Здоровьесберегающие технологии уроках фортепиано

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в классе фортепиано. Комплекс упражнений.
методическая разработка

Комплекс упражнений для снятия напряжения, развития профессиональных навыков.

Скачать:

Вложение Размер
primenenie_zdorovesberegayushchikh_tekhnologiy_na_urokakh_v_klase_fortepiano._kompleks_uprazhneniy.docx 27.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«КАШИРСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

Применение здоровьесберегающих технологий

на уроках фортепиано с учащимися младших классов.

Подготовила: Федорова Г.В.

Преподаватель по классу фортепиано

Детская музыкальная школа как здоровьесберегающая педагогическая система

Модернизация образования предполагает обязательное внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс. В системе общего образования вопрос о сохранении здоровья школьников разработан достаточно полно и носит систематический характер. Возможности дополнительного образования в этой сфере изучены в меньшей степени, хотя музыкальные школы могут быть отнесены к здоровьесберегающим педагогическим системам. Дополнительное образование детей дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы, способствует снятию психологического барьера, формированию культуры здоровья.

Этого желают родители, понимая, что обучение музыке поможет привить ребенку навыки, необходимые в жизни. Сейчас многие родители вынуждены интенсивно работать, в то время как дети не получают должного внимания с их стороны. Всем педагогам хорошо известна фраза, которую говорят родители, приводя ребенка в музыкальную школу: «Главное, чтобы на улице не бегал!».

Но здесь стоит задуматься, что дает ребенку обучение в музыкальной школе с точки зрения здоровьесбережения? О плюсах и минусах занятий в ДМШ или других учреждениях дополнительного образования можно говорить бесконечно. Главным аргументом «против» занятий музыкой может стать дополнительная нагрузка: ведь ребенок должен проводить часть свободного времени за инструментом, в то время как его сверстники бегают на свежем воздухе. Дополнительные проблемы получают и сами родители: ребенка надо отвезти на занятия, проконтролировать выполнение домашних заданий. Но польза от занятий музыкой неизмеримо выше всех забот. У ребенка совершенствуется физическое развитие — развивается чувство ритма и музыкальный слух, тренируется мелкая моторика и координация движений, вырабатывается сила воли, усидчивость, воспитывается сценическая выдержка, развивается внимание и память. Ему нужно дома самостоятельно заниматься музыкой, вовремя успевать к началу занятий, следить за расписанием и учиться организовывать свой день так, чтобы все успеть. Но самое главное — общение в кругу близких по интересам друзей снимет усталость после школьных уроков, приобщит ребенка к духовному наследию прошлого, познакомит с сокровищами мировой культуры, что благотворно скажется на его здоровье.

Физкультминутки и паузы являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность. Нормой является их проведение по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого, а также имеет значение эмоциональный фон во время выполнения упражнений. На уроках по специальности, особенно в подготовительном классе мы используем игру в мяч, сочетая при этом учебные задачи, например, изучение нот или ритмического рисунка. Дети с удовольствием выполняют эти физические упражнения, не задумываясь о том, что они что-то изучают.

На каждом из занятий с учениками отводится от 5 до 10 минут (в зависимости от целей и задач урока) на комплекс упражнений, содержание которого можно варьировать в зависимости от плана урока. Родителям учеников, присутствующим на занятии, предлагается повторять данные комплексы дома, вместе с детьми, перед началом и после занятий за фортепиано. Этот цикл упражнений рекомендован с учащимися младших классов.

Первая часть комплекса упражнений направлена на формирование правильной осанки , которая подчас становится своего рода «зеркалом души» и отражает не только физическое, но и психическое состояние ребенка, его настроение и характер. На современном этапе развития образования очень большой процент детей имеет проблемы с осанкой, вследствие чего данный

комплекс упражнений просто необходим. Он состоит из следующих упражнений:

  • Упражнение 1 имеет два названия: «Новая и сломанная кукла» (для девочек) и «Солдатик и медвежонок» (для мальчиков). Оно выполняется стоя или сидя.
  • «Новая кукла» — стоять или сидеть как кукла на витрине (с напряженной спиной) – до двадцати секунд, затем полностью расслабиться (кукла сломалась) — от 5 до 10 секунд. Выполнять от трех до шести раз.
  • «Солдатик и медвежонок» — представить нового оловянного солдатика, всегда стоящего прямо и ровно и мягкого, ленивого, толстенького медвежонка.
  • Упражнение 2 для девочек «Балерина». Чуть прогнутый корпус. На вдох подняться на носки и одновременно плавно приподнять руки вверх, скрестить их над головой и развести в стороны. На выдохе руки свободно падают и раскачиваются до полной остановки. Педагог в это время проверяет, расслаблены ли мышцы плеч (подставляя под плечи ребенка ладони). Упражнение помогает распрямить туловище, научиться ощущать руки «из корпуса», а также освобождать мышцы рук от зажимов.
  • Упражнение 2 для мальчиков «Робот». Робот стоит, подняв руки (все тело до кончиков пальцев напряжено). Завод кончился – постепенно падают, «выключаются» пальцы рук, кисти, руки, туловище. Ребенок наклоняется и качает расслабленными руками. Педагог проверяет – расслаблены ли руки.
  • Упражнение 3 «Шейка». Мягкими, ласковыми касаниями рук (обязательно теплых!) педагог осторожно помогает ребенку делать небольшие плавные круговые движения головой. Они позволяют снять напряжение с шейных мышц. Надо постараться, чтобы ученик мог самостоятельно совершать такие движения, не напрягая шею.
  • Упражнение 4 «Паровозик». Спокойные, плавные вращательные движения в плечевых суставах, имитирующие колеса паровозика (руки согнуты в локтях, кисти зажаты в кулачки). Можно изображать большой и маленький паровозики, в соответствии с чем меняется амплитуда вращательных движений.
  • Эти четыре упражнения приучают владеть своим телом, снимать излишние напряжения, чувствовать «зажимы» и освобождаться от них. При достаточной натренированности, благодаря описанным упражнениям, дети не будут ощущать усталости в плечевой области и не станут «помогать себе», поднимая плечи.
  • Вторая часть комплекса упражнений дифференцирует работу крупных мышц. Упражнения активизируют работу мышц плече-лопаточного отдела, появляется ощущение «целостности» движений рук «из корпуса».
  • Упражнение 1 «Мельница». Руки и тело свободные. Вращательные движения рук «из корпуса» в плечевых суставах, правой и левой рукой попеременно и вместе, вперед и назад. В этом упражнении важно, чтобы руки не были напряжены, поскольку его цель – не разработать мышцы рук, а лишь уметь их расслаблять и совершать движения расслабленными руками.
  • Упражнение 2 «Шалтай-болтай». Ученику необходимо встать прямо; руки опустить свободно вниз, слегка нагибаясь при этом вперед. Педагог дает задание начать покачивать руки, то навстречу друг другу, то, скрещивая и разводя их в стороны. Одновременно с этим, наклон увеличивать, а затем, постепенно распрямляясь, возвращаться в исходное положение. Педагог должен проверить степень расслабленности рук ребенка, подбросив их вверх. Руки, при этом должны свободно и быстро упасть. В рамках этого упражнения необходимо целенаправленно работать над полным расслаблением мышц рук, мягко раскачивая их, прося «отдать» их педагогу.
  • Упражнение 3 «Боксик». Для того чтобы почувствовать руку «из корпуса», ребенок имитирует движения боксера, с силой выбрасывая руки вперед, как бы угрожая противнику. При этом, ни в коем случае, нельзя поднимать плечи. Упражнение очень полезно для ощущения целостности рук.
  • Упражнение 4 «Дирижер». Ребенок «дирижирует» под музыку (в домашних условиях родителям можно включать записи любимых произведений ребенка). Это упражнение помогает включить в работу все мышцы, вырабатывает плавность и пластичность движений. Важно следить за правильным дыханием, тогда плечи остаются в покое, не поднимаются. Грудные мышцы расправлены. Ни в коем случае нельзя сутулиться! Это упражнение способствует развитию пианистических движений и правильному дыханию.
  • Упражнение 5 «Полет большой красивой птицы». Ученик свободно размахивает руками, имитируя полет большой, красивой, нежной птицы (например, лебедя). Педагогу необходимо выделить слова: «нежной», чтобы движения рук были плавными; «большой» — большая амплитуда движений; «красивой» — чтобы добиться изящества в движениях.
  • Упражнение 6 «Стирка». Ученик представляет, что стирает какую-либо вещь. Постирал – надо стряхнуть. Во время упражнения педагог говорит: «Если стряхивать хорошо – брызги разлетаются далеко, а если стряхивать зажатыми руками – все брызги падают на живот. Значит, будешь мокрым ходить. И когда играешь на рояле – звуки, как брызги: играешь свободными руками – звуки далеко в зал летят, а играешь зажатыми – они все здесь, у тебя остаются. И их никто не услышит». [1]
  • Третья группа упражнений чрезвычайно важна для воспитания пианиста. Предлагаемый комплекс упражнений нормализует кровообращение в подушечках пальцев и помогает ощутить целостность всей руки.
  • Упражнение 1 «Маленькие пластилиновые шарики». Это упражнение вырабатывает чувствительность кончиков пальцев. Ребенок катает воображаемые пластилиновые шарики между 1 – 2, 1 – 3, 1 – 4 и 1 – 5-м пальцами.
  • Упражнение 2 «Марширующие гномы». Пальцы «шагают», как гномы шагают ножками. Работают 2 и 3 пальцы, 2 и 4, 3 и 1, 2 и 1, 2 и 5, 3 и 5, 1 и 5, 4 и 3. Преподаватель, а дома мама, дает команду, какими пальцами шагать. Можно рассказать историю о забавных гномах, которые шагают ножками, сидя на стульчиках. Обратить внимание ребенка на то, что ноги гнома шагают, колени согнуты, а сидит он спокойно, не подпрыгивая. Ученику становится понятно, что кисть остается в спокойном состоянии, а двигаются только согнутые пальцы.
  • Упражнение 3 «Кружкѝ». Рисование в воздухе кружков поочередно 2, 3, 4 и 5-м пальцами (сначала в одну, а потом в другую сторону). Рука при этом должна быть полностью расслаблена. Особенно нужно следить за рисованием кружка 1-м пальцем. Он должен работать легко, без напряжения, не сгибаться в суставе.
  • Упражнение 4 «Вешалка». Зацепиться за открытую крышку клавиатуры кончиками пальцев (одними подушечками, не сгибая суставы) и почувствовать свободу висящих рук. Для проверки ощущения раскачивать руки во все стороны (ведь вешалка раскачивается, но не падает, так как держится за крючок). Чтобы убедиться в том, что цепкий кончик пальца способен выдержать вес руки, мы предлагали ученикам зацепиться кончиками пальцев за такие же цепкие кончики пальцев педагога и раскачать этот сцепленный, «висячий мост».

Подводя итоги вышесказанному, заметим, что в рамках урока описываемые упражнения снимают накопившееся мышечное напряжение, усталость детей после общеобразовательной школы. В домашних же условиях они способствуют повышению общего тонуса исполнительского аппарата учеников и развивают физические возможности ребенка для исполнения технически сложных произведений

Таким образом, приоритетным методом сохранения и укрепления здоровья детей и подростков на уроках фортепиано является рациональное использование разнообразных средств и форм физического воспитания при

оптимальной двигательной активности, соответствующей гигиеническим нормам на основе возрастных особенностей ребенка.

Источник

Методическая разработка «Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроке фортепиано»
методическая разработка по музыке по теме

Здоровье лежит в основе благополучия любого человека, ведь только здоровый человек может добиться успехов в жизни, быть активным творцом в окружающем мире. Уровень современной жизни предъявляет высокие требования к человеку и его здоровью. В связи с этим возросло внимание и к здоровью детей и подростков. Проблема здоровья встает особенно остро, потому что состояние здоровья подрастающего поколения является показателем благополучия общества, отражающим не только истинную ситуацию, но и дающим прогноз на перспективу. Большинство детей младшего и старшего школьного возраста имеют различные отклонения в состоянии здоровья: ослабление зрения, опорно-двигательного аппарата, неврологические нарушения, что ведет к отставанию в учебе. Именно эти обстоятельства требуют изучения проблемы сохранения здоровья подростков в условиях обучения в общеобразовательных учреждениях вообще, на уроках обучения игре на фортепиано в частности. Таким образом, наша цель-это изучение опыта использования здоровьесберегающих технологий применительно к практике преподавания на уроке фортепиано.

Какие задачи мы ставим перед собой?

  • систематизировать имеющийся опыт по введению здоровьесберегающих технологий в учебный процесс;
  • способствовать повышению грамотности педагогов образовательного учреждения в этом вопросе;
  • определить критерии урока со здоровьесберегающей установкой;
  • показать практические пути для введения здоровьесберегающих технологий в учебный процесс;
  • подтвердить положительное влияние здоровьесберегающих технологий на формирование психического здоровья учащихся.

Серьезное изучение затронутой проблемы является актуальным и продиктовано современными тенденциями в состоянии здоровья нации.

Скачать:

Вложение Размер
zdorovesberezhenie_11478082318.doc 116 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Московский областной колледж искусств и технологий

«Использование элементов здоровьесберегающих технологий

на уроке фортепиано»

Выполнил: преподаватель ГБОУ СПО МОКИТ

2. Здоровьесберегающие технологии – что это такое?

3. Музыкальное образование как здоровьесберегающая педагогическая система

4. Организация и планирование урока

5. Здоровьесбережение — в каждую семью

6. Список использованной литературы

Здоровье лежит в основе благополучия любого человека, ведь только здоровый человек может добиться успехов в жизни, быть активным творцом в окружающем мире. Уровень современной жизни предъявляет высокие требования к человеку и его здоровью. В связи с этим возросло внимание и к здоровью детей и подростков. Проблема здоровья встает особенно остро, потому что состояние здоровья подрастающего поколения является показателем благополучия общества, отражающим не только истинную ситуацию, но и дающим прогноз на перспективу. Большинство детей младшего и старшего школьного возраста имеют различные отклонения в состоянии здоровья: ослабление зрения, опорно-двигательного аппарата, неврологические нарушения, что ведет к отставанию в учебе. Именно эти обстоятельства требуют изучения проблемы сохранения здоровья подростков в условиях обучения в общеобразовательных учреждениях вообще, на уроках обучения игре на фортепиано в частности. Таким образом, наша цель -это изучение опыта использования здоровьесберегающих технологий применительно к практике преподавания на уроке фортепиано.

Какие задачи мы ставим перед собой?

  • систематизировать имеющийся опыт по введению здоровьесберегающих технологий в учебный процесс;
  • способствовать повышению грамотности педагогов образовательного учреждения в этом вопросе;
  • определить критерии урока со здоровьесберегающей установкой;
  • показать практические пути для введения здоровьесберегающих технологий в учебный процесс;
  • подтвердить положительное влияние здоровьесберегающих технологий на формирование психического здоровья учащихся.

Серьезное изучение затронутой проблемы является актуальным и продиктовано современными тенденциями в состоянии здоровья нации.

1. Здоровьесберегающие технологии – что это такое?

Под здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ) в широком смысле можно понимать все технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. К здоровьесберегающим будут относиться педагогические приемы, методы и технологии, которые не наносят вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном процессе. Особенности здоровьесберегающих технологий состоят в их рациональности, совместной организации деятельности педагога и студента, без которых невозможно достичь эффективности обучения. Это дает возможность учителю решать проблемы обучения успешнее, а учащимся облегчает напряженность учебного процесса. Тем самым создается образовательная среда, которая обеспечивает снятие многих отрицательных факторов. В основе модели здоровьесберегающего обучения находятся две составляющих: «обучающая» и «сохраняющая» здоровье среда. «Обучающая среда» связана с развитием интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, базирующаяся на педагогике, в основе которой лежат активные формы и методы обучения. «Сохраняющая здоровье среда» опирается на создание психологического комфорта, эмоциональной отзывчивости. К «сохраняющей среде» относятся санитарно-гигиенические требования. К примеру, это должно быть проветренное помещение, так как свежий воздух является той средой, в которой хорошо работает мозг, легкие; сияющие черно-белые клавиши инструмента — это установка на деятельность; достаточное освещение – комфортная работа для глаз без усилий и напряжения. Педагог должен чувствовать, когда студент устал, так как у него пропадает заинтересованность, внимание становится рассеянным, и предпринимать все возможные методы и приемы для снятия утомления. Здоровьесберегающие технологии призваны обеспечивать уважение к личности каждого подростка, создавать условия для развития его уверенности в себе, инициативности, творческих способностей, самостоятельности и ответственности. Педагоги, сохраняя их здоровье, должны свести к минимуму все факторы риска: стрессовое воздействие, несоответствие методик и технологий обучения возрастным особенностям, несоответствие условий обучения санитарно-гигиеническим требованиям и т.д.

2. Музыкальное образование как здоровьесберегающая педагогическая система

Модернизация образования предполагает обязательное внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс. В системе общего образования вопрос о сохранении здоровья подростков разработан достаточно полно и носит систематический характер. Музыкальное образование дает возможность каждому подростку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы, способствует снятию психологического барьера, формированию культуры здоровья. Обучение музыке поможет привить навыки, необходимые в жизни. Но здесь стоит задуматься, что дает обучение игре на фортепиано с точки зрения здоровьесбережения? О плюсах и минусах занятий можно говорить бесконечно. Главным аргументом «против» занятий музыкой может стать дополнительная нагрузка, ведь подросток должен проводить часть свободного времени за инструментом, в то время как его сверстники гуляют на свежем воздухе. Но польза от занятий музыкой неизмеримо выше всех забот, так как совершенствуется физическое развитие — развивается чувство ритма и музыкальный слух, тренируется мелкая моторика и координация движений, вырабатывается сила воли, усидчивость, воспитывается сценическая выдержка, развивается внимание и память. Необходимо дома самостоятельно заниматься музыкой , учиться организовывать свой день так, чтобы все успеть. Но самое главное — общение в кругу близких по интересам друзей снимет усталость после занятий, приобщает подростка к духовному наследию прошлого, познакомит с сокровищами мировой культуры, что благотворно скажется на его здоровье. Многообразие видов деятельности на уроках фортепиано позволяет на каждом занятии прибегать к различным здоровьесберегающим технологиям. Огромные возможности для поддержания душевного здоровья студента имеет музыкотерапия или оздоровление музыкой. Музыкотерапия вообще является интересным и перспективным направлением, которое используется во многих странах в лечебных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести в возбужденное состояние. Занятия музыкой укрепляют иммунную систему, что способствует снижению заболеваемости, улучшается обмен веществ, активнее происходят восстановительные процессы. Доказано, что музыка Моцарта хорошо воздействует на психику, полезна при многих соматических заболеваниях и язве желудка. А вот снять раздражительность и нервное напряжение поможет «Лунная соната» Л. Бетховена, «Времена года» П.И.Чайковского. Если мучают головные боли, то в качестве лекарственного средства можно использовать «Полонез» Огинского, а улучшит работу сердца «Элегия» С. Рахманинова. Обучаясь игре на таком инструменте как фортепиано, необходимо учитывать индивидуальные особенности подростка. Объем максимально допустимой учебной нагрузки учащихся должен соответствовать нормам. Загруженность является камнем преткновения для тех студентов, которые заняты дополнительными занятиями. Комфортное расписание становится важной составляющей, так как правильно составленное расписание предупреждает появления переутомления. С целью исключения перегрузки, расписание составляется таким образом, чтобы подростки могли чередовать инливидуальные занятия с групповыми, музыкальные дисциплины с общеобразовательными и др.

3. Организация и планирование урока

Поскольку основой любого образовательного процесса является урок, то и его влияние на здоровье учащихся является наиболее важной частью в этой сфере. Большинство критериев, о которых говорит традиционная методика, касаются сугубо педагогических аспектов проведения урока. Однако почти каждый из этих элементов связан с проблемой сохранения здоровья учащихся. Педагоги следят за соблюдением режима учебных занятий: строят урок с учетом работоспособности студентов, чередуют различные виды деятельности, выполняют гигиенические требования, создают благоприятный эмоциональный настрой. Тем не менее, нужно напомнить об основных моментах учебного процесса. Мы предлагаем педагогам своеобразные ориентиры, на которые целесообразно обратить внимание при проведении урока.

Гигиенические условия в кабинете должны соответствовать санитарным нормам. Следует поддерживать чистоту, определенную температуру и свежесть воздуха, уровень освещенности и т.п. Отметим, что утомляемость и риск аллергических расстройств во многом зависят от соблюдения этих условий.

Главное – рациональная организация урока , использование активных форм и методов обучения. Большинство педагогов используют следующие приемы здоровьесбережения на уроках: динамические паузы, гимнастику для глаз, проведение интегрированных уроков и .т.д.

Число видов учебной деятельности , используемых преподавателем фортепиано, является важной составной частью урока. К ним относятся следующие виды учебной работы: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа. Нормой считается использование 4–7 видов работы за урок, но не менее трех. Однообразие урока способствует утомлению обучающегося. Вместе с тем необходимо помнить, что частые смены одного вида деятельности на другой требуют от учащихся дополнительных усилий, что также приводит к быстрой утомляемости. Об этом тоже следует помнить педагогам.

Следует учитывать продолжительность и чередование различных видов учебной деятельности. Нормой продолжительности одного вида работы считается 7-10 минут. Если в течение урока используется один вид деятельности или 30-35 минут на уроке занимает работа по нотам, то это приведет к снижению уровня восприятия материала студентом. Необходимо чередовать различные виды слуховой, двигательной и творческой деятельности, где игра гамм и арпеджио сменяется разбором нового нотного материала, повторением уже выученных пьес, которые студент знает наизусть, сочинением и подбором знакомых мелодий и т. д.

Работоспособность у учащихся связана с биоритмами и имеет два основных пика. Первый подъем приходится на 9-11 часов, второй – на 16-18 часов. Неодинакова умственная способность и в разные дни учебной недели. Из опыта работы можно с уверенностью сказать, что после выходных в понедельник не следует проводить академических концертов, зачетов и экзаменов. Учебная нагрузка в течение недели должна быть распределена таким образом, что наибольший ее объем приходится на вторник и среду.

Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения студента . К таким методам относятся методы свободного выбора (беседа, выбор приемов исполнения, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученик в роли учителя, обучение действием, ролевая игра, ученик как исследователь и др.); методы, направленные на развитие интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и др. Эти приемы помогут снять признаки утомления, а хроническое утомление — это одна из главных причин истощения ресурсов здоровья подростка. Давно известно, что игры активизируют процесс обучения. Применение игровых технологий на уроках фортепиано в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий, дает возможность укрепить мотивацию на обучение, поддерживать интерес и увлеченность игрой на инструменте, вызвать положительные эмоции, то есть создать благоприятный эмоциональный настрой урока, раскрыть индивидуальность обучающегося. Игры – это эффективный способ самореализации и самовыражения. Игровые формы, применяемые на уроках, разнообразны:

подвижные игры (игры на внимание, на воспитание слуховых представлений); ролевые игры.

Все учащиеся очень любят путешествовать или фантазировать, сочиняя сказки. Почему они их так любят? Наверное, потому, что сказки несут в себе важные ценности, переходящие от одного поколения к другому и не утрачивающие со временем своего значения. Такие путешествия в сказку можно устроить и на уроке фортепиано, выстроить исполнение и разучивание пьес, объединив их общим сюжетом. Тогда даже скучный этюд превращается в увлекательную игру: можно придумать название, технические приемы органично связать с художественным замыслом.

Психологический комфорт на уроке — это важное условие для сохранения здоровья студента. Его поза должна соответствовать характеру задачи, которую педагог перед ним поставил. Подросток приходит на урок фортепиано, часто отсидев уже полдня на других занятиях и ему приходится сидеть за инструментом, держать локти, ставить пальцы, внимательно смотреть в ноты, не скручивать ноги «калачиком». Надо помнить, что у подростка продолжается формирование опорно-двигательного аппарата, происходит замена хрящевой ткани на костную ткань, поэтому больше 25 минут он не может сидеть в одном положении. Мышцы плечевого пояса и бедер развиты хорошо, а мышцы спины еще не у всех развиты, поэтому сидеть в вынужденной позе ему очень трудно. Студентам следует давать возможность подвигаться, размяться, отдохнуть, переменить позу. Естественность поза подростка на уроке может служить и индикатором психологического воздействия на него педагогом. Разрушающее воздействие на здоровье учащегося авторитарного стиля обучения состоит в том, что он находится в состоянии напряжения в ожидании окрика или приказа. Следует давать возможность расслабиться, откинуться на спинку стула, когда вы просто беседуете с ним, и настраиваться на исполнение, когда начинается работа над произведением. Поэтому педагогам по классу фортепиано следует обратить внимание именно на эту сторону и включать в уроки моменты физической активности, двигательные упражнения, игровые элементы.

В современной методике преподавание нацелено на создание благоприятного режима двигательной активности обучающихся с учетом их возраста и состояния здоровья. У многих подростков еще мало развиты мелкие мышцы кистей, которые должны действовать во время игры на инструменте. Для них это тяжелый физический труд.

Физкультминутки и паузы являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность. Нормой является их проведение по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого, а также имеет значение эмоциональный фон во время выполнения упражнений. На уроках фортепиано, особенно на 1 курсе можно использовать игру в мяч, сочетая при этом учебные задачи, например, изучение нот или ритмического рисунка. Студенты с удовольствием выполняют эти физические упражнения, не задумываясь о том, что они что-то изучают. Игра на фортепиано развивает мелкие мышцы кистей рук учащихся (мелкую моторику), что существенно облегчает нагрузку на руки и даже почерк у них становится лучше. Для отдыха можно использовать прохлопывание ритмических рисунков, раскладывание знакомых песенок на карточках. С удовольствием выполняют различные пальчиковые упражнения. Значительный по объему и ценный в методическом плане материал содержится в учебных пособиях, составленных Т. А. Боровик «Медведь и ягодка» и др., «Играем пальчиками и развиваем речь» Цвынтарным, «доНОТЫши» А. Коноваловым, «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» Л. П. Савиной, «Путь к музицированию» Л. Баренбоймом и другими авторами.

Большое удовольствие доставляет упражнение «Сороконожки». Студентам легко удаются движения 2 и 3 пальцем вперед, нежели боковое движение. В упражнении выполнять следующие движения: руки сомкнуть в кольцо (правая рука находится сверху), поочередно переступать 2 и 3 пальцами обеих рук по поверхности рук, на слове «догнали» руки встречаются на шее.

Бежали по дорожке.

И друг дружечку догнали!

Сейчас, наверное, трудно встретить педагога, который бы не использовал в своей практике упражнения Л. Баренбойма: «Фокус-покус», «Шесть котят», «Острова» и другие. Для новизны впечатления можно подобрать новые стихи, которые отличаются доступным образным содержанием. Давно известно, что наиболее интенсивное развитие идет, когда работа ума и чувств сопровождает практическую деятельность обучающегося, получает выражение в его собственных действиях. Для профилактики миопии можно делать со студентами гимнастические упражнения: подвигать глазами вправо, влево, вверх, вниз, попытаться сделать восьмерки глазами. Это не займет много времени, но принесет несомненную пользу. Таким образом, приоритетным методом сохранения и укрепления здоровья подростков на уроках фортепиано является рациональное использование разнообразных средств и форм физического воспитания при оптимальной двигательной активности, соответствующей гигиеническим нормам на основе возрастных особенностей. К вопросам здоровья вопросы мотивации обучения имеют самое непосредственное отношение: принуждение к занятиям музыкой разрушает здоровье подростка и изматывает учителей. Между заинтересованностью в обучении и его позитивным влиянием на здоровье существует прямая связь. Если у студента пропадает интерес к занятиям, на это существует много причин, на которых мы не будем останавливаться подробно, так как их анализ заслуживает отдельного внимания. Подчеркнем лишь, что о наличии мотивации к обучению музыкой говорит интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от освоения новых произведений, желание выучить понравившиеся пьесы и т. д.

Педагог фортепиано для сохранения здоровья студента стремится свести к минимуму возможные отрицательные моменты. Он может использовать индивидуальный подход в составлении репертуарного плана в соответствии с музыкальными способностями обучающегося, подбирая программу, при исполнении которой студент чувствовал бы себя комфортно и уверенно.

Благоприятный психологический климат на уроке также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд позитивных эмоций, полученный учащимся на уроке, создает атмосферу творчества и взаимопонимания. И наоборот: наличие стрессов, постоянное напряжение, отрицательные эмоции с обеих сторон свидетельствуют о преобладании на уроке тенденций, губительно сказывающихся на здоровье подростка.

О личности педагога, каким он должен быть, написано много трактатов, но не последнее место в этом ряду занимает проявления доброжелательности учителя. На уроке должно быть место эмоциональным разрядкам: улыбке, остроумной шутке, веселым и необидным сравнениям, использованию поговорок, афоризмов и др.

При планировании урока необходимо учитывать следующие моменты:

  • плотность урока, т.е. количество времени, затраченного студентом, непосредственно на учебную работу. Рекомендуемые показатели колеблются в диапазоне от 60% до 80%;
  • момент наступления утомления и снижения активности студента, (норма — не ранее чем за 5–10 минут до окончания урока);
  • темп и особенности окончания урока. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащийся имел возможность задать вопросы, преподаватель мог записать задание в дневник, сделать акценты на наиболее важных деталях в домашней работе, доброжелательно попрощаться. Недопустима задержка студента в классе после звонка на перемену. Именно этот момент наиболее часто нарушается в нашей практике, когда именно перемену педагог использует для записи задания или для доигрывания произведений;

Особое внимание следует уделить системе выставления оценок за урок, на академических концертах и экзаменах, различных контрольных прослушиваниях, без учета которой можно получить отрицательное влияние на здоровье студента и успешность обучения игре на фортепиано. За последние годы в этом отношении наметились определенные сдвиги. На уроке педагог всегда находит возможность поощрить учащегося за прилежание, отметить улучшения или недоработки в домашних занятиях. Оценки выставляются с учетом индивидуальных способностей учащихся. Хороший результат дает обсуждение оценки за урок совместно со студентом, чтобы он понимал, к какому результату должен стремиться. В своей практике мы используем систему оценивания, которую можно отнести к сохраняющей здоровье среде. Оценка за урок складывается из нескольких составляющих: самооценка, совместная оценка преподавателя и студента, окончательная оценка. На итоговых прослушиваниях, академических концертах, переводных и выпускных экзаменах комиссия прислушивается к мнению педагога по специальности, характеристике музыкальных данных студента, анализу исполнения произведений, поэтому оценка является объективной и заключает в себе бережное отношение к психологическому состоянию учащегося. Мы стараемся исключить эмоциональную стрессовую нагрузку при оценивании его результатов, учитываем различные психофизиологические особенности. Таким образом, приведение в соответствие академических требований возможностям студентов, индивидуализация этих требований, придание содержанию образования личностного смысла позволяют создать условия для раскрытия возможностей учащихся, что делает обучение успешным и помогает избегать негативных моментов, влияющих на его психику.

Особенностью здоровьесберегающего подхода является момент окончания урока и переход студента на следующий урок. Мы считаем необходимым пожелать ему хороших оценок по другим предметам, чтобы он ощущал заинтересованность педагога в его учебе, уверенность в своих силах. Все это будет способствовать формированию культуры общения и поведения вне урока, и чем раньше мы начнем проводить эту работу, тем скорее это перейдет не только в привычку, но и в характер человека.

Показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид студента, выходящего с урока: спокойное, деловое, утомленное, растерянное или взвинченное. Таким образом, рациональная организация урока включает в себя разнообразные виды деятельности, частоту их чередования, насыщенность урока, смену позы, физические и эмоциональные разрядки. Все это снимает проблемы переутомления, отсутствие интереса к игре на инструменте, студенты будут сохранять активность до конца урока, им будет нравиться узнавать все больше нового.

4. Здоровьесбережение — в каждую семью

Активными помощниками в оздоровлении подростков должны быть их родители. Большинство семей заинтересовано в укреплении физического здоровья своих детей, многие из них могут поделиться опытом в этом направлении. Работа с родителями в включает в себя их просвещение: беседы, лекции, концерты. Традиционно в колледже проводятся: отчетные концерты ПЦК, общеколледжийный отчетный концерт, День матери, фестивали семейного творчества и т. д. Различные внеклассные мероприятия направлены на физическое и психическое оздоровление учащихся. Много творчества, терпения и сил нужно приложить педагогу фортепиано, чтобы всем и каждому было комфортно, чтобы студенты с радостью шли на урок. Наши родители являются участниками и незаменимыми помощниками внеклассных мероприятий. Если оказаться на концерте, можно увидеть, с какой уверенностью студенты выходят на сцену, как радуются аплодисментам, можно понять что вот такие моменты общения с искусством и творчеством запоминаются на долгие годы и являются психологической поддержкой для воспитания личности, убежденной в своих возможностях. Все это повышает уровень мотивации процесса обучения, способствует развитию творчества, что, в свою очередь, снижает уровень тревожности, уменьшает психическое напряжение. В этом плане следует отметить, что применение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию успешной творческой личности.

Итак, хочется подчеркнуть, что реализация здоровьесберегающей образовательной модели подтверждает эффективность применения современных здоровьесберегающих технологий на уроке фортепиано, достигая при этом положительных результатов. В процессе использования музыкальных технологий студенты постигают, осваивают закономерности языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку. Все это расширяет их кругозор, раздвигает горизонты исполнительской деятельности, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развивать музыкальные способности учащихся. Все музыкальные технологии помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры студентов. Каждый педагог не только преподаватель, но и воспитатель. Благодаря духовной общности преподавателя и учащихся процесс обучения не сводится к передаче знаний, а выливается в многогранные отношения. Каждый педагог должен осуществить индивидуальное влияние на конкретного воспитанника, чем-то заинтересовать, увлечь, пробудить в нем неповторимую личность. А увлечь сейчас можно, прежде всего современными компьютерными технологиями. Итогом развивающего музыкального образования должно стать представление студента о деятельности музыканта – композитора, исполнителя, слушателя в их триединстве – как о высоком проявлении человеческого творческого потенциала, как о большом интеллектуальном и эмоциональном труде души, как о высшей потребности в преобразовании человека. Музыкальное воспитание таит в себе огромные возможности, основное достоинство и ценность которых заключается в их гуманистической направленности. Конечно, задачу сохранения здоровья подрастающего поколения не под силу решить одному педагогу. Но если каждый из нас задастся этой целью, и будет стремиться к ней — выиграют, в конечном счете, наши дети. Пробудить заложенное в подростке творческое начало, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги для радостной и наполненной смыслом жизни – вот цель, к которой должен стремиться педагог!

Источник

Читайте также:  Дальше было как по нотам
Оцените статью