Задостойник благовещения ноты обычный напев

Задостойник благовещения ноты обычный напев

В древности празднику Благовещения давали разные названия: зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение ангела Марии. О том, где и как впервые появился праздник Благовещения, ничего неизвестно. Известно лишь, что в 560 году император Иустиниан указал дату празднования Благовещения — 25 марта (7 апреля по новому стилю).

Название праздника — Благовещение — передает главный смысл связанного с ним события: возвещение Деве Марии благой вести о зачатии и о рождении Ею Богомладенца Христа. Этот праздник относится к двунадесятым непереходящим праздникам и отмечается каждый год в один и тот же апрельский день.

Главной иконой праздника можно считать шедевр Андрея Рублева: ангел сходит к Деве, чтобы возвестить ей «Благую весть». Архангел Гавриил принес Деве Марии самую большую новость — Сын Божий становится Сыном человеческим. Исполняется пророчество Исаии, Богородица отвечает согласием на весть ангела: «Да будет мне по слову твоему». Без этого добровольного согласия Бог не мог бы стать человеком. Он не мог бы воплотиться, так как Бог не действует силой, не принуждает нас ни к чему. Человеку дана полная свобода ответить Богу согласием и любовью.

Церковное Предание говорит, что в тот момент, когда Деве Марии явился Архангел Гавриил, она читала книгу пророка Исаии, как раз те слова о рождении Мессии. «Я готова стать последней служанкой у той, которая удостоится родить Мессию», — думала она.

Читайте также:  Бас гитара lakland skyline

С Благовещением в народе связаны некоторые старинные обычаи. Говорят, что в Благовещение «птица гнезда не вьет, девица косы не плетет», то есть всякая работа считается грехом.

Источник

Задостойник благовещения ноты обычный напев

СОДЕРЖАНИЕ.
1. СБОРНИКИ: Киево-Печерской Лавры, ТСЛ 2003 г. иг. Никифора, Смирнова, Ледковский

2. ТРОПАРЬ и КОНДАК (ноты): Киево-Печерской лавры, Мартынова, греческий распев, для мужского хора Валяева, подобен » Явился еси днесь вселенней»

3. ТРОПАРЬ и КОНДАК (аудио).

4. СТИХИРЫ НА «ГОСПОДИ ВОЗЗВАХ»:
На слава и ныне: Киевский распев, глас 6;
«Совет превечный» старинный нарев из сб. Касторского
Подобен «Все отложше», глас 6, знаменный распев в обр. Соловьёва
«Совет превечный, знаменный распев, обр. Соловьёва
«Совет превечный, знаменный распев, обр. Соловьёва в ре миноре
Подобен «Все отложше», глас 6, напева Седмиезерской пустыни
СТИХИРЫ НА ГОСПОДИ ВОЗЗВАХ_КПЛ
На и ныне_Глинкинская пустынь.pdf

5. СТИХИРЫ на ЛИТИИ

6. СТИХИРЫ НА СТИХОВНЕ

7. ВЕЛИЧАНИЕ:
Обиходный напев
Бортнянский (трио)
обр. Гончарова
знаменного распева
Киево-Печерский рапев

8. ПРОКИМЕН НА УТРЕНИ: знаменный распев, в изложении арх.Матфея, обиход и КПЛ

9. СТИХИРА ПО 50-м ПСАЛМЕ: Киевский распев

10. КАНОН: обиход, ИРМОСЫ и ТРОПАРИ, ИКОС акафистный напев, Трипеснцы, Киево-Печерской Лавры

11. СВЕТИЛЕН: Ковальджи, Калугиной, на 3 глас, болгарского распева

12. СТИХИРЫ на ХВАЛИТЕХ.

13. ПРОКИМЕН НА ЛИТУРГИИ

14. ЗАДОСТОЙНИК:
обиход,
валаамский,
напев Киево-Печерской лавры.
Валяева,
Лапаева,
монаха Давида,
Ковальджи
Рютова

15. ЗАДОСТОЙНИК (аудио)

16. ПРИЧАСТЕН
Киево-Печерского напева
киевского распева, мелодия по обиходу 1902 г.

стр.2
17. Задостойник на Благовещение из обихода Киево-Печерской Лавры по партиям
18. ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ. Тема урока: Тропарь и кондак Благовещению

Источник

—>Шкаф с нотами —>

Песнопения великих двунадесятых праздников

Рождество Пресвятой Богородицы

Крестовоздвижение

Господи, помилуй при воздвижении Креста Господня, из ЦПС pdf

Антифоны Воздвижения, из церковно-певч. сборника, см. х pdf

Кресту Твоему, обычного роспева, ЦПС pdf

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Рождество Христово

Гряди, Вифлееме, византийское pdf

Ирмосы канона на повечерии: «Сеченое сечется». Одноголосие, цефаутн. ключ pdf

Ирмосы трипеснца на повечерии: «К Тебе утренюю». Одноголосие, цефаутн. ключ pdf

Ирмосы канона на повечерии: «Волною москою». Одноголосие, цефаутн. ключ pdf

Кондак предпразнства, греческий роспев с исоном pdf

Тропарь, кондак предпразнства, «Слава и ныне» на 9-м часе. Одноголосие, цефаутн. ключ pdf

Тропарь Рождеству. Карталино-кахетинский роспев, трехголосие pdf

Стихира по 50-м псалме. П. Турчанинов. pdf

Антифоны Рождества из Церковно-певческого сборника, см. х. pdf

Сборник: Песнопения Рождества Христова из обихода Киево-Печерской Лавры часть 1 часть 2 часть 3

Сборник: Песнопения Рождества Христова знаменного распева в цефаутном ключе pdf

Богоявление

Антифоны Богоявления из Церковно-певческого сборника pdf

Источник

Двунадесятые праздники

Клирос ⇒ Двунадесятые праздники

Сообщение Манана » 02 сен 2010, 13:29

Месяцеслов на 2010 год
Предлагаю здесь давать полезные ссылки по двунадесятым праздникам. Начну.

Рождество Пресвятой Богородицы.

На замечательном сайте Клирос .ру можно скачать след.песнопения к Рождеству Богородицы http://kliros.ru/svod/_rb.html:
Сборник «Рождество Богородицы» (без первых 10 страниц) — содержание в текстовом формате
«Днесь иже на разумных престолех. » знаменный роспев в гарм. Л.Губина (м.х.)
Днесь иже на разумных престолех (ст. на Господи воз. Рожд. Богородицы) (киев. расп.)
C. Строкин,»Рождество Твое, Богородице Дево» знаменного роспева
Тропарь на Рождество Богородицы (В.Степнов)
Величание. Знаменный распев в гарм. А.Касторского (pdf, enc, midi)
Величание на Рожд. Богородицы (из библ. Новг. Софийского соб.) в формате ред. Finale
Стихира по 50-м псалме и на хвалитех. гл. 6-й, киевский распев в излож. О.Мартынова (pdf, enc, midi)
Канон Обиходного напева robokano.pdf
Ирмосы первого канона. Глас 2 Напев Киево-Печерской Лавры
Ирмосы первого канона. Глас 2 В переложении А.А.Архангельского
Ирмосы первого канона. Глас 2 Малый заменный роспев в переложении А.Ставровского
Ирмосы второго канона. Глас 8 Напев Киево-Печерской Лавры
Припевы на 9-й песне канона. Напева Киево-Печерской Лавры (pdf, enc, midi)
Светилен Рожд. Богородицы (В.Ковальджи)
Антифоны на Рождество Богородицы
Задостойник — см. сборник «Задостойники» (ред. В.Ковальджи, изд. 2-е)
Задостойник. Напев Троице -Сергиевой Лавры (pdf, enc, midi)
Задостойник Напев Троице-Сергиевой Лавры в переложении диак. Сергия Трубачева
Задостойник Рожд. Богородицы (зн. р., гарм. С.Трубачева, пер. для м/х И.Гончарова)
Рожд. Богородицы: Задостойник (нап. ТСЛ, 2-гол. изл. И.Гончарова)

Сообщение Песенка » 01 дек 2010, 18:13

продолжаем.
Введение во храм Пресвятой Богородицы

Вечерня — песнопения обиходного напева — vechernja.pdf
Стихиры на Воззвах. гл. 4-й, подобен «Яко добля». Напев Оптиной пустыни (pdf)
На Господи воззвах стихиры, глас 4. Подобен «Яко добля» (Напева Оптиной Пустыни)
На Господи воззвах стихиры, глас 1. Подобен «О Преславнаго чудесе» (Напева КПЛ)
Введение: Стихира на литии (А.Третьяков)
На стиховне стихиры глас 5. Под. «Радуйся Живоносный Кресте» (Напева Оптиной Пустыни)
Тропарь. гл. 4-й, греческий распев в гарм. С.Трубачева (pdf)
Тропарь Введения (КПЛ)
Тропарь Введения (знам. р., гарм. ?)
Тропарь Введения (неизв.)
________________________________________
Утреня — песнопения обиходного напева — utrenja.pdf
Величание. Знаменный распев в гарм. А.Касторского (pdf)
Введение: стихира по 50 пс. (М.Шмелькова)
Ирмосы первого канона Напева Киево-Печерской Лавры
Ирмосы первого канона В переложении А.А.Архангельского
Ирмосы первого канона В редакции А.Д.Кастальского
Ирмосы первого канона В переложении П.Г.Чеснокова
Ирмосы второго канона Греческий роспев в переложении А.Ставровского
Припевы на 9 песни Традиция исполнения в храме Богоявления в Китай-городе
Кондак. гл. 4-й, подобен: «Вознесыйся». Напев КПЛ: вариант I (pdf), вариант II (pdf)
Светилен Введения (В.Ковальджи)
Светилен Введения (д. Виктор Миниотас) стр. 1 2
На Хвалитех стихиры, глас 1. Подобен «Небесных чинов» (Напева Оптиной Пустыни)
________________________________________
Антифоны на Введение
Задостойник — см. сборник «Задостойники» (ред. В.Ковальджи, изд. 2-е)
Задостойник. Из обихода Киево-Печерской Лавры (pdf)
Задостойник Напев Троице-Сергиевой Лавры, пер. диак. Сергия Трубачева
Задостойник. Музыка П.Турчанинова
Задостойник Введения (С.Локотков)
Слыши Дщи и виждь (А.Ведель) концерт, традиционно исполняемый на Введение

________________________________________
________________________________________
еще один сайт http://www.seminaria.ru/notes/vved.htm
Ирмосы первого канона. Глас 4
Напева Киево-Печерской Лавры
В переложении А.А.Архангельского
В редакции А.Д.Кастальского
В переложении П.Г.Чеснокова
Ирмосы второго канона. Глас 1 Греческий роспев в переложении А.Ставровского
Припевы на 9-й песни Традиция исполнения в храме Богоявления в Китай-городе (187 Kb)
Задостойник Напев Троице-Сергиевой Лавры в переложении диак. Сергия Трубачева

Добавлено спустя 4 минуты 58 секунд:
ну и ирмосы канона Рождества Христова:

1) для смешанного хора http://horist.ru/notes/prazdn_smesh.shtml
2) Ирмосы первого канона Христос рождается. (Греческого распева) http://monkhood.narod.ru/nots/pdf/IRMROJD01.PDF
3) Ирмосы Рождества Христова для смешанного четырехголосного хора упрощенного напева Силуана Туманова (исон) http://www.osiluan.ru/irmosy-px-4x.pdf

1) Ирмосы второго канона, глас 1, обиходного распева http://kliros.org/notes/pdf/rozhd/p38.pdf
2) Ирмосы второго канона Рождеству Христову, греческого распева http://kliros.org/notes/pdf/rozhd/irm2kan.pdf

Добавлено спустя 26 минут 3 секунды:
__________________________________
Богослужебные указания

Сообщение Фотина » 27 дек 2010, 22:11

Сообщение Песенка » 28 дек 2010, 01:03

подожди пока с Обр езанием.

итак. Рождество Христово

А для «гурманов» добавляю вот такие нотины
Канон Рождества Визант.распев, И.Сахно

Спасибо сайту хорист.ру, нашла там сербскую Всенощную на РХ, выкладываю канон оттуда (формат ПДФ)

Помните красивое песнопение у Дивны Любоевич? – «Волсви персидстии». Вот ноты!

Сообщение Факел » 28 дек 2010, 03:30

Сообщение Песенка » 12 янв 2011, 19:03

кстати, в предыдущей ссылке на задостойник приведены только припевы на 9-й песне канона, задостойника же не существует, не ищите
На Литургии поём О тебе радуется.

Сообщение Песенка » 13 янв 2011, 16:18

здесь можно запастись нотами:

___________________________________
помогите найти ноты канона, то, что в моих ссылках, меня не совсем устраивает, может есть у кого.

Сообщение Виолина » 18 янв 2011, 18:31

не помню, где сама скачивала Просто у нас очень неудобные минеи в храме, какой-то репринт, поэтому я часто допечатываю службы. А по праздничной минее мне удобнее. У нас все с плохим зрением, поэтому я шрифт увеличиваю, да и кириллицу лучше воспринимается.

Сообщение Песенка » 12 апр 2011, 14:42

Лазарева суббота и Неделя Вайи (Вход Господень в Иерусалим)

Богослужебные указания: Лазарева Суббота

Богослужебные указания: Лазарева Суббота 2012г Суббота 6-й седмицы, ва́ий. БЛАГОВЕ́ЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. Лазарева суббота. Воскрешение прав. Лазаря.

Преставле́ние свт. Тихона, патриарха Московского и всея России1 (службу зри 26 сентября).

Служба праздника Благовещения совершается вместе со службой Триоди по 10-й Марковой главе Типикона под 26 марта: «О то́мже пра́зднице [Благовещения], а́ще случи́тся в суббо́ту Ла́зареву».

Всенощное бдение на праздник Благовещения состоит из великого повечерия с литией, утрени и 1-го часа. По Уставу, богослужение должно начинаться «о 1-м же часе́ но́щи», т. е. по нашему счислению – около 7 часов вечера (см. Типикон, 26 марта, 10-я Маркова глава). Перед его началом бывает благовест и трезвон во вся.

Отверзаются завеса и царские врата. Иерей с диаконом творят начало, как во все праздники со бдением, то есть сначала совершают каждение престола и всего алтаря. Диакон со свечой исходит на солею и возглашает: «Благослови, владыко». Иерей пред престолом: «Благословен Бог наш. »2 (при этом творит кадилом крест). Хор: «Аминь». Чтец: «Слава Тебе, Боже наш. », «Царю Небесный» и прочее, и читает великое повечерие. Иерей исходит из алтаря в предшествии диакона со свечой и совершает полное каждение всего храма, как в начале всенощного бдения. По окончании каждения царские врата затворяются. Завеса остается открытой.

На пение «С нами Бог. », пение тропаря и кондака по 1-м и 2-м Трисвятом, по традиции, отверзаются царские врата.

По 1-м Трисвятом – тропарь Благовещения, глас 4-й.

По 2-м Трисвятом – кондак Благовещения, глас 8-й.

По «Слава в вышних Богу. » – выход на литию.

На литии стихиры Благовещения, глас 1-й, и стихиры Триоди (см. на хвалитех утрени), глас тот же: «Божества́ Твоего́, Христе́. », глас 4-й: «Четверодне́вна воздви́гл еси. », «Ма́рфа Мари́и вопия́ше. ». «Слава» – Благовещения, глас 8-й: «Да веселя́тся Небеса́. », «И ныне» – Благовещения, глас 2-й: «Благовеству́ет Гаврии́л. ». Молитвы литии.

На стиховне стихиры Благовещения, глас 4-й (со своими припевами). «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Предста́в гро́бу. »3 (см. славник на «Господи воззвах» в пяток ваий вечера), «И ныне» – Благовещения, глас 4-й: «Днесь ра́дость. ».

«Ныне отпущаеши. ». Трисвятое. По «Отче наш. » (на благословении хлебов) – тропарь Благовещения, глас 4-й (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь Благовещения, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь Триоди, глас 1-й: «О́бщее воскресе́ние. », «И ныне» – тропарь Благовещения, глас 4-й.

Кафизмы 16-я и 17-я.

По 16-й кафизме и малой ектении – седален Триоди, глас 1-й: «Уще́дрив Ма́рфины и Мари́ины сле́зы. » (дважды). «Слава, и ныне» – седален Благовещения, глас тот же: «Вели́кий воево́да. » (см. по 2-м стихословии).

По 17-й кафизме и малой ектении – седален Триоди, глас 5-й: «Исто́чник прему́дрости. » (дважды). «Слава, и ныне» – седален Благовещения, глас 3-й: «Днесь вся тварь ра́дуется. » (см. по 3-м стихословии).

Примечание. Устав, излагая в 10-й Марковой главе под 26 марта порядок совершения службы праздника Благовещения в Лазареву субботу, не упоминает о пении на утрени тропарей воскресных, глас 5-й: «Ангельский собор. », составляющих особенность богослужения Лазаревой субботы. В то же время другие характерные для службы этого дня триодного цикла элементы богослужения указываются (например, «Воскресение Христово видевше. », «Свят Господь Бог наш»).

Данное обстоятельство может быть истолковано и как прямое указание на отмену пения воскресных тропарей «Ангельский собор. » при совпадении Благовещения с Лазаревой субботой4, и как обычное умолчание Типикона, подразумевающее сохранение этого богослужебного элемента в чинопоследовании в качестве особенности службы Лазаревой субботы5.

Во втором случае возможны следующие варианты: 1) тропари воскресные, глас 5-й: «Ангельский собор. », поются после стихословия 17-й кафизмы (перед малой ектенией и седальнами)6; 2) тропари воскресные, глас 5-й: «Ангельский собор. », поются после полиелея и величания праздника с избранным псалмом7 (перед малой ектенией и седальнами)8.

Полиелей. Величание Благовещения: «Арха́нгельский глас вопие́м Ти, Чи́стая: Ра́дуйся, Благода́тная, Госпо́дь с Тобо́ю», и избра́нный псалом. Ектения малая. Седален Благовещения по полиелее, глас 4-й. «Слава, и ныне» – ин седален Благовещения, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Благовещения, глас 4-й: «Благовести́те день от дне / спасе́ние Бо́га на́шего»; стих: «Воспо́йте Го́сподеви песнь но́ву, воспо́йте Го́сподеви, вся земля́». Евангелие Благовещения – Лк., зач. 4. «Воскресение Христово видевше. ». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы. », «И ныне» – тот же стих. Стихира Благовещения, глас 2-й: «Благовеству́ет Гаврии́л. ».

1-я, 3-я, 4-я и 5-я песни – канон Благовещения со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и два канона Триоди на 8: 1-й (творение прп. Феофана), глас 8-й, на 4 и 2-й (творение прп. Иоанна), глас тот же, на 4.

Библейские песни в праздничной редакции – «Поем Господеви».

Примечание. О пении канона Благовещения см. примечание свт. Афанасия (Сахарова) в Минее-Март, ч. 2, с. 215–216.

Катавасия – ирмосы 2-го канона Триоди, глас 8-й: «Во́ду проше́д. »9.

По 3-й песни – кондак Триоди, глас 2-й: «Всех Ра́дость – Христо́с. », и икос Триоди, глас тот же: «Ученико́м Созда́тель всех предвеща́. »; седален Триоди. «Слава, и ныне» – седален Благовещения, глас 8-й.

6-я, 7-я, 8-я и 9-я песни – канон Благовещения со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), и два четверопеснца Триоди на 8: 1-й (творение прп. Космы), глас 8-й, на 4 и 2-й (творение прп. Иоанна), глас тот же, на 4. Катавасия – ирмосы 2-го четверопеснца Триоди, глас 8-й10.

По 6-й песни – кондак и икос Благовещения, глас 8-й.

На 9-й песни – обычное каждение. «Честнейшую» не поем, но поем припев Благовещения: «Благовеству́й, земле́, ра́дость ве́лию, хвали́те, Небеса́, Бо́жию сла́ву»11. К тропарям Триоди припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». В конце 9-й песни на катавасию – ирмос 2-го четверопеснца Триоди, глас 8-й: «Вои́стинну Богоро́дицу. »; припев Благовещения: «Благовеству́й, земле́, ра́дость ве́лию. », и ирмос канона Благовещения, глас 4-й: «Яко одушевле́нному Бо́жию киво́ту. ».

Примечание. От этого дня и до Недели Антипасхи включительно на 9-й песни канона «Честнейшую» не поем (см.: Типикон, гл. 49, «В субботу святаго и праведнаго Лазаря», 1-е «зри»). Каждение храма на 9-й песни совершается.

По 9-й песни, на 1-й глас – «Свят Господь Бог наш» (со стихами; трижды). («Достойно есть» не поется.) Светилен Благовещения (дважды)12. «Слава, и ныне» – светилен Триоди.

«Всякое дыхание. » и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: Благовещения, глас 1-й – 3, и Триоди, глас тот же – 3 («Воскресе́ние и жизнь. », «Ла́заря уме́рша четверодне́внаго. », «Ма́рфа и Мари́я Спа́су глаго́ласте. »); также припев: «Воскресни́, Го́споди Бо́же мой. », и стихира Триоди, глас 8-й: «Ла́заря уме́рша в Вифа́нии. »; ин припев: «Испове́мся Тебе́, Го́споди. », и стихира Триоди, глас тот же: «Я́коже рекл еси, Го́споди. ». «Слава» – Триоди, глас 2-й: «Ве́лие и пресла́вное чу́до. », «И ныне» – Благовещения, глас тот же: «Е́же от ве́ка таи́нство. ».

Примечание. Первые шесть стихир поются со стихами хвалитных псалмов, а последние две – с дополнительными воскресными стихами: 1-й – «Воскресни́, Го́споди Бо́же мой, да вознесе́тся рука́ Твоя́, / не забу́ди убо́гих Твои́х до конца́»; 2-й – «Испове́мся Тебе́, Го́споди, всем се́рдцем мои́м, / пове́м вся чудеса́ Твоя́».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь Благовещения, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь Триоди, глас 1-й: «О́бщее воскресе́ние. ». Ектении и отпуст.

Примечание. Отпуст утрени и Литургии: «Христос, Истинный Бог наш. » с упоминанием имени св. прав. Лазаря Четверодневного, еп. Кити́йского.

На 1-м и 6-м часе – тропарь Благовещения. «Слава» – тропарь Триоди. Кондак Триоди.

Примечание. «При часе́ же 2-м дне, твори́м исхожде́ние вне монастыря́: Возвра́щшеся же пое́м часы́» (Типикон, 26 марта, 10-я Маркова глава).

На 3-м и 9-м часе – тропарь Благовещения. «Слава» – тропарь Триоди. Кондак Благовещения.

Литургия свт. Иоанна Златоуста.

Блаженны Благовещения, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и Триоди, песнь 6-я – 4.

На входе – «. во святых Дивен сый. »13.

По входе – тропарь Благовещения, тропарь Триоди. «Слава» – кондак Триоди, «И ныне» – кондак Благовещения.

Вместо Трисвятого – «Ели́цы во Христа́ крести́стеся. ».

Прокимен, аллилуиарий и причастен — Благовещения и Триоди.

Апостол и Евангелие – Благовещения и субботы Лазаревой.

Задостойник Благовещения – припев: «Благовеству́й, земле́. », и ирмос: «Яко одушевле́нному. ».

После «Спаси, Боже, люди Твоя. » поем: «Ви́дехом Свет Истинный. ».

Примечание. «На трапе́зе утеше́ние бра́тии ве́лие: яди́м ры́бы, и пие́м вино́, в ки́йлюбо день случи́тся, еди́ножды днем, кроме́ суббо́ты и Неде́ли» (Типикон, 26 марта; ср.: Типикон, гл. 33). «На трапе́зе учрежда́емся варе́нием со еле́ем. А́ще же и икру́ и́мамы, да да́стся коему́ждо бра́ту по три о́нгии14: и вино́ пие́м» (Типикон, гл. 49, «В субботу святаго и праведнаго Лазаря»).

Примечание. С этого дня Минея не употребляется до понедельника Фоминой седмицы, кроме служб великих святых.

1 Титул святителя Тихона указан в соответствии с определением Поместного Собора 1917–1918 годов.

2 Ср.: Типикон, 25 декабря, 3-е «зри»; Минея, 6 января, 25 марта.

3 В Типиконе начальные слова стихиры приведены в другой редакции: «Предста́л еси гро́бу. » (Типикон, 26 марта, 10-я Маркова глава).

4 Ср.: Типикон, 43-я храмовая глава; 26 марта, «О то́мже пра́зднице [Благовещения], а́ще случи́тся в Суббо́ту Вели́кую»; Православный церковный календарь на 1990 год. М., 1989. С. 18; Православный церковный календарь на 2001 год. М., 2000. С. 32; Богослужебные указания на 2001 год для священно-церковнослужителей. М., 2000. С. 201.

5 Ср.: Типикон, 26 марта, «О то́мже пра́зднице [Благовещения], а́ще случи́тся в Суббо́ту Вели́кую»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 611.

6 По образцу богослужения Лазаревой субботы. Ср.: Типикон, 26 марта, «О то́мже пра́зднице [Благовещения], а́ще случи́тся в Суббо́ту Вели́кую».

7 При пении избра́нного псалма заключительное: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды) не поется. Сразу после последнего стиха избранного псалма – величание и тропари воскресные: «Ангельский собор. ».

8 По образцу воскресного богослужения периода пения Октоиха.

9 Ирмосы канона праздника Благовещения на катавасию не поются (кроме 9-й песни).

10 См. предыдущую сноску.

11 По традиции, 1-й припев запевает священник или диакон.

12 Учитывая наличие двух светильнов в службе праздника Благовещения, можно считать допустимым исполнение обоих светильнов по единожды.

13 О входном песнопении в Богородичные праздники см. сноску 25 января (вариант Б). О входном песнопении «. во святых Дивен сый. » в Лазареву субботу см.: Богослужебные указания на 1958 год для священно-церковнослужителей. М., 1958. С. 94; Настольная книга священнослужителя. М., 2001р. Т. 4. С. 549; Иоанн (Маслов), схиархим. Лекции по Литургике. М., 2002. С. 245.

14 Одна о́нгия равна 1/12 русского фунта (примерно 34 грамма).

Богослужебные указания: Вербное

Богослужебные указания: Вербное Неделя ва́ий (цветоно́сная, Вербное воскресенье). ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ.

Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гавриила.

Примечание. Храмовой праздник, если он случится в Страстну́ю седмицу до Великой Пятницы, переносится на Неделю ваий, а если в Пятницу или в Субботу Страстной седмицы, или в самый день Пасхи, то переносится на понедельник или вторник Светлой седмицы (ср.: Типикон, храмовые главы 45 и 46).

Служба совершается только праздника (по Триоди).

Примечание. Служба отдания праздника Благовещения и Архангела Гавриила переносится с Недели ваий на великое повечерие во вторник вечера 6-й седмицы Великого поста (см. 22 марта): «А́ще случи́тся отда́ние Благове́щения Пресвяты́я Богоро́дицы в суббо́ту Ла́зареву, или́ Неде́лю ва́ий, или́ во еди́н от дне́й Страстны́я седми́цы, или́ Све́тлыя: тогда́ отда́ния Благове́щения не́сть, и пою́тся стихи́ры и кано́н попра́зднства, и Арха́нгела на повече́рии в мимоше́дших дне́х шесты́я неде́ли» (Типикон, 26 марта, «Ука́з о отда́нии Благове́щения Пресвяты́я Богоро́дицы»).

Примечание. Воскресные песнопения (в т. ч. «Ангельский собор. », «Воскресение Христово видевше. ») не поются.

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры Триоди, глас 6-й – 10 (каждая стихира – дважды). «Слава» – Триоди, глас тот же: «Днесь благода́ть Свята́го Ду́ха. », «И ныне» – та же стихира.

Вход. Прокимен дня. Паримии праздника – 3.

На литии стихиры Триоди, глас 1-й и глас 2-й. «Слава, и ныне» – Триоди, глас 3-й: «Пре́жде шести́ дней бытия́ Па́схи. ».

На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (со своими припевами). «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Днесь благода́ть Свята́го Ду́ха. », «И ныне» – та же стихира.

По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й: «О́бщее воскресе́ние. » (дважды), и ин тропарь праздника, глас 4-й: «Спогре́бшеся Тебе́ креще́нием. » (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й: «О́бщее воскресе́ние. » (дважды). «Слава, и ныне» – ин тропарь праздника, глас 4-й: «Спогре́бшеся Тебе́ креще́нием. ».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны Триоди.

Полиелей. Величание праздника: «Велича́ем Тя, Живода́вче Христе́, оса́нна в вы́шних, и мы Тебе́ вопие́м: благослове́н Гряды́й во И́мя Госпо́дне», и избранный псалом. Седален Триоди по полиелее, глас 8-й: «На престо́ле Херуви́мсте. ». «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен праздника, глас 4-й: «Из уст младе́нец и ссу́щих соверши́л еси хвалу́»; стих: «Го́споди Госпо́дь наш, я́ко чу́дно и́мя Твое́ по всей земли́». Евангелие – праздника (Мф., 83 зач.). («Воскресение Христово видевше. » не поется.) Псалом 50-й. Во время 50-го псалма «иере́й взем кади́ло, кади́т крестообра́зно» приготовленные заранее ва́ия. Диакон: «Господу помолимся». Хор: «Господи, помилуй». Иерей читает молитву на благословение ва́ий: «Го́споди Бо́же наш, седя́й на Херуви́мех. ». После молитвы иерей окропляет вайи святой водой1 с произнесением слов: «Освяща́ются ва́ия сия́, окропле́нием воды́ сея́ свяще́нныя, во и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь» (трижды), а потом, на елеопома́зании, раздает вайи народу. «Слава» – глас 2-й: «Днесь Христо́с. », «И ныне» – тот же стих. «Помилуй мя, Боже. », и стихира праздника, глас 6-й: «Днесь благода́ть Свята́го Ду́ха. ». Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя. ». «Господи, помилуй» (12), «Милостию и щедротами. ».

Примечание. Согласно общераспространенной практике, Евангелие полагается на аналой для целования вместе с иконой праздника. «Егда́ же целу́ют бра́тия Свято́е Ева́нгелие, приходя́ще покланя́ются игу́мену, и от руку́ его́ взе́млют ва́ия со свеща́ми» (Типикон, гл. 49, «В субботу ва́ий ве́чера»).

Канон праздника, творение прп. Космы, глас 4-й, на 14 (ирмосы по дважды).

Библейские песни «Поем Господеви. ».

Катавасия – ирмосы канона праздника (по каждой песни).

По 3-й песни – ипакои́ праздника, глас 6-й: «С ве́твьми воспе́вше пре́жде. » (единожды).

По 6-й песни – кондак праздника, глас 6-й: «На престо́ле на Небеси́. ». Икос, глас тот же: «Поне́же ада связа́л еси, Безсме́ртне. ».

На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но ирмос: «Бог Господь, и яви́ся нам. » (и прочее по обычаю). (Совершается обычное каждение.)

По 9-й песни вместо светильна поем на 4-й глас: «Свят Господь Бог наш» (трижды).

«Всякое дыхание. » и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Триоди, глас 4-й – 6 (первые две стихиры – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Пре́жде шести́ дней Па́схи. ».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й: «О́бщее воскресе́ние. » (единожды).

Отпуст праздничный: «Иже на жребя́ти о́сли се́сти изво́ливый, на́шего ра́ди спасе́ния, Христо́с, И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец».

На часах – тропарь праздника: «О́бщее воскресе́ние. ». «Слава» – ин тропарь праздника: «Спогре́бшеся Тебе́ креще́нием. ». Кондак праздника: «На престо́ле на Небеси́. ».

Примечание. «На 1-м часе́ тропа́рь: О́бщее воскресе́ние, Сла́ва: Спогре́бшеся Тебе́. И ны́не, Богоро́дичен часо́в. По Трисвято́м конда́к пра́здника: На престо́ле на Небеси́. и про́чая, и соверше́нный отпу́ст. Та́кожде и на про́чих часе́х. И лити́я быва́ет вне монастыря́» (Типикон, гл. 49, «В субботу ва́ий ве́чера»).

Литургия свт. Иоанна Златоуста.

На проскомидии заготовляются три Агнца – для Понедельника, Вторника и Среды Страстной седмицы.

Входный стих: «Благослове́н Гряды́й во Имя Госпо́дне; благослови́хом вы из до́му Господня; Бог Господь, и яви́ся нам».

Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, про́сти» (см. примечание 6 января).

По входе – тропарь праздника, глас 1-й: «О́бщее воскресе́ние. ». «Слава» – ин тропарь праздника, глас 4-й: «Спогре́бшеся Тебе́ креще́нием. », «И ныне» – кондак праздника, глас 6-й: «На престо́ле на Небеси́. ».

Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие, задостойник и причастен – праздника.

После «Спаси, Боже, люди Твоя. » поем: «Ви́дехом Свет Истинный. ».

Отпуст в конце Литургии – как на утрене.

Примечание. «На трапе́зе утеше́ние, яди́м ры́бы и вино́ пие́м, благодаря́ще Бо́га» (Типикон, гл. 49, «В субботу ва́ий вечера»).

1 Церковный Устав считает, что благословение ваий совершается через каждение и чтение молитвы. Никаких других действий он не указывает. Но у нас с давних пор вошло в обычай еще окроплять вайи святой водой. (Ср.: Настольная книга священнослужителя. Т. 4. С. 550.)

!! на Утрени Лазаревой субботы поются тропари Ангельский собор, а еще Воскресение Христово видевше.

Источник

Оцените статью