- Заложники советского образования. Алтайский музыкант рассказал , как живут и чем зарабатывают выпускники консерватории
- Все дороги ведут в Питер
- — Вы сами родом из Барнаула. Но приехали к нам из Санкт-Петербурга с гастролями. Как так получилось?
- — Насколько сложно поступить в питерскую консерваторию?
- — А в чем их отличие?
- «Вспоминайте иногда вашего студента…»
- — А были ли в консерватории еще ученики из Алтайского края?
- — Как проходят дни студента консерватории?
- Мерцание мелодий
- — Когда вы начали сочинять музыку?
- — Но композитором вы себя сознательно не называете?
- — Сколько вам потребовалось времени на запись альбома?
- — Сколько нужно денег потратить , чтобы записать такой альбом?
- — В анонсе к концерту написано , что «это сочетание классических элементов и импрессионизма с влиянием британского рока».
- — Альбом переводится как «мерцания». Почему такое название?
- — Вы презентовали свой альбом в Москве и Питере. Есть ли какие-то сложности с организацией концерта в больших городах?
- Столичная жизнь
- — Кем работают выпускники консерваторий?
- — А какой путь выбрали вы?
- — Не было мыслей уехать за границу?
- — Как вы относитесь к людям , которые говорят: «Лучше бы я не ходил в музыкальную школу»?
- — В чем феномен Дениса Мацуева?
- — Назовите живых классиков.
- — Какую музыку можете слушать бесконечно на повторе?
- 150 лет Московской консерватории: 8 историй успеха выпускников
- Юрий Башмет
- Александра Пахмутова
- Владимир Спиваков
- Дмитрий Маликов
- Денис Мацуев
- Николай Луганский
- Рустем Хайрутдинов
- Глеб Матвейчук
Заложники советского образования. Алтайский музыкант рассказал , как живут и чем зарабатывают выпускники консерватории
17 января в краевой филармонии выступил музыкант Игорь Старков. Он представил свой дебютный альбом Scintillation. В интервью altapress.ru пианист рассказал , как ему удается создать настроение в духе The Beatles и Coldplay , есть ли жизнь после консерватории и в чем феномен Дениса Мацуева.
Все дороги ведут в Питер
— Вы сами родом из Барнаула. Но приехали к нам из Санкт-Петербурга с гастролями. Как так получилось?
— Все просто: в 2006 году я уехал в Северную столицу учиться в консерватории им. Римского-Корсакова и остался там жить.
В Барнауле я окончил музыкальный лицей , потом колледж ( тогда он был училищем). Затем целенаправленно поехал в Петербург.
— Насколько сложно поступить в питерскую консерваторию?
— Очень сложно. Особенно конкурировать с местными. В Санкт-Петербурге есть два училища и десятилетка — так что им в принципе никто не нужен из приезжих. В тот год был большой конкурс. Поступили только девять иногородних — те , в ком видели особый потенциал и талант.
Сложность еще в том , что там работают по своей , ленинградской школе. В Новосибирской консерватории , насколько я знаю , приверженцы московской техники.
— А в чем их отличие?
— Если очень упрощенно говорить , то в Москве больше делают упор на технику , а в Петербурге — на стиль и чувство меры.
Например , Денис Мацуев , который окончил Московскую консерваторию, — продолжатель своей школы , его игра узнаваема.
Один из самых известных питерских выпускников — мировая звезда Григорий Соколов , который успешно гастролирует по Европе и дает в России только один концерт в год , собирая полный зал. У него индивидуальная продуманная игра , без внешних эффектов.
«Вспоминайте иногда вашего студента…»
— А были ли в консерватории еще ученики из Алтайского края?
— Да , когда я поступал , на четвертом курсе училась моя землячка Лилия Ляпина. Собственно , она помогла мне попасть на прослушивание к Павлу Егорову , профессору и моему наставнику.
— Как проходят дни студента консерватории?
— Распорядок примерно такой: если с утра нет пар , то в 5:30 подъем , едешь занимать очередь на занятия в классе , играешь до 10 часов. Потом в консерваторию на учебу , после обеда снова бежишь в класс играть.
Хорошо было тем , у кого свое фортепиано. Потому что выдерживать такой график сложно. Особенно учитывая тот факт , что студентов много , а инструментов — мало.
Учиться в консерватории очень ответственно. Тем , кто приезжает туда , нужно дойти до уровня выпускников. А планка высока.
Например , в консерватории учились такие победители и лауреаты конкурса Чайковского , как Мирослав Култышев и Александр Лубянцев. Нас равняют с серьезными музыкантами , и никого не волнует , что ты приехал из провинции.
Мерцание мелодий
— Когда вы начали сочинять музыку?
— Импровизации я играл еще в музыкальной школе. Это были не композиции , просто отрывки , которые мне нравилось повторять. Я не придавал им особого значения , не записывал.
После консерватории я играл композиции , которые уже напоминали законченное произведение. Но они , конечно , были созданы не по академическим канонам , в свободной форме. Как сказал один мой товарищ , «сразу слышно , что написал пианист».
Потом такой музыки стало больше. Я понял , что могу выразить себя через нее , и мне стало интересно заниматься сочинительством.
— Но композитором вы себя сознательно не называете?
— Да. Я просто музыкант , который умеет сочинять композиции. Мне кажется , этим многие занимаются , но не все решаются выделить время и записать.
Композитор для меня — слишком большое звание. Все-таки люди этому специально учатся.
— Сколько вам потребовалось времени на запись альбома?
— Два года. Альбом вышел в апреле 2019 года.
В записи музыки есть немало условностей. Важно , чтобы ноты понимал не только автор , но и другой исполнитель. Недостаточно написать , какую ноту и в какое время играть , нужно распределить их между правой и левой рукой , обозначить четкий ритм , темповые переходы. На это уходит много времени.
В студии звук я записывал пять месяцев. Мы собирались по воскресеньям и играли по три — пять часов.
Готовый альбом я выложил на все известные платформы: Apple music , Google music , YouTube music , Spotify , Yandex и так далее. Его мог послушать любой желающий.
— Сколько нужно денег потратить , чтобы записать такой альбом?
— Относительно много. Написать музыку — это самое простое в таком деле. Сейчас очень важно ее сопровождение , чтобы выделиться из толпы.
Должны быть фотографии , которые создают определенный образ , клипы , продуманная концертная программа. Я решил сделать все , кроме выпуска диска , поскольку это сегодня не так актуально.
Фотографа Ксению Засецкую я нашел в Москве , она достаточно известна в своем кругу , снимала многих звезд. Мы сделали профессиональную съемку , клип и видеоинсталляцию.
Сейчас очень большие требования к качеству звука , сопровождающей картинке. Диски стали наподобие листовки — просто показать , что у тебя есть музыка. А нужно сделать так , чтобы людям было интересно , чтобы они пришли на концерт.
Этим и отличается музыкальная среда от чистого бизнеса , где люди приходят и покупают товары , которые им нужны. Музыка — тоже продукт , но он не нужен каждый день , и его можно получить бесплатно.
— В анонсе к концерту написано , что «это сочетание классических элементов и импрессионизма с влиянием британского рока».
— Да , все так. С юности мне нравятся группы The Beatles , Coldplay. Чисто по фактуре , звучанию можно найти общие черты , настроение.
— Альбом переводится как «мерцания». Почему такое название?
— Я пытался проанализировать , как мне пришла идея сочинить альбом, — это действительно было как маленькое озарение. Появление идеи выражено в этом очень красивом слове.
— Вы презентовали свой альбом в Москве и Питере. Есть ли какие-то сложности с организацией концерта в больших городах?
— Особых проблем нет , всегда можно найти оборудованный зал в аренду.
Другое дело , что сейчас сложно найти место , где всегда можно сыграть современную фортепианную музыку. Есть клубы , где играют джаз , при этом люди могут свободно беседовать друг с другом. Или площадки , вплоть до Мариинского театра , где играют чисто классику.
Так что в плане современной музыки Питер очень консервативен.
Столичная жизнь
— Кем работают выпускники консерваторий?
— По-разному. Концертмейстерами , солистами в филармонии , играют в камерных ансамблях.
Естественно , каждый выпускник мечтает стать солистом филармонии. Ездить по миру , участвовать в конкурсах. Но чтобы стать таковым , нужно быть лучше других.
Не обязательно ездить на конкурс Чайковского , можно принимать участие в других , которые проводятся каждый год и на них не такой высокий уровень.
Но быть одновременно музыкантом и семейным человеком очень сложно , потому что , к сожалению , музыкальные профессии не бывают высокооплачиваемыми. Поэтому многие мои одногруппники выбрали другую сферу деятельности.
— А какой путь выбрали вы?
— Я начал преподавать и занимаюсь этим до сих пор.
Сначала я давал уроки в частной школе , вел «Элементарную теорию музыки» для подростков и взрослых. Делал аранжировки для групп.
Потом четыре года работал в музыкальной школе , у меня был свой класс , много учеников. Но я понял , что там нужно находиться не просто годами , а десятилетиями , чтобы стать уважаемым преподавателем , обрести свое имя.
Сейчас я снова преподаю частным образом , занимаюсь только с теми , с кем хочу. Это приносит больше дохода , чем в школе, — проблема заработной платы есть везде , хоть в столице , хоть в провинции.
Зарплата в Питере сравнительно высокая , но это не те деньги , на которые можно жить в большом городе. А работать на двух работах сразу — это значит не выкладываться полностью в обоих случаях.
— Не было мыслей уехать за границу?
— Уехать за границу — это то же самое , что уехать в Москву или любой другой город. Нужно либо доказать , чего ты стоишь , либо сразу быть мировой звездой.
Я хотел поехать учиться в Германию в магистратуру. Но там большой конкурс. Условно , мест в магистратуре шесть , а поступать приезжают 100 человек. При этом три места гарантированно дают своим выпускникам.
За границу едут не потому , что хотят стать лучше , а потому , что уже стали лучшими в своем городе , стране.
Конкуренция высочайшая: все хотят достичь того уровня жизни , уровня концертов и их частоты , которые бывают у западных артистов. В Европе очень ценят музыку , в Германии даже устраивают домашние концерты с приглашенными артистами.
— Как вы относитесь к людям , которые говорят: «Лучше бы я не ходил в музыкальную школу»?
— Справедливое высказывание на самом деле. За 20 лет жизнь в России поменялась , а система осталась советская , включая репертуар.
Я понимаю , что критикую ту систему , которая меня вырастила. Но , мне кажется , сейчас музыканты-любители должны играть с небольшими поблажками. Хотя бы что-то современное. Нельзя воспитывать человека на том , что для него не актуально.
Преподаватели находятся в очень жестких рамках. Им приходится воспитывать из учеников не музыкантов , а людей , которые умеют играть четыре произведения с минимальным количеством ошибок.
Мне кажется , нужно делать четкое разделение на профессионалов и любителей , с тем учетом , что любитель всегда может перейти на профессиональный уровень , если захочет.
Моя мама работает в одной из барнаульских музыкальных школ , и она говорит , что сейчас хотят ввести изменения вплоть до того , что будет расписан план урока. Если это возможно сделать по биологии или математике , то в музыкалке — нет.
Допустим , сегодня по плану на фортепиано ты должен разобрать с учеником сонату. А он очень плохо играет этюд , который должен сдавать через две недели. И надо вообще-то заниматься им. И преподавателям одновременно нужно и программу научить хорошо играть , и при этом в план укладываться. Это очень сложно.
— В чем феномен Дениса Мацуева?
— Он харизматичный. Ему дано то , чего нет у других классических музыкантов. Он открыт миру , ведет свой инстаграм , может вести прямую трансляцию с обсуждения конкурса Чайковского. Публике гораздо приятнее , когда с ней общаются. А не как Григорий Соколов — он выходит , играет и уходит.
— Назовите живых классиков.
— Слонимский , Щедрин , Десятникова еще очень хвалят. Из заграничных Кшиштоф Пендерецкий.
— Какую музыку можете слушать бесконечно на повторе?
— Прокофьева и Чайковского «Ромео и Джульетту», The Beatles , Земфиру. В этом плане классическую музыку слушать сложно , ее нельзя поставить фоном или в наушниках с ней идти по улице.
Источник
150 лет Московской консерватории: 8 историй успеха выпускников
13 сентября Московской государственной консерватории им. Чайковского исполняется 150 лет. Список ее выдающихся выпускников и преподавателей можно продолжать до бесконечности. В разное время консерваторию окончили Сергей Рахманинов, Александр Скрябин, Святослав Рихтер, Альфред Шнитке, Леонид Коган, Эмиль Гилельс, Александра Пахмутова, Максим Дунаевский, Геннадий Рождественский. А в числе профессоров были такие деятели искусства, как Петр Чайковский, Николай Рубинштейн, Дмитрий Шостакович, Сергей Прокофьев, Марина Юдина и многие другие. Качество образования в МГК имени Чайковского высоко оценивается и за рубежом: в предметном рейтинге QS — учебное заведение занимает 27 место в мире по направлению подготовки «Исполнительские виды искусства».
В честь юбилея знаменитой консерватории «Учёба.ру» обратилась к биографиям его выпускников, продолжающих с теплотой вспоминать свою альма-матер.
Юрий Башмет
Имя лауреата четырех государственных премий РФ и народного артиста СССР Юрия Башмета известно во всем мире — он выступал в Милане, Берлине, Амстердаме, Риме и Нью-Йорке. Башмет также проводил мастер-классы в Японии и Европе и читал летние курсы в Музыкальной академии Киджи. Студенты и выпускники консерватории Чайковского знают Башмета как профессора и заведующего основанной им кафедрой альта. К слову, Юрий Абрамович стал первым человеком за всю истории музыки, кто доказал, что альт может быть солирующим инструментом.
Музыкой Башмет увлекся, можно сказать, случайно. В его семье не было музыкантов. Однажды мать Юрия решила, что сыну нужно иметь какое-то увлечение, и ребенок пойдет в музыкальную школу. Сначала родители хотели отдать Башмета в скрипичный класс, но там не было мест. В результате Юрий записался в класс альта. Решающим фактором стали слова приятеля — он утверждал, что занятия на этом инструменте требуют меньше времени, чем в случае со скрипкой. Проучившись какое-то время, Башмет настолько увлекся игрой на альте, что начал принимать участие в конкурсах. «Меня просто поразила красота звучания этого инструмента», — вспоминал он позднее.
Детское увлечение Юрия переросло в нечто большее — он поступает в МГК им. Чайковского по классу альта и продолжает учебу в ассистентуре консерватории, а также начинает активную концертную деятельность. В разные годы Башмет выступал в концертных залах Европы, США, Канады и других странах. В настоящий момент он также ведет занятия в своей альма-матер.
В интервью Башмет много раз положительно отзывался о своем университете.
«Московская консерватория по-прежнему остается лучшей. Те, кто работал ассистентами, теперь знаменитые музыканты, уважаемые профессора, крупные творческие личности. В других странах нет такого широкого и комплексного подхода к музыкальному образованию, как в моей альма-матер» Юрий Башмет
Александра Пахмутова
Александра Пахмутова занималась музыкой с детства и первые мелодии начала сочинять уже в возрасте трех лет. Она обучалась в нескольких музыкальных школах, в том числе в спецшколе при консерватории (в те времена она была Школой одаренных детей). Там будущая легенда российской и советской эстрады занималась в классе фортепиано, а после уроков ходила в кружок начинающих композиторов.
В консерватории Пахмутова училась у народного артиста РСФСР Виссариона Шебалина. После окончания университета под его руководством продолжила обучение в аспирантуре. Еще будучи студенткой Пахмутова показала свои работы представителям Союза композиторов СССР, и ее туда приняли.
Пахмутову знают как автора песен для звезд советской и российской эстрады, она сочинила порядка четырех сотен композиций. В разное время Пахмутова придумывала репертуар для Иосифа Кобзона, Льва Лещенко, Надежды Бабкиной, ВИА «Песняры», Людмилы Зыкиной и многих других. Но мало кто знает, что Пахмутова также увлекается сочинением произведений в жанре академической музыки. Так, она написала «Оду на зажжение огня», «Русскую сюиту» для оркестра, увертюры и концертные пьесы. К тому, что эти сочинения Пахмутовой пользуются меньшей популярностью, чем эстрадные хиты, композитор относится спокойно. «Если говорить о востребованности академической музыки, то мне обидно не за себя, а за огромную, богатую, невероятную советскую композиторскую школу. Ну что говорить обо мне, если сейчас очень мало звучат такие композиторы, как Шостакович и Прокофьев, например», — говорила она в интервью.
Владимир Спиваков
Легендарный скрипач и дирижер родился в семье инженера-технолога и пианистки. Прежде чем поступить в консерваторию, он учился в ССМШ имени Римского-Корсакова. Наставниками Спивакова были известные педагоги и музыканты Вениамин Шер и Любовь Сигал. В МГК имени Чайковского Владимир получал образование в классе скрипача и заслуженного деятеля искусств РСФСР Юрия Янкелевича.
Годы, проведенные в консерватории, Спиваков вспоминает как одни из лучших в своей жизни.
«Было святое время! Достаточно вспомнить, как из лифта выходили Генрих Нейгауз, Ойстрах, Глиэр, Ростропович. Мы ходили по классам у Нейгауза, узнавали о Ницше, Шопенгауэре. У Глиэра мы слушали и понимали, как играть романтическую музыку» Владимир Спиваков
Будучи студентом, Спиваков принимал участие в международных конкурсах, которые проводились в Италии и во Франции. Известно, что молодому музыканту давал уроки один из выдающихся скрипачей XX века Давид Ойстрах. Он оказал значительное влияние на будущего народного артиста Советского Союза и лауреата Государственной премии России.
После окончания консерватории Спиваков пошел в аспирантуру под руководством Юрия Янкелевича. В дальнейшем музыкант начинает концертную и гастрольную деятельность, а позднее и преподавательскую. Критики называют его одним из лучших скрипачей последнего времени.
Дмитрий Маликов
Отец певца, народный артист России и основатель известной в Советском Союзе группе ВИА «Самоцветы» Юрий Маликов, окончил МГК им. Чайковского и хотел, чтобы его сын сделал то, чего не удалось ему самому, — стал классическим музыкантом. Поэтому среднее образование Дмитрий Маликов получил в академическом училище при консерватории. Вот что о нем говорила одна из его педагогов, заслуженный работник культуры РФ Вера Хорошина: «Он заканчивал училище труднейшей рапсодией Ференца Листа. Еще во время учебы играл в Большом зале консерватории, выступал на самых ответственных концертах».
Интересно, что Дмитрий поступал в консерваторию уже будучи достаточно известным эстрадным артистом. Так, в 1988 году газета «Московский комсомолец» назвала его «Открытием года». Заработки поп-певца позволяли ему жить на широкую ногу: он был одним из немногих студентов, кто приезжал на пары на машине, автомобилем Маликова была черная «девятка».
Маликов окончил консерваторию с отличием и неоднократно с благодарностью вспоминал своих преподавателей в интервью. Несмотря на то, что после получения диплома Дмитрий решил сконцентрироваться на эстрадной музыке, он не забросил свое увлечение игрой на фортепиано. Стиль, в котором Маликов сейчас работает, он называет неоклассикой — современным прочтением классической инструментальной музыки. По мнению Маликова, его образование помогло ему построить успешную карьеру. К слову, он не только певец и пианист, но и композитор — с 2011 года Дмитрий сотрудничает с фестивалем « Круг света » . Причиной своего успеха он считает хорошее образование.
«Классическая музыка — это основа основ. Имея такое образование, можно развиваться в любом направлении» Дмитрий Маликов.
Денис Мацуев
Денис Мацуев родился в музыкальной семье. Его отец — пианист и композитор, мать — преподаватель игры на фортепиано, а дед работал перкуссионистом в Иркутском цирке. После того как семья Мацуева переехала в Москву, он перешел в школу при консерватории, а затем стал студентом знаменитого университета.
В интервью Мацуев признавался, что учеба в МГК им. Чайковского была его детской мечтой, несмотря на то, что выступать в Большом зале консерватории он начал еще до поступления, будучи стипендиатом фонда «Новые имена». «Когда я увидел себя в списках поступивших, это был один из самых счастливых моментов в моей жизни. Хотя у меня не было сомнений, что я успешно сдам экзамены — такой уж у меня характер: в любом деле нацелен на позитивный результат. Но все-таки, когда это свершилось, я испытал невероятный подъем», — рассказывал Мацуев.
Вступительные испытания не показались музыканту чересчур сложными. В беседе с журналистами он даже назвал их в шутку «детсадовскими». Тогда приемную комиссию возглавлял народный артист РСФСР Сергей Доренский. Ему и другим экзаменатором Мацуев сыграл первую часть сонаты Баха и один из этюдов Шопена. Пианист до сих пор помнит этот момент. Впрочем, так же, как и время, проведенное в консерватории, о котором Дениса сохранились исключительно хорошие воспоминания.
«Годы учебы в консерватории — незабываемые, любимые. Когда говорят: „шальные девяностые“, то у меня совсем иные ощущения» Денис Мацуев
В консерватории Мацуев сначала учился у Алексея Наседкина, которого называли «русским Моцартом». Он старался держать дистанцию со своими учениками, даже с теми, с кем общался. Так получилось, что Наседкину нужно было уехать в Японию, и Мацуев перешел в класс к Сергею Доренскому. У будущего пианиста-виртуоза сразу установились с ним доверительные отношения. По признанию Мацуева, Доренский стал для него близким человеком. «»Химия» его класса — именно в этих отеческих, семейных связях«, — рассказывал Денис.
Своей главной особенностью «сибирский Лист» и «новый Горовиц» считает то, что он получил навыки у трех совершенно разных и талантливых музыкантов. «Наверное, самое важное — что во мне есть сплетение трех главных исполнительских школ, и это главное наследство великих. Моя учительница в Иркутске Любовь Николаевна Семенцова — ученица Натансона, а в консерватории я учился у Наседкина (он ученик Нейгауза) и Доренского, который ученик Гинзбурга, который ученик Гольденвейзера. », — полагает Мацуев.
С 1995 года Мацуев является солистом Московской филармонии. В 1998 году Денис победил на Международном конкурсе имени Чайковского, это вызвало широкий отклик у публики. Впрочем, ни одного выступления соревнование Мацуеву не принесло, а выигрыш в 10 тысяч долларов, который ему выплатили в рублях, сильно уменьшился после дефолта. Несмотря на это, музыкант продолжил концертную деятельность, и сегодня он является одним из самых востребованных пианистов.
Николай Луганский
Несмотря на то, что Николай Луганский родился в семье научных работников, он играл на фортепиано с раннего детства. Мать и отец будущего народного артиста России поощряли интерес ребенка к музыке и с удовольствием посещали оперу. «Отец — умный и интеллигентный человек — купил мне фортепиано. У него не возникал вопрос: учить или не учить. Я сам захотел. Родители уходили на работу, я один спокойненько садился за инструмент, играя в первую очередь не гаммы и этюды», — рассказывал Николай журналистам.
Среднее образование Луганский получил в Школе имени Гнесиных, у педагога Татьяны Кестнер, а высшее — в консерватории имени Чайковского, у народной артистки СССР Татьяны Николаевой и Сергея Доренского. По воспоминаниям Николая, он много времени посвящал самообразованию, потому что его учителя были очень заняты. «Такого, чтобы педагог с тобой занимался два раза в неделю (как это положено), у меня никогда не было. Например, о каких-то двигательных профессиональных моментах я начал задумываться не в 12-13, а лет в 25 (когда уже поздно)», — вспоминал музыкант.
Тем не менее, Николай Луганский не считает, что он что-то упустил. По его мнению, главное в музыке не образование, а способность понимать этот вид искусства.
«Музыка для меня — величайшее искусство: оно проходит помимо слов, помимо всего от ума к уму, от сердца к сердцу, от души к душе. Напрямую. Без посредников» Николай Луганский
На мировоззрение музыканта оказал большое влияние его учитель Сергей Доренский. «Если же говорить о „школе Доренского“, то здесь следует говорить о втором смысле этого понятия — „школа“ как форма мировоззрения. Доренский не вдалбливал своим ученикам технические навыки, но это человек с очень широкими взглядами на культуру, у которого в классе всегда была определенная атмосфера. Он всегда поощрял и развивал индивидуальные особенности ученика», — вспоминал Луганский учебу в консерватории.
В свое время Луганский, как и Мацуев, участвовал в Международном конкурсе Чайковского, по его итогам музыканту досталась II премия. После окончания консерватории Луганский пошел в ассистентуру к Доренскому, а после решил преподавать в альма-матер. Николай учит студентов по классу специального фортепиано. Профессорская деятельность не мешает ему гастролировать, причем его игрой восторгаются и зрители, и критики. Последние характеризуют Луганского как «романтического героя» современного фортепианного искусства.
Рустем Хайрутдинов
Рустем Хайрутдинов в разное время обучался в Казани, Москве и Лондоне. У себя на родине он посещал музыкальную школу. «Заканчивая выпускной класс, я почувствовал, что я достаточно хороший пианист, чтобы пройти прослушивание в Московской консерватории имени Чайковского. Мои знакомые и близкие, в том числе родители, думали, что это было слишком дерзко, но я упорствовал. В результате мне очень повезло быть принятым после первой попытки, ведь многие поступают туда годами», — вспоминал Хайрутдинов свое поступление в университет.
В консерватории Рустем учился в классе у Льва Наумова — одного из самых ярких представителей русской фортепианной школы. Известно, что у него была авторская методика преподавания, основанная не на строгих правилах, а на системе ассоциаций. Зачастую он описывал музыкальные произведения посредством ярких образов. Так, темп полонеза Наумов сравнивал с лошадиным галопом, а «Вариации на тему Корелли» Рахманинова — с девочкой, танцующей с кастаньетами, на которую смотрит плачущий зритель.
Учиться в консерватории, по воспоминаниям Хайрутдинова, было нелегко. Зимой, когда на улице стояло около 30 градусов мороза, студентам приходилось репетировать в неотапливаемом подвале. Чтобы подрабатывать, начинающий артист играл в московских ресторанах, где можно было запросто встретить бандитов. А если Рустем и его сокурсники хотели попасть на концерт зарубежной звезды, то им приходилось занимать место в очереди за билетами глубокой ночью.
Но, несмотря на все испытания, Хайрутдинов сохранил прекрасные воспоминания об альма-матер.
«Это было нелегкое время, но годы, проведенные в консерватории, стали одним из самых захватывающих экспериментов, сформировавших мировоззрение у меня и моих друзей. Мне повезло получить прекрасное музыкальное образование» Рустем Хайрутдинов
После окончания МГК им. Чайковского артист продолжил образование, но уже за рубежом — в знаменитой Королевской академии музыки в Лондоне. Сейчас Хайрутдинов не только выступает с концертами, но и учит ее студентов игре на фортепьяно. Он стал одним из самых молодых профессоров этого престижного учебного заведения.
Глеб Матвейчук
Актер, композитор и певец, принимавший участие в шоу «Точь в точь» и «Две звезды», окончил вокальное отделение консерватории. Интересный факт: Матвейчук совмещал учебу сразу в двух вузах — в МГК им. Чайковского и ВТУ им. Щепкина, в мастерской Николая Афонина. По его словам, это было вполне реально, так как он получил хорошее среднее образование по специальности «дирижер-хоровик» в Белорусской академии музыки. В интервью Матвейчук называл его основой своей музыкальной истории. «Теоретическая база у меня была сильная, и в консерватории я был освобожден от теоретических предметов. Так я оказался не очень занят и решил поступить еще и в театральное училище», — объяснял артист.
Во время учебы в консерватории Матвейчук посещал мастер-классы известных педагогов по вокалу. Тогда у него хорошо складывалась композиторская деятельность, но пение Глебу давалось с трудом. До тех пор, пока он не встретил заслуженного работника культуры РФ Светлану Нестеренко, учеников которой можно найти в «Ла Скала» и Большом театре (сейчас Нестеренко заведует кафедрой сольного пения в Академии хорового искусства имени Попова).
«Под руководством Светланы Григорьевны свершилось невероятное. С тех пор исполнительство оставалось для меня всегда самым важным. Сейчас благодаря ему я могу работать и общаться с лучшими поэтами, артистами, режиссерами, получать много дополнительных возможностей для осуществления моих творческих планов» Глеб Матвейчук
Занятия с Нестеренко запомнились Матвейчуку не только благодаря ее педагогическим талантам. Дело в том, что в числе ее вольных слушателей была Анастасия Макеева, студентка ГМУЭДИ и будущая жена Матвейчука. В интервью она признавалась, что была сразу покорена фальцетом Глеба, и у нее возник профессиональный интерес. В дальнейшем они продолжили общение по переписке, но вскоре судьба снова свела их — на репетициях мюзикла «Монте-Кристо». Позже они сыграли свадьбу. Несмотря на то, что в брак артистов распался летом 2016 года, Глеб и Анастасия сохраняют дружеские отношения.
После окончания консерватории Матвейчук пробовал свои силы в кино, но его не звали на главные роли. В какой-то момент он начал сочинять музыку для фильмов, и эта деятельность принесла ему успех. Музыку Матвейчука можно услышать в картинах «Адмиралъ» и «Каменная башка». Занимаясь сочинением, Глеб не прекращал работать в качестве актера — он снимался в сериале «Маргоша» и был занят в рок-опере «Иисус Христос — суперзвезда».
Источник