- Как объяснить ребенку длительности нот?
- До начала занятий
- Музыкальные часы
- Популярный метод «Яблоко»
- Разноцветные веревочки или фантики
- Нотки – это воздушные шарики!
- В сказочном королевстве!
- Распознаем доли и длительности
- Шаги и длительности нот
- Урок музыки «Длительности нот»
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
Как объяснить ребенку длительности нот?
Ваш малыш уже выучил названия нот, знает, как они располагаются на нотном стане? Следующая задача – объяснить ребенку длительности нот. Но как это сделать? Ведь понимание музыкальных длительностей иногда вызывает затруднения даже у взрослых? Мы собрали для вас несколько проверенных способов, позволяющих преподнести детям этот урок в веселой и увлекательной форме.
Чтобы мама или нянечка могла познакомить с музыкальными длительностями ребенка, ей и самой нужно в них очень хорошо разбираться. В этом могут помочь наши предыдущие материалы:
Что такое ритм и метр в музыке – ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ
Длительности нот: как их чувствовать и считать – ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ
Паузы в музыке – ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ
До начала занятий
Отличительной особенностью любого музыкального звука является не только его высота, но и длительность. Покажите ребенку ноты любой детской песни: обратите внимание на то, как много здесь разных нот, причем каждая нота (кружочек) имеет свой особый хвостик (палочку или флажок). Этот хвостик в музыке называется «штилем», и именно он рассказывает исполнителю, как долго нужно держать тот или иной музыкальный звук.
Музыкальные часы
Прежде чем приступить к длительностям, определимся с таким понятием, как «музыкальная доля». Приведите пример с тиканьем часов: секундная стрелка отбивает равные доли с одинаковой скоростью: тик-так, тик-так.
В музыке тоже есть своя скорость (темп) и свои щелчки «секундных стрелок» (доли), только в каждой песенке доли «тикают» с разной скоростью. Если музыка быстрая, то и доли проходят стремительно, а если звучит колыбельная – доли «тикают» гораздо медленнее.
В отличие от «секунд» доли бывают сильными и слабыми. Сильные и слабые доли идут по очереди, а их чередование называется музыкальным метром. Отсюда, кстати, происходит название специального прибора – метронома, который отмеряет равные доли, отбивает их щелчками и очень напоминает старые шумные часы. Вместо метронома можно использовать простые хлопки – один хлопок будет равен одной доле.
Популярный метод «Яблоко»
Чтобы наглядно объяснить ребенку длительности нот, можно привести пример с яблоком (или пирогом). Представьте себе большое сочное яблоко. Оно такое же круглое, как целая нота, которая звучит дольше остальных длительностей. Она равна четырем долям (или четырем хлопкам). У целой нотки нет штиля, и в записи она выглядит как прозрачное от сока яблоко (кружочек, который не закрашивается).
Если поделить фрукт пополам, получится следующая длительность – половинная, или половинка. Одна целая нота, как и яблоко, состоит из двух половинок. Половинка тянется две доли (или два равных хлопка), выглядит, как целая, но при этом у нее есть штиль.
Теперь разделим яблоко на четыре равные части – получились четвертные длительности или четверти (одна четверть равна одной доле или одному хлопку). В целой ноте четыре четвертных (отсюда и их название), записываются они как половинки, только «яблоко» теперь уже нужно закрасить:
Фрукт, разрезанный на восемь долек, познакомит ребенка с восьмой или восьмушкой (на одну долю приходится две восьмых). Если восьмушка одна, то ее штиль имеет дополнительный хвостик (флажок). А несколько восьмых объединяют под одну крышу (по две или по четыре штуки).
Дополнительные рекомендации
Совет 1. Параллельно с объяснением можно рисовать разные длительности в альбоме. Хорошо, если после такой проработки ребенок запомнит все длительности и их названия.
Совет 2. Если вы занимаетесь дома, то все примеры лучше показывать с настоящим яблоком или апельсином, а не с нарисованным. Попрактиковаться в делении можно не только на яблоке, но также и на торте, пироге или круглой пицце. Это дает возможность повторить урок несколько раз (причем при повторении пусть ребенок сам все объясняет).
Совет 3. Ребенка можно попросить называть имена друзей или членов семьи, с которыми он поделится яблоком или кусочками торта. При этом разрезанные кусочки можно вновь складывать вместе в разных комбинациях, задавая следующие вопросы: «Какую нотную длительность можно получить, если сложить эти кусочки вместе» или «Сколько восьмых (или четвертных) нот помещается в одной половинной (или целой)»?
Совет 4. Для постоянных упражнений можно вырезать из картона несколько кругов. Целый круг по «принципу яблока» символизирует целую ноту. Второй круг можно согнуть пополам и на каждой половинке нарисовать половинную ноту. Третий круг делим на четыре части и, соответственно, посвящаем четвертным нотам и т.д.
Рисуют длительности на круге пускай сами дети. Выглядит это примерно так, как на рисунке, представленном ниже.
При желании вы можете скачать заготовки уже готового круга с изображениями или без них с нашего сайта, распечатать и вырезать их.
ЗАГОТОВКИ МУЗЫКАЛЬНОГО КРУГА – СКАЧАТЬ
Разноцветные веревочки или фантики
Уложить в голове малыша временные показатели длительностей помогут разноцветные шнурки (веревочки, нитки), а еще лучше – отрезки цветной бумаги в виде прямоугольников и квадратов разной величины. Подготовьте самый длинный шнурок желтого (или любого другого) цвета, он будет целой нотой; красный шнурок вдвое короче – половинкой. Для четверти подойдет зеленая веревочка в два раза меньше половинного шнурка. Наконец, восьмушка – совсем маленький шнурок голубого оттенка.
Объясните ребенку, каким длительностям соответствуют шнурки. Используйте простые нотные примеры: разложите их длительности веревочками в правильном порядке (вам потребуется по несколько одинаковых заготовок на одну и ту же длительность).
Например, в известной новогодней песенке «Маленькой елочке холодно зимой» встречаются четвертные, восьмые и половинные длительности. Вот как можно выложить ритм этой песни с помощью разноцветных лоскутков цветного картона:
Нотки – это воздушные шарики!
Продолжаем фантазировать! Чтобы визуализировать в детском сознании образы основных длительностей, используйте пример с воздушными шариками. Так, целая нота – это большой белый шарик, тогда как половинка будет белым шариком на веревочке. Четверть – какой-нибудь цветной воздушный шарик на веревочке, а восьмушки обычно не ходят в одиночку, поэтому их можно представить как несколько цветных шариков, связанных между собой.
После небольшой тренировки, можете проэкзаменовать юного музыканта. Для этого нам потребуются карточки с разными музыкальными длительностями. Показываем малышу карточку, а он пусть называет длительность, которую видит.
Карточки мы для таких целей уже приготовили. Можно распечатать сразу несколько комплектов карточек, если вы планируете и дальше применять их в работе (например, при ритмических диктантах). В будущем вам также могут пригодиться карточки с паузами. Приводим ссылку и на них.
КАРТОЧКИ «ДЛИТЕЛЬНОСТИ НОТ» — СКАЧАТЬ
КАРТОЧКИ «ДЛИТЕЛЬНОСТИ ПАУЗ» — СКАЧАТЬ
В сказочном королевстве!
Как объяснить ребенку длительности нот? Конечно же, придумать сказку! Придумайте сказку, в которой в качестве персонажей будут выступать длительности нот. Их свойства нужно как-то связать с типом движения.
Например, действующие лица могут быть такие:
- Король – это целая нота. Почему? Да потому что поступь короля, его шаги – очень величественные, важные. Он останавливается на каждом шагу, чтобы поприветствовать своих подданных или чтобы окинуть толпу грозным взглядом.
- Королева – половинная нота. Королева тоже задерживается. Ее задерживают многочисленные поклоны, которые со всех сторон шлют ей придворные дамы. Королева же не может пройти мимо, вежливо не улыбнувшись.
- Четверти – это бравые рыцари, верная свита короля. Их шаги – четкие, активные, они мгновенно заградят дорогу и никого не подпустят близко к королевской чете.
- Пажи – дети-слуги в красивых камзолах и паричках, они повсюду сопровождают правителей чудной страны, несут королевскую шпагу и веер королевы. Они просто удивительно подвижны и предупредительны: готовы мгновенно выполнить любой каприз королевы.
Распознаем доли и длительности
Вместе с ребенком четко и ясно проговорите вслух считалку про Андрея-воробья, хлопая в ладоши на каждый слог.
Заметили, что некоторые хлопки получились короче других? А теперь пропойте ту же считалку на одной ноте, сочетая пение с хлопками. Получилась короткая песенка, где у каждого музыкального звука определенная длительность.
Теперь сделаем нечто похожее, только хлопками отметим лишь равные доли.
Получилось, что долей в песне восемь, тогда как длительностей одиннадцать. А все потому, что одна доля содержит две восьмых. Так выглядит песня в нотной записи:
Шаги и длительности нот
Самый популярный и одновременно очень веселый способ объяснить детям длительности нот – связать каждую с определенным типом ходьбы. Помните игру «Царь-царь, который час?». Вот и с ребенком можно сначала поиграть в игру, а затем поработать над отдельными шагами. В музыкальной практике к этому методу еще прибавляют специальные слоги.
Итак, четверти равны обычному шагу, и на каждую нужно произносить слог «та». Восьмушки в два раза короче, а значит, они совпадают с бегом, их слог – «ти». Во время половинки можно немного передохнуть и остановиться, ее слог похож на четвертной, только тянется в два раза дольше – «та-а». Наконец, целая нота – это полноценный отдых, на нее нужно остановиться и поставить руки на пояс (визуализируя круг), ее слог «ту-у-у-у».
Используя считалку «Андрей-воробей» пройдитесь с ребенком по комнате в нужном ритме:
Ан-дрей (два шага) – во-ро- (два беговых шажка) – бей (шаг) – не го- (два беговых шажка) – няй (шаг) – го-лу (два беговых шажка) – бей (шаг).
При этом обязательно произносите текст вслух, чтобы движения и речь четко совпадали. Движения нужно довести до автоматизма, Затем замените слова правильными слогами. После можно перейти к разучиванию другой простой песни (считалки).
Мы подсказали вам несколько простых и доступных методов освоения ритмики с детьми. Расскажите о своих результатах в комментариях к данному материалу. Может быть, вы придумали еще более интересные игры-уроки по длительностям?
Источник
Урок музыки «Длительности нот»
специалист в области арт-терапии
Тема урока: Длительности нот.
Цель: 1. Дать знания основных элементов музыкальной грамоты. 2. Развитие чувства прекрасного у детей. Чувства ритма. 3. Воспитание эстетически и духовно – развитой личности, глубоко понимающей значение музыкальной культуры в жизни человека.
Задачи: Познакомить с целой, половинной, четвертной, восьмой, нотой. Научить различать длительности нот. Работа над вокалом. Воспитание усидчивости.
Тип урока: комбинированный.
Методы: объяснение, беседа, исполнение.
Формы: групповая, индивидуальная.
ТСО: синтезатор, карточки.
Проверка готовности к уроку.
Сообщение темы и цели урока
— Давайте вспомним, какие мы знаем ноты. Сегодня на уроке мы познакомимся с длительностью нот.
— Как вы понимаете это слово?
Ноты по звучанию бывают разной длительности, одни звучат коротко, другие длиннее.
Нота целая – она белая,
Очень важная и протяжная.
Целая нота звучит столько времени, сколько требуется, чтобы сосчитать до четырех. 1и 2и 3и 4и.
Если целую ноту поделить пополам, образуются новые ноты, которые называются половинными.
Нота половинная – нота тоже длинная, майлмайлмайл
Но короче целой – штиль у ноты белой.
Половинная нота звучит столько времени, сколько требуется, чтобы сосчитать до двух. 1и 2и. Половинная нота отличается от целой ноты тем, что к кружочку прибавляется палочка, которая называется штиль.
Если разделить целую ноту на четыре, получим четыре четверти этой целой. Четверти проворные это ноты черные.
Штиль их украшает, все под них шагают.
Четвертная нота звучит столько времени, сколько потребуется, чтобы произнести слово «раз и» и т.д.
Если разделить целую ноту на восемь частей, получим восемь восьмых. Две восьмые приходятся на один счет и звучат по две ноты на счет «раз» и т.д. К штилю восьмой прикрепляется флажок справа (вверху и внизу).
Покороче четвертной ноту назовем восьмой,
Хвостик смело одолжим и под ним мы побежим.
И так, ребята, с какими мы нотами познакомились? Какие ноты бывают по длительности? Какая нота длиннее четвертная или целая, половинная или восьмая?
Попробуем нотки превратить в людей образно.
Это ребята, Они бегают быстро. Вот так. Раз и два и три и четыре и.
Это их мамы и папы. Они ходят так. Раз и два и три и четыре и.
Это две бабушки. Вот так они ходят. Раз и два и три и четыре и.
А это прабабушка. Ой, какая у нее медленная походка! Раз и два и три и четыре и.
Если вдуматься, то жизнь взрослого длиннее, жизни ребенка, бабушка в два раза старше мамы, а прабабушка столько времени живет, что и не сосчитать. Ребята, вы наверное устали? Давайте немного отдохнем и станцуем танец маленьких утят.
Разучивание песни львенка и черепахи.
Сядьте ровно, спинки выпрямите, ротики держите округло, руки на коленях.
Чтобы закрепить наши знания о длительности нот, давайте сыграем в игру персонификацию.
(Работа с рисунками)
Придумайте сюжеты с помощью различных ритмических рисунков.
Например: Мамы вышли погулять и взяли с собой детей. У каждой мамы по два ребенка.
Ребята, бегали, а бабушка их остановила: «Нельзя баловаться!»
Ребята помогли прабабушке пройти через дорогу.
Итак, с какими мы познакомились нотами?
YI . Домашнее задание. Придумайте сюжеты с помощью ритмических рисунков.
Номер материала: ДБ-156987
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник