- Уроки игры на бас гитаре. Упражнения
- Однооктавная мажорная гамма
- Однооктавная минорная гамма
- Хроматический минор и хроматический мажор
- Упражнения для бас гитаристов
- Упражнение «лесенка»
- Упражнение «шагающий паук»
- Упражнение «шагающий паук 2»
- Упражнение «прогулка»
- Организация самостоятельных домашних занятий на бас-гитаре
- Бас-гитара >Руководство для гитаристов, желающих постичь тайны игры на бас-гитаре: 20 советов, которые помогут вам научиться мыслить и играть как настоящий басист
- 20 правил игры на бас-гитаре
- 1. Работайте на композицию
- 2. Научитесь «шагать»
- 3. Играйте вместе с барабанщиком
- 4. Октавы и квинты
- 5. Звук в ваших руках
Уроки игры на бас гитаре. Упражнения
В различных бас гитарных школах приводятся довольно большое количество разных упражнений. Они, безусловно, очень полезны, например, басовые линии из очень старых песен, которые Вы никогда не станете слушать. Мы будем исходить из принципа «необходимо и достаточно». Есть несколько упражнений, освоив которые, и включив голову, уже можно добиться достойного результата.
Как ни банально, гаммы. На первом этапе не нужно учить их все, достаточно четырех:
Однооктавная мажорная гамма
Однооктавная минорная гамма
Обратите внимание на закономерность — восьмая нота равна первой ноте гаммы, но на октаву выше. Поэтому всегда легко найти на грифе одинаковые ноты. Через лад, через струну. Это шаблон, благодаря которому можно построить гаммы от любой ноты, начав с соответствующего лада. С (до) мажор — третий лад третьей струны, А (ля) минор — пятый лад четвертой струны. Аппликатура каждой гаммы не меняется.
Хроматический минор и хроматический мажор
Это все полутона в одной позиции. Очевидно, хроматический минор включает в себя все минорные гаммы, мажорный все мажорные. Играете хроматический минор с необходимой тоники, мажор — смещаете позицию на один лад назад.
Старайтесь всегда играть гаммы и вверх и вниз. Строго соблюдайте правило, каждому ладу свой палец.
Упражнения для бас гитаристов
Упражнение «лесенка»
Упражнение «шагающий паук»
Упражнение «шагающий паук 2»
Будет неплохо проиграть упражнение до 12 го лада. Попробуйте то же самое через струну, на первой и третьей.
Упражнение «прогулка»
Прогулка — это любая законченная музыкальная фраза. Хороша она тем, что является основой любого рок-н-ролла. Например:
Очень хорошее упражнение для растяжки и раскоординации (независимости) пальцев.
Поставьте первый палец на пятый лад первой струны. Прижмите струну и не отпускайте. Приклейте его, привяжите, прибейте гвоздем… Играем на четырех ладах по такой схеме: первый, мизинец, второй, мизинец, третий, мизинец.
Перенесите первый палец на вторую струну. Остальные пальцы остаются на первой.
Попробуйте играть хроматические гаммы и лесенку, меняя последовательность пальцев. 1—3—2—4 или 2—3—1—4.
Не забывайте развивать обе руки одновременно. Четко и ровно пробивайте каждую ноту. Начинайте играть двумя пальцами. Чередуйте. Не играйте одним пальцем две ноты подряд. Используйте метроном.
Меняйте размер, пробуйте играть по две, по три каждой ноты. Всем удачи.
Виталий Мякотин © 2014 г.
Поделитесь ссылкой соцсетях или отправьте по почте:
Источник
Организация самостоятельных домашних занятий на бас-гитаре
Привет! Не устраивает собственный уровень владения инструментом и хочешь научиться играть лучше? Товарищи по группе оставляют свои инструменты на хранение на репбазе и не занимаются дома, а твоя любимая бас-гитара всегда с тобой, и ты посвящаешь ей каждую минуту своего свободного времени? Тогда эта статья для тебя! Сегодня мы поговорим о том, как правильно подходить к домашним занятиям, чтобы постоянно прогрессировать и быстрее достигать поставленных целей.
Тут просто: нужны бас-гитара, шнур, компьютер и/или комбик. Компьютер я не случайно поставил перед комбарем: без второго зачатую обойтись гораздо проще, чем без первого. Тут и программный метроном, если нет отдельного девайса, и игра под минусы и барабанные лупы, хранение нотного материала, и собственно бас можно подключать напрямую в звуковуху. Заниматься на неподключенном инструменте КРАЙНЕ НЕ РЕКОМЕНДУЮ, особенно новичкам, впоследствии могут проблемы со звукоизвлечением. К вопросу «комбик VS звуковуха», я за комбо, даже самый простенький 15-ваттник. Нужно, чтобы у него были выход на наушники и аудио-вход для внешнего источника. Лучше все-таки разориться и потратить 3-5 тысяч рублей на это дело, а если у вас стесненные жилищные условия — он может в свободное время служить весьма неплохой табуреткой))
Так же важно помнить, что там, где вы играете, вам не должно ничего мешать. Пытаться заниматься рядом с работающим телевизором, или в комнате с ребенком, или на кухне перед ужином — совсем не лучшее решение))
Видеошколы — наше все! Если нет преподавателя, конечно. Да и ним они небесполезны. Ставить руки лучше все-таки с ним. Главная проблема начинающих — они не умеют себя слушать и трезво оценивать свои успехи. Так что — К ПРЕПОДУ! А из школ от себя рекомендую John Patitucci и Jaco Pastorius, максимально просто изложенные основы. Обе есть в сети в свободном доступе, переведенные на русский язык (но потом лучше смотреть в оригинале, для освоения терминологии, пригодится в будущем). Так же смотрите на YouTube короткие уроки от MarloweDK, весьма толковый товарищ.
Нужны ли? На определенном этапе — безусловно. Если нет препода — подсматривайте их в тех же видеоуроках. Разбейте технические приемы, которыми вы постоянно пользуетесь, на группы, и играйте несколько упражнений на каждую группу. К технике надо подходить с умом: можно бездумно гонять гаммы во всех позициях и тональностях полгода, а в итоге не прибавить в реальной игре ни в чем. Те же гаммы нужно играть, постоянно концентрируясь на нескольких вещах: чистоте игры (глушить струны толстые струны большим пальцем правой руки при восходящем движении и пальцами левой при нисходящем), динамике звукоизвлечения правой рукой и постоянном понимании того, что в каждый конкретный момент делает левая рука, иначе ускользнет самое главное — навыки позиционной игры и знание грифа.
Придумывайте свои упражнения, разнообразьте уже имеющиеся в арсенале. Меняйте мелодику и ритмику, чтобы постоянно было интересно их играть, развивайте в себе композиторские навыки. Простые исполнители, без собственной творческой мысли никому не нужны.
Не тратьте много времени и не разбрасывайтесь на то, что вам реально не нужно. Я вот не практически не играю слэпом, мне просто не нравится этот прием, несмотря на его эффектность. И совсем от этого не страдаю, а группы, в которых я играю — тем более))
Наш лучший друг и помощник. 80% занятий дома проходят с ним. Сложные партии мы начинаем играть в медленном темпе, постепенно ускоряя до нужного. Если не получается грувово сыграть в медленных и средних темпах — не получится и в быстром. Полезно «укрупнять» длительности метронома: т.е. дойдя например до темпа 160 восьмушками, переключиться на 80 четвертями. Это хорошо помогает в развитии так называемого «чувства времени».
Это одно из самых важных. Лучше стабильно по 1,5-3 часа в день, чем не заниматься по будням и играть по 5-6 часов в выходные например. Без регулярности не будет постоянного роста. Это касается не только общего, но частных моментов. Если играть каждый день, но отработкой каких-то сложных моментов заниматься только раз в неделю, на быстрый результат рассчитывать не стоит. Ну это очевидно.
Лучше всегда начинать с него. У всех конечно по-разному, кто-то и сходу может «зарядить» шестнадцатыми в темпе 200, но это не особо полезно, можно тупо переиграть руки и потом в таком же темпе бегать по врачам, «ААА, все болит, ничего не помогает!». Простые упражнения типа хроматических гамм, несложные грувы и рисунки, 5-10 минут — и вы готовы к великим свершениям на почве бас-гитаризма! Не спеши, а то успеешь))
Начните с простого. Самые примитивные песенки. Развивайте связку «голова — руки», бас-гитарист должен уметь все играть сходу и ловить гармонию на лету! С гармонией лучше к педагогу по теории, самостоятельно её изучить очень сложно. Дома включайте телек или радио и пробуйте играть под всё, что там крутят, со временем начнет получаться)) Поставьте себе цель снимать один трек в неделю, постепенно увеличивая «дозу»)) Через год, при работе в таком режиме, результаты вас поразят. В хорошем смысле, естественно))
Когда импровизируете — пойте! Придумайте какой-нибудь простенький мотивчик, запомните его и подберите на бас-гитаре. Сыграйте его, одновременно пропевая. Потом пробуйте сходу играть то, что придумывается. Это очень хорошо развивает слух и в дальнейшем поможет лучше сочинять свои партии и запиливать внезапные соляки))
Работа по нотам и разбор чужих партий
Не всем доступно сакральное знание крючочков на нотном стане, можем пожалеть тех, кто не хочет его осваивать. Дико полезно, особенно в совершенно незнакомых стилях музыки. Расширяет горизонты и сознание, покруче любых наркотиков! Металлистам не стоит забывать о существовании такого стиля, как фанк. А строгим джазменам послушать группу Karnivool например, и понять, что тяжелая музыка тоже может быть весьма интересна)
Тоже важны и им надо уделять внимание дома! Какой же вы рокер, если дома еле-еле высекаете, спокойно сидя на диване?)) Отрабатывайте сценические движения, добивайтесь того, чтобы «расколбас» не мешал внятно воспроизводить свои партии. Бас-гитара — инструмент не только души, но и тела. И в свою игру надо правильно уметь двигаться, на невнятно и неритмично подергивающегося «зомби» смотреть не интересно.
Которые без инструмента. Очень полезны на первых порах. Простукивать, пропевать, про себя и вслух, как угодно. Есть простое правило: НЕ МОЖЕШЬ ЧТО-ТО СПЕТЬ — НЕ СМОЖЕШЬ ЭТО СЫГРАТЬ. Это касается и скорости, и ритмики.
На нем не стоит засиживаться очень долго. Бас-гитарист без группы — рыба без воды, быстро теряет свои лучшие качества)) Годы домашней практики не заменят нормальную работу в ансамбле и правильное понимание живого звука со всеми своими приколами и нюансами. Если уж временно осели на диване — не расслабляйтесь, продолжайте поиски!
Источник
Бас-гитара >Руководство для гитаристов, желающих постичь тайны игры на бас-гитаре: 20 советов, которые помогут вам научиться мыслить и играть как настоящий басист
Бас-гитара — это больше чем просто гитара с четырьмя (а иногда и пятью) струнами. У бас-гитары свой тембр, свой диапазон, свои особенности и роль в музыке. Часто бас-гитара требует абсолютно иного концептуального и технического подхода, нежели обычная гитара.
Гитаристы, которые только начинают играть на бас-гитаре, нередко просто дублируют партии гитары на октаву ниже. Конечно, такая музыка тоже имеет место быть — послушайте, например, “Sweet Emotion” Aerosmith, “The Ocean” Led Zeppelin или “I’m Broken” Pantera.
Но ведь бас-гитара дает огромное количество других возможностей.
Я начинал как басист и лишь многим позже взял в руки гитару. И на основе своего опыта я разработал двадцать общих правил, которым я следую, играя на басу. Примените их к своей игре, и вы сразу почувствуете, как ваш уровень растет, ведь они помогут вам научиться мыслить и играть как настоящий бас-гитарист.
20 правил игры на бас-гитаре
В этом уроке мы рассмотрим только 5 первых правил, остальные будут опубликованы в последующих уроках. Поэтому обязательно подпишитесь на рассылку, чтобы не пропустить.
1. Работайте на композицию
Мощная игра на басу, как правило, требует тренировки сдержанности и тонкости, а не стремления выставить себя и свою технику напоказ. Чаще всего лучший вариант — работать с тониками аккордов и придерживаться рисунка бас-бочки и рабочего барабана.
2. Научитесь «шагать»
Родина «шагающего баса» — джаз и блюз, но со временем эта техника перешла и в другие стили. Под «шагающим басом» понимается способ игры, при котором линия баса находится в непрерывном движении, а не задерживается на одной ноте и тем более не повторяет ее. Линия баса «шагает» от тоники одного аккорда к тонике другого, вниз или вверх, обычно в ритме четвертями. Время от времени ее разбавляют небольшими отклонениями.
Для достижения такого эффекта нужно плавно соединять основные акценты и сглаживать переходы между тониками разных аккордов с помощью «переходных нот». Переходными нотами могут быть любые комбинации аккордовых нот (арпеджио), ноты гаммы, относящиеся к аккорду или хроматические проходящие ноты.
В целом, аккордовые ноты с музыкальной точки зрения самые легкие и безобидные, ведь они превосходно сочетаются с гармонией, тогда как ноты гаммы, звучащие на фоне того или иного аккорда, нередко добавляют некоторую степень диссонанса. Чем больше хроматических нот вы вводите, тем более диссонансным становится звучание фразы, потому что эти ноты выбиваются из основного аккорда. Хорошо это или плохо — решать только вам. Все зависит от вашего желания, вкуса и интуиции.
На РИС. 1 изображена блюзовая фраза в технике «шагающего баса». В ритмическом плане эта фраза очень живая. Она включает в себя стаккато (краткие, обрывистые ноты), свинговые восьмые и триольные вставки в конце каждого такта, но в то же время она очень проста с точки зрения гармонии, ведь в нее входят в основном аккордовые ноты (тоника, квинта и большая септима) с небольшой хроматической пробежкой к квинте.
А вот на РИС. 2 вы видите более джазовую линию баса в той же технике. Она исполняется на фоне тех же двух аккордов, но здесь мы уже активно внедряем хроматические проходящие ноты. Обратите внимание на различия между этими двумя примерами. Первый звучит довольно угловато, а второй — плавно и ровно. Также посмотрите, как так называемые «мертвые» ноты (на схемах они помечены символом Х) помогают раскрутить фразу. Чтобы извлечь их, дерните струну, одновременно слегка приглушив ее левой рукой.
Играя в технике «шагающего баса», помните о том, что при смене аккорда лучше всего делать акцент на тонике. Если один и тот же аккорд звучит на протяжении нескольких тактов, можно играть тонику на сильной доле каждого второго или каждого четвертого такта, в зависимости от того, насколько приземленной должна быть ваша фраза, по вашему мнению.
Концепция «шагающего баса» подходит не только для свинга. Ей можно успешно пользоваться в рок-музыке с ритмом ровными восьмыми. Фраза на РИС. 3 навеяна элегантными басовыми линиями хита Дэвида Боуи (David Bowie) 1974 года “Rebel Rebel”. Это наглядный пример эффекта от использования проходящих нот гаммы и заполнений для украшения басовой линии, звучащей на фоне прогрессии из двух повторяющихся аккордов.
3. Играйте вместе с барабанщиком
В рамках ритм-секции бас-гитара выполняет функцию своеобразного моста между ударными и остальными инструментами. В большинстве случаев бас-гитара и ударные должны стремиться к тому, чтобы звучать как одно целое. Этого можно добиться посредством совмещения басовой партии с линиями бас-бочки и рабочего барабана. Один из способов — играть октавными тониками. Низкая октава звучит вместе с бас-бочкой, а высокая — с рабочим барабаном (обычно на второй и четвертой долях, которые также называются слабыми долями).
Октавы делают линию баса активной, придают ей интересный мелодический контур, не противореча при этом аккордам, ведь октавные ноты являются их тониками.
Грув далеко не всегда предполагает бесконечное повторение одного и того же рисунка. Послушайте Джона Пола Джонса (John Paul Jones) в “The Lemon Song” Led Zeppelin. Вот потрясающий пример разнообразного грува (он не повторился ни разу!) и одновременно бас-гитары как вспомогательного инструмента на протяжении всех шести минут.
4. Октавы и квинты
Квинта — лучший выбор в гармоническом плане. Конечно, после октавной тоники. Многие классические примеры басовых партий основываются на тониках, октавах и квинтах. Это позволяет сделать линию баса интересной и мелодичной, отлично сочетается с ударными и не противоречит аккордам.
На РИС. 4 вы найдете пример подобного подхода. Эта партия напоминает игру Джона Пола Джонса в “Thank You” Led Zeppelin.
5. Звук в ваших руках
Это мудрое высказывание на сто процентов верно для баса. Жесткая атака у самого грифа (см. РИС. 5а ), как делает Гизер Батлер (Geezer Butler) из Black Sabbath, приводит к тому, что струны ударяют по грифу; атака в области бриджа самыми кончиками пальцев (см. РИС. 5b ) дает эффект той самой «пулеметной очереди» шестнадцатыми нотами, которой так знамениты Джако Пасториус (Jaco Pastorius) и Рокко Престиа (Rocco Prestia). (Обязательно посмотрите видео с музыкальными примерами этих подходов, чтобы услышать разницу между ними.)
Вы можете извлечь любой звук, от глухого хлопка, до фанкового щелчка, всего лишь меняя место и силу атаки струны. Кроме того, переключатель звукоснимателей (если ваша бас-гитара оборудована им) и ручки контроля тона тоже дают вам возможность выбора.
Источник