Простейшая нотная грамота для дошкольников
На первом занятии педагогу необходимо научить ребят различать шумовые и музыкальные звуки. Наглядно показать на иллюстрациях или карточках изображение шумовых звуков, постепенно подвести обучающихся к самостоятельному пониманию того, что такое музыкальный звук. Обучающимся предлагают выучить стихи В.Д. Королевой:
Все на свете дети знают,
Звуки разные бывают:
Журавлей прощальный клёкот,
Самолёта громкий рокот,
Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре,
Стук колес и шум станка,
Тихий шелест ветерка.
Это звуки – шумовые.
Только есть ещё другие;
Не шуршания, не стуки –
Музыкальные есть звуки.
Три регистра в музыке
Дети дошкольного возраста мыслят образно, поэтому у них хорошо развито воображение. Познание окружающего мира, в который они входят, неразрывно связано с глубоким погружением в мир сказок и игрушек, любимый ими всей душой. Нельзя прерывать этой связи полностью, когда ребёнок переступит порог класса. Любимая игрушка способна оживить урок, помочь в усвоении нового материала, например, при изучении регистров. Разница между высокими, средними и низкими звуками усваивается быстрее, если её проиллюстрировать при помощи машинки, куклы, зайчика, попугая.
При изучении темы педагог показывает, как устроено фортепиано, заостряет внимание на различии высокого, среднего и низкого регистров. При этом невольно у ребёнка голос низкого «толстого» звука ассоциируется с толстой струной, а высокого «тонкого» – со струной тонкой. Следовательно, ребёнок не только слышит, но и видит, почему голоса клавиши становятся всё выше «тоньше», когда рука педагога, исполняя отдельные звуки, движется по клавиатуре вправо. И наоборот, звуки становятся ниже «толще», когда педагог играет те же звуки в обратном направлении.
Движение мелодии вверх и вниз
Педагог исполняет правой рукой звукоряд поочерёдно вверх и вниз (можно использовать звукоряд, короткие мотивы, отдельные звуки). Левая рука, в которой он держит игрушку, движется над клавиатурой в ту же сторону, что и правая, но соответственно звукам, или поднимаясь, или опускаясь. Педагог может играть звукоряд, а ученик в это время с помощью игрушки показывает направление движения звуков. При повторении этой темы педагог играет звукоряд без игрушки. Ученик, стоя спиной к клавиатуре, отгадывает: с горки или на горку идет машина, с нижней веточки наверх, или наоборот летит попугай.
Длинные и короткие звуки
Объяснение этой темы происходит в форме игры, поэтому усваивается детьми легко и быстро. Если хлопнуть в ладоши так, чтобы они отскочили друг от друга, как от горячей печки получится короткий звук. На что похож этот звук? Он похож на звук падающих капель дождя, стук копыт – другие примеры дети додумают сами. При изучении длинных звуков, разводим ладоши медленно в стороны, как бы «натягиваем резиночку» и одновременно тянем звук. Как только дыхание закончилось, звук прекратился – значит, «резиночка порвалась», ладоши резко хлопают. Они вернулись к короткому звуку.
Нота и нотоносец
Понятия: нотоносец, ноты и скрипичный ключ связанные между собой. Поэтому педагог может объяснять их ребенку поэтапно. Ноты представляются как знаки, с помощью которых обозначаются музыкальные звуки. Педагог ставит цель показать ученикам, как выглядят знаки-ноты, и где они пишутся: на линейках, между линейками, над ними и под ними. Понятие «нотоносец» следует дополнить другим названием – «нотный стан», т.е. линейки, куда «становятся» ноты. Нотные линейки считаются снизу вверх, так, как мы считаем этажи у дома.
Скрипичный ключ
Педагог должен объяснить детям, что ключ называют скрипичным потому, что он как бы ведает теми нотами, у которых звучание такое же высокое, как у скрипки. Скрипичный ключ пишется вначале каждой нотной строчки. Обучающиеся у доски осваивают написание скрипичного ключа. Параллельно педагог рассказывает сказку «О добром волшебнике Скрипичном ключе»: У скрипичного ключа в музыкальном городке все ноты знали свои места. Только одна нота была невнимательная. Из-за своих ошибок она много плакала, от слез стала соленой. Ей дали имя «соль», а чтобы она не забыла свое место на нотном стане, скрипичный ключ зацепился хвостиком за вторую линеечку. В последующем обучающиеся учат по одной нотке на каждом занятии, закрепляя эти знания выкладыванием нот на индивидуальных карточках с изображением нотного стана, на фланеллеграфе. Разучивается стихотворение о звукоряде и нотах:
Семь ступенек есть на свете
ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.
Ты запомни их названье
И в тетрадку занеси.
Если ноты спеть подряд
Это будет з в у к о р я д..
Штрихи, нюансы (динамические оттенки)
Каждая песня может исполняться с разной силой звучности или, как говорят музыканты, с разными динамическими оттенками: тихо, громко, не очень громко и т.д. Динамические оттенки помогают лучше раскрыть содержание произведения. Педагог показывает детям две иллюстрации: одна черно-белая, другая ярко раскрашенная и предлагает детям назвать самую красивую. Дети называют яркую картинку. Педагог говорит, что в музыке тоже есть свои краски. К ним относятся: регистр, ключ, темп и динамика. Динамические оттенки обозначаются итальянскими словами. Слово «фортепиано» состоит из двух частей: форте – громко, пиано – тихо. Благодаря оттенкам любая музыка звучит выразительно. Существуют знаки для обозначения отрывистых звуков (стаккато) и знаки для обозначения протяжных звуков (легато). Акценты – это способы выделения отдельных нот в звучании музыки.
Мажорный и минорный лад
Эта тема сложна для объяснения дошкольникам. Сказка «Два брата» («Музыка в сказках» Е.А. Королевой) облегчает ее восприятие. У русского народа много пословиц и поговорок, связанных со словом «лад». Например: сядем рядком, да поговорим ладком, с кем мир да лад, так тот мне брат. Про певцов хорошего хора часто говорят: как они ладно поют. Слово «лад» означает согласие, порядок, мир. В музыке это слово означает слаженность музыкальных звуков, звуки находятся в согласии друг с другом. Каждое музыкальное произведение имеет какой-то определенный лад. Лады в музыке бывают разные, но чаще всего встречаются мажорный и минорный. Характер мажорного лада – светлый, уверенный, твердый. Характер минорного лада – мягкий, с оттенком грусти.
Мажор и горюшка не знает.
Минор все время унывает.
Длительности
В объяснении этой сложной темы неоценимую помощь могут оказать музыкально-дидактические игры, фланеллеграф, карточки, настольное музыкальное лото и др. Красочно оформленные музыкально-дидактические игры вызывают у детей эмоциональный отклик, который помогает лучше запомнить тему. Использование карточек и фланеллеграфа помогает закрепить теоретические знания наглядно с помощью картинок. Одновременно дети могут учить стихи (не больше двух четверостиший). Дети любят сказки, поэтому возможно использовать музыкальные сказки во всех темах теоретического раздела.
Например: Одна девочка любила слушать звуки, в соседней квартире жила семья и девочка узнавала по шагам, кто идёт:
медленно – старый дедушка:
Если нота белая – это нота целая.
(Карточка с рисунком валенок);
размеренно – уставший отец с работы:
Разделим ноту целую на половинки белые
Палочкой отметив, чтоб с той не спутать этих
(Карточка с папиными сапогами);
Чётко – мама с покупками:
В каждой ноте половинки
По две чёрных четвертинки
(Карточка с туфлями на каблуках);
Быстро – мальчик из школы:
В каждой четвертушке
По две восьмушки
Палочки и точки,
На палочках крючочки.
(Карточка с ботинками.)
Источник
Музыкально — дидактическая игра «Спрятанные ноты»
Ирина МАЛИНОВСКАЯ
Музыкально — дидактическая игра «Спрятанные ноты»
Музыкально-дидактические игры – эффективное средство познания музыкальной действительности. Использование этих игр в образовательном процессе помогает воспитателю в доступной игровой форме закрепить представления о музыке, полученные в процессе музыкальных занятий. Благодаря музыкально-дидактическим играм у воспитанников повышается интерес к миру музыки, желание самостоятельно постигать азы музыкальной культуры.
Идея создания игры «Спрятанные ноты» возникла в процессе взаимодействия с музыкальным руководителем дошкольного учреждения. Изготовить игру решила с целью обогащения образовательной среды по музыкальному воспитанию старших дошкольников.
Возрастная адресность: для детей 5 – 7 лет.
Дидактическая задача: развивать интерес к музыке, закреплять знания в области нотной грамоты, представления о слоге как части слова, упражнять в звуковом анализе слова.
Игровая задача: заполнить игровое поле изображениями предметов окружающего мира, в названии которых есть определенная нота.
• Выбрать игровое поле,
• Подобрать изображения предметов, в названии которых есть определенная нота,
• Разложить карточки на игровое поле.
• Играют до 7 детей;
• Игрок выбирает игровое поле;
• Игрок определяет изображенную на игровом поле ноту;
• Игрок определяет, какая нота спрятана в названии предметов, изображенных на картонках;
• Выигрывает тот, кто подберет дольше подходящих для ноты предметов.
Материал:игровые поля с изображением нот: до,
карточки с изображением предметов окружающего мира.
Вариант 1. Ведущий (воспитатель, позднее ребенок) раздает игровые поля. Затем ведущий показывает карточки с изображением предметов, а игроки определяют, подходит ли им данная карточка. Игрок берет свою карточку и выкладывает на игровое поле. В конце игры игроки вместе с ведущим проверяют правильность заполнения игрового поля.
Вариант 2. Игрокам раздаются одинаковое количество карточек с ищзображением предметов. Игровые поля с нотами лежат отдельно. Каждый игрок определяет, какая нота спрятана в названия предмета, изображенного на карточке. Карточку выкладжывают на подходящее игровое поле.
Вариант 3. Игра-соревнование. Игроки делятся на две команды. Ведущий раздает игровые поля поровну каждой команде. Подходящие карточки лежат отдельно. Игроки каждой команды вместе стараются заполнить поля. Побеждает та команда, которая первой выполнит задание.
Музыкально-дидактическая игра «Спрятанные ноты» была представлена на выставке для педагогов, которая проходила в дошкольном учреждении в рамках недели музыки.
Благодларб всех, кто посетил мою страницу.
Музыкально-дидактическая игра «Времена года» Музыкально-дидактическая игра «Времена года». Цели: формировать представление о музыкальных произведениях композитора Чайковский П. И. и.
Музыкально-дидактическая игра «Что делают дети» Музыкально-дидактическая игра «Что делают дети» для детей 4-6 лет. Цель: Развивать у детей представления об основных жанрах музыки, способность.
Музыкально-дидактическая игра «Музыкальный металлофон» Музыкально-дидактическая игра «Музыкальный металлофон» для детей ДОУ всех возрастных категорий начиная со средней группы. Цель: закрепить.
Музыкально-дидактическая игра «Нотки» Сегодня я хочу Вас познакомить с музыкально-дидактической игрой «Нотки». В детском саду слушание музыки предлагается проводить, опираясь.
Музыкально-дидактическая игра «Определи инструмент» Конспект музыкально-дидактической игры с детьми 5-7 лет (составила воспитатель МБДОУ «Детский сад № 9» Арипова З. С.) Тема: «Определи инструмент».
Музыкально-дидактическая игра «Поющие человечки» Музыкально-дидактическая игра «Поющие человечки» является одним из средств развития музыкальной культуры дошкольника. Она способствуют.
Музыкально-дидактическая игра «Репка» Музыкально-дидактическая игра «Репка» для детей 5-7 лет Цель: Развивать восприятие и различение последовательностей из семи ступеней.
Музыкально-дидактическая игра «Семеро козлят» Автор: Ставенко Лариса Сергеевна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 119» города Кургана Музыкально-дидактическая игра «Семеро.
Музыкально-дидактическая игра «Светофор» Хочу представить вашему вниманию игру на развитие музыкальной памяти «Музыкальный Светофор» Мне очень нравится тема ТРЕХ КИТОВ в музыке.
Музыкально-дидактическая игра-тренажер «Мышка и мишка» Видео Музыкально-дидактическая игра-тренажер «Мышка и мишка» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.
Источник
Обучение нотной грамоте «Весёлые нотки»
Екатерина Никулина
Обучение нотной грамоте «Весёлые нотки»
Цель: Знакомство с элементами музыкальной грамоты.
Обучение музыкальной грамоте детей старшего дошкольного возраста. Знакомство с нотными знаками, ритмом. Учить проговаривать ритмические рисунки.
Задачи: Развитие музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и певческих навыков.
Игровая форма обучения помогает ребенку легко, без напряжения освоить графическое изображение нот, основные элементы музыкальной грамоты.
Понимание нотной записи способствует более точному интонированию мелодии песен.
Первый этап обучения – знакомство с нотами
Я знакомлю детей с названием и расположением нот на нотном стане, с помощью обучающего видео о нотной грамоте. Рассказываю интересные истории о нотах, Сергеева В. Д. «Где живут ноты», а так же загадываю загадки. Чтобы лучше усваивался материал детьми.
Второй этап обучения – знакомство с длительностями нот.
На этом этапе я знакомлю детей с длительностями нот. Они узнают, что «ти» — это короткая длительность, а «та» длинная. Для наилучшего усвоения материала, привожу примеры в шагах: шаг медленный «та — та…» и шаг быстрый «ти – ти…». Далее, выкладываю с помощью магнитов различные ритмические рисунки, которые дети проговаривают, прохлопывают и проигрывают на музыкальных инструментах.
Для этого я использую игры: «Повтори как я» «Топай — Хлопай».
Третий этап обучения (заключительный) — игра по нотам.
Закрепив знания нотной грамоты, дети легко играют на музыкальных инструментах с помощью моего иллюстративного материала «Музыкальная лесенка».
Каждая клавиша обозначена определённой картинкой и названием:
ДО – домик (дождик). РЕ – репка, МИ-мишка (голова, ФА – фартук, СОЛЬ – солнышко. ЛЯ – лягушка, СИ – сирень.
С помощью карточек: «Лесенка», «Кот учёный», «Спите куклы», «Бубенчики» дети играют на музыкальных инструментах.
«Забавные истории». Пособие для музыкальных руководителей, руководителей кружков по музыке «Забавные истории» Пособие для музыкальных руководителей, руководителей кружков по музыке. Игры-занятия по музыкальной грамоте для детей.
Ученики музыкальной школы у нас в гостях Музыкальное воспитание дошкольников осуществляется не только во время занятий,праздников,развлечений,но и в часы досуга,самостоятельных.
Источник