Заполните таблицу обозначение название аккорда строение

Буквенно-цифровое обозначение аккордов: для начинающих гитаристов

Буквенно-цифровая система – способ обозначения аккордов при помощи латинских букв, цифр и специальных знаков. Этим символьным набором в названии аккорда указывается вся необходимая информация о его строении. От какой ноты построен, к какому типу аккордов относится (мажорный, минорный, уменьшённый, септаккорд и т.д.), какие ступени добавлены, альтерированы (повышены или понижены).

Например, C – до мажор, Am – ля минор, E7#9 – ми мажор септаккорд с повышенной 9-ой ступенью, Bb13 – терцдецимаккорд от ноты си-бемоль и др.

Система предназначена не только для шестиструнной гитары, для фортепиано, но и для других музыкальных инструментов.

А вот так выглядит буквенно-цифровое обозначение аккордов в различных вариантах записи аккомпанемента:

Над словами песни:

Ритм-партия в виде слэш-нотации:

Аккорды дополнительно обозначены в нотах и табулатуре для гитары:

Над нотами мелодии указаны аккорды аккомпанемента:

Далее в статье: подробно изучим буквенно-цифровые обозначения, как посредством этой системы записываются названия простых и сложных аккордов.

Если вы хотите больше узнать о строении сложных аккордов с надстройками, ознакомьтесь с этой статьёй (в картинках, сетки, чтобы показать пальцовку; как построить – ноты, схемы).

Первая буква в названии – основной тон

Большой латинской буквой в названии обозначается основной тон, нота, от которой построен аккорд.

Для каждой ноты соответственно своя буква:

Для обозначения повышенных/пониженных звуков на полтона используются знаки альтерации, как и в нотах.
«Диез» (#) или «бемоль» (b) добавляется после большой буквы, обозначающей ноту.

Также для любого альтерированного звука в названии два вида записи – диезный или бемольный. В зависимости от используемой тональности (с # или b в ключе).

В некоторых странах, например в Германии, Польше, России, для обозначения ноты «си» может использоваться буква «H». А буква «B» в этом альтернативном варианте – это звук си-бемоль.

Так что, когда будете разучивать какой-либо аккомпанемент на гитаре, обязательно принимайте во внимание эту особенность.

1 вариант:

2 вариант:

Обязательно выучите наизусть ноты буквенными обозначениями. В том числе, и два варианта для нот «си» и «си-бемоль».

Дополнительные буквенные сокращения

Дополнительные буквенные сокращения указывают тип аккорда. Добавляются к латинской большой букве (основному тону).

Через запятую аналог сокращения в виде специального символа. Также распространённый вид «компактной» записи.

Названия аккордов и их обозначения:

  • m, «–» – минорный
  • m Ø – полууменьшенный септаккорд
  • dim, ° – diminished – уменьшённое трезвучие
  • aug, + – augmented – увеличенное трезвучие
  • maj, Δ – major – большой септаккорд (большая септима к мажорному или минорному аккорду)
  • sus – suspended – «задержанный», или аккорд с задержанием

Для обозначения мажорных аккордов (без надстроек) не используются дополнительные буквенные сокращения и спецсимволы. Они записываются только большими латинскими буквами (по основному звуку).

Например, C – до мажор, Eb – ми-бемоль мажор, A# – ля-диез мажор, F – фа мажор и т.д.

Цифры в названии аккордов

Цифры – это добавляемые ступени, надстройки. В названии аккорда выписываются после буквенного обозначения.

Расшифровка цифрового обозначения:

  • 5 – чистая квинта
  • 6 – большая секста
  • 7 – малая септима
  • maj7 – большая септима
  • 9 – большая нона
  • 11 – чистая ундецима
  • 13 – большая терцдецима

Примеры записи: C13, Amaj7, Bm9, Eb6, Fm11

По надстройке в названии можно определить, какой это тип аккорда: 6 – секстаккорд; 7 – малый мажорный септаккорд или доминантсептаккорд; maj7 – большой мажорный септаккорд, m7 – малый минорный септаккорд, 9 – нонаккорд и т.д.

SUS2 и SUS4

Для задержанных аккордов цифра с приставкой «sus» указывает, какая ступень вместо терцового тона в аккорде:

  • sus2 – вместо терции 2-ая ступень, большая секунда (тоника + большая секунда (2) + чистая квинта)
  • sus4 – вместо терции 4-ая ступень, чистая кварта (тоника + чистая кварта (4) + квинта).

Альтерированные надстройки

Альтерированные добавляемые ступени в названии аккорда указываются с соответствующими знаками альтерации:

  • #, или «+» – повышенная на полтона ступень.
  • b, или «–» – пониженная на полтона ступень.

Надстройки с обозначениями:

  • b5/#5 (-5/+5) – пониженная/повышенная 5-ая ступень аккорда
  • b9/#9 (-9/+9) – пониженная/повышенная 9-ая ступень
  • b13 – пониженная 13-ая
  • #11 – повышенная 11-ая

Сокращения «add» и «no»

Если добавляемая надстройка с сокращением «add» в названии, к трезвучию (мажорному или минорному) добавляется только указанная ступень.

Например, С add9 – к до мажору добавляется только 9-ая (нона).

А вот если обозначение С9 (без add) – тогда это уже полный нонаккорд: мажорное трезвучие + 7-ая ступень (малая септима) + 9-ая (нона).

«no5» в названии – в составе аккорда опускается квинта, т.е. без 5-ой ступени.

Сложные аккорды – несколько добавляемых ступеней

Если в аккорде несколько надстроек, они выписываются подряд в названии после большой буквы (тоники), или после маленькой буквы «m» (в минорном аккорде).

Варианты оформления:

В строку: Cmaj9#11, F13b9, Fm9

Как индекс: E 7#9 , F #5b9 , Am 9

Две неальтерированные ступени записываются через косую черту (слеш): C6/9, D9/11

В названии большого минорного септаккорда надстройка «maj7» записывается обычно в скобках: Bm (maj7), Abm (maj7)

Если большой мажорный септаккорд с добавляемой ступенью (9, 11 или 13), в названии к тонике добавляется только приставка «maj» (имеется в виду большая септима) и надстройка. Cmaj9, Ab maj13 и др.

Дробные аккорды

Если самый низкий звук (в басу) аккорда не тоника, а другая нота, для названия используется дробный формат записи.

Такие аккорды ещё называют «дробными», «с дробью» или «аккорды с дополнительным басом».

Первая часть названия – обозначение аккорда по буквенно-цифровой системе. А вторая часть – через косую черту указывается нота большой латинской буквой, которая должна звучать в басу аккорда (его самый низкий звук).

Давайте в качестве примера разберём несколько названий аккордов с дробью (нотное обозначение баса через «/»):

  • Am/G – Ля минор с соль в басу
  • С/B – До мажор с си в басу
  • E7/G# – Ми мажор септаккорд с соль-диез в басу

В аппликатурах для 6 струнной гитары басовая нота дробного аккорда обычно берётся на 6-ой, 5-ой или 4-ой струне.

Таблица: как записывать и читать основные аккорды

Таблица с информацией по каждому обозначению – список аккордов и их названия:

  • 1 столбец – «Обозначение» – обозначение аккорда по буквенно-цифровой системе, через запятую другие варианты обозначения для аккорда.
  • 2 столбец – «Название» – название аккорда (в скобках второй вариант названия)
  • 3 столбец – «Строение аккорда по интервалам» – звуки аккорда в виде интервальной схемы.

В схемах (3-ем столбце) интервалы обозначены цифрами. Повышенные и пониженные ступени указаны с соответствующими знаками альтерации (b и #). 3 – большая (мажорная) терция, b3 – малая (минорная) терция, b7 – малая септима, maj7 – большая септима.

Подчёркнутые ступени (цифры в схеме с нижним подчёркиванием) можно пропустить при построении аппликатур сложных аккордов на 6 струнной гитаре.

Иногда сыграть все тона аккорда на 6 струнах довольно сложно или просто невозможно (когда аккорд состоит из 7 звуков). И в таком случае убираются ступени, без которых аккорд всё равно сохраняет свою окраску. Довольно часто пропускается квинта (5). А в аккордах с 11-ой, 13-ой ступенями – ещё и нона (9).

Например, maj9: 1 – 3 – 5 – maj7 – 9

Квинту (5) можно пропустить (цифра подчёркнута в схеме). Фактически для построения аккорда на грифе можно использовать звуки – 1 – 3 – maj7 – 9

Таблица поможет вам не только в расшифровке буквенно-цифровых обозначений, но и в построении простых и джазовых аккордов.


На сегодняшний день буквенно-цифровое обозначение аккордов – общепринятый стандарт. В джазе, блюзе, роке и других музыкальных жанрах. Для начинающих гитаристов рекомендуется к изучению в обязательном порядке. Сразу, конечно, не обязательно заучивать все какие есть аккорды. Можно начать с обозначения минорных, мажорных аккордов, септаккордов и секстаккордов. И затем уже постепенно продвигаться дальше – осваивать более сложные аккорды с надстройками.

В любом онлайн-песеннике, в табах, нотах, учебниках наверняка вы увидите аккомпанемент, записанный в буквенно-цифровой системе. Научитесь читать, понимать эти обозначения. Это несложно. И всегда пригодится – в любой гитарной практике.

Источник

Строение аккордов по интервалам

Здесь необходимо смотреть таблицу интервалов (а именно колонку «Музыкальное обозначение (Цифра в скобках — номер ступени)») в разделе «Клише».

Название аккорда Нужные интервалы
Мажорное трезвучие б3+м3
Минорное трезвучие м3+б3
Мажорный секстаккорд м3+ч4
Минорный секстаккорд б3+ч4
Мажорный квартсекстаккорд ч4+б3
Минорный квартсекстаккорд ч4+м3
Доминант септаккорд б3+м3+м3
Доминант квинтсекстаккорд м3+м3+б2
Доминант терцквартаккорд м3+б2+б3
Доминант секундаккорд б2+б3+м3
Уменьшенное трезвучие м3+м3
Увеличенное трезвучие б3+б3
Малый вводный септаккорд м3+м3+б3
Уменьшенный вводный септаккорд м3+м3+м3

  • Видеоурок игры на гитаре Пицца — Фары

Видеоурок игры на гитаре песни Пицца — Фары

Видеоурок игры на гитаре Нервы — Муза

Видеоурок игры на гитаре песни Нервы — Муза

Видеоурок игры на гитаре 30.02 — Примером

Видеоурок игры на гитаре песни 30.02 — Примером

  • Видеоурок игры на гитаре Марсель — Ты меня любишь

Видеоурок игры на гитаре песни Марсель — Ты меня любишь

Источник

На каких ступенях строятся аккорды – таблицы по сольфеджио

Чтобы каждый раз мучительно не вспоминать, на каких ступенях строятся аккорды, заведите у себя в тетрадочке таблички-шпаргалки. Таблицы по сольфеджио, кстати, их можно с таким же успехом использовать и на гармонии, вы можете распечатать и приклеить или переписать в свою нотную тетрадочку по предмету.

Пользоваться такими табличками очень удобно при составлении или расшифровке всяких цифровок и последовательностей. Также клёва иметь такую подсказку на гармонии, когда наступает ступор, и никак не можешь найти подходящий аккорд для гармонизации, тут же всё перед глазами – обязательно что-то подойдёт.

Таблицы по сольфеджио я решил сделать в двух вариантах – один более полный (для студентов училищ, колледжей и вузов), другой – попроще (для школьников). Выбирайте тот, который подходит вам.

Итак, вариант первый…

Таблицы по сольфеджио для школы

Надеюсь, всё понятно. Не забываем, что в гармоническом миноре повышается VII ступень. Учитывайте это при составлении доминантовых аккордов. А вот и вариант второй…

Таблицы по сольфеджио для колледжа

Мы видим, что здесь всего три колоночки: в первой самое элементарное – главные трезвучия и их обращения на ступенях лада; во второй – основные септаккорды – хорошо видно, например, на каких ступенях строятся аккорды двойной доминанты; в третий раздел помещены всякие другие аккорды.

Несколько важных замечаний. Помните, да, что в мажоре и миноре аккорды немножко различаются? Поэтому не забываем, когда это нужно, повышать седьмую ступень в гармоническом миноре, или понижать шестую в гармоническом мажоре, чтоб получить, к примеру, уменьшённый вводный септаккорд.

Помните, что двойная доминанта всегда связана с повышением IVступени? Отлично! Думаю, что знаете и помните. Я не стал все эти мелочи выносить в колонку со ступенями.

Еще немного по поводу других аккордов

Пожалуй, я забыл внести сюда еще один вид – двойную доминанту в виде трезвучия и секстаккорда, которые также можно применять для гармонизации и составления последовательностей. Ну, добавите сами, если нужно – ничего страшного. Всё-таки аккорды двойной доминанты в середине построения мы не так часто употребляем, а перед кадансом лучше использовать септаккорды.

Секстаккорд II ступени – II6 применяется частенько, особенно в предкадансовых построениях, причём в этом секстаккорде можно удваивать терцовый тон (бас).

Секстаккорд VII ступени – VII6 применяется в двух случаях: 1) для гармонизации проходящего оборота T VII6 T6 вверх и вниз; 2) для гармонизации мелодии, когда она идёт вверх по ступеням VI, VII, I в виде оборота S VII6 T. В этом секстаккорде удваивается бас (терцовый тон). Помните, да, что обычно в секстаккордах бас не удваивается? А вот вам два аккорда (II6 и VII6), в которых удваивать бас можно и даже нужно. Ещё удвоения баса необходимы в тонических секстаккордах при разрешении в них вводных септаккордов.

Трезвучие третьей ступени – III53 применяется для гармонизации VII ступени в мелодии, но лишь в том случае, если она идёт не вверх в первую ступень, а вниз – в шестую. Такое бывает, например, во фригийских оборотах. Иногда, правда, используют и проходящий оборот с третью ступенью – III D43 T.

Доминантовый нонаккорд (D9) и доминанта с секстой (D 6 ) – удивительной красоты созвучия, вы про них, наверняка, всё знаете. В доминанте с секстой – берётся секста вместо квинты. В нонаккорде ради ноны в четырёхголосии пропускается квинтовый тон.

Трезвучие VI ступени – часто используют в прерванных оборотах после D7. При разрешении в него доминантсептаккорда обязательно удвоение терции.

Всё! Как же жестока ваша судьба, ведь теперь больше не мучиться вам, вспоминая, на каких ступенях строятся аккорды. Есть теперь у вас таблицы по сольфеджио. Вот так!))))

Источник

Читайте также:  Мамина сирень под гитару
Оцените статью