Задачи для фортепиано 6 класс

задания по общему фортепиано
учебно-методический материал по музыке

Задание по общему фортепиано

Скачать:

Вложение Размер
zadaniya_po_obshchemu_fortepiano_dlya_obuchayushchihsya_1-6_klassov.docx 19.87 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Смотреть видеоуроки на выбор в любом порядке (см. ссылки на странице).
  2. Игра гамм: До мажор, Соль мажор, ля минор (3 вида) на 1 октаву отдельно каждой рукой (Таблица гамм аккордов и арпеджио. См. документ на странице).
  3. Самостоятельный разбор 1-2 произведения из сборника Б. Милич Маленькому пианисту (см. ссылку ниже).
  4. Проанализировать изучаемые произведения по плану (см. ниже).
  5. Выучить наизусть произведения по учебному плану (см. в дневнике)
  6. Подбор по слуху знакомых мелодий в пределах 5 нот.
  7. Чтение с листа 1-2 произведения на выбор из сборника Б.Милич Маленькому пианисту (см. ссылку ниже).
  1. Смотреть видеоуроки на выбор в любом порядке (см. ссылки на странице).
  2. Игра гамм: До мажор, Соль мажор; ля минор, ми минор (натуральный, мелодический, гармонический вид) на 1 октаву отдельно каждой рукой
  3. Самостоятельный разбор 1-2 произведения из сборника Б. Милич Маленькому пианисту (см. ссылку ниже).
  4. Проанализировать изучаемые произведения по плану (см. ниже)
  5. Выучить наизусть произведения по учебному плану (см. дневник)
  6. Подбор по слуху знакомых мелодий в пределах 5 нот.
  7. Чтение с листа 1-2 произведения на выбор из сборника Б.Милич Маленькому пианисту (см. ссылку ниже).
  1. Смотреть видеоуроки на выбор в любом порядке (см. ссылки на странице).
  2. Игра гамм Ре мажор, Фа мажор, Си-бемоль мажор; си минор, ре минор, соль минор (3 вида), хроматической гаммы на 2 октавы каждой рукой отдельно, аккорды, арпеджио (Таблица гамм аккордов и арпеджио. См. отдельный документ на странице).
  3. Самостоятельный разбор 1-2 произведения из сборника Б. Милич Маленькому пианисту (см. ссылку ниже).
  4. Проанализировать изучаемые произведения по плану (см. ниже)
  5. Выучить наизусть произведения по учебному плану (см. дневник)
  6. Чтение с листа 1-2 произведения на выбор из сборника Б.Милич Маленькому пианисту (см. ссылку ниже).
  7. Транспонировать 1 произведение на выбор.
  1. Игра мажорной, минорной и хроматической гаммы до 2-х знаков при ключе на 2 октавы двумя руками в комплексе, аккорды, арпеджио (Таблица гамм аккордов и арпеджио. См. отдельный документ на странице).
  2. Самостоятельный разбор 1-2 произведения из сборника Б. Милич Фортепиано 2 класс (см. ссылку ниже).
  3. Проанализировать изучаемые произведения по плану (см. ниже)
  4. Выучить наизусть произведения по учебному плану (см. дневник)
  5. Чтение с листа 1-2 произведения на выбор из сборника Б.Милич Фортепиано 1 класс (см. ссылку ниже).
  6. Транспонировать 1 произведение на выбор.
  1. Игра мажорной, минорной и хроматической гаммы до 3-х знаков при ключе на 2 октавы в комплексе, аккорды, арпеджио.
  2. Самостоятельный разбор 1-2 произведения из сборника Б. Милич Фортепиано 3 класс (см. ссылку ниже).
  3. Проанализировать изучаемые произведения по плану (см. ниже)
  4. Выучить наизусть произведения по учебному плану (см. дневник)
  5. Чтение с листа 1-2 произведения на выбор из сборника Б.Милич Фортепиано 2 класс (см. ссылку ниже).
  6. Транспонировать 1 произведение на выбор.
  1. Игра мажорной, минорной и хроматической гаммы до 4-х знаков при ключе на 4 октавы в комплексе, аккорды, арпеджио.
  2. Самостоятельный разбор 1-2 произведения из сборника Б. Милич Фортепиано 3 класс (см. ссылку ниже).
  3. Проанализировать изучаемые произведения по плану (см. ниже)
  4. Выучить наизусть произведения по учебному плану (см. дневник)
  5. Чтение с листа 1-2 произведения на выбор из сборника Б.Милич Фортепиано 3 класс (см. ссылку ниже).
  6. Транспонировать 1 произведение на выбор.

Сборники для чтения с листа, транспонирования и самостоятельного разбора произведений:

  1. https://www.google.com/url?q=https://drive.google.com/file/d/0B7TPYDnPVSXZUWZYWk1XeUJSTGM/view&sa=D&ust=1586106922599000 — Чтение с листа. Пособие для юного пианиста.
  2. https://nmdshi.uln.muzkult.ru/media/2018/09/17/1217334194/MILICh_MALENKOMU_PIANISTU.pdf — Б.Милич Маленькому пианисту
  3. http://www.косаченко.рф/wp-content/uploads/2013/11/243567_1283B_milich_b_e_sost_fortepiano_1_klass.rar — Б.Милич Фортепиано 1 класс
  4. http://www.косаченко.рф/wp-content/uploads/2013/11/Milich-2.pdf — Б.Милич Фортепиано 2 класс
  5. http://www.косаченко.рф/wp-content/uploads/2013/11/classon.ru_Milich-piano_3_class_dmsh1.pdf — Б.Милич Фортепиано 3 класс

План анализа музыкальных произведений для учащихся I — IV классов

1. Основная тональность произведения (модуляция, отклонение).

3. Особенности фактуры.

4. Форма произведения.

5. Интонационное строение мелодии (направление, интервальное строение, секвенции, опевания, повторения).

6. Особенности ритмического рисунка.

7. Исполнительские приѐмы: динамика; артикуляция (штрихи, акцентировка); темп; мелодические украшения.

8. Характер музыки,

9. Жанр и стиль. Что характерно для данного музыкального стиля или для данного композитора.

План исполнительско-методического анализа музыкальных произведений для учащихся V – VI классов

Источник

«Адаптированная программа для учащихся 6-7 классов фортепиано ДШИ «Инструментальное музицирование»

Программа создана для обучения детей, закончивших 5-ти летнее обучение в ДШИ по классу фортепиано, для продолжения обучения по программе инструментального музицирования.

Скачать:

Вложение Размер
instrumentalnoe_muzitsirovanie.docx 94.71 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптированная программа для учащихся 6-7 классов ДШИ

Возраст детей: 11-13 лет

Срок реализации: 2 года

Авторы: Алексеева И.П.

Целью данной работы является попытка в доступной форме приобщить учащихся к музицированию.

Музицирование (от нем. musizieren — заниматься музыкой) это исполнение музыки в домашней обстановке, вне концертного зала. В более широком понимании – игра на музыкальных инструментах.

Однако в музыкальной исполнительской практике на протяжении всей истории развития музыки этому понятию стали придавать более емкое содержание.

Музицирование – это не восприятие (слушание) музыки, а практическая деятельность, в процессе которой ребёнок при помощи музыки, движения и слова учится находить способы гармонизации своего внутреннего мира. Музицирование стало оцениваться как высшая форма музыкальной деятельности. Именно в процессе музицирования как практической деятельности возникают познавательные задачи, формируются мотивы и действия.

Содержание данной программы опирается на методику комплексного музыкального воспитания, в которой нашли отражения достижения прогрессивной педагогики 20 века (научные работы Б.Астафьева, Б.Яворского). Идея создания общего музыкального воспитания и образования была воплощена в музыкальных учебных системах Ж.Далькроза, К. Орфа, З. Кодая, П. Хауве. В них ребёнку предлагается меньше созерцать, а больше делать — и делать своими руками, дабы практически реализовать свой творческий потенциал.

На основе музицирования существовали народные музыкальные традиции, в среде интеллигенции — музыкальные салоны, домашнее музицирование и др. Про исполнительский стиль С.Т. Рихтера говорили, что его игра выше всякой техники и выше всякой интерпретации, что Рихтер не исполнял, он музицировал . И. Стравинский предлагал обучать детей музыке вне условий традиционных форм классных уроков, а в характере музыкального салона, то есть — музицирования.

Настоящее время экономических и социальных реформ поставило перед современной школой ряд задач, среди которых едва ли не ведущей представляется воспитание творческой личности. Направление развивающего обучения призвано выявить и развить творческий потенциал учащегося, который в дальнейшем реализует его в различных сферах деятельности. Область дополнительного музыкального образования не исключение.

Отличительной особенностью сегодняшних ДМШ и ДШИ является их разнообразие. Вариативность становится нормой. Каждая школа стремится быть непохожей на другую и поэтому создает свою образовательную программу, свой учебный план.

Развитие школ осуществляется через освоение педагогических инноваций. Идет активный процесс обновления содержания, форм и методов образования. Очевидна роль развивающих моделей обучений, обеспечивающих активную деятельность детей в сфере искусства и способствующих воспитанию устойчивого интереса учащихся к обучению.

Самый актуальный вопрос для педагогов ДШИ — это место музыкальных школы в современной действительности. Что она реально может дать нынешним детям? Кому и зачем она нужна, как привлечь интерес родителей и детей к музыке, как сохранить контингент учащихся? И, следовательно, как воспитать не только музыкантов профессионалов, но и тех, кто будет просто любить музыку, играть и петь для себя, ходить на концерты, кто приведет учиться музыке своих будущих детей.

Ключевой задачей музыкального образования является приближение обучения игре на фортепиано к запросам учащихся и их родителей.

Родители хотели бы, чтобы ребенок владел инструментом, имел репертуар для досуговых мероприятий, играл и пел под собственный аккомпанемент, подбирал по слуху мелодию, любил и понимал музыку, умел рассказать о музыке и композиторе, получал положительные эмоции.

Большинство детей занимается в музыкальной школе для получения общего музыкального образования, и лишь очень незначительная часть готовится к дальнейшему профессиональному образованию.

Следуя известному принципу «Для ребенка, вместе с ребенком, исходя из ребенка», мы попытались найти свой вариант решения поставленных самим временем задач.

Программа «Инсрументальное музицирование» определяется задачами художественно – эстетического воспитания и предназначена для учащихся

6 – 7 классов (11 – 13 лет).

Особенности набора – принимаются учащиеся после окончания инвариантной части обучения.

Материалы, с учетом которых составлена программа:

— Примерные учебные планы образовательных программ дополнительного образования для ДМШ и ДШИ. Министерства культуры Российской Федерации. Москва, 2001 г.

— Программа для ДМШ и ДШИ. Музыкальный инструмент (фортепиано). Всесоюзный методический кабинет по учебным заведениям искусств и культуры. Москва,1991г.

— Сборник методических материалов для преподавателей учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства. Научно – методический центр ГОУ СПО МО «Колледж искусств». Москва, 2009 г.

— Программа для ДМШ и ДШИ. Музицирование для учащихся фортепианного отделения. Научно – методический центр по художественному образованию. Москва, 2008 г.

— Комплексная программа. Фортепиано. Научно – методический центр по художественному образованию. Москва, 2008 г.

При составлении программы был использован и обобщен опыт преподавателей нашей школы, работающих в данной области. Данная программа апробирована в течение 6 лет.

Необходимость в ее создании обусловлена рядом причин:

— трудность в освоении традиционных программных требований для значительной части учащихся, т.к. в ДШИ зачисляются все желающие, без конкурсного отбора;

— отсутствие интереса родителей к профессиональному музыкальному образованию;

— перегруженность детей в общеобразовательной школе;

— востребованность в семье навыков практического музицирования.

Преподаватель должен руководствоваться в своей работе общими установками фортепианной методики, а также специальной литературой, посвященной проблемам исполнительства. Основная литература по этим вопросам указана в списке рекомендуемой литературы.

Для каждого класса в программе даны примерные репертуарные списки, которые каждый педагог вправе использовать и дополнять по своему усмотрению в зависимости от индивидуальности учащегося.

Цели и задачи обучения

Цель программы – формирование основ самостоятельной музыкальной деятельности учащихся после окончания школы, развитие музыкального вкуса, воспитание общей культуры средствами фортепианного искусства, повышение устойчивого интереса к обучению, овладение навыками любительского музицирования, привлечение и сохранение контингента учащихся на отделении «Фортепиано».

— изучение произведений различных стилей (классические, джазовые, эстрадные);

— грамотный разбор пьес;

— технический рост и приобретение исполнительских навыков;

— подбор по слуху понравившейся мелодии;

— чтение с листа музыкальных произведений;

— приобретение навыков игры в ансамбле;

— овладение основами аккомпанемента;

— разучивание пьес для домашнего музицирования.

— развитие музыкальных способностей у детей (ритма, слуха, памяти);

— развитие артистических способностей;

— развитие образного мышления, творческого воображения и фантазии через музыкальные произведения.

— формирование общей культуры;

— воспитание нравственных качеств;

— развитие художественного вкуса.

Решение задач основывается на принципах межпредметных связей с дисциплинами теоретического цикла (сольфеджио, музыкальная литература). Взаимосвязь практикуемых на занятиях различных видов музыкально-творческой деятельности ведет к их взаимному обогащению.

В результате обучения дети, не ориентированные профессионально, смогут значительно развить свои возможности и стать просвещенными любителями музыки.

Отличительные особенности программы

Программа состоит из двух частей – инвариантной (неизменной) и вариативной. Инвариантная часть – основа 1 этапа обучения в школе искусств. Инвариант 7 — летней образовательной программы – 5 лет.

Цели и задачи обучения 1 этапа:

— выявление и развитие творческих способностей учащихся;

— овладение необходимым минимумом знаний, умений и навыков;

— формирование навыков учебной деятельности.

Содержание 1 этапа образовательной программы позволяет в учебном процессе провести дифференциацию учащихся по их способностям и возможностям. Только после его освоения возможен переход учащегося на различные по целям, задачам и уровням сложности программы следующего уровня.

Вариативная часть (2 этап обучения) обеспечивает более полную реализацию возможностей и потребностей учащегося. Содержание данного этапа программы должно соответствовать направленности ребенка, его способностям.

Целью вариативной части программы является формирование основ самостоятельной музыкальной деятельности после окончания школы, сохранение и развитие устойчивого интереса к обучению, закрепление навыков музицирования.

После окончания базового курса ученик вместе с родителями выбирает, по какой программе он будет обучаться дальше. Если обучение в школе является для него сложным процессом, то педагог рекомендует выбрать программу «Инструментальное музицирование». При выборе этой программы учащийся в 5 классе сдает экзамен по предмету «Фортепиано». Полученная на экзамене оценка идет в свидетельство об окончании школы.

В 6-7 классе в учебный план введены предметы «Музыкальный инструмент» и «Аккомпанемент и игра в ансамбле».

Количество уроков в неделю – 2 (1 урок – фортепиано, 1 урок – аккомпанемент или ансамбль).

По предмету «Фортепиано» занятия проводятся индивидуально. Форма организации деятельности учащихся на занятиях «Аккомпанемент и игра в ансамбле» — ансамблевая (ученик – преподаватель по фортепиано, ученик – преподаватель по скрипке). Ученик выбирает предмет «Ансамбль» или «Аккомпанемент» и в 7 классе сдает по нему выпускной экзамен.

Опыт работы по этой программе показывает, что часть таких задач как подбор по слуху, чтение с листа, работа над произведениями для домашнего музицирования могут успешно решаться на индивидуальных занятиях по фортепиано. Работу над пением под собственный аккомпанемент лучше включить в предметы «Ансамбль» или «Аккомпанемент».

Мы рекомендуем обучаться по этой программе детям, не обладающим выраженными способностями, но желающие учиться музыке; часто болеющим; способным, но не достаточно выносливым и целеустремленным для профессиональных занятий.

«Инструментальное музицирование» является сравнительно новой образовательной программой. Творческая атмосфера на занятиях предполагает активное участие детей в учебном процессе. Испытываемые учеником вдохновение, радость открытия и самовыражения способствуют его самостоятельному обращению к музыкальной деятельности, формируют устойчивый интерес к ней.

Методы и формы обучения

Нет ничего важнее для музыкального воспитания учащихся, чем общение с педагогом, обладающим высокой культурой, тонкой музыкальностью и профессионализмом. Благоприятный психологический климат и заинтересованность педагога могут дать богатый педагогический «урожай».

На уроке используются различные методы, помогающие ученику понять характер исполняемой музыки и добиваться нужных результатов. Чаще всего это – проигрывание педагогом сочинения целиком или отрывками и словесные пояснения.

Наглядность является одним из фундаментальных принципов обучения в фортепианной педагогике. Особенность фортепианного туше, требующего тщательной отработки мелких движений кисти и кончиков пальцев, предполагает достаточно много играть преподавателю во время урока, вырабатывая через показ правильные игровые движения. Копирование отдельных приемов, мелодико – ритмических оборотов представляется как накопление багажа для собственной интерпретации.

Успешное проведение урока во многом зависит от того, насколько творчески занимается педагог. Он должен уметь говорить о музыке как можно образнее, красочнее, увлекательнее. Это делает музыку более доступной и близкой для ученика.

К словесным методам обучения относятся рассказ, анализ музыкального произведения, устное изложение поставленных задач. Словесные пояснения и образные сравнения только тогда достигают цели, когда они понятны ученику. Теоретические объяснения необходимо излагать ясно и конкретно, подкрепляя их показом на инструменте.

При работе со старшеклассниками преподаватель опирается на аналитико – синтезированное мышление подростка. Учащихся следует знакомить с материалами, раскрывающими художественные воззрения композитора, эпоху, в которую было создано сочинение. Это дает ключ для решения многих вопросов интерпретации.

Возможно использование на уроке метода учебной дискуссии. Он основан на обмене взглядов по музыкальным пьесам. Педагогу следует заботиться о представлении инициативы самому ученику. Важно поощрять его попытки задавать вопросы о тех музыкальных явлениях, с которыми ему приходиться сталкиваться и по возможности самостоятельно находить ответы на них.

Основной формой учебной и воспитательной работы является урок.

Учебное занятие – это сложный этап учебного процесса, т. к. от качества занятий зависит общее качество подготовки учащихся. На уроке реализуется весь комплекс образовательной, развивающей и воспитывающей функции обучения в соответствии с требованиями учебной программы.

— уроки получения новых знаний;

— уроки совершенствования знаний, умений, навыков;

— уроки контроля знаний;

— уроки практического применения знаний и умений;

Педагогу необходимо составить ясное представление об основных задачах на длительный период, которые следует ставить перед собой в процессе обучения того или иного ученика, а затем на каждом уроке гибко их решать. Основная задача преподавателя помочь ученику ясно представить задачу, заинтересовать его предстоящей работой и дать для нее нужные ориентиры. Очень важно, чтобы уроки проходили в атмосфере любви к детям и музыке.

Таким образом, качественный урок возможен при сочетании педагогического труда (воплощающего способности, мастерство и опыт учителя), предрасположенности учеников к музыкальному обучению, а также успешной организации учебной работы.

Совершенствование индивидуального урока в ДШИ тесно связано с мотивацией педагога, его стремлением сделать процесс обучения игре на инструменте интересным. Для этого большую пользу приносят мастер-классы.

Важное место принадлежит межпредметным связям, позволяющим осуществлять обучение целенаправленно и последовательно.

Успеваемость учащихся учитывается на различных выступлениях: экзаменах, академических концертах, прослушиваниях, контрольных уроках, конкурсах, фестивалях.

В течение учебного года основной формой учёта успеваемости учащихся является четвертная оценка.

Каждый педагог в своём классе проводит контрольные уроки в конце четвертей с выставлением четвертных и годовых оценок.

Академические концерты рекомендуется проводить систематически (2раза в учебном году: по 1 в каждом полугодии). В 6 классе ученик должен подготовить к прослушиванию 2 – 3 произведения, различных по жанру и форме (1 — по фортепиано, 1 — 2 пьесы по ансамблю или аккомпанементу).

Годовая оценка выводится с учетом общего продвижения и творческой активности ученика и может не совпадать с оценкой за выступление на академическом концерте. Оценка за выступление может быть как традиционной (отметка), так и словесной (подробная характеристика с перечислением достижений и задач на будущее).

Основными критериями оценки являются: грамотное и осмысленное исполнение произведения, музыкальность, свобода игрового аппарата, развитие образного мышления, формирование внутреннего чувства ритма и темпа.

На выпускном экзамене должна быть исполнена программа из трех произведений разных стилей и направлений.

Итоговая оценка за курс обучения может не совпадать с экзаменационной, т. к. выводится с учетом всей работы ученика, его способностей, увлеченностей, темпа продвижения.

Учет успеваемости по другим видам работы (чтение нот с листа, подбор по слуху, игра пьес для домашнего музицирования) должен осуществляться в конце каждого полугодия на контрольных уроках.

Все выступления учащихся обсуждаются комиссией. Важно всесторонне анализировать развитие учащихся, затрагивая такие вопросы, как подбор репертуара, недостатки исполнения, пути их преодоления с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Цель обсуждения — оказание методической помощи преподавателю , который должен прислушаться к критике, используя советы коллег в своей дальнейшей работе.

Результатом обучения детей по этой программе является определенный объем знаний, умений и навыков.

На основе большого количества лёгких, понятных, интересных ребёнку пьес, пусть пройденных без тщательной отделки, расширяется музыкальный кругозор, закрепляются полученные пианистические приёмы игры, приобретается навык чтения с листа, закрепляется умение самостоятельно работать с текстом, появляется техническая свобода.

Опыт нашей школы показывает, что выпускник умеет грамотно разучить, выразительно исполнить произведения различных жанров, петь и играть в ансамбле, владеет навыками аккомпанирования.

Программа «Инструментальное музицирование» дает возможность преподавателям более свободно подходить к выбору репертуара. Пьесы Н.Мордасова, В. Ходоша, И. Парфенова и др. современных композиторов доступны для понимания детьми любых способностей. Ученики играют в ансамбле друг с другом и с преподавателем. На концертах, академических прослушиваниях звучат классические пьесы, музыка из мультфильмов, детские песни, джазовые ансамбли. Репертуар включает произведения разных стилей и направлений.

В течение года проводится много различных мероприятий, на которых ученики с разными музыкальными способностями имеют возможность себя проявить. Это концерты в детских садах и школах, на сценах Дома культуры и Дома детского творчества.

В музыкальной школе работает детский лекторий. Силами преподавателей и учеников готовятся беседы о музыке и композиторах.

Проводятся фестивали джазовой музыки «Веселые ребята», конкурсы ансамблей «Давай дружить», тематические вечера: «Поэтический мир музыки П.И.Чайковского», «Я помню вальса звук прелестный» и др.

Значение такого рода мероприятий заключается в том, что учащиеся начинают понимать, для чего они учатся музыке, как интересно, необходимо и приятно для окружающих их умение играть на фортепиано, какое удовольствие они сами получают от общения с людьми благодаря музыке.

Приобщение ученика к различным видам музыкального творчества становится хорошим стимулом для музыкальных занятий.

Результаты работы по программе «Инструментальное музицирование» были показаны в рамках областных курсов повышения квалификации директоров (2009 г.) и курсов повышения заместителей по учебно – воспитательной работе (2010 г.). Опыт работы по данной программе заинтересовал многие школы области.

Образовательная программа «Инструментальное музицирование» наряду с индивидуальными занятиями по инструменту включает в себя комплекс различных видов музыкальной деятельности, что ведет их к взаимному обогащению и развитию, делает процесс обучения более разнообразным, увлекательным и современным.

Музыкальное воспитание детей должно быть комплексным и основываться на развитии музыкального слуха и мышления, выявлении и развитии творческих способностей учащихся.

Ансамбль, аккомпанемент, подбор по слуху, чтение с листа – это одни из составляющих комплексного подхода в воспитании юного музыканта. Они позволяют приобрести новые исполнительские навыки, расширить репертуарные рамки, познакомиться с лучшими образцами русской и зарубежной инструментальной музыки, воспитать художественный вкус и чувство стиля, развить умение слушать и создавать единый художественный образ произведения вместе с иллюстратором или партнером по ансамблю.

Данная программа «Инструментальное музицирование» предполагает преобладающую роль ансамбля и аккомпанемента наряду с исполнением выученных с преподавателем сольных произведений.

Годовые требования по классам

В течение каждого учебного года преподаватель работает с учеником по освоению комплекса различных видов деятельности, который включает программа «Инструментальное музицирование». Для успешного развития

учащегося очень важно соблюдение принципа постепенного усложнения материала от класса к классу.

Необходимо помнить, что требования к ученику должны быть доступными для него. Поэтому конкретные рекомендации по классам должны корректироваться преподавателем соответственно возможностям и интересам ученика.

В течение учебного года ученик под руководством преподавателя должен проработать 6 — 8 произведений классического и современного репертуара:

1 полифоническое произведение;

2 – 3 этюда или виртуозные пьесы;

2 – 3 разнохарактерные пьесы;

1 произведение крупной формы.

2 – 4 произведения джазового и эстрадного репертуара.

Самостоятельно изучить 3–5 произведений из репертуара «Домашнего музицирования».

Играть гаммы в тональностях изучаемых произведений в прямом и противоположном движении в четыре октавы, хроматические гаммы, короткие и длинные арпеджио. Работать над упражнениями, помогающими решать технические проблемы, возникающие при разучивании произведений.

2 разнохарактерных произведения (из проработанных в течение года) ученик вместе с преподавателем должен подготовить для академических и концертных выступлений.

Разбирая произведения, следует делать его полный анализ, обобщать и систематизировать ранее накопленные знания, объяснять новые элементы музыкального языка. Постоянно работать над формированием устойчивых навыков осмысленного владения голосоведением и дифференцированной интонационно-ритмической и динамической окраской в полифонических произведениях. Закреплять познания ученика, направленные на структурную и динамическую сторону музыкальной формы сонатного allegro и вариационного цикла. Овладевать многообразными звуковыми красками с тонким педальным звучанием в пьесах кантиленного характера. Подготовка произведения к исполнению проводится на основе интерпретации, разработанной учеником.

На уроках фортепиано, ансамбля и аккомпанемента в течение года (по возможности на каждом уроке) ученик должен играть самостоятельно выбранные пьесы из репертуара, соответствующего по трудности 2 – 4 классам. Уметь рассказать об образном строе исполняемого музыкального произведения, его форме, обосновать свою интерпретацию.

Развивая у ученика навыки чтения нот с листа, следует обращать пристальное внимание на анализ текста: определение тональности, направление мелодии, ритмический рисунок, характер сопровождения, штрихов, нюансов.

Большое значение имеет развитие у ученика умения смотреть вперед, схватывая глазами следующие 1 – 2 такта, умение играть, не глядя на клавиатуру. Этот навык тесно связан с правилами аппликатуры, заложенными в гаммах, арпеджио, аккордах и других видах техники. Исполняя музыкальное произведение с листа, ученик должен выдержать указанный темп; передать характер произведения.

Подбор по слуху

В течение года на уроках фортепиано ученик должен подобрать 3 – 4 хорошо знакомые и понравившиеся мелодии с несложной гармонизацией.

Подбирая вариант сопровождения, обращать внимание на его соответствие характеру и жанровой основе мелодии.

В течение года ученик вместе с преподавателем должен проработать 6 — 8 произведений классического и современного репертуара, 2 – 4 произведения джазового и эстрадного репертуара, прочитать с листа 8 – 10 нетрудных переложений популярной классической музыки, обработки русских народных и современных детских песен.

Два разнохарактерных произведения различной стилевой направленности (из выученных в течение года) ученик вместе с преподавателем должен подготовить для академических и концертных выступлений.

Работая над ансамблевыми произведениями, следует обращать особое внимание на синхронность исполнения, ясное слышание фактуры и умение передать или принять мелодическую линию, согласованность в вопросах фразировки и приемах звукоизвлечения; ритмическую точность, ощущение пульса; образный и эмоциональный строй, структуру произведения; точное распределение педали, учитывающее фактуру и строение мелодических линий обеих партий.

В течение года ученик под руководством преподавателя должен проработать 6–8 произведений классического и современного репертуара,

2– 4 произведения джазового и эстрадного направления, прочитать с листа 10–12 нетрудных произведений из классического и современного репертуара.

Два разнохарактерных произведения различной стилевой направленности (из выученных в течение года) ученик вместе с преподавателем должен подготовить для академических и концертных выступлений.

Сопровождение – это вид фортепианной игры, отличный от сольного исполнения, требующий других навыков, другого хода занятий. Ученик должен научиться играть свою партию и при этом следить глазами за партией солиста. Работая с учеником над произведениями, которые исполняются вместе с солистом скрипачом, необходимо уделять большое внимание изучению партии солиста, умению приспосабливаться к его исполнению; ощущению фразировки солиста, его дыхания и цезур, изучению возможностей инструмента солиста (скрипки); осознанию важнейшей роли ритмического и гармонического фундамента. Необходимо обращать особое внимание на фортепианное вступление, сольные фортепианные эпизоды и заключение, обычно выражающие основное настроение произведения.

В течение года ученик должен подготовить экзаменационную программу по ансамблю или аккомпанементу; сдать зачет по чтению с листа и самостоятельно выученному произведению для домашнего музицирования; выступить на классном или школьном концерте с сольным произведением.

В течение года ученик должен проработать вместе с преподавателем 5–7 произведений классического и современного репертуара:

1 полифоническое произведение;

1 произведение крупной формы;

1 – 2 этюда или виртуозные пьесы;

2 – 3 разнохарактерные пьесы.

2 – 3 произведения джазового и эстрадного направления.

Самостоятельно изучить 3–5 произведений из репертуара «Домашнего музицирования». Ученик должен уметь сделать анализ произведения, спланировать свою работу над поставленными задачами. Исполнить одно произведение на классном зачете. Уровень трудности должен быть не ниже, чем в произведениях, рекомендованных для 3 – 4 классов.

Играть гаммы в тональностях изучаемых произведений в прямом и противоположном движении в четыре октавы, хроматические гаммы, короткие и длинные арпеджио основных функций. Решать проблемы, возникающие при разучивании произведений, при помощи выполнения специальных упражнений для развития беглости пальцев и совершенствования приемов звукоизвлечения.

1 — 2 разнохарактерных произведения (из проработанных в течение года) ученик вместе с преподавателем должен подготовить для классных или школьных концертных выступлений.

При разборе произведений педагог помогает ученику сделать его полный анализ; определить методы и приемы, позволяющие выполнить поставленные перед собой задачи. Работая над произведениями, необходимо обсуждать их стилевые особенности и совершенствовать навыки исполнительского мастерства. Подготовка произведения к исполнению проводится на основе интерпретации, разработанной учеником, учитывающей полученные на уроках знания о стилевых особенностях композитора.

На уроках фортепиано, ансамбля и аккомпанемента в течение года (по возможности на каждом уроке) ученик должен играть самостоятельно выбранные пьесы из репертуара, соответствующего по трудности 3 – 5 классам. Уметь рассказать об образном строе исполняемого музыкального произведения, его форме, обосновать свою интерпретацию.

Развивая навыки чтения нотного текста в 7 классе, необходимо постоянно работать над теми же задачами, которые ставились перед учеником в 6 классе. Полезно воспитывать у учеников отчетливое мысленное представление о том, что должно быть исполнено. Исполняя музыкальное произведение с листа, ученик должен почувствовать фразу, ее динамическое развитие, кульминацию; выдержать указанный темп; передать характер произведения.

1 – 2 произведения, соответствующие трудности 3 – 4 класса, ученик должен прочитать с листа на классном техническом зачете в конце каждого полугодия.

Подбор по слуху

В течение года на уроках фортепиано ученик должен подобрать с помощью учителя 3 – 4 хорошо запомнившиеся и понравившиеся мелодии с несложным и разнообразным сопровождением. Использовать приобретенные навыки и умения в различных мероприятиях общеобразовательной школы (участие в художественной самодеятельности).

В течение года ученик вместе с преподавателем должен проработать 5–6 произведений классического и современного репертуара, 3–4 произведения джазового и эстрадного репертуара, прочитать с листа 8–10 нетрудных переложений популярной классической музыки, обработки русских народных и современных детских песен.

3 разнохарактерных произведения различной стилевой направленности (из выученных в течение года) ученик вместе с преподавателем должен подготовить для выпускного экзамена.

Следует продолжать работу по совершенствованию синхронности исполнения, ясному слышанию фактуры и умению передать или принять мелодическую линию, согласованности в вопросах фразировки и приемах звукоизвлечения; ритмической точности, ощущению пульса; образному и эмоциональному строю, структуре произведения; точному распределению педали, учитывающему фактуру и строение мелодических линий обеих партий. Особое внимание нужно уделить подготовке экзаменационной программы и ее концертному исполнению.

В течение года ученик вместе с преподавателем должен проработать

5–6 произведений классического и современного репертуара, 3–4 произведения джазового и эстрадного направления, прочитать с листа 8–10 нетрудных переложений популярной классической музыки, обработки русских народных и современных детских песен.

3 разнохарактерных произведения различной стилевой направленности (из выученных в течение года) ученик вместе с преподавателем должен подготовить для выпускного экзамена.

Учебные задачи 7 класса в целом идентичны задачам программы 6 класса. Работа с учеником должна идти по тем же направлениям, только более углубленно и подробно.

Особое внимание нужно уделить подготовке экзаменационной программы и ее концертному исполнению.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

От педагога требуется большое педагогическое мастерство, творческая инициатива, умение терпеливо и кропотливо работать над развитием музыкальных данных детей, постоянное стремление вызвать у них любовь к музыке и интерес к занятиям.

При работе педагог опирается на образовательную программу, следует поставленным задачам, изучает методическую литературу научно — методических центров, анализирует методы и формы работы других педагогов, посещает мастер – классы, семинары, курсы повышения квалификации.

На каждого ученика преподаватель имеет план развития и обучения (индивидуальный план), в котором пишется репертуарный список, анализ академических прослушиваний, характеристика на ученика, ведется учет успеваемости. В индивидуальном плане учтены индивидуальные способности, уровень общего развития и связанные с этим педагогические задачи.

Для формирования устойчивого интереса к обучению на отделении проводятся разнообразные мероприятия. Например: новогодние фестивали со сказочными героями, музыкальные сказки, тематические вечера.

Преподаватель сам разрабатывает сценарии и привлекает к осуществлению постановки детей. Публичные выступления являются для учащихся большим стимулом в овладении исполнительским мастерством.

Музыкальные произведения в сопровождении детских рисунков и с интересными комментариями делают концерты увлекательными.

На беседах о музыке используют показ слайдов, на которых изображены художественные образы исполняемых произведений. Такие концерты очень нравятся и артистам, и слушателям. У ребенка развивается эмоциональная сфера, наглядно — образное мышление, формируется умение сравнивать музыкальные произведения с произведениями живописи. Выявляется интерес детей к искусству в целом.

Для организации контроля и определения результативности обучения в школе используют анкеты, вопросники. Мы провели анкетирование среди учеников и родителей.

Родители высказали положительные отзывы о содержании программы: дети стали чаще играть на пианино дома, на сцене держаться увереннее, больше участвовать во внеклассных мероприятиях общеобразовательной школы.

Диагностика результатов обучения среди учащихся показала, что им стало легче учиться, нравится заниматься музицированием, выступать на концертах.

По самым интересным мероприятиям оформляются творческие отчеты: стенгазеты, фотоальбомы, публикации о творчестве детей в местной газете.

Источник

Оцените статью