- Задания по группировке нот
- Группировка в простых размерах
- Задание 7.1
- Группировка длительностей
- Группировка в инструментальной музыке.
- Сложные смешанные размеры
- Группировка длительностей в вокальных произведениях.
- Знакомство с нотами на бумаге. Оформление и группировка.
- Принцип группировки нот в инструментальной музыке:
- Что делать, если под «крышу» нужно записать ноты разной высоты? В какую сторону тогда пишутся штили?
- Вокальная группировка
- Группировка нот
- основы нотной грамоты. метр, ритм и группировки длительностей. урок 2. Kelly Paletta
Задания по группировке нот
Группировка в простых размерах
Группировкой называется объединение нот по долям в соответствии с размером. Группировка облегчает чтение нот, способствует верному исполнению нотного текста.
Правила группировки в простых размерах:
· в такте должно быть столько групп, сколько долей в размере;
· каждая группа в целом равна одной доле;
· если целый такт занимает одна нота, она записывается одной длительностью;
· в размерах с долей, равной восьмой или шестнадцатой, все доли объединяются в одну группу.
звуков на один слог) группируются по обычным нормам группировки.
Задание 7.1
Сгруппировать правильно в соответствии с размером:
Источник
Группировка длительностей
ГРУППИРОВКА – разделение в такте нотных знаков на группы соответственно строению размера.
Группа нот (ритмическая группа) – ряд одинаковых или различных длительностей, объединённых общим ребром (вязкой). Четверти и более крупные длительности без рёбер групп не образуют, но они подразумеваются. В необходимых случаях эти длительности объединяются горизонтальной квадратной скобкой.
Группировка в инструментальной музыке.
— количество групп в такте = количеству счётных долей в такте.
Рассмотрим с вами приведенный ниже пример. Размеры 2/4 и 2/2. Числители размеров говорят нам о том, что в одном такте будет две группы длительностей, каждая из которых будет равна : в размере 2/4 – четверти, в размере 2/2 – половинной.
-Крупные длительности, соответствующие целому числу метрических долей, обычно записываются одной нотой. Ниже приведены примеры музыкальных длительностей, длительность которых равна длительности одного такта в этом размере. Так, например, в размере 3/4 самая крупная длительность, которая может занимать один такт- это половинная с точкой (т.к. половинка с точкой = трем четвертям).
-При мелком ритмическом дроблении группа может быть разделена на подгруппы, объединённые одним общим ребром (вязкой).
-Паузы не группируются, но могут дробиться или входить в состав групп на общих с нотами основаниях.
-Слигованные длительности внутри групп записываются одной нотой;
Здесь нужно напомнить о функции точки, стоящей рядом с нотой. Точка подразумевает длительность, которая в два раза короче ноты после которой она стоит. Если мы видим четверть с точкой, то сразу понимаем, что это нота будет длится одну четверть + восьмая (или три восьмых).
Соответственно, если после ноты стоят две точки, это значит, что первая точка будет обозначать длительность в два раза короче, чем та длительность после которой она стоит, а вторая точка подразумевает длительность в два раза короче, чем длительность первой точки. Запутались? Ничего страшного, давайте рассмотрим пример . Половинная с двумя точками – первая точка= четверть (в два раза короче половинки), вторая точка = восьмая ( в два раза короче четверти).
Сложные смешанные размеры
( то есть размеры, которые образуются путем сложения двух разных простых размеров. Например 5/4= 2/4+ 3/4).
Группировка здесь должна подчёркивать внутреннюю структуру данного смешанного размера, т.е. каждая группа по сумме длительностей будет равняться одному простому такту, входящему в состав сложного смешанного такта, при этом группы могут быть не равны между собой.
Структуру смешанного размера можно трактовать по-разному. Для этого в некоторых музыкальных произведениях композиторы после размера пишут структуру размера в скобках или разделяют внутри такта группы длительностей пунктирными тактовыми черточками.
Группировка длительностей в вокальных произведениях.
Группировка вокальных произведений немного отличается от группировки инструментальной музыки, т.к. здесь добавляется один важный компонент, отличающий вокальные произведения от любых других – текст.
В нотном письме для человеческих голосов приняты следующие правила группировки:
- Если один слог текста приходится на один звук, то соответствующая ему нота не группируется с соседними нотами:
- Если один слог текста приходится на несколько (два или больше) звуков, то соответствующие им ноты подчиняются общим правилам группировки, изложенным в предыдущих параграфах Все ноты, приходящиеся на один слог, охватываются одной общей лигой:
- Группировка в вокализах, поющихся на один гласный звук, полностью подчиняется общим правилам.
- Общие правила группировки иногда нарушаются для того, чтобы указать желательную фразировку, тем самым композитор показывает певцу, куда нужно вести мелодическую линию, где начинается музыкальная мысль, и где она заканчивается. В этих целях нормальная группа разрывается на части, а длительности, относящиеся к разным группам, связываются общим ребром (в том числе через тактовую черту):
Источник
Знакомство с нотами на бумаге. Оформление и группировка.
Когда мы познакомились со звуковысотностью и освоили ритм , осталось сделать последний штрих — разобраться в том, как грамотно оформить запись.
Неотъемлемым элементом всех длительностей, кроме целых нот, является штиль. Штиль — это вертикальная линия, которая записывается справа от высоких и слева — от низких нот. В данном случае «высокими» я называю все ноты, расположенные выше третьей линейки, включая ноты на дополнительных линейках. «Низкими» — соответственно те, которые расположены ниже третьей линейки. Нота «Си», которая собственно находится на третьей линейке может быть записана любым из этих способов.
Принцип группировки нот в инструментальной музыке:
В инструментальной музыке ноты группируются по долям. Все мелкие длительности, которые в сумме составляют долю, записываются под «общей крышей». Это делается для удобства восприятия мелких длительностей. Под долей понимают длительность, которая указана в знаменателе размера. Например размер 2/4 означает, что такт состоит из двух четвертных долей (четвертей). Мы так же знаем, что одну четверть можно разделить на две восьмые, или на четыре шестнадцатые. Таким образом, все более мелкие длительности, которые могут входить в состав четверти, объединяются крышей. Крыша несет информацию о длительности нот. Одиночная крыша означает, что перед нами восьмые ноты, двойная — шестнадцатые, тройная — тридцать вторые, и так далее.
Что делать, если под «крышу» нужно записать ноты разной высоты? В какую сторону тогда пишутся штили?
Если в группе шестнадцатых присутствуют только ноты, расположенные ниже третьей линейки, то понятно, что все их штили будут направлены вверх(пример 1). Если все ноты в группе выше третьей линейки, — штили всей группы будут внизу (пример 2). Если три шестнадцатых будут низкими, а одна нота окажется написана вверху, или наоборот, то штили всей группы пишем по направлению большинства (пример 4). Если ситуация складывается пятьдесят на пятьдесят, то есть мы имеем две ноты, расположенные ниже и две — выше третьей линейки, написать можно в любую сторону (пример 3). Но советую смотреть по контексту. Если вокруг все другие группы имеют штили, смотрящие вверх, тоже пишите вверх. В данном конкретном примере возможны оба варианта.
Вокальная группировка
Вокальную группировку имеют ноты в вокальных партитурах, и в партитурах для сольного инструментального исполнения (скрипки, флейты). Такая группировка дает свои преимущества:
- позволяет записать вокальный текст над нотами, которые наглядно демонстрируют распевы слогов
- позволяет отметить штрихи и акценты — то есть указать музыканту способ звукоизвлечения, как эти ноты должны быть исполнены (связно, отрывисто и др.)
Принцип направления штилей общий, как для инструментальной, так и для вокальной группировки. Отличие в записи вокальной группировки состоит в том, что ноты не собираются под крыши, каждая из них выписывается отдельно. Чтобы мы могли отличать разные длительности, начиная с восьмых, к штилям добавляется «хвостик». Восьмые ноты имеют один хвостик, шестнадцатые — два, тридцатьвторые — три и т.д. Независимо от того, куда смотрит штиль,»хвостики» всегда пишутся справа от штиля.
Поздравляю вас с завершением большой и сложной темы! Мы изучили все основное вопросы, касающиеся нотного письма на начальном этапе обучения. Теперь можно смело приступать к практике! Желаю удачи в ваших начинаниях!
Источник
Группировка нот
Как уже упоминалось в уроке про длительность нот, чтобы объединить ноты в группы, используют особые вязки или ребра вместо флажков. В группы могут объединяться только ноты, длительность которых равна или меньше одной восьмой. Группировка нот одной длительности помогает сделать чтение нотной записи намного удобней, так как при ней лучше выявляются сильные и слабые доли такта. Найти их легче благодаря тому, что любая группа нот всегда равна всего лишь одной или нескольким долям одного и того же такта.
В нотной записи для вокала (песен) ноты группируются немного иначе. Если одна буква или один слог слова поется на всего одной ноте, то эта нота не объединяется с другими в группу.
Если же слог слова поется на протяжении звучания нескольких нот, то данные ноты на нотоносце необходимо сгруппировать. Также в нотной записи песен между такой группой нот может быть нарисована дуга, в музыке называемая лигой. Лига показывает исполнителю песни, что он должен спеть все ноты, заключенные в ней, на данный слог слова.
В случае, когда на музыкальном инструменте, в том числе и на гитаре, последовательно исполняют только по одному звуку, такая игра называется одноголосой. Если же одновременно звучат несколько звуков, то – многоголосой. При многоголосом звучании ноты на нотоносце записываются друг под другом. Звучание самой нижней ноты в таких случаях называется нижним или басовым голосом, а звук верхней ноты – верхним голосом.
Очень часто ноты, которые нужно сыграть одновременно, имеют разную длительность. На нотном стане ноты, извлекающиеся одновременно, с одной длительностью записываются со штилем вниз, а с другой – со штилем вверх. Для более качественного исполнения композиции крайне важно соблюдать правильную длительность каждой ноты. На рисунке ниже показан пример нотной записи одновременно исполняемых нот с разной длительностью и пример их счета.
Во многих случаях вместо нот, штили которых направлены вверх или вниз, может быть поставлена пауза. К примеру, можно привести рисунок ниже, на котором изображен нотный стан. При счете “раз”, звучит только целая нота со штилем вниз, так как вместо половинных нот там стоит пауза (и по этой же причине ведется счет), при счете “два” – звучат только половинные и т.д.
Если одновременно звучащие ноты имеют одну и ту же длительность, то их штили могут быть общими или раздельными. Тут уж как нравится. Единственное, что в одном такте разрешено использовать только один вариант записи, чтобы исключить путаницу.
При записи одновременно звучащих нот с общим штилем, выбор, в какую сторону будет направлен этот штиль, подчиняется правилам и не может быть произвольным. В общем и целом, направление штиля зависит от положения нот на нотном стане, к которым он добавляется.
Источник
основы нотной грамоты. метр, ритм и группировки длительностей. урок 2. Kelly Paletta
В этом уроке, разберем основные понятия, которые просто необходимо знать музыканту ритм-секции – метр и ритм. Позже уделим пристальное внимание группировке длительностей нот.
Музыка тесно связана с равномерностью движения (дыхание, ходьба, танцы), где большую роль играет регулярность отрезков времени равной длины, образующих непрерывную пульсацию. В этом равномерном движении долей времени можно выделить периодически повторяемые ударения, называемые акцентами.
Непрерывное чередование акцентируемых и неакцентируемых равнодлительных отрезков времени называется метром, а сами отрезки – метрическими долями. Акцентируемая доля называется сильной, неакцентируемая — слабой.
Чередуясь в определенной последовательности, сильные и слабые доли создают ритмическую устойчивость и равномерность. Акценты, применяемые для образования метра, называются метрическими акцентами. Метрические акценты могут быть реальными, т.е. производимыми за счет выделения звука посредством большей громкости, и воображаемыми, например, на паузах.
Вооружившись знанием о метре. По-новому взглянем на известные из предыдущего урока термины такта и размера музыкального произведения:
Повторяющееся сочетание из сильной и одной или нескольких слабых долей образуют цикл, который и называют тактом. Таким образом, одни доли такта воспринимаются как более сильные (имеющие акцент), другие — как слабые (не имеющие акцента). В нотной записи такты разделяются между собой тактовой чертой. Каждый такт музыкального произведения начинается с сильной доли и заканчивается перед следующей сильной долей.
Размер произведения, помещаемый в начале, как раз и отображает метр. При этом верхняя цифра обозначает количество метрических долей в такте, а нижняя – какой длительностью выражена доля метра.
Смена сильных и слабых метрических долей образует две основные разновидности простого метра:
Двухдольный метр, в котором за сильной долей следует слабая. Наиболее распространённые двухдольные размеры – 2/4, 2/2.
Трёхдольный метр, в котором за сильной долей следует две слабые доли. Наиболее распространённые размеры – 3/2, 3/4, 3/8.
От слияния простых метров образуются сложные метры. Сложный метр может состоять из двух и более простых метров. Благодаря этому сложный метр имеет несколько сильных долей. Количество сильных долей в сложном метре соответствует количество простых метров, входящих в его состав. Акцент первой доли сложного метра сильнее остальных его акцентов, поэтому эта доля называется сильной, а доли с более слабыми акцентами называются относительно сильными.
В 4-четвертном размере наиболее метрически сильной является 1-я четверть, следующей по метрической значимости является 3-я четверть. Относительно них 2-я и 4-я четверти считаются слабыми. В трёхдольном размере самая сильная доля — первая, а втора я и третья – слабые.
Все размеры, выражающие сложные метры, тоже называются сложными размерами. Наиболее употребительные: 4/4, 6/4, 6/8, 9/8, 12/8.
Помимо чередования сильных и слабых долей, в музыке происходит непрерывное чередование звуков различной длительности, называемое ритмом. При постоянном метре ритм внутри каждого такта может меняться.
В тактовую долю может входить любое количество звуков, но сумма их длительностей всегда равна длительности тактовой доли. Следовательно, и в такт может входить любое количество звуков, но сумма их длительностей всегда равна длительности всего такта, его размеру.
Во многих композициях метр акцентируется в сопровождении, в то время как в мелодии сменяются различные длительности. Наглядный пример взаимодействия метра и ритма – строй марширующих и поющих песню солдат. Шаг роты отбивает метрические доли, как бы аккомпанируя песне. Ритм же мелодии опирается на метрические доли, большей частью совпадая с ними, и тем самым одновременно способствует их проявлению и чередованию, помогая маршировать в ногу. Аналогично в танце, движения совершаются в соответствии с пульсацией метрических долей. Таким образом, ритм мелодии и метр произведения четко связаны.
Группировки длительностей.
Обычно в музыке количество звуков в каждом такте значительно превышает количество метрических долей. Подчиняясь организующему воздействию метра, звуки сливаются в группы, каждая из которых по длительности соответствует метрической доле. Для удобства зрительного восприятия ритма, ноты при записи также группируются в соответствии с тактовыми долями. Правильная группировка значительно облегчает чтение нот и даёт возможность легко определить ритмическую структуру.
Начнем с наиболее простых и часто встречаемых группировок. На первый взгляд, группировки восьмых и шестнадцатых нот выглядят необычно. Ключ, как обычно, в практике. Требуется время на то, чтобы научиться расшифровывать комбинации и довести это умение до автоматизма, когда вы сможете исполнять не задумываясь.
1) Одна восьмая и две шестнадцатых
Первая нота — восьмушка, с одним флажком, имеет такую же длительность, как и две шестнадцатые, то есть занимает два слога (“1”,”e”). Поэтому на счет “e” ничего не играем. Вторая и третья ноты – шестнадцатые, с двумя флажками, играются на “&” и “a” соответственно.
2) Две шестнадцатых и одна восьмая
Во втором примере, наоборот, сначала расположены две шестнадцатые, которые играются на “1” и “e”. Третья нота – восьмая, на счет “&”. Так как третья нота имеет длительность в две шестнадцатых, на счет “a” ничего не играем.
3) Шестнадцатая, восьмая и шестнадцатая.
Этот пример сложнее. Первая нота – шестнадцатая (два флашка), длительностью в слог (счет) “1”. За ней – восьмая длительностью в “e” и “&”. Так как эта нота восьмая, она звучит в два раза дольше, чем первая шестнадцатая, поэтому на счет «&» не играем. Последняя шестнадцатая на счет “a”.
4) Шестнадцатая пауза, шестнадцатая и восьмая.
Четвертый пример, на первый взгляд, тоже не из простых. Пауза длительностью в одну шестнадцатую на “1”. На счет «&» восьмая, а между ними шестнадцатая нота. Однако, если представить себе, что вместо паузы на “1” — шестнадцатая нота, то это рисунок идентичный Примеру № 2. Так что все просто.
5) Шестнадцатая пауза, восьмая и шестнадцатая.
Группировка длительностей в этом примере, аналогична примеру 3, с той лишь разницей, что вместо первой шестнадцатой ноты, здесь шестнадцатая пауза.
Практика, практика, практика…
Как уже было сказано ранее, ключ к хорошему чтению нотной записи – практика. Помните как учились читать слова? Сначала изучали каждую букву. Чтение было медленным и неуклюжим. Сейчас, когда знаете и тысячи раз видели одни и те же слова, можете их читать, не вспоминая при этом, как звучит каждая буква. Так же и с нотами, когда поймете логику основных ритмических группировок. Важно часто играть читая с нотного листа, тренируя зрительную память. Это позволит не тратить время на обдумывание впоследствии.
Приведенные упражнения это хороший старт. Но если хотите научиться читать ноты действительно хорошо, не ограничивайтесь ими. Есть много обучающей литературы, посвященной этому вопросу. Например, Synсopation, автор Ted Reed, и Modern Reading Text in 4/4 (Louie Bellson и Gil Breines). Эти книги являются классикой, содержат ритмические рисунки в самых различных комбинациях.
Источник