- Научиться петь с листа по нотам
- Что нужно для чтения нот с листа
- Как развить музыкальность
- Общие советы
- Что значит попадать в ноты?
- Популярный вопрос у тех кто начинает познавать музыку)
- Как понять попал ты в ноту или нет?
- А Как тренироваться регулярно?
- Нужно ли знать музыкальную теорию, чтобы петь? [мифы о вокале]
- Как научиться попадать в ноты?
Научиться петь с листа по нотам
Многие люди, связанные с музыкой, прекрасно знакомы с фразой «чтение с листа по нотам». Оно означает, что человек должен уметь быстро читать или исполнять совершенно незнакомое произведение по нотам. Упражнение пение с листа и школа вокала «Воля» помогают ученикам развить внутренний слух. Он позволит интонировать и чувствовать голос, связки и любое музыкальное произведение.
Что нужно для чтения нот с листа
Чтобы легко и в удовольствие научиться читать с листа, человек должен обладать развитым слухом. Но это не единственное качество, которое необходимо для пения с листа. Также нужно:
- ощущать музыку и тональность — прочувствовать её настроение и ритм, улавливать смену тональности. Для этого рекомендуется слушать композиции разных направлений. Например, чувство ритма прекрасно развивается с помощью латиноамериканской и джазовой музыки. Быстро и точно улавливать настроение мелодии и тональность помогает практика. Здесь речь идёт об эмоциях, которые у вас пробуждает определённая композиция: смех, грусть, страсть, радость и прочее;
- самостоятельно представить, как звучит музыка и «развивается» сюжет. Смотря на ноты незнакомого произведения, ученик пытается пропеть или проиграть мелодию про себя. Представляя музыкальные акценты, в некоторых местах делая мелодию громче или тише, учитывая ритм и настроение;
- освоить пение а капелла — это сложный навык, который не требует аккомпанемента. А капелла может использоваться в любом направлении музыки, но для начала исполнителю нужно привыкнуть к звучанию собственного голоса. Исполнение без аккомпанемента развивает внутренний слух, помогает заметить любую фальшь, выделить слабые места голоса и проработать их.
Как развить музыкальность
Чтобы освоить пение с листа, человек должен обладать определенной музыкальной базой. Невозможно освоить незнакомую композицию без определенной подготовки, поэтому для начала рекомендуется:
- изучить нотную грамоту: звучание 7 нот, их написание на латинском языке и расположение на стане, основные аккорды и интервалы. Облегчает запоминание этой информации система «ноты в виде геометрических фигур». Изначально эта методика использовалась в церковном пении: ноты записывали в виде геометрических фигур, что облегчало изучение партитуры. Сейчас методику применяют многие педагоги, ведь она помогает ученикам выработать связь между гаммой, формой и звуком. Для запоминания тональности используется квинтовый круг, во внешней части которого находятся мажоры, во внутренней — миноры;
- посетить уроки сольфеджио или освоить некоторые азы самостоятельно: научиться петь музыкальные интервалы и ноты. Для начала рекомендуется исполнять простые мелодии, где ноты идут по порядку. Затем переходить к более сложным композициям, где ноты чередуются;
- распевать интервалы «про себя» — хорошая тренировка для развития внутреннего слуха. Берётся короткая композиция в виде нот, пропевается в голове и вслух с разной тональностью;
- следить за ритмом — можно отсчитывать в голове или простукивать пальцами. Специалисты советуют осваивать пение с листа с помощью народных песен, потому что они более мелодичные;
- аккомпанировать себе на инструменте — это помогает тренировать связки и лучше запоминать звучание. Лучше начинать с нот, а потом переходить к гаммам в пределах первой октавы. Когда вы научитесь управлять голосом и пропевать ноты, то освоите любую композицию без музыкального инструмента. Для выявления собственных ошибок занятие можно записывать на диктофон или видео;
- заранее знакомиться с композицией: представить тональность, ритм, паузы, интервалы. Мысленно пропеть мелодию;
- часто тренироваться;
- чувствовать голос и связки. Перед занятием всегда нужно распеваться. При ощущении боли или дискомфорта тренировку нужно прекратить, потому что перенапряжение мышц голосового аппарата зачастую становится причиной травм или потери голоса.
Общие советы
Чтобы достичь красивого звучания, нужно много тренироваться и помнить о правильной технике исполнения:
- Каждый исполнитель должен научиться работать с дыханием — дышать диафрагмой, а не легкими. Это позволяет вдыхать больше воздуха незаметно для слушателя.
- Нельзя перенапрягаться. Не рекомендуется тренироваться с дискомфортом в горле, ведь это может стать причиной потери голоса.
- Перед и после занятий нужно делать разминку: распевку и запевку. Распевка помогает разогреть и подготовить связки к занятию, а запевка, наоборот, расслабить мышцы и снять напряжение.
- Пока вы не достигли высокого мастерства, рекомендуется принять удобную позу и не делать резких движений. При соблюдении этих правил не будет сбиваться дыхание, не появится зажатость и не испортится композиция. Оптимальная поза — сжать руки в замок на уровне диафрагмы, ноги расставить на ширине плеч.
Пение с листа, как и любое упражнение, требует регулярных тренировок. Но не нужно заниматься больше часа в день, иначе можно перенапрячь голосовые связки.
Источник
Что значит попадать в ноты?
Популярный вопрос у тех кто начинает познавать музыку)
Попадание в ноты для вокалиста — это основа ВСЕГО!
Для начала ответим на вопрос — что такое нота в музыке?
Нота — это точно определенная частота звука.
Значит, чтобы попасть в ноту , вам нужно своим голосом попасть в ту же частоту, что и выбранная нота
Звучит сложно, но вы быстро поймете.
А теперь подробнее:
Все мы знаем названия Нот в музыке — До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си — на этих нотах основывается вся существующая музыка. Значит и песни, которые мы все знаем, и то, что поет вокалист — это все ноты!
Партия вокалиста, как и любая другая мелодия — это совокупность нот, которые он пропевает в определенной последовательности.
Как понять попал ты в ноту или нет?
Некоторые люди изначально имеют предрасположенность к музыке и они неосознанно слышат и поют правильно. Остальным (как и когда то мне) приходится тренироваться .
Если вы попали в ноту которая играет, то звуки , как бы, сливаются воедино и вы ощущаете их резонацию. По ощущениям, для вас звук становится громче, чище и гармоничнее
Если у вас не получается сходу это почувствовать и услышать, то данный навык надо тренировать. Начинают чаще всего с распевок на музыкальном инструменте.
Подойдите к инструменту (например пианино) и сыграйте ноту До (или другую удобную вам — не начинайте с высоких нот — найдите удобное для вашего голоса звучание) :
А теперь попробуйте своим голосом повторить этот же звук. Можно мычать, или петь — главное почувствовать тот момент когда частоты совпадут. Вы обязательно это услышите!
Если получилось — то попробуйте перейти на другую ноту и так далее.
Со временем вы научитесь четко слышать попали ли вы или нет, а ваш голос будет быстрее подстраиваться под нужную ноту.
А Как тренироваться регулярно?
Для того существуют вокальные распевки. В интернете вы найдете их великое множество, но суть одна — необходимо проигрывать на музыкальном инструменте последовательности нот и параллельно их пропевать.
Занятие это не из легких, вам будет трудно и мутарно (особенно поначалу), но результат того стоит!
Вы начнете не только попадать в ноты играя их, но и сможете:
- подстраиваться под любую мелодию
- не фальшивить
- разовьете так необходимый музыкальный слух
- выработаете связь между слуховым и речевым аппаратом — это поможет вам петь ноты по памяти — без использования инструмента и не подстраиваясь
Источник
Нужно ли знать музыкальную теорию, чтобы петь? [мифы о вокале]
Я так и не научился музыкальной грамоте и чтению нот, но смутно подозреваю, что это умение могло бы многое изменить в моей жизни
Пол Маккартни (Хронология The Beatles)
Я уже развенчивала в своих статьях главный миф о вокале: « Для того, чтобы научиться петь нужны ОСОБЫЕ способности » .
Если вы ещё не читали статью , резюмирую: Нет! Не нужны! Равно как они не нужны и для того, чтобы научиться вязать, плавать, говорить или ходить. Никакие сверх-способности для этого не понадобятся! А если хотите узнать ПОЧЕМУ, рекомендую к прочтению статью . Там всё по полочкам разложено.
Теперь поговорим о другом мифе о вокале , который пугает людей (а точнее, они сами себя им пугают): «Чтобы заниматься вокалом, нужно владеть нотной грамотой» (ну, а чтобы выучить музыкальную теорию, естественно, нужны годы сурового обучения, поэтому лучше, вообще, во всю эту МУЗЫКУ не соваться, даже если очень хочется, так?)
Расскажу о том, как обстоят дела в реальности. Вокалисты, окончившие профильный ВУЗ по этой специальности, действительно, хорошо знают теорию музыки. А ещё они обучены играть, как минимум, на одном музыкальном инструменте – фортепиано 🎹
Но!
Это им нужно, в первую очередь, не для пения, а для общего музыкального развития и, конечно, преподавания. Я не говорю, что пению это помешает. Разумеется, только поможет. Но является ли предметом первой необходимости, и для всех ли вокалистов?
Мир знает множество примеров, когда известные певцы и даже инструменталисты не знали (или до сих пор не знают) нотной грамоты, а иногда и просто названий нот. Однако, это не помешало им не просто заниматься музыкой, но даже весьма преуспеть в этом деле: стать профессиональными музыкантами мирового класса. Вспомним группу «The Beatles», группу «Nirvana» и многих других.
Для того, чтобы НАЧАТЬ заниматься вокалом (тем более, эстрадным), знать ноты совершенно не обязательно. И когда человек просто посещает уроки вокала, никто не заставляет его учить теорию музыки.
Хорошо ли это, когда певец/певица владеет нотной грамотой? – Безусловно, хорошо. Но необходимо ли? – Нет. Такой необходимости нет.
Многие говорят: «А как же я пойду на вокал? Я никогда не учился/не училась в музыкальной школе…» Это очень и очень странно слышать (а мне, или менеджеру моей школы такое приходится слушать и читать постоянно). Иметь за плечами опыт в виде музыкальной школы — это замечательно, но очевидно же, что это не обязательно. Иначе это распространялось бы и на другие виды образовательных курсов. «Не пойду на фитнес — в детстве не оканчивал/а спортивную школу; не буду рисовать — в детстве не посещал/а художественную школу; не пойду в бассейн — в детстве не ходил/а на плавание. » — согласитесь, звучит абсурдно.
На уроках вокала вам ставят певческое дыхание, развивают музыкальный слух, улучшают дикцию, работают над красотой звучания голоса. В это время вы учитесь владеть своим голосом , осваиваете различные вокальные штрихи. Для этого вам не нужно знать ноты. И, как я уже говорила ранее , особые СПОСОБНОСТИ Вам тоже не нужны. Почему-то люди идут на фитнес и не задаются вопросом: «А как же я пойду на фитнес, я же никогда не занимался спортом?» Просто берут и начинают тренироваться. В любом возрасте. Зная, что им это поможет решить какие-то поставленные перед ними задачи, или просто улучшит настроение и самочувствие. Не ищут оправданий в отсутствии прошлого опыта обучения в спорт-школе. И сверх-способностей от себя не требуют. Хотя оговорюсь, что есть такие люди, которые везде и всегда будут искать оправдания, чтобы ничего не делать. Такие, и правда, могут сказать: «В спортзал не хожу, так как в детстве родители в спортивную секцию не отдали. Это их вина». А на самом деле, то, что вам действительно нужно для любого дела — желание и трудоспособность.
Выводы:
Теория музыки – вещь полезная, безусловно. Более того, я отношусь к тем редким людям, которые ещё в музыкальной школе обожают сольфеджио, а потом начинают обожать и такой предмет как «гармония» (от которого большинство студентов хочет обычно удавиться). Но, при всей моей любви к теории музыки, скажу, что на уроках вокала её совершенно справедливо НЕ преподают. И людям, которые просто хотят научиться красиво петь, знать ее вовсе не обязательно.
Это далеко не все мифы о вокале, что я слышала! И всё это беру не из интернета, а из опыта общения с людьми, в том числе — с учениками. У народа в головах очень много мистики, обволакивающей уроки вокала (да и не только их). С одной стороны, приятно, когда думают, что твоя профессия — это таинство. С другой — 2019 год на дворе, а значит, мифам и легендам давно пора остаться в прошлом.
Хочется спросить: а какие мифы о вокале знаете вы? Сможете вспомнить хоть один? Даже если вы об этом никогда не задумывались, попробуйте сделать это сейчас. Вполне возможно, в голове всплывёт много того, чем стоит поделиться в комментариях.
А если интересно меня читать, подписывайтесь на канал, ставьте «понравки» и делитесь статьями с друзьями в соцсетях.
Источник
Как научиться попадать в ноты?
Я уже писала статью о том, что такое музыкальный слух и развеяла миф об отсутствии музыкального слуха у любого слышащего человека и рассказала, каким же он, музыкальный слух, бывает на самом деле. Рекомендую почитать эту статью.
Теперь давайте разбираться что со всем этим делать и как научиться попадать в ноты, если с рождения матушка-природа не наделила такой супер способностью.
Первое, Вы должны для себя уяснить и понять, что попадание в ноты (интонирование) — это навык. Такой же, как и любой другой, который можно и нужно развивать и тренировать, несмотря на Ваш изначальный уровень подготовки.
Второе, будем использовать инструменты для этого, такие как: самостоятельные занятия сольфеджио и вокалом, либо уроки с педагогом. Существуют так же мобильные приложения, с помощью которых тоже можно развивать вокальный слух, например Perfect Ear.
Третье – тренируйтесь! Как можно чаще и внимательнее. А главное – регулярно. Чем больше будет таких тренировок, тем быстрее Ваша цель будет достигнута и вы начнете попадать в ноты, радовать себя и окружающих чистым пением..
Научиться отличному интонированию Вам поможет пропевание интервалов, гамм, глиссандо от низких звуков к высоким и обратно, пение распевок, как с инструментом/приложением, так и без него, разучивание простых мелодий и т.д. Лучшие распевки для тренировки слуха собраны в моем вокальном видео курсе «Новичок. Голос. Слух. Ритм» , пройдя этот курс Вы значительно улучшите свой музыкальный слух, чтобы начать заниматься ЖМИ СЮДА.
И ещё, Вы должны понимать то, что этот процесс может оказаться далеко не быстрым. Иногда на это уходят месяцы, а то и полгода-год. Поэтому, очень важно иметь рядом хотя бы одного близкого человека или педагога по вокалу (в идеале, конечно и то и другое), который Вас в этом будет поддерживать и мотивировать не сдаваться, а двигаться только вперёд.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что залог успеха — это занятия сольфеджио, регулярность, пение разнообразных распевок, мотивация и поддержка. В следующий раз более подробно остановимся на сольфеджио, Вы узнаете, что это такое и зачем нужно им заниматься.
Верьте в себя, трудитесь усердно и у Вас обязательно все получится!Мечты сбываются, это проверено!;)
А прямо сейчас предлагаю Вам посмотреть мой видео урок и сделать первое упражнение на развитие музыкального слуха.
Улучшить ГОЛОС и научиться петь Вам помогут мои видеокурсы по вокалу, подробнее ЗДЕСЬ.
Если понравилась статья ставьте палец ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой канал Вокальный Дзен , впереди много всего интересного!
Источник