Защитники страны мы родине верны детская ноты

ПЕСНИ МАЛЕНЬКИХ ЗВЕРЯТ

Ноты детских песен, видео танцев

Мы защитники

Песня «Мы защитники»
Музыка Н. Лукониной. Слова Л. Чадовой.
Для детей 6-7 лет.

1. Подрастем совсем немного,
Сил сумеем накопить,
Чтобы в Армии Российской
Честно людям послужить!

Припев:
Нам лет пока немного,
Но время-то идет.
Защитник и мужчина
В мальчишке подрастет!

2. Старший брат отлично служит,
Пишет письма он домой.
Скоро станет он сержантом,
Хоть пока и рядовой!

3. Фотографию я брата
Всем ребятам покажу.
Я, ребята, дружбой с братом
Очень-очень дорожу!

Скачать бесплатно ноты детской песни «Мы защитники» в полном размере:

Источник

Песня А.Берлякова «Защитники страны»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Слова к минусовой фонограмме песни «Защитники страны»

Скачать:

Вложение Размер
Песня А.Берлякова «Защитники страны» 9.42 КБ

Предварительный просмотр:

И бой морской ведём

Мы каждый день мечтаем.

Что в армию пойдём

Припев: Защитники страны,

Вы Родине верны!

Умны вы и отважны

Бесстрашны и сильны!

2. Пока мы дошколята,

Но скоро подрастём

И защищать Россию

На смену мы пойдём

Хотим ещё сказать?

«Вам от души желаем

Ни с кем не воевать!»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гимн первоклассников. Авторский текст на музыку песни Игоря Николаева «Маленькая страна»Автор- разработчик: Т.П. Масленцева, воспитатель первой младшей группы, руководитель клуба «Моя семья» МБДОУ ЦРР.

Предлагаю сценарий веселого путешествия по песням детского композитора В. Я. Шаинского. Праздник можно провести в летний оздоровительный период. Он подходит для детей любого возраста. Песн.

Конспект НОД в старшей группе «Главная песня страны». Программные задачи: Воспитывать любовь к родной Отчизне, чувство гордости за свою страну Россию. Познакомить детей .

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ СВОЕЙ СЕМЬИ И СТРАНЫ ЧЕРЕЗ ПЕСНИ ВОЕННЫХ ЛЕТ.

Гимн детского сада ( на песню Н.Королевой – маленькая страна).

Гимн детского сада ( на песню Шоу-группы Улыбка — Волшебная Страна).

В картотеке собраны песни для детей по темам: ПЕСНИ О КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКАХ, ПЕСНИ О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ, ПЕСНИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ, КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ, ПЕСНИ-ИГРЫ.

Источник

Скорая помощь: Ищу! Прошу! Помогите!

Эта тема открыта для срочной помощи музруков друг другу. Все неинформативные посты будут удаляться. Только — просьба и помощь того, кто откликается. Особенно пустыми считаются посты типа: и мне, и мне тоже. Если вам необходимо то, что предлагается- просите в личке у автора. Думаю, он не откажет. Спасибки и благодарности тоже будут убираться. Короче, в названии все сказано!
Вперед, музруки! Уверена, вам пригодится эта тема. :wink::ok:

Здравствуй, Дедушка Мороз.

1. Ты пришел к нам в гости Дед Мороз, Дед Мороз, Дед Мороз.
Шёл ты мимо сосен и берез, и берез, и берез.
П-В:Ах, какая длинная борода, мы такой не видели никогда.
2. Попляши у ёлки, попляши, попляши, попляши.
Покажи подарки, покажи, покажи, покажи.
П-В: Шарики, фонарики и флажки.
И на нашей ёлочке огоньки.

Вообще-то эта песня идет по средней группе, то есть напечатана в сборнике «Музыка в детском саду» средняя группа. Я все время брала ее для детей старшей группы, усложняла таким образом:
Поют, стоя вокруг елки:
Ты пришел к нам в гости Дед Мороз( два хлопка), Дед Мороз (два хлопка), Дед Мороз ( два хлопка).
Шел ты мимо сосен и берез (два хлопка), и берез (два хлопка), и берез (два хлопка)
П-В: («показывают бороду») Ах, какая длинная борода!
(отрицательно показывают- указательный палец выпрямлен, а пальчики собраны в кулак, двигают рукой вправо-влево, а левой рукой поддерживают локоток правой руки) Мы такой не видели никогда!
2 куплет аналогично первому, т.е там же хлопки.
П-В: (показывают фонарики руками)Шарики, фонарики и флажки.
(опускают руки вниз, вращая кистями) И на нашей елочку огоньки.
ПЫТАЛАСЬ ОПИСАТЬ- НЕ ЗНАЮ, ДОХОДЧИВО ЛИ ИЗЛОЖИЛА.

А ещё я читала в «Дошкольной газете» продолжение слов:

1. По сугробам дед Мороз шагал, да шагал, да шагал,
И ни разу дедушка не упал, не упал, не упал!
Припев: Ну и рукавицы у него! Рукавиц таких нет ни у кого.

2. Попляши у ёлки, попляши, попляши, попляши!
Покажи подарки покажи, покажи. покажи!
Припев: Заморозит щёчки он и нос! Ну и шалунишка, дед Мороз.

Вобщем такой микс получился! Спасибо автору слов, там и ещё есть, но на работе.

Мы песню «Здравствуй, Дед Мороз» исполняем так.
Вступление — хлопки.
1 куплет
Взявшись за руки все идут вокруг елки, Дед Мороз внутри круга противоходом.
На слова «вот какая длинная борода». — те же движения, что и у vosxod
Проигрыш — хлопки
2 куплет
«Попляши у елки. «- ногу на пятку, руки в стороны, затем руки на пояс, ногу приставить. выполнять движения вправо — влево.
«Покажи подарки..»-хлопки («ловим комариков около уха»)
«Шарики- фонарики. » — показываем тоже фонарики(снизу — вверх, сверху — вниз)
И в заключении- опять хлопки.

Здравствуйте мы с малышами поем вот такую песенку

Песня про Деда Мороза

1. К нам пришёл весёлый
Дедушка Мороз.
Шутки и веселье
Он с собой принёс.

Пр:
Дед Мороз, Дед Мороз
С длинной бородой.
Дед Мороз, Дед Мороз,
Весело с тобой!

2. Нарядилась ёлка,
Огоньки горят.
Ножки у ребяток
Танцевать хотят.
Пр.

3. Дедушка весёлый,
В хоровод вставай,
Песенку простую
С нами запевай!
Пр.

Skripka!Вы,наверно,имели ввиду песню»Дед мороз попляши»
1.Мчался с вьюгой серебристой
Мимо ёлок и берёз,
Рассыпая снег искристый
Добрый Дедушка Мороз

Как тебя мы долго ждали,
К нашей ёлочке пришли,
В хоровод весёлый встали,
Вместе с нами попляши

Припев:Попляши,попляши от души,
Сапоги у тебя хороши,
Борода вся от снега бела.
Очень рада тебе детвора.

2.Много игр интересных,
Знаем,ты для нас принёс.
Потому,что всем известно:
Ты-волшебник,Дед Мороз.

Даришь в Новый год подарки,
Их так любят малыши.
В хороводе нашем ярком
Ты сегодня попляши!

Здравствуйте! попробую помочь со словами песни»Дед мороз, попляши!»(муз. и слова М. В. Сидоровой)
1. Мчался с вьюгой серебристой
мимо сосен и берез,
расссыпая снег искристый
добрый Дедушка Мороз
как тебя мы долго ждали,
к нашей елочке пришли,
в хоровод веселый встали,
вместе с нами попляши.
Припев: Попляши, Дед Мороз, попляши,
сапоги у тебя хороши, борода вся от снега бела, очень рада тебе детвора.
2. Много игр интересных,
знаем, ты для нас принес.
Потому что всем известно:
ты — волшебник, Дед Мороз!
Даришь каждый год подарки,
их так любят малыши.
В хороводе нашем
ярком ты сегодныя попляши!
Припев.

Девочки! на 63 стр. в беседке выложила песенку «Шалунишки», может у вас есть минус — поделитесь!

Лорик. выкладываю начало материала по работе с детьми сонаторной группы. Называется «Педагогика взаимодействия». Прграмма -прогноз составляется всеми специалистами, работающими с данной группой на основе диагностики.Но она у меня на работе , завтра принесу и выложу. А это программа коррекции вок.-хор. навыков, но тоже не вся.

Девочки, я первый раз загружаю файл, напишите, пожалуйста, открывается ли он.

Мое анкетирование родителей.
Анкета для родителей по теме « Музыкальное воспитание ребенка в семейных условиях и в саду».

1. Любит ли ваш ребенок петь песни?
Да, очень ………………………………………….
Невсегда…………………………………………. Не любит…………………………………………………………….
2. Ваш ребенок поет песни :
— из мультиков.
— современные песни .
— выученные на музыкальных занятиях в садике.
— услышанные в вашей семье? …………………………………………………………………………………………..
— в вокальном кружке.
3. Любит ли ваш ребенок танцевать?
Да…………………………………………………..Танцует редко……………………………………………………..
Нет……………………………………………………
4. Ваш ребенок танцует:
— Постоянно дома………………………….
— Только в саду………………………
— Ходит в танцевальный кружок………………………..
5. Любит ли ваш ребенок слушать дома музыку?
Да…………………………………………………..
Нет…………………………………………………..
6. Какую музыку слушает ваш ребенок?
Классическую………………………………………
Народную……………………………………………..
Современную…………………………………………….
Детскую………………………………………………………………..
7. Играет ли кто-нибудь из членов вашей семьи на музыкальном инструменте? На каком, и кто?
Да……………………………………………………………………
………………………………………………………………………….
Нет…………………………………………………………………….
8. Какое оборудование для музыкальной деятельности есть в вашей семье?
Музыкальный центр……………………………………………………
Детские музыкальные инструменты: барабан, бубен, ложки, колокольчик………………………………………………………………………
Другие музыкальные инструменты………………………………………
Детская аудиотека и видеотека…………………………………………..
9. Нравятся ли вашим детям праздники и развлечения ,проводимые в детском саду?
Да……………………………………………………………………………..
Нет……………………………………………………………………………
1. Делятся ли ваши дети своими впечатлениями, полученными на празднике?
Да…………………………………………………………………………..
Нет………………………………………………………………………….
2. Проводите ли вы в вашей семье праздники с включением песен, театрализации.
Да……………………………………………………………………..
Нет………………………………………………………………………..
3. Какое участие принимают дети в семейных праздниках?
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
4. Как часто вы посещаете с детьми театр, кинотеатр, музей, выставки?
Часто…………………………………………………………………………
Редко………………………………………Нет возможности посещать…………………………………….…………..
13. Посещают ли ваши дети музыкальные студии, кружки. Какие?
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
14. Какие бы вы дали советы по улучшению музыкального воспитания в детском саду…………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
15. На какие особенности вашего ребенка необходимо обратить музыкальному руководителю?
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
16. Ваши пожелания музыкальному руководителю……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Выступление на городской конференции.

тема: «Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка.»

Прежде чем преступить к рассмотрению данной проблемы, давайте немного пофантазируем.
Попробуем представить себе ребенка в пустой комнате. Что произойдет? Он приложит максимум усилий, чтобы покинуть ее: неинтересно, делать нечего.
Другой вариант. В комнате много интересных игрушек, игр, пособий, но для музыкальной деятельности ничего нет. Ребенок будет ее заниматься? Конечно, нет. Он займется тем, для чего подходят окружающие его объекты. Третий вариант. В ДОУ две группы детей одного возраста оснащены одинаковыми играми, игрушками, пособиями, в том числе и для музыкальной деятельности. В одной группе воспитатель не обращает на них внимания, иногда даже выражает негативное отношение к ним. В результате у детей постепенно угасает интерес, и они перестают заниматься самостоятельно музыкальной деятельностью. В другой группе воспитатель проявляет интерес к музыкальным играм, демонстрирует детям возможности музыкальной предметной среды, создает творческие ситуации, пробуждающие интерес к музыкальным играм и игрушкам. В результате дети часто играют с ними, проявляя творческий поход.
Итак, мы подходим к неоспоримому выводу: для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда (далее – музыкальная среда), а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлеченный музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием творчества детей в музыкальной деятельности.
В понятие « предметно-пространственная музыкальная среда» мы включаем те предметы и специальное оборудование, которые сопровождают ребенка в процессе его жизнедеятельности в детском саду и дома и способствуют более успешной реализации его музыкального развития.
К важнейшим показателям креативности относятся творческая активность, т.е. готовность и высокий уровень мотивации к созданию нового продукта; самовыражение, иначе – свободный выбор ребенком вида музыкальной деятельности, способа воплощения своего замысла; интеллект, «музыкальный интеллект» — способность исполнять и воспринимать музыку; знания и навыки( Л. Ермолаева –Томина).
К факторам, способствующим становлению креативности, можно отнести :
1 Информационный, позволяющий развивать интеллект
2.Социальный, обеспечивающий поддержку детей в процессе их творчества, дающий возможность общения и обмена впечатлениями.(
3. Эмоциональный, обуславливающий психологический комфорт и безопасность.
Для ребенка дошкольного возраста среду можно представить как совокупность нескольких главных функциональных зон:
1. Среда семьи.
2. Среда дошкольного учреждения.
3. Среда социума.
Говоря о музыкальном развитии дошкольников, предметная среда представляется как музыкально-образовательная, которая состоит из предметного и музыкального компонентов и социального.
Музыкальный компонент представлен аудиомузыкальной информацией, т.е непосредственно музыкой.
Все остальное , в том числе музыкальные инструменты и средства извлечения музыки( магнитофон…) , относится к предметному компоненту.
Социальный компонент представлен окружающими ребенка сверстниками и взрослыми. А взрослые являются организаторами педагогического процесса.
Предметно- пространственная музыкальная среда детского сада должна:
1. Обеспечивать совместную музыкальную деятельность детей и взрослых.( От компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям и музыке зависит, станет ли эта среда развивающей.)
2. Обеспечивать самостоятельную индивидуальную и совместную деятельность детей , возникающих по их желанию и в соответствии с их интересами.
3. Способствовать получению и закреплению знаний о музыке.
4. Стимулировать развитие творческих способностей.
5. Развивать любознательность, стремление к экспериментированию.
6. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
7. Обеспечивать наличие материалов и оборудования, необходимых для музыкального развития ребенка.
8. Предусматривать создание специальной музыкальной зоны в группе.
Виды оборудования для музыкальной среды группы:
1. Детские музыкальные инструменты ( металлофон, барабан, треугольник, кастаньеты, маракасы, деревянные ложки, трещотки, свистульки). Приемы игры на таких инструментах не сложны.
2. Музыкально-дидактические пособия, игры.
3. Методические пособия для педагога ( тетрадь с текстами песен и движений).
4. Технические средства обучения :
— Магнитофон;
— Видеомагнитофон;
— Телевизор;
— Диапроектор.
5. Различные атрибуты для проведения занятий ( платочки, флажки, цветы..).
6. Комплекты кукол для кукольного театра.
7. Костюмы для театрализации.
8. Портреты композиторов, детские рисунки на тему музыкальных произведений.
9. Аудио- и видеотеки по принципу библиотек, что даст возможность родителям периодически пользоваться готовыми записями для музыкального воспитания в семье.

Все перечисленное должно хранится в определенном месте, доступном для детей . Следует усложнять содержание музыкальной среды по возрасту.
Оформление музыкальной среды для детей раннего и младшего возраста должно быть сюжетным, а для детей старшего – иметь дидактическую
направленность.

В содержании среды должна быть представлена проблемность: ребенок, действуя со знакомыми и малознакомыми предметами, обнаруживает и решает ряд задач, возникающих по ходу музыкальной деятельности.
Предметная музыкальная среда должна создаваться не только в саду, но и дома, в семье.

Может кому-нибудь пригодится ко дню Матери.

Тема занятия: » Мама».

Цель: Познакомить детей с особенностями изображения образа матери в произведениях различных видов искусства.
Задачи: 1. Учить внимательно, слушать рассказ педагога. Познакомить с литературным жанром « рассказ».
2. Учить составлять рассказы о своих мамах.
3. Учить сочинять и исполнять колыбельные песни из репертуара своих мам.
4. Внимательно слушать музыку, воспринимать глубину чувств музыкального языка.
5. Внимательно рассматривать портретное изображение матери.
Материалы: Рассказ Ю. Яковлева « Мама», Ф. Шуберт « Аве Мария».
Ход занятия:
Педагог здоровается с детьми.
Педагог: Как вы думаете , о ком мы сегодня с Вами поговорим, с кем познакомимся поближе?
Кто вас , дети, крепко любит?
Кто жалеет, кто целует?
Кто заботится, ласкает?
Нежно на руках качает?
Песни добрые поет, утром в детский сад ведет?
Пед: Мама! Мама- главный человек, мама дает жизнь своему ребенку, мама всегда хочет чтобы ее дети выросли здоровыми, умными, добрыми.А какая она заботливая, трудолюбивая. Целыми днями старается, все должна успеть сделать.
Пед: — Трудно ли быть мамой? Нужны ли ей помощники? Чем вы маме помогаете?
— Какая мама у вас? Расскажите, какой у нее характер?
— Что больше всего любят делать ваши мамы?
— Какую колыбельную песню вы сочинили и спели бы для своей мамы?
Пед: Мама- какое красивое доброе слово! О мамах поэты сочиняют стихи. пишут рассказы. Что такое рассказ? Это — литературное произведение. В рассказе описываются различные ситуации, истории, которые происходят с людьми, с животными….Рассказ может быть посвящен одному человеку, например, маме.
Педагог читает рассказ Ю. Яковлева « Мама».
Пед: Понравился вам рассказ? Писатель, создавая рассказ, думал о своей маме, а мы слушали и представляли своих дорогих мам.
— Какие ваши мамы?( добрые или строгие, веселые или задумчивые?).
— Мамы часто с вами беседует? О чем?
— Какие руки у ваших мам?( Добрые, заботливые, ласковые).
— Вы рассматриваете с мамой снежинки?
Пед: О маме можно рассказать не только словами. Многие художники писали портреты своих мам. Художник А. М. Шилов написал «Портрет матери».
Пед: Посмотрите ребята на картину. Какую художник изобразил свою маму?
— Почему вы так думаете?
— Опишите одежду мамы художника? Она обычная или нарядная, повседневная? ( на каждый день).
— Какими движениями вас гладит мама: плавными или резкими, угловатыми? Покажи.
— Каких линий больше на портрете: плавных или угловатых?
Пед: Обведите в воздухе контур воротника, платка, руки, фигуры. Все линии
округлые, как пуговка у мамы на пальто.
— Какие цвета использовал художник: яркие или приглушенные? ( Неяркие, серые, белые) . Художник изобразил свою маму в том, что она носит).
— Какие цвета использовали бы вы, рисуя портрет своей мамы7
— Выразительна ли эта картина? Что она выражает: добро или зло? Почему?
— Какой характер у мамы художника? Похож ли он на характер ваших мам? Чем?
Пед: Каждый художник по- своему изображает образ матери в своих произведениях.О мамах пишут картины, сочиняют стихи, музыку.
Среди музыкальных произведений есть такие, которые композиторы посвятили всем мамам на свете, этой музыкой они хотели показать и передать свою любовь, свое уважение, свою благодарность, женщине- матери, дающей жизнь человеку.
Пед: Ребята, послушайте музыкальное произведение Ф. Шуберта « Аве Мария»( это произведение- молитва, посвященная всем матерям).Слушая музыку, выберите из цветовых карточек те, которые подходят к этой музыке.
Ф. Шуберт « Аве Мария».
Пед: — Какая музыка звучала: светлая или мрачная?
— Как такую музыку нужно слушать: с закрытыми глазами, сидя,
стоя, в тишине, внимательно или находясь в движении?
— Почему вы выбрали именно эти цветовые карточки ?
Такую музыку надо слушать « Затаив дыхание».
При повторном слушании дети рисуют свою маму на листочках. « Моя любимая мамочка».

Итог занятия: Через произведения искусства мы с вами по- новому взглянули на своих мам. Узнали, как можно через слово, через цвет, через звук рассказать о материнской любви. Надо любить и беречь своих мам, радовать их добрыми делами. Когда придете себе домой, обнимите свою маму, поцелуйте ее и скажите ей добрые, нежные слова. Не забывайте , что маму нужно чаще радовать. Это мамам очень приятно!

Кое-что нашла в компьюторе, посмотрите, может пригодиться, многое на работе.

Доклад к конференции на тему:
«Своеобразие интегрированных занятий как форма ознакомления старших дошкольников с искусством».

Искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании чувств, в восприятии
явлений жизни и природы сквозь призму человеческих отношений. Через приобщение к искусству активизируется творческий потенциал личности, и чем раньше заложен этот потенциал, тем активнее будет стремление человека к освоению художественных ценностей мировой культуры, тем выше эстетическое сознание, тем шире сфера эстетических потребностей.
Музыка, художественное слово, изобразительное искусство- источник особой детской радости. Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и при достаточном богатстве впечатлений, стремится выразить их через рисование, музицирование, словотворчество.
Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента эстетического развития ребенка. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовательных процессов в ДОУ. Главным действующим лицом образовательного процесса становится ребенок и целью данного процесса является максимально полное раскрытие его личностного потенциала.
Инструментом в создании таких моделей может выступать интеграция. Реализация системы интегрированных занятий позволит избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое , психическое и социальное здоровье, развивая все стороны личности дошкольника.
. Вопросы интеграции раскрывались в работах И. М. Дзержинской, Н. И. Киященко, О. А. Куревиной, Б. Т. Лихачева, В. В. Неверова, Н. А. Терентьевой.
Однако ни в массовую школу, ни в детские сады еще не пришло глубинное интегрирование предметов эстетического цикла. По- прежнему задачи эстетического воспитания решаются отдельными курсами: ИЗО, музыка, литература – без сквозного рассмотрения отдельных проблем художественного видения мира и особенностей его отражения в искусстве как целостной системы.
Поиск резервов и возможностей интегрирования различных видов искусства в обучении дошкольников является проблемой требующей специального изучения. Недостаточная изученность и несомненная значимость интегративного подхода в организации занятий с детьми послужили основанием для выбора темы исследования.
Целью исследования стало: апробировать систему интегрированных занятий в целях эстетического образования детей старшего дошкольного возраста.
У идеи интеграции нет автора. Первые практические попытки создания пособий для детей были не более чем механическим объединением материала, не опирающимся ни на какую теорию. Она возникла на фоне растущего объема знаний и требований к ним.
Термин « интеграция» на страницах педагогических документов появился достаточно давно, но употреблялся в самом широком спектре значений. Обращение к справочникам общей направленности позволило с определенной условностью считать , что интеграция ( от древне латинского integer – это процесс восстановления целостности, глубоких и устойчивых связей близких жизненных сфер в содержании учебного предмета с целью достижения эффективного конечного результата при наименьших расходах времени и сил. Руководствуясь таким определением, можно говорить об интегрируемых элементах, определять их состав и иерархию, установить что, куда, зачем интегрировать.
Целью интеграции является повышение эффективности процесса познания и развития, независимо от того, на какой информации базируется содержание предмета – научных знаниях, способах деятельности или опыте творчества и эмоционально – ценностного отношения к объекту или способу деятельности, что позволяет распределить учебные предметы по их ведущему компоненту, создавая благоприятные условия для определения основ интеграции.
При этом в качестве ведущих или основных компонентов могут выступать музыкальное и изобразительное искусства, которые наиболее полно отражают звуковой и визуальный компоненты художественной картины мира, а дополнительными или производными от ведущих следует признать хореографию, театр, кино…
В основе механизма интеграции заключен образ, созданный разными средствами и воспроизводящийся детьми в разных видах деятельности:
1) в речевой – слово (обзорные определения, эпитеты, сравнения, ритм);
2) в театрализованной –движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы;
3) в изобразительной – форма, величина, цвет, композиция, ритм);
4) в музыкальной – мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др.
В русле нашего исследования наибольший интерес представляет интеграция различных видов искусства. « Искусство, взятое во всем многообразии видов, жанров, стилей, обладает мощными воспитательными потенциями; как справедливо считает В. Ванслов, « совокупность отдельных искусств может сделать личность действительно многогранной». Комплексное освоение искусств оптимизирует творческие способности и силы человека, развитие его фантазии, воображения, артистичности, интеллекта, т.е. формирует универсальные человеческие способности, важные для любых сфер деятельности — восприятие и творчество ради общения через искусство» (Н. А. Терентьева).
Интеграция базируется на ряде положений, вытекающих из специфики искусства и заключающихся в следующем:
— на образном содержании искусства базируется та или иная художественная деятельность, при этом для каждого вида искусства и основанной на нем художественной деятельности характерны свои специфические способы создания образа;
— образ одного и того же предмета, явления может быть передан в разных видах искусства, путем использования специфических для каждого искусства средств выразительности;
— в интеграции один из видов искусства выступает в роли стержневого, другой — помогает более широкому и глубокому осмыслению образов и их созданию разными выразительными средствами.
Именно вокруг этого стержня объединяются другие аспекты и виды деятельности.
Применительно к нашему исследованию в качестве такого стержня выступает музыкальное искусство.
Музыка, будучи искусством интонируемого смысла и воздействуя на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последовательностей, выражающих чувства и эмоции человека в звуковой сфере, выступает средством общения людей.
Таким образом, целесообразность и органичность интеграционного подхода видится в том, что дошкольникам представляется возможность « действовать» в разных видах искусства, открывать себя и выражать себя многогранно – в музыке, пластике, театрализации, литературном и изобразительном творчестве, что пробуждает интерес к познанию новых свойств и возможностей других искусств, позволяет сформировать самостоятельную позицию слушателей, читателей, зрителей и, что самое главное, воспитать личность, способную и желающую творить.
Особая восприимчивость старших дошкольников к различным видам искусства общеизвестна; ее следует рассматривать как возрастную предпосылку для формирования эстетических способностей. Если в этом возрасте дети не будут получать в достаточном количестве художественных впечатлений, если не будут созданы условия для закрепления и упрочения комплекса тех свойств личности, благодаря которым обеспечивается их эстетическое взаимодействие с искусством и действительностью, то на более зрелых возрастных ступенях они уже не смогут наверстать упущенное. Об этом явлении красноречиво свидетельствует тот общепризнанный факт, что все здоровые в художественном, эстетическом плане дети без исключения талантливы, чего нельзя сказать о старших школьниках.
Общеизвестен повышенный интерес старших дошкольников к различным видам художественной и эстетической деятельности; на интегрированных занятиях они с увлечением рисуют, сочиняют стихи и сказки, поют, принимают участие в театрализованных представлениях и т. п. В процессе такой деятельности у старших дошкольников формируется эстетическая способность к целостному восприятию искусства и действительности, созидательного отношения к ним. Постижение старшими дошкольниками художественно- эстетического творчества в детском саду осуществляется наиболее плодотворно, а затем должно закрепляться в начальных и старших классах школы. Если же это приобщение детей в детском саду по каким-либо причинам не состоится, то в последующие возрастные периоды осуществить его бывает нелегко, так как в более зрелом возрасте интерес и склонность детей к различным видам искусства, самостоятельным оригинальным находкам, к сожалению, идет на убыль.
Из многочисленных областей искусства наиболее доступными для дошкольников являются музыка, изобразительное искусство, художественная литература.
Еще Я. Каменский писал: « Все, что находится во взаимосвязи, должно преподаваться в такой же взаимосвязи».
Благодаря интегрированным музыкальным занятиям становится возможным функционирование системы взаимодействия видов искусства в учебной работе.
К сожалению, во многих случаях содержание и методика проведения занятий по музыке, развитию речи, изобразительному искусству основываются только на локальных образовательных задачах каждого из занятий эстетического цикла, не обусловлены глубинным образно-стилевым единством искусства как формы художественного самосознания человека, не воспитывают у детей навыки многогранного восприятия красоты.
Как справедливо отмечают исследователи (Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзеров), мы не располагаем еще внедренной в практику целенаправленной и целостной системой эстетического воспитания, действующей в условиях ДОУ. Единая система комплексных занятий по музыке, литературе и изобразительному искусству для дошкольников до сих пор не создана, не определены методы осуществления взаимосвязи различных видов искусства в процессе формирования художественной культуры, избирательных художественных интересов.
Однако в последнее время появился ряд программ рассматривающих содержание и структуру музыкальных занятий в контексте различных видов искусства как один из современных вариантов занятий, как путь творческого общения педагога с детьми.
Учитывая такую особенность искусства, как тяготение различных его видов к взаимосвязи, данные программы базируются на принципе интеграции в подаче учебного материала. Взаимосвязь,
взаимопроникновение различных видов искусств и разнообразной художественно-творческой деятельности взрослых и детей в образовательном процессе стали основным правилом в построении системы занятий с детьми.
Под избранным углом зрения мы рассмотрели ряд специализированных (парциальных) программ по художественно- творческому развитию дошкольников.( см. приложение 1, табл.1). Все программы в основе своей предусматривают комплексное освоение дошкольниками различных видов искусства, основными из них являются: музыка, художественная литература и изобразительное искусство.
Структура программ « Живой мир образов», « Сотворчество», и «Вдохновение» содержит блочно – тематическое планирование. В программе « Красота. Радость. Творчество», « Синтез искусств» и « С кисточкой и музыкой в ладошке» обозначено содержание ряда разделов. Все программы предусматривают использование как обще дидактических, так и специфических методов и форм работы.
На наш взгляд, наиболее основательной является программа О.А. Куревиной « Синтез искусств в эстетическом воспитании», так как она содержит не только задачи по основным разделам, но в ней также определено содержание работы по пяти проблемным блокам.
Однако, все изученные нами программы заслуживают пристального внимания, так как каждая отличается своеобразием в постановке задач, методов и форм работы.
Интегрированные занятия имеют свою цель, структуру, содержание и место в системе работы педагогов. Занятия этого цикла проводятся, как правило, один раз в неделю. Их продолжительность составляет от 25 до 45 минут и зависит от возраста детей, их увлеченности.
Условием успешной организации таких занятий является их оптимальный темп, обеспеченный рациональной сменой различных видов детской деятельности, чередованием активных и пассивных форм познания, динамичности и статичности в двигательном режиме занятия.
Принципы построения занятий творческого типа.
1. Создание у детей целостного представления об искусстве.
Каждое занятие строится на основе комплексного использования произведений различных видов искусства (литературы, музыки, изобразительного искусства, элементов пластики) с целью объединения их в сознании детей в одну неразрывную область человеческого мышления и художественного познания окружающей действительности.
2. Тематическое построение занятий.
В основу тематического построения занятий положена система сквозных и этапных тем, ключевых и этапных понятий в области искусства.
Темы – сюжеты занятий отражают многообразие окружающей действительности, человеческих эмоций, выраженных в художественных творениях.
3. Построение тематики занятий на основе контрастного сопоставления художественных произведений.
Во–первых, контрастное соотношение различного учебного материала облегчает и углубляет прочувствование каждой отдельной темы.
4. Целостность теоретической и практической творческой деятельности детей.
Приемы построения творческих заданий.
Прием 1. Синтезация различных образных решений в пределах одного и того же сюжета» :
— « Образ родной природы в картинах И. Левитана, И. Шишкина и др.»,
— « Весна в произведениях М. Глинки, С. Рахманинова, П. Чайковского» и т.д.
Прием 2. Составление художественных коллекций произведений ( из предложенных педагогом) различных видов искусства с целью развития умения видеть их эмоциональную общность.
— « Весна» в стихотворениях « Весна на дворе», « Весна» А. Фета, в пьесах « Белые ночи» ( « Май») из цикла « Времена года» П. Чайковского, « Весной» Э. Грига, в живописных полотнах «Дама в саду» К. Моне.
Прием 3. Нахождение « различного в сходном».
. Предлагаем детям сравнить:
1. Отрывок из симфонической фантазии « Буря» П. Чайковского, картину « Перед дождем» Ф. Васильева.
Прием 4. Импровизация, основанная на принципах « ролевой игры».
В ходе занятия предлагаем детям взглянуть на один и тот же предмет , явление, произведение искусства глазами человека, находящегося в разных эмоциональных состояниях.
Прием 5. Сочинение самостоятельного музыкального сопровождения к предлагаемому рассказу, живописному полотну.
Прием 6. Цветовое воплощение музыки.
. На занятиях с детьми мы используем различные варианты цветового моделирования, в зависимости от темы, задач:
1. Выбор цветовой композиции из предложенных педагогом цветов.
2. Предлагаем детям стать « стать художником» и с помощью « волшебных» цветов «нарисовать музыку» своими придуманными цветами.
3. На занятиях используем сочетания « обязательных» и своих цветов. Такое сочетание позволяет увидеть в цветовых композициях индивидуальные черты детей, а также создать более творческую обстановку на занятиях.
4. Предлагаем детям попытаться в красках зафиксировать процесс движения, развития музыкальных образов( можно с помощью моделирования цветными карточками, кубиками).
Для восприятия произведений искусства дети в начале осваивают цветовое богатство красок. Только после этого , как дети хорошо узнают цвета и их оттенки, можно приступать к работе по различению холодной и теплой гаммы цветов.
Холодная гамма цветов — это голубой, белый, синий, фиолетовый, черный, зеленый и их градации.
Мы учим детей тому, что господство холодных тонов в картине создает холодный колорит, связанный с тематическим и образным своеобразием данного художественного произведения. Холодные тона эмоционально близки таким состояниям настроения, как грусть, тоска, печаль. Через общность настроения холодные цвета можно связывать с ладом минор в музыке.
Теплая гамма цветов — это красный, желтый, оранжевый, розовый, коричневый и их градации.
Мы учим детей тому, что господство теплой гаммы в произведении живописи создает теплый колорит. Он эмоционально связан с такими понятиями, как радость, добро, свет. В музыке подобные настроения передаются мажорным ладом.
Прием 7. Графическое изображение музыки — доступный и эффективный метод обучения и активизации творческой активности старших дошкольников в процессе восприятия музыки.
1 этап проведенной работы был направлен на формирование представлений старших дошкольников о специфике восприятия произведений различных видов искусства, на развитие у них эмоционально-оценочного отношения к искусству.
Задачи данного этапа решались через занятия тематических блоков «Мир вокруг тебя» и «Обыкновенное чудо».
10 занятий первого тематического блока «Мир вокруг тебя» позволили познакомить дошкольников с произведениями различных видов жанров:
в музыке – танец, песня, марш;
в живописи – пейзаж, портрет, натюрморт, сказочный, бытовой, анималистический;
в литературе – стихи, сказки, басни, рассказы, загадки, пословицы и поговорки.
А также на этих занятиях дети узнали о специфике каждого жанра.
Наиболее тяжелыми для восприятия детей оказались жанры:
в музыке — танец ,
в живописи – натюрморт, бытовой,
в литературе – басни, пословицы и поговорки (их отличие друг от друга).
Основной задачей следующих 6 занятий тематического блока «Обыкновенное чудо» являлось обучение словесной характеристике музыкальных и живописных произведений. Здесь сказался недостаточный словарный запас детей, отсутствие умения выстраивать синонимические и антонимические ряды.
Целью 2 этапа обучения являлось формирование навыков анализа произведений искусства через освоение средств выразительности.
Данный этап включал в себя 3 тематических блока: « Разноцветные сказки»( 7 занятий), « Там на неведомых дорожках» ( 8 занятий), « Волшебные превращения» ( 6 занятий).
Второй этап позволил познакомить детей со спецификой художественных средств в музыке, живописи, литературе. Наиболее сложными для дошкольников средствами выразительности оказались:
— в музыке : определение жанра произведения; регистра;
— в живописи: различный характер рисунка, эмоциональное значение колорита ( так как теплые, так и холодные тона в разнообразном сочетании могут передавать разное настроение).
3 (заключительный) этап.
Он был призван способствовать активной творческой деятельности детей в различных видах искусства. Этот этап включал в себя 1 тематический блок «Фантастический город», состоящий из 7 занятий.
На протяжении всех занятий дети применяли полученные знания в различных видах художественной деятельности. Так:
— в музыке – сочиняли различные попевки, танцевальные движения, импровизировали на металлофоне и других музыкальных инструментах;
— в изобразительной деятельности были использованы различные ее виды: рисование, конструирование, лепка, аппликация, оформление интерьера;
— в литературе – придумывание рифмы, сочинение загадок, составление небольших рассказов.
Существующие в методике подходы к интеграции различных видов искусств ( Н.А. Терентьева, О.А.Куревина, Е.И. Юдина) несомненно способствуют художественно творческому развитию дошкольников.

Источник

Читайте также:  Плотию уснув ноты греческий распев
Оцените статью