Зачем петь по нотам

Научиться петь с листа по нотам

Многие люди, связанные с музыкой, прекрасно знакомы с фразой «чтение с листа по нотам». Оно означает, что человек должен уметь быстро читать или исполнять совершенно незнакомое произведение по нотам. Упражнение пение с листа и школа вокала «Воля» помогают ученикам развить внутренний слух. Он позволит интонировать и чувствовать голос, связки и любое музыкальное произведение.

Что нужно для чтения нот с листа

Чтобы легко и в удовольствие научиться читать с листа, человек должен обладать развитым слухом. Но это не единственное качество, которое необходимо для пения с листа. Также нужно:

  • ощущать музыку и тональность — прочувствовать её настроение и ритм, улавливать смену тональности. Для этого рекомендуется слушать композиции разных направлений. Например, чувство ритма прекрасно развивается с помощью латиноамериканской и джазовой музыки. Быстро и точно улавливать настроение мелодии и тональность помогает практика. Здесь речь идёт об эмоциях, которые у вас пробуждает определённая композиция: смех, грусть, страсть, радость и прочее;
  • самостоятельно представить, как звучит музыка и «развивается» сюжет. Смотря на ноты незнакомого произведения, ученик пытается пропеть или проиграть мелодию про себя. Представляя музыкальные акценты, в некоторых местах делая мелодию громче или тише, учитывая ритм и настроение;
  • освоить пение а капелла — это сложный навык, который не требует аккомпанемента. А капелла может использоваться в любом направлении музыки, но для начала исполнителю нужно привыкнуть к звучанию собственного голоса. Исполнение без аккомпанемента развивает внутренний слух, помогает заметить любую фальшь, выделить слабые места голоса и проработать их.
Читайте также:  Сонаты листа для фортепиано

Как развить музыкальность

Чтобы освоить пение с листа, человек должен обладать определенной музыкальной базой. Невозможно освоить незнакомую композицию без определенной подготовки, поэтому для начала рекомендуется:

  • изучить нотную грамоту: звучание 7 нот, их написание на латинском языке и расположение на стане, основные аккорды и интервалы. Облегчает запоминание этой информации система «ноты в виде геометрических фигур». Изначально эта методика использовалась в церковном пении: ноты записывали в виде геометрических фигур, что облегчало изучение партитуры. Сейчас методику применяют многие педагоги, ведь она помогает ученикам выработать связь между гаммой, формой и звуком. Для запоминания тональности используется квинтовый круг, во внешней части которого находятся мажоры, во внутренней — миноры;
  • посетить уроки сольфеджио или освоить некоторые азы самостоятельно: научиться петь музыкальные интервалы и ноты. Для начала рекомендуется исполнять простые мелодии, где ноты идут по порядку. Затем переходить к более сложным композициям, где ноты чередуются;
  • распевать интервалы «про себя» — хорошая тренировка для развития внутреннего слуха. Берётся короткая композиция в виде нот, пропевается в голове и вслух с разной тональностью;
  • следить за ритмом — можно отсчитывать в голове или простукивать пальцами. Специалисты советуют осваивать пение с листа с помощью народных песен, потому что они более мелодичные;
  • аккомпанировать себе на инструменте — это помогает тренировать связки и лучше запоминать звучание. Лучше начинать с нот, а потом переходить к гаммам в пределах первой октавы. Когда вы научитесь управлять голосом и пропевать ноты, то освоите любую композицию без музыкального инструмента. Для выявления собственных ошибок занятие можно записывать на диктофон или видео;
  • заранее знакомиться с композицией: представить тональность, ритм, паузы, интервалы. Мысленно пропеть мелодию;
  • часто тренироваться;
  • чувствовать голос и связки. Перед занятием всегда нужно распеваться. При ощущении боли или дискомфорта тренировку нужно прекратить, потому что перенапряжение мышц голосового аппарата зачастую становится причиной травм или потери голоса.
Читайте также:  Мистер дудец табы для укулеле

Общие советы

Чтобы достичь красивого звучания, нужно много тренироваться и помнить о правильной технике исполнения:

  1. Каждый исполнитель должен научиться работать с дыханием — дышать диафрагмой, а не легкими. Это позволяет вдыхать больше воздуха незаметно для слушателя.
  2. Нельзя перенапрягаться. Не рекомендуется тренироваться с дискомфортом в горле, ведь это может стать причиной потери голоса.
  3. Перед и после занятий нужно делать разминку: распевку и запевку. Распевка помогает разогреть и подготовить связки к занятию, а запевка, наоборот, расслабить мышцы и снять напряжение.
  4. Пока вы не достигли высокого мастерства, рекомендуется принять удобную позу и не делать резких движений. При соблюдении этих правил не будет сбиваться дыхание, не появится зажатость и не испортится композиция. Оптимальная поза — сжать руки в замок на уровне диафрагмы, ноги расставить на ширине плеч.

Пение с листа, как и любое упражнение, требует регулярных тренировок. Но не нужно заниматься больше часа в день, иначе можно перенапрячь голосовые связки.

Источник

Что значит попадать в ноты?

Популярный вопрос у тех кто начинает познавать музыку)

Попадание в ноты для вокалиста — это основа ВСЕГО!

Для начала ответим на вопрос — что такое нота в музыке?

Нота — это точно определенная частота звука.

Значит, чтобы попасть в ноту , вам нужно своим голосом попасть в ту же частоту, что и выбранная нота

Звучит сложно, но вы быстро поймете.

А теперь подробнее:

Все мы знаем названия Нот в музыке — До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си — на этих нотах основывается вся существующая музыка. Значит и песни, которые мы все знаем, и то, что поет вокалист — это все ноты!

Партия вокалиста, как и любая другая мелодия — это совокупность нот, которые он пропевает в определенной последовательности.

Как понять попал ты в ноту или нет?

Некоторые люди изначально имеют предрасположенность к музыке и они неосознанно слышат и поют правильно. Остальным (как и когда то мне) приходится тренироваться .

Если вы попали в ноту которая играет, то звуки , как бы, сливаются воедино и вы ощущаете их резонацию. По ощущениям, для вас звук становится громче, чище и гармоничнее

Если у вас не получается сходу это почувствовать и услышать, то данный навык надо тренировать. Начинают чаще всего с распевок на музыкальном инструменте.

Подойдите к инструменту (например пианино) и сыграйте ноту До (или другую удобную вам — не начинайте с высоких нот — найдите удобное для вашего голоса звучание) :

А теперь попробуйте своим голосом повторить этот же звук. Можно мычать, или петь — главное почувствовать тот момент когда частоты совпадут. Вы обязательно это услышите!

Если получилось — то попробуйте перейти на другую ноту и так далее.

Со временем вы научитесь четко слышать попали ли вы или нет, а ваш голос будет быстрее подстраиваться под нужную ноту.

А Как тренироваться регулярно?

Для того существуют вокальные распевки. В интернете вы найдете их великое множество, но суть одна — необходимо проигрывать на музыкальном инструменте последовательности нот и параллельно их пропевать.

Занятие это не из легких, вам будет трудно и мутарно (особенно поначалу), но результат того стоит!

Вы начнете не только попадать в ноты играя их, но и сможете:

  • подстраиваться под любую мелодию
  • не фальшивить
  • разовьете так необходимый музыкальный слух
  • выработаете связь между слуховым и речевым аппаратом — это поможет вам петь ноты по памяти — без использования инструмента и не подстраиваясь

Источник

Нужно ли знать музыкальную теорию, чтобы петь? [мифы о вокале]

Я так и не научился музыкальной грамоте и чтению нот, но смутно подозреваю, что это умение могло бы многое изменить в моей жизни
Пол Маккартни (Хронология The Beatles)

Я уже развенчивала в своих статьях главный миф о вокале: « Для того, чтобы научиться петь нужны ОСОБЫЕ способности » .

Если вы ещё не читали статью , резюмирую: Нет! Не нужны! Равно как они не нужны и для того, чтобы научиться вязать, плавать, говорить или ходить. Никакие сверх-способности для этого не понадобятся! А если хотите узнать ПОЧЕМУ, рекомендую к прочтению статью . Там всё по полочкам разложено.

Теперь поговорим о другом мифе о вокале , который пугает людей (а точнее, они сами себя им пугают): «Чтобы заниматься вокалом, нужно владеть нотной грамотой» (ну, а чтобы выучить музыкальную теорию, естественно, нужны годы сурового обучения, поэтому лучше, вообще, во всю эту МУЗЫКУ не соваться, даже если очень хочется, так?)

Расскажу о том, как обстоят дела в реальности. Вокалисты, окончившие профильный ВУЗ по этой специальности, действительно, хорошо знают теорию музыки. А ещё они обучены играть, как минимум, на одном музыкальном инструменте – фортепиано 🎹
Но!
Это им нужно, в первую очередь, не для пения, а для общего музыкального развития и, конечно, преподавания. Я не говорю, что пению это помешает. Разумеется, только поможет. Но является ли предметом первой необходимости, и для всех ли вокалистов?

Мир знает множество примеров, когда известные певцы и даже инструменталисты не знали (или до сих пор не знают) нотной грамоты, а иногда и просто названий нот. Однако, это не помешало им не просто заниматься музыкой, но даже весьма преуспеть в этом деле: стать профессиональными музыкантами мирового класса. Вспомним группу «The Beatles», группу «Nirvana» и многих других.

Для того, чтобы НАЧАТЬ заниматься вокалом (тем более, эстрадным), знать ноты совершенно не обязательно. И когда человек просто посещает уроки вокала, никто не заставляет его учить теорию музыки.
Хорошо ли это, когда певец/певица владеет нотной грамотой? – Безусловно, хорошо. Но необходимо ли? – Нет. Такой необходимости нет.

Многие говорят: «А как же я пойду на вокал? Я никогда не учился/не училась в музыкальной школе…» Это очень и очень странно слышать (а мне, или менеджеру моей школы такое приходится слушать и читать постоянно). Иметь за плечами опыт в виде музыкальной школы — это замечательно, но очевидно же, что это не обязательно. Иначе это распространялось бы и на другие виды образовательных курсов. «Не пойду на фитнес — в детстве не оканчивал/а спортивную школу; не буду рисовать — в детстве не посещал/а художественную школу; не пойду в бассейн — в детстве не ходил/а на плавание. » — согласитесь, звучит абсурдно.

На уроках вокала вам ставят певческое дыхание, развивают музыкальный слух, улучшают дикцию, работают над красотой звучания голоса. В это время вы учитесь владеть своим голосом , осваиваете различные вокальные штрихи. Для этого вам не нужно знать ноты. И, как я уже говорила ранее , особые СПОСОБНОСТИ Вам тоже не нужны. Почему-то люди идут на фитнес и не задаются вопросом: «А как же я пойду на фитнес, я же никогда не занимался спортом?» Просто берут и начинают тренироваться. В любом возрасте. Зная, что им это поможет решить какие-то поставленные перед ними задачи, или просто улучшит настроение и самочувствие. Не ищут оправданий в отсутствии прошлого опыта обучения в спорт-школе. И сверх-способностей от себя не требуют. Хотя оговорюсь, что есть такие люди, которые везде и всегда будут искать оправдания, чтобы ничего не делать. Такие, и правда, могут сказать: «В спортзал не хожу, так как в детстве родители в спортивную секцию не отдали. Это их вина». А на самом деле, то, что вам действительно нужно для любого дела — желание и трудоспособность.

Выводы:
Теория музыки – вещь полезная, безусловно. Более того, я отношусь к тем редким людям, которые ещё в музыкальной школе обожают сольфеджио, а потом начинают обожать и такой предмет как «гармония» (от которого большинство студентов хочет обычно удавиться). Но, при всей моей любви к теории музыки, скажу, что на уроках вокала её совершенно справедливо НЕ преподают. И людям, которые просто хотят научиться красиво петь, знать ее вовсе не обязательно.

Это далеко не все мифы о вокале, что я слышала! И всё это беру не из интернета, а из опыта общения с людьми, в том числе — с учениками. У народа в головах очень много мистики, обволакивающей уроки вокала (да и не только их). С одной стороны, приятно, когда думают, что твоя профессия — это таинство. С другой — 2019 год на дворе, а значит, мифам и легендам давно пора остаться в прошлом.

Хочется спросить: а какие мифы о вокале знаете вы? Сможете вспомнить хоть один? Даже если вы об этом никогда не задумывались, попробуйте сделать это сейчас. Вполне возможно, в голове всплывёт много того, чем стоит поделиться в комментариях.

А если интересно меня читать, подписывайтесь на канал, ставьте «понравки» и делитесь статьями с друзьями в соцсетях.

Источник

Как научиться попадать в ноты?

Я уже писала статью о том, что такое музыкальный слух и развеяла миф об отсутствии музыкального слуха у любого слышащего человека и рассказала, каким же он, музыкальный слух, бывает на самом деле. Рекомендую почитать эту статью.

Теперь давайте разбираться что со всем этим делать и как научиться попадать в ноты, если с рождения матушка-природа не наделила такой супер способностью.

Первое, Вы должны для себя уяснить и понять, что попадание в ноты (интонирование) — это навык. Такой же, как и любой другой, который можно и нужно развивать и тренировать, несмотря на Ваш изначальный уровень подготовки.

Второе, будем использовать инструменты для этого, такие как: самостоятельные занятия сольфеджио и вокалом, либо уроки с педагогом. Существуют так же мобильные приложения, с помощью которых тоже можно развивать вокальный слух, например Perfect Ear.

Третье – тренируйтесь! Как можно чаще и внимательнее. А главное – регулярно. Чем больше будет таких тренировок, тем быстрее Ваша цель будет достигнута и вы начнете попадать в ноты, радовать себя и окружающих чистым пением..

Научиться отличному интонированию Вам поможет пропевание интервалов, гамм, глиссандо от низких звуков к высоким и обратно, пение распевок, как с инструментом/приложением, так и без него, разучивание простых мелодий и т.д. Лучшие распевки для тренировки слуха собраны в моем вокальном видео курсе «Новичок. Голос. Слух. Ритм» , пройдя этот курс Вы значительно улучшите свой музыкальный слух, чтобы начать заниматься ЖМИ СЮДА.

И ещё, Вы должны понимать то, что этот процесс может оказаться далеко не быстрым. Иногда на это уходят месяцы, а то и полгода-год. Поэтому, очень важно иметь рядом хотя бы одного близкого человека или педагога по вокалу (в идеале, конечно и то и другое), который Вас в этом будет поддерживать и мотивировать не сдаваться, а двигаться только вперёд.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что залог успеха — это занятия сольфеджио, регулярность, пение разнообразных распевок, мотивация и поддержка. В следующий раз более подробно остановимся на сольфеджио, Вы узнаете, что это такое и зачем нужно им заниматься.

Верьте в себя, трудитесь усердно и у Вас обязательно все получится!Мечты сбываются, это проверено!;)

А прямо сейчас предлагаю Вам посмотреть мой видео урок и сделать первое упражнение на развитие музыкального слуха.

Улучшить ГОЛОС и научиться петь Вам помогут мои видеокурсы по вокалу, подробнее ЗДЕСЬ.

Если понравилась статья ставьте палец ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой канал Вокальный Дзен , впереди много всего интересного!

Источник

Оцените статью