Chesnokov_Zeleny_shum
Как часто бывает — ждешь какого-то события как чего-то ординарного, обычного, а оно вдруг врывается в твою жизнь бурным потоком, нахлынувшим словно горная лавина. Так описывает приход весны в своем стихотворении Некрасов, называя ее — Зеленый Шум. И впрямь: темные, безжизненные склоны и скучные ветви деревьев недолго остаются такими после того, как сойдет снег — этот момент трудно уловить, но настает день, и внутри каждого растения начинает гудеть тонкая невидимая струна, вот-вот готовая лопнуть и расплескаться повсюду изумрудно-зеленым звуком. Сотни таких струн, настроенных в разных ладах, вдруг пробуждаются одновременно — и человек теряется среди зеленого шума, явившего себя в одночасье. Излюбленная тема для поэтов, тема природы не осталась и без внимания композиторов — поэтому на стихотворение Некрасова «Зеленый шум» П. Чесноков написал свою музыку.
«Зеленый шум» написан в рондальной форме. Роль рефрена в этом сочинении играет период, в котором звучат слова «Идет гудет Зеленый Шум, Зеленый Шум, весенний шум!». Остальные части являются эпизодами, развивающими образное содержание литературного текста и контрастирующими друг с другом. Таким образом, форму этого произведения можно обозначить как a-b-a-c-a. Сочинение написано в размере 6/8, исполняется оно в быстром темпе — «Очень скоро». Быстрый темп и шестидольность акцентируют радостную, бурную концепцию этой музыки и вносят в нее элемент танцевальности. Метроритмические рисунки основаны на традиционных для этого размера фигурациях и потому не должные вызывать у исполнителей каких-либо трудностей. Основная тональность «Зеленого шума» — ми-минор с модуляцией в одноименный мажор во втором эпизоде. Характер музыки — восторженный, ликующий, наполненный внутренним стремлением, которое вызвано образным содержанием текста.
Начинается «Зеленый шум» оркестровым вступлением. Тремоло в левой руке на низких нотах, начавшееся в динамике pp, вырастает до f — словно какой-то вал нахлынул издалека и смял под собой весь мир. На ff звучит тема сопровождения, характеризующая рефрен — это быстрые хроматические ходы вниз с «ми» до «си», призванные имитировать безудержный поток несущейся весны. Хоровые партии звучат в унисон через; их тема, начавшись из-за такта, строится на постоянном опевании тонического центра и несет в себе оттенок гимничности за счет повторности и унисонного движения голосов. В сопровождении на протяжении всего рефрена сохраняются нисходящие интонации хроматизмами. Слова этого раздела, как уже было отмечено, — «Идет гудет Зеленый Шум, Зеленый Шум, весенний шум!».
Первый эпизод исполняется в исходной тональности ми-минор. Литературный текст — «Играючи расходится вдруг ветер верховой: качнет листы ольховые, подымет пыль цветочную, как облако: все зелено, и воздух и вода!». Хоровые партии, не приобретая самостоятельности, звучат уже в гомофонно-гармонической фактуре; четырехголосие позволяет композитору широко развивать тематическую линию за счет ярких гармонических красок, в целом очень характерных для творчества Чеснокова. Мелодия движется порывисто — поступенно поднимается вверх, после чего опускается до прежней высоты. Динамика — mf в течение всего эпизода, и лишь последняя фраза («. все зелено, и воздух и вода») исполняется на p. В сопровождении звучит преимущественно аккордовая фактура, которая украшается короткими хроматическими пассажами в разных октавах, продолжающими линию рефрена. В целом же аккомпанирующая роль фортепиано в этом эпизоде сводится к имитации всплесков, порывов, на что указывают восходящие интонации в правой руке. Под конец эпизода в партии фортепиано звучит длинный восходящий пассаж, который логично переходит в рефрен.
Второй эпизод исполняется в тональности ми-мажор, вводимой сопоставлением после длинной тремолирующей педали в басу фортепиано. Слова в этом эпизоде такие: «Как молоком облитые, стоят сады вишневые, тихохонько шумят; пригреты теплым солнышком, шумят повеселелые сосновые леса; а рядом новой зеленью лепечут песню новую и липа бледнолистая, и белая березонька с зеленую косой! Шумит тростинка малая, шумит высокий клен. Шумят они по-новому, по-новому, весеннему. «. На протяжении всего длинного эпизода происходит ряд гармонических смен, в который входят такие тональности, как ми-мажор, соль-диез мажор, до-мажор и ре-минор. Фактура сопровождения имитирует звучание гитары, на что указывают характерные переборы в левой руке и сочетание бас-аккорд в правой руке. Мелодика в хоровых партиях приобретает певучие черты за счет широких скачков с последующим плавным движением. Цепочка модуляций высвечивает весь круг образов, заложенных в тексте, — как уже было отмечено, Чесноков очень часто пользуется приемами смены гармонических красок в своих произведениях. Динамически вся эта часть исполняется на p, что позволяет за счет невысокой динамики добиться особой прозрачности и тонкости звучания. После этого эпизода вновь повторяется рефрен, дополненный тройным повтором слов «Идет — Гудет — Идет» с выдержанными длительностями. Завершается сочинение коротким, но ярким восходящим пассажем в партии фортепиано на fff.
Фактура «Зеленого шума» — гомофонно-гармоническая. В его тональный план помимо тонической гармонии входит ряд отклонений и модуляций в такие тональности, как E-dur, Gis-dur, C-dur, d-moll. Особенности гармонического языка композитора усиливают художественное воздействие этой музыки на слушателя. Исполняется это произведение однородным женским хором, тембральные особенности которого позволяют изобразить яркие, сочные краски наступившей весны. Диапазоны партий в этом сочинении выглядят следующим образом:
Сопрано 1: ми 1 октавы – соль 2 октавы Сопрано 2: ми 1 октавы – соль 2 октавы Альт 1: си малой октавы – си 1 октавы Альт 2: ля малой октавы — соль-диез 1 октавы
Это произведение исполняется с сопровождением фортепиано, причем аккомпанемент играет здесь очень важную звукоизобразительную роль. К трудностям при исполнении «Зеленого шума» можно отнести интонационные сложности (как в вертикальном строе при отклонениях, так и в горизонтальном строе); динамику, варьирующуюся в своем диапазоне от p до ff; необходимость четко разграничить образное содержание частей, а также дикционные особенности.
Источник
Ноты для хора — Хоры русских композиторов
Сборники, песенники с нотами для хора в pdf
хоровые произведения
Хоровые произведения
Хоры русских композиторов
выпуск 1
без сопровождения
составитель Б. Тевлин
«Музыка», 1986г.
номер 13694
(pdf, 10.6 Мб)
Наследие русских композиторов в хоровой музыке богато и неисчислимо, оно высоко подняло значение национальной музыкальной культуры. Хоровое пение процветало на Руси с отдаленных времен. В течение почти шести веков (от XI до середины XVII) основным индом русского профессионального музыкального искусства было знаменное одноголосное пение без сопровождения. На смену ему в XVI—XVII веках приходит раннее многоголосие.
Ко второй половине XVII века относится возникновение в России кантов, куплетных песен трехголосного склада религиозной, а позднее и светской тематики (в первом выпуске был опубликован кант на заключение Ништадского мира неизвестного автора «Радуйся, Росско земле»).
Рубеж XVII—XVIII столетий — начало партесного пения (пения по партиям, по голосам). Его наивысшее выражение — хоровой концерт, состоящий из нескольких частей и отличающийся богатым мелодическим началом, серьезными музыкальными достоинствами (творчество этого периода представлено в первом выпуске концертами для хора М. Березовского и Д. Бортнянского). Таковы истоки русского классического хорового творчества.
От концертов М. Березовского и Д. Бортнянского до хоровых опусов русских авторов, созданных в начале XX века — эта линия развития композиторского творчества прослеживается в трех выпусках сборника «Хоры русских композиторов». Представленное в них творчество М. Глинки, А. Алябьева, А. Даргомыжского и др. (Вып. I); П. Чайковского, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, С. Танеева и др. (Вып. 2); А. Гречанинова, Викт. Калинникова, С. Рахманинова, И. Стравинского и др. (Вып. 3) — объединено общими чертами: глубоким внутренним содержанием, подлинной красотой каждого отдельного голоса и гармонического сочетания в целом, законченностью и яркостью мелодических оборотов, разнообразием контрастов и красок, гибкой и в то же время строго выдержанной формой. Эти черты составляют суть русской классической композиторской школы. Они лежат и в основе русского хорового исполнительства с его яркой хоровой звучностью, широким дыханием, высоким эмоциональным началом. «Роспев, роспевание — вот это и есть главное, на чем зиждется русская вокализация, а впрочем, и русское голосоведение, а если глубже вслушаться, то и всё русское в русской музыке», — отмечал А. Д. Кастальский.
Цель сборника «Хоры русских композиторов» — привлечь внимание профессиональных, учебных и любительских хоров, их дирижеров к прекрасным, но иногда, к сожалению, забытым страницам русской музыки, к богатой истории русской хоровой культуры, к произведениям, в основе которых лежит высокая художественная правда.
Б. Тевлин
- Неизвестный автор. Радуйся, Росско земле. Кант на заключение Ништадского мира
- Неизвестный автор. Похвала хозяину. Застольная песня петровского времени
- М. Березовский. Концерт для хора № 18. Слова А. Машистова
- Д. Бортнянский. Концерт для хора № 3. Слова Вс. Рождественского
- Концерт для хора № 32. Слова А. Машистова.
- Утро. Слова К. Алемасовой
- Вечер. Слова К. Алемасовой
- Славу поем. Слова К. Алемасовой
- Утренняя песня. Слова А. Годова
- М. Глинка. Москва (Патриотическая песня). Слова А. Машистова
- Вступление и фуга. Слова Д. Тонского
- Венецианская ночь. Переложение для хора М. Балакирева, слова И. Козлова
- Колыбельная песня. Переложение для хора М. Балакирева, слова Н. Кукольника
- А. Алябьев. Очи. Слова Д. Ознобишина
- Увы, зачем она блистает. Слова А. Пушкина.
- Соловей. Русская песня. Слова А. Дельвига.
- Пела, пела пташечка. Русская песня. Слова А. Дельвига
- Застольная песнь. Слова А. Дельвига
- В танце. Слова А. Машистова
- В путь! Слова А. Машистова
- В. Одоевский. Пой в восторге, русский хор. Канон. Слова М. Виельгорского, П. Вяземского, В. Жуковского и А. Пушкина.
- А. Даргомыжский. Семь хоров из цикла «Петербургские серенады
- Где наша роза?. Слова А. Пушкина
- Что смолкнул веселия глас?. Слова А. Пушкина
- На севере диком. Слова М. Лермонтова (из Гейне)
- По волнам спокойным. Слова неизвестного автора
- Прекрасный день, счастливый день! Слова А.Дельвига
- Буря мглою небо кроет. Слова А. Пушкина
- Вянет, вянет лето красно. Слова А. Пушкина
- А. Рубинштейн, Сосна. Слова Г. Гейне
- Ночью. Слова А. Копиша
- Н. Мельников. Туча. Слова А. Пушкина
Скачать ноты
Хоры русских композиторов
выпуск 2
без сопровождения
составитель Б. Тевлин
«Музыка», 1987г.
номер 13239
- А. Бородин. Слава Кириллу и Мефодию. Слова А. Бородина
- Ц. Кюи. Сияет солнце. Слова Ф. Тютчева
- Ризой бледно-голубою. Слова Ф. Сологуба
- Сокрытая красота. Слова Ф. Сологуба
- Зой. Слова Ф. Сологуба
- Тишь. Слова Я. Полонского
- М. Балакирев. Вечерняя песня. Слова А. Машистова
- Гимн Нижнему Новгороду. Слова В. Половинкина.
- Э. Направник. Москва. Слова А. Фета (из Кернера).
- Ангел. Слова М. Лермонтова
- М. Мусоргский. У ворот, ворот батюшкиных. Обработка русской народной песни
- Ах ты, воля, моя воля. Обработка русской народной песни
- П. Чайковский. Ночевала тучка золотая. Слова М. Лермонтова.
- Соловушко. Слова П. Чайковского
- Не кукушечка во сыром бору. Слова Н. Цыганова
- На сон грядущий. Слова Н. Огарева
- Легенда. Слова А. Плещеева
- Н. Римский-Корсаков. Старая песня. Слова А. Кольцова
- Месяц плывет. Слова М. Лермонтова
- Владыко дней моих. Слова А. Пушкина
- Татарский полон. Слова народные.
- А. Лядов. Весной девушки гуляли. Обработка русской народной песни
- Ты не стой колодец. Обработка русской народной песни
- Ехал пан. Обработка русской народной песни.
- Выходили красны девицы. Обработка русской народной песни
- С. Танеев. Восход солнца. Слова Ф. Тютчева
- Вечер. Слова Я. Полонского
- Развалину башни, жилище орла. Слова Я. Полонского
- Посмотри, — какая мгла. Слова Я. Полонского
- Звезды. Слова Я. Полонского
- А. Аренский. Анчар. Слова А. Пушкина
- Жемчуг и любовь. Слова Ек. Бекетовой
- Устало все кругом. Слова А. Фета
Скачать ноты
Хоровые произведения
Хоры русских композиторов
выпуск 3
без сопровождения
составитель Б. Тевлин
«Музыка», 1986г.
номер 13970
(pdf, 12 Мб)
- А. Кастальский. Русь («Под большим шатром.»). Слова И. Никитина
- М. Ипполитов-Иванов. Сосна. Слова М. Лермонтова.
- Ночь. Перевод с немецкого М. Михайлова.
- Н. Ладухин. Дева и солнце. Слова А. Майкова
- Острога секирой. Слова А. К- Толстого
- А. Гречанинов. После грозы. Слова Л. Толстого
- Осень. Слова А. Майкова
- А. Глазунов. Любовь. Слова В. Жуковского
- М. Анцев. Ива. Слова Ф. Тютчева
- Ю Сахновский. Али-Бей. Слова Г. Гейне, перевод А. Майкова
- М. Речкунов. Лес. Слова А. Кольцова
- А. Корещенко. Черкесская песня. Слова А. Пушкина
- Викт. Калинников. Лес. Слова А. Кольцова
- С. Василенко. Метель. Слова И. Бунина
- Ф. Кенеман. Волны и люди. Слова М. Лермонтова.
- С. Рахманинов. антелей-целитель. Слова А. К. Толстого
- Чоботы. Обработка украинской народной песни.
- А. Никольский. Черкесская песня. Слова А. Пушкина
- Катит весна, царица мира. Слова Г. Гейне
- П. Чесноков. Эльфы. Слова И. В. Гете
- Теплится зорька. Слова К- Гребенского
- И. Стравинский
- Ave Maria
- Credo
- Четыре русские народные песни (подблюдные).
- Л. Крылов. Зорька. Слова К. Гребенского
Скачать ноты
Репертуар хорового класса дмш
Хоры русских композиторов
выпуск первый
составитель В. Вахромеев
«МУЗГИЗ», 1961г.
номер м29169г
(pdf, 8.92 Мб)
- На севере диком. Музыка А. Даргомыжского, слова М. Лермонтова
- Зимний вечер. Музыка А. Даргомыжского, слова А. Пушкина
- Весеннее утро. Музыка Ц. Кюи, слова И. Белоусова
- Гроза. Музыка Ц, Кюи, слова И. Белоусова
- Май. Музыка М. Анцева, слова А. Толстого
- Ночь. Музыка М. Ипполитова-Иванова, перевод с немецкого М. Михайлова
- В воздухе птичка поет. Музыка В. Ребикова, слова С. Дрожжина
- Жар весенних лучей. Музыка В. Ребикова, слова С. Дрожжина
- Жаворонок. Музыка Вик. Калинникова, слова В. Жуковского.
- Весна. Музыка П. Чайковского, слова А. Плещеева.
- Рассвет. Музыка П. Чайковского, слова И. Сурикова.
- Хор цветов из музыки к весенней сказке А. Н. Островского «Снегурочка». Музыка П. Чайковского.
- Стрекозы. Музыка Н. Римского-Корсакова, слова А. Толстого.
- Сосна. Музыка С. Танеева, слова М, Лермонтова
- Утро. Музыка М. Ипполитова-Иванова, слова А. Пушкина.
- Листья в саду шелестят. Музыка М. Ипполитова-Иванова, слова А. Майкова
- Подснежник. Музыка А. Гречанинова, слова Allegro.
- Черемуха. Музыка А. Гречанинова, слова С. Есенина.
- Травка зеленеет. Музыка Р. Глиэра, слова А. Плещеева
- Весна. Музыка Р. Глиара, слова Ю. Жадовской.
- Лотос. Музыка П, Чеснокова, слова Г. Гейне.
- Зеленый Шум, Музыка П. Чеснокова, слова Н. Некрасова.
Скачать ноты
Хоровые произведения
Хоры русских композиторов
без сопровождения и в сопровождении фортепиано
составитель Л.Курганова
«Музыка», 1976г.
номер 9365
(pdf, 6.97 Мб)
- В танце. Музыка А. Алябьева, слова А. Машистова.
- Тарантелла. Музыка М. Глинки, слова И. Мятлева.
- Никита Романович. Былина. Переложение для хора М. Балакирева
- Венеция ночью. Музыка Э. Направника, слова А. Фета
- Повеяло черемухой. Музыка А. Копылова, слова К. Р.
- Черкесская песня. Музыка X. Гроздова, слова А. Пушкина
- Серенада. Музыка А. Аренского, слова Н. Величкина
- Сосны старые тихо шумят. Музыка И. Протопопова, слова Л. Андрусон
- Приближение весны. Музыка М. Ипполитова-Иванова, слова народные
- Ночь. Музыка А. Гречанинова, слова М. Липкина
- На севере диком. Музыка П. Крылова, слова М. Лермонтова (из Гейне).
Скачать ноты
Хоровые песни из опер русских композиторов
для смешанного и женского хора с сопровождением фортепиано
«Государственное музыкальное издательство», 1952г.
номер м22718г
- А. Верстовский. Две песни Торопа из оперы „Аскольдова могила»
- а) Близко города Славянска
- б) Скоро заходили чарочки
- А. Верстовский. Хор девушек из оперы „Аскольдова могила».
- П. Чайковский. Хор пастухов и пастушек из оперы „Пиковая дама».
- П. Чайковский. Финальная песня из музыки к „Снегурочке»
- Н. Римский-Корсаков. Хороводная песня „А мы просо сеяли» из оперы „Снегурочка»
- М. Мусоргский. Хор сандомирских девушек из оперы „Борис Годунов»
- Э. Направник. Хоровод из оперы „Нижегородцы» „Сторона ль, сторонка»
Скачать ноты
Серия хоров русских и иностранных композиторов Выпуск 3
Сборник хоров русских композиторов
под общей редакцией А.В.Свешникова
партитура
«МУЗГИЗ», 1935г.
номер м14044г
1. Н. Римский-Корсаков. Хор девушек из оперы-балета «Млада»
2. Н. Римский-Корсаков. Песня псковской вольницы из оперы «Псковитянка»
3. Н. Римский-Корсаков. Восточная песня
4. С. Танеев. Посмотри, какая мгла
5. С. Танеев. Вечер
6. В. Калинников. Кондор
7. В. Калинников. На старом кургане
8. С. Василенко. Метель.
9. М. Ипполитов-Иванов. Приближение весны
Скачать ноты
Источник