Заготовки для порожков гитар

Порожки для гитары. Советы по выбору и описание технических деталей

Порожки для гитары. Общая информация

Еще одна незаменимая часть струнного инструмента – это порожки, на которых лежат струны. Обычно это деревянная или пластмассовая деталь, которая нужна для отделения струн друг от друга, а также создания нужного угла наклона при натяжении. В данной статье мы подробно расскажем о том, что такое порожки для гитары, для чего они нужны и, что делать в случае их поломки.

Для чего нужны гитарные порожки

Порожки располагаются в верхней части грифа гитары и на деке. Они имеют небольшие желоба, в которые вставляется струна, и в которых она находится постоянно. Гитарные порожки нужны, во-первых, для того, чтобы ограничить звучащую область струны, и во-вторых – чтобы отделить струны друг от друга на определенное расстояние и пресечь их смещение. Чем выше установлен порожек – тем выше струна поднимается над грифом. Если установить его слишком высоко, то инструмент не будет давать чистый тон из-за излишнего натяжения струн . Если слишком низко – то струны начнут звенеть об лады и гриф.

Типы гитарных порожков

Материалы

Существует несколько самых распространенных материалов, из которых изготавливаются порожки.

Читайте также:  Марш мендельсона ноты для синтезатора

Пластик – самый распространенный материал, который используется на большинстве заводских инструментов. Материал не очень долговечный, потому что со временем он пропиливается струнами. Многие производители используют так называемый высокотехнологичный пластик, который имитирует кость. Это – самый дешевый и распространенный вариант. Очень часто встречается на акустических инструментах, например, из него сделаны порожки для классической гитары.

Графитовые порожки отличаются тем, что естественно смазывают струну. Чаще всего устанавливаются на гитаре с тремоло-машинкой.

Костяные порожки считаются наиболее правильными для установки на инструменты. Помимо того, что они дают струнам яркое звучание, как и графитовые, они смазывают струну.

Латунь – устаревший материал, который часто устанавливали на винтажные гитары. Имеет своеобразный звук, отличается долговечностью.

Слоновая кость – дорогой и редкий материал, который дает струнам теплое и собранное звучание.

Нижний порожек для гитары

Обычно устанавливается на акустических гитарах. Представляет собой пластиковую деталь с небольшими выемками под струны. На электрогитарах нижнего порожка нет, но есть бридж – специальный механизм, который выполняет функцию порожка, а также помогает регулировать мензуру и высоту струн.

Верхний порожек для гитары

Небольшая деталь, которая устанавливается между гитарным грифом и головой. В нем есть более глубокие, в отличие от нижнего порожка, выемки, выточенные под отдельные струны определенного размера.

Порожки с выемками

Уже готовые детали, которые продаются в музыкальных магазинах. Имеют проточенные заранее выемки – остается только вклеить их в инструмент.

Заготовки под порожки

Заготовки без выемок. Подразумевается, что человек должен сам проточить их под тот размер струн, на которых он играет. Очень удобно, если вы используете калибр струн сильно толще стандартного 10-46.

Порожки на акустических и классических гитарах

На акустических и классических гитарах нижние порожки имеют схожий с верхними внешний вид и назначение. Они вклеиваются под розетку, над местом, где крепятся струны. Кроме этого, нижние порожки располагаются под углом, чтобы еще сильнее ограничить играющую часть каждой струны.

Порожки на электрогитарах и бас-гитарах

Как уже было сказано, на электроинструментах нет отдельно нижнего порожка, на его месте находится бридж. Это механическая конструкция, в которой есть детали с выемкой, выполняющие функцию порожка. Кроме этого, бридж регулирует высоту струн, а также мензуру – при помощи специальных винтов, которые двигают площадки, на которых лежат струны.

Как выбрать гитарные порожки

В случае если вы заметили, что у вас начали дребезжать струны , в первую очередь стоит проверить именно порожки. Кроме этого, сточившиеся выемки могут привести к тому, что инструмент перестанет держать строй. В этом разделе мы собрали главные советы по выбору гитарных порожков.

Длина порожка гитары

Перед началом подбора детали, и ремонта гитары , стоит вытащить старый порожек и провести замеры. Нижние порожки для акустических гитар обычно длиннее и тоньше верхних.

Высота порожка на гитаре

Помните, что если вы установите верхний порожек для гитары слишком высоко – то инструмент не будет строить, поэтому на эту деталь стоит обратить пристальное внимание. Обычно высота порожка считается с учетом углубления на грифе, куда его будут ставить.

Размеры порожка для гитары

Этот пункт актуален для тех, кто вместо готовых порожков использует заготовки. Здесь вам нужно не только измерить его длину и высоту, но также вычислить расстояние, на котором делать углубления. Обычно оно равно 0.04 дюйма, или 0.1 сантиметра.

Материал

В случае не электроинструментов очень важно, чтобы и верхний, и нижний порожек для гитары были сделаны из одного материала. Его выбор напрямую зависит от ваших финансовых возможностей и представления о том, какой звук вам нужен. Если же вы не разбираетесь в этом, рекомендуем установить пластиковые, стандартные порожки, которые подойдут для любого инструмента.

Подходящий тип

Если вы играете только на стандартных комплектах – то выбирайте уже готовые порожки, которые можно быстро вклеить на место старых. Если же калибр струн у вас, уменьшенный или увеличенный, то лучше возьмите заготовку, и прошлифуйте углубление именно под ваш вариант. Причина проста – стандартные заводские порожки рассчитаны на стандартную толщину струн, и если вы используете более толстые варианты, то они могут не входить в выемку и просто лежать на порожке. Это приведет к тому, что инструмент не будет строить.

Источник

MasterGitar.com

Одним из лучших или самым лучшим материалом для изготовления нижнего и верхнего порожков гитары считается обычная кость. Сегодня эти заготовки можно купить в интернет магазинах. Но если вы решили заготовить материал сами, то вот несколько секретов приготовления.

Очень хочется, чтобы цвет кости был белым или очень светлым. Поэтому кость нужно слегка обработать. Конечно, обработка кости в гитарном случае не такая сложная, как у профессионалов резчиков по кости. Но такой уровень обработки на гитаре и не нужен. Я даже не знаю способов у резчиков.

Второй нюанс, что если кость как-то неверно высушить или нагреть, то появлются очень неприятные мелкие трещинки. Я точно затрудняюсь сказать по какой причине они возникают. Но чтобы их избежать, думаю, что лучший способ нагревать и остужать кость медленно, не пересушивать, а также не травить чем-то типа отбеливателя.

Где взять саму кость

Сначала кость надо найти. Искать её лучше не на мусорке, а там где продают мясо. Если вам жуууутко повезло и рядом с вами бойня и отвал костей, то вы счастливейший из косточкоделателей.

Есть одна проблема на рынках: там где мясо продают, там его и покупают, и престарелая говядина никому не нужна — все ищут телятину, а у неё, что называется, фишка не в толщине кости. Поэтому надо попыхтеть, прежде чем вы найдёте толстенькую косточку. Плохо толщина видна за остатками мяса. Ищите потолще. Нужна берцовая. Ходите по кость утром, потом их рубят и колют. По той же причине покупайте кость с суставами, когда их отрубают, по кости часто бежит трещина. Осенью забивают старую скотину, чтобы в силу каких-то причин не тянуть ее в зиму.

Недавно у нас на форуме наш форумчанин просвятил нас, что где-то близ копыта у животного есть участок кости ещё покруче, чем берцовая. Так что заходите к нам на форум.

Очистка кости

Я предлагаю не варить остатки тканей, а убрать их все сразу. Это несложно.

Отпилите суставы ножовкой по металлу. Достаточно оставить 100 мм самой толстой центральной части трубки.

Содержимое полости трубки надо вытащить. Кожицу с остатками мяса вокруг кости легко убрать циклей. Отмойте моющим средством весь жир, отскоблите всё мягкое.

Теперь распилите вдоль, хотя бы один раз. Можно распилить на две части. Это очень важные момент. При нагреве и усыхании кости этот пропил позволит трубке легко менять размер без растрескиваний.

Если есть пористый кусок — выпилите его.

Кость чистая — хоть уже выпиливай порожки.

Варим косточки для гитары

Чтобы убрать остатки жира предлагаю кость выварить, но уточню, что есть мнение, что кипячение каким-то образом нарушает целостность кости.

Режимы кипячения разные. Кто-то предлагает кипятить часами, меняя воды, а кто-то вообще кипятить в нулевом режиме(т.е. не кипятить).

Предлагаю мягкий вариант: налить побольше воды, довести очень медленно до кипения с содой, подождать пока вода остынет, вытащить и очень неспешно сушить в теньке. Положите на дно емкости для кипения что-то, чтобы кость не касалась дна. В конце концов у вас должен получиться замечательный светлый материал для порожка и косточки.

Комментарий с нашего форума от Ивана Ивановского почему темнеет кость: Под воздействием температуры происходит деструкция жира с выделением нежировых составляющих — белков и прочего, которые и дают этот замечательный жёлто-коричневый оттенок. Хорошо, когда это происходит уже в воде в виде пены, а, если этот жир ещё не вышел из кости, тогда получаем ее потемнение. Поэтому желательно вытопить этот жир из костей и превратить его большую часть в водорастворимое мыло и глицерин какой-нибудь щёлочью, пока температура воды ещё не дошла до кипения. Так что соду лучше добавить сразу и греть не спеша. Ну и по возможности убрать побольше всего некостяного до варки любым способом.

Считаю, что важно резко не охлаждать кость, т.е. не кидать из кипятка в холодную воду. Вдруг именно это приводит к микротрещинам.

Есть опция дополнительно отбелить кость, замочив ее в гидроперите на несколько дней. Раствор делайте не сильно крутой.

Выпиливать заготовки надо ножовкой по металлу. Обрабатывать на притире. Когда будете пилить первый раз, лучше отправьте в кино ваших мам и жён — они могут не вынести запаха, если будете пилить чем-то электромеханическим с перегревом, то эвакуация домочадцев обязательна, а запах может висеть часами. Я пилю на маленькой циркулярке «Умелые руки». Удобно, но вони много.

Источник

MasterGitar.com

Заготовка состоит из двух симметричных частей. Это тонкие дощечки, которые отпилены одна за другой от части ствола, поэтому они имеют фактически идентичную структуру. Размеры зависят от типа гитары, для которой они рассчитаны. Например, для классики 520/220/5.

Часто можно видеть, что половинки деки гитары как-то по-разному отражают свет, это видно уже под лаком. Это не значит, что они от разных деревьев или мест ствола. Связано это с тем, что абсолютно идентичные стороны половинок оказываются на разных сторонах деки, одна снаружи, другая внутри.

Качество заготовок гитарной деки

Очень важно, чтобы дерево было радиальным во всех трех направлениях. Два направления мы достаточно легко видим.

  • Первое на широких сторонах заготовок, это собственно и есть линии годичных слоев. Там же мы видим и их ширину.
  • Второе направление видно в торце с узкой стороны, это наклон годичных колец.
  • Третье направление практически не видно. Слои должны идти таким образом, как будто ваша дека – это стопка листов.

Редко его можно определить по торцу широкой стороны, но это дело неблагодарное. Это направление очень важно, для акустических свойств деки.

Чтобы четко с ним определиться, лучше расколоть кусочек деки с краю, т.е. сначала отколоть тонкую палочку от заготовки, а потом расколоть ее вдоль, трещина должна побежать параллельно габаритам. На картинке выше красные линии — это направления, по которым должна начать колоться заготовка дека. Синие линии — это как раз косослой и это плохо, так колоться не должно.

Также этот косослой виден при обработке рубанком, если слои идут под углом, то рубанок может их задирать. Именно по этой причине высококачественный материал обрабатывать проще, так как он не имеет никаких дефектов. Косослой часто получается в ели, так как ствол дерева закручивается, как будто его выжимают, и обычный распил вдоль ствола будет перерезать слои.

Следующая картинка объясняет откуда из бревна берутся заготовки для деки гитары. Синий крестик стоит на заготовках, которые получаются от распила бревна принятого повсеместно для заготовки дерева. Это не косослой, а тангенц. Как вы можете увидеть слои в таком случае перерезаются таким образом, что для деки будет подходить доска, которая выпилиться только из середины ствола. Вот почему, если вы берете лес в неспециализированном месте вам придется долго выбирать.

Замечу ещё, что для сверхплотных пород типа мадагаскарский палисандр это правило не всегда выдерживается. Связанно это как с экономией ценной древесины, так и с тем, что свойства древесины в таких породах слабо зависят от направления в слоях.

Хранение заготовок

Это добавит вам уверенности, что ваша дека никуда не загнется и не треснет.

Хранить заготовки для деки надо таким образом, чтобы они равномерно продувались с обеих сторон.

Это может быть стопка, переложенная палочками, тогда заготовки быстро проветриваются.

Также это может быть обычная стопка, когда дерево и так сухое и просто хранится. Щели между заготовками все равно есть.

После покупки заготовки лучше выдержать в правильных условиях хотя бы несколько месяцев.

Единственное, на самую верхнюю половинку положите что-нибудь, чтобы она также как и остальные обменивалась влагой с воздухом. Иначе сверху она будет сохнуть быстрее и ее начнет прогибать.

Приступим к самому изготовлению деки. Сначала половинки гитары надо склеить вместе. Для этого надо подогнать друг к другу склеиваемые поверхности. Читаем фугование половинок деки.

Источник

Оцените статью