Заполните такты нотами различными длительностями

Длительности нот в музыке: как они пишутся, как их чувствовать и считать?

Любой музыкальный звук может быть не только высоким или низким, но также долгим или коротким. И это свойство звука называется длительностью. Длительности нот – это тема нашего сегодняшнего разговора.

Вы, наверное, замечали, что ноты не только пишутся на разных линейках нотного стана, но еще и по-разному выглядят? Одни почему-то закрашенные и с хвостами, другие – без хвостов, третьи вообще внутри пустые. Это и есть различные длительности.

Основные длительности нот

Сначала мы предложим вам просто рассмотреть все часто встречающиеся в музыке длительности и запомнить их названия, а чуть позже разберемся с их значением в музыкальном ритме и с тем, как их чувствовать.

Основных длительностей не так уж и много. Это:

ЦЕЛАЯ – считается самой долгой длительностью, она представляет собой обычный кружочек или, если хотите, овал, эллипс, пустой внутри – не закрашенный. В музыкальных кругах целые ноты любят обзывать «картошками».

ПОЛОВИННАЯ – это длительность, которая ровно в два раза короче, чем целая. Например, если целую ноту держать 4 секунды, то половинную – всего 2 секунды (все эти секунды сейчас чисто условные единицы, чтобы вы только лишь поняли принцип). Половинная длительность выглядит почти так же как целая, только головка (картошка) у нее не такая жирная, а еще у нее имеется палочка (правильно говорить – штиль).

Читайте также:  Lost on you табы для укулеле

ЧЕТВЕРТНАЯ – это длительность, которая в два раза короче половинной ноты. А если ее сравнивать с целой ноткой, то она будет ее в четыре раза короче (ведь четвертная – это 1/4 часть целой). Значит, если целая звучит 4 секунды, половинная – 2 секунды, то четвертная будет играться всего лишь 1 секунду. Четвертная нота – обязательно закрашенная и штиль у нее тоже есть, как и у половинной.

ВОСЬМАЯ – как вы уже, наверное, догадались, восьмая нота в два раза короче, чем четвертная, в четыре раза короче по сравнению с половинной, и нужно восемь штук восьмых нот, чтобы заполнить время одной целой ноты (потому что восьмая нота – это 1/8 часть целой). А длиться она будет, соответственно, всего половину секунды (0,5 с). Восьмая или, как любят говорить музыканты, восьмушка – это хвостатая нота. От четвертной она отличается наличием хвоста (гривы). Вообще, по-научному, этот хвост называется флажком. Восьмые часто любят собираться группами по две или по четыре штуки, тогда все хвосты соединяются и образуют одну общую «крышу» (правильно говорить – ребро).

ШЕСТНАДЦАТАЯ – в два раза короче восьмушки, в четыре раза короче четвертной, а чтобы заполнить целую ноту надо 16 штучек таких нот. А на одну секунду приходится по нашей условной схеме аж четыре шестнадцатых нот. По своему написанию, по внешнему виду эта длительность очень похожа на восьмушку, только вот хвоста у нее целых два (две косички). Шестнадцатые любят собираться в компании по четыре штуки (иногда и по две, конечно), а соединяют их целых два ребра (две «крыши», две перекладины).

Конечно, существуют и длительности более мелкие, чем шестнадцатые – например, 32-е или 64-е, но пока ими забивать голову не стоит. Сейчас самое главное – понять базовые принципы, тогда остальное придет само собой. Кстати, есть длительности, которые больше целой (например, бревис), но это тоже тема отдельного разговора.

Соотношение длительностей между собой

На следующей картинке будет показана схема-таблица дробления длительностей. Каждая новая, более мелкая длительность возникает при делении более крупной на две части. Этот принцип называется «принципом четного деления». Целая нота делится на число два в разных степенях, то есть на 2, 4, 8, 16, 32 или другое, большее количество частей. Отсюда, кстати происходят и названия «четвертная», «восьмая», «шестнадцатая» и другие. Рассмотрите эту таблицу и постарайтесь ее понять.

Пожалуй, самым важным в изучении длительностей является понимание их соотношения между собой. Дело в том, что музыкальное время условно, оно не измеряется точно выверенными секундами. И поэтому мы не можем сказать точно, сколько будет длиться целая или половинная нота в секундах. Примеры, которые мы приводили, условны – всего лишь один из возможных вариантов. Что же тогда делать? Как тогда точно соблюдать ритм?

Что такое музыкальное время?

Оказывается, в музыке есть своя единица измерения времени. Это удар пульса. Да, в музыке, как и у любого живого организма, бьется пульс. Удары пульса равномерные, но они могут быть разные по скорости. Пульс может биться быстро, учащенно, а может – медленно, спокойно. Таким образом, получается, что биение пульса как единица измерения времени непостоянна, изменчива. Она зависит от темпа произведения. Но одновременно это измерение является очень важным. Почему?

Допустим, что пульс в пьесе бьется четвертями (то есть четвертными нотами). Тогда, зная соотношение длительностей между собой можно высчитать и почувствовать, как будут звучать другие ноты. Например, половинные будут занимать по своей продолжительности два удара пульса, целая – четыре удара пульса, и на один удар пульса надо успеть произнести две восьмушки или четыре штуки шестнадцатых нот.

Ритмические упражнения на разные длительности

Давайте теперь постараемся познать все то же самое, только уже на практике.

УПРАЖНЕНИЕ №1. Допустим, что пульс у нас отбивается ровными четвертями на ноте СОЛЬ. Все, что мы здесь описываем, будет представлено и на нотном примере, под которым также размещена аудиозапись. Послушайте, как это звучит. Уловите этот ровный ритм. Хлопайте его в ладоши, щелкайте пальцами или отбивайте ручкой по столу, а после того, как мелодия закончится, попытайтесь продолжить этот же ритм или повторить самостоятельно без аудио.

УПРАЖЕНИЕ №2. Теперь попробуйте уловить звучание других длительностей. Например, половинных. Половинные звучат, конечно же, в два раза медленнее, чем четверти, которыми у нас в данном случае отбивается пульс. В начале следующего примера вы услышите удары пульса четвертями – мы напомним таким образом вам этот тепм. Четвертные ноты прозвучат четыре раза, а затем пойдут половинные длительности. В каждой половинной постарайтесь уловить, прочувствовать продолжение тех же самых ударов. То есть второй удар в половинной ноте вам нужно как бы представить, ощутить внутри себя.

Получилось? Если да, то хорошо. Если нет, то попробуйте другой вариант упражнения. Сейчас на нотном примере вы увидите двухголосие. Нижний голос будет тихо играть ровными четвертями на ноте СОЛЬ в басовом ключе, а верхний голос после первых четырех ударов переключится на половинные, которые будет играть погромче на ноте СИ. Таким образом, в каждой половинной вы сможете услышать реальный отголосок второго удара пульса, который будет подыгрывать второй голос. После этого варианта упражнения вы можете вернуться к первому варианту.

УПРАЖНЕНИЕ №3. Сейчас нужно будет ловить ритм из восьмых нот. Восьмые ноты исполняются быстрее, чем четвертные, и поэтому на каждый удар пульса будет приходиться сразу по две восьмушки. В приведенном ниже примере сначала, как всегда, пройдут четыре удара четвертями, а затем пойдет пульсация восьмыми. Вы при этом стучите про себя пульс ровными четвертями. Почувствуйте, как на один ваш удар приходится две восьмых ноты.

И второй вариант этого упражнения. С двухголосием, во втором голосе от начала и до конца сохранена пульсация ровными четвертями на ноте СОЛЬ. В верхнем голосе идет переключение на восьмушки.

УПРАЖНЕНИЕ №4. Эта задача познакомит вас с ритмом шестнадцатых нот. Их на один удар пульса приходится сразу четыре штуки. Разгоняться мы будем постепенно. Сначала будет 4 удара четвертями, затем 8 ударов восьмушками, и только потом пойдут шестнадцатые. Шестнадцатые здесь для удобства собраны в группы по четыре штуки под одну «крышу» (под одно ребро). Начало каждой группы совпадает с ударом основного пульса.

И второй вариант этого же упражнения: один голос — в скрипичном ключе, другой — в басовом. У вас все должно получиться.

Как считать длительности нот?

Когда начинающие музыканты разучивают произведения для своего инструмента, им часто приходится считать вслух. Считаются именно удары пульса. Счет может вестись до двух, до трех или до четырех. Причем, для того чтобы легче было делить удар пульса пополам при игре восьмыми длительностями, после каждого счета вставляется разделительный слог «и». Вот и получается, что музыкантский счет выглядит так: РАЗ-И, ДВА-И, ТРИ-И, ЧЕТЫРЕ-И или РАЗ-И, ДВА-И, ТРИ-И, а иногда просто РАЗ-И, ДВА-И.

Как в этом разобраться. Здесь все довольно просто. Целая нота просчитывается до четырех, так как в ней помещается четыре удара пульса (РАЗ-И, ДВА-И, ТРИ-И, ЧЕТЫРЕ-И). Половинная – это два удара, поэтому она просчитывается до двух (РАЗ-И, ДВА-И или ТРИ-И, ЧЕТЫРЕ-И, если половинная приходится на третий и четвертый удары пульса). Четвертные считаются по одной штуке на каждый счет: одна четверть на РАЗ-И, вторая четверть на ДВА-И, третья – на ТРИ-И, и четвертая – на ЧЕТЫРЕ-И.

Эта добавка «И» существует для удобного счета восьмушек. Одиночные восьмушки встречаются редко, чаще они попадаются парами или по четыре штуке. И тогда одна восьмушка считается на само число счета (на РАЗ, ДВА, ТРИ или ЧЕТЫРЕ), а вторая восьмушка всегда на «И».

Правописание штилей

Напоминаем, что ШТИЛЬ – это палочка у ноты. Эти палочки присоединяют к головке и направляют как вверх, так и вниз. Направление штилей зависит от положения ноты на нотном стане. Правило очень простое: до третьей линейки палочки смотрят вверх, а начиная с третьей и выше – вниз.

На сегодня это все, но тема ритма таит в себе еще немало интересных открытий. Мы обязательно обратим ваше внимание на них в следующих выпусках. А теперь еще раз просмотрите пройденный материал, подумайте, какие вы хотите задать вопросы. Все что придумали, напишите в комментариях.

И напоследок – порция хорошей музыки для вас. Пусть это будет знаменитая Прелюдия соль минор Сергея Рахманинова в исполнении пианистки Валентины Лисицы.

Источник

Размер 4/4, такты и музыкальные фразы

В основе музыкальной системы лежит ряд звуков, каждый из которых называется нотой. Все мы знаем названия семи нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Еще одним важным понятием в музыке является длительность ноты. Бывает целая нота, половинная нота, четвертная нота, восьмая нота и т.д. Каждая последующая длительность вдвое короче предыдущей.

Любое музыкальное произведение, от сложной академической музыки до элементарной детской песенки, построено из определенных блоков. Минимальным структурным блоком музыкального произведения является такт. Такт содержит определенное количество нот определенной длительности.

Также у каждого музыкального произведения есть размер, который записывается в виде дроби. К примеру, 4/4 (четыре четверти). Знаменатель дроби этого музыкального размера говорит нам о том, что такт данного музыкального произведения состоит из четвертей (четвертных нот). Числитель дроби говорит нам о том, что в такте четвертей 4 штуки.

Вот так выглядит элементарное произведение в размере 4/4. Такты на рисунке отделены друг от друга вертикальной чертой. В каждом такте мы видим по 4 ноты четвертной длительности.

Практически вся танцевальная электронная музыка (house, hip-hop, techno, breaks и т.д.) имеет именно такой размер — 4/4 (четыре четверти).

Определить четверть очень просто — это один удар бита. Таким образом, в одном такте танцевальной электронной музыки 4 удара бита.

Попробуйте включить любой трэк, который начинается с бита, и с самого начала отсчитывайте такты так: 1-2-3-4 | 1-2-3-4 |1-2-3-4 |1-2-3-4 и т.д. Отлично, вы научились считать такты.

Несколько тактов составляют музыкальную фразу. Музыкальная фраза — это более крупный структурный блок трэка. Как правило, в танцевальной электронной музыке фраза состоит из количества тактов, кратного четырем. Для большинства трэков музыкальная фраза будет состоять из 8 тактов, что составляет 32 удара бита.

Теперь включите любой трэк и считайте фразы вот так:

1-2-3-4 | 1-2-3-4 | 1-2-3-4 | 1-2-3-4
1-2-3-4 | 1-2-3-4 | 1-2-3-4 | 1-2-3-фраза

1-2-3-4 | 1-2-3-4 | 1-2-3-4 | 1-2-3-4
1-2-3-4 | 1-2-3-4 | 1-2-3-4 | 1-2-3-фраза
и т.д.

Отлично, теперь вы умеете считать музыкальные фразы.

Изменения в трэке, такие как появление и вывод различных звуков, например вступление бита или мелодичных басов, провисания и появления бита снова, вступление вокала или мелодии, в общем абсолютно любые изменения происходят на первый бит новой фразы.

Если научиться считать фразы, можно прогнозировать все изменения в трэке, это очень важно для сведения трэков.

Чтобы лучше понять, как структурно составлен трэк, попробуйте запустить любой трэк и записывать его структуру в таком виде:

1. Вступление — 1 фраза (8 тактов, 32 удара бита)
2. Трэк разыгрывается — 2 фразы (16 тактов, 64 удара бита)
3. Первое провисание — 1 фраза (8 тактов, 32 удара бита)
4. Первая основная часть трэка — 3 фразы (24 такта, 96 ударов бита)
5. Второе провисание — 1 фраза (8 тактов, 32 удара бита)
6. Вторая основная часть трэка — 3 фразы (24 такта, 96 ударов бита)
7. Трэк угасает — 2 фразы (16 тактов, 64 удара бита)
8. Окончание трэка — 1 фраза (8 тактов, 32 удара бита)

Отлично, теперь вы понимаете структуру трэков, и мы можем переходить к сведению.

Итак, у нас есть два трэка, каждый из которых написан в размере 4/4.

Чтобы при сведении трэков наш микс звучал хорошо, мы должны запустить новый трэк точно в первый бит новой музыкальной фразы старого трэка. Тогда структурно два трэка будут совмещены, и все изменения в трэках будут происходить одновременно.

На рисунке показан процесс сведения двух трэков. Поскольку музыкальные фразы трэков совмещены, бит нового трэка вступает точно, когда заканчивается старый трэк.

Для определения места запуска нового трэка необходимо отсчитывать фразы. Считать можно от начала трэка или же от любого места в трэке, где явно слышно начало новой фразы. Например, от вступления бита или мелодичных басов, провисания трэка, или же наоборот, с момента когда бит снова появляется.

Со временем вы научитесь слышать фразы и вам не нужно будет их считать.

Замечательно, теперь вы знаете, как построены трэки и как их правильно сводить.

Источник

Оцените статью