Записать нотами движение мелодии

Записать нотами движение мелодии

Мелодия в музыке – это та основа, без которой пропадает ее идивидуальность, это то главное, что придает песне характер ее звучания. Простая одноголосая мелодия – это просто отдельные ноты, имеющие разную длительность, которые звучат одна за другой.
Мелодию можно играть, начиная с любой ноты, главное – это сохранить определенные расстояния между всеми нотами. Это свойство используется, например, тогда, когда голосу трудно петь высокие участки мелодии и вся мелодия опускается ниже. Опускается, конечно не по лестнице, а просто первая нота, а за ней и все остальные, меняются на более низкую. Такой процесс называется «транспонирование».

Запись мелодии нотами

Мелодию можно записывать. Для этого существует несколько систем записи. Самый классический и самый точный прием – это запись нотами. С этой записью все встречались еще в детстве, однако освоить ее достаточно трудно. Ноты рисуются в виде кружочков на пяти линейках, к которым можно дорисовать еще линии сверху или снизу, если не хватает места.

Классический способ записи удобен тем, что он универсален. На одних и тех же линейках пишут ноты и для гитары, и для скрипки, и для фортепьяно, любой музыкант всегда может понять другого, на чем бы он ни играл. Но изучение нот занимает несколько лет серьезной работы.

Читайте также:  Blood water ноты для укулеле

Запись мелодии буквами

Более простой является запись буквами. Латинские буквы a, b, c, d, e, f, g, h заменяют названия нот до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Знак «-» означает пустоту, паузу. Простая мелодия песни про «Чижика» выглядит так:

e c e c f e d g g g a h c c c
Чи жик пы жик где ты был На Фон тан ке э вод ку пил

Чтобы сыграть такую мелодию нужно знать, на каких ладах нужно нажимать струны, а для этого нужно изучать гриф гитары и запоминать расположение нот. Этот способ пригоден только для записи самых простых мелодий. Однако часто он оказывается очень удобным, особенно для начинающих и непрофессиональных музыкантов.

Вот посмотрите еще раз на рисунке расположение нот на грифе гитары: сверху расположена самая тонкая струна, снизу – самая толстая.

Чтобы по буквам сыграть мелодию, надо найти на грифе место, где она обозначена, на этом месте нажать нужную струну и дёргать полученные таким образом ноты по очереди. Всё просто.

Запись мелодии графическая

Есть еще один простой способ записи. Шесть линий изображают шесть струн гитары и на них цифрами записывается номер лада, на котором прижимается струна. Мелодия песни про «Чижика» на трёх тонких струнах выглядит так:

Здесь уже не надо думать, где расположена нота, все написано прямо на линиях. Знак «0» означает что струна открыта, то есть совсем не нажата.
Конечно, такую запись чуть труднее сделать, нужно расчертить линейки, да и места она занимает больше, зато ее легче читать и не нужно перед глазами держать картинку с нарисованным грифом. Жалко только, что в книгах и сборниках песен такая запись не используется. Для экономии места можно не рисовать те струны, на которых мелодия не играется, при этом слева или справа от конца линии, изображающей струну, ставится её номер. Номер 1 – самая тонкая.

Читайте также:  Кукла колдуна без аккордов

На практике можно пользоваться любым способом. Умение записывать мелодию может пригодиться для того, чтобы лучше и быстрее запомнить и разучить незнакомую песню. Оно может пригодиться и тем, кто плохо воспринимает мелодию «на слух». Такой человек может сам себе играть эту мелодию и учиться ее петь.

Примеры записи Вы найдёте в приложении Фрагменты песен с пояснениями.

Источник

Записать и распечатать ноты на компьютере

Задал себе вопрос, а как же написать, а затем распечатать ноты на компьютере? Я, конечно, не музыкант и в нотной записи понимаю мало, поэтому моё исследование свелось лишь к практической части, а именно, не к профессиональным платным программам, а к доступным и, надеюсь, понятным для большинства начинающих или студентов. Есть три способа делать нотные записи: распечатать нотную тетрадь и в традициях старых мастеров делать это от руки, повторяя красивые изгибы скрипичных ключей; использовать программу установленную на компьютере с обширным функционалом; превратить нажатие клавиш в ноты — расширение для браузера google chrome. Об этих способах и поговорим отдельно.

Способ первый • Ручная запись

Отличный сервис всевозможных шаблонов, которые доступны для скачивания, generatedpaper.com о нем я уже рассказывал. Так вот тут есть прекрасный раздел для музыкантов, есть и просто нотная тетрадь, но бланки для записи аккордов скачивайте в в формате PDF и распечатывайте.

Способ второй • Программа MuseScore

Популярная программа с богатым функционалом работы с нотным станом, также есть поддержка MIDI файлов. Вы можете сразу прослушать результат. Инструкции по работе с программой и весь функционал описан на этой странице, к сожалению, не все инструкции переведены на русский язык, но думаю встроенный переводчик вам поможет исправить недостающий текст. А несколько видео-уроков наглядно покажут работу программы.

Способ третий • приложение google chrome

Когда почти все задачи переместились в облака, и главным инструментом становится браузер, а, по моему мнению, google chrome лучший представитель. В богатом выборе приложений нашлось место и для музыкантов, которые могут творить композиции, записывая произведения в ноты, не прибегая к помощи программ. Flat, красота материального дизайна приложения и его возможности могут соперничать с профессиональными программами и, честно говоря, меня просто восхитили. Все абсолютно понятно, при том, что русского языка нет, к сожалению. Установка в один клик, регистрация через аккаунт google или facebook, и вам доступен мир творчества и сообщество музыкантов по всему миру. Вы можете поделится музыкой или послушать произведения других авторов. Можете использовать приложение, или просто добавить сайт в закладки.

В итоге лучшим на мой взгляд является последний Flat особенно его последнее преображение, которое сделало его еще стильней и удобней, а платная, хотя и не совсем дешевая делает этот замечательный сервис и вовсе для профессионалов.

Распознать ноты и сохранить на смартфоне

Нашел приложение My Sheets Music (Мои музыкальные партитуры), которое поможет отсканировать нотный лист и хранить его в электронном виде. Другими словами, всякий раз, когда вы захотите изучить новую мелодию или просто поиграть на музыкальном инструменте, не имея под рукой планшета с большим экраном, просто откройте это приложение, выберите понравившуюся нотную запись и начните играть.

Источник

Как читать и считать ноты – подробная инструкция + фото

Открывая сборник нот, неподготовленный человек вряд ли что-то поймет. В то время как профессиональный музыкант, глядя в ноты может услышать музыку, даже без помощи инструмента.

Дело в навыке. Научиться читать ноты и другие музыкальные знаки можно также, как вы когда-то научились читать буквы, складывая их в слова и предложения. Но для этого нужно овладеть знаниями, которыми я поделюсь с вами в этой статье.

Эволюция нотной записи

Чтобы лучше понять, как читать и считать ноты, нам придется обратиться к истокам и узнать, как формировалась нотная запись.

Как и любую другую информацию, в древние времена музыку передавали из уст в уста. Конечно, люди очень давно осознали потребность в сохранении музыки и перенесении ее на более надежный носитель. Эти попытки систематизировать и записать музыку предпринимались в различные времена. И, надо сказать, что способы были весьма разнообразны.

Истоками современной системы нотной записи стала работа древнегреческого теоретика музыки Алипия (III или IV в. н. э.). Он составил список символов (в основном это были греческие буквы), и подробно описал их значения. Символ обозначал звук определенной высоты. Эта система получила широкое распространение. В интерпретации римлян, буквы греческого алфавита были заменены на латинские: A, B, C, D, E, F, G. Именно они и по сей день широко применяются в музыкальной практике.

В средние века появилась невменная нотация. С позднелатинского «невма» — знак, намек.

Использовалась такая запись в религиозной католической музыке. Над текстом псалмов подписывались эти самые знаки или их комбинации. Они показывали направление движения мелодии: вверх или вниз, мелодические обороты или ноты, повторяющиеся на одной высоте. Но, точную высоту звука невмы не отражали. Эта система была хорошим подспорьем, подсказкой для певцов — напоминала ранее разученную мелодию.

Потребность более подробной записи сохранялась, поскольку в церковной традиции использовалось множество различных песнопений. И певцам было очень трудно удержать весь этот объем в голове.

Поиски решения продолжались. Очень важно было придумать, как же обозначать конкретную высоту звука, а не только направление движения. Сначала попробовали рядом с каждой невмой писать букву, которая соответствует определенному звуку. Но от этой идеи быстро отказались. Более рациональным стало решение ввести линию для одного звука. Она обозначала звук fa и стала ориентиром, от которого вверх и вниз стали считать все остальные звуки.

После, для еще большего удобства ввели еще одну параллельную линию сверху для звука do.

Этим нововведением мы обязаны итальянскому монаху, выдающемуся педагогу Гвидо Аретинскому. Именно он, в XI в. предложил ввести параллельные линии для более точного определения высоты звука. В течение своей педагогической деятельности он постоянно совершенствовал свою систему. Ему нужно было найти способ быстро разучивать с певцами незнакомые песнопения. Это привело к настоящей реформе в области нотной записи.

Сложившаяся система Гвидо Аретинского представляла собой четыре параллельных линии, расположенных друг под другом. Невмы стали изображать на самих линиях и между ними.

Каждая невма в этой системе имела определенную высоту. Это прямой прообраз современного нотного стана. Отличие только в том, что сейчас параллельных линий пять, а вместо невм – ноты.

Не интересно 10

Кому принадлежат названия нот

Создание системы нотной записи – не единственное достижение Гвидо Аретинского. Ему также принадлежат названия нот, которыми мы пользуемся и по сей день: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

В те времена был очень популярен гимн, посвященный Святому Иоанну. Мотив его был хорошо известен певцам и имел очень интересную структуру: каждая строка гимна начиналась на тон выше предыдущей. Начальные слог каждой строки и стал названием ноты, с которой она начиналась.

Итак, звукоряд Гвидо Аретинского состоял из шести нот, последовательно восходящих и отстоящих друг от друга на один тон: Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La. Эта система просуществовала достаточно долго и была действительно очень удобной и понятной. Но, время шло и ей предстояло претерпеть еще множество изменений, прежде чем получить современный вид.

Первые изменения коснулись слога «Ut». Он оказался не удобен для пения, поскольку заканчивается на согласную. Поэтому в XVII веке музыковед Джованни Баттиста Дони заменил «Ut» на привычное нам «Do». Мнения относительно создания этого звука разделились: одни считают, что слог «Do» это первые буквы его фамилии, а другие уверяют, что этот слог происходит от слова DOMINUS что означает – Господь.
Название ноты «Si» также принадлежит ему. Он взял первые буквы словосочетания «Sancte Iohanne» (Святой Иоанн) из последней строчки гимна.

Существует также версия, что названия нот имеют другие корни:

Это красивая легенда, и она вполне могла бы иметь право на существование.

Звукоряд, интервал, октавы

Итак, постепенно количество нот дошло до семи: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Названиями этих нот мы и пользуемся до сих пор.

Ноты располагаются в определенной последовательности по возрастанию высоты, то есть каждая следующая нота выше предыдущей.

Если мы хотим научиться бегло читать ноты, необходимо научиться пользоваться интервалами.

Отношение между двумя звуками, взятыми одновременно или последовательно, называется интервалом . Одновременное звучание образует гармонический интервал, последовательное – мелодический.

Интервал имеет основание и вершину. Расстояние между ними можно посчитать ступенями или количеством тоно́в. Названия интервалов происходят от латинских порядковых числительных. Например, расстояние от основания до вершины в две ступени называется секундой, а в пять ступеней – квинтой. Также, каждый интервал обозначается арабской цифрой:

  • Прима (prima — первая)
  • Секунда (secunda — вторая)
  • Терция (tertia — третья)
  • Кварта (quarta — четвертая)
  • Квинта (quinta — пятая)
  • Секста (sexta — шестая)
  • Септима (septima — седьмая)
  • Октава (octava — восьмая)

Прима — это интервал, который имеет больше формальный характер, поскольку отражает расстояние между одной и той же нотой. Сами понимаете, что фактического расстояния там нет или оно равно 0. Но, тем не менее интервал существует и мы должны о нем знать.

Секунда — это интервал, где расстояние от основания до вершины включительно, составляет две ступени.

Терция интервал, в котором разница между двумя звуками составляет 3 ступени.

Кварта 4 ступени

Квинта 5 ступеней

Секста 6 ступеней

Септима 7 ступеней

Октава 8 ступеней

Источник

Оцените статью