Завод имени луначарского гитар

Завод имени луначарского гитар

Начала фабрика производить электроинструменты с малосерийных полуакустик, довольно высокого качества — это были копии Gibson E-335, гитара и бас в форме скрипок, как у Маккартни. Чуть позже на ряду с полуакустиками начала выпускаться серия электро и бас-гитар ЭКО — копии популярных Итальянских гитар. По качеству все эти инструменты были значительно лучше, чем выпускающиеся позже модели, но сложность и дороговизна и маленький объем производства стал причиной того, что скоро им на смену пришли более дешевые модели — Джазовая полуакустика с декой из фанеры заменила деревянные полуакстики, а после деку стали делать из пластика. На смену ЭКО пришли гитары легендарного оригинального отечественного дизайна — первые Тоники (РИТМ-СОЛО и БАС), которые по качеству останутся выше всех последующих тоник, но они делались недолго — всего несколько лет. После всё производство электрогитар перенесли на МУЗДЕТАЛЬ, которая удовлетворяла нужды пролетариата серией гитар МАРИЯ

Форум, благодаря которому «всё это»:
Хорошо представленный тематический виртуальный музей

Если вы обладаете какой-либо информацией, можете дополнить или внести замечания по этой странице — обязательно напишите мне на почту — dor313@yandex.ru

Chapt’s Web @2009-2019

Материал на сайте создан благодаря не равнодушным людям. Спасибо им за это!

Источник

Фабрика им. Луначарского часть 3

В завершающий год пятилетки на фабрике работали с особой активностью. С октября 1932 года здесь было внедрено сменно-встречное планирование, и к концу года по встречному плану работало 7 бригад и 37 групп, объединявших 206 рабочих. Большинство бригад, перешедших на хозрасчет, своей деятельностью подтвердило высокую экономическую эффективность работы по-новому. Как правило, эти бригады выступали инициаторами освоения новых видов продукции и новой техники. Никакой уравниловки в оплате труда теперь не было, новый метод работы вел к росту производительности труда и снижению себестоимости продукции.
Наступила вторая пятилетка. В эти годы фабрика имени А. В. Луначарского превратилась в крупнейшее профильное предприятие страны. Произошел перелом и в ассортименте изделий и в их качестве. Увеличился выпуск трехструнных домр, были усовершенствованы четырехструнные домры, выросло число оркестровых балалаек. Намного больше стали выпускать инструментов для детей — в частности, детских мандолин.
1934 год — знаменательная веха в истории фабрики. Выпуск инструментов в этот год достиг 390 тысяч, что равнялось производственной мощности всех кустарей России в 1914 году. Начиная с 1934 года фабрика исключает из своего ассортимента простые по форме, но не представляющие музыкальной ценности инструменты и взамен их вводит в производство новые виды более сложной и более ценной продукции. Будущее принадлежало оркестровым инструментам — домрам, балалайкам, мандолинам и гитарам.
Значительно расширился станочный парк. Если в 1933 году на фабрике имелся 91 станок, то в следующем году их уже было 135.
В 1935 году силами рабочих и инженерно-технических работников была проведена частичная реконструкция фабрики: заменены межэтажные перекрытия, правильно расставлено оборудование по потокам, улучшено освещение рабочих мест. Эти меры позволили повысить производительность труда и расширить ассортимент выпускаемой продукции. С 1936 года здесь изготовляются гитары модели «Сеговия», гитары для школьников, начинающих учиться музыке, банджо, балалайки-игрушки.
Еще в 1931 году в стране началось изучение новых образцов музыкальных инструментов, развернулась работа над их усовершенствованием. Научно-исследовательским центром в этой области стал Институт музыкальной промышленности (НИИМП) — первое в мире заведение подобного рода. Коллектив сотрудников, руководимый членом-корреспондентом Академии наук СССР профессором Н. Н. Андреевым, провел огромную работу, связанную с изучением конструкций музыкальных инструментов. У фабрики имени А. В. Луначарского были тесные и плодотворные связи с видными учеными, работавшими в институте,— Н. Н. Андреевым, А. В. Римским-Корсаковым, Б. П. Константиновым, А. А. Харкевичем, Н. И. Мироновым, Н. П. Куликовым. В частности, исследование резонансной древесины позволило институту дать ленинградской фабрике ценные рекомендации по подбору древесины ели для изготовления резонансных дек. В 1934—1937 годах в производство были внедрены новые конструкции гитар «Модель НИИМПа». Позже была разработана и конструкция балалайки-прима модели НИИМПа. Фабрика сотрудничала также с Лесотехнической академией и с сектором научно-исследовательских работ Московской экспериментальной фабрики.
Старые нормы выработки были резко перекрыты и намного повысилась производительность труда в результате деятельности фабричных стахановцев. Организатором этого движения среди луначарцев был станочник раскроечного цеха В. В. Назаров, который за счет увеличения скорости резания на своем станке стал выдавать за смену 11 тысяч балалаечных клепок вместо 6 тысяч, как было ранее.
Стахановцы Закачурин и Летуновский изменили способ заточки цикли, что дало возможность увеличить производительность. В цехе колковой механики стахановка Абрамова перешла на обслуживание четырех автоматов для фрезеровки шестеренок вместо двух и в результате стала выполнять норму на 175 процентов. Постоянно перевыполняли плановые задания бригады Павлова (балалаечный цех), Костюковича (мандолинный), Смирнова (домровый).
Так, в гитарном цехе по инициативе стахановцев было применено расчленение операции циклевки дек и бочков. Это мероприятие позволило значительно повысить выработку. В струнном цехе она также заметно возросла благодаря предложению использовать на операции навивки моторизацию станков с применением навивки струн двумя нитками катушек одновременно.
В 1934 году, после окончания Лесотехнической академии, был направлен на фабрику Серафим Иванович Белов.
— В лаборатории, куда я был оформлен, разрабатывались тогда конструкции четырех струнных домр. Конструкторского отдела на фабрике не было, вся технологическая документация тоже разрабатывалась у нас,— вспоминает Серафим Иванович.— Мне повезло, я работал с прекрасными людьми. Начальником лаборатории был Александр Михайлович Новодержкин, большой специалист, много сделавший для организации выпуска новых, впервые принятых к изготовлению инструментов. Он любил народные инструменты, сам на них играл, а это очень важно, учитывая нашу специфику.
Вспоминаю талантливого художника-мозаичника Василия Адольфовича Романчука, по рисункам которого выполнялось художественное оформление музыкальных инструментов. И сегодня многие профессиональные гитаристы играют на инструментах мастера Михаила Артемовича Сироткина. Кстати, известному гитаристу Сеговия, когда он приезжал в Ленинград, подарили гитару, изготовленную Сироткиным, работавшим в экспериментальной мастерской. В то время мы занимались не только инструментами, но и всеми конструкторско-технологическими работами.
Позже, в 1938 году, был организован отдел, который взял на себя разработку и совершенствование конструкций музыкальных инструментов, разработку конструкций нестандартного оборудования и инструмента. Там же готовилась технологическая документация. Начальником отдела стала Раиса Юлиановна Бородич.
В эти же годы на фабрике велись исследовательские работы по глубокому крашению древесины в целях ее облагораживания, для имитации ценных экзотических пород. В результате экспериментов были предложены рецепты красильных растворов, режимы крашения для имитации красного дерева, амарантового, палисандрового. Крашение производили в красильных ваннах, а для ускорения процесса использовали автоклавы. Все детали грифов и накладки подвергали глубокой прокраске в черный цвет; корпуса гитар фанеровались шпоном, который имитировал цветные породы древесины.
В начале 1937 года Президиум Ленсовета вынес постановление о разрешении постройки нового четырехэтажного корпуса на территории фабрики. Во вновь построенном корпусе должны были разместиться фабричное управление, общественные организации, склады сухих заготовок, а также цех детской игрушки. Помещения, которые в результате строительства должны были освободиться, предназначались для расширения производства и улучшения условий труда.

Читайте также:  Люмината эйвон аромат ноты

Источник

Легендарная гитара советских рокеров — «Луначарка»

Приветствую всех на канале «Музыка минувших лет» !

В сегодняшней статье речь пойдёт о модели гитары, которая уже обрела статус культовой. Почти все советские рок-музыканты хотя бы раз играли на ней: Борис Гребенщиков, Костя Кинчев, Виктор Цой, Александр Башлачёв.
Список можно продолжать ещё очень долго. Даже Юрий Шатунов засветился в кадре с этим волшебным инструментом в руках!

Краткая история

Ленинградскую фабрику имени А.В. Луначарского основали ещё до начала войны. В 1922 года на ней производили народные музыкальные инструменты (мандолины, балалайки, арфы). Потом наладили изготовление разнообразных моделей гитар: шестиструнные, семиструнные и двенадцатиструнные. Производство процветало.
Наибольшей популярностью в первой половине 20-го века пользовалась русская семиструнная гитара .

На фабрике Луначарского выполняли даже индивидуальные заказы. Если артисту требовался инструмент повышенного качества или с особенными деталями конструкции, он мог обратиться в экспериментальный цех .

Знаменитая 12-ти струнка в рок-среде

Несмотря на то, что на фабрике Луначарского производили великое множество музыкальных инструментов, особое признание у рок-музыкантов получила двенадцатиструнная гитара. На это есть свои причины:

  • Звонкий и насыщенный звук гитары (достигается за счёт дублирования струн).
  • Отличное качество сборки, долговечность.
  • Доступность в музыкальных магазинах того времени.

Все эти преимущества не могли остаться незамеченными. Двенадцатиструнку использовали не только рокеры, но и барды. Например, Александр Розенбаум или Михаил Круг . В народе эту модель прозвали «Луначаркой» .

Недостатки (их тоже хватает)

Хотя гитара и пользовалась популярностью, были недостатки, которые портили общее впечатление.

В первую очередь, — повышенная сложность игры .
Такой недостаток касается всех 12-ти струнных акустических гитар. Он обуславливается исключительно особенностями конструкции. Поскольку струн на такой гитаре вдове больше, усложняется зажатие баррэ. Приходится прикладывать больше усилий, чтобы звук оставался чистым.
Исполнение соло-партий тоже затрудняется из-за расположения струн. Как итог, такой инструмент лучше всего подходит для аккомпанемента .

Из-за вышеперечисленных проблем многие рокеры не ставили все 12 струн. Виктор Цой , например, не дублировал басовые струны. А Пётр Мамонов вообще удалил все дополнительные струны со своей гитары.

Источник

Фабрика им. Луначарского часть 6

Поиском новых материалов, разработкой прогрессивной технологии отмечена вся послевоенная деятельность фабрики. Не хватало импортных смол, и для изготовления спиртовых лаков был предложен и внедрен новый нитролак «Музпром», который до сих пор используется в производстве. Его достоинство по сравнению с другими лаками — в меньшей токсичности, а значит, в пригодности для ручного покрытия. Были внедрены также клеи на основе синтетических смол — взамен клеев животного происхождения, применение которых было ограничено.
В содружестве с ЦНИИ фанеры (в настоящее время НПО «Научфанпром») фабрика провела работы по замене коллагеновых клеев. В результате этих экспериментов был создан ряд новых клеев. Их применение позволило значительно повысить производительность труда на склейных операциях, где теперь стали использовать электроконтактный нагрев и пневматический прижим склеиваемых деталей.
Большой заслугой явилось и изготовление промышленной установки для электрического лакирования. Такая установка была смонтирована непосредственно в отделочном цехе. Ее создатели: инженеры Б. А. Вихорев и 3. А. Ларина, мастер Н. П. Науменко, энергетик Г. М. Свистов, электрик Е. М. Петров. Метод лакирования изделия в электрополе высокого напряжения дал заметные результаты. Значительно улучшились условия труда — теперь нанесение лака стало проходить в специальной камере без прямого контакта рабочих с вредным продуктом. Ровно в два раза по сравнению с пневматическим способом нанесения лака сократился его расход. Улучшилось и качество отделки.
Фабрика все еще постоянно испытывала затруднения с обеспечением дорогостоящей древесиной. В содружестве с НИИ полимеризационных пластмасс специалистами С. И. Беловым, 3. А. Лариной, С. И. Алексеевым были проведены работы по замене этой древесины пластмассами. Испытание проходил пластик СНП-2. Первым изделием из нового материала был корпус овальной мандолины. Эксперты-специалисты положительно оценили звучание инструмента, появилась уверенность в возможности массового изготовления щипковых инструментов из недорогого пластика. В 1971 году и позже из этого материала были сделаны сотни тысяч музыкальных инструментов. Когда же выпуск пластика прекратился, вновь стал вопрос о необходимости использования нового материала. По рекомендации ЛНПО «Пластполимер» после экспериментальных работ и испытаний был внедрен в производство новый листовой пластик. Таким образом, вновь удалось найти выход из создавшегося трудного положения. В это же время шли поиски возможностей применения полистирольных (ударопрочных) пластиков при изготовлении корпусов щипковых инструментов.
В послевоенные годы был создан технико-экономический совет, который занимался вопросами новой техники, механизации производственных процессов, повышения качества изделий, разработки новых видов продукции. Членами совета были инженерно-технические работники фабрики (начальники отделов и цехов), мастера производственных участков. Совет обсуждал актуальные вопросы производства, рассматривал новые виды изделий, намеченные к освоению.
Благодаря деятельности технического совета, в период с 1950 по 1970 год на предприятии произошли серьезные сдвиги по части внедрения прогрессивной технологии — стали применять электрическое лакирование, вакуумное формование корпусов гитар, акустическую настройку дек арф и гитар, сделанных по заказам.
До 1952 года фабрика выпускала трехструнные домры и балалайки устаревшей конструкции. Пора было снимать их с производства и заменять более совершенными инструментами. Приступив к этой работе, сотрудники фабрики познакомились с лучшими инструментами оркестров народных инструментов имени Н. П. Осипова в Москве и В. В. Андреева в Ленинграде. За основу при конструировании взяли домры и балалайки выдающихся русских мастеров С. М. Налимова, И. И. Гамениса, С. И. Соцкого.
В течение года были разработаны чертежи, изготовлены образцы, приспособления, и оркестровый участок фабрики приступил к выпуску новых оркестровых инструментов — трехструнных домр-пикколо, домр-прима, альт, тенор, бас, а также балалаек-прима, секунда, альт, бас и контрабас. В состав одного оркестрового комплекта в те годы входило 20 инструментов. Сегодня комплекты выпускаются в меньшем составе, однако конструкции оркестровых инструментов сохранились в том виде, который определился в начале 1950-х годов.
В начале 1960-х годов конструктор Лев Липович Бандас разработал две модели гитары высокого качества с длиной мензуры 610 и 650 миллиметров; облицованы они были строганым шпоном новых пород древесины (орех и красное дерево). Эти гитары имели прекрасное звучание, красивое внешнее оформление и были удостоены государственного Знака качества. За разработку и внедрение новых моделей щипковых инструментов высокого качества Л. Л. Бандас был награжден серебряной и бронзовой медалями ВДНХ.
В середине следующего десятилетия на предприятии была внедрена новая технология изготовления корпусов гитар и балалаек, а немного позднее и оркестровых домр из пластмассы методом формования на вакуумноформовочных машинах. Это дало наконец возможность механизировать один из сложнейших производственных процессов, требующих от сборщиков гитар очень высокой квалификации.
Новые, прогрессивные, облегчающие людской труд и улучшающие качество инструментов методы и формы труда постоянно внедрялись в производство и изобретателями фабрики.
Раньше только мужчины могли, к примеру, выполнять циклевку корпусов в гитарном цехе: операция была очень тяжелой. На фабрике придумали и изготовили специальные станки для шлифования деки и дна корпуса и валиков. Все нестандартное оборудование было сделано силами двух цехов: ремонтного и энергоцеха. Следует сказать и о том, что все изданные практические руководства по производству щипковых обязаны своим существованием таланту выдающихся специалистов-луначарцев Льва Липовича Бандаса, Серафима Ивановича Белова, Андрея Ефимовича Минина.
Луначарцы известны не только как активные изобретатели, рационализаторы, создатели прекрасных музыкальных инструментов. Еще в 1934 году на фабрике имени А. В. Луначарского был организован оркестр русских народных инструментов. Его создателем и первым руководителем был С. В. Проскуряков, художественным консультантом — заслуженный артист республики В. В. Кацан. У рабочих и служащих фабрики проявилось огромное желание заняться творчеством, посвятить свое свободное время музицированию. Уже в первые годы своего существования оркестр не раз принимал участие в городских смотрах художественной самодеятельности, занимая на них первые и призовые места.
В период военных действий на Карельском перешейке в 1939 году оркестр был прикреплен к военному госпиталю — играли для раненых и медперсонала. В годы Великой Отечественной войны многие участники коллектива ушли на фронт, но сразу же после победы оркестр продолжил свою деятельность. Его руководителями поочередно были В. И. Зубарев, С. М. Уткин, Н. М. Селицкий. Начиная с 1959 года оркестром фабрики руководит В. В. Борин.
Русский народный оркестр был не только формой проведения работниками фабрики своего досуга, но и своеобразной лабораторией, где проверялись звуковые и игровые качества инструментов. Зачастую эта проверка побуждала к дальнейшему совершенствованию инструментов, готовившихся к выпуску.
Деятельность оркестра широка, интересна и многообразна. Это и выступления на торжественных собраниях фабрики (а позже-—объединения), посвященных памятным и юбилейным датам, и концерты в цехах, адресованные своим товарищам. Приходилось выступать и на больших конференциях и съездах. Оркестр записывался на телевидении, принимал участие в фестивалях художественной самодеятельности. По уровню исполнения и разнообразию репертуара коллектив приближается к профессиональным народным оркестрам. За большую культурно-просветительную деятельность ему присвоено звание «народного коллектива».
В 1984 году оркестр торжественно отметил свой полувековой юбилей.

Источник

Оцените статью