Записать тональность от ноты с

Гамма соль мажор. Соль мажор: ноты

Тональность соль мажор (G-dur, G-Major) является в музыке не только одной из самых простых, но и самых востребованных. Эта гамма и ее составляющие основные ноты широко используются многими музыкантами: от венских классиков до современности. Наибольшее распространение соль мажор получил у гитаристов и пианистов. Аппликатура исполнения гаммы, арпеджио и аккордов совершенно проста. Ее могут использовать даже новички, не говоря уже о том, что соль мажор с параллельным минором просто идеально подходит для голосовых данных большинства людей.

Ключевые знаки и ноты

В самой гамме соль мажор присутствует один ключевой знак — «фа-диез». Означает это только то, что чистая нота «фа» играется и звучит на полтона выше. Как и в любом мажоре, в соль мажор ноты следуют единому принципу построения гаммы в соотношении тонов и полутонов: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон.

В роли основной ноты или тоники выступает нота «соль». От нее и производится дальнейшее построение гаммы. Так, вся гамма соль мажор выглядит по возрастанию в следующей последовательности: соль (G)/ля (A)/си (H)/до (C)/ре (D)/ми (E)/фа-диез (F#). Как известно, главными ступенями в любой тональности выступают первая (тоника), четвертая (субдоминанта) и пятая (доминанта). В нашем случае это ноты «соль», «до» и «ре». На первой ступени строится тоническое трезвучие (соль-си-ре), на четвертой – субдоминантовое трезвучие (до-ми-соль), а на пятой — субдоминантовое трезвучие (ре-фа#-ля). Соответственно, на этих же ступенях строятся и аккорды, состоящие из четырех нот. Если первые два аккорда при построении используют диапазон октавы, то в третьем аккорде, называемом доминантсептаккордом, присутствует малая септима, то есть аккорд заканчивается на ноте «до», которая сверху присоединяется к основному доминантовому трезвучию.

Читайте также:  Как рисовать пианино с микрофоном

Виды гаммы соль мажор

Наряду с основным ключевым знаком в гамме могут присутствовать и дополнительные. Прежде всего, это касается разновидностей мажорных гамм. В данном случае основной ключевой знак используется только в натуральном мажоре. Следует различать еще и гармонический мажор, и мелодический мажор. Как правило, такие гаммы в музыке используются нечасто, тем не менее они способны придавать музыкальным произведениям загадочность и психоделическую насыщенность.

В гармоническом мажоре понижается шестая ступень, то есть нота «ми». В мелодическом мажоре имеется уже две пониженных ступени: шестая и седьмая. Понижаются ноты «ми» до «ми-бемоль» и «фа-диез» до чистой «фа».

Исполнение аккордов на фортепиано

У людей, хоть немного знакомых с фортепиано, трудностей с исполнением гаммы или аккордов в тональности соль мажор возникнуть не должно. Единственное, на что стоит обратить внимание, — это аппликатура. Например, главные трезвучия исполняются с использованием на правой руке первого, третьего и пятого пальцев.

Полный аккорд использует первый, второй, третий и пятый пальцы. Тональность соль мажор, как и другие элементы гармонии, подразумевает и специальные обращения основных аккордов, при которых первая нота трезвучия переносится на октаву выше. Как видно из вышесказанного, каждое трезвучие имеет по два обращения.

Исполнение аккордов на гитаре

Другое дело, когда соль мажор играется на гитаре. Для этого инструмента характерна своя специфика построения аккордов. В качестве самого простого примера можно использовать стандартную аппликатуру, тем более что сам аккорд соль мажор является одним из самых простых.

Сначала зажимаем пятую струну на втором ладу, потом шестую и первую струну на третьем ладу. В этом варианте можно добавить еще и зажимание второй струны на третьем ладу. В таком виде в аккорде вместо ноты «си» на второй струне будет присутствовать нота «ре».

В дополнение к этому можно использовать для извлечения аккорда соль мажор и технику баррэ, когда первый палец левой руки полностью перекрывает гриф со всеми шестью струнами на третьем ладу. Соответственно, дальше вторым пальцем зажимается третья струна на четвертом ладу, пятая струна на пятом ладу и четвертая струна на шестом ладу. В случае игры на гитаре следует учитывать, что нумерация пальцев начинается не с большого, а с указательного.

Параллельный минор

Данная тональность в качестве параллельного использует ми минор, в котором имеется точно такой же ключевой знак. Разница в дополнительных знаках проявляется только при построении гармонических и мелодических гамм. Так, в ми миноре в отличие от мажора ступени не понижаются, а повышаются на полтона. В гармоническом миноре повышена седьмая ступень, и гамма играется без изменений повышения. В мелодическом миноре дела обстоят несколько сложнее. При исполнении гаммы по восходящей шестая и седьмая ступени повышаются, а при нисходящей игре уже используются чистые ноты. Если показать это на примере, то исполнение гармонического ми минора будет выглядеть так (вверх и вниз): ми-фа#-соль-ля-си-до#-ре#-ми-ре (бекар)-до (бекар)-си-ля-соль-фа#-ми. Бекар в данном случае означает отмену использования знака диез (#), то есть звучит чистая нота без повышения на полтона.

Удобство использования

Что касается использования соль мажора и ми минора, то такие комбинации можно встретить во многих произведениях. К примеру, в классике очень часто встречается соната соль мажор. Произведения такого плана писали даже Гайдн, Бах, Моцарт, Шуберт и др.

В наше время две эти тональности в основном используют гитаристы. Во-первых, сочетание основных аккордов исполняется очень просто, во-вторых, даже начинающие музыканты начинают обучение аккордовое технике именно с них. Ну, а в-третьих, эти тональности являются универсальными для женского и мужского голоса.

Если посмотреть на рок-музыку, можно заметить, что даже со времен ее зарождения при игре на гитаре квинтами с драйвом в качестве основных использовались именно эти аккорды и тональности. Это только сейчас группы, исполняющие Black Metal, Gothic Metal, Doom Metal или что-то подобное, стали перестраивать свои инструменты в пониженные тональности типа ре минора или до минора. Классика рока, как правило, исполняется на базе квинт-аккордов с основой на ноте «ми».

Заключение

В общем и целом, тональность соль мажор является достаточно простой не только для изучения, но и для освоения техники игры на многих инструментах. Этому способствует не только минимальное содержание ключевых знаков, но и простота использования в музыкальном плане. Кроме всего прочего, основной диапазон гаммы как нельзя более подходит к основному диапазону голоса человека. Однако это совершенно не значит, что нужно строго следовать правилам и использовать только те ноты, которые присутствуют в тональности. Эксперименты зачастую могут привести к самым неожиданным результатам, отчего музыкальное произведение только выиграет и станет намного более интересным.

Источник

Работа над гаммой Соль мажор

Одна из первых тональностей, с которыми знакомятся дети на уроках сольфеджио — Соль мажор. Чаще всего это первая тональность, которая проходится после До мажора, и поэтому очень важно на гамме Соль мажор показать все основные принципы работы с новой гаммой, с новой тональностью.

Проработка новой гаммы на уроках сольфеджио

Конечно, можно и просто написать ноты на доске, сказав детям, что вот так записывается гамма в тональности Соль мажор, и начать петь. Но данный метод не будет эффективным с точки зрения усвоения теоретического материала, который необходимо повторять каждый урок. Лучше будет, если дети вспомнят строение мажора — тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон — и постараются построить гамму от ноты соль самостоятельно. Перед проведением этой работы дети должны понимать, что такое знаки альтерации — диез и бемоль — и что они делают.

После того как ученики самостоятельно и правильно построят на инструменте Соль-мажор (соль, ля, си, до, ре, ми, фа-диез, соль) и споют последовательность этих звуков, можно приступать и к другой важной задаче. Дети должны правильно записать гамму Соль мажор нотами в тетради.

Важно, чтобы они грамотно записали скрипичный ключ, поставили фа-диез на пятой линейке нотного стана; проследите, чтобы все ноты были записаны на своих линейках или между ними.

После того как первоклассники зафиксируют нотный текст, можно проставить ступени. Этот процесс также необходим. Ведь после До мажора дети могут ошибочно полагать, что в каждой тональности нота до будет первой ступенью, но это не так — в Соль мажоре она будет четвертой. Очень важно добиться понимания относительности ступеневой системы.

Работа над ступенями гаммы Соль мажор

Когда работа над письменной частью почти закончена, стоит вернуться к фортепиано и начать работать со ступенями для их закрепления. Вариантов интересной и эффективной работы довольно много. Чтобы дети не уставали, а также чтобы слух их развивался всесторонне следует менять формы работы. Среди них могут быть:

  • Пение гаммы ступенями.
  • Пение устойчивых ступеней в различных комбинациях (I-III-V, III-V-I, V-I-III и так далее).
  • Определение ступеней на слух и пропевание их за педагогом.
  • Задание, аналогичное предыдущему, но с записью ступеней в нотных тетрадях.
  • Анализ музыкальных примеров в Соль мажоре с определением ступеней гаммы.
  • Работа с разрешением неустойчивых ступеней в устойчивые.
  • Наиболее «продвинутый» ученик может сам придумывать последовательности ступеней, в то время как его одноклассники будут записывать их на слух.

Это лишь часть форм работы, которые можно применять на уроках сольфеджио. Также при работе следует уделять внимание тому, чтобы ступени ассоциировались у детей с нотами в данной тональности. При пении устойчивых ступеней сначала следует называть их словами: «раз-три-пять», а затем повторить эту же комбинацию, называя звуки: «соль-си-ре».

Домой на закрепление материала можно дать как письменные, так и устные задания. Для закрепления тональности (а заодно и для приобретения новых навыков) нужно придумать задания на транспонирование. Нужно, чтобы дети показали письменно в тетради стрелочками разрешения неустойчивых ступней в устойчивые, как на примере ниже.

Устные задания по проработке гаммы Соль мажор также необходимы. Это может быть пение ступеней, разрешений, самой гаммы и примеров в нужной тональности.

Результат работы над новой гаммой

Если работа над гаммой была произведена грамотно, то дети должны начать лучше понимать:

  • строение мажорной гаммы;
  • знаки альтерации;
  • устойчивые ступени в тональности, относительность обозначения звуков и ступеней;
  • разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые;
  • транспонирование.

Благодаря работе со ступенями усиливается чувство лада, тяготения. Развивается относительный слух. Работа над гаммами и ступенями необходима на каждом уроке. Только так можно достичь значительных результатов в изучении непростого предмета — сольфеджио.

Источник

Что такое тональности и как их использовать? 7 заповедей музыканта

Понятие «тональность» гораздо проще, чем может показаться, если открыть музыкальный словарь.

Вы наверняка слышали это слово в быту. Например, когда от собеседника требуют более уважительного отношения, говорят «смени тон». А водители иногда называют тональностью звук двигателя.

Что же такое тональность в музыке, сколько их и зачем они нужны? Об этом поговорим в этой статье.

Звукоряд, лад, тоника

Чтобы понять, что же такое тональность, нам необходимо сперва разобраться с некоторыми понятиями. И давайте начнем с лада.

Звукоряд — это звуки, располагающиеся друг за другом в восходящем или нисходящем порядке. Вы знаете, что нот всего семь и каждая располагается на своей ступени. Соответственно, ступеней тоже семь. Если выстраивать звукоряд от ноты До, то нота До будет располагаться на первой ступени, Ре — на второй, Ми — на третьей… Если строить звукоряд от ноты Ми, то нота Ми станет первой ступенью, Фа — второй и т.д.

Лад – это взаимосвязь звуков между собой, их согласованность и слаженность. В ладу есть устойчивые и неустойчивые ступени. Их принято обозначать римскими цифрами. I, III, V ступени – устойчивые, опорные, к ним тяготеют неустойчивые – подвижные звуки, расположенные на II, IV, VI, VII ступенях:

Неустойчивые звуки отражают незавершенность музыкальной мысли. Но когда неустойчивый звук переходит в устойчивый, мысль становится завершенной и это называется разрешением.

Вот пример того, как звучит незавершенная музыкальная мысль:

Существует довольно расхожая история о том, как сын И.С. Баха импровизировал на клавесине, в то время как его великий отец спал. Мальчик закончил свою импровизацию на неустойчивом аккорде и удалился от инструмента. Иоганн Себастьян проснулся, вскочил с постели, подбежал к клавесину, разрешил аккорд и помчался догонять сына, чтобы проучить его.

Самой главной среди устойчивых ступеней, является тоника – первая ступень. Сочетание I III V ступеней дают тоническое трезвучие, которое характеризует звучание лада, создают его окраску:

Мажор – лад, на первой ступени которого образуется тоническое трезвучие с БОЛЬШОЙ терцией в основании. Звучит мажор ярко, жизнеутверждающе.

Минор — лад, на первой ступени которого образуется тоническое трезвучие с МАЛОЙ терцией в основании. Звучит минор печально, драматично.

Тональность и гамма

Теперь, когда мы знаем что такое лад, можно переходить к главному вопросу – что же такое тональности и как их использовать.

Мажорный и минорный лад так же, как и звукоряд можно построить от любой ноты. Нота, от которой мы строим лад называется тоникой.

Тональность – это лад, у которого есть определенная тоника.

Каждая тональность имеет свое название, которое формируется из двух составляющих: первая – тоника; вторая – лад. Допустим, тоника – нота До, а лад – мажор. Значит тональность будет называться До мажор. Или тоника – нота Ми, а лад минор. Значит тональность – Ми минор.

Если сыграть по порядку звуки какой-либо тональности от тоники до тоники, то получится гамма. Например, сыграем от ноты До восемь нот: До – Ре – Ми – Фа – Соль – Ля – Си – До.

Получилась гамма. Кстати, она называется также, как и тональность – До мажор. А если взять за основу ноту Ля, и сыграть восемь нот, то получится гамма Ля минор.

Но почему в случае с нотой До, гамма будет иметь мажорный окрас, а в случае с нотой Ля – минорный? Давайте разбираться.

Как вы знаете, расстояние между звуками измеряется тонами и полутонами. В гаммах, расстояние между звуками должно соответствовать специальной формуле. Вот формула для мажорной гаммы:

А вот формула для минора:

Вот и получается, что гамма, построенная от ноты До полностью совпадает с формулой мажора. Гамма от ноты Ля, совпадает с формулой минора. Вот как эти гаммы будут выглядеть в нотной записи:

А что, если нам нужно выстроить мажорную гамму от ноты Соль? Думаю, вы уже догадались – нужно расставить звуки в соответствии с формулой. Вот что получится:

Как видите, для соблюдения формулы, нам пришлось использовать знак альтерации — диез. Так нота Фа превратилась в Фа диез.

В гамме Ми минор, нам также придется использовать знак альтерации и это снова будет ФА ДИЕЗ. Посмотрите на изображение:

Вы могли заметить, что гамма До мажор и Ля минор не имеют знаков альтерации; гамма Соль мажор и Ми минор имеют 1 знак альтерации. А в гамме Ре мажор, как и в гамме Си минор будет два диеза. Закономерно то, что гаммы с одинаковым количеством знаков альтерации, идут парами: До и Ля — ПАРА, Соль и Ми — ПАРА, Ре и Си – ПАРА. Такие гаммы (а значит и тональности) называются ПАРАллельными.

Параллельные тональности

Как мы выяснили, тональности с одинаковым количеством знаков альтерации, называются параллельными. Оказывается, у этих тональностей одинаковые звуки — все до единого.

Но есть у параллельных тональностей и отличия. Как вы помните, название тональности определяет тоника и лад. Этими двумя составляющими и отличаются параллельные тональности. До мажор отличается от Ля минора тоникой (звуком До) и ладом (мажорным окрасом). Тем же и остальные параллельные тональности отличаются друг от друга.

Как найти параллельную тональность

Найти параллельную тональность можно двумя способами. Рассмотрим оба.

Мы уже знаем, что До мажор и Ля минор параллельны. На них мы и будем опираться для дальнейших рассуждений.

Чтобы найти параллельный минор, нам нужно выяснить, на какой ступени находится нота Ля в До мажоре. Давайте считать:

Нота Ля является VI ступенью в тональности До мажор. Отсюда можно сделать вывод: чтобы найти параллельный минор, нужно найти VI ступень в той тональности, для которой ищем параллель. Нота на VI ступени и будет тоникой параллельного минора.

Чтобы найти параллельный мажор, проделаем ту же процедуру – посчитаем ступени в Ля миноре:

В тональности Ля минор, нота До расположилась на III ступени. Вывод напрашивается такой: чтобы найти параллельный мажор, нужно найти III ступень в той тональности, для которой ищем параллель. Нота на III ступени и будет тоникой параллельного мажора.

Чтобы быстрее найти VI ступень, пользуйтесь небольшой хитростью – считайте ступени не вверх, а вниз:

Очень важно учитывать знаки альтерации, когда вы считаете ступени. Например, нам необходимо определить параллельную мажорную тональность для Ре минора. В тональности Ре минор есть один знак альтерации – Си бемоль. Мы ищем VI ступень – это нота Си, но мы не забываем учесть бемоль, и вот наша нота Си превращается в Си бемоль. Наша параллельная тональность – Си бемоль мажор.

Второй способ определения параллельной тональности также прост, и он подойдет тем, кто хорошо знаком с интервалами.

Чтобы начать пользоваться этим способом, нам нужно выяснить, какой интервал возникает между тониками параллельных тональностей. Считаем, как обычно, на примере тональностей Ля и До. Между этими тониками образуется интервал, который составляет 1,5 тона и называется он Малой терцией.

Чтобы найти параллельный мажор, нужно отмерить малую терцию вверх от тоники минорной тональности, в которой мы находимся. Так находясь в Ля миноре, от ноты Ля мы отмеряем малую терцию вверх и получаем ноту До, которая и станет тоникой параллельного мажора:

Тоже самое проделываем в поисках параллельного минора – отмеряем малую терцию вниз и получаем искомое:

Одноименные тональности

Как мы уже сказали, Тоника + Лад = тональность. Если мы возьмем за тонику ноту «До» и подставим мажорный лад, то получим тональность До мажор. А если возьмем ту же ноту «До» и подставим минорный лад, то получим тональность До минор.

Такие тональности называются ОДНОИМЁННЫМИ. У них одна тоника, но разный лад, а соответственно, разные звуки. Чтобы от ноты До построить минорную гамму, нам нужно вспомнить формулу (ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН) и ввести необходимые знаки альтерации — в данном случае Си, Ми и Ля бемоли.

Энгармонизм тональностей

Тональности могут быть мажорными и минорными, параллельными и одноименными, но также они могут быть энгармонически равными. Давайте разберемся, что это значит.

Энгармонизм – это одинаковое звучание при различном названии и написании нот . Например, нота Ми бемоль звучит так же, как нота Ре диез. Эти ноты пишут на разных линейках, с разными знаками альтерации. Но по факту за обе ноты отвечает один звук, одна клавиша.

Энгармонически равные тональности – это тональности, которые обладают одинаковым звучанием, но в нотах записаны разными нотами и имеют разные знаки альтерации. Например, тональность Ми бемоль минор энгармонически равна тональности Ре диез минор. Тональность Ля диез мажор энгармонически равна тональности Си бемоль мажор.

Для чего нужны тональности

Что такое тональности мы усвоили. Теперь давайте разберемся, зачем они нужны и как их использовать.

В прежние времена, тональности имели гораздо более глубокий смысл нежели сейчас. Так в музыке И.С. Баха тональности символизировали различные евангельские сюжеты. Подробнее о музыкальной символике в музыке Баха, вы можете прочитать у В.Б. Носиной.

В музыке эпохи романтизма, композиторы также наделяли тональности особыми смыслами. Ми бемоль мажор, к примеру, использовали, когда речь шла о любви и преданности, диалоге с Богом; Фа минор употребляли для выражения горечи, печали, невосполнимой утраты.

В XX веке композиторы Новой венской школы (Шенберг, Берг, Веберн), решили отказаться от тональности в традиционном понимании этого слова и раздвинули музыкальные рамки, в связи с чем появилась атональная музыка. Особо любопытным из вас, рекомендую послушать финал второго струнного квартета Шёнберга – именно с ним связывают начало атональности.

В наши дни семантика тональностей утратила свое значение, а вот практическая составляющая осталась. Давайте более подробно поговорим о том, зачем нужны тональности и как их использовать.

Самое первое и понятное значение тональности – настроение. Как вы помните, тональность обладает мажорным или минорным ладом, от которого зависит настроение музыки. Бывают и такие случаи, когда минорное произведение звучит бодро и живо, а мажорное наоборот погружает в задумчивое состояние, нагоняя воспоминания и легкую тоску. Этих оттенков можно достичь, скорее, за счет фактуры, ритма и темпа, которые влияют на характер произведения. Тональность же, сразу дает понять какое настроение несет музыка.

Второе значение тональностей связано с удобством. Музыканты, которые аккомпанируют вокалистам, часто сталкиваются с ситуацией, когда вокалист «не в голосе» и просит сыграть на тон-полтора ниже оригинальной тональности, дабы не перегружать голосовые связки. Опытный музыкант может транспонировать переложить музыкальное сочинение из одной тональности в другую транспонировать на ходу и играть в разных тональностях одно и то же произведение.

Сколько тональностей всего

Итак, мы выяснили, что у каждой тональности есть сестра – параллельная тональность. Также, тональности могут энгармонически заменять друг друга. А теперь давайте узнаем, сколько тональностей всего.

Если сосчитать все белые и черные клавиши в одной октаве , то их получится 12 (7 белых клавиш и 5 черных). От каждой из них, мы можем построить гамму, соответственно, получим 12 тональностей. Но мы не должны забывать про одноименные тональности. Получается: имея 12 звуков, мы можем построить 24 тональности – 12 мажорных и 12 минорных.

Чисто теоретически, мы можем получить 30 тональностей:

2 — без знаков альтерации

14 диезных (7 мажорных и 7 минорных)

14 бемольных (7 мажорных и 7 минорных)

Тональности, в которых больше 6 знаков альтерации существуют в теории, но на практике не используются. Их логично заменить энгармонически равными тональностями. Например: в До диез мажоре 7 знаков, а в энгармонически равном Ре бемоль мажоре – 5. Таким образом, тональности с большим количеством знаков заменяют на энгармонически равные и остается 24 тональности, которые реально используются.

В таблице ниже, вы найдете названия всех 30 тональностей, их буквенное обозначение и количество знаков альтерации для каждой.

Порядок Диезов и бемолей

Диезы и бемоли могут встречаться в нотном тексте внезапно, неожиданно. В таком случае, они называются случайными. Но также, они могут быть изображены рядом со скрипичным и/или басовым ключом. Такие знаки называются ключевыми. Именно ключевые знаки указывают нам на тональность произведения. Важно запомнить, что диезы и бемоли располагаются на линейках в строгой последовательности, которую нужно запомнить.

Диезы располагаются так: ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ. Вот как это выглядит в скрипичном и басовом ключах:

Бемоли расставляют в обратном порядке: СИ МИ ЛЯ РЕ СОЛЬ ДО ФА:

Как располагаются знаки при ключе, вы теперь знаете и можете этот порядок заучить как считалочку. Но как определить, сколько знаков в той или иной тональности? Конечно, можно выучить наизусть как таблицу умножения, но есть другой способ, о котором вы можете узнать из статьи «Кварто-квинтовый круг тональностей» .

Очень надеюсь, что статья оказалась интересной и вы поняли, что такое тональности, зачем они нужны и как их использовать. Пишите в комментариях, о чем еще вы хотели бы узнать. Вступайте в группу вконтакте и подписывайтесь на мой youtube канал. До скорого!

Источник

Оцените статью