Занятия гитарой каждый день

Сколько часов нужно заниматься на гитаре в день

Планируя занятие на гитаре, нужно исходить из ряда факторов, главный из которых — результат. Какие изменения должны произойти к концу урока? Что вы должны научиться делать лучше, чем до него? Как это приблизит вас к конечной цели обучения игре на гитаре?

В день заниматься на гитаре нужно столько, сколько требуется для достижения вами же поставленных на каждый урок целей. Очевидно, что определить себе такие цели и задачи можно, только составив длительную программу обучения.

За сколько можно научиться играть на гитаре

Когда я только начинал заниматься на гитаре, меня удивила такая постановка вопроса в интернете. Сколько времени нужно учиться играть на гитаре? Подумайте, выпускник музыкальной школы умеет играть на гитаре? Несомненно, да. А научился ли играть на гитаре выпускник музыкального училища? Так зачем же ему поступать дальше в консерваторию, где он снова будет учиться играть на гитаре? То есть под «научиться» можно понимать совершенно разные уровни владения инструментом.

Читайте также:  Fur elise людвиг ван бетховен ноты для начинающих

Кстати, зависит ли ваше решение осуществить давнюю мечту научиться играть на гитаре от ответа? Например, в интернете сказано, что на это уйдёт несколько месяцев. Сразу да. А в соседней ветке написано, что минимум пять лет. Желание начинает испаряться?

Какого минимального уровня хотите достичь именно вы? Понятно, что для самоучки составить себе без помощи педагога программу обучения очень сложно. Как это сделать, мы обсудим в отдельной статье. Сейчас же поговорим об организации занятий.

Как распределять время занятий в течение дня

Мы уже рассматривали вопрос, как найти время для гитары. И частично касались темы составления плана занятий и выявления скрытых резервов времени. Что мы имеем в течение дня?

Чаще всего, за редким исключением, дневное время занято основной работой без возможности его подвинуть. Вечером есть домашние дела и домочадцы. Заниматься самому и слушать, как терзает гитару кто-то другой — это разные вещи. Уставшие члены семьи могут неожиданно отнестись к вашему новому увлечению без понимания.

Это некоторым образом забавно. Потому что многие взрослые самоучки берутся за гитару именно в качестве домашней отдушины. После дневной беготни никуда не надо ехать, и ты всегда доступен для домашних. При этом уделяешь время только себе любимому. Пока маленькие дети не начинают требовать внимания от родителя, которого не видели целый день. Ведь бывает и так.

И выспаться тоже надо. Значит, вставать на час раньше или ложиться на час позже — не всегда вариант. К этому можно прибегнуть на время краткосрочного аврала. Но овладение гитарой требует длительного времени. Поэтому очень скоро в таком режиме вы начнёте просто болеть от недосыпа.

Ни дня без строчки?

Много раз я видел совет заниматься каждый день хотя бы 15 минут. Но с максимальной концентрацией. Действительно, вывод напрашивается именно такой. Однако с гитарой, к сожалению, так не получится. Даже если заниматься несколько раз в день по 15 минут и получается как бы час. Так можно постепенно прочитать большую книгу. Но не овладеть гитарой.

Тому есть несколько причин. Во-первых, мышцы кисти работают очень активно и требуют времени на разогрев. Чем сложнее репертуар, тем более разогрев необходим.

Во-вторых, кисть должна крепнуть, растягиваться и нарабатывать мышечную память и беглость. Это тоже требует времени уже после разогрева. В общем, представьте, что вы приходите в тренажёрный зал всего на 15 минут. Как это поможет вам похудеть и нарастить мышцы? Очевидно никак. Вот так и с гитарой. Польза может быть только в случае лишних 15 минут сверх значимого времени.

В-третьих, далеко не у всех есть навык отработки сложного пассажа с любой ноты. Большинство новичков продирается через сложное место, играя всю фразу с самого начала. То есть вместе с одним сбойным тактом многократно повторяются ещё три, с которыми проблем нет. Это непродуктивная трата сил и времени. У вас и так всего 15 минут, а вы их, фактически, используете только на четверть.

На мой взгляд, если нет возможности заниматься ежедневно, значительно продуктивнее делать это через день. Но хотя бы один академический час без разбивки. Не устаю повторять, что эта величина выведена веками педагогического опыта с учётом физиологии человека. Этого времени достаточно, чтобы разогреться, сформировать навык и выполнить очередную значимую задачу. Если постараться, то можно успеть за несколько минут ещё и проанализировать результаты урока.

В какое время суток заниматься на гитаре

В то, когда вы не засыпаете. Ибо сидение в одной позе и монотонное повторение упражнений не способствует приступам бодрости. Занятие превратится в неравную борьбу со сном. И через несколько таких раз вы его бросите. Не поможет даже раз в 10 минут вставать и разминаться, недосып победит.

Хотя само по себе делать несколько активных перерывов в течение занятия желательно. Статичное напряжение спины, таза с ногой на подставке, зажимы кровотока — всё это надо снимать. Но организм изначально должен бодрствовать, а не бороться со сном.

Грамотно определить с самого начала программу и график занятий для новичка дело неподъёмное. Поэтому придётся идти методом проб и ошибок. С другой стороны, идти по незнакомой местности с примерной картой лучше, чем вообще без карты.

В этом случае можно порекомендовать дневник бодрствования. Суть метода в том, чтобы несколько дней или даже недель наблюдать за своими биологическими часами. Просто записывайте каждый час в дневник своё состояние. Делать это не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Потому что подробное описание ни к чему. Просто напротив каждого часа ставите в бумажке плюс, если бодрячок, и минус, если клонит в сон. Или ставите в телефоне почасовую напоминалку и кратко записываете на встроенный диктофон свои ощущения. Способов много.

Набрав достаточную выборку, легко выявить подходящие периоды подъёма сил и привязать к ним расписание занятий.

Как заниматься на гитаре рядом с орущими детьми

Многие молодые отцы, отдавая себя семье полностью, нуждаются в отдушине, не выходя из дома. Часто это бывает гитара. Как уже говорилось выше, возникает накладка. Хобби позволяет не отрываться от семьи, но именно это и мешает самому занятию.

Если это ваш случай, не пытайтесь демонстрировать стальные струны вместо нервов. Организуйте малышу удобное место с игрушками прямо перед собой. И спокойно поиграйте ему свои упражнения. Таким образом вы убьёте сразу трёх зайцев. Вдумчиво позанимаетесь — надо же думать, что и как играть ребёнку. Пообщаетесь с чадом больше трёх минут. И супруга отвлечётся. И может быть, даже отблагодарит.

Как потратить драгоценное время занятия с пользой

Как уже говорилось, прежде всего, надо спланировать урок. В это понятие входит и правильно подобранный репертуар «по зубам». Учить произведение не по силам — только тешить своё самолюбие пустой тратой времени и сил.

Пьесу своего уровня вы пройдёте с пользой и легко вспомните её при необходимости. Вам не придётся тащить за собой багаж пьес, которые надо повторять каждый урок. Иначе скоро весь урок будет уходить только на повторение произведений, которые вы никак не выучите.

Самоучки часто допускают ещё одну ошибку, начиная занятие с самой лёгкой части для разминки. Но тут есть одна не очевидная хитрость. Если начать, наоборот, с самого сложного задания, то усталость не будет мешать. Потому что накопится она к тому моменту, когда останется самое простое.

Самую трудную часть нужно отрабатывать медленно и вдумчиво. Это, во-первых, настраивает на рабочий лад с самого начала. А во-вторых, мышцы кисти получают качественный разогрев и растяжку.

Ещё одна фишка такого подхода заключается в том, что можно наглядно наблюдать прогресс обучения. Отработанная сложная пьеса становится всё более простой и перемещается в сторону конца занятия. Там она вытесняет уже совсем пройденные произведения. А в начало занятия приходят новые сложности, с которыми неизбежно происходит то же самое. Прогресс налицо.

Стать профи на гитаре за 10000 часов

В интернете довольно много статей и роликов о применении этого правила к обучению на гитаре. Книжка про гениев и лузеров в своё время наделала целую бурю в стакане воды. Якобы можно стать экспертом в чём угодно, практикуясь 10000 часов. Однако задайте себе несколько вопросов.

  • Является ли уровень концертирующего виртуоза вашей целью?
  • Хотите ли вы вообще гитарой зарабатывать?
  • Проспав 10000 часов уже к трёхлетнему возрасту, вы эксперт по сну?

Возвращаясь к вопросу конечной цели обучения на гитаре, она, безусловно, должна быть. Иначе вы идёте, не зная, куда и не разбирая пути. Но цель формулируется не в виде потраченного на неё времени. Научись играть на гитаре за лето — такой же абсурд, как и за 10000 часов.

Произведения какого уровня вы хотите научиться свободно играть — вот главный вопрос. Лично я вижу свою ближайшую цель — уровень хорошего выпускника музыкальной школы по классу классической гитары. Исходя именно из этого я строю свои занятия и репертуар. А достигну я эту цель за 10 лет, за 5 или за 3 года — вопрос вторичный. Меня уже никто не выгонит из ДМШ за неуспеваемость. И сроки экзаменов я устанавливаю себе сам.

Тратить ли время на изучение нот?

Нужна ли вообще гитаристу нотная грамота — это отдельный большой вопрос. Но считать ли время, потраченное на сольфеджио, занятием гитарой? Безусловно, да. Всё дело в том, что изучение нотной грамоты не требует наличия инструмента и разогрева мышц.

Эту дисциплину как раз можно изучать по 10-15 минут в любой удобный перерыв. Да хоть в курилке на работе или в кровати перед сном. Почитать в туалете — вообще святое. Ну, или учебное видео, коих полно в интернете, посмотреть.

Важно то, что это занятие может никак не затрагивать время основного урока на гитаре. А, наоборот, с пользой дополнять его.

Длительность занятий на разных этапах обучения

Разумеется, по мере накопления опыта и навыков, необходимое для занятия время может варьироваться. Но это дальняя перспектива. На начальном же этапе важно выработать привычку регулярно заниматься. Начните с того времени, которое получается, анализируйте его, думайте. Приучите себя к регулярности занятий на гитаре. Для всех остальных вопросов решения со временем найдутся.

Добавить комментарий Отменить ответ

Гитара по-взрослому для самоучек

С 2016 года я самостоятельно учусь играть на гитаре. Это стало моей страстью. На моём сайте для таких же самоучек я с удовольствием делюсь тем, чему уже сумел научиться.

Источник

Упражнения для гитары. 8 упражнений для начинающих гитаристов.

Вводная информация

Для того, чтобы достичь хороших высот в мастерстве игры на гитаре, помимо исполнения песен нужно еще и выполнять упражнения. Это важно, потому что только с помощью них вы сможете лучше развить координацию и скорость игры. Говоря по правде, сделать это можно и без подобной практики, однако если каждый день посвящать некоторое время игре под метроном и выполнению специально разработанных заданий, ваш навык будет поднимать намного быстрее, чем если этого не делать.

Ниже представлена первая часть большой статьи, в которой описываются упражнения для игры на гитаре. Для лучшего их усвоения стоит также параллельно улучшать постановку пальцев на гитаре.

Данный обучающий сегмент рассчитан на повышение скорости пальцев, растяжки, а также координации. Они будут полезны, если вы любите учить, играть и сочинять различные соло-партии, особенно содержащие в себе большое количество быстро идущих друг за другом нот.

Помните, что каждое из заданий, описанное здесь, нужно выполнять строго под метроном и в строгом соответствии с текстом табулатур. Начните с низкого темпа, например, 80 или 60, и когда будете чувствовать себя в нем уверенно, постепенно повышайте его. Кроме того, вам не помешает почитать, как играть медиатором, поскольку представленные ниже фразы удобнее всего играть с его помощью.

Упражнения на гитаре

«1 – 2 – 3 – 4»

Это самое первое упражнение, которое необходимо освоить, прежде чем приступать к более сложным и продвинутым. В данном случае оно играется лишь на одной струне и предполагает извлечение звука из четырех находящихся рядом ладов. При этом после того, как они сыграны, вы спускаетесь вниз на одну позицию, и играете то же самое. Выглядеть это будет следующим образом:

Как становится понятно, играете вы такой рисунок до двенадцатого лада, после чего возвращаетесь. Очень важно помнить, что начинать движение снизу-вверх нужно с того же самого пальца, на котором вы закончили – то есть, мизинце.

«6×1 – 2 – 3 – 4»

Это более сложная тренировка, которую тоже нужно освоить. Она заключается в последовательной игре четырех нот на грифе и постепенном спуске вниз по струнам. Таким образом, проигрывая первые четыре лада на гитаре, вы двигаетесь вверх и вниз. Выглядит это следующим образом:

Обратите внимание, что как только вы добираетесь до первой струны, движение становится как бы отзеркаленным – и вам надо играть 4 – 3 – 2 – 1. Это упражнение – основа, которая лежит в механике остальных заданий. Именно его стоит освоить в самую первую очередь. Стоит также отметить, что недостаточно просто единожды проиграть последовательность нот – желательно сделать это несколько раз и без остановки, не вылетая из метронома.

«1 – 3 – 2 – 4»

Это упражнение рук для гитары – немного измененная версия первого предыдущего. Разница в том, что если там вы шли от первого лада к четвертому, то в данном случае они слегка перемешаны. Сначала вы играете первый, потом через него, потом второй, и также – через него. Как и в предыдущем задании, в процессе вы переходите от одной струны к другой, а потом, когда сыграете все шесть, возвращаетесь назад снизу-вверх. Выглядит это так:

Конечно, сыграть такой рисунок сложнее, чем предыдущие, однако если освоить его – то ваша координация заметно повысится, а вместе с этим вы лучше сможете контролировать гриф и свои пальцы на нем.

«1 – 4 – 3 – 2»

Еще одна модификация второго упражнения. На этот раз вы условно идете задом-наперед – сначала играете первый лад, потом четвертый и после этого третий и второй. После того, как они сыграны на одной струне – переходите на следующую, и как только дойдете до первой – возвращайтесь задом-наперед. Выглядит это таким образом:

Это упражнение попроще предыдущего, однако также потребует определенной координации. По-прежнему попытайтесь сыграть его сначала медленно, и потом постепенно увеличивать темп.

«3 – 4 – 1 – 2»

Еще один вариант упражнения «1 – 2 – 3 – 4». На этот раз вы играете, начиная третьим ладом, и заканчивая вторым. По-прежнему требуется пройти по всем струнам, не совершая ошибок и не вылетая из метронома. Выглядит это так:

«3 – 4 и 1 – 2»

Это небольшой вариант предыдущего упражнения. Разница состоит в том, что возвращаясь назад с первой струны до шестой вы продолжаете играть все также, как играли до этого, а не задом-наперед. Это позволит немного расширить вашу координацию, благодаря чему вы также получите больше контроля над грифом во время игры. Упражнение выглядит следующим образом:

«1 – 2 – 3 – 4 со смещением»

А вот это уже очень серьезное задание, в котором вы, скорее всего, поначалу будете путаться. В этом нет ничего страшного – это нормально, поскольку рисунок несколько ломает голову. Суть заключается в том, что вы проигрываете стандартный рисунок «1 – 2 – 3 – 4», при этом постепенно опускаясь вниз по струнам. Например, вы играете на четвертой струне первые четыре лада. Потом вы проигрываете первый на третьей струне, и остальные на четвертой. Потом первый и второй на третьей, остальные на четвертой – и так далее. Выглядит оно таким образом:

Упражнение действительно очень сложное, и требует хорошей координации и мышечной памяти. Тем не менее, оно обязательно рано или поздно покорится вам – нужно только играть под метроном и тщательно следить за своими движениями.

«1 – 2 – 3»

Это упражнение отрабатывает «вальсовый ритм», который можно часто встретить при игре красивыми переборами. Его суть заключается в том, чтобы сыграть три ноты в один удар метронома. Рисунок при этом должен быть такой – «раз-два-три-раз-два-три» и так далее. Это упражнение также называется отработкой триолей, или триольной пульсацией. Выглядит оно таким образом:

Советы для начинающих

Как уже было неоднократно сказано – все упражнения надо играть только под метроном. Начинайте с медленного темпа и постепенно увеличивайте его. Кроме этого, очень желательно, чтобы вы делали каждое упражнение подряд, без перерыва – проиграли полностью стандартный «1 – 2 – 3 – 4» — и сразу начинайте делать «6х1 – 2 — 3 – 4», и далее по списку. И при этом ни в коем случае не вылетайте из метронома, а также играйте все четко так, как указано.

После отработки всех упражнений можно перейти ко второй части статьи, которая посвящена упражнениям для развития беглости пальцев рук, а также повышению контроля над грифом.

Источник

Оцените статью