Замена струны у пианино

Замена струны у пианино

Замена оборванных струн

Работу начинают с удаления старой, оборванной, или фальшиво звучащей струны. Обрывок струны вытаскивают плоскогубцами из-под каподастровой пленки или из аграфа и поворачивают ее вокруг вирбеля по часовой стрелке пока не смотают полностью с вирбеля. Если оборванная струна была надета на штифт рамы индивидуальной концевой петлей, это обычно затрудняет снятие ее со штифта, во-первых из-за самозатягивания петли и во-вторых из-за возможных образований ржавчины. В таких случаях обрывок струны поворачивают вправо—влево на штифте, а петлю поддевают отверткой и отжимают кверху, стаскивая со штифта. Обрывок струны промеряют микрометром. Оборванную струну надо заменить проволокой равного диаметра. Если оборванная струна отсутствует, установить ее диаметр можно, замерив микрометром соседние (справа и слева) струны. При этом следует учесть, что довольно часто в инструментах попадаются струны, не соответ­ствующие данной мензуре, т. е. толще или значительно тоньше. В первом случае, когда масса струн превышает расчетную, струны дают грубоватое, жесткое звучание и, что самое неприятное, быстро обрываются. Второй вид нарушения — установка более тонких, против данных мензуры, струн дает фальшивое звучание; оно более жидкое, слабое, не гармонирующее со старыми струнами.
Это следует учитывать при замене струн. При отсутствии нужного номера проволоки, можно поставить струну только на номер толще или тоньше расчетных данных мензуры.

В ремонтной практике, когда трудно распределить номера струн по диапазону, в первую очередь может помочь правило старых фабричных струнщиков надписывать разбивку номеров проволоки на штегах; это облегчает задачу восстановления струнной одежды. Но в наше время эта традиция забыта и такого ориентира нет. В этом случае выход может быть найден только в самостоятельном расчете номеров струн по хорам на штеговых штифтах или вирбелях. Отсчет ведут от крайнего 88-го или 85-го струнного хора влево.
Обычно номера струн распределяются так:

Читайте также:  Ах не лист осенний ноты для гитары

№ 14 1/2 — 6 хоров и т. д. по 6 хоров до номера 18 1/2. Последующие номера распространяются уже только на 4 хора и заканчивается теноровый регистр номерами 20, 21 по 2 хора на каждый номер. Следует учесть, что в современных инструментах для обеспечения большей плотности, громкости звука, мензуры начинают, как правило, сразу с номера 13 1/2 (0,800 мм), устанавливая им по 6 хоров; дальнейший распорядок остается таким, как описано выше.

Рассмотрим другие элементы струнной одежды. Каподастровые планки при замене единичных струн или отдельных групп струн не отвинчивают, оставляя на их местах. Вирбели, плотно сидящие в древесине вирбельбанка, т. е. держащие строй, не следует вывинчивать полностью. Такое вывинчивание сопровождается раскачкой, происходит сильное смятие и выработка древесины в гнездах. Посадка вирбелей ослабевает, значительно ухудшается стабильность строя. О случаях необходимой замены вирбелей будет сказано особо.
Для установки новых струн вполне достаточно повернуть вирбели ключом против часовой стрелки на 3—4 полных оборота, ус­тановив струнное отверстие так, чтобы в него было удобно вдеть конец струны.

В современных пианино и роялях применяют только двойные струны, представляющие собой один кусок проволоки, обернутый вокруг штифта на раме, а далее раздваивающийся на две струны, закрепленные каждая на своем отдельном вирбеле. Такая конструкция дает значительную экономию струнной проволоки (она не расходуется на образование концевых петель, около 60 мм на струну) и требует меньшей затраты времени на монтажные работы. Но в этой системе есть и минус,— при разрыве одной струны выходит из строя вторая. Если к тому же обе струны входили в один хор, то резко падает сила звучания, в работе остается лишь одна струна. Все же практические преимущества двойных струн настолько превалируют над опасностью потери звучания, что ею обычно пренебрегают.

Читайте также:  Геннадий жуков с аккордами

Рис. 1. Способы закрепления струн на раме фортепиано:
а — индивидуальной петлей; б — обвивание штифта парной струной

В старых роялях и отчасти пианино (выпущенных в начале XX века) встречается система индивидуального закрепления струн концевой петлей, надетой на свой отдельный штифт рамы (рис. 1, а). Сейчас эта тенденция сохранения полноценной звучности даже в ущерб экономичности находит место только в концертных роялях.

Установку новых двойных струн начинают с отматывания от мотка проволоки нужного номера заготовки размером, примерно равным длине двух струн. Конец проволоки продевают сначала через струнный штабик под каподастровую планку, а затем в вирбельное отверстие так, чтобы с другой стороны вышел кончик длиной 0,5 см. В этот момент вирбель поворачивают Т-образным ключом по часовой стрелке следя, чтобы проволока наматывалась на вирбель плотными витками. Обычно делают три витка, далее проволоку протягивают по ходу будущей струны, огибают пару штеговых штифтов, затем огибают рамный штифт и ведут обратно по ходу второй струны, также охватывая ее штеговые штифты; проволоку протягивают до второго вирбеля и, отмерив от него 7—7,5 см, отрезают кусачками. Остается повторить процедуру закрепления, а именно: продеть этот конец под каподастровую планку, вдеть в вирбель и,
поворачивая его ключом, образовать кольца.

Когда обе струны поставлены, надо сжать вплотную кольца на вирбелях, для чего слегка ослабив ключом натяжение, кольца приподнимают специальным стальным крючком или обычной отверткой, надавливая на нижнее кольцо и прижимая их к верхнему полукольцу, затем натягивают струну окончательно. Концевую петлю струны на рамном штифте осаживают вплотную до поверхности пластины ударами молотка по наставленной сверху отвертке.

Очень важно для устойчивости строя проверить плотность прилегания верхнего полукольца струны к вирбелю; если уголок сгиба полукольца отстает от поверхности вирбеля, его надо прижать плоскогубцами или отверткой. После этого струны настраивают немного выше уровня данного тона в расчете на то, что материал струн некоторое время будет вытягиваться. Монтаж струн с индивидуальными петлями ведется в той же последовательности за исключением техники скрутки концевых петель. Отмотав кусок проволоки на одну струну, делают припуск для образования петли. Ее можно сделать на самом штифте рамы, а если работа выполняется в мастерских, пользуются специальным стальным крючком, согнутым из штифта диаметром 3,5 мм и вбитым в кусок крепкой древесины. Оставляя конец длиной около 60 мм, проволоку вручную огибают вокруг штифта и обматывают вокруг струны 3—4 оборотами плотными витками.

Для предохранения петли от самораскручивания припуск отрезают острогубцами с расчетом, чтобы остался конец до 4 мм длиной, опирающийся на поверхность рамы. В старинных инструментах довольно часто плохо держится строй из-за чрезмерной усушки и даже пересыхания древесины или значительной деформации вирбельбанка, проявляющейся в смятии волокон. В таких инструментах обычно применяли тонкие вирбели диаметром 6,5-6,75 мм. Если обследование не выявило разрушений древесины (трещин, расслоений), восстановить держание строя можно заменой этих вирбелей новыми, диаметром 7-7,10 мм, а при очень сильном смятии отверстий (до явной эллиптичности), допустима замена вирбелями предельной толщины 7,4—7,5 мм. Если и такие массивные вирбели не держат строй, вирбельбанк надо заменить.

Вирбели заменяют следующим образом: спустив ключом струну, ее конец вытягивают из вирбеля с помощью шила, затем вывинчивают полностью и вынимают из гнезда. После этого микрометром замеряют его диаметр, а линейкой длину; одновременно измеряют и глубину гнезда в вирбельбанке. В старинных инструментах применяли короткие вирбели длиной 50 мм и, соответственно, мелко сверлили отверстия в вирбельбанках. В настоящее время ставят только длинные вирбели (60—65 мм), такие нельзя вмонтировать в неглубокие отверстия, в этом случае попытка силой вогнать длинные вирбели приведет к аварии — раскалыванию вирбельбанка. Необходимо углубить отверстие дрелью или коловоротом, снабженным ложечным или спиральным сверлом, диаметр кото­рого должен быть на 0,5-0,7 мм меньше новых вирбелей. Глубина гнезд в вирбельбанке пианино должна быть доведена до 50-55 мм; в роялях вирбельбанки с несквозными гнездами целесообразно сверлить насквозь.

Новый вирбель тщательно протирают чистой тканью, нарезную часть покрывают мелом, чтобы ход вирбеля при повороте ключом был плавным, без рывков и скрипения. Кольца на вирбельной части струны распрямляют с помощью отвертки и отрезают крючок на конце ее кусачками, так как уголок на сгибе обычно уже не имеет прочности. Далее струну обычным способом закрепляют на вирбеле, который после этого вбивают в гнездо при помощи молотка и оправки. Глубина запрессовки вирбеля должна быть рассчитана таким образом, чтобы после сжатия струнных колец и нормального натяжения струны от поверхности вирбельного панциря до нижнего кольца струны оставался просвет 3—4 мм.

Источник

Настройка пианино

Фортепиано, ровно как и рояль, — это акустический музыкальный инструмент. Он представляет собой весьма сложный механизм, который был создан несколько веков назад. Примечательно, что с момента его разработки никаких серьёзных изменений в его строении не возникло. Как определить, что фортепиано настроено? Необходимо, чтобы звук был максимально гармоничный, а все ноты соответствовали конкретному строю.

На струны фортепиано систематически оказывают влияния различные внешние факторы. Сюда можно отнести уровень влажности, состояние крепежей инструмента, а также другие условия окружающей среды. К их числу можно отнести деформацию стержня из металла, который соединяется со струной. Более подробную информацию об этом мы раскроем немного позднее.

Вывод: чтобы качественно и грамотно настроить фортепиано, необходимо обладать опытом и даже некоторой интуицией, а также знанием всех выше перечисленных факторов, которые влияют на состояние струн. Именно эти навыки позволят сделать из плохого настройщика хорошего.

Чтобы оперативно и качественно настроить пианино, необходимо использовать особый инструментарий.

Какие нужны инструменты для настройки фортепиано?

Давайте подробнее познакомимся с этими инструментами, разберём их характерные черты, различия и предназначение.

  1. В первую очередь поговорим о ключе.

Это основополагающий инструмент, который должен быть в руках мастера. С его помощью осуществляется вращение штифта (или, как его называют по-другому, — вирбеля). На эту деталь наматывается струна.

Бытует мнение, что чем большим числом граней обладает этот ключ, тем более простым и эффективным будет процесс настройки пианино. Это обуславливается тем, что точность настройки зависит в том числе и силы, которая воздействует на ключ, а обхватить инструмент с 16-ью гранями куда легче, чем с 4-мя.

Конечно, четырёхгранные ключи имеют много достоинств. Это отличный элемент для проведения ремонтных работ, однако в качестве настроечного он, конечно, уступает «шестнадцатиграннику». Ситуация осложняется также тем, что ключ с 4-мя гранями зачастую оказывается несовместим с некоторыми моделями музыкального инструмента. В частности, это распространяется на пианино с тонкими штифтами. Ярким примером такой модели может служить пианино «Заря», получившее широкую известность и распространение в Советском Союзе.

Ключи с шестью, восемью и шестнадцати гранями принято относить к настроечным. Наиболее привлекательными в этом смысле моделями являются те, что обладают узким отверстием в виде конуса. Такое строение даёт возможность прочно насадить инструмент на любой штифт, невзирая на его текущее состояние.

Теперь поговорим о диаметрах отверстия ключа. Штифты советских музыкальных инструментов обладают диаметром 7 мм, а их европейские «собратья» габаритами в 6,88 мм.

На рынке представлены ключи, в которых головку можно менять. Профессионалы советуют приобретать те инструменты, в которых головка отсоединяется не у основания, а от рукоятки. Это позволит избежать таких неприятных ситуаций, как неконтролируемое раскручивание прямо во время процесса настройки, а также люфт.

Рукоятки ключей имеют разную форму: можно выбрать Т- или Г-образную. Вторая в данном случае считается канонической и наиболее часто используемой, однако некоторые настройщики отдают предпочтение первой. Здесь всё зависит от личных вкусов и удобства.

  1. Во-вторых, это демпферы, которые могут обладать рукояткой или нет. Данный инструмент применяется для того, чтобы заглушить струны, которые в настоящее время не настраиваются. Он представляет собой резиновые клинья. Их как бы продевают между струн, что позволяет предотвратить их колебания. Эти инструменты можно поместить даже в труднодоступные места, для этого их специально насаживают на проволочную ручку.
  2. Обратный пинцет. Данный инструмент применяется для того, чтобы заглушить струны высоких регистров, так как данные элементы в этом месте очень короткие, сюда уже не поместятся классические демпферы. Пинцет позволяет максимально аккуратно поработать со струнами, заглушив два соседних элемент либо два крайних в одном хоре, чтобы оставить нужную струну свободной для процедуры настройки.
  3. Суконная лента. Сюда можно также отнести ленту, использующуюся для темперирования. Этот инструмент также применяется для того, чтобы заглушить струны, которые в данный момент не принимают участие в настройке. По мнению многих настройщиков, лента позволяет провести процедуру намного оперативнее, чем, например, те же клинья.
  4. Камертон. В данном случае можно отдать предпочтение традиционным камертонам или обратить внимание на инновационные технологии и приложения. Однако эти нововведения были приняты настройщиками далеко не сразу. На сегодняшний день наиболее предпочтительной по-прежнему считается настройка классическими инструментами.

Периодичность настройки фортепиано

Как вы, наверное, уже поняли, настройка этого музыкального инструмента – обязательная и регулярная задача. Даже при покупке совершенно нового фабричного пианино или рояля необходимо будет настроить его два раза в течение первого года использования.

Если вы приобретаете б/у фортепиано, в таком случае тем более необходимо обращаться к специалисту для проведения детальной и качественной настройки.

Как проходит настройка пианино?

К сожалению, научиться настраивать фортепиано сразу после прочтения текстовой инструкции нельзя. В данном случае прежде всего требуется практика и насмотренность. Всё это приходит только с течением времени. Более того, инструкции зачастую могут отличаться или даже противоречить друг другу. У каждого специалиста своя уникальная, неповторимая методика.

Важно понимать, что главная задача настройщика – это организация предельно устойчивого строя с правильными соотношениями высот. Необходимо достичь такого результата, когда струна сохраняет исходный уровень натяжения, даже при мощном нажатии на клавиши пианино. Данное свойство имеет свою неповторимую природу, которая отличается, например, от стабильности строя фортепиано в целом. Эта характеристика может изменяться под воздействием различных внешних факторов. Сюда можно отнести температурные колебания, динамику влажности и так далее. В случае высокой стабильности элемент может быть настроен в корне неверно, что спровоцирует деформацию строя буквально после нескольких нажатий на клавишу.

Стабильность струн обуславливается сразу несколькими факторами. Рассмотрим эти детали подробно. Вообще их можно разделить на 3 составляющие:

  1. Это неиспользуемая составляющая детали, которая располагается в пространстве между штифтом и аграфом.
  2. Рабочая составляющая, колебания которой вызывают удары молоточком.
  3. Нерабочая составляющая, которая располагается ниже. А именно – занимает пространство между двумя штифтами: штеговым и чугунной рамы.

Иногда натяжение струны имеет неравномерный характер. Это происходит в момент наматывания на вирбель ввиду трения в тех местах, где происходят отсечки рабочей составляющей детали. Первоначально натяжение «поражает» первую составляющую, которую мы рассмотрели ниже, потом охватывает и вторую, а затем и третью нерабочую часть. Чтобы предотвратить неравномерное распределение натяжения из-за ударов молоточка, необходимо провести ряд действий.

В данном случае поможет лёгкое перетягивание струны, в момент которого вы будете усиленно нажимать на клавиши. Данная манипуляция обеспечит равномерное распределение натяжение по всей струне в целом.

Также в обязательном порядке берите в рассмотрение упругость вирбеля. Как известно, он вбит в основу вирбельбанка, которое создаётся из дерева. В момент процесса настройки тот отрезок вирбеля, который зафиксирован в вирбельбанке, будет вращаться в более медленном темпе в сравнении с его крайним отрезком, который служит основанием для того, чтобы намотать на него струну. Подобная ситуация носит название винотового искривления.

Именно по этой причине тонкая настройка предполагает отсутствие вращения штифта посредством оказывания давления на эту деталь. Кроме того, чтобы струна была предельно стабильной, необходимо обеспечить грамотное конечное расположение вирбеля. Специалисты советуют устанавливать его таким образом, чтобы к концу процедуры настройки деталь была совсем немного наклонена по направлению вниз. Это нужно для того, чтобы она смогла устойчиво сохранять положение даже при очень сильных и мощных нажатиях на клавиши пианино, что в любом случае спровоцировало бы чересчур сильное струнное напряжение.

При настройке штифт можно подвергать вращению, давить на него, а также создавать изгибы. Причём последний из способов рассматривается как весьма спорный. Однако за рубежом настройщики прибегают к нему довольно часто, ведь он считается крайне точным и эффективным. Процесс осуществляется таким образом: необходимо совсем немного отогнуть вирбель, используя для этого специальный ключ, и совершать удары по клавише, прислушиваясь к струнному биению. Процедура должна выполняться с максимальной аккуратностью, так как в противном случае можно нанести урон креплению. Окончательное положение штифта должно быть таким, чтобы была возможность компенсировать струнное натяжение, даря ей изначальное расположение.

Важная деталь: на всех этапах настройки необходимо тщательно прослушивать струну. Если этого не делать, процесс просто потеряет эффективность и не принесёт должного результата.

Каким образом происходит прослушивание струны и с чего необходимо начать

Важно отметить, что звучание подавляющей части нот музыкального инструмента осуществляется благодаря нескольким струнам. Они при этом настроены в унисон. Причём чем выше нота, тем больше струн задействовано. Для басовых, например, требуется максимум одна или две, в то время как для высоких – по три. Последняя комбинация образует так называемый хор, в котором каждую струну обязательно необходимо отстроить относительно других деталей этого хора, а также в интервалах относительно сторонних хоров.

Рассматриваемый нами музыкальный инструмент обладает 280 струнами. Как бы удивительно это ни прозвучало, произвести идеальную настройку каждой из них невозможно. Это обуславливается тем, что чересчур чистая настройка будет провоцировать дисгармонию в звучании. На помощь в этом случае приходит темперирование. Это процедура, которая подразумевает настройку нот при условии, что она будет производиться немного шире идеального чистого звука. Именно это позволяет достичь предельно гармоничного созвучия при игре.

При настройке пианино вы хотя бы раз замечали, что при работе с двумя струнами, звучащими в унисон, появляется эффект вибрато в том случае, если происходит даже самое незначительное отклонение от чистого звучания. Этот процесс имеет своё особое название, а именно – биение. Чем более низкий темп имеют его интервалы, тем более близким становится звучание по отношению объектов друг к другу.

Старт настройки традиционно приходится на ноту «ля», которая принадлежит 1-ой октаве. Перед настройщиком в данном случае стоит задача отыскать ту струну в хоре, которая обладает наименьшим нерабочим и наибольшим рабочим состояниями. Это обуславливается тем, что вероятность деформации такой детали предельно низкая. Настройка в этом случае производится максимально просто. Как правило, в пианино такая струна занимает позицию первой в хоре.

После того, как была выбрана струна для осуществления процедуры настройки, нужно произвести заглушку других деталей в хоре. Чтобы это сделать, необходимо использовать клинки, мы рассмотрели их в статье выше. Эти инструменты нужно расположить между струнами, заглушку которых требуется осуществить. Для предельного комфорта важно также использовать суконную ленту. Она поможет избежать необходимости регулярно перемещать клинки при настройке конкретного интервала.

После того, как лишние струны были заглушены, свободную необходимо настроить по камертону. Также важно учитывать, что в данном случае требуется исключить биение. А его интервал для «ля» 1-ой октавы относительно камертона должен превышать временной отрезок в десять секунд.

Затем необходимо произвести темперирование интервалов в рамках вышеупомянутой 1-ой октавы. Каждый из них будет иметь свой индивидуальный темп биения. После этого необходимо убрать заглушки и отстроить другие детали, расположенные в центральной октаве, создавая звучание в унисон. При завершении данного этапа важно двигаться в настройке вверх, а затем вниз от центра, прорабатывая по октавам все ноты фортепиано.

Самой распространённой схемой темперации является схема равномерно темперированного строя. Если вы в ремесле настройки новичок, лучше освоить именно его. Также при возможности обязательно ознакомьтесь с кварто-квинтовой темперацией. Однако важно учитывать, что есть множество других разнообразных схем.

Исходя из всего вышеперечисленного следует, что настраивать пианино довольно интересно, однако важно учитывать и другую сторону этой процедуры – сложность, необходимость быть предельно аккуратным, внимательным, подкованным. Осуществить предельно качественную настройку пианино, не повредить ни одну его деталь и создать максимально гармоничное звучание под силу только профессионалам с богатым практическим опытом.

Источник

Оцените статью