Залигованная нота что значит

Как правильно читать табулатуру

В этом блоке я хочу поделиться тем, как правильно читать табулатуры. Довольно много символов и приёмов, которые используются как в табулатурной записи, так и в нотной, нуждаются в пояснении.

Многим известно, что линейки на табулатурном стане — это струны. Нижняя линейка — это 6-я струна. Цифры — это номера ладов, на которых нужно прижимать струну.

Итак, начнем разбираться в непонятных символах. Я буду постепенно пополнять этот раздел по мере того, как будут поступать вопросы или как буду натыкаться на непонятные места.

Нота в скобках

Рассмотрим на этом примере. Мы видим, что 2 ноты залигованы (суммируются длительности). Как правило, вторая нота в таком случае не берется в скобки. Но здесь мы видим, что нота вибрируется, и вибрато выполняется именно в этот момент времени. Поэтому нота, взятая в скобках просто позволяет отобразить точный момент, в который нужно начать вибрато.

Бенды

Тут ничего сложного: full — это «подтяжка» на целый тон, 1/2 — на полтона и т. д.

В Guitar Pro можно «рисовать» бенд, что очень удобно, поскольку есть возможность в точности отобразить, в какой момент нам нужно подтянуть струну. Можно «рисовать» бенд, пре-бенд, бенд с возвратом и т.д.

Символ N.C.

Лично меня этот момент напрягал одно время. Я не мог понять, что это и нигде не мог найти тому объяснений, пока сам вдруг не додумался, что это Now Chords (нет аккордов). Применяется в тактах, где используются риффы и гармония отсутствует (хотя зачастую гармония все же подразумевается), но если рифф выходит из тональности, то сивмол очень актуален.

Глиссандо

Довольно актуально! Глиссандо (слайд, скольжение) бывает разное. Здесь представлены все, которые предлагает нам Guitar Pro

  1. Слайд без звукоизвлечения (второй ноты)
  2. Слайд со звукоизвлечением (часто используется, чтобы обозначить смену позиции)
  3. Скольжение от высоких нот (въезд в ноту)
  4. То же, только от низких нот
  5. Скольжение к низким нотам (часто применяется в конце фраз)
  6. То же, только к высоким нотам

Легато

Если вы видите две залигованные ноты, но разной высоты (!!), то это означает легато. Во многих нотных изданиях hamer-on (восходящее легато) и pull-off (нисходящее) не подписываются. В этом примере я подписал на всякий случай (некоторые издания над дугой ставят эти обозначения):

В этом примере все ноты играются легатно. Guitar Pro 6 не позволяет выделить все ноты и залиговать их, приходится отдельным символом ставить переход с первой струны на вторую (hamer-on на соседней струне). Однако в большинстве нотных изданий может стоять одна большая дуга над всеми нотами, при этом важно понимать, что первая нота извлекается медиатором или пальцем (если не проставлен доп. символ «хамер из ниоткуда»), а остальные играются легатно, причем где pull, а где hamer, нужно выяснять самостоятельно (но это проще пареной репы)

В этой фразе первая нота каждой группы нот, объединенных дугой, извлекается медиатором (пальцем).

Ну а в этом примере (если присмотреться) можно увидеть глиссандо (без звукоизвлечения), что позволяет сменить позицию, не теряя плавности звучания.

Символ P.M.

P.M. — это сокращение двух слов: Palm (ладонь) Muting (глушение). Т.е. это очень знаменитый прием, когда мы касаемся ребром ладони правой руки струн, чтобы получить фирменный «дж-дж».

Если прием относится лишь к одной ноте, то символ будет стоять непосредственно над нотой, а если нужно таким образом исполнить несколько нот, то пунктирной линией будет указано, до какой ноты действует этот прием. Все очень просто!

Источник

Залигованные ноты

Залигованные ноты — это две или более нот, соединённые вместе лигами.

Залигованные ноты отображаются в следующих случаях:

Если нота имеет некратную длительность, которую нельзя отобразить, не связав вместе две и более ноты различной длительности.

Если нота пересекает тактовую черту.

Если нота пересекает «границу группы» внутри такта.

Nuendo автоматически создает связанные лигой ноты в зависимости от длительности и позиции нот. Например, четвертная нота режется пополам и связывается лигой, если она пересекает долю половинной ноты, а восьмая нота разрезается на две части и связывается, если пересекает долю четвертной ноты.

Если вы активировали опцию Синкопирование в окне Настройки партитур (вкладка Нотоносцы – Главная ), это снижает вероятность того, что Nuendo разрежет и залигует ноты. Например, вторая нота на рисунке не была бы разрезана при активации синкопирования. Параметр Синкопирование влияет на весь трек, но вы также можете настроить синкопирование для отдельных участков партитуры, вставив события квантизации отображения.

Вы можете изменить способ разрезания нот, вставляя изменения тактового размера.

Рис. 1 . Со стандартным размером 4/4 Рис. 2 . Со смешанным размером (3+2+3 восьмыми ноты)

Направление лиг вы можете установить вручную в диалоговом окне Задать свойства ноты или в секции Нотные события , расположенной в правой зоне.

Источник

Залигованные ноты

Залигованные ноты — это две или более нот, соединённые вместе лигами.

Залигованные ноты отображаются в следующих случаях:

Если нота имеет некратную длительность, которую нельзя отобразить, не связав вместе две и более ноты различной длительности.

Если нота пересекает тактовую черту.

Если нота пересекает «границу группы» внутри такта.

Cubase автоматически создает связанные лигой ноты в зависимости от длительности и позиции нот. Например, четвертная нота режется пополам и связывается лигой, если она пересекает долю половинной ноты, а восьмая нота разрезается на две части и связывается, если пересекает долю четвертной ноты.

Если вы активировали опцию Синкопирование в окне Настройки партитур (вкладка Нотоносцы – Главная ), это снижает вероятность того, что Cubase разрежет и залигует ноты. Например, вторая нота на рисунке не была бы разрезана при активации синкопирования. Параметр Синкопирование влияет на весь трек, но вы также можете настроить синкопирование для отдельных участков партитуры, вставив события квантизации отображения.

Вы можете изменить способ разрезания нот, вставляя изменения тактового размера.

Рис. 1 . Со стандартным размером 4/4 Рис. 2 . Со смешанным размером (3+2+3 восьмыми ноты)

Направление лиг вы можете установить вручную в диалоговом окне Задать свойства ноты или в секции Нотные события , расположенной в правой зоне.

Источник

Знаки, увеличивающие длительность нот и пауз

В более ранних выпусках мы рассматривали основные длительности нот и пауз. Но в музыке такое многообразие ритмов, что порой этих основных средств передачи не достаточно. Сегодня мы разберем несколько способов, которые помогают записать звуки и паузы нестандартной величины.

Для начала повторим все главные длительности: существуют ноты и паузы целые, половинные, четвертные, восьмые, шестнадцатые и другие, более мелкие. На расположенной ниже картинке можно увидеть, как они выглядят.

Далее, для нашего с вами удобства давайте также договоримся на условные обозначения длительностей в секундах. Вы уже знаете, что реальная длительность ноты или паузы – это всегда относительная величина, непостоянная. Она зависит от того, в каком темпе бьется пульс в музыкальном произведении. Но чисто в учебных целях предлагаем вам все-таки условиться, что четвертная нота – это 1 секунда, половинная – 2 секунды, целая – 4 секунды, а то, что меньше четверти – восьмые и шестнадцатые будут, соответственно, представляться нам как половина (0,5) и 1/4 часть секунды (0,25).

Как точки могут увеличить длительность ноты?

ТОЧКА – точка, которая стоит рядом с нотой, с правой стороны увеличивает длительность ровно наполовину, то есть в полтора раза.

Обратимся к примерам. Четвертная нота с точкой – это сумма времени самой четверти и еще ноты, которая в два раза короче, чем четверть, то есть восьмой. И что же получается? Если четверть у нас, как мы договорились, длится 1 секунду, а восьмая – полсекунды, то четверть с точкой: 1 с + 0,5 с = 1,5 с – полторы секунды. Нетрудно сосчитать, что половинная с точкой – это сама половинная плюс четвертная длительность («половина от половинной»): 2 с + 1 с = 3 с. С остальными длительностями поэкспериментируйте самостоятельно.

Как видите, увеличение длительности здесь реальное, поэтому точка – это очень эффективное и очень важное средство и знак.

ДВЕ ТОЧКИ – если мы видим рядом с нотой не одну, а целых две точки, то действие их будет следующее. Одна точка удлиняет наполовину, а вторая точка – еще на четверть («на половину половины»). Итого: нота с двумя точками увеличивается в своей длительности сразу на 75%, то есть на три четверти.

Пример. Целая нота с двумя точками: сама целая нота (4 с), одна точка к ней изображает присоединение половинной (2 с) и вторая точка говорит о присоединении еще и четвертной длительности (1 с). Всего получилось 7 секунд звучания, то есть целых 7 четвертей в эту длительность поместились. Или другой пример: половинная тоже с двумя точками: сама половинная плюс четвертная, плюс восьмая (2+1+0,5) вместе длятся 3,5 секунд, то есть почти как целая нота.

Конечно, логично предположить, что на равных условиях в музыке можно применять и три, и четыре точки. Это действительно так, пропорции каждой новой прибавляемой части при этом будут выдержаны в геометрической прогрессии (вдвое меньше по сравнению с предыдущей частью). Но на практике тройные точки встретить почти нереально, поэтому если хотите, с их математикой можете потренироваться, но забивать голову ими совсем необязательно.

Что такое фермата?

ФЕРМАТА – это особый знак, который ставится над или под нотой (можно и над паузой). Он представляет собой выгнутую в полукруг дугу (концы как у подковы смотрят вниз), внутри этого полукруга – жирная точка.

Значение ферматы может быть различным. Возможны два варианта:

  1. В классической музыке фермата увеличивает длительность ноты или паузы ровно наполовину, то есть ее действие будет равносильно действию точки.
  2. В романтической и современной музыке фермата означает свободную, не регламентированную по времени задержку на длительности. Каждый исполнитель, встретив фермату, должен сам решить, насколько нужно продлить ноту или паузу, сколько их выдерживать. Конечно, многое в данном случае зависит от характера музыки и от того, как ее чувствует музыкант.

Возможно, вас после прочитанного мучает вопрос: зачем нужна фермата, если есть точка и в чем между ними разница? Дело в том, что точки всегда расходуют основное время в такте (то есть занимают время, которое мы просчитываем на РАЗ-И, ДВА-И и т.д.), а вот ферматы – нет. Ферматы всегда выдерживаются за счет дополнительного, «бонусного времени». Поэтому, например, в четырехдольном такте (счет ударов пульса до четырех) фермата на целой ноте будет просчитываться до шести: 1и, 2и, 3и, 4и, 5и,6и.

Плюсующая лига

ЛИГА – в музыке это дуга, соединяющая ноты. И если лигой соединяются две ноты одинаковой высоты, которые к тому же стоят подряд одна после другой, то в таком случае вторая нота уже не ударяется, а просто «бесшовным» способом присоединяется к первой. Другими словами, лига как бы заменяет собой знак «плюс» , она просто присоединяет и все.

Предвижу ваши вопросы такого плана: зачем нужны лиги, если можно просто написать сразу укрупненную длительность? Например, две четвертных соединены лигой, почему бы не написать вместо них одну половинную ноту?

Отвечаю. Лига применяется в тех случаях, когда «общую» ноту написать как раз таки не получается. Когда это бывает? Допустим, что длинная нота появляется на границе двух тактов, и целиком она никак в первый такт не помещается. Что делать? В таких случаях ноту просто дробят (делят на две части): одна часть остается в одном такте, а вторая часть, продолжение ноты помещается в начало следующего такта. А потом то, что разделили, сшивают с помощью лиги, и ритмический рисунок тогда не нарушается. Так что без лиги порой никак нельзя обойтись.

Лига – это последнее из тех средств удлинения ноты, о которых мы хотели вам сегодня рассказать. Кстати, если точки и ферматы применяются как с нотами, так и с паузами , то лигой соединяются только длительности нот . Паузы лигами не соединяются, а просто при необходимости следуют подряд одна за другой или сразу укрупняются в одну более «жирную» паузу.

Давайте подытожим. Итак, мы рассмотрели четыре знака, увеличивающих длительности нот. Это точки, двойные точки, ферматы и лиги. Сведем информацию об их действии в общую таблицу:

ЗНАК ДЕЙСТВИЕ ЗНАКА
ТОЧКА удлиняет ноту или паузу наполовину
ДВЕ ТОЧКИ увеличивают длительность на 75%
ФЕРМАТА произвольное увеличение длительности
ЛИГА соединяет длительности, заменяет знак «плюс»

В следующих выпусках мы продолжим говорить о музыкальном ритме, узнаем о триолях, квартолях и других необычных длительностях, а также основательно разберем понятия такта, метра и размера. До новых встреч!

Дорогие друзья, свои вопросы вы можете оставлять в комментариях к данной статье. Если представленный материал вам понравился, расскажите о нем в социальных сетях, в этом вам помогут специальные кнопки, которые вы увидите ниже. Спасибо за внимание!

Источник

Читайте также:  Ноты данкля вариации для клавира
Оцените статью