Заготовка для порожка гитары

MasterGitar.com

Одним из лучших или самым лучшим материалом для изготовления нижнего и верхнего порожков гитары считается обычная кость. Сегодня эти заготовки можно купить в интернет магазинах. Но если вы решили заготовить материал сами, то вот несколько секретов приготовления.

Очень хочется, чтобы цвет кости был белым или очень светлым. Поэтому кость нужно слегка обработать. Конечно, обработка кости в гитарном случае не такая сложная, как у профессионалов резчиков по кости. Но такой уровень обработки на гитаре и не нужен. Я даже не знаю способов у резчиков.

Второй нюанс, что если кость как-то неверно высушить или нагреть, то появлются очень неприятные мелкие трещинки. Я точно затрудняюсь сказать по какой причине они возникают. Но чтобы их избежать, думаю, что лучший способ нагревать и остужать кость медленно, не пересушивать, а также не травить чем-то типа отбеливателя.

Где взять саму кость

Сначала кость надо найти. Искать её лучше не на мусорке, а там где продают мясо. Если вам жуууутко повезло и рядом с вами бойня и отвал костей, то вы счастливейший из косточкоделателей.

Есть одна проблема на рынках: там где мясо продают, там его и покупают, и престарелая говядина никому не нужна — все ищут телятину, а у неё, что называется, фишка не в толщине кости. Поэтому надо попыхтеть, прежде чем вы найдёте толстенькую косточку. Плохо толщина видна за остатками мяса. Ищите потолще. Нужна берцовая. Ходите по кость утром, потом их рубят и колют. По той же причине покупайте кость с суставами, когда их отрубают, по кости часто бежит трещина. Осенью забивают старую скотину, чтобы в силу каких-то причин не тянуть ее в зиму.

Читайте также:  Реслинг джефф джарретт с гитарой

Недавно у нас на форуме наш форумчанин просвятил нас, что где-то близ копыта у животного есть участок кости ещё покруче, чем берцовая. Так что заходите к нам на форум.

Очистка кости

Я предлагаю не варить остатки тканей, а убрать их все сразу. Это несложно.

Отпилите суставы ножовкой по металлу. Достаточно оставить 100 мм самой толстой центральной части трубки.

Содержимое полости трубки надо вытащить. Кожицу с остатками мяса вокруг кости легко убрать циклей. Отмойте моющим средством весь жир, отскоблите всё мягкое.

Теперь распилите вдоль, хотя бы один раз. Можно распилить на две части. Это очень важные момент. При нагреве и усыхании кости этот пропил позволит трубке легко менять размер без растрескиваний.

Если есть пористый кусок — выпилите его.

Кость чистая — хоть уже выпиливай порожки.

Варим косточки для гитары

Чтобы убрать остатки жира предлагаю кость выварить, но уточню, что есть мнение, что кипячение каким-то образом нарушает целостность кости.

Режимы кипячения разные. Кто-то предлагает кипятить часами, меняя воды, а кто-то вообще кипятить в нулевом режиме(т.е. не кипятить).

Предлагаю мягкий вариант: налить побольше воды, довести очень медленно до кипения с содой, подождать пока вода остынет, вытащить и очень неспешно сушить в теньке. Положите на дно емкости для кипения что-то, чтобы кость не касалась дна. В конце концов у вас должен получиться замечательный светлый материал для порожка и косточки.

Комментарий с нашего форума от Ивана Ивановского почему темнеет кость: Под воздействием температуры происходит деструкция жира с выделением нежировых составляющих — белков и прочего, которые и дают этот замечательный жёлто-коричневый оттенок. Хорошо, когда это происходит уже в воде в виде пены, а, если этот жир ещё не вышел из кости, тогда получаем ее потемнение. Поэтому желательно вытопить этот жир из костей и превратить его большую часть в водорастворимое мыло и глицерин какой-нибудь щёлочью, пока температура воды ещё не дошла до кипения. Так что соду лучше добавить сразу и греть не спеша. Ну и по возможности убрать побольше всего некостяного до варки любым способом.

Считаю, что важно резко не охлаждать кость, т.е. не кидать из кипятка в холодную воду. Вдруг именно это приводит к микротрещинам.

Есть опция дополнительно отбелить кость, замочив ее в гидроперите на несколько дней. Раствор делайте не сильно крутой.

Выпиливать заготовки надо ножовкой по металлу. Обрабатывать на притире. Когда будете пилить первый раз, лучше отправьте в кино ваших мам и жён — они могут не вынести запаха, если будете пилить чем-то электромеханическим с перегревом, то эвакуация домочадцев обязательна, а запах может висеть часами. Я пилю на маленькой циркулярке «Умелые руки». Удобно, но вони много.

Источник

Как я делаю костяные порожки

Готовых или почти готовых костяных порожков я в мастерской не держу, хотя их легко купить. Проблема в том, что стандартные порожки хороши только на стандартных гитарах — а на практике даже порожки с двух гибсон-лесполов могут существенно отличаться. Возможность распределить струны поперек грифа так, чтобы они стояли на нужном расстоянии от его краев и друг от друга — тоже аргумент в пользу самостоятельного изготовления.

В общем, я просто покупаю более-менее прямоугольные куски кости и дальше вожусь сам. На один порожек уходит не более получаса.

Подбираю среди обрезков что-нибудь подходящее.

Самый большой напряг — изменение ширины порожка. Для этого приходится обрабатывать наибольшую площадь. Поэтому, прежде чем заниматься шириной, я всегда обрезаю заготовку по высоте, используя старый порожек для выставления упора:

Моя микроциркулярка — Proxxon KS-230. Родные диски для нее стоят страшных денег, поэтому я купил мешок советских дисковых фрез подходящего размера по 50 рублей штука. Посадочный диаметр у них — 13 мм, а не 10, как у проксона, поэтому пришлось заказать у токаря переходное колечко. Поехали.

Ширина родного порожка — почти пять мм.

О штангенциркулях: нониусная шкала хорошо подходит для того, чтобы об нее ломать глаза. Я никогда не доверял цифровым штангелям — совершенно напрасно, знаю — и в итоге купил по случаю китайский часовой штангенциркуль. Работаю им уже полгода с лишним. Он очень точный, в сто раз удобнее нониусного, и не требует батареек, как цифровой. Надпись «шок-пруф» соответствует действительности: после падений с верстака нужно было только сдвинуть циферблат на ноль. Рекомендую.

Единственное реальное достоинство цифрового штангеля — возможность быстро перекидывать миллиметры в дюймы и наоборот. Но даже для такой задачи есть часовые штангели с двумя стрелочками.

Моя заготовка имеет не вполне плоские стороны. Поэтому перед доводкой ее до нужной толщины я шлифую одну сторону до плоскости:

(вот поэтому гриндер полезнее точила!)

На циркулярке я постоянно использую сверла в качестве образца для установки параллельного упора. У меня в наборе шаг 0,5 мм, удобно. Это пятерка:

Теперь опираю заготовку плоской стороной на упор и прогоняю через пилу два раза, с переворотом между проходами. Иначе высоты диска не хватает.

Надо сказать, что паспортная максимальная толщина пропила у этой машинки — 8 мм по дереву, 3 мм по пластику и 1,5 мм по цветмету. Поэтому когда на ней пилишь кость высотой 6 мм, пила сильно обижается, начинает свистеть ремнем и изредка клинить. Еще печальнее пилить латунь подобной толщины. А вот с бронзой уже просто не надо соваться, там только гриндер. Очевидно, ругаться на немцев тут без толку — я требую от пилы много большего, чем следовало бы.

Выходит, станок-то дорогой и хилый? Да, но:
1) альтернативы я не вижу;
2) по описанному здесь алгоритму я изготовил около 300 порожков, не считая прочих радостей. Таким образом, страшная цена в 155 евро превращается в пол-евро за каждый порог и продолжает дешеветь.

Поэтому, хоть пиле и тяжело, я продолжу ее мучить. А когда сдохнет — куплю такую же в тот же день.

Вот порог после прохода через пилу (видны характерные следы от диска):

Гриндером за секунду снимаю эти следы и измеряю ширину заготовки — 5,15 мм. Идеально! Остаток потихоньку доводится вручную на бруске, чтобы порог сел в паз без щелей.


Кстати, особый кайф стрелочного штангеля — в том, как наглядно изменение толщины детали при протаскивании ее через губки штангенциркуля. На нониусе быстрые изменения в 0,1 мм вообще не заметишь. В числа цифрового штангеля надо всматриваться. А на часовом штангеле стрелка будет ходить туда-сюда. Это очень заметно и предельно удобно — фактически, индикаторная головка на любой детали. «По басам 5,1, по центру 5,05, по тонким 5,03 — окей, шлифую басовую сторону посильнее». Охренительно.

Вычищаю из паза под порожек старый клей:

Пробная установка порожка обычно показывает проблемы:

Нужно притереть все поверхности и обеспечить перпендикулярность плоскостей. Со стороны паза в этом очень помогают стамески и стюмаковские напильники для посадки порожков (идеально ровные и зубастые):

Нижняя грань заготовки делается перпендикулярной боковым так: на брусок со шкуркой кладется что-нибудь заслуживающее доверия (в данном случае слесарный уголок), и кость двигается по шкурке с опорой на этот боковой упор.

Дальше — то, что вы уже могли видеть в текстах о костяном порожке на «мюзикмэн» и о бронзовом порожке на «ворвик». Половинкой карандаша обозначается искомая глубина посадки струн в будущем порожке. Конечно, лишь примерно, но точности в полмиллиметра тут выше крыши.

Снимаю верхнюю и боковые грани, делаю завал на переходе с передней на верхнюю:

Сейчас порог выглядит так:

Подшлифовываю борта на 320-й шкурке. Это сбивает с них царапины от крупной наждачки гриндера, а заодно позволяет довести габариты до идеала, чтобы борта буквально слились накладкой.

Затем порожек обрабатывается эластичными шкурками — Fine, SuperFine, Microfine. Они сбивают острые углы и делают кость матовой. Если порожек должен быть блестящим, я прохожусь еще и четырехтысячным «абралоном».

Как разметить порожек, написано все в тех же двух текстах. Главное — не забыть после напилки пазов под струны снять фасочки по краям и все опять зашлифовать мягкими шкурками:

Все, порог готов, осталось разве что смазать прорези, чтобы струны не застревали. Но на данной гитаре есть еще одно дело. Вынимаю порожек:

И обрабатываю его раствором марганцовки. Через минуту фиолетовую гадость можно смыть, а под ней обнаружится замечательная состаренная косточка:

Марганцовка не тонирует кость, как морилка, а окисляет ее. Поэтому порожек не просто выглядит старым — он и есть старый. С ним произошло ровно то же, что происходит с любым порогом, просто гораздо быстрее. Не помешало бы еще посветить ультрафиолетом, но и так неплохо, по-моему.

Кстати, таким же образом можно старить светлую древесину, целлулоид и многое другое. Пробуйте.

Источник

MasterGitar.com

Разберемся, как правильно изготовить и установить верхний и нижний порожки. Перед вами готовая гитара новый комплект струн и заготовки для нижнего и верхнего порожков. Осталось совсем немного, привести гитару в рабочее состояние и, если она сделана вами, наконец, узнать, как ваша гитара звучит.

Основные задачи, которые решают верхний и нижний порожки гитары:

Верхний порожек

  • Задаёт правильную высоту над первым ладом,
  • определяет точку отсечки струны, это очень важно для правильного строя,
  • расставляет струны на заданные равные расстояния, важно для эргономики гитары.

Нижний порожек

  • Задает высоту струн на гитаре, позволяет её регулировать,
  • определяет точку отсечки струны и в комплексе с компенсацией строя дает точный строй,
  • оказывает приличное влияние на звук гитары в зависимости от материала.

Заготовка верхнего порожка

Традиционным и очень хорошим материалом для изготовления порожков будет кость. Читаем статью, как приготовить кость и получить один из лучших материалов для порожков гитары, которые стоит на самых дорогих концертных инструментах.

Размеры верхнего порожка:

  • Длина – это ширина накладки плюс по 1мм с каждого края.
  • Толщина — около 6-7мм.
  • Высота – это толщина накладки плюс 2.5-3мм.

Как сделать заготовку. Сначала изготавливается параллелепипед с некоторым запасом по высоте, потом обрабатываются стороны, которое должны четко лечь на полочку перед накладкой.

Тут можно вспомнить, что эту полочку можно сделать в самой накладке, что позволит использовать не такие высокие кости. Т.е. накладка начинается со ступеньки, на которую ставится верхний порожек и уже после ступеньки линия нулевого лада. (На самом деле с учетом компенсации линия нулевого лада находится в воздухе за 1.0мм до начала основного тела накладки.)

После того как деталь подогнана вы можете определиться с окончательной высотой — это где-то на 2.5 -3 мм выше линии накладки. (высота лада + зазор между струной и ладом + глубина пропила для фиксации струны).

Заготовка нижнего порожка

Первоначальная заготовка — это также параллелепипед. Определитесь грубо с высотой косточки (далее будет речь о шаблоне) и отпилите соответствующий кусочек, обрежьте с запасом по длине. Теперь придайте детальке необходимую толщину. Косточка должна тесно входить в пропил, но не заклинивать в нем.

Очень важно, чтобы нижний порожек очень четко лег на дно пропила. Предлагаю таким образом обработать поверхность основания косточки. Изготовьте деревянный брусок, что-то вроде заготовки для подставки. Две смежные стороны сделайте четко под 90 градусов.

Теперь, если прижать пальцами заготовку нижнего порожка к меньшей стороне, то на притире можно придать основанию косточки прямой угол. Очень простой и очень точный метод.

Уместно вспомнить как сделать соответствующее ровное дно пропила в подставке.

Сделайте специальный надфиль для этого. Изготовьте как бы заготовку для косточки, только большей длины и высоты. На подготовленное основание приклейте с помощью двустороннего скотча наждачную бумагу с абразивностью 320 примерно. Обрежьте ножом излишки. Теперь этим надфилем легкими движениями в пропиле подготовьте поверхность под косточку.

Пропилы на верхнем порожке. Предварительный заход

Теперь нужно сделать пропилы под струны. Наша заготовка имеет запасы по длине, пока их не трогайте.

Расстояние между осями крайних струн для классики может быть от 42 до 45 мм. Нормальное расстояние для классики 43-44 мм. Также надо учитывать какая рабочая ширина вашей накладки, т.е. ширина с учетом фасок на ладах. Слишком близкое размещение струны к краю лада может приводить к неприятному эффекту срыва струны с накладки. Нормальное расстояние от струны до начала фаски лада 2-2.5 мм.

Почему-то есть мнение, что равным должно быть расстояние между струнами, а не их осями. Я его не разделяю. Пальцами мы зажимаем струны и не расстояния между ними.

Не делайте пропилы на всю глубину, окончательная доводка немного позже.

Предварительная высота нижнего порожка

Надо натянуть две струны. Помните, что для первой и потом второй обязательно завязывать узелок на конце, который заправляется в подставку. Нейлон может выскользнуть и очень сильно ударить по деке.

Установите пока только первую и шестую струны в подставку, слегка натяните, чтобы они не провисали.

Чтобы прикинуть необходимую высоту вместо нижнего порожка удобно всунуть специальный шаблон. Толщина шаблона такая, чтобы его свободно можно было двигать в пропиле, а высота на разных краях должна отображать возможную максимальную и минимальную высоты на косточке.

Подсуньте этот шаблон под первую струну так, чтобы над двенадцатым ладом струна поднялась на 3.0 мм. При этом прижмите струну на первом ладу – это важно, не забудьте, так как получите неверный результат. Перенесите размер с шаблона на заготовку косточки.

То же самое для шестой струны, только расстояние над двенадцатым ладом для нейлона должно быть не менее 4.0-4.5 мм, а для струн слабого натяжения ещё выше. Подобрать точно высоту надо будет потом экспериментально, основываясь на натяжении вашего комплекта и манере игры. Размеры я указываю от верха лада до центра струны. Также учитываю, что при натяжении струны поднимутся на 0.5 мм.

Вставьте струны на свои места и отцентрируйте верхний порожек. Ориентируйтесь по краям ладов. Теперь можно его четко обрезать по длине.

Углубление пропилов в верхнем порожке

Делать это надо уже с нижним порожком необходимой высоты. Это важно! А также натяните струны достаточно сильно. Определяйте глубину экспериментально — зажиматься должно легко и открытая струна не должна звенеть по первому ладу.

Можно углублять пропилы прямо на грифе. Надо только ослабить струну, чтобы можно было её приподнять и сдвинуть.

Простой способ определиться, какой должна быть высота струны над первым ладом – это зажать её на первом ладу и посмотреть высоту над вторым. Для 5-ой и 6-ой сделайте высоту над первым ладом чуть больше, чем кажется можно. Т. к. если сделать предельно низко может возникнуть нежелательный эффект в районе 5-9 лада. Струна начнет звенеть по ладам. С другой стороны струна может уже лечь на лады и не звенеть. Но, если помните, у нас гриф слегка подпрогнут. Подробнее об эффекте данного звона.

В каких-то положениях может начать звенеть участок струны между верхним порожком и ладом, к которому она прижата. Т.е. струна звенит слева от вашей руки о какой-то из ладов. Этот участок струны может резонировать с какой-то нотой. Для баса следует учитывать этот эффект. Исправляется это поднятием верхнего порожка, чтобы струна перестала касаться. Если опускать порожек, то струна может лечь на лады и также перестанет звенеть, т.е. сделать высоту пропилов в верхнем порожке в той же самой плоскости, что и верхушки ладов, но, боюсь, что со временем может начать позвякивать на первом, а также ещё раз — у нас гриф подпрогнут.

Каким инструментом работать?

Самым лучшим будет овальный надфиль, на точильном камне можно его сделать совсем тонким. Найти такие надфили не так уж и просто, обычно они острые, а не овальные в узком месте. Если вы собираетесь постоянно заниматься этой работой, то есть смысл приобрести инструмент в интернет магазинах для гитарных мастеров, смотрим картинку ниже. С нейлоном проблем меньше, так как толщина не так разнится.

Можно использовать самодельные пилки, которые также можно утоньшить. Пилим обычной пилкой, не доводя глубину пропила до конца, а окончательно обрабатываем паз такой же пилкой, но со скругленными зубцами. Как раз на небольшую глубину такая скругленая пилка войдёт, фактически просто закруглив дно паза.

Струнам не обязательно утопать в пропилах верхнего порожка. Если вы ошиблись с высотами, то можно не переделывать, а только приклеить на суперклей тонкие полосочки кости к основанию.

Если вы слишком глубоко пропилите какой-нибудь пропил, то можно заполнить его костяной пылью и капнуть немножко суперклея. Кашица застынет, лучше подождите полчаса, и вам останется только не ошибиться второй раз. Суперклей суперклею — рознь, найдите хороший.

Окончательная доводка нижнего порожка

Осталось совсем немного, но это самая ответственная часть работы. Придайте окончательную форму нижнему порожку. Учитывайте, что вам надо сделать фаски в соответствии со статьёй о компенсации строя.

Также читайте статью о настройке гитары, про косточку и фаски в конце.

При окончательном выборе высот нижней косточки можно учесть, что ваш гриф прогнётся и поднимет высоту над 12-м ладом примерно на пол миллиметра.

Как обработать сечение косточки смотрите на рисунке. Обратите внимание, что если ваша накладка имеет овальную форму, то и косточка должна повторять эту форму.

Вам остаётся настроить гитару и получить первые звуки.

Возможно, со временем нужно будет немного опустить нижнюю косточку или углубить пропилы, но не переусердствуйте, оставьте немного про запас, струна со временем может сама опуститься ниже.

Источник

Оцените статью