- Постановка правой руки
- Основа основ
- Как «положить» руку?
- Положение руки в зависимости от техники игры
- Положение при «переборе»
- Свободная рука
- Правая рука на гитаре. Советы по правильному расположению правой руки с фотографиями
- Правая рука на гитаре. Общая информация
- Почему важна правильная постановка правой руки
- Общие правила постановки
- Расслабленность руки
- Положение пальцев
- Пять правил постановки
- Правая рука на акустической гитаре
- Игра боем без медиатора
- Положение с медиатором
- При игре перебором
- Правая рука на электрогитаре
- Игра с опорой на бридж
- Положение медиатора
- Постановка на бас-гитаре
- Заключение
- Болит левая рука при игре на гитаре? Читерский способ расслабления
- Почему болит левая рука при игре на гитаре? Причина возникновения напряжения
- Устранение боли и напряжения в левой руке при игре на гитаре
Постановка правой руки
Итак, вы получили небольшую порцию знаний. К данному моменту вы уже умеете настраивать гитару, знаете, как звучат не прижатые струны, а также разучили правильную посадку. Теперь, самое время поговорить о том, как ставить руки для правильного звукоизвлечения. Мы начнем с правой руки. Многие опытные музыканты утверждают, что успех в изучении игры на гитаре на 50% зависит от правильной позиции правой руки, а другие 50% — от верного положения левой.
Основа основ
Прежде всего, запомните одно нерушимое правило, пренебрегать которым нельзя ни в коем случае: правая рука не должна испытывать напряжения. Как вы помните из предыдущих статей, акустическая шестиструнная гитара является силовым щипковым инструментов, поэтому малейшая нагрузка во время игры будет аккумулироваться, что приведет к мышечной усталости, а вслед за этим исчезнет и ваш энтузиазм.
Для того чтобы этого не произошло, мы с вами прямо сейчас разберем несколько позиций, которые позволят вам играть легко и непринужденно. Это значительно облегчит ваш курс обучения.
Полезный совет: текущая практика поможет вам в дальнейшем при изучении игры «боем», «перебором» и прочих техник. Если вы сейчас не уделите этому аспекту должное внимание, то потом вам придется переучиваться, а это отнимет очень много сил и времени. Мы настоятельно рекомендуем вам не пренебрегать данными советами, т.к. именно с них и начинается ваше обучение.
Как бы вы ни играли, правая рука не должна испытывать боли и тяжести. Если ваша постановка неверна, то вы очень быстро ощутите неприятные ощущения, а это значит, что вам нужно будет пересмотреть позицию и выявить ее недостатки. Проявите терпение и работайте над собой.
При идеальном положении правой руки вы даже не будете задумываться о ней. У вас в голове будет сидеть аппликатура, постановка пальцев при взятии того или иного аккорда и многое-многое другое, но только не усталость в кисти.
Как «положить» руку?
Давайте для наглядного примера вернемся к иллюстрации о правильной посадке.
Обратите внимание на правую руку. Она не обхватывает корпус гитары силой и не прижимает ее к торсу. Бицепс кладется на обечайку, а внутренняя сторона локтя и предплечье слегка упираются в ребро между обечайкой и верхней декой.
Кисть правой руки находится в непосредственной близости от голосника. Многие новички стремятся держать кисть прямо посередине розетки, но это неправильно. Профессиональные гитаристы утверждают, что пальцы должны находиться примерно в 10 сантиметрах от подставки-струнодержателя. Ниже будет несколько примеров, в которых вы увидите основные положения.
Крайне важно, чтобы ребро корпуса гитары не пережимало вены на предплечье. Это может привести к онемению руки, а также к болезненным ощущениям и серьезным заболеваниям (в будущем). Обратите внимание, что пальцы правой руки находятся в согнутом положении, будто держат яблоко.
Любопытный факт: аналогичное положение пальцев разучивают не только гитаристы, но и пианисты.
Положение руки в зависимости от техники игры
Теперь важно обратить внимание на то, что играть на гитаре можно несколькими различными способами. В основном речь идет о «бое» и «переборе». При «бое» правая рука постоянно выполняет определенные повторяющиеся движения, при этом звукоизвлечение осуществляется одновременно из всех шести струн. «Перебор» (или как правильно говорить – арпеджио) заключается в последовательном щипковом перебирании струн. Исходя из этого, заключаем, что положение кисти правой руки зависит от техники игры.
Положение при «переборе»
В этом случае пальцы буквально лежат на струнах. Большой палец отвечает за игру на шестой (самой толстой), пятой и четвертой струнах. Далее идет такая аппликатура:
- указательный – на третьей струне;
- средний – не второй;
- безымянный – не первой (самой тонкой).
В последующих уроках будет подробнее рассказано о технике арпеджио, а пока обратим свое внимание на постановку при «бое».
Свободная рука
«Боем» можно играть как пальцами, так и медиатором. В первом случае правая рука (начиная от локтя) не соприкасается с корпусом гитары и свободно перемещается по струнам. Движение руки идет от локтя (при арпеджио, к примеру, задействованы только пальцы).
Звукоизвлечение осуществляется ударом кончиками пальцем по всем струнам (большой пальцем при этом остается незадействованным):
- ногтями – играя «вниз»;
- подушечками – играя «вверх».
Если вы используете медиатор, то в этом случае основание кисти правой руки лежит на подствавке-струнодержателе, но об этом будет рассказано позднее.
Источник
Правая рука на гитаре. Советы по правильному расположению правой руки с фотографиями
Правая рука на гитаре. Общая информация
Правая рука на гитаре важна для тех музыкантов, которые стремятся повысить свой уровень и начать играть более технически сложные произведения. Также верная постановка заметно облегчает исполнение и помогает подружиться с инструментом. Дискомфорт при игре не только замедляет разучивание и даже исключает многие возможности, но и даже отталкивает от занятий и превращает их в неприятную повинность. Поэтому каждый любитель гитары должен знать, как грамотно взаимодействовать со своим любимым инструментом.
Почему важна правильная постановка правой руки
От верной постановки зависят многие факторы. Если человек занимается гитарой на начальном профессиональном или на любительском профессиональном уровне, то неверная позиция может замедлить прогресс или вовсе остановить его в определённой точке. В классической гитаре от этого зависит звукоизвлечение, а также техника правой руки на гитаре, например, тремоло в быстрых темпах. В игре на электрогитаре также важны руки. Это не только сама кисть, но и предплечье, плечо и задняя часть спины. Не поставив руку, можно не только ограничить себя в исполнительских моментах, но и нанести неприятные микротравмы и даже заболевания суставного аппарата.
Общие правила постановки
Расслабленность руки
Важно проследить за своими ощущениями. Прежде чем пробовать на практике, нужно прочувствовать руку без гитары. Лучше всего заниматься на стуле со спинкой или диване, чтобы можно было опереться спиной. Сначала расслабьте руку и опустите её вдоль туловища «как плеть». Мышцы не напряжены, поза максимально естественная. Постарайтесь запомнить эти ощущения. Это пригодится и для левой руки на гитаре . Особенно обратите внимание на плечевой сустав – плечо на выпирает вверх, не «закидывается» назад и не уходит в сторону. Кисть висит «по линии» с остальной рукой и никуда не выгнута. Большой палец также «в линии». Пальцы чуть согнуты, согните их чуть больше, как бы сжимая в кулак. Вместе с большим пальцем они образуют своеобразный замок.
Теперь рассмотрим, как держать руку. Положите предплечье на деку и сделайте несколько маховых движений кистью по струнам (ничего не играя). Нужно, чтобы плечо не напрягалось и не «бегало» во время игры. Это очень важный момент, не соблюдая который будет уставать не только рука, но и спина.
Тоже самое произведите и с локтем. Его движения должны быть сведены к минимуму. Частая проблема гитаристов – игра от локтя. Это в корне неверно, так как добавляет массу ненужных движений. Кроме того, при этом локоть устаёт и даже может начать «ломить» и болеть. Следите, чтобы двигалась кисть и предплечье, старайтесь расслабить плечо и не совершать неестественных движений.
Положение пальцев
Для начала правая рука на гитаре опирается на большой палец. Он как бы «перехватывает тяжесть» предплечья. Обычно опираем на 6 или 5 струну. Этот навык пригодится и при исполнении произведений с элементами тирандо и апояндо. Далее располагаем пальцы каждый согласно своей струны.
I (указательный) – 3;
A (безымянный) – 1.
Пять правил постановки
- Пальцы образуют полукруг, как будто вы хотите взять небольшое яблоко. Это естественное положение, которое пригодится не только в классике, но и когда нужно сыграть бой на гитаре . Это необходимо для обеспечения свободы движения пальцев, т.к. у неопытных новичков они немного поджаты.
- Если смотреть со стороны слушателя (зрителя), то запястье никуда не выгибается – оно прямое и продолжает линию руки. Не следует выгибать его как вниз, так и вверх. Рассмотрим с позиции самого гитариста. Если взглянуть сверху, то кисть либо параллельна, либо чуть выгнута ОТ гитары. Ошибочно, если запястье прижимается к деке (или стремится опереться на неё).
- Ладонь должна быть параллельна гитарной деке. Для проверки можно вытянуть пальцы, не меняя при этом положения ладони. Если она под углом, то это будет сразу видно.
- Большой палец находится чуть ближе к грифу, нежели указательный. «I» не должен «опережать» «P», а наоборот примерно на 1-2 см. правее.
- Из предыдущего правила выходит то, что средний, указательный и безымянный находятся почти под прямым углом по отношению к струнам.
Правая рука на акустической гитаре
Игра боем без медиатора
Игра боем не предполагает какого-то строгого положения. Кисть свободна, а пальцы сжимаются и разжимаются согласно самому произведению. Главное, чтобы они были свободны и не «врезались» в струны. Поэтому держите их примерно на 2-4 см. от самих струн.
Положение с медиатором
На акустике положение достаточно свободное, главное, чтобы руке было удобно. Медиатор можно держать как перпендикулярно деке, так и чуть под углом. Можно, чтобы рука находилась «в воздухе», а также опиралась на подставку. Зависит от того, какие ритмические рисунки вы играете.
При игре перебором
Здесь используется первоначальное положение, когда большой опирается на басовые струны, а остальные пальцы сосредоточены на 1-4. Тот же приём используется, если вы играете щипком .
Правая рука на электрогитаре
Игра с опорой на бридж
Единого совета как играть правой рукой на гитаре нет. Но многие опытные музыканты советуют опирать ладонь ребром на бридж. Это способствует глушению струн и помогает избежать ненужной грязи при извлечении. При этом не нужно давить, а ладонь достаточно расслаблена.
Положение медиатора
Медиатор следует взять большим и указательным пальцами. Сомкните первую фалангу «i» и «p» так, будто вы хотите взять небольшой тонкий предмет вроде иголки. Получится, что большой как бы лежит на «ребре» указательного. Теперь между подушечками можно брать медиатор. Он выступает примерно на 1-1,5 см.
Постановка на бас-гитаре
Этот метод не подразумевает использование медиатора. Три пальца должны опираться на струны (чаще всего это i, m, a). Большой играет 4-ую. Получается более мягкий звук, а также обеспечивается свобода извлечения. Но подходит не для всех жанров. Для того, чтобы добиться динамически ровного и ритмически чёткого звучания, следует использовать упражнения для правой руки на гитаре.
Заключение
Это основные моменты. Во время разучивания произведений всегда могут возникать дополнительные вопросы, так как существуют сотни нюансов в зависимости от сложности и техничности исполняемой песни.
Источник
Болит левая рука при игре на гитаре? Читерский способ расслабления
ЦИКЛ ВИДЕОУРОКОВ: РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ ПРИ ИГРЕ НА ЭЛЕКТРОГИТАРЕ. ВИДЕОУРОК: «Расслабление левой руки при игре на гитаре. Читерский способ»
В этом уроке я расскажу про читерский способ расслабления левой руки. Он достаточно необычен, но в большинстве случаев работает. В свое время он помог мне и многим моим ученикам поймать ощущение расслабления и запомнить его.
Чтобы понять мотив дальнейших действий, нам нужно разобраться с причиной возникновения напряжения и боли в левой руке при игре на гитаре. На самом деле причин много, и я думаю, что мы неоднократно в рамках этого цикла будем обсуждать причины и способы их устранения.
Почему болит левая рука при игре на гитаре? Причина возникновения напряжения
Сейчас рассмотрим наиболее частую причину возникновения напряжения. Это напряжение, возникающее в результате чрезмерного смыкания контура, образованного из прижимных пальцев с одной стороны и большого пальца с другой стороны грифа. Естественно, чтобы зажать струны нужно этот контур замкнуть. Зачастую люди прилагают слишком большое усилие при нажатии. В результате левая рука постепенно напрягается, испытывает боль и дискомфорт, зачастую на растяжке теряет беглость и выносливость при забеге на дальнюю дистанцию. Те же легато или picking оказываются недоступны при таком напряжении. С учетом вышесказанного становится очевидно, что для того, чтобы избавиться от боли в левой руке при игре на гитаре, нам нужно минимизировать напряжение в этом контуре, уменьшив усилие нажатия пальцами.
Устранение боли и напряжения в левой руке при игре на гитаре
Как это делается? Я предлагаю это делать от обратного. Утрируем ситуацию. Пробуем снять большой палец левой руки и прижимать струны к ладам без его помощи с разорванным контуром. Для этого понадобится инвентарь. Тряпочка, носок или шарфик, любое изделие из ткани, выполняющее функцию глушения лишних струн. Обычно по умолчанию эту функцию выполняет указательный палец левой руки или ребро ладони правой. Как это работает можно посмотреть в видеоуроках или в общих уроках в рамках этого цикла.
В данном случае мы вынуждены отказаться от использования правой руки на глушении, чтобы обеспечить некий противовес усилию левой руки. Оно возникает при попытке зажать струну без большого пальца, разомкнув контур между прижимным и большим пальцем. Это и есть усилие, требующее противодействия.
В данном случае мы одним пальцем правой руки нажмем на точку примерно в центре деки. Удержание баланса гитары одним пальцем не позволит чрезмерно прижимать струны пальцами левой руки при разомкнутом контуре. Раз контура нет, значит и напряжения нет.
Можно сказать, что мы сейчас ловим ощущение расслабленности левой руки при игре легато. Еще раз напоминаю, что у нас правая рука выполняет функцию противодействия левой, которая за счет небольшой тяги на себя осуществляет прижим к струнам. Тряпочка выполняет функцию глушения лишних струн. Поиграйте легатные пробежки без большого пальца. Естественно, координация левой руки нарушится, потому что отсутствует ориентир, который выполнял большой палец, находясь с обратной стороны грифа. Но для того, чтобы поймать ощущение расслабленности этого достаточно.
Попробуйте научиться играть любую легатную фразу таким способом относительно стабильно. Т.е. закрыв глаза на звуковые неточности, которые возникают при нарушении координации левой руки. Возможны нарушение динамики, небольшая аритмия, и даже могут звенеть лишние струны под тряпочкой. В данном случае это не важно. В читерском способе мы гонимся не за качеством звукоизвлечения, как мы это делаем обычно в подавляющем большинстве случаев при работе с инструментом, а за ощущениями расслабления левой руки.
Фраза, которую вы будете играть не обязательно должна быть шестиструнная. Она может быть трехструнная или на одной струне. Выбирайте ту, которую вам проще играть на данный момент.
Когда научитесь ее играть относительно стабильно без большого пальца левой руки с обратной стороны грифа, верните его на свое законное место. Ребро ладони правой руки расположите ближе к струнам, как оно обычно расположено при игре на гитаре. И сохраняя ощущение, которое запомнила левая рука, попробуйте поиграть ту же самую фразу. Если ощущение сохранилось, это говорит о том, что вы минимизировали до необходимого значения усилие, которое возникает в этом контуре. Соответственно напряжение уйдет.
Конечно же, надо понимать, что природа напряжения в левой руке может быть достаточно разнообразной, и мы рассмотрели только одну из причин, которая возникает в этом контуре.
В будущем мы также постоянно будем касаться левой руки и обсудим другие причины напряжения и как с ними бороться.
Источник