Затопила мама печку ноты

Н. Соколова — Ребенок за роялем

Ноты, пособия, самоучители по обучению игре на фортепиано


Н. Соколова
Ребенок за роялем

хрестоматия для фортепиано в 2 и 4 руки с пением
«Музыка», 1983 г.
(DjVu, 4.22 Мb)

Сборник «Ребенок за роялем» предназначен в первую очередь для самых маленьких начинающих музыкантов (от 3 до 5—6 лет). При некоторых изменениях, предусмотренных автором, возможно использование сборника в младших и средних классах музыкальной школы для чтения нот с листа, транспонирования и ряда других самостоятельных работ.
Перед началом обучения игре на фортепиано желательно заинтересовать ребенка предстоящей работой, начав знакомство со сборником с прослушивания стихов и пьес в исполнении педагога. Через некоторое время у ребенка разовьется слуховое внимание, окрепнет музыкальная память, и он сможет легко узнавать пьесы уже без слов, только по интонации. Затем можно приступить к обучению «с рук», предварительно ознакомив ребенка с расположением нот на клавиатуре, их названиями и последовательностью. Окончательно эти знания могут быть закреплены с помощью сольфеджирования тех же пьес, которые ребенок сначала поет с текстом. (В дальнейшем пьесы исполняются без пения.)
Следующим этапом явится знакомство с нотной записью. Осуществлять этот переход следует на базе пройденного материала, связывая звучание уже знакомых пьес с их графическим изображением. Наметив путь от образа к звуку н от звука к нотной записи, можно переходить к решению чисто пианистических задач, постоянно связывая их с задачами образными.

Предельная простота пьес, расположенных в начале сборника, обеспечивает удобство и естественность первого прикосновения ученика к инструменту. Распределение мелодии между двумя руками, из которых каждая берет только одни звук, снимает напряжение, помогает использовать вес руки, добиваться опертостн и глубины звучания. При таком звуковедении штрих «легато» не только не исключается, а, напротив, во многих пьесах является необходимым, хотя из-за неудобства записи на двух строчках он не всегда может быть обозначен лигой. Во всех случаях, когда возникает неясность по поводу применения штрихов или цезур, следует руководствоваться содержанием н строением стиха. Никакие указания не смогут точнее и тоньше передать все нюансы артикуляции, чем живая речь н конкретный образ. Роль текста в этот период обучения трудно переоценить. Им определяется естественность дыхания, ясность фразировки, выразительность мелодии. Осмысленность речевой интонации переносится л интонацию музыкальную, помогая найти нужную окраску звука и отсюда — сам способ звукоизвлечения. Мелодия, связанная с текстом, ярче воспринимается и лучше запоминается, а потому легче переходит в область внутреннего слуха, активизируя его Ь. становясь тем стержнем, на котором строится логика формообразования.

Читайте также:  Вылет дисков аккорд 7

Почти все пьесы дополняются сопровождающей партией. Вторая партия (II) может быть расположена выше или ниже первой (I). Ребенку, выучившему основную (I) партию, через некоторое время будет интересно включить в свой репертуар и II партию этой же пьесы. Затем место учитель может занять другой ученик. Таким образом, некоторые пьесы, по выбору педагога, могут быть использованы как ансамбли.
Сборник служит развитию творческой инициативы маленьких музыкантов. Первая и самая простая форма ее проявления — поиски новых вариантов распределения звуков между руками. У не одни, а два-три звука, взятые «легато» («Осел» «Подсолнух») или скачком («Пирожки», «С коза»), будут сыграны одной рукой. В дальнейшем можно практиковать и более сложные задания: поиски ребенком собственного варианта второй партии, сочинение им вариаций на наиболее простые и удобные темы и т. п. Возвращаясь к пьесам, пройденным ранее в четыре руки, можно объединять обе партии в одну, что особенно удобно в пьесах «Осень», «Утро», «Перехитрил». Пьесы, имеющие дополнительную — пунктирную акколаду, ученики постарше смогут играть двумя руками по 3—4 строчкам, приобретая элементарные навыки чтения партитур. На материале сборника можно осуществлять игры, кукольные инсценировки, создание учениками собственных иллюстраций к пьесам с последующим проведением конкурса на лучший рисунок и т. д.
Допуская и поощряя творческую инициативу учеников, педагог должен, однако, следить, чтобы результаты ее проявления не вступали в противоречие с художественным образом. Нужно учесть, что исполнение некоторых пьес требует своего, точно найденного прикосновения к инструменту. А это окажется возможным только при наличии культуры звука и развитого воображения. Например, в пьесе «Туман» зловеще-приглушенный аккомпанемент и повисшие над ним разорванные реплики мелодии должны рождаться где-то под ладонью исполнителя и ощущаться в прикосновении как что-то холодное и призрачное. Клавиатура словно бы превращается в заболоченное озеро, придавленное мрачным серым небом и опутанное сеткой мелкого моросящего дождя. Только при подобном образном представлении здесь может найден нужный звук.
В других пьесах возникают другие звуковые задачи. И нужно помочь ученику найти как бы летящее касание пальцами клавиш в «Летний дождь» и таинственно-нежное — в « из сказки», научить его прислушиваться к ворчанию недовольного парохода («Пароход») н к шороху веток, по которым скачут белки («Волшебный сад»). А «Лесной ландыш» нужно сыграть так, чтобы нежность не переходила в сентиментальность и трехдольность не приводила к вальсовости.
Решение этих, казалось бы, трудных задач, без сомнения, доступно детям, чутким ко всему, живому в природе, и вполне может быть реализовано под руководством опытного близкого к творческому поиску педагога.

Читайте также:  Гитара стиле хэви метал

I. Баю-бай
2. Колокольчик
3. Кукушка
4. Баба-Яга
5. Осень
6. Рано утром выпал снег.
7. Снеговик
8. Новый день
9. Шишки на ёлке ,
10. Нарисую кошкин дом
11. В облачные перышки
12. Самый интересный сон.
13..Утро
14. Пирожки
15. Серая коза
16. Очень скучно
17. Воробей.
18. Ручей
19. Бедный зайка
20. Подсолнух
21. Кубик на кубик
22. Меховые сапоги
23. Кукла
24. Жёлтые береты
25. Дождливый день
26. Снежная тропинка
27. Первый снег
28. Холодно сегодня в лесу.
29. Затопила мама печку
30. Вечер
31. Ходит сои.
32. Сказка
33. Весна
34. Земляника и лягушки
35. Праздник.
36. Все уснули.
37. Отражение.
38. В день рождения
39. Волшебный сад
40. Перехитрил
41. Азбука
42. Короткое лето
43. Ромашки.
44. Поезд..
45. Ласточки.
46. Опять Баба-Яга
47. Песня Бабы-Яги
48. Елка
49. Пароход.
50. Белые утки
51. Весёлая луна
52. Летний дождь
53. Фея из сказки
54. Туман
55. Часы.
56. Тополя
57. Ландыш лесной
58. Качели.

Скачать пособие

Источник

Как огонь мастеру помог?

Русская народная песня «Во кузнице».

В инструментовке русской народной песни «Во кузнице» 1 часть построена на мелодических перекличках солирующих инструментов, а 2 – игра терциями в унисон (партия ксилофона дублируется гармоникой и баяном). В этой части мы предлагаем или одному ксилофонисту сыграть двумя палочками, или двум музыкантам по одной нотке. С каждым следующим куплетом можно менять октаву (играть то в первой, то во второй).

Особого внимания требуют партии ударных инструментов – с каждым исполнителем нужно разобрать ритмический рисунок и указать солирующий инструмент, вместе с которым он вступает (например, коробочка – гармоника).

«Во кузнице»

(см. нотное приложение 32)

Во куз- , во кузнице,

Во куз- , во кузнице.

Во кузнице молодые кузнецы,

Во кузнице молодые кузнецы.

Они куют приговаривают,

Пойдем, пойдем, Дуня,

Пойдем, пойдем, Дуня.

Пойдем, Дуня, во лесок, во лесок,

Пойдем, Дуня, во лесок, во лесок.

Сорвем, сорвем, Дуня,

Сорвем, сорвем, Дуня.

Сорвем, Дуня, лапушок, лапушок,

Сорвем, Дуня, лапушок, лапушок.

Сошьем, сошьем, Дуня,

Сошьем, сошьем, Дуня.

Сошьем, Дуня, сарафан, сарафан,

Сошьем, Дуня, сарафан, сарафан.

Носи, Дуня, не марай, не марай,

По праздничкам надевай, надевай.

Мой род

Соколова Н. «Затопила мама печку»

В инструментовке детской песенки «Затопила мама печку» особое внимание следует уделить голосоведению – соблюдению лиг.

Мелодическая линия в первой части переходит от домр и первого аккордеона ко второму. При исполнении этого перехода необходимо добиться плавности в голосоведении – легато.

Если в вашем ансамбле есть полный состав струнных инструментов, всю пьесу можно построить как перекличку балалайки-примы и балалайки-секунды (или домры-малой и домры-альт) на фоне гитарных арпеджио (в исполнении педагога).

Напомним, что вокальная партия не должна заглушаться аккомпанирующим ансамблем.

«Затопила мама печку»

(см. нотное приложение 33)

Затопила мама печку, И пока мороз трескучий

Стало в комнате тепло, Не пускает нас гулять,

И сверкает снег на солнце Мы успеем много сказок,

Сквозь замерзшее стекло. Много сказок прочитать.

Я и мое имя

Маршак С., Вейсберг Ю. Детская песенка «Про Машу».

В инструментовке детской песенки «Про Машу» сольную партию баяна (или аккордеона) можно разделить на два пульта – партии правой и левой руки или по частям – на усмотрение педагога. Партия левой руки написана в упрощенном варианте и доступна первокласснику. Если при разучивании все-таки возникнут сложности, левой рукой должен сыграть педагог. При исполнении мелодии особое внимание следует уделить штриху легато и построению музыкальных фраз.

У домр и балалаек – очень легкий аккомпанемент. При исполнении этой песни мы использовали такой прием. После первой части несколько струнников (домристов или балалаечников) меняют свои инструменты на цитры. На сцене такой прием очень эффектен, но требует дополнительного времени на репетициях. Для исполнения приема глиссандо на цитрах детям необходимо подготовить медиаторы.

Партии ударных обязательно отрабатываются отдельно, а затем в дуэте с солистом и со всем ансамблем. Песня очень легко инсценируется. Однако важно выделить вокальную партию девочки-солистки на фоне играющего ансамбля и выстроить ее «диалог» с подружками, «роль» которых могут исполнить сами музыканты.

«Про Машу»

(см. нотное приложение 34)

— Выйди, Маша, из ворот, из ворот -На крылечке серый кот, серый кот,

Выйди, Маша, в хоровод, в хоровод. Пусть он Ваню бережет, стережет.

— Нет, подружки, не могу, не могу — Серый котик поскучай, поскучай,

Братца Ваню берегу, стерегу. Братца Ваню покачай, покачай.

Масленица

Русская народная песня «Ой, блины, блины, блины»

Русская народная шуточная песня «Ой, блины, блины, блины» исполняется на празднике Масленицы.

Партию баяна правой руки можно разделить на два пульта (по одному такту) и доверить сыграть детям, левой руки – третьему пульту или педагогу (с учетом быстрого темпа). Простая подголосочная партия у гармоники. Ее обязательно нужно сыграть несколько раз вместе с баяном до общей, сводной репетиции. У ударных инструментов различный ритмический рисунок. Выберите тот вариант, который наиболее посилен Вашим детям. А также используйте те ударные и шумовые инструменты, которые есть в вашем ансамбле (это может быть колотушка, рубель, стиральная доска и т. п.). Предложите детям придумать свою версию ритмического сопровождения мелодии.

«Ой, блины, блины, блины»

(см. нотное приложение 35)

Ой, блины, блины, блины,

Вы, блиночки мои.

Ой, блины, блины, блины,

Вы, блиночки мои.

Напекла я блины

На четыре стороны.

Напекла я блины

На четыре стороны.

Никто те блины не ест,

Никто даром не берет.

Никто те блины не ест,

Никто даром не берет.

Только серая свинья

Понюхала, да пошла.

Только серая свинья

Понюхала, да пошла.

За лиманом огонь горит,

У свиньи живот болит.

За лиманом огонь горит,

У свиньи живот болит.

За лиманом огонь потух, —

У свиньи живот опух.

За лиманом огонь потух, —

У свиньи живот опух.

8. «Ах, ты, душечка, красна-девица!»

Русская народная песня «Как пошли наши подружки».

Инструментовка русской народной песни «Как пошли наши подружки» рассчитана на детей 5-6 лет. Поэтому ансамбль первоклассников должен освоить ее очень быстро. Партию баяна может исполнить учитель, продублировав мелодию аккордами, или ученик-солист. В данном произведении мы использовали хроматическую гармонику. Трудность при исполнении партии заключается в точном счете пауз и вступлений. Аналогична единственная сложность в партиях балалайки и домры. Паузы можно заменить недостающими нотами мелодии при условии, что дети уже владеют игрой на закрытых струнах.

Выбор тональности (ре-мажор) обусловлен возможностью исполнения подголосочной партии и фрагментов сольной на открытых струнах домры и балалайки, а также удобством певческого диапазона.

Перетранспонировав мселодию в другую тональность (например ля-мажор), можно ввести такой прием игры на балалайке, как бряцание. Но при этом следует обратить внимание на диапазон детских голосов. Каждый куплет легко инсценировать (изобразить в движении).

«Как пошли наши подружки»

(см. нотное приложение 36)

Как пошли наши подружки Что любимую подружку,

В лес по ягоды гулять. Катеринушку.

Сею, вею, вею, вею, Сею, вею, Вею, вею,

В лес по ягоды гулять. Катеринушку.

Они ягоды набрали, Ты – ау, ау, Катюша,

А подругу потеряли. Наша милая подружка!

Сею, вею, вею, вею, Сею, вею, вею, вею,

А подругу потеряли. Наша милая подружка.

9. Выходи весну встречать!

Источник

Затопила мама печку ноты

Домашнее задание 6.09.2014
Сольфеджио

1. Прохлопать, проговорить ритмослогами Дон (долгие звуки) и ди-ли (короткие звуки) и попробовать записать ритм стихотворения:

Дон дон дон дон
В переулке бродит слон

2. Написать строку с нотой -до- (можно цветными карандашами) в нотной тетради
3. Нарисовать животное (или сказочный персонаж), которое прячется в низком регистре

Домашнее задание 9-10.09
Сольфеджио

1. Проговорить слова и прохлопать ритмы с.1 (Приложение)
Подобрать словосочетания к картинкам в предложенных ритмах и прохлопать с.2 (Приложение)
2. Написать в нотной тетради строчку нот На линейках, выучить их, знать, где пишутся и как называются
3. Выучить слова песенки (Фролова с.8 д/з №4)
4. Распечатать клавиатуру из Приложения, вырезать и носить на уроки

Дорисовать картину на тему «Моя осень» или «Фея осени»

Домашнее задание 13.09

1. Приложение — прописать скрипичный ключ и его элементы с.4-6
2. Найти и написать по 4 слова на ритмы:
I ; I I ; I П ; П I
слон кош-ка за-инька беге-мот
3. Приложение с.2 — проговорить предметы на картингках и прохлопать их ритм
4. Тем кто не написал строчку ноту на линейках — доделать!
5. Вырезать карточки с названием нот из Приложения

Домашнее задание 16/17.09

Сольфеджио
1. Фролова Сольфеджио с.13 №1 — выучить слова песенки
2. Там же с. 14№4

Дорисовать картину (3 зимних темы на выбор — «Снежная сказка», «Зимние забавы» или «Новогоднее настроение»)

Домашнее задание 20.09 Сольфеджио

1.Фролова с. 13 песенка «Земляника» — назвать нотами, проиграть на инструменте и спеть нотами и со словами
2. Приложение Нотодолье с.7 №№5 и 7 письменно

Домашнее задание 23.09 Сольфеджио

1. Фролова с.15 №2 письменно
2. Фролова с.13 №1 повторить стих про кота
3. Приложение с.8 а) и г), с. 9
Показать полностью..
Попеть песенку До-ре-ми (послушать файл Олег Анофриев До-ре-ми, попеть До-ре-ми минусовку, текст в Обсуждениях)

Найти загадки про времена года
Дорисовать картину «Весеннее настроение»

Домашнее задание 27.09 Сольфеджио

1. Учебник Фроловой с. 18 №6 песенка «Сорока» проговорить нотами и ритмослогами, сыграть на инструменте и спеть

2. Учебник Фроловой с. 18 д/з №4 — письменно

Домашнее задание 4.10

Учебник Фроловой с.13 №5 «Загадка» — называть нотами, петь, играть; с.17 №5 д) — з) — проговорить и простучать ритмы (дон и ди-ли), выписать имена в таблицу
Играть ноты 1 октавы на инструменте.

Не забудьте вырезать карточки с нотами на с. 87.

Домашнее задание от 14.10 (на субботу) Сольфеджио
1)Учебник с.21 №5 — переписать мелодию песенки в учебнике (если учебник библиотечный — в тетрадь), петь нотами и со словами, играть
2)Приложение с.13 проговаривать ритмослогами и простучать ритмы. Можно раскрасить рисунки 🙂

Слушание музыки
Дорисовать «Вечернюю музыку», принести во вторник готовые работы: «Утро» и «Вечерняя музыка»
PS: Вечернюю музыку можно послушать и даже посмотреть на странице прямо над этим сообщением

Домашнее задание 7.10

1. Учебник с.22 №7 «Лепешки» — простучать ритм с ритмослогами, петь, играть.
2. Прописать в нотной тетради карандашом строчку из трех нот -соль-ля-ми-
3. Выписать ритм четвертными и восьмыми нотам, подчеркнуть сильные доли (упражнение рукой Маятник — на счет раз и — рука вниз по столу — это сильная доля, на счет 2 и — вверх — это слабая доля):

Я Петрушка — молодец
На макушке бубенец
4. Выучить слова песенки Петушок с.18 д/з №1

Домашнее задание на 15.11 Сольфеджио:

1. Учебник с.27 №6 «Маленькая Юлька» — играть на инструменте, петь нотами и со словами с дирижированием (маятником)

2. Приложение с.12 «Осень» написать ритмический диктант в размере 2/4, проставить такты, найти и обозначить паузы

Слушание музыки:
Найти загадки и/или стихи про слона

Источник

Оцените статью