- MasterGitar.com
- Муздеталь в ЖЖ
- Page Summary
- Links
- замена ладов.
- « previous entry | next entry » Nov. 3rd, 2010 | 11:48 pm
- Лады бас гитары
- Зачем нужны лады на гитаре?
- Я — новичок. Сколько ладов на грифе мне нужно?
- Почему нужна замена ладов на гитаре?
- Из чего делаются лады?
- Нейзильбер (Nickel-Silver)
- Нержавеющая сталь (Stainless steel)
- Медный сплав (Copper alloy)
- Какие размеры ладов бывают?
- Широкие или узкие лады на гитаре
- Высокие или низкие лады на гитаре
- Глубина и ширина пропила
- Популярные размеры ладов
MasterGitar.com
Ремонт ладов гитары с их переустановкой – это один из самых распространенных видов работ с грифом гитары. Лады гитары изнашиваются или могут быть просто неаккуратно установленными с самого начала. Разберемся что надо знать перед тем, как приступить к замене или переустановке ладов.
В предыдущей статье мы увидели какие могут быть недостатки у ладов. Вкратце, если ваши имеют слишком глубокие протертости от струн или кем-то были сточены и оставшейся высоты не хватает, чтобы придать ладу верную форму, то их надо менять. Также, если лады плохо держатся в пропилах, то можно их все вытащить и установить заново.
Ровный гриф
Самое первое и важное правило – установка ладов гитары должна осуществляться в прямой гриф. Читаем статью, что такое прямой или правильно изогнутый гриф гитары. Поэтому будем исходить из того, что все работы с накладкой грифа уже закончены.
На практике так и получается, что вся работа на накладке грифа выполняется пакетом: и гриф выравнивается, и лады ремонтируются. Если для того, чтобы выровнять гриф вынимаются старые лады, то очень часто забивается назад уже новый комплект.
Тут роль играют уже любые недостатки у ладовой проволоки: малейшие истертости, мягкий металл, просто желание поставить новый комплект ладов.
Слишком широкие пропилы для ладов
Обычна ситуация, когда при ремонте гитары требуется замена ладов, а ширина пропилов не соответствует новому комплекту. Например, ремонт советских гитар, лады которых были совсем другими.
Ширина паза должна быть такой, чтобы лад нормально забивался лёгким молоточком, но, тем не менее, держался уверенно.
На ширину пропила необходимо обратить особое внимание. Широкий пропил — это не только ненадежная установка самой ладовой проволоки, но и ослабление грифа в целом. Под натяжением струн накладка сжимается и какие-то пустоты в ней это серьезная потеря прочности. Современные лады имеют очень короткую ножку до 2мм, чтобы этот эффект снизить.
Чтобы убрать все нежелательные эффекты от широких пропилов, лады можно вклеить на эпоксидную смолу. Читаем об этом в статье об установке ладов.
Существует ладовая проволока, специально выпущенная для ремонта гитар. Ножка такой ладовой проволоки толще, чем обычная, но разница буквально в одной десятке.
Глубина пропила
Головка лада должна лежать на накладке, а не ножка упираться в дно пропила, сделайте поэтому пропил немножко глубже, чтобы гарантировать это.
При замене ладов часто необходимо углубить или прочистить пропилы. Углублять пазы надо подходящей по ширине пилой. Глубина определяется высотой ножки. Последние десятки можно допиливать очень тонкой пилой, так как насечки начинаются на некотором расстоянии от края.
Специальный инструмент для чистки пазов – это заточенное в виде когтя полотно по металлу и/или коротенький кусочек того же полотна закрепленного в держалке. Таким интрументом надо будет работать, если по краю грифа у вас проходит пластиковый кант. Для сквозного пропила можно применить просто пилку с ограничителем глубины, как в статье про новые пропилы.
Шпатлевание накладки
Разного рода недостатки на накладке гитары надо шпатлевать или заделывать вставками. На темном дереве все очень удобно. На черном дереве совсем просто. Пудра черного дерева смешивается с эпоксидной смолой или суперклеем и этой массой можно заполнить как разного рода сколы, так и торцы пропилов. С суперклеем можно сначала насыпать пудру в полость, капнуть суперклей, там же размешать и разровнять маленькой лопаткой.
Для торцов пропилов существует прекрасный вариант — заклеить их усиком черного дерева. Этот способ очень удобный, подбираете по толщине усик, вставляете на клее в пропил, откусываете маленькими кусачками, можно слегка пристукнуть чем-то, чтобы зафиксировать этот кусочек усика. Подберите высоту усика таким образом, чтобы он не выклинивал лад из пропила. Тут лучше немного меньше.
Со светлым деревом все сложнее на нем видны все недостатки. Выход очень точно подбирать цвет шпатлевки. Делать очень точные вставки из такого же дерева.
Ладовый порожек из частей
На советских гитарах часто бывает, что не хватает длины старого лада после ремонта. В таком случае вы можете сдвинуть очередность, т. е. на место первого поставить второй или третий.
В конец накладки вы можете вбить лад из двух кусочков. У вас будет нулевой и первый, а также металлический нижний порожек. Стык сделайте между струнами. Если сделать аккуратно, то стык даже не видно. Только учтите, что косые насечки на ладах из той эпохи немного сдвигают лад при установке, это надо учитывать.
Источник
Муздеталь в ЖЖ
Page Summary
Links
замена ладов.
« previous entry | next entry »
Nov. 3rd, 2010 | 11:48 pm
Замена ладов-весьма распространённая процедура при ремонте гитар. К ней приходится прибегать в нескольких случаях:
1.Гриф гитары искривлён и его необходимо выровнять. Лады для этого необходимо снимать, причем старые лады ставить на место не имет ни малейшего смысла, так как они, как правило, непригодны для повторной установки на гриф.
2.Лады сильно изношены от интенсивной эксплуатации. Встречается эта ситуация на старых инструментах или гитарах профессиональных музыкантов, много и активно играющих на гитаре.
3.Есть желание повысить уровень своего инструмента и удобство игры на нём. Для этого мелкая и скверно обработанная проволока фабричной установки меняется на крупную, ручной выделки.
Алгоритм действий во всех этих случаях одинаков.
Итак, перед нами гитара-Струнал, модель D980 , гриф которой несколько искривлён. К тому же, следуя желанию владельца, на гриф мы будем устаналивать крупные, мощные лады, что повысит комфортность игры для левой руки.
Затем защищаем корпус гитары от случайных повреждений и располагаем инструмент в специальной оправке.
Выравниваем гриф при помощи рубанка.
При этом придаём грифу гитары более крутой радиус.
Контролируем процесс при помощи большой лекальной линейки и шаблона радиуса поверхности.
После рубанка обрабатываем поверхность накладки шкурками разной зернистости-от крупной до средней.
Пропилы под лады углубляются и вычищаются при помощи бормашинки.
Теперь мы начинаем подгонять ладовую проволоку.
Пропускаем её через спецальное приспособление, придающее проволоке радиус изгиба.
Откусываем необходимый отрезок.
С торцов нам нужно откусить ножку лада. Это необходимо, так как накладка на нашем грифе имеет окантовку.
Ножка лада откусывается с помощью специальных кусачек.
Когда все лады готовы, раскладываем их по порядку в специальную кассу.
Мы будем вклеивать лады на эпоксидный клей. Такие лады будут держаться в грифе прочно и долговечно. К тому же клей заполнит лишние пустоты в пропилах.
Итак, клей наносится в пропилы. Подождём немного, пока он протечёт вглубь.
Приступаем к установке ладов. Лёгкими ударами небольшого молотка забьём лады в пропилы.
Свеху прижмём их специальным фиксирующим бруском, имеющим вогнутую поверхность, соответствующую радиусу грифа.
Зафиксируем этот брусок струбцинами и оставим до полного высыхания клея.
Снимем струбцины.
Очищаем накладку грифа от лишнего выступившего клея.
Откусим выступающие торцы ладов.
Теперь нам необходимо снять фаску на ладах с обоих сторон накладки. Делаем это с помщью напильника.
Итак, лады готовы к дальнейшей обработке. Сначала мы заклеим поверхность накладки бумажным скотчем, чтобы защитить её от повреждений при обработке ладов.
Начинаем обрабатывать лады. Проверяем при помощи маленькой лекальной линеечки, насколько они ровны друг относительно друга.
Если какой-либо из ладов выступает, подточим его напильнком.
Затем окончательно выровняем поверхность ладов бруском с мелкой шкуркой.
Один из важнейших этапов обработки ладов-закругление торцов. Это необходимо сделать для того, чтобы лады не царапали руки при игре.
Закругляем лады при помощи специального напильника.
Теперь необходимо убрать с ладов все следы от напильника, делаем это шкуркой.
После того, как лады вышкурены, приступаем к полировке. Полируем лады пастой ГОИ, нанесённой на кусочек войлока.
Снимаем защитный скотч.
Пропитываем поверхность накладки лимонным маслом.
Вытираем лишнее ветошью.
Натягиваем струны, подгоняем высоту верхнего и нижнего порожков.
Гитара готова.
Источник
Лады бас гитары
Привет! В этой статье я хочу собрать и систематизировать некоторую информацию по ладам для бас гитары. Мы сейчас говорим про маленькие металлические полоски, что торчат из накладки грифа, а не про лады народной музыки. О них тоже будет статья, но потом. Собственно, здесь будет информация и для новичков, и для любителей поумничать на басовые темы. Как-то так. Погнали!
Зачем нужны лады на гитаре?
Ну, в принципе можно и без них, как это сделал Жако когда-то. Но, раз уж они есть на твоем грифе, то давай разбираться. Задача лада изменять длину струны во время прижатия в строго заданном соотношении. Таким образом получается нота нужной нам высоты, которая «строит» с остальными нотами на инструменте.
Каждый лад на грифе отвечает за одну ноту (высоту звука).
Первая бас гитара Лео Фендера имела 20 ладов и называлась Precision Bass, что можно перевести как «Точный бас». До изобретения бас гитары басовую функцию в группе исполнял контрабас, на котором, как известно, лады не предусмотрены и звуковысотная точность ноты зависела только от мастерства исполнителя.
Я — новичок. Сколько ладов на грифе мне нужно?
Можно начать с бас гитары с 20-21 ладом, можно сразу взять бас с 24 ладами. Это не имеет решающего значения при выборе бас гитары для новичка. Если думать «про запас», то я бы выбирал бас с 24 ладами, при прочих равных. 24 лада дадут нам диапазон в 2 октавы на одной струне, что в будущем даст больше свободы на грифе при игре соло, аккордов, партий других исполнителей и т.д. Если у вас есть любимый басист, на которого вы хотите ровняться, то я бы обратил внимание на его инструмент и количество ладов.
Почему нужна замена ладов на гитаре?
Состояние ладов на гитаре на прямую влияет на комфорт игры и интонацию. Каждый раз, когда вы прижимаете струну к ладу, различные потусторонние силы воздействуют на металл лада. Поскольку часто сплав, из которого сделаны лады, мягче чем струна на нем появляются канавки и лад изнашивается. Также ладам больно, когда вы играете слепом, а особенно им плохо если вы гитарист, который пользуется каподастром. Но, в любом случае рано или поздно лады придется поменять.
Для вас важно научиться понимать в каком состоянии находятся лады и какие у вас есть варианты их коррекции.
Из чего делаются лады?
Есть несколько распространенных сплавов из которых делают гитарные лады.
Нейзильбер (Nickel-Silver)
Самый популярный сплав для гитарных ладов — nickel-silver (нейзильбер). Но, если вы подумали что в нем есть серебро, то вы ошиблись. На самом деле это сплав никеля (18%), меди (80%) и небольшого количества цинка, свинца или кадмия. В более качественных ладах этого типа больше цинка (до 20%) и меньше меди. Таким образом получается более твердый сплав и лады служат дольше.
Нержавеющая сталь (Stainless steel)
Другой вариант — нержавейка. С ней очень трудно работать, но лады живут значительно дольше, чем предыдущий вариант. Стоят эти лады дороже, и любой гитарный мастер возьмет минимум вдвое больше за установку таких ладов на гитару. Нержавейка сильно убивает инструмент гитарного мастера и сама работа занимает значительно больше времени.
В долгосрочной перспективе это может быть хорошим решением — вы поменяете лады один раз и навсегда.
Медный сплав (Copper alloy)
Некоторые производители используют специальный медный сплав золотистого цвета. По их заверениям (небезосновательным) эти лады по прочности сопоставимы нержавейке, но очень хорошо полируются в стекло для безпроблемной игры бендов. Кроме того, они гипоалергенны, что хорошо для людей с аллергией на никель (у кого аллергия на никель пишите в комментах!)
Какие размеры ладов бывают?
Есть несколько распространенных размеров/форм ладов и названий для них. На Ex.1 вы можете видеть основные параметры лада, а именно ширина (A), высота (B), высота ножки (D) и размер шипа (C).
Ex. 1 — Основные параметры гитарного лада
Размер шипа определяет ширину пропила под лад и фикирует лад, а высота ножки определяет глубину пропила.
Размер и форма этих четырех элементов разработана специально под различные игровые предпочтения музыкантов и типы инструментов. Ширина лада может изменяться от очень узкого (.053″) до очень широкого (.118″). Высота лада обычно изменятся от .032″ до .060″. Ширина шипа и высота ножки также изменяются от .019″ до .040″.
Эти размеры служат определенным целям и важно их понимать при выборе ладов.
Широкие или узкие лады на гитаре
Например более широкие лады дадут более плотный звук, но с их износом интонация начнет заметно плавать в сравнении с узкими ладами. Но, узкие лады изнашиваются гораздо быстрее.
Высокие или низкие лады на гитаре
Высокие лады проживут дольше, чем низкие. Однако их не рекомендуют гитаристам с сильным хватом или использующим каподастр — эти лады во время игры будут заметно «высить». Опять же, низкие лады изнашиваются гораздо быстрее и требуют более частой замены.
Глубина и ширина пропила
Размер шипа и ножки имеют большое значение при замене ладов. Если эти параметры будут меньше чем у старых ладов, то лад не будет плотно сидеть на своем месте. Это приведет к тому, что лад может вылезать при смене погоды, на грифе будет много дребезга струн или мертвых зон, где струне недостаточно места для вибрации. Если шип и ножка больше, то это может привести к сколам древесины во время установки и даже искривлению грифа.
Подводя итог, на гриф нужно ставить лады, которые подходят под данный гриф, а также подходят владельцу инструмента.
Популярные размеры ладов
На рисунке (Ex. 2) приведены визуальные отличия популярных ладов для бас гитары.
Ex. 2 — Популярные размеры ладов для бас гитары
В следующей таблице описаны популярные размеры ладов и их различия.
N | Ш Х В | Описание | Где встречается |
---|---|---|---|
1 | .080″ X .037″ | Самый маленький размер ладов | Винтажные Fender |
2 | .106″ X .036″ | Часто называют «Medium Jumbo» | Часто можно встретить на грифах от Gibson |
3 | .095″ X .047″ | Узкие и высокие | Самые популярные |
4 | .104″ X .047″ | Стандартный «Jumbo,» немного выше чем номер 2 | Современные грифы от Fender (American) |
5 | .118″ X .058″ | Огромные! Дают ощущение скалопированных ладов | Обычно встречаются на грифах Ibanez |
Размеры и характеристики разных ладов для бас гитары
Ну, а на сегодня пока что все. Комментируйте запись, делитесь ей в своих соц сетях!
Источник