Заповеди блаженства все ноты

Заповеди блаженства все ноты

Новый Завет является Законом Иисуса Христа, выраженным Его учением, изложенным в Евангелии, проповеданным Апостолами в их Деяниях и Посланиях. Ветхозаветный закон предуготовил человека к восприятию благодати Евангелия. Новый Завет открывает верующим Царство Небесное, расширяя и углубляя в Заповедях блаженств десять ветхозаветных заповедей Моисея.

Блаженством можно назвать преисполненное высшей радости и любви неизречено счастливое состояние, когда дух человека, освятившись и возвысившись, свободно ликует и поет, не завися от всего, что могло бы ему помешать.

Путь к такому состоянию лежит в осознании и деятельном усвоении христианских добродетелей, делающих человека открытым к восприятию благодати Святого Духа: смирения (простодушие, нелюбовь похвал, познание тайны несения Креста), трезвения (внимание себе, память о вечной жизни), блаженного плача (ощущение своего недостоинстперва, упование на милость Божию), кротости (безгневие, душевная тишина, мужественность), нестяжания (довольство необходимым, забота о бедных, свобода духа), целомудрия (отвращение блудных дел, мыслей, хранение чувств, зрящая Бога чистота), воздержания.

Для мирского сознания, чуждого смирения и самоотвержения, Заповеди блаженств ( Мф. 5, 3-12 ) являются серьезным камнем преткновения, ведь тут названы счастливыми те, кто так или иначе несчастлив в проекции земного мiра: нищие духом, плачущии, жаждущии, гонимые… Однако именно в этих новозаветных заповедях раскрывается вся мудрость перспективы духовного роста личности: смирение в осознании и подлинной оценке себя, очистительный покаянный плач, сострадание к ближним, неосуждение, кротость, жажда истины, милосердие, чистота сердца, миролюбие, страдание за правду.

Читайте также:  Что общего гитары с пианино

Заповеди блаженств указывают на те духовные свойства, которые необходимы человеку для достижения Небесного Царства. Одновременно они являются плодами и признаками истинной жизни; в них и через них уже в земной жизни начинается предвкушение блаженства будущего века. Недаром Богослужебным уставом предписано при совершении празднования памяти того или иного преподобного Евангельское чтение ( Лк. 6, 17-23 ; Мф. 4, 25-28 ; Мф. 5,1-12 ) именно Заповедей блаженств в назидание того, что они, святые, в своей земной жизни опытно усвоили все эти добродетели.

«Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное» — нищие духом, то есть смиренные — это те, кто осознают свои немощи и грехи и свое полное бессилие в самостоятельной борьбе с ними без помощи Божией. Происходящее от этого сознания покаянное состояние души есть то, что называется нищетой духовной, верой и упованием не на свои силы, но на помощь Божию. Без смирения человек никогда не достигнет подлинного успеха в каком-либо виде деятельности.

«Блажени плачущии, яко тии утешатся» — подлинное осознание себя и своих грехов приводит к покаянному плачу, который омывает грехи и приносит утешение. Чем больше у человека света в душе, тем яснее видит он свои пятна, замечая малейшие оплошности.

«Блажени кротцыи, яко тии наследят землю» — нищие духом и оплакивающие свое недостоинство не осуждают других, не превозносятся, прощают обиды, они терпеливы, становятся кроткими. Таким людям легко жить, они свободно уживаются с окружающими. Подлинно, они — граждане будущего Горнего Иерусалима.

«Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся» — это те, которые, прежде всего, хотят, чтобы их жизнь имела смысл и была озарена Христовым Светом, чтобы их поступки согласовывались с Волей Божией. Они желают, чтобы справедливость царила вокруг, чтобы в семейных, общественных и государственных отношениях торжествовали гармония и красота евангельской правды. В редкие исторические периоды морального просветления человечество, всегда было обязано людям, алкавшим и жаждавшим правды.

«Блажени милостивии, яко тии помиловани будут» — любовь к ближним, преисполненная деятельного сострадания и участия, выраженного делами. Избавить ближнего от всего, что ему приносит зло, оказать ему помощь и благодеяние ради Бога и есть творение милости. Милостив тот, кто умеет прощать.

«Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят» — сердце есть центр, основа и последняя глубина личности, место встречи человека с Богом. В сердце совершаются все основные оценки, выбор и жизненные решения человека, им постигаются истина, музыка, красота. Безнравственный человек духовно слеп, его внутренний мiр пуст, и напротив, благочестивому, просвещающему очи сердца человеку Бог посылает Святого Духа ( Гал. 4, 6 ), в него вселяется Христос ( Еф. 3, 17 ). Господь будет судить людей по качеству их сердец, ибо Он «есть испытующий сердца и внутренности» ( Откр. 2, 23 ).

«Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся» — мир есть состояние духовного успокоения, радость человека о согласованности его дел с велениями Бога, это внутренняя тишина пребывания в Боге. Мир на земле является одним из Божественных замыслов Воплощения ( Лк. 2, 14 ); «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мiр дает, Я даю вам» ( Ин. 14, 27 ). Однако без мира и согласия с другими нельзя иметь мира и согласия в самом себе. Мир Божий завоевывается в сердце только через подвиг любви к ближнему, смирение и самоотвержение.

«Блажени изнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное» — вкусившие Божией правды жаждут её. Принявшие от Бога знание истины в течение земной жизни, подобно своему Учителю — Христу, претерпевают изгнание. За терпение, верность и мужественное стояние в правде Господь награждает их блаженством — вводит в Царство Небесное.

«Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех» — идти путем Христа есть высший подвиг человека. Приготовляя к блаженству своих последователей, Господь предупредил их о том, что их ждет на пути следования по Его стопам: «Если бы вы были от мiра, то мiр любил бы свое; а так как вы не от мiра, но Я избрал вас от мiра, потому ненавидит вас мiр» ( Ин. 15, 19 ). Причина ненависти в безнравственности и духовной слабости, служении страстям, запросам плоти. Отторжение веры происходит от привязанности к земному, тленному, в глубоком различии понимания задач, цели, смысла жизни, в зависти к тем, кто нашел в себе силы к духовному преображению. Те, кто мужественно перенесет испытания, удостоятся великой радости на Небе: «Вы пребыли со Мною в напастях Моих, и Я завещаю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство» ( Лк. 22, 28-29 ).

При пении Блаженств, согласно Уставу, положено читать (в более ранней традиции — петь), тропари канона из 3-й и 6-й песней (как наиболее подходящих по содержанию). Тропари канона в зависимости от праздника поются на 12, 10, 8, 6 или 4 стиха Блаженств.

Источник

Заповеди блаженства все ноты

Литургия. Антифоны. Ноты и песнопения

ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Антифон 1,2 Обиход, глас 1 (греческий)
2. Антифон 3. Блаженны. Обиход. Глас 1
3. Антифоны 1,2. Старинный распев
4. Антифоны 1,2. Старинный распев двухголосный
5. Антифон 3. Блаженны. Знаменный распев
6. Антифоны 1,2. Малый знаменный распев
7. Антифон 1,2 и Блаженны. Мотив Саровской пустыни
8. Антифоны 1,2 Покровского монастыря
9. Антифоны 1,2 и «Единородный сыне» малого знаменного распева
10. Блаженны, Киевское
11. Антифоны 1,2. и Блаженны Знаменный распев
12. Блаженны, древнего распева
13. Антифон 1,2 и Блаженны, Вологодская
14. Антифоны 1,2 и «Блаженны» На 8-й стихирный глас
15. Антифон 1, Дивеевский
16. Антифон 1,2, знаменный
17. Антифон 1,2_ Напев Оптиной Пустыни, гарм. Гончарова

18. Антифон 1,2 на мотив «Благословлю Господа»
19. Антифон 1, Соловьёв
20. Антифон 1,2 и Блаженны, подобен «Царице моя»
21. Блаженны, киевский распев, Гончаров
22. Блаженны, московский напев, Гончаров
23. Блаженны, лаврский напев
24. Блаженны, Лапаев
25. Блаженны, подобен «Небесных чинов»
26. Блаженны, обиходного гапева
27. Блаженны, Полтавская
28. Блаженны, гл.6, подобен «Тридневен»
29. Блаженны, Туманов
30. Блаженны 6 глас, сокращённый болгарский напев
31. Антифон 1, И. Флегменко
32. Архиеп. Никанор (Надеждин). Второй антифон «Хвали, душе моя, Господа»

Источник

Заповеди блаженства все ноты

Существует несколько видов вечерни в будние дни Великого поста. Не обсуждая сейчас особенности вечерни в среду и в пяток, когда на ней совершается литургия Преждеосвященных Даров (см. Лекцию 13), рассмотрим два типа вечерни для будних дней Великого поста. Первый тип — в неделю вечера, второй — в понедельник, вторник и четверг вечера (без Преждеосвященной литургии). Не разбирая подробно последование вечерни, рассмотрим ее отличительные особенности. На великопостной вечерне всегда читается 18 кафизма (если на утрени три кафизмы, то на вечерне всегда 18). На Господи, воззвах берутся тексты из Триоди и Минеи. Триоди выделяется особое место, она идет впереди и ни в коем случае ничем не вытесняется; будет ли в этот день память шестеричного святого, или двух малых святых, триодные стихиры не отменяются никогда.

После Свете Тихий возглашается прокимен, потом читается паримия, второй прокимен и вторая паримия. На вечерне в будние дни постоянно читаются паримии из двух книг — книги Бытия и книги Притчей Соломоновых.

Несколько слов о смысле ветхозаветных чтений в будние дни Великого поста. В великопостном богослужении избраны три разных типа ветхозаветных книг: историческая — книга Бытия, пророческая — книга Пророка Исайи (на шестом часе) и нравоучительная — книга Притчей Соломоновых. Это три разных типа библейских ветхозаветных чтений. Время Великого поста всегда было временем оглашения, временем подготовки ко Крещению, которое совершалось на Лазареву Субботу, на Пасху и на Пятидесятницу (недаром в эти дни поется Елицы по Христа крестистеся). Великий пост — это последний этап оглашения, и очень уместно читать в этот период важнейшие книги Священного Писания. Пророк Исайя — это ветхозаветный евангелист; ни в какой другой книге мы не найдем таких ярких, таких точных пророчеств о Христе. Книга Притч Соломоновых — хрестоматийная нравоучительная книга, довольно трудная для понимания.

Не только оглашенные, но и верные на время Великого поста погружаются во время ветхозаветное, время ожидания Мессии. Сквозное чтение ветхозаветных книг помогает нам еще раз прожить и представить себе обетование о Мессии, пророчество о Нем и ожидание Его.

В конце вечерни вместо обычных тропарей поются особые песнопения: «Богородице Дево…» «Крестителю Христов…» и еще некоторые песнопения из Часослова, особым великопостным напевом. Затем следует окончание с чтением молитвы Ефрема Сирина.

Источник

Заповеди блаженства все ноты

Церковные хоры. Часть II: Песнопения Божественной Литургии/Сост. А. В. Касторский. Изд. 3-е. СПб., 1914.

Ектения великая или мирная
«Благослови, душе моя, Господа. » Греческого роспева
«Единородный Сыне. » Обычного напева
Блаженны. Греческого роспева
«Приидите поклонимся. » Обычного напева
«Господи, спаси благочестивыя. »
«Елицы во Христа крестистеся. » Обычного напева
Прокимны воскресные. Знаменного роспева
Прокимны из служб бесплотным, святым и об усопших
Перед чтением Евангелия
Херувимская песнь №1. Из церковного обихода (ми минор)
Херувимская песнь №2. (ре минор)
Херувимская песнь №3. Старинного роспева (фа минор)
Херувимская песнь №4. Д. С. Бортнянского (фа мажор)
Херувимская песнь №5. Греческого роспева (фа мажор)
Херувимская песнь №6. «Софрониевская» (ре минор)
Херувимская песнь №7. Обиходная мелодия (ми минор)
Херувимская песнь №8. Болгарского напева (ми минор)
Херувимская песнь №9. «Симоновская» (ре мажор)
«Отца и Сына. », Символ веры
«Милость мира. » №1. Киевского роспева
«Милость мира. » №2. Иного роспева
«Милость мира. » №3. (фа мажор)
«Милость мира. » №4. «Феофановское»
«Милость мира. » №5. «Симоновское»
«Милость мира. » №6. Иеромонаха Виктора
«Милость мира. » №7. Сербская мелодия
«Милость мира. » №8. (соль мажор)
«Милость мира. » №9. На Литургии свт. Василия Великого
«О тебе радуется. » Греческого роспева
«Достойно есть. » Киевского роспева
«Достойно есть. » Греческого роспева
«Достойно есть. » Сербская мелодия
«Отче наш. »
«Един Свят. »
«Отче наш. » №2
«Хвалите Господа с небес. »
«Благословен грядый. »
«Тело Христово приимите. »
«Видехом Свет истинный. »
«Да исполнятся уста наша. »
Отпуст Литургии
«Не имамы иныя помощи. »
«Пречистому Твоему образу. »
«Не ввери мя. »
«Моление теплое. »
«В память вечную. »
«Исхити мя, Владычице. »
«Совет превечный. »
«В молитвах неусыпающую Богородицу. » Киевского напева
«Под Твою милость. »
«Заступнице усердная. »
«Дивное имя Твое, Иисусе. »
«Радуйтеся праведнии о Господе. »
«Молитву пролию ко Господу. »
«Блаженни, яже избрал. »
«Вышшую небес. »

Источник

Антифоны: символика и структура. Блаженны

Содержание и символика изобразительных антифонов

«Изобразительные» 102 и 145 псалмы представляют собою выходящее из глубины души восторженно-радостное прославление и благодарение Бога за Его милосердие, сказывающееся особенно в отношении грехов и помощи несчастным. Во время пения антифонов священник находится в алтаре и читает так называемые тайные священнические молитвы.

Раньше тайные молитвы читались вслух – никакой тайны в них нет; все дело в их непостижимости и величии. Однако, начиная с VI века, их тихо читают в алтаре, в чем проявляется некое внешнее разделение на тех, кто священнодействует у Престола, и тех, кто священнодействует как народ Божий. По мнению многих богословов, сила священнодействия таким образом ослабляется. К сожалению, сейчас мы пожинаем плоды этой редукции, потому что в сознании многих людей лишь священник совершает Литургию, лишь он молится, а все остальные только присутствуют при этом. На самом деле это не так – все молитвы во время Божественной литургии возносятся от лица всех собравшихся в храме. Каждому из нас следует знать и понимать их. Антифоны и ектеньи не заменяют священнические молитвы, но являются их продолжением.

После того как первый и второй антифоны «изобразили» Царство Божие с ветхозаветной точки зрения, третий антифон даёт новозаветную картину этого Царства, начиная её молитвою благоразумного разбойника о принятии нас в него: «Во царствии Твоем помяни нас, Господи». Прежде всего, звучащие заповеди блаженства рисуют нам образ Самого Господа Иисуса Христа, в Его земной жизни до явления народу, проведённой в неизвестности Назарета. Эти блаженны изображают ступени человеческого восхождения к Богу по лествице добродетелей на основании слов Самого Христа в Его нагорной проповеди (Мф. 5:1–12; Лк. 6:20–26). Пред мысленным взором слушающих пение одно за другим проходят состояния возвышения к Богу, каковы: нищета духа, плач о грехах, кротость, алчба и жажда оправдания, милосердие, чистота сердца, миротворение среди ближних, терпение гонений и поношений за исповедание Христова имени.

В конце пения блаженн совершается вход с Евангелием, так называемый малый вход, знаменующий, по общему мнению толкователей, Крещение и начало проповеди Спасителя, а также «вход святых» в Царство Небесное. Верующие приглашаются припасть и поклониться Христу и воззвать к Нему о личном спасении. При малом входе несут свечу, за нею Евангелие, и дальше идет священник. Свеча обозначает Предтечу Господа – Иоанна, Евангелие – Самого Иисуса Христа.

В классических византийских литургических комментариях приводятся следующие символические интерпретации малого входа. Прп. Максим Исповедник усматривает в нем указание на Боговоплощение и шире на всё Домостроительство совершенного Христом спасения, а также на обращение людей от греха к праведности. В «Церковной истории» св. Германа I Константинопольского (VIII в.) малый вход объясняется как знак пришествия в мир Сына Божия в Боговоплощении. Николай и Феодор Андидские видят в малом входе символ Крещения Господня; св. Николай Кавасила – указание на явление Христа; блж. Симеон Солунский понимает малый вход как знак участия ангелов в служении Христа и в совершении Литургии, а также видит в этом символ Воскресения Господа.

Праздник Всех Святых. Малый вход на блаженнах. Скит Всех Святых.

«Блаженны»

Под «Блаженнами» (греч. μακαρισμοί) разумеются: во-первых, евангельские стихи о блаженстве (Мф. 5:3-12), обещанном от Господа за разные добродетели; во-вторых, особые песнопения (тропари), которые поются на Литургии за стихами о блаженстве. В этом последнем значении слово «Блаженны» чаще всего и употребляется в Типиконе и других богослужебных книгах. Тропари, читаемые или поемые со стихами о блаженстве, служат подтверждением, примером, свидетельством того, как добродетели приводят людей к блаженству и уясняют силу заслуг Христовых.

Виды тропарей на блаженнах

Существующие циклы тропарей на блаженнах можно разделить на три категории: воскресные, будничные и праздничные. Самые древние – циклы воскресных тропарей на блаженнах (известны уже по греческим рукописям IX в.); вместе с написанными позднее циклами будничных тропарей (их происхождение связывают с деятельностью константинопольских песнотворцев прп. Иосифа Песнописца, прп. Феофана Начертанного) они относятся к песнопениям седмичного круга богослужения и помещаются в Октоихе в конце последования на каждый день. В используемом ныне в Православной Церкви Октоихе для служб недель (воскресений) приведены по 8, для остальных дней седмицы – по 6 тропарей на блаженнах.

Праздничные тропари на блаженнах посвящены различным памятям церковного года (подвижного и неподвижного богослужебных кругов). Эта категория тропарей на блаженнах была распространена меньше, чем первые две; особые праздничные тропари на блаженнах встречаются только в некоторых рукописях (Минеях и Триодях). С XIV в., после повсеместного перехода на Иерусалимский устав (который знает только тропари на блаженнах Октоиха, а для праздников годовых кругов использует отдельные песни утренних канонов), жанр праздничных тропарей на блаженнах исчезает из литургических книг. В используемой ныне в Православной Церкви Цветной Триоди такие песнопения находятся в конце последования недели (т.е. воскресения), по 4 тропаря на блаженнах, но в Минее и Постной Триоди нет таковых. Однако некоторые последования все же имеют специальные тропари на блаженнах – например, службы «Всех святых, в земле Российской просиявших», «Мч. Иулиана Египетского» (в Минее Московского Патриархата опубликована 2-й под 21 июня).

Из Минеи и Триодей поются на блаженны праздничные тропари песней канона, положенного на утрени, именно 3 и 6 песни или иные, которые Типикон нередко назначает для пения или взамен блаженн Октоиха, или совместно с ними. Такие песни в каноне выбраны, должно быть, в соответствии с нумерацией 3 и 6 часов, с которыми совершается Литургия. Эти времена дня особенно священны совершившимися в них таинствами смотрения: третий – сошествием Святого Духа на апостолов; шестой – пожрением (распятием) самого Спасителя на кресте. Если вникнуть в содержание песней канона, то мы увидим, что 3-я и 6-я песни (или их отдельные тропари) изображают скорбящих и потом получивших утешение и радость, подобно тому, как обещано в стихах библейских песней. Третья песнь канона имеет образцом песнь Анны: «Утвердися сердце мое во Господе». Шестая песнь имеет образцом песнь св. пророка Ионы: «Возопих в скорби моей ко Господу».

Структура циклов тропарей на блаженнах

Тропари на блаженнах относятся к сложным жанрам церковной гимнографии и состоят из множества небольших песнопений. Группы тропарей на блаженнах имеют структуру, сходную со структурой канона.

1-й тропарь обычно не связан по смыслу с воспоминанием дня или праздника и играет ту же роль, что и ирмос в каноне. В рукописях он регулярно обозначается как ирмос (в отличие от современных печатных литургических книг). Один и тот же ирмос может использоваться в разных группах тропарей на блаженнах. 1-й тропарь воскресных тропарей Октоиха на блаженнах используется как ирмос тропарей на блаженнах в будние дни седмицы соответствующего гласа. 1-й тропарь на блаженнах утрени Великой пятницы – это воскресный ирмос тропарей на блаженнах 4-го гласа. Существуют, однако, и исключения из этого правила: уникальны ирмосы тропарей на блаженнах в четверг Великого канона, в последованиях погребения мирского, монашеского и священнического и др.

После ирмоса следуют тропари, посвященные воспоминанию дня или праздника: воскресны, мученичны, мертвены, тропари в честь ангелов, святых и т. д. В этих тропарях раскрывается смысл праздника или воспоминания данного богослужебного дня. В конце цикла обычно приводятся троичен и богородичен. Троичен иногда отсутствует. Троичны – так же как и ирмосы на блаженнах – часто одни и те же для нескольких циклов. В древних славянских рукописях Октоиха троичен воскресных тропарей повторялся и в будние дни. В более поздних Октоихах появились разные троичны на каждый день; в современном печатном Октоихе остались некоторые следы древнего употребления воскресного троична во всю седмицу: воскресный троичен 1-го гласа поется также в понедельник и субботу, воскресный троичен 4-го гласа – во вторник, воскресный троичен 6-го гласа – в субботу.

Пение тропарей на блаженнах на Литургии

По Иерусалимскому уставу, принятому в настоящее время в Православной Церкви, изобразительные антифоны на Литургии, когда они положены, поются с тропарями на блаженнах.

1-м на блаженнах всегда поется или 1-й тропарь Октоиха, утративший в современных книгах название «ирмос», или ирмос Минеи или Триоди. Если на блаженнах поются вместе несколько (2 или 3) циклов тропарей, то все, кроме 1-го, должны петься без ирмоса, аналогично порядку пения песней канона вседневной утрени.

В неделю (воскресенье), если на нее падает память святого без праздничного знака (у которых обычно не бывает блаженн), на блаженнах поются тропари Октоиха на 8. Если же день имеет шестеричный знак и выше, на блаженнах поется 10 тропарей – к тропарям Октоиха (которые тогда поются на 6) прибавляется 3-я (иногда 6-я) песнь утреннего канона праздника или памяти святого (на 4). Если же память празднуемого святого в неделю приходится на попразднство двунадесятого праздника, то тропари на блаженнах поются на 12: 4 Октоиха, 4 праздника и 4 святого; этот порядок соблюдается всегда, когда на блаженнах надо спеть 3 цикла тропарей.

В седмичные дни при знаке шестеричной службы на блаженнах поются 4 тропаря Октоиха и 4 Минеи из 3-й песни канона (иногда 6-й) на 4. Несколько святых с шестеричным знаком (6 сент., 16 янв., 20 июля) имеют и 3-ю, и 6-ю песни на блаженнах (блаженны Октоиха тогда отменяются совсем). В дни со славословием и выше положено петь песни 3-ю и 6-ю на блаженнах. Если святой или праздник имеет 2 канона на утрене, тогда 3-я песнь берется из 1-го, а 6-я – из 2-го канона.

В субботу, если служба святому не имеет праздничного знака, на блаженнах поются 6 тропарей Октоиха; если есть тропари на блаженнах, устав их пения тот же, что и в седмичные дни, только тропари святого поются прежде тропарей Октоиха (если последние вовсе не отменяются). В дни памяти святых, имеющих шестеричную службу, когда сначала на блаженнах поется песнь канона Минеи с ирмосом, а затем – тропари Октоиха, причем 1-й тропарь Октоиха (т. е. ирмос тропарей на блаженнах) опускается, по аналогии с каноном. Это правило прямо указано в московском старопечатном Типиконе 1641 г. под 7 сентября.

В попразднства двунадесятых праздников, большинства недель периода Пятидесятницы и праздника Преполовения на блаженнах тропари Октоиха отменяются и вместо них поются т. н. рядовые песни на блаженнах – песни праздничного канона (или 2 канонов) по очереди, начиная с 1-й. Распределение песен праздничного канона по дням попразднства подчинено определенным закономерностям. Если попразднство с отданием охватывает 8 дней, что достаточно для пропевания всех песен праздничного канона, тогда песни канонов поются все подряд – с 1-й по 9-ю, по одной в день. 8-дневное попразднство имеют Богоявление, Вознесение и Успение. Попразднство других праздников короче: Воздвижение – 7 дней, Рождество Христово, Пятидесятница, Преображение – 6 дней, Рождество Богородицы, Введение во храм – 4 дня. Сретение Господне может иметь разное количество дней попразднства (от 0 до 7 – это связано с тем, что праздник зависит от подвижного годового круга). Если дней не хватает, в первую очередь пропускаются песни, уже пропетые в день праздника или в 1-й день попразднства (у попразднств Рождества Богородицы и Введения). Для пропевания всех песней праздничного канона в случае недостатка дней песни соединяются друг с другом (например, 4-я с 5-й, 5-я с 6-й, 7-я с 8-й). В Типиконе избегаются соединения песней, разделенных на утрене ектениями (т. е. песни 3-я с 4-й и 6-я с 7-й никогда не соединяются), а также любых песней с 1-й и 9-й. Чаще всего объединяются 7-я и 8-я песни (видимо, потому, что соответствующие библейские песни тесно связаны друг с другом). Если же дней все равно не хватает для пропевания всех песен праздничного канона, то в первую очередь поются песни 3-я и 6-я, если они еще не спеты, а если спеты – то 9-я. В день отдания праздника обычно поется 9-я песнь. Рядовые песни попразднства на блаженнах поются на 6, с ирмосом. Если праздник имеет 2 канона, на блаженнах должны петься оба, при этом все равно на 6. Когда к тропарям рядовой песни на блаженнах прибавляются тропари празднуемого святого, тогда всего на блаженнах поются 8 тропарей: 4 праздника (только одного из канонов) и 4 святого. В недели при празднуемом святом в попразднство на блаженнах поются 12 тропарей.

В воскресные дни периода Пятидесятницы (кроме 1, 5, 7 и 8-й) тропари на блаженнах поются не на 10, а на 8 (воскресные на 4 и Триоди (из канона) на 4). Здесь современная русская практика сближается с современной греческой, по которой во весь год и в воскресные дни, и в будни при наличии на блаженнах песни из канона тропари Октоиха поются на 4 и песнь канона Минеи или Триоди на 4. В первопечатном московском Типиконе, наоборот, тропари Октоиха указано петь на 6 (и в будни), а песнь канона – на 4.

Поются блаженны особым напевом чередного гласа, близким к тропарному и канонному.

Современная практика

Для некоторых праздников – Рождества, Введения и Успения Пресвятой Богородицы, Благовещения и Сретения, а также для Обрезания Господня и недель Православия и Крестопоклонной – в Константинопольском Патриархате были составлены особые праздничные антифоны, тогда как в Русской Церкви в эти праздники продолжают петься изобразительные псалмы и блаженны. Также, действующий в греческом мире Типикон Г. Виолакиса впервые предписал пение пасхальных антифонов ежедневно до отдания Пасхи. Однако в Валаамском монастыре в данном вопросе придерживаются греческой традиции, пропевая на двунадесятые праздники особые праздничные антифоны.

Типикон Великой Церкви 1888 г. (составленный протопсалтом Георгием Виолакисом), который действует и поныне, полагает петь изобразительные лишь в воскресные дни, с восемью тропарями на блаженнах. Тропари берутся из Октоиха, или из Октоиха и Минеи, если в воскресенье случится предпразднство или попразднство двунадесятых праздников или память великого святого. На Литургиях седмичных дней Типикон Г. Виолакиса предусматривает в качестве антифонов избранные стихи псалмов 91, 92 и 94, с припевами: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас» к первому антифону, «Молитвами святых Твоих, спаси нас, Господи» ко второму и «Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен сый, поющия Ти: Аллилуиа» к третьему. Эти антифоны и припевы являются традиционными для константинопольского богослужения. Стоит заметить, что в Валаамском монастыре чаще всего в воскресения придерживаются указаний греческого типикона, т.е. блаженны поются на 8 независимо от знака праздника.

В приходской богослужебной практике изобразительные антифоны нередко вытесняют вседневные антифоны; данная практика получила распространение в Русской Церкви уже в XVIII в. Есть свидетельства о том, что в XIX в. на ранней Литургии (которая воспринималась как менее праздничная по сравнению с поздней) могли исполняться вседневные антифоны, а на поздней – изобразительные антифоны. Сейчас в Валаамском монастыре, когда служатся ранняя и поздняя Литургии, поступают именно так.

В современной русской традиции пение тропарей на блаженнах очень часто заменяется чтением (или тропари вообще опускаются), а поются одни блаженны (стихи).

Нигде в Литургии нет такого стечения специально-праздничных песней, какое представляют собою блаженны. Можно сказать, это самая праздничная часть Литургии. Поэтому иногда устав отменяет и антифоны двунадесятых Господских праздников для сохранения блаженн. К сожалению, обычно тропари на блаженнах опускаются. И это происходит на Литургии, службе такой краткой и настолько священной, что здесь менее, чем где-либо, позволительны пропуски. Опущение тропарей на блаженнах сводит праздничную Литургию на степень будничной, разоряет праздник. Ещё более делает это – чтение тропарей вместо пения.

Список использованных источников:

1. Скабалланович, М. Н. Толковый типикон [Текст] : объяснительное изложение Типикона с историческим введением / составил проф. Киевской духовной академии Михаил Скабалланович. – 4-е изд. – М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2016. – 814, [1] с.

2. Никольский, К. Т. (1824-1910). Пособие к изучению Устава Богослужения Православной Церкви / протоиерей К. Т. Никольский. – [Репр. изд.]. – Москва : Изд. Совет Рус. Православной Церкви, 2008. – 901, [1] с .

3. Дмитревский, И. И. (1754-между 1822 и 1828). Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии : основано на Священном Писании, Правилах Вселенских и Поместных соборов и на Писании Св. Отцов Церкви / [И. Дмитриевский], сост. Иваном Дмитриевским. – Москва : О-во сохранения лит. наследия, 2009. – XLII, 418, [3] с.

4. Никодим (Милаш Николай Трифонович; еп. Далматинский; 1845-1915). Правила православной церкви с толкованиями Никодима епископа Далматинско-Истрийского : Пер. с серб. Т. 1-2. – [Репр. Изд.]. – М. : Отчий дом, 2001. – Т. 1. – 649, [3] с.

5. Печатнов, В. В. Божественная литургия в России и Греции : сравнительное изучение современного чина / В. В. Печатнов ; под общей ред. доктора богословия, проф. Панайота И. Скальциса. – М. : Паломник, 2008. – 362, [3] с.

6. Уминский, А. Божественная литургия [Текст] : объяснение смысла, значения, содержания / протоиерей Алексей Уминский. – М. : Никея, 2018. – 158, [1] с.

7. Вениамин (Федченков Иван Афанасьевич; митр. Саратовский и Вольский; 1880-1961). Беседы о Литургии / митрополит Вениамин (Федченков). – М. : Правило веры, 2007. – 77, [2] с.

8. Коляда, Е. И. Антифон / Е. И. Коляда, С. И. Никитин, М. С. Желтов, С. Н. Лебедев, Н. И. Ефимова // Православная энциклопедия. – 2009. – Т. 2. – С. 554-560.

9. Лукашевич, А. А. Блаженны / А. А. Лукашевич, А. А. Турилов, З. М. Гусейнова // Православная энциклопедия. – 2009. – Т. 5. – С. 347-352.

Источник

Оцените статью