Зачем стоишь до полуночи у растворенного окна ноты

Ожидание. Варламов. Стромилов

Вы находитесь на сайте Нотного Архива России (library notes Russia) — www.notarhiv.ru Посмотреть другие произведения

Слова С. Стромилова Музыка А. Варламова

Зачем сидишь ты до полночи
У растворенного окна
И в даль глядят печально очи,
Туманом даль заслонена!
И вдаль глядят печально очи,
Туманом даль заслонена.

Кого ты ждешь, по ком тоскуешь,
Заветных песен не поешь?
И ноет грудь без поцелуя,
И ты так горько слезы льешь?
И ноет грудь без поцелуя,
И ты так горько,
И ты так горько слезы льешь?

Зачем ты позднею порою
Одна выходишь на крыльцо?
Зачем горячею слезою
Ты моешь тусклое кольцо?
Зачем горячею слезою
Ты моешь тусклое кольцо?

Не жди его: в стране далекой
В кровавой сече он сражен.
Там он чужими, одинокой,
В чужую землю схоронен.
Там он чужими, одинокой,
В чужую землю,
В чужую землю схоронен.

Источник

Надежда Обухова — Зачем сидишь до полуночи

  • Слушали: 575
  • Размер: 6.07 Mb
  • Длительность: 02:39
  • Качество: 320 kbs
  • Дата релиза: 13.08.2019

Текст песни Надежда Обухова — Зачем сидишь до полуночи

Музыка Александра Варламова
Слова Семена Стромилова

Зачем сидишь ты до полночи
У растворенного окна
И вдаль глядят печально очи?
Туманом даль заслонена!

Кого ты ждешь? По ком, тоскуя,
Заветных песен не поешь?
И ноет грудь без поцелуя,
И ты так горько слезы льешь?

Зачем ты позднею порою
Одна выходишь на крыльцо?
Зачем горячею слезою
Ты моешь тусклое кольцо?

Не жди его: в стране далекой
В кровавой сече он сражен.
Там он чужими, одинокой,
В чужую землю схоронен.

Источник

Детские песни

ОЖИДАНИЕ

Музыка Александра Варламова
Слова Семена Стромилова

Зачем сидишь ты до полночи
У растворенного окна
И вдаль глядят печально очи?
Туманом даль заслонена!

Кого ты ждешь? По ком, тоскуя,
Заветных песен не поешь?
И ноет грудь без поцелуя,
И ты так горько слезы льешь?

Зачем ты позднею порою
Одна выходишь на крыльцо?
Зачем горячею слезою
Ты моешь тусклое кольцо?

Не жди его: в стране далекой
В кровавой сече он сражен.
Там он чужими, одинокой,
В чужую землю схоронен.

, слова
1839, музыка

Антология русского романса. Золотой век. / Авт. предисл. и биогр. статей В. Калугин. — М.: Эксмо, 2006

В народной песенной традиции первая строка устоялась в редакции: «Зачем сидишь до полуночи. «

ВАРИАНТЫ (2)

1. Зачем сидишь до полуночи

Зачем сидишь до полуночи
У растворенного окна?
Кого ты ждешь? О ком страдаешь?
Заветных песен не поешь?

Зачем вечернею порою
Выходишь поздно на крыльцо,
Своей горючею слезою
Туманишь золото кольцо?

Уж скоро, скоро он вернется,
Слезою не печаль глаза,
Рука с колечком обовьется
На шее милого дружка.

С фонограммы Жанны Бичевской, альбом «Старые русские народные деревенские и городские песни и баллады», Часть 1, ZeKo Records, 1996

2. Зачем сидишь до полуночи?

«Зачем сидишь до полуночи
У растворенного окна,
Кого ты ждешь?
О ком страдаешь?
Скажи, в кого ты влюблена?»
«Зачем вам знать, о ком страдаю,
Зачем вам знать, кого люблю,
Зачем вам знать, о ком мечтаю,
И к сердцу я кого прижму?»
«Зачем вечернею порою
Выходишь поздно на крыльцо,
Своей горячею слезою
Смываешь нежное лицо?
Твоя слеза на ручку капнет
И распаяется кольцо».
«Мое кольцо лежит в коробке,
К нему уж сердце не лежит».

Записана от Полякова В. Т., 1922 г. р., с. Чемолган, в 1977 г. Вариант записан в пос. Фабричном от Головиной Н. Источник – романс С. И. Стромилова. См.: примечание к № 34 в сб. «Русские песни в Дагестане».

Багизбаева М. М. Фольклор семиреченских казаков. Часть 2. Алма-Ата: «Мектеп», 1979, № 286

Источник

История создания песни. Романс «Лучина или То не ветку ветер клонит»


Стихи не часто становятся песнями и романсами, даже стихи очень хороших поэтов, а стихи третьестепенных авторов и того подавно, но часто бывает, что именно их стихи, вдруг, неожиданно и помимо их намерений, становятся народными, авторство которых забывается именно потому, что они уходят в народ, как, например, случилось с песней «Лучина».

То не ветер ветку клонит,
Не дубравушка шумит —
То мое сердечко стонет,
Как осенний лист дрожит;

Извела меня кручина,
Подколодная змея!
Догорай, моя лучина,
Догорю с тобой и я.

Не житье мне здесь без милой.
С кем теперь идти к венцу?
Знать, судил мне рок с могилой
Обручиться, молодцу.

Расступись, земля сырая,
Дай мне, молодцу, покой,
Приюти меня, родная,
В тесной келье гробовой.

Мне постыла жизнь такая,
Съела грусть меня, тоска.
Скоро, скоро ль гробовая
Скроет грудь мою доска?

Последний куплет песни почти никем не поется, вместо него повторяется первый. Об авторе стихов этой песни ничего достоверно неизвестно, кроме разве что имени, которое тоже далеко не все указывают точно: иногда — Семён Иванович Стромилов (что правильно), иногда — Семён Николаевич Стромилов. Сам поэт печатался под псевдонимом «С.С.», что, наверное, и внесло невнятность в его имя.

Поэт разделил участь неизвестных авторов самых известных песен: «Однозвучно гремит колокольчик», легендарного «Варяга», «Гори, гори. » и других, хотя печатался он в таких журналах, как «Современник», «Отечественные записки» и «Московитянин», находившемся под покровительством самого графа С.С.Уварова.

«Лучина» стала одной из самых известных и популярных русских песен во многом благодаря вкусу и таланту Александра Варламова. В 2016 году этому замечательному композитору исполнилось 215 лет со дня рождения. Прожил он очень мало — всего 47 лет, мучительно умирая в нищете и одиночестве от рака горла, но в других источеиках говорится, что от туберкулеза.

Поддерживали его только самые близкие друзья: в память о нем Даргомыжский написал трогательную пьесу «Песня без слов», которая помогла собрать деньги для выпуска благотворительного музыкального сборника, продажа которого поддержала вдову и детей композитора.

Романсы и песни А. Варламова — яркая страница русской вокальной музыки. Композитор замечательного мелодического дарования, он создал произведения большой художественной ценности, завоевавшие редкую популярность. Кому не известны мелодии песен «Красный сарафан», «Вдоль по улице метелица метет» или романсов «Белеет парус одинокий», «На заре ты ее не буди»? По справедливому замечанию современника, его песни «с чисто русскими мотивами сделались народными». Поэтому напишу, что нашла о его жизни.

Варламов родился в небогатой семье. Его музыкальная одаренность проявилась рано: он самоучкой научился играть на скрипке — подбирал по слуху народные песни. Красивый, звонкий голос мальчика определил его дальнейшую судьбу: в 9 лет он был принят в петербургскую Придворную певческую капеллу малолетним певчим. В этом прославленном хоровом коллективе Варламов занимался под руководством директора капеллы выдающегося русского композитора Д. Бортнянского. Вскоре Варламов стал солистом хора, выучился игре на фортепиано, виолончели, гитаре. В 1819 г. молодого музыканта посылают в Голландию учителем певчих в русской посольской церкви в Гааге. Перед юношей открывается мир новых разнообразных впечатлений: он часто посещает оперу, концерты. даже сам выступает публично как певец и гитарист. По возвращении на родину (1823) Варламов преподает в петербургской Театральной школе, занимается с певчими Преображенского и Семеновского полков, затем снова поступает в Певческую капеллу хористом и учителем. Вскоре в зале Филармонического общества он дает свой первый в России концерт, где дирижирует симфоническими и хоровыми произведениями и выступает в качестве певца. Немалую роль сыграли встречи с М. Глинкой — они способствовали формированию самостоятельных взглядов молодого музыканта на развитие русского искусства. В 1832 г. Варламов был приглашен помощником капельмейстера Московских императорских театров, затем получил место «композитора музыки». Он быстро вошел в круг московской художественной интеллигенции, в среде которой было много талантливых людей, разносторонне и ярко одаренных: актеры М. Щепкин, П. Мочалов; композиторы А. Гурилев, А. Верстовский; поэт Н. Цыганов; писатели М. Загоскин, Н. Полевой; певец А. Бантышев и др. Их сближало горячее увлечение музыкой, поэзией, народным искусством.

Расцвет творчества Александра Варламова пришелся, когда он уехал из Петербурга, самого западного города, смотревшего через окно в Европу, уехал в первопрестольную. И именно Москва патриархальная сделала его горячим поклонником русской народной песни.

Пятнадцать лет, что композитор провел в Москве, стали расцветом его творчества. Он удивительно точно почувствовал атмосферу и нерв той эпохи, именно поэтому его песни и романсы («Красный сарафан», «Что затуманилась, зоренька ясная», «Не шумите, ветры буйные», «На заре ты ее не буди») пели и в русской избе, и в дворянских усадьбах. Варламов был широко известен и как вокальный педагог. Его «Школа пения» (1840) — первая в России крупная работа в этой области — и сейчас не утратила своего значения.

Последние 3 года Варламов провел в Петербурге, где надеялся снова поступить учителем в Певческую капеллу. Желание это не осуществилось, жизнь складывалась трудно. Широкая известность музыканта не защитила его от бедности и разочарований.

Задушевность, теплота и нежность отличает большинство песен и романсов Варламова. Без его музыки стихи Семёна Стромилова никогда бы не стали популярными, и так и остались бы никому неизвестными. Варламов писал музыку и к другим стихам Стромилова («Ожидание» и «К птичке»).

Зачем сидишь ты до полночи
У растворенного окна
И вдаль глядят печально очи?
Туманом даль заслонена!

Кого ты ждешь? По ком, тоскуя,
Заветных песен не поешь?
И ноет грудь без поцелуя,
И ты так горько слезы льешь?

Зачем ты позднею порою
Одна выходишь на крыльцо?
Зачем горячею слезою
Ты моешь тусклое кольцо?

Не жди его: в стране далекой
В кровавой сече он сражен.
Там он чужими, одинокий,
В чужую землю схоронен.

(С.Стромилов. Ожидание, 1839)

Благовестница природы!
Спой для праздника весны
Песню горней стороны,
И веселья, и свободы!

Расскажи мне, как на воле,
Ты, беспечная, живешь?
С кем знакомства ты ведешь;
Что поешь в лазурном поле?

Птичка, птичка! Как, откуда
Ты взяла такой наряд?
Как роскошен, как богат!
Что за прелесть, что за чудо!

Расскажи мне — в час ненастья
Есть ли где тебе приют?
Кто с тобою делит труд,
Есть ли в ком к тебе участье?

(С.Стромилов. К птичке. Отрывок. 40-е годы)

Но ни та, ни другая песня не превзошли популярность «Лучины», которую поют уже почти сто пятьдесят лет оперные певцы, исполнители авторских и русских песен, многочисленные хоры и фольклорные ансамбли. О поэте очень мало написано, а если написано, то очень неточно, а иногда и просто уничижительно. Вот, например, что сказано о нем в советском сборнике о песнях русских поэтов (1965):

«С. И. Стромилов — третьестепенный поэт 1830-1840-х годов. Сведения о его жизни малодостоверны». А это – слова составителя сборника русской любовной лирики XIX-XX века (1988) С.М. Магидсона: «Стромилов Семен Николаевич — поэт, фольклорист, знаток поэзии. Профессор И.Н. Розанов, просматривая ноты композитора Варламова, установил авторство песни «То не ветер ветку клонит». Она принадлежит перу Стромилова».

Евгений Евтушенко, однако, включил Семёна Стромилова в свою антологию русской поэзии, исключительно и только благодаря песне «Лучина», обессмертившей имя поэта. Несмотря на скудость информации, все-таки кое-какие сведения о поэте есть. Родился он в 1810 году и, судя по тому, что учился в Благородном пансионе при Московском университете, был дворянского происхождения.

Выпустился из пансиона в 1829 году. В том же учебном заведении, только курсом ниже, учился М.Ю.Лермонтов и оба они входили в кружок любителей отечественной словесности, организованный Семёном Егоровичем Раичем, замечательным педагогом, поэтом и родным братом известного митрополита Филарета Амфитеатрова, из-за которого Семён Егорович сменил свою фамилию.

«. под моим руководством, — писал в «Автобиографии» С.Раич, — вступили на литературное поприще некоторые из юношей, как-то: г. Лермонтов, Стромилов, Колачевский, Якубович. В. М. Строев. Соображаясь с письменным уставом В.А. Жуковского, открыл я для воспитанников Благородного пансиона Общество любителей отечественной словесности; каждую неделю, по субботам, собирались они в одном из куполов, служивших моею комнатою и пансионскою библиотекою».

С 1831 года Семён Стромилов начал служить чиновником в ведомстве военного генерал-губернатора Москвы. К народным песням поэт пришел не сразу. Начинал он с кавказской темы, очень популярной в тридцатые-сороковые годы позапрошлого века.

Я статней, ровней платана,
Гибче, тоньше, чем лоза.
Легче во сто раз тумана
И прозрачней, чем слеза.
Я в движеньях — ветер горный,
Голос мой звучней струны,
Мой наряд такой узорный —
Облит золотом луны…

Но постепенно стихи Стромилова становились тише, проще и душевней, что и привлекло к ним таких композиторов, как Александр Варламов и Александр Алябьев.

В исполнении Кадышевой


Источник

Читайте также:  Вивальди дуэт для гитары
Оцените статью