Ремонт клавиш аккордеона своими руками видео
Аккордеон. Ремонт своими руками. Просто и надежно.
Аккордеон ремонт правой механики (правой стороны)
Ремонт левой (готовой) механики баяна
Аккордеон Ремонт левой механики ( левой стороны ) ( новинка )
Как разобрать аккордеон
Аккордеон Аккорд ремонт узла правой клавиатуры
Почему залегли клавиши на немецком аккордеоне
Ремонт. Замена уплотнения между мехом и полу-корпусом баяна, аккордеона или гармони.
Ремонт. Один из примеров ремонтных работ
Источник
Ремонт клавиши правой клавиатуры баяна.
С целью обмена опытом, а также помощи новичку, создам такую тему, где гуру будут делиться хитростями ремонта инструментов в домашних условиях, новички — черпать знания, ну а самодельщики — хвастать новыми мастеровыми инструментами 🙂
УСТРАНЕНИЕ СТУКА И УЛУЧШЕНИЕ КОМПРЕССИИ БАЯНА
Даже самый качественный «Скандалли» или «Роланд»нуждается в элементарном уходе, рано или поздно набивочные и прокладочные материалы скатываются, утаптываются и рассыхаются, таким образом инструмент теряет прежние свойства, перестает держать воздух, проявляются лишние шумы в виде стука клапанов или подвывания планок. Многие из этих и прочих неполадок можно устранить самостоятельно. Например — стук и декомпрессия. Стук возникает в результате удара клапанной пластины о деку инструмента. В большинстве случаев аммортизационные свойства клапанной лайки весьма ограничены, она все-еще неплохо передает удар клапана на шторку. Иногда производители заботятся об этом и наклеивают уплотнитель не на сам клапан, а на поролон, фетр или сукно, которое уже потом крепят к клапанной заслонке. Но со временем эта прокладка рассыхается, сбивается и корродирует, отсюда возникают раздражающие стуки, которые порой настолько громки, что слышны во время игры, часто они не дают возможности провести даже глиссандо. Возникает потребность устранять их.
Для того, чтоб провести эту процедуру не нужно иметь большую мат-тех базу и особые навыки. Все, что нужно — пассатижи, кусачки, ножницы, опасная бритва (или острый скальпель/канцелярский нож), двусторонний скотч на вспененной основе и три часа свободного времени.
Сняв клапанные решетки с деки баяна мы видим весь затворный механизм мелодии: два ряда клапанов вверху грифа и один — внизу. Клапана и их рычаги бывают различных конструкций, об этом можно прочесть в замечательной книге Фадеева «Ремонт гармоник, баянов и аккордеонов».
Удалив лишнюю пыль, которая могла скопиться на деке, следует аккуратно, один за одним, снять клапана с сошек. Удобнее всего это делать, если на баяне деревянная клавиатура с проволочными сошками, где клапана крепятся на полужестком ниппельном креплении (фото). Проделав эту процедуру, можно отставить инструмент в сторону и заняться непосредственно клапанами.
В первую очередь нужно аккуратно отделить лайку от пластины клапана. Если инструмент стар — лайка отпадет сама, на баянах производства 70-х — 80-х гг. лайка и вовсе клеилась на тонкий поролон, который обеспечивал бесшумность работы механизма мелодии, но, к сожалению, по истечению 30 — 40 лет, этот материал имеет свойство разлагаться, течь и рассыпаться. Иногда проще отодрать приклеенное клеем БФ, нежели то, что «скрепилось» в результате коррозии поролона. В противном случае, если лайка наотрез отказывается сниматься, а сохранить ее нужно — следует воспользоваться опаской или скальпелем, при этом осторожно оттягивая отделившийся край уплотнителя.
После того, как лайка снята, требуется очистить поверхности от клея, следов поролона, фетра и т.п. Если клапана относительно чистые — их можно протереть ацетоном, тем самым смыть клей и обезжирить поверхность. Эту операцию можно проводить, как для металлических, так и для деревянных, пластмассовых и тефлоновых клапанов. Если же на клапане остался поролон, фетр или другой аммортизирующий/уплотнительный материал и он не собирается смываться ацетоном — его можно отмыть в теплой (а лучше — горячей) воде с добавлением любого моющего средства. Позже, когда он размокнет (поролон), его можно будет удалить щеткой или ножом. Если же клапан деревянный — мыть его ни в коем разе нельзя, иначе его поведет! Тогда следует аккуратно соскоблить остатки материи ножом или на наждачном бруске.
Существуют определенные требования к выбору и проверке баяна. В помещении, где проверяется баян, должна быть температура воздуха 14-28 градусов, относительная влажность воздуха — 50-60 %. Если перед проверкой баян находился на холодном воздухе, то обязательна его выдержка при указанной выше температуре не менее 2 часов. Только после такой адаптации баяна к комнатным условиям можно начинать его эксплуатировать.
Правильная проверка баяна – процесс довольно сложный. Сложность его заключается в том, что баян изготавливается из нескольких видов материалов: дерево, металлы, пластмассы, кожа, ткани. Конструкция инструмента содержит много клеевых соединений, естественно, реагирующих на перепады температур, повышенную влажность.
Все это и может сказаться на качестве звучания баяна. Но проверить баян самостоятельно – вполне реально. Меня, например, никто и никогда не учил проверять баяны. Я просто брал инструмент в руки и проверял его.
Внимательно осматриваем мех баяна. Слегка растянув мех, внимательно осматриваем складочку за складочкой, обращая внимание на качество заделки клеевых швов. Далее проверяем воздушную камеру инструмента на герметичность. Без нажатия кнопок растягиваем мех баяна почти до предела.
Разжим меха совершаем достаточно медленно. Затем начинаем сжимать мех. При этом инструмент должен молчать – не шипеть и не подсвистывать. Допустимо небольшое естественное стравливание воздуха через многочисленные клапаны механизма.
Но, чем меньше стравливание, тем качественнее воздушная камера. Если же воздух выходит из камеры при работе меха в больших количествах, то баян требует ремонта или доводки.
Проверяем механику
Это вообще просто. Нажимаем кнопки без растяжения меха. Шум механизмов левой и правой клавиатуры должен быть минимальным. Недопустимы всевозможные заедания, западания. Кнопочные механизмы должны работать мягко, возврат кнопок в должен быть достаточно быстрым без скрипа и лязганья.
Помните, что всевозможные посторонние шумы будут в дальнейшем большой помехой при игре. У крутых баянов имеются специальные глушители механических шумов.
Очень важное свойство механики баяна – свободный ход кнопок. На это обратите особое внимание. Проверьте каждую кнопочку на нажим и возврат. Все кнопки правой и левой клавиатуры должны нажиматься примерно с одинаковым усилием и свободно возвращаться в начальное положение.
Проверка голосов – наиболее важная операция. У хорошего баяна язычки голосов должны одинаково хорошо звучать как при как при разжиме меха, так и при сжиме. Они должны издавать чистый, без дребезжания звук, как при слабой работе меха (при малой громкости), так и при интенсивном движении меха (при большой громкости). Каждая кнопка правой клавиатуры баяна проверяется в четырех режимах.
Нажимаем кнопку, растягиваем мех со слабым усилием. Затем сжимаем мех при нажатой кнопке также с малым усилием. Звук при этом довольно тихий, ровный, без примеси каких либо посторонних шумов и нехарактерных вибраций.
Как видим, проверка баяна не так уж сложна, и вы вполне сможете справиться с этой процедурой самостоятельно.
В процессе эксплуатации инструмента могут возникнуть небольшие неисправности. Каждому баянисту необходимо уметь их устранять. Неисправности бывают внешние и внутренние. Внешние: западание клавишей, неисправности клапанов, пружинок, люфт кнопок, неисправности в механике, поломка корпуса и меха. Внутренние: плохое состояние лайки на голосовых планках, нарушение зазоров между голосами и голосниками, расстройка голосов.
Внешние неисправности. Западание клавишей. Основная причина этого — отсыревание. Инструмент должен храниться в сухом месте при температуре, примерно, 4-20°. При западании клавишей прежде всего следует проверить исправность пружинок и всего механизма с клапанами. Клапан может сдвинуться и цепляться за соседние. Если инструмент слегка отсырел и западают отдельные клавиши, то трущиеся места надо смазать грифелем. (Он обладает свойством сухой смазки). Иногда западание клавишей правой клавиатуры происходит из-за неисправности проволочного стержня, на который нанизываются клавиши (он проходит вдоль всего грифа).
Западание кнопок левой клавиатуры часто связано с плохой работой механики. Иногда достаточно поджать стоячок, прикрепляющийся к валику ближе к основному стержню-толкачу, на котором находится тумбочка-кнопка баса или трезвучия, как кнопка больше не западает. Кнопки басов левой клавиатуры могут западать из-за плохого соединения проволочкой стоячка на валике с рычагом клапана. Проволочки быстро изнашиваются и их надо заменять. Кнопки трезвучий иногда западают потому, что толкачи трезвучий очень плотно стоят в механике и цепляются друг за друга. Бывает и так, что нажимая левой рукой на решетку, мы прижимаем тумбочки пятого или шестого ряда (край решетки прогибается внутрь).
Чтобы умело устранять внешние неисправности, надо хорошо разбираться в строении механики. В зависимости от ее конструкции могут применяться различные меры.
При большой разболтанности кнопки на шурупе следует снять шуруп и ввинтить его в кусочек кожи, а затем привинтить кнопку вместе с кожей и срезать кожу по плоскости кнопки. Иногда лучше заменить кнопку.
Внутренние неисправности. Их устранять труднее, здесь требуется определенный навык и специальные инструменты.
Часто хорошему звучанию голосов мешает испорченная лайка. Если лайка сильно отгибается, то ее можно поскоблить сверху посередине и она выпрямится. Часто лайка застревает внутри голосовых отсеков (под планками). В таких случаях советуем снять резонатор и поправить лайку, иногда даже обрезать ее края.
Нередко неполадки «возникают в голосах. Например, голос «не звучит», т. к. в зазор между краем окна и голосом попала соринка. Чаще это происходит с самыми высокими, находящимися внизу, голосами правой клавиатуры баяна. Иногда сдвигается голос и дребезжит — цепляется за край окна (при плохой наклепке).
Настройку голосов производят музыканты, имеющие определенный опыт. Если голос звучит ниже, чем следует, то надо подточить слегка конец плоскости голоса. Если он звучит выше, то подтачивают голос ближе к его основанию. Под голос в любом случае подкладывают тонкую металлическую пластинку.
Для самостоятельного устранения. внутренних неисправностей баяна следует приобрести несколько напильничков различной формы с мелкой насечкой, наждачные камни-палочки, большую иголку для вытаскивания голоса и тонкую металлическую пластинку для подкладывания под голос.
Для наклепки новых голосов надо иметь кусочки голосовой стали, ножницы, которыми можно было бы вырезать голоса, иголку для разметки голоса по окну, маленькую гвоздильню с рядом дырочек различной величины, пробойчик и наклепочный молоточек. Необходимо иметь также две разного размера отвертки, портативные плоскогубцы, тисочки, столярный клей, лайку и некоторые мелкие запасные материалы.
Правая механика баяна Юпитер 64/106 в процессе сборки.
Итак, цена того самого баяна, фото которого красуется на моей аватарке — 350 000 рублей. Не ищите инкрустацию сваровски на корпусе, ее тут нет. Это обычный серийный баян. Дело в том, что изготовление баянов — это долгий, трудоемкий, практически не автоматизированный процесс.
Время созидания этого музыкального инструмента больше, чем время вынашивания человеческого детеныша. Долгих одинадцать месяцев проходит с момента начала работы до рождения готового баяна. В этом нелегком процессе участвуют восемь разных мастеров. 80% всего производства осуществляется вручную.
Левая механика готово выборного аккордеона,экспериментальный вариант. Процесс разработки новой модели инструмента. Конструктор — Лавров Виктор Петрович.
Если вы решили заняться изготовлением гармоник, не стоит гуглить техникумы и ВУЗы, выпускающие соответствующих мастеров. Создателей этих музыкальных инструментов придется учить с нуля. Процесс подготовки одного профессионала занимает как минимум 2-3 года.
Для рождения одного баяна потребуется:
Мастер по узловой механике
Мастер по изготовлению корпуса
Мастер по изготовлению резонаторов
Сборщик левой механики
Сборщик правой механики
Нет ни одного человека, который бы совмещал в себе все эти специальности. Очень очень редко попадается мастер, который отлично владеет двумя из этих восьми премудростей, но не более.
Зарплата столичного мастера по изготовлению гармоник составляет примерно 35 000 рублей. Принимая в расчет стоимость аренды помещения, производство лучше организовывать где-нибудь в провинции, а может и за пределами нашей необъятной родины.
Изготовление резонаторов: установка и вклейка перегородок.
Мастер — Кударь Михаил Иванович
Пожалуй самая большая фабрика по изготовлению гармоник находится в Пхеньяне. Там работают 1100 человек, из которых только 80 менеджеров, а остальные — рабочие. Изготавливают там в основном аккордеоны. Эту фабрику и московскую компанию «Юпитер» связывают тесные дружесские и парнтерские отношения.
Рычаги в сборе с клапанами правой механики баяна Юпитер
Оклейка сетки правой механики.
Мастер Рыбин Михаил Николаевич
Оклейка сетки правой механики
Изготовление правой механики баяна Юпитер 4х голосный.
Мастер — Платонов Константин Михайлович.
Вот так происходит производство музыкального инструмента. Инструмент получается весьма и весьма симпатичным.
Последний этап сотворения гармоники — настройка.
Последний этап — настройка
Кстати, аккордеон — это младший брат баяна, а не наоборот, как многие думают.
Аккордеон. Фото сделано Алексеем Бондаренко
Вообще гармоник существует превеликое множество. Для дотошных вот схема классификации гармоник
А вот и сам Алексей в процессе создания своего нового аватара
Алексей Бондаренко фотографируется на новый аватар
На фабрике даже надписи на пыли о музыке
А вообще баян — это отнюдь не что-то неактуальное, как любят говорить на просторах рунета, а популярный, интересный и очень серьезный музыкальный инструмент. Вот.
Источник