Запричастные концерты для смешанного хора ноты
Во время причащения необходимо петь причастный стих (киноник). Причем кинониками являются все тексты после «Единъ Святъ», заканчивающиеся пением «Аллилуія» перед «Видехомъ свѣтъ истинныи». Таким образом причащение священнослужителей и мирян является единым целым, одной частью литургии, а не двумя, и никаких «евхаристических пауз» не возникает.
Надо сказать, что ежедневное пение во время причащения мирян пасхального причастна «Тѣло Христово», судя по всему, относительно недавнее нововведение. То есть по логике во время причащения и священнослужителей, и мирян поется один причастен, заканчивающийся пением «Аллилуія». В любом случае «Аллилуія» надо петь после того, как все причастятся. Практика пения «Аллилуія» после причастна, перед причащением мирян допустима, когда из мирян никто не причащается. Но, например, в одном нашем храме священник даже и в этом случае показывает Чашу народу, возглашая «Со страхомъ Божіимъ», тогда мы поем «Благословенъ Грядыи» (причастен Входа Господня, тоже неизвестно как сюда попал) и «Аллилуія».
Конечно, бесчинием является совершение исповеди единственным священником после Отче нашъ. Священник не имеет права отлучаться от Престола со Святыми Дарами на нем. Священноначалие постоянно указывает, что необходимо вести разъяснительную работу с прихожанами и находить более подходящее время для исповеди. Нелепо, когда «евхаристическая пауза» длится несколько часов, дольше, чем сама служба. При этом народ изнывает, дети кричат, чтецы и певцы изнемогают, а священники принимают исповедь в поте лица.
В знаменном роспеве причастны есть в пространном (причем предусмотрено повторение мелодии без повторения слов) и в кратком изложении. К тому же по древним уставам допустимо пение даже трех причастнов. Так что как правило у нас не возникает необходимости повторять или петь что-то другое. Но если все же священник сильно задерживается, то поем псалмы. Исторически в качестве причастнов использовались псалмы целиком (например, отсюда 33 псалом в чине изобразительных, литургии и вечерни). Можно спеть псалмы, опущенные или сокращенные на вечерне и утрени, «избранный псалом» (стихи, которые на утрене с величанием поются) или иные псалмы, подходящие к празднуемому событию (например, те, из которых взяты в службу дня стихи на стиховне, для прокимнов, аллилуиариев и киноников). Псалтырь издревле составляет основу богослужебного последования, христиане всегда использовали псалмы в практике непрестанной молитвы. Видимо, потому и во время причащения Устав назначает петь именно псаломские стихи. Псалмы подготавливают к таинству и тем, что располагают душу к покаянию, и тем, что подвигают нас хвалить и благодарить Бога («евхаристия», благодарение — суть таинства, вспомните воскресно-праздничный причастен «Хвалите Господа»).
Чтение в рассматриваемое время последования ко причащению, вероятно, допустимо, но как-то странно, ведь предполагается, что все причастники подготовились заранее. Пение стихир, тропарей и прочих песнопений дня или просто избранных уже представляет собой именно концерт. Задача концерта не подготовить к причащению, не расположить к молитве, а развлечь. Пение колядок, псальм (не путать с псалмами) и других мирских песен, а также неканоничных текстов (вроде Αγνη Παρθενε) в православном храме неуместно. По недоразумению некоторые приходы переняли этот обычай от католиков и протестантов, для которых давно уже храм превратился в концертный зал.
В любом случае, дорогие, необходимо помнить, что Причащение — это главное в богослужении, ради чего мы все и собираемся.
Источник
Запричастные концерты для смешанного хора ноты
3 ектении» — третья по счету ектения — неизвестно название.
Файл «О Всепетая Мати» Архангельского — кто-то перекладывал для женского хора.
Файл «Видя разбойник» — не знаю,строчное или знаменное.В вк-документах нашла подобные ноты,только для женского хора (тоже найдете в архиве)
Файл «Византийское Хвалите» — наверняка издавали.Это песнопение исполняли сестры Толгского монастыря. Аудиозапись нашлась.
Файл «Во пророцех» Зиновьева — может понадобится. Сфотографировала на всякий случай
Файл «Вскую мя отринул еси» Чеснокова — рисовала выпускница от руки.Вообще у нас учителя в Регентской любили давать партитуры на 4 строчках и нам приходилось переписывать на 2. А так как никто не умел из нас набирать — рисовали по старинке.
Файл «Ныне отпущаеши» свящ.Головко — никогда не пели,нашла в регентских папках.Для смешанного хора,увы — так и не нашла.
Файл «Блажен муж» Горненское — никогда не слышала о нем и решила тоже взять с собой.
Файл «Доколе Господи» — потом узнала,что это Извеков.Пела на 1 курсе. Тоже чье-то переложение.
Файл «Молитва Божией Матери напева Казанского м-ря г.Данилов» — в интернете таких нот не нашла.
Файл «Предстательство христиан непостыдное» — не знаю,из какого сборника.
Файл «Утверди Боже» — автора узнала потом и тоже кто-то рисовал. У нас был певчий диакон и любил его солировать.
Файл «Сподоби,Господи» — почему-то напев мне лично кажется смутно знакомым,но может он так и называется «напев Александровского монастыря»
Файл «Блажен муж» Рижская — это ноты из библиотеки Толгского монастыря,ихний нотный почерк.Такие ноты у нас часто встречались.Наша заведующая жила 20 лет на Толге и была регентом хора сестер.Наверняка привезла их нам оттуда.
Файл «Стихира после Евангелия» Ледковского — это песнопение была исполнено 3 года назад в Регентской ТСЛ.
Источник
Запричастные концерты для смешанного хора ноты
Название праздника отражает суть события — это Вознесение на Небо Господа Иисуса Христа, завершение Его земного служения. Это событие празднуется всегда в 40-й день после Пасхи, в четверг 6-й недели по Пасхе.
Число 40 — не случайное, а несущее смысл. Во всей Священной истории это было время окончания великих подвигов. По закону Моисееву в 40-й день младенцы должны были приноситься родителями в храм, к Господу. И теперь в сороковой день после Воскресения, как бы после нового рождения, Иисус Христос должен был войти в небесный храм Своего Отца, как Спаситель человечества.
Победив смерть, это страшное последствие греха, и дав тем самым возможность воскреснуть в славе, Господь вознес в Своем Лице человеческую природу, включая тело человека. Тем самым, Господь открыл каждому человеку возможность во всеобщем Воскресении вознестись в высшую обитель света к самому Престолу Всевышнего. О событии Вознесения рассказывают нам евангелисты Марк и Лука, особенно подробно можно прочесть об этом в книге Деяний Святых Апостолов в 1 главе.
Источник
Запричастные концерты для смешанного хора ноты
Существует несколько видов вечерни в будние дни Великого поста. Не обсуждая сейчас особенности вечерни в среду и в пяток, когда на ней совершается литургия Преждеосвященных Даров (см. Лекцию 13), рассмотрим два типа вечерни для будних дней Великого поста. Первый тип — в неделю вечера, второй — в понедельник, вторник и четверг вечера (без Преждеосвященной литургии). Не разбирая подробно последование вечерни, рассмотрим ее отличительные особенности. На великопостной вечерне всегда читается 18 кафизма (если на утрени три кафизмы, то на вечерне всегда 18). На Господи, воззвах берутся тексты из Триоди и Минеи. Триоди выделяется особое место, она идет впереди и ни в коем случае ничем не вытесняется; будет ли в этот день память шестеричного святого, или двух малых святых, триодные стихиры не отменяются никогда.
После Свете Тихий возглашается прокимен, потом читается паримия, второй прокимен и вторая паримия. На вечерне в будние дни постоянно читаются паримии из двух книг — книги Бытия и книги Притчей Соломоновых.
Несколько слов о смысле ветхозаветных чтений в будние дни Великого поста. В великопостном богослужении избраны три разных типа ветхозаветных книг: историческая — книга Бытия, пророческая — книга Пророка Исайи (на шестом часе) и нравоучительная — книга Притчей Соломоновых. Это три разных типа библейских ветхозаветных чтений. Время Великого поста всегда было временем оглашения, временем подготовки ко Крещению, которое совершалось на Лазареву Субботу, на Пасху и на Пятидесятницу (недаром в эти дни поется Елицы по Христа крестистеся). Великий пост — это последний этап оглашения, и очень уместно читать в этот период важнейшие книги Священного Писания. Пророк Исайя — это ветхозаветный евангелист; ни в какой другой книге мы не найдем таких ярких, таких точных пророчеств о Христе. Книга Притч Соломоновых — хрестоматийная нравоучительная книга, довольно трудная для понимания.
Не только оглашенные, но и верные на время Великого поста погружаются во время ветхозаветное, время ожидания Мессии. Сквозное чтение ветхозаветных книг помогает нам еще раз прожить и представить себе обетование о Мессии, пророчество о Нем и ожидание Его.
В конце вечерни вместо обычных тропарей поются особые песнопения: «Богородице Дево…» «Крестителю Христов…» и еще некоторые песнопения из Часослова, особым великопостным напевом. Затем следует окончание с чтением молитвы Ефрема Сирина.
Источник