Записываем акустическую гитару микрофоном

Запись акустической гитары

В этой небольшой статье я хотел бы рассказать Вам о способах записи акустической гитары. Тема интересная, но достаточно обширная, поэтому я освещу только основные моменты. С одной стороны, казалось бы, всё просто: поставил микрофон к гитаре или при наличии звукоснимателя подключил провод, нажал кнопку «запись» и вот он результат. Здесь, впрочем, как и везде, есть свои подводные камни. В этой статье я уделю внимание двум способам: технике записи с одним микрофоном и двумя микрофонами. Для записи примеров буду использовать две распространенных модели микрофонов: Shure SM58 в роли динамического и AudioTechnica AT2020 в роли конденсаторного. (примечание: запись производилась без дополнительных усилителей, эквалайзеров и приборов динамической обработки — микрофоны были подключены напрямую в микрофонные входы консоли M-Audio ProjectMix).


Динамический микрофон SHURE SM58 (слева) и конденсаторный AudioTechnica AT2020 (справа).

Но прежде чем начать, хотелось бы остановиться на паре важных моментов.

Во-первых, главная задача звукорежиссёра – добиться максимально качественного звучания от первоисточника, в данном случае гитары. Для этого, помимо хороших микрофонов и правильно растущих рук, понадобится еще и хороший инструмент. Проще говоря, если Ваша гитара – откровенные «дрова», лучше подыскать на время записи нормальный инструмент, который полностью устраивал бы Вас по звучанию. Соответственно струны тоже должны быть свежими (но не стоит устанавливать новый комплект прямо перед записью, иначе «неприигранные» струны «поплывут» по строю).

Читайте также:  Ноты баневич по сказкам андерсена

Во-вторых, акустика помещения. Если вы не обладатель специально предназначенного для записи тон-зала, то Вам стоит заранее позаботиться о приглушении ненужной реверберации от голых стен подручными средствами (ковры, плотные одеяла, полотенце и т.д.). Так же при наличии нежелательных отражений не стоит садиться напротив голой стены или любой другой отражающей поверхности.

Итак, начнем с техники записи одним микрофоном.

Динамический микрофон.

Самой распространенной схемой установки микрофона является место, где гриф крепится к корпусу (или как вариант – у 12 лада) – в этом месте находится достаточно сбалансированное звучание. Устанавливать его не стоит слишком близко или слишком далеко – достаточно расстояния в 10-15 см.


Первая позиция.

В роли второй позиции можно использовать место ниже резонаторного отверстия, направленное на середину между нижнем краем барабана и краем резонаторного отверстия – главное установить в такое положение, чтоб не задевать микрофон рукой при игре.


Вторая позиция.

Можно использовать еще одну позицию, но при её использовании будут преобладать средние частоты.


Третья позиция.

Не стоит направлять микрофон прямо в резонаторное отверстие – получите только гул.

Конденсаторный микрофон.

Чувствительность конденсаторного микрофона в разы превышает чувствительность динамического, поэтому конденсаторный микрофон «снимет» гораздо больше звуковых нюансов, нежели динамический. Учитывая эту особенность, конденсаторный микрофон лучше устанавливать на расстоянии 30-40 см (касается первой позиции), чтобы получить более полный звук. Амплитудно-частотная характеристика тоже разнится, как у динамических, так и конденсаторных, но динамические более склонны к нехватке высоких частот. В нашем случае SM58 значительно проигрывает AT2020 по детальности звука и частотной составляющей.

На нижеприведённых записях отчётливо слышно, что 58-му не хватает яркости и чёткости, в то время как у АТ2020 её с избытком.

Запись SHURE SM58 в первом положении — Скачать WAV (2.95 Мб)

Запись SHURE SM58 во втором положении — Скачать WAV (2.95 Мб)

Запись SHURE SM58 в третьем положении — Скачать WAV (2.83 Мб)

Запись AT2020 в первом положении — Скачать WAV (2.83 Мб)

Следует отметить, что вышеописанные позиции достаточно приблизительные, хоть и общепринятые – их можно использовать как стартовую точку и, двигая микрофон относительно неё, слушать в наушниках (желательно закрытых) и подбирать нужное звучание гитары. Важно запомнить несколько моментов: при перемещении микрофона вдоль грифа к колкам Вы получите более яркий и тонкий звук. Если перемещать по грифу в сторону резонаторного отверстия – более плотный звук с преобладанием низких частот. Отодвигая микрофон от гитары – больший объём, но если отодвинуть слишком далеко – слишком сухой и тусклый звук.

Помимо звучания самого инструмента, немалую роль играет и акустика комнаты, в которой пишется гитара и то место, где сидит исполнитель. Если для динамического микрофона (в силу его невысокой чувствительности) внешние «воздействия» будут минимальными, то в случае с использованием конденсаторного все «шероховатости» акустики комнаты могут достаточно сильно исказить звук. Поэтому, если Ваша комната грешит подобными изъянами и они отрицательно влияют на записываемый звук (гул, «бочковатый» звук), то стоит ограничиться записью прямого сигнала, поставив микрофон ближе к гитаре.

Техника записи двумя (несколькими) микрофонами основана на смешении звучания, снимаемым этими микрофонами. Тут полёт фантазии безграничен – главное не забывать про фазовую совместимость сигналов и следовать основному правилу: расстояние между микрофонами должно быть как минимум в три раза больше расстояния между источником звука и микрофоном. Для записи с использованием подобной техники можно использовать как одинаковые микрофоны, так и разные. Например, в следующей записи использовались как SM58 (в первой позиции, «снимал» близкий, прямой звук) и AT2020, установленный в 1 м от головы исполнителя и капсюлем, направленным на резонаторное отверстие (выступал в роли обзорного микрофона, снимал акустику помещения и добавлял яркости звучанию).

Запись SM58 и AT2020 (Mono Mix) — Скачать WAV (2.83 Мб)

В данном примере недостаток высоких частот динамического микрофона (прямого звука) компенсировался конденсаторным микрофоном, плюс добавился небольшой объём.

Для более широкой стерео картины можно распанорамировать сигналы с двух микрофонов влево и вправо:

Запись SM58 и AT2020 (Stereo Mix) — Скачать WAV (2.83 Мб)

Тоже самое можно проделать, используя два конденсаторных микрофона: один ставится на расстоянии 40 см от 12 лада, а второй – в 1,5 м от головы исполнителя (капсюль направлен на резонаторное отверстие):

Тоже самое, но с панорамой влево-вправо:

Запись двух AT2020 (Stereo Mix) — Скачать WAV (2.85 Мб)

Можно «псевдо расширить» стереокартину добавив небольшую задержку (10 мс) к одному из сигналов:

Запись двух AT2020 (Stereo Mix, с задержкой 10 мс) — Скачать WAV (2.84 Мб)

Для добавления определённой теплоты гитарному звуку и придания звучанию медиатора некого «шелеста» можно обзорный микрофон поставить над правым плечом гитариста на высоте 30-40 см.

Запись двух AT2020 (Stereo Mix) — Скачать WAV (2.83 Мб)

А для большей яркости струн один из микрофонов можно поставить в район 1-ого лада на грифе и второй оставить в первой позиции (на 12 ладу).

Запись двух AT2020 (Stereo Mix) — Скачать WAV (2.83 Мб)

Еще один момент, который хотелось бы отметить – это использование встроенного звукоснимателя. Часто для записи «в пачке» с другими инструментами бывает достаточно и прямого «неокрашенного» сигнала со звукоснимателя, но если требуется дополнительный «окрас» или натуральный объем/запись отражённого звука – имеет смысл подмешать к сигналу от звукоснимателя сигнал, одновременно идущий с микрофонов.

Несколько слов об обработке записанного материала.

Лично я категорически против вмешательства эквалайзером ДО записи и ПРИ записи. Лучше постараться максимально натурально запечатлеть звучание гитары правильной расстановкой микрофонов, чем заставлять гитары звучать накручивая эквалайзер. Как вариант можно использовать компрессор, но с достаточно щадящими настройками, чтобы он на самых пиках снижал уровень на 2-4 Дб – степень сжатия выбрать от 2:1 до 4:1, атаку и релиз по слуху (чтобы не было «скачков» в звуке). Помните, что лучше немного «недожать», чем потом переписывать всё снова из-за того, что сигнал получился слишком «пережатый».

Уже записанный материал можно обработать эквалайзером для подчёркивания определённых звуковых нюансов. В первую очередь имеет смысл подрезать «шельфом» диапазон до 100 Гц, что избавит звук от ненужного гула и поможет поместить гитару в микс с другими инструментами. Если на записи присутствует «бубнёж», то его можно локализовать и изничтожить параметрическим эквалайзером (узкой полосой), просмотрев частоты в районе 100-270 Гц. Если записи не хватает воздуха, то диапазон выше 10 Кгц (широкой полосой) сможет Вам в этом помочь – главное не перестараться, иначе получится излишне яркий и неестественный звук. Более мягкий и яркий звук можно получить обработав записанный материал хорусом (chorus). Для получения интересного стерео эффекта можно обработать гитару хорусом только на одном канале: левом или правом.

Что касаемо реверберации. Её можно и нужно использовать, если при записи вы снимали только прямой, сухой сигнал. Тут всё зависит от ваших пожеланий: от моделирования небольшого помещения до концертных залов с очень яркими отражениями.

Подведём некий итог.

Как видно из примеров, для записи гитары больше подходят конденсаторные микрофоны в силу их большей чувствительности и лучшей АЧХ. Сколькими микрофонами записывать – дело каждого (я, например, часто сольные партии пишу либо со звукоснимателя, либо если требуется больший «объём», использую один микрофон с большой диафрагмой AudioTechnica AT4040SM). Главное максимально качественно и натурально снять звучание гитары. Причём стоит сразу позаботиться, а точнее свести на нет все фоновые шумы: будь то провод от наушников, бьющийся о корпус гитары или скрипящий под Вами стул и т.д. Ну и основное правило – не бойтесь экспериментировать, совершенствуйте свои навыки и в конечном итоге Вы найдёте тот самый ЗВУК, к которому так долго стремились!

Источник

Записываем акустическую гитару микрофоном

Признаться, я не являюсь особым экспертом в области звукозаписи, звукообработки, выборе плагинов итд. Точнее сказать, меня это просто не привлекает так сильно как некоторых других музыкантов (я даже немного завидую тем, кому нравится во всем этом копаться).

Конечно, я разбираюсь в вопросах записи вполне себе на уверенном среднем уровне, но назвать себя “гиком”, который полночи будет сравнивать звучание 2 микрофонов или 2 vst-плагинов я точно не могу.

Однако, когда я начал серьезно заниматься на акустике и погрузился в стилистику fingerstyle, то вопрос звукозаписи стал ребром — а именно, нужно было как-то записывать свои трэки для моих первых видео.

По сути, если вы хотите записать музыку, то у вас есть 2 основных варианта: делать это на профессиональной (настолько, насколько это может быть в рамках вашего города и бюджета) студии, либо покупать какое-никакое минимальное оборудование и учиться ковыряться во всем этом самому.

ЗАПИСЬ ГИТАРЫ НА СТУДИИ

Около года назад я решил пойти по пути наименьшего сопротивления и записать акустическую гитару на студии.

Не буду сильно вдаваться в разные особенности этого процесса, лучше попозже напишу отдельную подробную статью. Скажу лишь, что с учетом настройки, расстановки оборудования, чека звука, собственно самой записи и сведения, — 1 трэк обходился мне в среднем около 3-4 тыс. руб.

Много это или мало — вопрос субъективный. В принципе, не самые большие деньги… Если писать 1 трэк. А если хочется записывать их постоянно? (а такое желание появилось очень быстро).

Так или иначе, записав 3-4 трэка на студии, я понял, что надо что-то решать с минимальным оборудованием для записи дома. Ознакомление с тем, как записывают гитару на домашних студиях Andy Mckee и Tobias Rauscher лишь усилило это желание.

Соответственно возник вопрос — что нужно для хорошей, формата “дешево и сердито” записи акустики дома?

ЗАПИСЬ ГИТАРЫ ДОМА

Вот список того, что, на мой взгляд, необходимо (возможно, я что-то упустил, но это именно то, что использую я в своей записи):

  1. Внешняя звуковая карта
  2. Конденсаторный микрофон (предназначенный для записи инструментов)
  3. Звукосниматель для акустической гитары
  4. Внутренний микрофон в гитаре (опционально)
  5. Редактор звукозаписи (грубо говоря — “софт”)
  6. Разные VST-плагины для обработки звука
  7. Подходящее или правильно оборудованное помещение

Давайте рассмотрим каждый из этих компонентов отдельно и кроме общего технического обзора каждой позиции будем считать как сильно все этот аппарат ударяет по карману 🙂

В первой части статьи про запись дома я подробно расскажу о технической стороне вопроса — а именно, девайсах, которые я использую.

Сознательно не буду расписывать подробно все технические характеристики каждого продукта, т.к. при желании всю необходимую инфу вы с легкостью найдете в интернете, а задача этой статьи, все-таки, — в легкой и сжатой форме показать как формируется мой звук и в рамках какого бюджета его можно приобрести.

1.Внешняя звуковая карта. Focusrite Scarlett 2i2

Бюджет: 12-14 новая

Но частенько выскакивают предложения б/у за 10 и даже 7-8 тыс.

Тут, откровенно говоря, выбор был сделан за меня, т.к. еще года 2-3 назад, мне в один голос несколько разбирающихся в звукозаписи людей посоветовали взять Focusrite Scarlett 2i2.

Скажу честно — карточка эта меня более чем устраивает. Она очень удобная, и как по мне, то идеально подходит как раз таки для записи акустики в домашних или полевых условиях. 2 канала позволяют мне подключить в одну дорожку конденсаторный микрофон (в карточке есть фантомное питание для микрофона), а в другую пьезодатчик гитары.

Также есть выход на наушники, возможность прямого мониторинга (это когда вы подключились через карточку в порталы и слышите, что играете).

Каково было мое удивление, когда эту карточку я потом видел у многих музыкантов и даже диджеев (некоторые через нее пишут целые инструментальные альбомы весьма-весьма вменяемого качества!).

К сожалению не могу дать какой-то проф. консультаций по поводу других внешних звуковых карт, т.к. меня этот вариант полностью устроил и я ничего более не искал (если у вас есть какие-то другие проверенные и хорошие варианты —

обязательно напишите в комментариях, мне правда очень интересно).

2) Конденсаторный микрофон Audio-Technica AT 2035

Бюджет: 10-15 тыс.

Вот тут чего я только не искал. Излазил кучу сайтов, форумов, допрашивал всех своих знакомых гитаристов. На уме было несколько разных вариантов в разной ценовой категории.

Изначально я склонялся в сторону Zoom h5, который до сих пор хочу купить)) Очень удобная и компактная штука с весьма серьезным качеством записи.

Но Zoom был чуток не в моем бюджете, платить около 20 тыс. за микрофон я в тот момент был не готов.

Также были мысли приобрести микрофон Zoom iQ7 , который можно подцепить непосредственно к айфону, но потом, я понял, что для хорошей записи гитары это все-таки не подойдет.

Прошерстив пару форумов и воспользовавшись советом друзей я начал приглядываться к модели Audio-Technica AT 2035. Всем она мне нравилась и про нее были неплохие отзывы. И вот в один прекрасный день я залез на АВИТО и увидел, что этот микрофон продается в Новосибирске и за весьма вкусную цену. Выбор был сделан молниеносно и я стал обладателем этого микрофона.

Мне нравится, как он пишет. Хотя у меня не было возможности потестить много микрофонов дома, но за такие деньги, как мне кажется, выбор очень и очень хороший. Да и в интернете о нем отзываются весьма неплохо.

По факту — купив лишь “звуковуху” и микрофон, вы уже можете делать вполне вменяемого качества записи дома.

Бюджет на это счастье у нас получается около 20-25 тыс.

Что, будем честными, не так уж и много для возможности делать хорошие записи не выходя из дома, расслабленно с чаем и котом под боком 🙂

Но, в моем, случае было еще несколько технических девайсов. Давайте продолжим

3) Пьезодатчик K&K Sound Pure Mini

Бюджет: около 170-200 долларов

Датчик этот недешевый (хотя с этим скачком цен из-за курса долларов уже не разберешь, что такое “дорого”, а что “дешево”).

Но мне он приглянулся из-за возможности снимать перкуссию, т.к. делает он это неплохо. Его даже использует Andy Mckee на своей текущей гитаре.

В общем, есть и более дешевые аналоги, в т.ч. отечественные. Но я взял k&k pure mini, естественно, не жалею, т.к. снимает звук он конечно огненно.

Купил я его кстати еще до покупки конденсаторного микрофона, т.к. подзвучка гитары на репетициях и выступлениях была нужна в первую очередь.

4) Внутренний микрофон+преамп k&k trinity mini system

Бюджет: 300-350 долларов

По сути, это официальный апргрейд звучка pure mini, тоесть к нему присоединяется внутренний микрофон, выводится звук через один выход (используя стерео-шнур), далее звук попадает в преамп, в котором отдельно регулируются громкость датчика и микрофона, их гейн, а также частоты.

Я бы сказал, что эта штука все-таки очень опциональная, достаточно недешевая и сделать запись можно и без нее, используя внешний микрофон+пьезодатчик или даже только с внешним микрофоном.

Но мне как воздух был необходим внутренний микрофон, т.к. на выступлениях все-таки не вся перкуссия (а это один из обязательных элементов в фингерстайле!) была слышна.

Поэтому я сделал этот апргрейд скорее руководствуясь соображениями концертного звука, но также и использую его теперь для записи дома.

Я сознательно не включаю в этот список порталы, компьютер, наушники и прочее. Т.к. в таком случае можно продолжать до бесконечности и дойти до абсурда, считая стоимость квартиры, вашей одежды итд 🙂

Возьмем за точку отсчета, что компьютер и какие-никакие колонки или наушники у вас есть.

Итак, вот варианты по девайсам для домашней записи в порядке увеличения их суммарной стоимости (описывается конкретно мой случай):

1.Внешняя звуковая карта+внешний конденсаторный микрофон.

Вполне можно уложиться в 20-25 тыс. Самый бюджетный вариант “for beginners”

2.Внешняя звуковая карта+внешний конденсаторный микрофон+пьезодатчик

Бюджет около 50 тыс.

Здесь идет речь уже о записи с более широкой палитрой частот, т.к. вы сможете захватить звук не только внешним микрофоном (который ловит также и звук комнаты) но и, грубо говоря, звук гитары изнутри.

3.Внешняя звуковая карта+внешний конденсаторный микрофон+пьезодатчик+внутренний микрофон.

Это мой текущий вариант. Суммарный бюджет около 70-80 тыс. Позволяет колдовать со звуком в весьма широком диапазоне.

Вот, что касается непосредственно технических девайсов для звукозаписи Примочки, педальки и прочие атрибуты гитарного шаманизма я сюда не включаю, т.к. на записи все эффекты формирую с помощью плагинов.

Что касается программ, звуковых редакторов, VST-плагинов и непосредственного процесса звукозаписи — об этом я расскажу в следующей статье.

А как пишите гитару дома Вы? Напишите в комментариях, будет интересно узнать ваше мнение.

Источник

Оцените статью