Зачем учить гаммы для гитары

Зачем учить гаммы на гитаре?

В отличие от других музыкальных инструментов на гитаре можно получить один и тот же звук на разных струнах. Благодаря этой особенности настройка гитары возможна без тюнера, а лишь по одной струне, под которую подстраиваются остальные. Гаммы и аккорды на гитаре можно сыграть в нескольких позициях. Выучив их, вы будете хорошо понимать расположение нот и ориентироваться на грифе.

Хроматическая гамма

Для начала рассмотрим хроматическую гамму, она хорошо подходит для разогрева. Гамма — это звуковой ряд, который можно получить, играя все ноты подряд. Она состоит из всех возможных нот в пределах одной октавы. Если играть на шестой струне, то хроматическая гамма на гитаре начинается с ноты ми — это открытая струна. Далее будет фа. При восходящем движении мы попадаем на фа-диез, то есть в промежуток между нотами, который обозначается диезом. Если продолжить играть дальше, следующей окажется соль, затем ля, ля-диез и си. Выше си нет диеза, поэтому сразу перейдем к следующей буквенной ноте — до. Интервал между си и до составляет полтона. Дальше идет до-диез, затем ре, ре-диез. Остается один шаг, и мы возвращаемся к ми, которая на октаву выше открытой струны ми. При игре по нисходящей ноты (в промежутке между обозначенными буквами) имеют знак бемоля. То есть, если начинать играть гамму на гитаре от ноты ми, то первая нота вниз будет ми-бемоль, следующая — ре, затем ре бемоль, до, си, си-бемоль, ля, ля-бемоль, соль, соль-бемоль, фа на полтона вниз, и после нее мы вернемся к ми на октаву ниже ноты, с которой начали.

Читайте также:  Арпеджио ля минор ноты для

Как запомнить порядок следования нот?

Разбирая хроматическую гамму на одной струне, воспользуйтесь круговой диаграммой полутонов, чтобы понять порядок следования нот при восходящем и нисходящем движении. Но не всегда диаграмма оказывается под рукой, поэтому постарайтесь запомнить, что между нотами ми и фа полтона, как и между си и до. При движении вверх, от всех остальных нот, будет диез. При движении вниз, после каждой ноты, будет бемоль (ми-бемоль, ре, ре-бемоль, до). Затем полтона к си, далее си-бемоль. Теперь вы знаете принцип построения гамм. К счастью, на гитаре 6 струн, потому вам не придется играть мелодии только на одной струне. Остается еще пять, по которым можно играть в позиции.

Мажорные гаммы

Мажорные гаммы задают тональность и используются для построения мелодий. Последовательность нот в одной и той же гамме называется гармонией. Начав с целого тона и продолжив еще одним тоном, полутоном, потом тремя целыми тонами и полутоном, вы вернетесь к той же ноте, с которой начали, но на октаву выше. То есть, пройдете 12 полутонов. Полутон соответствует одному ладу, а целый тон равен двум ладам. Их последовательность создает мажорную гамму, которая является основой для многих популярных мелодий и народных песен. Разучивание гамм на гитаре для начинающих может показаться сложным делом, но это одна из основ построения музыки. Потому так важно запомнить последовательность тонов и полутонов. Особенность мажорных гамм в том, что их можно перемещать по грифу и интервалы сохранятся независимо от того, с какой ноты начать.

Гамма до-мажор на гитаре

Можно играть с ноты до на третьем ладу пятой струны в такой же последовательности: целый тон, целый тон, полутон, 3 тона и еще один полутон. Получится гамма до-мажор на гитаре. Строится она так: до, тон к ре, тон к ми, полтона к фа, тон к соль, тон к ля, тон к си, полтона к ноте до, она на октаву выше начальной ноты. Еще раз: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до. Когда мы меняем начальную ноту, то получаем другую последовательность. Так как мы начали играть с ноты до и прошли по музыкальному алфавиту до следующей до. По пути нас не встретились ни диезы, ни бемоли. Все ноты были буквенными. Аппликатуры с изображением положения пальцев на грифе – это своеобразные табулатуры гамм на гитаре. Благодаря тому, что на гитаре шесть струн, можно играть в разных позициях и не нужно перемещаться по струне, чтобы воспроизвести мелодию.

Читайте также:  Игорь ламзин юрий пастернак рок гитара

Гамма до-мажор в первой позиции выглядит так:

  • начинаем с ноты до на 3-м ладу 5-й струны;
  • открытая 4-я струна — ре, ми, фа, соль, ля, си;
  • возвращаемся к ноте до, на октаву выше начальной.

Каждый раз, когда вы практикуетесь, играйте и восходящую, и нисходящую последовательность. Теперь сыграем нисходящую гамму:

  • до, открытая 2-я струна;
  • ля, открытая 3-я струна;
  • фа, ми, открытая 4-я струна;
  • вернулись к ноте до.

Новички, которые только начинают учиться играть на гитаре, часто задаются вопросом: «Зачем разучивать гаммы?» Ответ прост: они полезны для оттачивания техники и увеличения скорости игры. Эта практика помогает развивать слух, запоминать, где располагаются на грифе конкретные ноты и как они соотносятся между собой. Разучивание гаммы на гитаре – отличное упражнение для разминки и закрепления базовых знаний. Если вы хотите заняться импровизацией или сыграть соло, это поможет вам лучше ориентироваться на грифе. Обязательно приобретите метроном и тренируйтесь с его помощью, чтобы научиться чувствовать ритм.

Источник

ГАММЫ НА ГИТАРЕ. ЗАЧЕМ НУЖНО ИХ ЗНАТЬ И ИГРАТЬ

Гамма – это последовательность из семи идущих друг за другом нот (звуков), которые составляют тональность или определённый лад. Ноты внутри этих структур всегда сочетаются между собой, и при правильном расположении составляют гармонические интервалы или аккорды, из которых как раз состоит музыка и произведения. Гаммы являются инструментальной составляющей любого музыкального репертуара.

Для чего нужны гаммы гитаристу.

Знание гамм необходимо каждому музыканту, оно даёт более углублённое понимание тональностей и взаимодействия нот (звуков) в них. Это значительно облегчает подбор мелодий, и, в свою очередь, помогает при игре импровизаций на музыкальном инструменте. Без знания гамм и принципов их построения вы вряд ли поймёте, как строить аккорды. Также исполнение гамм это прекрасное упражнение для развития мышц, сухожилий пальцев левой руки и повышения их выносливости. Особенно хорошо прорабатываются эти моменты при исполнении гамм в очень медленном темпе и в очень быстром темпе. Гаммы очень полезны для запоминания расположения нот на грифе гитары. Особенно после 5го лада. Для этого многие преподаватели музыки советуют проговаривать ноты одновременно с извлечением звуков при игре. А еще лучше их пропевать. В этом случае вы ещё и активно развиваете свой музыкальный слух. С помощью гамм, вы можете развить в себе, так называемое, аппликатурное мышление. Образно говоря, это умение видеть гриф гитары как взаимосвязанную систему нот, интервалов, аккордов в разных позициях.

Как играть гаммы на гитаре.

На гитаре сыграть гамму можно как на одной струне, так и на всём грифе. Для того, чтобы понять, как играть гаммы на гитаре, нужно во-первых правильно расположить левую руку. В целом её положение аналогично тому, когда Вы зажимаете аккорды, только пальцы нужно держать чуть шире, чтобы они располагались над соответствующими ладами. С помощью минимизации своих движений вы сможете добиться высокой скорости игры и беглости пальцев. На гитаре всё гораздо проще, чем на пианино. Всё дело именно в боксах. По факту, выучив хотя бы пару штук, вы уже точно будете знать, как построить новые гаммы, и точно не потеряетесь в музыке и продумывании партий.

Гаммы бывают двух типов – мажорные и минорные. Их двадцать четыре штуки, по числу всех существующих тональностей, однако есть одна особенность, которая упростит вам их разучивание. Дело в том, что гамма, которая входит в мажорную тональность, также имеется и в параллельно ей миноре, и наоборот. Таким образом, вам по факту надо только запомнить, какие ключи параллельны друг другу, и разучить двенадцать гамм.

Мажорная гамма строится по следующему принципу:

Тоника — Тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон.

Минорная гамма строится так:

Тоника — Тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон.

Мажор и минор бывают трёх видов:

Натуральный – это простая гамма без всяких случайных знаков. Учитываются только знаки при ключе. Звукоряд этой гаммы один и тот же при движении и вверх, и вниз.

Гармонический – это гамма в которой при движении и вверх, и вниз повышается только седьмая ступень (VII#).

Мелодический – это гамма в которой при движении вверх повышаются сразу две ступени – шестая и седьмая (VI# и VII#), а при обратном (нисходящем) движении эти повышения отменяются, и играется натуральный минор.

Ниже представлены гаммы для гитары во всех тональностях. Они расположены по паре параллельных тональностей в порядке прибавления диезов и бемолей по кварто-квинтовому кругу. Для удобства их чтения проставлена аппликатура, и продублированы ноты для гитары табулатурами.

Источник

Гаммы на гитаре для начинающих. Как правильно играть гаммы

Гамма — это определенная последовательность нот, строящаяся по законам теории музыки. Все ноты гаммы лежат в той тональности, которой она принадлежит. Гамма состоит из ступеней, которые делятся на устойчивые и неустойчивые. Первые образуют трезвучия или аккорды, вторые стремятся разрешиться и тяготеют к более устойчивым. Данная статья даст исчерпывающий ответ на тему гамма на гитаре, как и зачем их играть, а также как их самостоятельно построить.

Разновидности гамм

Гаммы на гитаре бывают следующих видов:

  1. Мажорная
  2. Минорная
  3. Хроматическая
  4. Блюзовая
  5. Пентатоническая

Первые две относятся к диатоническим гаммам и содержат в себе 7 нот. В хроматической гамме присутствуют все 12 звуков и интервал между каждой ступенью равен половине тона. Пентатоническая гамма состоит из 5 ступеней. Образуется путем «выкидывания» из мажорной или минорной гаммы 2-й и 6-й ступеней. Блюзовая гамма это разновидность пентатонической. Ее можно построить, если добавить так называемую блюзовую ноту (об этом ниже).

Как построить гаммы на гитаре

Мажорная гамма на гитаре

Схема построения выглядит следующим образом (указаны интервалы между соседними нотами):

Минорная гамма на гитаре

тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон

Если в миноре повысить седьмую ступень на полтона, то получим гармонический минор.

Хроматическая гамма

Хроматика состоит из всех 12 звуков, интервал между которыми равен половине тона. На одной струне это будет, например, от нулевого лада до 12-го по порядку.

Пентатоническая гамма

Если из обычной мажорной или минорной гаммы убрать 2-ю и 6-ю ступени, получим пентатонику. В зависимости от родительской гаммы, различают мажорную и минорную. Подробнее можете почитать здесь: про пентатонику

Блюзовая гамма

Образуется, если добавить в пентатонику пониженную квинту, так называемый, блюзовый тон. Он придает гамме характерное блюзовое звучание.

Как правильно играть гаммы

Первое и самое важное условие — всегда играйте под метроном! Все ваши ноты должны иметь правильную длительность, иначе вы привыкнете играть криво и в дальнейшем придется переучиваться. Да и правильная игра развивает не только ваш слух, но и чувство ритма.

Также обратите внимание на то, что диатонические гаммы имею одну и ту же аппликатуру на грифе. Просто в зависимости от тональности ее нужно двигать влево или вправо. Например, вы знаете аппликатуру гаммы ля-минор. Подвиньте ее на 2 лада вправо и вы получите гамму си-минор. Таким же образом, можно получить и другие. И не забывайте про параллельные гаммы. Например, для ля-минора это до-мажор. Таким образом, заучив одну аппликатуру, вы как минимум знаете две! Зная это, учить гаммы вам будет намного проще.

Отличное видео про гаммы:

Зачем учить гаммы

Это вопрос задавал себе и я. На самом деле все просто — чтобы свободно ориентироваться на грифе гитары. Это даст вам возможность без труда импровизировать под неизвестный трек, а также сочинять красивые мелодии.

А может быть такой случай, что вы забыли часть своей партии на концерте. Что делать? Если вы хорошо выучили гаммы, то ошибиться в выборе ноты вам будет намного труднее. Ведь у вас появилась некая «чуйка», куда ткнуть, чтобы извлечь нужный звук. Учите гаммы, чтобы развить музыкальный слух.

Аппликатуры гамм на гитаре

Каждую гамму можно сыграть либо на одной струне, либо на нескольких в рамках одного бокса или позиции. Всего основных позиций или боксов на грифе гитары — пять. Схемы построения и аппликатуры вы можете найти в отдельных статьях нашего сайта, ссылки на которые расположены ниже.

Список статей про гаммы

Примеры популярных гамм на гитаре

Гамма до-мажор

Красными точками обозначена тоника гаммы.

Гамма ля-минор

Гаммы на гитаре. Табы

Здесь вы можете скачать табулатуры самых часто используемых гамм.

Позиции мажорных гамм: Скачать

Заключение

Несомненно учить гаммы нужно каждому начинающему гитаристу, не пренебрегайте этим. Знание гамм даст вам свободу в импровизации, вы научитесь сочинять музыку и ваш общий гитарный уровень будет выше. Но не зацикливайтесь на одних только упражнениях и игре гамм. Помните, что инструмент мы берем в руки в первую очередь, чтобы играть музыку, а не гонять упражнения по грифу.

Источник

Зачем учить гаммы для гитары

Зачем и для чего нужны гаммы?!

В процессе своего развития в качестве гитариста, мы рано или поздно начинаем ощущать, что было бы, в общем, неплохо узнать хоть что-то об этих понятиях, которые называют гаммами. Если мы только в начале пути, мы можем вообще не иметь малейшего понятия о том, что такое гамма, и это создает некую мистическую ауру вокруг этого процесса.

Следующее, что обычно происходит, у нас появляется неясное впечатление того, что этих гамм, оказывается слишком много. Вам начинает казаться, что их сотни. А есть даже энциклопедии гамм, где могут быть тысячи этих маленьких отпрысков! И сама перспектива изучения всей этой ерунды заставляет нас слабеть в коленках. И именно на этом этапе у нас появляются вопрос: какое дело всем этим гаммам до нас и до наших отношений с гитарой? Мы спрашиваем: «А сколько их мне надо знать вообще? И чего мне с ними потом делать?»

И вот мы ищем ответы на эти вопросы. Мы читаем журналы и находим там море крутых профессиональных гитаристов, рассуждающих о предмете – и это еще больше нас запутывает. Один говорит, что нужно знать сотню способов сыграть мажорную гамму и еще сотню способов сыграть минорную гамму, а потом переходит к более экзотическим ладам. А другой парень, не менее крутой и известный, утверждает, что использует всего пару гамм, и то иногда. После этого у нас начинаются «конвульсии».

Мы попытаемся немного прояснить этот вопрос. Для начала, обрисуем суть предмета и постараемся дать вам понимание того, что такое гаммы, для чего они используются и как они используются разными гитаристами. Когда вы усвоите эти вещи, вам будет легче решить надо вам оно или нет.

В музыкальном аспекте гамма, это серия нот, которая следует одна за другой. Самое важное в гамме – это расстояние между нотами, и здесь под «расстоянием» мы имеем в виду музыкальную высоту ноты. Именно это расстояние определяет эмоциональное содержание музыки. Это одна из важнейших концепций, которые должен усвоить каждый музыкант, и большинство это знают, но на интуитивном уровне. Для тех, кто хочет глубже понять теорию музыки, эта концепция должна быть полностью осмысленна. Мы не буду слишком в нее углубляться в этой статье (хотя она того заслуживает), но постараемся передать суть концепции, изучение которой вы сможете продолжить с учителем.

Если мы берём ноту на гитаре и, затем, играем ее еще раз, разницы в высоте не будет. Если мы играем ноту, а затем берём ноту на соседнем ладу, расстояние составит половину тона. Если мы сыграем ноту, а затем возьмём ноту через лад – расстояние между ними составит один тон. Если мы возьмём ноту на третьем ладу – это будет минорная терция. Все эти расстояния называются интервалами. Взяв минорную терции, которую мы упомянули выше, вы услышите некое «эмоциональное содержание». Минорная терция присутствует в минорном аккорде, и именно она придает минорным аккордам некий печальный призвук. Когда вы играете блюзовую гамму – это первые две ноты, и именно они придаёт блюзу тот самый «блюзовый» оттенок (или является его частью).

Пока что, достаточно информации об интервалах. Просто хочется, чтобы вы знали об их существовании и что они несут эмоциональную нагрузку музыки. Запомните, что гамма состоит не столько из нот, сколько из расстояния между ними. Есть разные типы гамм, минорные, мажорные, уменьшенные и т.д. Каждая гамма характеризуется особенным рисунком расстояний между нотами, и именно он придает каждой гамме свою уникальную звуковую окраску. В дальнейшем вы увидите, что гитаристы, играющие в разных стилях, используют разные типы гамм. Гитаристу, играющему рок/блюз, возможно, никогда не придется использовать мажорную гамму.

Так как каждый тип гаммы использует свои интервалы между нотами, гамма будет восприниматься на слух одинаково, даже если в ее название стоит другая буква. Например, если вы играете гамму До-мажор, или Ре-мажор, или Соль-мажор, все они будут иметь одинаковый рисунок интервалов и одинаковое количество нот, они будут звучать одинаково в смысле «эмоциональной окраски». У минорных гамм другая схема интервалов, поэтому их звучание будет иметь другую окраску. Используя эту аналогию, мы можем сравнить гамму с цветовой палитрой.

Итак мы определились, что гаммы, это то, из чего строится музыка. В самых разных стилях музыки мы можем вдруг осознать, что просто играем какую либо гамму туда-сюда а потом опять обратно. Поэтому было бы неплохо узнать, как их играть и зачем. Если думать о гаммах в аспекте гитарной техники, мы поймем, что гамма – это цепочка нот, чем быстрее мы ее играем – тем круче. Но дело в том, что для гитариста гаммы представляют намного более сложную задачу, чем для других музыкантов. Пианисту нужен только один палец для того чтобы взять ноту, а гитаристу нужно координированное действие сразу двух (или пальца и медиатора) – и это все осложняет. Как гитаристу, вам этот факт будет немаловажен.

Почти все гитаристы-студенты оказываются неготовыми к эффективному изучению гамм, когда до этого доходит дело. Синхронизация рук должна стать физической привычкой для того, чтобы игра гамм была полезна, а не вредна. В своей знаменитой коллекции гамм для классического гитариста Сеговия писал: «изучение гамм решит множество технических проблем в более короткий отрезок времени, чем любое другое техническое упражнение». Другими словами, если вы хорошо играете гаммы, и можете заставить свои пальцы передвигаться в нужном направлении, вы также можете делать многое другое. Получается, что изучение гамм, это одна из лучших вещей для ваших практических занятий и улучшения вашей техники.

И вот мы пришли к одному из основных пунктов этой статьи: гаммы, даже при их минимальном использовании, являются основным техническим упражнением для любого гитариста. Для неимпровизирующих гитаристов (например, классических), это их основная функция, им не нужно знать миллион гамм. Для технических упражнений мы просто выбираем те, которые нам больше всего для этого подходят. В коллекции Сеговии большая часть гамм – это одни и те же гаммы, просто передвигаемые по грифу. Конечно, есть много вещей, которые нужно знать для того, чтобы правильно использовать гаммы для развития техники. Многих студентов неправильная практика приводит в никуда. Но это совсем другой аспект, который мы не будем здесь затрагивать. Но, в любом случае, вы должны понимать, что игра гамм является достаточно сложным предметом и нельзя недооценивать вопрос: как их правильно играть. И еще, интерпретируя слова Сеговии, мы можем сказать: «если вы имеете представление о том, как правильно играть гаммы, вы имеете представление и о многих других технических аспектах игры на гитаре».

Как вы, наверное, уже поняли, количество и состав гамм, которые нужно знать гитаристу, зависит от стиля, в котором он играет. Вот базовые рекомендации для того, чтобы вы могли определиться, как ввести гаммы в вашу игру:
— Всем гитаристам необходимо знать мажорные гаммы в первой позиции в тональностях До, Соль, Ре, Ля, Ми, а также, для общего развития, параллельные минорные гаммы к ним.
— Все гитаристы должны знать сдвигаемые рисунки гамм. Мажорные гаммы, которые играются от второго пальца на шестой струне – и от второго пальца на пятой. После этого, мажорные позиции от четвертого пальца на шестой и пятой струне.
— Более амбициозные гитаристы должны знать мажорную гамму от первого пальца на шестой и пятой струне. Если вы знаете эти позиции (шесть мажорных гамм), вы также знаете все арпеджио и эти гаммы во всех тональностях.
— Тем, кто играет блюз и рок необходимо знать пентатонику во всех позициях (их всего пять). И, естественно вам, понадобится знание стандартных ходов для использования их в импровизации в разных тональностях (в первую очередь Ля и Ми).
— Для тех, кто хочет импровизировать в таких стилях, как джаз или фьюжн, после изучения вышеупомянутых гамм придется перейти к тем самым гигантским каталогам гамм, о которых мы упоминали.
Естественно, этим предмет не исчерпывается, но, надеемся, мы дали вам его базисное понимание. Удачи в поисках ваших гамм!

Источник

Оцените статью