между собой, поэтому такой набор нот называют музыкальным ладом или гармонией.
Разницу в частоте звучания между нотами называют интервалом. Интервал между соседними нотами — пол тона. Интервал между нотами через одну — тон. Таким образом гармония или лад в музыке — это набор интервалов между нотами, при котором ноты будут «в ладу» между собой и их можно использовать для создания музыкального произведения. Самыми распространёнными гармониями для создания музыкальных произведений являются мажор и минор.
Например гармония мажор это следующий набор интервалов — тон, тон, пол тона, тон, тон, тон, пол тона. Первая нота, от которой строится гармония, называется тоника и она может любой из двенадцати. Так, для каждой гармонии, можно получить 12 наборов по 7 нот с одинаковыми интервалами между ними. Если для гармонии мажор первой взять ноту до (тоника), то получится гармония до-мажор, состоящая из следующего набора нот — до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до(следующей октавы). То есть все ноты с названиями. Если тоника будет другая, то и набор нот будет дугой, но гармонический рисунок мелодий, создаваемых из этих нот, будет таким же, отличие будет только по высоте звучания.
Для гармонии минор набор интервалов следующий — тон, пол тона, тон, тон, пол тона, тон, тон. Например, если тоника будет ля, то получится гармония ля-минор, состоящая из следующего набора нот — ля, си, до, ре, ми, фа, соль, ля(следующей октавы). То есть опять все ноты с названиями.
Несмотря на то, что набор нот у гармоний до-мажор и ля-минор одинаковый, гармонический рисунок мелодий будет разный. Во первых потому, что при создании музыкальных фраз, из которых состоит мелодия, приходится постоянно «опираться» на тонику, а она у них разная. А во-вторых есть ещё, наверное, какие-то причины для этого.
Как видите расизм здесь совершенно не причём.
Источник
Черные клавиши на бумаге. Так ли это страшно?
Чтобы перейти к освоению разных тональностей, нужно познакомиться с диезом и бемолем. Наверняка вы уж слышали о них и имеете представление, что эти термины как-то связаны с черными клавишами фортепиано. Кроме диеза и бемоля существуют и другие знаки альтерации — бекар, дубль-диез и дубль-бемоль. Все они служат для изменения высоты звуков, что собственно и называется альтерацией .
Диез — это знак повышения на пол тона
Чтобы повысить на пол тона «белую клавишу» нужно просто подняться на соседнюю черную. На бумаге нота до, повышенная на пол тона будет называться и записываться до диез. То же самое произойдет при повышении со всеми остальными белыми клавишами: ре — ре диез, фа — фа диез и т.д. Внимательным и осторожным нужно быть с двумя парами звуков, между которыми отсутствует черная клавиша — это ми-фа и си-до . При повышении ноты ми на полутон, в соответствии с общим правилом, она называется ми диез, но совпадет с другой белой клавишей — фа. Нота си диез тоже будет совпадать с белой клавишей — до.
Зачем называть по-разному один и тот же звук?
Если в отношении черных клавиш все оказалось довольно логично — мы просто присвоили им новое название и поняли, что их смысл состоит в повышении звука, то белые клавиши почему-то получили «второе имя». Смысл в том, что если мы повышаем в ладу какую-то ступень , она не может превратиться в другую ступень. Давайте разберемся на примере до-мажора. В гамме до-мажор 7 ступеней — до, ре, ми, фа, соль, ля, си и до. При необходимости мы можем изменять каждую ступень, но она должна сохранить свое первоначальное название. Таким образом нота до может стать до-диез, до-бемоль или даже дубль-диез. Это позволяет понять, что речь идет именно об измененной первой ступени.
Бемоль — знак понижения на пол тона
Чтобы переключить свое восприятие на бемоли и разобраться с ними, нужно в некоторой степени абстрагироваться от диезов. На практике эти системы взаимоисключающие, что подтверждается существованием диезных и бемольных тональностей . Выбрав определенную тональность, мы будем мыслить либо в системе диезов, либо в системе бемолей. При понижении «белых клавиш» используются те же черные клавиши, которые мы только что назвали диезами! И вот здесь-то, в системе бемолей, они тоже получают свое «второе имя». При понижении на пол тона мы будем опускаться с белых клавиш на соседние чёрные. Начнём двигаться вниз от ноты си. Находящаяся слева от неё чёрная клавиша будет называться си- бемоль. Слева от для — ля бемоль, и т. д. Более внимательно опять же стоит отнестись к полутонам ми-фа и си-до . Понижение ноты фа на пол тона будет называться фа бемоль и совпадёт по звучанию с нотой ми. До бемоль и си тоже будут находится на одной клавише.
Источник