- Запорожский марш
- Содержание
- Бой [ править ]
- аккорды и текст [ править ]
- Исполнение «Запорожского марша» [ править ]
- Запорожский марш.
- Запорожский марш — Zaporizhian March
- СОДЕРЖАНИЕ
- Подлинность
- Гипотезы относительно происхождения произведения
- История
- Последние ноты «Запорожского марша» в Крыму: история кобзаря Адамцевича
- На культуру спроса нет
Запорожский марш
Запоро́жский марш (укр. Запорозький марш) — народное музыкальное произведение, которое сохранил и воспроизвел бандурист Евгений Адамцевич. Это произведение известно в обработке Виктора Гуцала, объединившего марш с песней про Дорошенко и Сагайдачного («Ой, на горі та женці жнуть»). Общепризнано, что автором «Запорожского марша» является Евгений Адамцевич. Это в частности подтверждает и переписка с бандуристом О. А. Правдюка. В одном из писем к нему Адамцевич писал :
1926 року я почув мелодію, першу частину від кобзаря Положая Івана Кириловича, другу частину – мажорну сам склав, і з’єднавши до
купи, дав назву Запорізького маршу.
Кроме того именно Евгений Адамцевич впервые исполнил его на публике в 1969 году на концерте в Киевском оперном театре имени Тараса Шевченко.
Очевидцы так описывали концерт:
Мне трудно рассказать, что было после первого исполнения «Запорожского марша». Скажу лишь, что старый Адамцевич выполнил его по требованию публики трижды. Так была нарушена договоренность не выполнять более двух произведений. И никто из кобзарей-побратимов не упрекал Адамцевича, что он трижды повторил свой номер. И хотя его музыка была бессловесная, но вслушиваясь в мелодию «Запорожского марша», уже никто из исполнителей не настаивал на том, чтобы петь сверх программы.
Стало понятно: произошло что-то чрезвычайное. Над заколдованным залом вспыхнуло и погасло прекрасное мгновение, которое повторить, задержать никто не сможет 1.
Содержание
Бой [ править ]
аккорды и текст [ править ]
Исполнение «Запорожского марша» [ править ]
С 1984 года «Запорожский марш» снова разрешили исполнять. Он стал звучать на митингах во время борьбы за независимость в конце 1980-х годов. Под звуки марша собираются депутаты в Верховной Раде в Украине. В аранжировке для военного оркестра С.Творуна является одним из основных маршей ВСУ. «Запорожский марш» вошел в репертуар многих оркестров народных инструментов, включая Украинский Национальный оркестр народных инструментов.
«Запорожский марш» неоднократно использовался в музыкальных художественных пьесах, мультипликационных фильмах, в современных новогодних и других праздничных телевизионных постановках с участием звезд шоу-бизнеса, в операх и опереттах.
Источник
Запорожский марш.
В 1969 году на концерте в Киевском оперном театре слепой
бандурист, виртуозный исполнитель украинских народных песен
Евгений Адамцевич впервые исполнил «Запорожский марш».
» Тепер відносно Запорізького маршу.
1926 року я почув мелодію, першу частину від кобзаря Положая
Івана Кириловича, другу частину – мажорну сам склав, і з’єднавши
до купи, дав назву Запорізького маршу.» (Теперь относительно
Запорожского марша. В 1926 году я услышал мелодию, первую
часть от кобзаря Положая Ивана Кирилловича, вторую часть —
мажорную сложил сам и, объединив вместе, дал название
Запрожского марша.) Так писал Адамцевич бандуристу Правдюку. Странно, да? Услышал мелодию в 1926 году, а первое публичное исполнение состоялось через 43 года!
Дело в том, что в 30-е годы в Украине проводилось уничтожение
кобзарства. Выдающийся бандурист Иван Кучугура-Кучеренко был даже
расстрелян как враг народа. Адамцевич ж ил с игры и пения на Роменском
базаре. Но советская власть, как и прежде царская, трактовала это как
попрошайничество, за что бандуриста постоянно преследовали. Милиция
неоднократно прогоняла Адамцевича с базара. Были случаи, что его,
слепого, милиционеры вывозили далеко от города и оставляли одного на
безлюдье. Случалось, что и сажали под арест.
Очевидцы так описывали концерт в 1969 году:
В невероятном влечении сердца за мелодией люди вставали с мест.
Разразился еще неслыханный под этим сводом гром аплодисментов. Мне
трудно рассказать, что было после первого исполнения «Запорожского марша». Скажу лишь, что старый Адамцевич выполнил его по требованию публики трижды. Так была нарушена договоренность не выполнять произведений более двух раз. И никто из кобзарей-побратимов не упрекал Адамцевича, что он трижды повторил свой номер.
Стало понятно: произошло что-то чрезвычайное. Над заколдованным залом вспыхнуло и погасло прекрасное мгновение, которое повторить, задержать никто не сможет.
Дирижер Государственного оркестра Виктор Гуцал вспоминал:
«Я понял, что такое произведение должно звучать масштабно и величественно. Написать новый марш на основе старого стало для меня первостепенной задачей»
12 апреля 1970 оркестр впервые исполнил обработку этого марша. Художественный руководитель и дирижер Яков Орлов повторил произведение на бис несколько раз. До 1974 года «Запорожский марш» выполняли на всех концертах по несколько раз. Публика всегда стоя приветствовала музыкантов. После выполнения марша в Большом театре (Москва) им заинтересовались партийные руководители, которых обеспокоила слишком повышенная духовная атмосфера среди слушателей. Коммунисты тщательно изучали ноты, сверяя их с песнями сечевых стрельцов. Марш запретили. А В. Гуцал вынужден был уйти в другой коллектив.
С 1984 года «Запорожский марш» снова разрешили исполнять. Он стал звучать на митингах во время борьбы за независимость в конце 1980-х годов. Под звуки марша собираются депутаты в Верховной Раде в Украине. В аранжировке для военного оркестра С.Творуна является одним из основных маршей ВСУ.
Источник
Запорожский марш — Zaporizhian March
Запорожский марш ( укр . Запорозький марш ) — выразительное украинское народное музыкальное искусство, которое сохранил и возродил бандурист Евгений Адамцевич . Марш стал более известным после того, как его расположение по Виктору Hutsal [ ик ] , который объединил марш с народной песней о Дорошенко и Сагайдачного ( Эй, на вершине горы те жнецы пожинают [ ик ] ).
СОДЕРЖАНИЕ
Подлинность
Принято считать, что автором знаменитого «Запорожского марша» является только роменский кобзарь Евгений Адамцевич , ученик Мусия Олексиенко . В частности, это подтверждается перепиской исследователя кобзарства О.Правдюка с бандуристом . В одном из писем к нему Евгений Адамцевич написал:
Теперь по поводу Запорожского марша.
В 1926 году я услышал мелодию; первая часть — от кобзаря Ивана Кирилловича Положая, вторая часть, основная , я сочинил и, объединив их вместе, дал название Запорожскому маршу.
К тому же Евгений Адамцевич впервые исполнил его публично — широкой публике марш стал известен в 1969 году благодаря выступлению слепого бандуриста. Впоследствии марш для оркестра было организован главным дирижером Государственного оркестра народных инструментов , Виктор Hutsal . Основная тема композиции состоит из синкопии и нисходящих мелодий, которые в технике народных бандуристов играли пальцами, скользящими по струнам, что впервые было использовано бандуристом Гнатом Хоткевичем в инструментальном сопровождении для своего сочинения народной песни о Байде («Поэма о Байде» ). Байда », 1912), которую он оркестровал в 1930 году.
Гипотезы относительно происхождения произведения
- По некоторым предположениям, это произведение было в репертуаре учителей Евгения Адамцевича. Павло Охрименко [ uk ] , уважаемый знаток творчества и наследия артиста, полагал, что марш был написан в соавторстве с Мусием Алексеенко, и что учение Студент подобрал у своего учителя первую часть марша и в дальнейшем продолжил создание мелодии. Об этом, в частности, свидетельствуют воспоминания детей М.Олексиенко.
- Кроме того , некоторые источники упоминают Прокоп Mormilya, уроженец талант из села Yaduty, Борзнянский район , Черниговская область , которого посетил Евгений Adamtsevych.
История
Сначала Евгений Адамцевич публично исполнил марш в 1969 году на концерте в Киевском оперном театре Тараса Шевченко .
Очевидцы так описали концерт:
В невероятном тяготении сердец к мелодии люди поднимались со своих мест. Под этим сводом разразился, но неслыханный, гром оваций.
Я с трудом могу выразить то, что произошло после первого спектакля «Казачьего марша». Скажу лишь, что старый Адамцевич трижды исполнял ее по просьбе публики. Так было нарушено соглашение не исполнять более двух произведений. И никто из кобзарцев не обвинил Адамцевича в том, что он трижды повторил свой спектакль. Хотя его музыка была бессловесной, но после внимательного прослушивания мелодии «Запорожский марш» ни один из исполнителей не стал настаивать на том, чтобы петь поверх программы.
Было ясно: только что произошло нечто экстраординарное. Над очарованным залом вспыхнул и погас чудесный момент, который повторять, удерживать никто не стал бы.
Евгений Адамцевич исполнил марш очень выразительно, энергично, вложив все свое мастерство и эмоциональную образность. Но в том, что он играл щипками, не хватало звучности. Дирижер Государственного оркестра Виктор Гуцал вспоминал:
Я понял, что это произведение должно звучать масштабно и величественно. Написание нового марша на основе старого стало для меня первоочередной задачей.
12 апреля 1970 года оркестр впервые исполнил ремейк марша. Художественный руководитель и дирижер Якив Орлов [ ук ] повторил произведение ou bis несколько раз. Таким образом, до 1974 года «Запорожский марш» исполнялся на всех концертах по несколько раз. Публика всегда приветствовала музыкантов стоя. Состав стал более известным после того, как она была включена в саундтрек к Borys Ивченко фильма « Пропавшая Грамота » (Исчезнувшая Document) в 1972 г. После проведения марша в Большом театре ( в Москве ), он стал интерес лидеров партии , которые обеспокоены очень высокая духовная атмосфера среди публики. Коммунисты внимательно изучили ноты, сверив их с песнями сечевых стрельцов . Хотя ничего не нашли, шествие запретили. При этом В. Гуцалу пришлось уйти в отставку и перейти в другую группу.
Источник
Последние ноты «Запорожского марша» в Крыму: история кобзаря Адамцевича
Мелодия «Запорожского марша» стала символом борьбы за независимость Украины в конце 80-х годов прошлого века. Под нее и ныне открывают сессии Верховной Рады, встречают поезда, устраивают военные парады. Она стала саундтреком культовых фильмов: «Пропавшая грамота» и «Огнем и мечом». Эту музыку хоть раз в жизни, но слышал, наверное, каждый украинец. Однако мало кто знает автора всемирно известного «Запорожского марша».
Кобзарь на уникальных кадрах 70-х годов прошлого века рассказывает, как родилась знаменитая мелодия.
«В 1926 году случайно слышал от одного кобзаря нечто подобное. Мелодийку такую, первой части вот этого марша. Я давай добавлять мажорную часть, затем обработал и с годами он становился все лучше и лучше. А потом он у меня уже встал на твердый, как говорится, путь. И так я его донес до сегодняшнего дня», – рассказал бандурист Евгений Адамцевич.
Слепой практически от рождения, кобзарь Евгений Адамцевич родился в начале 20 века в Полтавской области. Почти всю жизнь он прожил в городе Ромны, что в Сумской области. Зарабатывал пением на местном рынке, впрочем, сведений о его жизни осталось немного. Наибольшей славы Адамцевич достиг в конце 60-х, когда с участниками объединения кобзарей-бандуристов гастролировал по городам Украины. Тогда их выступления собирали крупнейшие концертные залы республики. Однако в 1972-м из-за проблем со здоровьем Адамцевич с женой переезжают в Крым, в село Холмовка, где жила их дочь. В том же году кобзаря не стало.
Сегодня потомков кобзаря удалось отыскать именно здесь. Наталье Лебедевой 63 года, она внучка Евгения Адамцевича. Женщина практически всю свою жизнь прожила в Холмовке и хорошо помнит период, когда дед переехал на полуостров.
«Он любил шутить. Веселый был. А вот бабушка всегда его провожала. Какой ни концерт – всегда с ним, всегда», – вспоминает внучка Евгения Адамцевича.
Лидия Адамцевич была поводырем и близким человеком кобзаря на протяжении всей жизни: и на заработках на роменском рынке, и на больших концертах в столице, и в последние дни жизни. Вместе они воспитали трех дочерей и дождались внуков. Семье Адамцевич устраивал персональные концерты.
«Запорожский марш» очень хорошо играл. Иногда, когда играл, я даже плакала… Когда его хоронили, много людей было», – говорит Наталья Лебедева о знаменитом деде.
Здесь, в Крыму, в селе Холмовка Адамцевича и похоронили. Наталья признается, что уже достаточно давно не была на могиле деда. Говорит, в селе о бандуристе уже забывают, особенно теперь, когда «Запорожский марш» не играет из радиоприемников, а местные власти не устраивают никаких мероприятий в память о кобзаре.
На культуру спроса нет
Сельский библиотекарь Антонина собственными усилиями создала угол Адамцевича в местной читальне. Здесь она сохраняет все вырезки из газет, статьи из интернета, а также фотографии с мероприятий, посвященных украинскому бандуристу. Их после аннексии практически не проводят.
«Раньше мы проводили ежегодно, теперь будем по юбилейным датам, скажем, раз в пять лет… Сейчас ведь нет такого большого спроса, как раньше был… Украинская культура остается украинской культурой. На концертах поем украинские песни. Вот был день села, и украинские номера звучали, живет это, продолжается. Конечно, не в таком масштабе, как когда мы были в составе Украины», – констатирует библиотекарь.
Памятник Евгению Адамцевичу планировали возвести в соседнем селе Красный Мак на территории местного этнографического музея. До аннексии он назывался «Рідне село», а теперь – «Славянская деревня».
«По определенным причинам, вы знаете каким, теперь нам этот памятник поставить не удастся. Вот таким образом. Уже и камень мы ездили отбирали, но политическая ситуация не в эту пользу», – вздыхает владелица этномузея Татьяна Попова.
В этом же селе, в местной школе, есть комната-музей Адамцевича. В 2010 году ученики снимали телепрограммы о бандуристе. Учителя давали им интервью в вышиванках.
«За короткое время он стал прекрасным бандуристом. Пел на первых порах шуточные песни бытового характера. А потом, когда он понял, что стал живой газетой, стал ходить из деревни в деревню, из города в город, с площади на площадь и рассказывал уже о каких-то политических событиях», – передавал знания детям учитель (2010 год) красномаковской школы Сергей Герасимов.
Сейчас на официальном сайте школы упоминаний об Адамцевиче нет. В соцсетях учебного заведения видео с любой украинской символикой тоже отсутствуют.
В конце своей жизни Евгений Адамцевич еще успел услышать свой марш в аранжировке государственного оркестра народных инструментов. Но так и не узнал, что советская власть запретила «Запорожский марш» из-за сходства с музыкой сечевых стрельцов. Не дождался и того момента, когда его творение стало звучать на митингах за независимость. А потом стало фактически вторым гимном и одним из символов Украины.
Источник