Занятия фортепиано с младшими школьниками

СТАТЬЯ «Приёмы обучения игре на фортепиано детей младшего школьного возраста».

Опыт обучения приёмам игре на фортепиано младших школьников в объединении» Радуга нот».

Скачать:

Вложение Размер
Приёмы обучения игре на фортепиано детей младшего школьного возраста 28.4 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы обучения игре на фортепиано детей младшего школьного возраста.

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории,

МАОУДОД Дворец Детского (юношеского) творчества

Создание фортепианного класса – задача довольно специфическая. Прежде всего потому, что необходимо преодолеть стереотип мышления родителей, среди которых продолжает, к сожалению, бытовать взгляд на занятия как досугово-развлекательные, не требующие больших усилий.

Я работаю со всеми пришедшими детьми без отбора, значит, подход к обучению должен быть разноуровневым и обязательно – в соответствии с желаниями и возможностями воспитанника. Для создания стабильного фортепианного коллектива я должна составить достойную конкуренцию другим детским учреждениям и не проиграть в борьбе за ребенка.

За последние несколько лет мною сознательно были расширены возрастные рамки класса – он пополнился детьми 6-7 лет. И теперь, опираясь на опыт и практику, могу уверенно говорить о целесообразности начала занятий в столь раннем возрасте. И, конечно, начиная работу с ребенком, мне пришлось пересмотреть методы и приемы обучения, несколько изменить их иерархию, во главе которой теперь поставлена игра.

Обучение игре на фортепиано детей в возрасте 6-7 лет ставит педагога в весьма специфические условия. С одной стороны – «человечек в коротких штанишках» хочет тот час же видеть результат, для достижения которого необходимы и время, и усидчивость, и способности. С другой стороны – у педагога не всегда есть достаточный опят для решения столь непростой задачи.

Предлагаемая мной система обучения носит программно-целевой характер; она обеспечивает последовательное продвижение ребенка к минимально необходимым умениям и навыкам, без которых невозможно полноценное музицирование.

Уже на первых занятиях дети играют на инструменте простые упражнения и мелодии, знакомятся с клавиатурой, с записью нот и ритма. Постепенно, от занятия к занятию, усложняются задания по ритму, пианистическим игровым приемам, приемам звукоизвлечения. Исполнение тех или иных мелодий, как правило, предваряет комплекс подготовительных упражнений, которые обычно на порядок сложнее разучиваемой пьесы.

Желательно как можно раньше включать игру двумя руками, когда одноголосную мелодию сопровождает тонический бас, тоническая квинта или трезвучие. В дальнейшем можно подключить субдоминанту и доминанту. Конечно же, такому исполнению аккомпанемента предшествует определенная подготовка – комплекс упражнений для освоения игры интервалов, аккордов, различных видов фактуры. Партия левой руки усложняется в зависимости от способности воспитанника. Эти же простейшие мелодии можно использовать для подбора по слуху или для транспонирования. Теоретические сведения даются в минимальном объеме. Девиз – не «повторение — мать учения», а «применение – мать учения».

Программа обучения включает в себя несколько разделов, предлагаю их краткое описание.

Организация пианистического аппарата.

Одна из самых ответственных и трудоемких задач, стоящих перед педагогом на начальном этапе обучения, — «создание» рук ребенка. Возраст 6-7 лет – самый благоприятный для «лепки» рук ребенка. И начинается эта «лепка» с первой минуты занятий. В течение двух первых месяцев каждое занятие включает в себя комплекс упражнений для укрепления мышц спины, развития свободы рук, гибкости суставов, укрепления мышц пальцев. Вот несколько таких упражнений, которые правильнее было бы назвать играми:

  1. «Заводная кукла». Сидеть, не сгибаясь, как кукла на витрине (до 20 сек), затем расслабиться (завод кончился). Выполнить несколько раз, сидя за фортепиано, опираясь на ноги – ноги стоят на подставке. Руки свободно висят.
  2. «Лебедь». Воспитанник сел «как кукла» и выполняет свободные движения руками, подражая полету большой, красивой, нежной птицы. Выделяем слова: «нежной» — чтобы движения рук были плавными; «большой» — большая амплитуда движений; «красивой» — чтобы добиться изящества в движениях.
  3. «Марионетка». Воспитанник стоит, подняв руки вверх. Все тело до кончиков пальцев напряжено, «натянуто» невидимыми веревочками. Потом веревки начинают «рваться» — падают пальцы рук, кисти, руки от локтя, от плеча, туловище – ребенок наклоняется и качает расслабленными руками внизу.
  4. «Подснежник» (хорошо выполнять под музыку П.И. Чайковского). Воспитанник поочередно плавно поднимает и опускает то правую, то левую руку. Потом вместе. На протяжении всего упражнения кисть висит расслаблено, как цветок подснежника (пальцы не топорщатся, как лепестки, например, ромашки). Затем усложняем упражнение:
  • Поднять руку, как в упражнении «подснежник», и, расслабив, уронить кулачок на колени;
  • То же, но приземлиться на подушечки пальцев;
  • То же, но рука приземляется на третий палец. Сначала на колени, потом на стол, и, в конце концов, на клавишу. Упражнение выполняется поочередно всеми пальцами.
  1. «Мячик», или «Отдай мне руку». Рука ребенка должна быть полностью расслаблена, чтобы преподаватель мог подбрасывать и ловить её, как мячик.
  2. «Лифт». Представим, руки – это два лифта в доме. Они едут то вверх, то вниз, то одновременно, то порознь, то в разных направлениях. Соответственно, ребенок поднимает или опускает руки. Усложняем упражнение: руки опускаются на расслабленные кулачки, затем на все пальцы, на 1-й и 5-й пальцы и, наконец, на каждый палец отдельно.
  3. «Машинка». Воспитанник водит маленькую игрушечную машинку то вправо, то влево. Впереди идет кистевой сустав и ведет за собой пальцы.
  4. Учим руки «дышать». Ребенок ставит пальцы на край стола с таким ощущением, будто повесил на них руки («вешалка»). Руки делают «вдох» — запястье идет вверх, «выдох» — вниз. Движения рук плавные, без рывков. Руки могут «дышать» вместе, поочередно, вразнобой и т.д.
  5. Воспитание пальцев. Учим пальцы «здороваться». Сначала на столе, затем – с клавишами. Объяснить ребенку механизм прикосновения трудно, поэтому проще прибегнуть к образным аналогиям – палец «здоровается», крепко обнимает клавишу и т.д. Педагог своими руками помогает ребенку ощутить работающий кончик пальца при свободной руке.
  6. «Замочек». Тренируем цепкость кончика пальцев. Воспитанник складывает два пальца колечком («замок») и захватывает последнюю фалангу пальца преподавателя. Педагог пытается вытащить свой палец, а воспитанник – удержать его. Стараясь вытащить «ключ из замка», не следует прикладывать чрезмерные усилия, чтобы ребенок мог сохранить округлость пальцев (не сломался «замочек») и не напрягал руку. Удерживать «ключ» в «замочке» должны только кончики пальцев («побелеть»). Таким образом, тренируем разные пары пальцев (1-2,1-3,1-4,1-5) обеих рук.

Знакомство с клавиатурой.

Задача любого преподавателя состоит в том, чтобы фортепианная клавиатура как можно раньше стала для ребенка «обжитой территорией», где обитают известные музыкальные звуки. Изучение клавиатуры ребенок начинает, зрительно ориентируясь на черные клавиши. Названия октав не даются. Нота до 1-й октавы делит клавиатуру на две территории – для правой и для левой руки. Но руки могут ходит друг к другу в гости, т.е. играют крест накрест (хороший способ освободить локти).

Вся клавиатура – дом, октавы – квартиры, где рядом стоящие две черные клавиши – окошко, а три – балкон. В каждой квартире живет 7 нот: ре – смотрит в окошко, а на балконе стоят соль и ля. Именно с эти клавишами и знакомится воспитанник на первом уроке. На последующих – до и ми – прижались к окошку («чижик»), фа и си – к балкону (можно сыграть изображая сигналы «скорой помощи» ).

Игра на инструменте начинается с первых уроков, еще до начала игры по нотам, методом показа, когда ребенок, что называется, «берет с рук». Используя подготовительные упражнения, организующие начальные навыки игры на инструменте («Заводная кукла», «Дыхание», «Пальцы здороваются »), очень легко объяснить прием звукоизвлечения – «Кукла» заводит спинку, рука делает вдох, на выдохе палец здоровается с нужной клавишей, вдох – и рука уходит с клавиатуры. Так воспитанник «здоровается» со знакомыми клавишами.

Добавим, что здесь важно помнить еще о посадке за инструментом: ребенок сидит на такой высоте, чтобы от плеча до кисти получался плавный спуск, как с горки. Желательно не загружать внимание ребенка множеством подробностей (локти, плечи, кисть и т. д.), лучше поправить его руки своими руками.

Ритм. Метр. Внутренняя ритмическая пульсация.

Работа по развитию метроритмического чувства начинается с первых занятий. На каждом занятии воспитаннику предлагается серия упражнений, сложность которых всегда опережает ритмическую сложность исполняемых мелодий. Цель – выработать чувство внутренней ритмической пульсации, познакомить со сложными ритмическими фигурами и подготовить воспитанника к исполнению ритмически более сложных пьес.

Из незнакомых длительностей составляются ритмические схемы, и отдельные их блоки отрабатываются до автоматизма, а потом и схемы целиком. Левая рука стучит пульс, а правая – ритм, и наоборот.

Общепринятую схему длительностей можно показать на длинной полоске бумаги. Нарисована целая нота. Далее выполняются одновременно 3 действия: ведем карандашом по полоске бумаги, голосом тянем звук и отстукиваем пульс ногой. Разделяем полоску пополам – получаем два более коротких звука и т.д. Но тройное действие выполняется постоянно. Так ребенок научится чувствовать, что музыка – искусство во времени. Чем медленнее пьеса, тем длиннее будет начальная полоса бумаги. Постепенно закрепляется временное, метрическое и слуховое восприятие записи.

Ритмические упражнения являются постоянным домашним заданием. Сложные ритмические схемы даются с пульсом, простые – с одной ритмической строчкой. Нужно всегда помнить, что ритму не столько учат, сколько «заражают» . Ощутить, почувствовать ритм помогает, прежде всего, сама музыка, которую слушает ребенок. Для маленьких детей очень естественно эмоциональное отображение. Поэтому целесообразно в качестве предварительного этапа заняться ритмикой.

Знакомство с записью нот воспитанник начинает с того, что узнает расположение двух из них – соль и ре . Именно на этих звуках и строятся простейшие попевки. А дальше наша задача – научить ребенка видеть не отдельные ноты, а воспринимать нотный текст «графически», видеть общий рисунок движения нот в их взаимодействии.

Здесь, как всегда, помогут подготовительные упражнения. Прежде всего «Бусы». Записывается нота соль и ноты вверх и вниз от неё. Ребенок играет, смотря на запись (названия не произносятся). Зрительно запись напоминает нитку бусинок. Закрепляются понятия «движение вверх» и «движение вниз», «повторяющаяся нота». Далее можно переходить к несложным мелодиям.

По мнению многих педагогов-музыкантов, и я согласна с ними, нецелесообразно заучивать, на какой по счету линейке пишется та или иная нота. Сначала опорными нотами будут знакомые с первого занятия соль и ре , а в дальнейшем начальная нота будет меняться. Со временем ребенок зрительно запомнит, где пишутся все ноты.

Подбор по слуху.

Обычно именно подбор по слуху является основным видом работы на первых занятиях. Формы подбора могут быть различны и зависят от музыкального слуха ребенка, но обязательным условием является предварительное запоминание мелодии. Первые попевки должны начинаться с первой ступени.

С детьми, не занимавшимися ранее, проходится упрощенный материал по звуко-высотному соотношению. Например: ребенок поет попевочки и показывает рукой направление мелодии (как «бусы» ): вверх, вниз, повтор, подряд, через клавишу, скачок.

При слабой слуховой ориентации воспитанника как временный прием возможен подбор «с рук»: педагог проигрывает небольшую попевку; воспитанник, глядя на руки педагога, пытается воспроизвести услышанное. И в этом случае зрительное восприятие не обособляется от слухового, постепенно все активнее способствуя его формированию.

Работа над выразительным исполнением.

Огромное значение имеет расширение слухового опыта ребенка, накопление музыкальных впечатлений, поэтому часть занятия посвящается слушанию музыки в исполнении педагога. Важно научить ребенка делиться своими переживаниями и впечатлениями, их оттенками. В разговоре о музыке никогда не ставиться вопрос: «На что это похоже?». Всегда речь идет о настроении и о чувствах.

С первых же шагов обучения особое внимание уделяется ясной и четкой артикуляции. Сначала мелодии исполняются штрихом non legato или portamento , одним пальцем, свободной рукой от плеча. Постепенно воспитанник переходит к освоению других видов артикуляции.

Знаменитый швейцарский музыковед Э. Курт понимает «одаренность» как «умение развертывать нарастания и спады» . В работе над простейшими мелодиями динамические оттенки определяются воспитанником с помощью педагога. Подготовительным является следующее упражнение: выбрать 3 трехсложные слова с ударениями на разные слоги и указать в них динамику, например: ручеек ; Аннушка ; морковка .

Слова пропеваются, затем исполняются на инструменте с динамическими оттенками. Это и есть алгоритм построения любой музыкальной фразы, любого мотива.

При освоении приема legato тоже нужно помнить, что интонация уже из двух звуков, интонация «вздоха» , — динамическая опора на первый звук, на втором, на вдохе, палец как бы «гладит» клавишу.

На первом этапе обучения удобно сравнивать ноты с книжкой – раскраской. Ноты – лишь контур музыкального рисунка. И от исполнения зависит, насколько ярко и интересно будет звучать пьеса. А моя задача – будить творческую инициативу ребенка в выборе характера, штриха, динамики, темпа.

Закончить хотелось бы словами великого А. Шнабеля: «Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том, чтобы проталкивать туда учеников».

Источник

Методика обучения игре на фортепиано детей младшего школьного возраста

О важности и особенности начального периода обучения игре на фортепиано знают все. Это тот период, когда нужно подходить к этому процессу весьма и весьма ответственно. Также это период наибольших возможностей. Ведь если приложить достаточно усилия, то можно в конечном итоге получить лучший результат. А эти плоды работы зависят не только от умения, профессиональных знаний преподавателя, но и от его человеческих качеств, доброжелательности, любви и терпения.

Эта работа освещает вопросы этого самого значимого — начального этапа обучения игре на фортепиано.

Скачать:

Вложение Размер
методика обучения игре на фортепиано детей младшего школьного возраста 28.91 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ им. Д. ХУРЕШ-ООЛА

«Методика обучения игре на фортепиано

детей младшего школьного возраста»

Преподаватель по классу фортепиано

«Начало – дело такой огромной важности, что тут хорошо только самое лучшее»

Одним из самых важных этапов в профессиональном обучении музыканта является начальный период, когда происходит первое знакомство ученика с инструментом, закладываются базовые слуховые и физические ощущения. От того, каким образом была проведена эта работа, зависит многое, и недостатки в ней могут сказаться даже через годы. Начальный этап обучения наиболее сложный и ответственный. Он основа всего дальнейшего отношения ученика к музыке, инструменту, занятиям. Это база для всего последующего музыкального обучения.

Многие педагоги, часто задавалась вопросами, которые стали особенно актуальными в наш век компьютерных и информационных технологий: «Как заинтересовать ребёнка на начальном этапе знакомства с музыкой? Как ввести его в этот сложный, но и, одновременно, очень разнообразный и интересный мир? Как не спугнуть его на первых шагах?»

Как сделать так, чтобы музыка в жизни маленького человека стала приоритетом наряду с другими соблазнами? Ведь проще нажать на кнопку, без лишних усилий, и посмотреть мультфильм или поиграть в компьютерные игры, которые в большинстве своём тормозят развитие ребёнка.

А музыка … — это другое, тут думать надо…

От педагога помимо высокой музыкальной квалификации требуется наличие особых психологических, волевых и нравственных качеств. Уважение и авторитет педагога особенно важны на таком раннем этапе, где большую роль играет личность учителя. Во многом именно от этого зависит отношение ученика к занятиям.
Рассказывая о своей работе с учениками младших классов, трудно претендовать на какую бы то ни было универсальность: к одной и той же цели можно прийти разными путями. В методической литературе много противоречивых высказываний, мнений. И очень важно, не меняя кардинально устоявшихся принципов, найти близкие по стилю, по «духу» способы достижения определенной цели. Длительная работа на одном и том же материале позволяет превратить его в некую основу, в которой суммируются многие педагогические находки.
Педагог, ведущий занятия с маленькими учениками, должен уметь создавать на уроках непринужденную, радостную атмосферу, поддерживать в них игровое настроение, пробуждать их воображение.
При этом педагог обязан не только учить музыке, но, что не менее важно, воспитывать музыкой.
Очень важно, и это, пожалуй, наиболее трудное, вводить занятия музыкой в жизнь ребенка естественным путем, нисколько не отрывая его от привычной детской жизни и, тем более, не вытесняя из детского бытия ничего, что кажется малышу приятным и необходимым (любимые игры, игрушки). Трудовые обязанности ребенок узнает позже, а сначала надо открыть ему чудесную, загадочную страну музыки, помочь полюбить ее, не нарушая естества ребенка.
И поскольку главнейшей из первоначальных задач является «зажечь», «заразить» ребенка желанием овладеть языком музыки, не отрывая его от естественной для его возраста «игровой фазы», необходимо строить урок в форме увлекательной игры.
Поэтому, опираясь на методику наших классиков, и, ознакомившись с методической литературой современных педагогов, можно выстраивать свою методику проведения уроков на начальном периоде обучения игре на фортепиано детей 7-8 лет.

Можно выделить несколько общих характерных психофизических черт, которые нужно учитывать при работе с учениками младших классов:

  • Во-первых, дети этого возраста не способны надолго сосредоточиться на какой-либо проблеме. Поэтому содержание урока должно быть составлено разнообразно и красочно, чтобы в течение всего времени интерес у ребенка не слабел.
  • Во-вторых, малыши отличаются любознательностью, которая должна обязательно удовлетворяться.
  • В-третьих, ребенок легко воспринимает новое, но также быстро забывает. С этой особенностью нужно обязательно считаться и взять за правило постоянно возвращаться к пройденному материалу.
  • В-четвертых, мыслительный процесс детей не позволяет им воспринимать и усваивать большое количество информации, особенно при концентрированной ее подаче. Поэтому принуждение к спешке, быстрой реакции приведет к отрицательным последствиям, так как несет беспокойство, страх, поспешность.
  • В-пятых, дети младшего возраста имеют свойство мыслить в конкретных образах. Отсюда вытекает принцип: сначала рассказывать, а потом вводить какое-либо образное обозначение.

Игру на фортепиано ребенок должен воспринимать как новое развлечение. Задача педагога — направить это развлечение. Для этого можно использовать все, что будит воображение ребенка: музыкальный материал и рисунок, текст песенок-подтекстовок (желательно сочиненные самими детьми самостоятельно или с помощью педагога), рассказ, сопровождающий игру, задачи — головоломки. Например: отгадывание настроений (колыбельная, марш, гроза, игра со скакалкой).

Все это помогает конкретизировать музыкальный образ, постигать трудную для детей музыкальную грамоту и даже находить нужные движения рук. Педагог, занимающийся с учеником младшего возраста, должен проявлять большое внимание, такт и строить свои уроки каждый раз по-новому, в зависимости от характера, способностей, знаний ученика. Успех в занятиях с детьми наполовину подсказан их собственной фантазией и воображением. Пьесы и упражнения должны быть легкодоступны детскому наивно — сказочному восприятию и направлены на выполнение конкретно поставленной задачи, будь то постановка рук, приобретение начальных пианистических навыков или усвоение нотной грамоты.

Одно из условий в ранних занятиях — суметь привлечь к себе симпатии ученика. Педагог не может надеяться, что ребенок полюбит музыку, если ему не стала близка личность преподавателя. Важно создать непринужденную обстановку, чтобы ребенок полностью раскрылся. Это поможет решить одну из главнейших задач — свободу рук и естественность движений для передачи музыкальных мыслей и чувств.

Начиная занятия с маленькими детьми, прежде всего надо стараться не отпугнуть их чем-то слишком серьезным, что может показаться им утомительным или скучным. Интерес и желание в большей мере, чем все остальное, служат залогом успеха в обучении. Часто бывает, что с проснувшимся интересом к музыке, она сама помогает проявлению и развитию необходимых, специфических для музыканта данных: слуха, памяти, чувства ритма и т.д. Только сумев достигнуть заинтересованности на первых встречах с музыкой, можно постепенно вводить ребенка в более узкий круг профессиональных навыков. И переходя к профессиональному обучению, следует в первую очередь стараться как можно легче и понятнее преподносить ребенку необходимые знания. Вместе с их основами формируются музыкальное мышление, и воспитывается воля к труду.

Знакомство детей с музыкой нужно начинать с доступного и понятного им музыкального материала. Метод и специфику занятий чаще всего может подсказать сам ребенок. Наши уроки должны быть построены на одновременном развитии всех важных для музыканта условий обучения. Каждый урок сочетает в себе:

  • знакомство с клавиатурой;
  • гимнастику и постановку рук;
  • развитие слуха, ритма, памяти;
  • основы нотной грамоты.

Организация пианистического аппарата

Постановка руки — важнейший этап, очень ответственный момент, во многом обусловливающий дальнейшее продвижение ученика.

«Лепку» игрового аппарата ребенка необходимо начинать с первой минуты занятий. При этом следует добиться полной свободы тела и мягкости рук. Показывать приемы следует в живой и увлекательной форме и так, чтобы ученик сам убедился в их правильности и удобстве на собственных ощущениях. Например, для того, чтобы помочь ребенку избавиться от «зажатости», надо научить его, во-первых, воспринимать разницу в ощущении напряженной и свободной руки, а, во-вторых, услышать зависимость качества звука от изменения состояния руки. Для этого педагогу полезно сыграть простенькую мелодию тремя способами:

  • напряженной рукой с жесткими пальцами;
  • преувеличенно расслабленной рукой;
  • свободной, но организованной рукой,

и предложить ученику внимательно послушать, в каком случае мелодия звучит лучше.

Обычно дети правильно выбирают (в данном случае) третий вариант.

При повторном проигрывании этими тремя способами, ученик может придерживать руку педагога, чтобы почувствовать, что перемена качества звучания зависит от изменения состояния руки.

Вопросу организации движений пианиста большое внимание уделила в своей практике педагог и пианистка А. Шмидт — Шкловская, занимавшаяся изучением профессиональных заболеваний пианистов и поисков рациональных приемов игры. В своей брошюре «О воспитании пианистических навыков» она приводит множество упражнений, помогающих правильно сформировать осанку и взаимодействие всех частей игрового аппарата. Например:

  • Сидеть за инструментом следует спокойно, удобно и прямо, допустим лишь небольшой наклон вперед.
  • Плечи опущены, дыхание ровное и свободное.
  • Сохранить осанку помогает хорошая опора на ноги. Поэтому малышам 7-8 лет важно подобрать необходимой высоты подставку под ноги.

Выработке такой осанки помогают различные упражнения:

  • поднять руки в сторону от корпуса и произвольно опустить их, сознательно сосредоточившись на полной пассивности их падения.
  • размашистыми движениями вращать вытянутыми руками вокруг корпуса и над головой с ощущением абсолютной свободы плечевых суставов.
  • поднять плечи и внезапно легко и непроизвольно опустить их.
  • оперев локоть о ладонь другой руки, двигать предплечья вверх — вниз, одним движением, без остановки в крайних точках.
  • описывать круги предплечьем, оперев локоть о ладонь другой руки.
  • подвесить кисть, опершись тремя средними вытянутыми пальцами о край стола. Рука висит безвольно с ощущением тяжести в локте. Отвести ее в сторону от корпуса (пальцы остаются на столе, после чего внезапно опустить и дать возможность самостоятельно колебаться вплоть до остановки).

А. А. Шмидт — Шкловская писала: «Большую роль в работе пианиста играют крупные части рук. Наиболее удобны и естественны движения, совершаемые «всей рукой» в плечевом суставе — так называемая «игра всей рукой от плеча».

Практически рука работает не «от плеча», а «из корпуса». Основную нагрузку при игре несут самые сильные и выносливые мышцы плеча, спины, груди и плечевого пояса. Эти мышцы играют важную роль в работе пианиста, они укрепляют и уравновешивают плечевой сустав, удерживают руку на нужном уровне, направляют ее. Очень часто зажатость этих мышц мешает работе пианиста.

Наилучшее положение руки на фортепиано то, которое можно легче и скорее изменить. Поэтому нежелательны такие встречающиеся крайности, как прижатые, опущенные или неестественно раздвинутые локти, затрудняющие игру и вызывающие напряжение.

Советы держать руки не естественно, а искусственным образом, требование активно поднимать пальцы и добиваться запредельной силы удара по клавишам,- все это вызывает у детей многочисленные двигательные затруднения и часто приводит к возникновению профессиональных заболеваний. Иногда такая «постановка» проходит вне связи со звуком — вне слухового контроля. Преподавателю также не нужно ориентировать ученика на свою руку, т.к. природа рук у всех разная. Способ ведения кисти подсказан природой, индивидуальными особенностями строения ладони и пальцев.

В монографии В. Николаева «Шопен- педагог» описано, как великий Шопен относился к той проблеме, о которой идет речь: «Исходя из различия в строении пальцев, Шопен предлагал не портить их индивидуальность, а старался развивать естественные качества. Среднему «третьему» пальцу он отводит наряду с крайними пальцами роль опоры свода руки. Четвертый палец им образно назван «сиамским близнецом» третьего. Проставленное в «Методе» многоточие после слова «второй» объясняется тем, что Шопен не нашел определения, которое бы соответствовало назначению указательного пальца, своего рода «лоцмана», направляющего движение руки. Поэтому педагог должен знать природные возможности пианистического аппарата, уметь анализировать состояние ученика, понимать и чувствовать, какие движения вызывают неудобства, чтобы вовремя прийти на помощь.

Очень важно слегка, незаметно дотрагиваться до локтей ребенка, как бы проверяя, не напряжены ли они, поскольку как только локти напрягаются, сразу напрягаются кисть и первый палец. Ведь самого ребенка его ощущения во время игры не занимают, и он часто даже не замечает напряжения. Организованность движений должна сочетаться с освобождением от всяких лишних напряжений. Возникают напряжения легко, а избавиться от них трудно. Распознаются излишние напряжения различными способами. Одно из них — слуховое восприятие. Для игры скованных исполнителей характерно форсирование звука. Другой способ — субъективные ощущения исполнителя — чувство скованности, быстрое утомление, впоследствии могущее перейти в боль. Наконец, напряжение заметно по внешнему виду исполнителя.

Приведу несколько типичных двигательных дефектов и возможные способы их устранения:

  • Скованность плеча. Причина: ученик близко или низко сидит. Нужно проверить посадку и, если замечания недостаточно, следует предложить упражнение — перенос руки на далекие расстояния или гимнастические упражнения.
  • Тряска кисти. Малыши начинают трясти рукой потому, что не чувствуют силы и самостоятельных возможностей в своих еще маленьких и неокрепших пальчиках. Между тем это психологическое заблуждение. Можно порекомендовать упражнения на выполнение небольших последовательностей из 2-3-4-5 звуков на одном дыхании.
  • Слабые пальцы могут прогибаться. Причина этого — желание играть более громко, неестественным для себя звуком — отсюда излишнее давление. По этому поводу Игумнов говорил: «Так же как нельзя ходить, продавливая ногами пол, так нельзя и играть, продавливая пальцами клавиатуру». При необходимости лучше играть тише, чем пользоваться распространенной рекомендацией «собрать пальцы «, вызывающей перезакругленные ленивые пальцы с проломленным сводом кисти. Следует дать ученику упражнение на беззвучное, мягкое нажатие клавиши.
  • Скованность кисти. Следует играть трели в медленном темпе, делая круговое движение запястьем.
  • Скованность предплечья. Следует играть тремоло в медленном темпе, преувеличенно раскрывая ладонь руки.
  • Скованность пятого пальца. Когда обращают внимание учащихся на данный недостаток, они ссылаются обычно на физическую слабость своих пятых пальцев. Иногда это верно. Но сама слабость пятых пальцев проистекает из-за музыкальной и физической нетребовательности. Следует играть этюды для четвертых и пятых пальцев и последования, начинающиеся с пятых пальцев.
  • Напряженность первого пальца. Этот недостаток происходит из-за несамостоятельности, из-за того, что его действие подменяется вращательным движением предплечья. Для того, чтобы заиграл палец, надо играть именно пальцем, не заменяя его работу действиями других мышц.

Внешним признаком развитости первого пальца являются приобретение им закругленной, выпуклой формы и увеличение управляющей его движением мышцы.

Упражнения: доставать первым пальцем квинту при задержании пятого пальца; взять третьим пальцем звук, а первым брать звуки с разных сторон от третьего.

Таким образом, первые два года обучения — это особый период жизни ребенка, где создается фундамент, на котором будет строиться дальнейшее развитие ученика, на базе которого формируется отношение к музыке как к искусству. Музыка для него – любимая песня, музыкальная сказка, музыкальная передача по радио или телевидению, она для него нечто больше, чем забава. Учитель должен с радостью помочь ребенку найти «музыку», которая «пела у него в животе» (душа – «в животе», взрослый сказал бы – в сердце) и, играючи, освоить первичные навыки игры на фортепиано. «Музыка для детей – способ и метод восприятия мира, фортепианная игра – выражение их внутреннего мира» (С. Савшинский).

Каждый ребенок – уникальный мир, единственный в своем роде, сочетание особенности личности, характера и темперамента. Он уже духовно владеет какой – то музыкой, так сказать хранит ее в своем уме, носит в своей душе и слышит своим слухом.

Педагог обречен на неудачу, если он не испытывает глубокой симпатии и интереса к ребенку. Принцип психологической совместимости – один из важнейших в обучении. В любом случае надо искать максимальный контакт с учеником и взаимность. И лишь когда ученик «заражается» настоящей и безграничной любовью к педагогу, можно надеяться на успех в творчестве.

Список литературы:
1.Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М.,М. -1971
2. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой.
3. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. — Ленинград, Советский композитор- 1973
4.Любомудрова Н.А. Методика обучения игре на фортепиано. -М.,М. — 1982
5.Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. — М.,М.- 1988
6.Вопросы методики начального музыкального образования. Ред. Натансона В. — М., М. -1981
7.Шмидт-Шкловская А.А. О воспитании пианистических навыков. Ленинград — 1985

Источник

Читайте также:  Голос дети выступление мальчика с гитарой
Оцените статью