- Регулировка анкера на акустической гитаре. Настройка грифа.
- Что такое анкер гитары?
- Для чего нужен анкер гитары?
- Виды анкеров для гитары
- Сжимающий
- Сгибающий
- Принцип работы анкера
- Регулировка анкера. В каком месте крутить гайку?
- В какую сторону крутить анкер?
- Мифы, догадки, заблуждения
- Какой прогиб у грифа должен быть?
- Как определить форму прогиба грифа
- Заключение и порядок действий
- Замена двухстороннего анкерного стержня без снятия накладки, второй вариант
Регулировка анкера на акустической гитаре. Настройка грифа.
Что такое анкер гитары?
Анкер на акустической гитаре представляет из себя стальной стержень, который вставлен внутрь грифа, и сгибает дерево для того, чтобы на инструменте можно было играть – прежде всего, чтобы струны звучали при их нажатии.
Для чего нужен анкер гитары?
Многие начинающие гитаристы, которые не разбираются в том, как вообще устроен инструмент, немного неправильно воспринимают его строение. Гриф гитары вовсе не горизонтально прямой, как об этом многие думают. Более того – он представляет из себя столько не идеально ровный брус, сколько дугу, на которую, как тетива на лук, натянуты струны. Если бы эта часть гитары была идеально ровной – то тогда струны бы ложились на нее и их невозможно было бы зажимать. Анкер выполняет сразу две задачи – принимает на себя огромную нагрузку, которую оказывает на дерево натянутая струна, а также сохраняет гриф в одном положении для более удобной игры.
Соответственно в случае, если с гитарным стержнем происходят изменения, то это напрямую влияет на удобство игры, а также на возможность исполнения песен в принципе. С кривым грифом напрямую связаны две очень распространенные проблемы:
- Это одна из причин, почему дребезжат струны – то есть звенят об порожки, и вместо того, чтобы давать ровный, звонкий звук, они ладят, а иногда и не играют вовсе.
- Струны становится зажимать очень тяжело – особенно хорошо это ощущается на 5 и выше ладу. Крайне тяжко становится играть с приемом баррэ – гитарист начинает тратить гораздо больше усилий, чем для этого требуется. Такая ситуация тоже напрямую связана с тем, что гитарный анкер перетянут, и сжимает гриф намного сильнее, чем требуется.
Вместе с этим, инструмент может перестать строить и давать ноту немного выше, или ниже, чем оно должно быть.
Как же это исправить? Именно этому и посвящена данная статья.
Виды анкеров для гитары
Прежде всего стоит понять, какие вообще бывают гитарные стержни, и как они вообще работают. Это важно, потому что для каждого из типов имеется свой механизм регулировки.
Сжимающий
Самый популярный типа анкеров, который установлен практически на каждой акустической гитаре. Его принцип действия заключается во сжатии грифа, по мере прокрутки стержня ключом. Условно он состоит из двух частей – первая, статичная, которая как раз и отвечает за удержание части инструмента в одном положении, и вторая – которую можно крутить, и которая регулирует степень того, насколько дерево сжато.
Сгибающий
Более сложная конструкция, которая характерна больше для электрогитар, особенно произведенных компанией Gibson. Он представляет их себя также механизм из двух элементов – стержня, который закреплен внутри дерева, а также шайбы, которая как раз и регулирует силу сжатия. Сжимающим данный тип анкера назван как раз потому, что стержень тянет дерево в сторону, противоположной струнам, из-за чего и происходит силовой сгиб.
Принцип работы анкера
Как уже было сказано выше, стержень силовым воздействием выгибает гриф инструмента вовне, создавая из прямого бруса дугу. Чем сильнее он затянут – тем градус этой дуги больше, и тем. Соответственно, больше расстояния до струн. И наоборот – чем он слабее, тем градус меньше, и тем меньше струны отдалены от грифа. В целом, это все – именно так и работает стержень внутри дерева.
Регулировка анкера. В каком месте крутить гайку?
Регулировка грифа гитары происходит посредством вращения гайки, которая и управляет степенью прогиба. На акустических инструментах чаще всего она расположена внутри деки, под самим бруском, в специальном отверстии. Это сделано специально для того, чтобы неопытные музыканты не пытались самостоятельно исправлять неполадки, и отправлялись к мастеру.
И это верно – рекомендуется в первую очередь пойти к человеку, который понимает, что делать, вместо того, чтобы пытаться исправить проблему самому. Причина очень проста – вы вполне можете своими действиями сорвать резьбу, или, еще хуже – повредить гриф. Поэтому идеальным вариантом для начинающего музыканта – понять, как ухаживать за гитарой, и на основе этой информации не допускать поломок.
Кроме того, реже, но на акустических инструментах анкер может быть наверху – на голове гитары. Это часто встречается у продукции фирмы Gibson, или же на электроинструментах.
В какую сторону крутить анкер?
Для начала стоит понять, что у вас не так. Для этого возьмите гитару, зажмите первый и восемнадцатый лад, и измерьте расстояние между струнами и грифом в районе пятого-седьмого лада. Оно должно быть примерно 0.3 миллиметра. Если размер больше – то тогда ваш гриф выгнуло, а это означает, что натяжение струн сильнее. В таком случае крутить гайку надо по часовой стрелке.
Если же инструмент ладит, звенит, и звучит больше как ситар или банджо – то это означает, что натяжение стержня больше, чем выдерживают струны. В таком случае вращать надо против часовой стрелки.
Мифы, догадки, заблуждения
На одном из гитарных форумов я читал тему, где человек спрашивал – до какой степени надо крутить анкер? И ему ответили – до щелчка.
Так делать нельзя. Щелчок означает, что вы, как минимум сорвали резьбу, или же вообще сломали гриф, и по нему прошла трещина.
Крутить стержень надо аккуратно, постоянно проверяя правильность прогиба. Сделать это можно просто взглянув на брусок по плоскости – как показано на фото. Так станет прекрасно понятно, насколько сильно вообще его выгнуло, и как долго еще крутить. Зачастую достаточно сделать пару поворотов, чтобы исправить всю ситуацию, поэтому помните – аккуратность превыше всего.
Кроме того, перед тем, как делать ремонт, надо обязательно снять, или ослабить струны – поэтому новичку стоит сначала узнать, как поменять струны на гитаре, чтобы сделать это без проблем.
Какой прогиб у грифа должен быть?
На самом деле, у всех ответ на этот вопрос разный. Кому-то удобно играть с чуть более большим выгибом, чем обычно, кому-то с меньшим. Однако стандарты для акустической гитары говорят, что прогиб должен быть таким, чтобы расстояние между струной и грифом на пятом-седьмом ладу было не более 0.3мм при одновременно зажатых первом и восемнадцатом ладах.
Как определить форму прогиба грифа
Этот аспект также определяется по тому, как струны ощущаются на инструменте.
- Если они тяжело зажимаются, особенно на высоких ладах, то брусок стал «выпуклым» — то есть выгнулся вовне.
- Если же струны как будто лежат на грифе, дребезжат и ладят – то он выгнут вовнутрь.
Кроме того, можете положить гитару горизонтально, настроить ее, и зажать одновременно первый и восемнадцатый лад. После этого примерно измерьте расстояние от струны до грифа на пятом-седьмом ладу. Он должен быть не более 0.3мм.
Заключение и порядок действий
Прежде, что стоит помнить по настройке анкера – это осторожность во всем. Делайте все максимально аккуратно и тщательно, проверяя последствия каждых своих действий. А действия следующие:
- Определите форму прогиба грифа;
- Снимите или сильно ослабьте струны на гитаре;
- Крутите анкер в сторону, которая соответствует требуемой для исправления дефекта;
- Проверьте степень выгнутости грифа;
- Если что-то не так – крутите еще раз, в зависимости от желаемого результата;
- Проверка;
- Если все в порядке – натяните струны и обязательно дайте инструменту постоять некоторое время и принять изменения. Желательно дать срок в день, чтобы все встало на свое место.
Также стоит отметить, что ослабляйте или усиливайте натяжение немного с запасом – то есть чуть сильнее, или чуть слабее, поскольку струны тоже будут влиять на натяжение, и на то, насколько хорошо встанет брус со стержнем.
Кроме того, чтобы такие проблемы возникали как можно реже – надо понимать, как выбрать акустическую гитару , поскольку от качества изготовления инструмента, а также его материала зависит очень многое.
Источник
Замена двухстороннего анкерного стержня без снятия накладки, второй вариант
Итак, в мастерской появляется простенький семиструн «SGR by Schecter», хозяин которого по неопытности сорвал шлиц на гайке двухстороннего анкера. Гитара почти новая, гарантия еще не кончилась, но случай, очевидно, не гарантийный.
Начинаю обсуждать с хозяином инструмента, как нам быть. Гитара дешевая, стоит меньше десяти тысяч рублей. Это значит, что классический вариант замены анкера (с переустановкой накладки) отметается сразу, поскольку такой ремонт стоит больше пяти, и владельцу проще будет поймать нужную модель подержанной за те же деньги. Или чуть доплатить и взять совершенно новый инструмент.
Что у нас есть еще? Да, хочется вынуть анкер через горло, как я это делал с тем басом. Ситуация очень похожая: на обоих инструментах двухсторонние анкера, головы под углом, но есть нюанс: у «шектера» нету пластины на голове грифа. Хм. Можно отрезать верхние три-четыре миллиметра с лицевой стороны головы, после чего сменить анкер, приклеить отрезанную морду обратно (видимо, через шпон) и все это покрасить. Неплохой вариант, но дешево тоже не получится. Что ж, тогда так: я буду удлинять анкерный канал до тех пор, пока он не позволит вытянуть анкер. Поскольку при этом серьезно нарушится внешний вид, мне придется сделать новую анкерную крышку, которая закроет удлиненный канал. Зато если получится — стоить будет весьма недорого, что-то около 2-3 тысяч. Этот вариант вполне устроил клиента.
Главный риск заключается в том, что анкер, строго говоря, не обязан вытянуться вверх. Я уже писал об этом в первом отчете. Анкер может быть сильно зажат между грифом и накладкой, может оказаться приклеенным к накладке намертво. Инженеры «шектера» вовсе не рассчитывали на то, что какому-то дикому русскому придет в голову извлекать анкерный стержень через такую задницу. Тем более, что плохо зафиксированный анкер в ослабленном состоянии может противно громыхать и резонировать при игре, так что в гриф его сажают плотно.
Что ж, начинается все как обычно: анкер любым доступным способом ослабляется до нейтрального положения (в гайку вбивается сточенный «под конус» ключ, или ключ клеится на поксипол, или берется очень длинный шестигранник и с силой прижимается к стенке гайки при вращении — короче, я уже и не помню, как именно я ее сдвинул, да и ослаблять анкер гораздо проще, чем натягивать). Теперь нужно проверить, удастся ли сдвинуть анкер в канале. К счастью, под порожком торчит целых пять миллиметров анкера, туда можно осторожно засверлиться.
За отверстие удобно схватиться круглогубцами.
Я опираюсь ими на торец накладки и сдвигаю анкер! Везет.
Все, дальше двигать его пока некуда.
Забиваю его обратно, чтобы не мешался.
Чем удлинять паз? Можно соорудить какую-нибудь замороченную конструкцию, установить на нее фрезер и снять материал им. Но это будет громоздко, долго и шумно. А у меня тут ремонт эконом-класса все-таки. Делаю проще — намечаю две линии:
Беру свою волшебную ножовку и начинаю аккуратно запиливаться по ним:
Я постоянно проверяю дно паза лекальной линейкой, чтобы не снять лишнего.
Вот и все — разве что в самом конце надо будет еще чуть-чуть подрезать. Процедура занимает минут десять, наверное. Ну и зачем тут фрезер?
Вынимаю старый анкер (на фото сверху), подбираю новый по длине.
Новый анкер чуть тоньше старого, так что я надеваю на него термоусадку. Получается идеально — стержень плотно, но без чрезмерных усилий, запихивается в паз.
Самое время рассказать хозяину гитары о своих успехах.
Через некоторое время Роман присылает следующий набросок:
Уточняю у него, действительно ли это перевернутый крест с надписью «DICK» (действительно, это он).
Рекомендую держаться черного цвета (это и подразумевалось).
Рекомендую пустить надпись по длинной палке, чтобы она была крупнее и ее хоть кто-то увидел.
Прошу учесть, что крышка будет крепиться к гитаре шурупом на верхушке, и под него надо оставить свободное место.
Финишный эскиз выглядит так:
Выясняю название шрифта, рекомендую сделать разрядку прописных. Возражений нет. Отправляю письмо пластиковых дел мастеру Вадиму, с которым сотрудничаю давным-давно и не перестаю радоваться. Вскоре мастер присылает окончательный чертеж, а заодно три варианта расцветки:
Клиент выбирает черный гранит.
Через несколько дней заезжаю в лабораторию Вадима за крышечкой. Он вовсю трудится над очередным мегапроектом, но нашел время и на мой заказ.
Перед установкой крышки я обдаю паз черной эмалью:
Вот, собственно, и все. Собранный инструмент:
Источник