Зеленый шум чеснокова ноты

Chesnokov_Zeleny_shum

Как часто бывает — ждешь какого-то события как чего-то ординарного, обычного, а оно вдруг врывается в твою жизнь бурным потоком, нахлынувшим словно горная лавина. Так описывает приход весны в своем стихотворении Некрасов, называя ее — Зеленый Шум. И впрямь: темные, безжизненные склоны и скучные ветви деревьев недолго остаются такими после того, как сойдет снег — этот момент трудно уловить, но настает день, и внутри каждого растения начинает гудеть тонкая невидимая струна, вот-вот готовая лопнуть и расплескаться повсюду изумрудно-зеленым звуком. Сотни таких струн, настроенных в разных ладах, вдруг пробуждаются одновременно — и человек теряется среди зеленого шума, явившего себя в одночасье. Излюбленная тема для поэтов, тема природы не осталась и без внимания композиторов — поэтому на стихотворение Некрасова «Зеленый шум» П. Чесноков написал свою музыку.

«Зеленый шум» написан в рондальной форме. Роль рефрена в этом сочинении играет период, в котором звучат слова «Идет гудет Зеленый Шум, Зеленый Шум, весенний шум!». Остальные части являются эпизодами, развивающими образное содержание литературного текста и контрастирующими друг с другом. Таким образом, форму этого произведения можно обозначить как a-b-a-c-a. Сочинение написано в размере 6/8, исполняется оно в быстром темпе — «Очень скоро». Быстрый темп и шестидольность акцентируют радостную, бурную концепцию этой музыки и вносят в нее элемент танцевальности. Метроритмические рисунки основаны на традиционных для этого размера фигурациях и потому не должные вызывать у исполнителей каких-либо трудностей. Основная тональность «Зеленого шума» — ми-минор с модуляцией в одноименный мажор во втором эпизоде. Характер музыки — восторженный, ликующий, наполненный внутренним стремлением, которое вызвано образным содержанием текста.

Начинается «Зеленый шум» оркестровым вступлением. Тремоло в левой руке на низких нотах, начавшееся в динамике pp, вырастает до f — словно какой-то вал нахлынул издалека и смял под собой весь мир. На ff звучит тема сопровождения, характеризующая рефрен — это быстрые хроматические ходы вниз с «ми» до «си», призванные имитировать безудержный поток несущейся весны. Хоровые партии звучат в унисон через; их тема, начавшись из-за такта, строится на постоянном опевании тонического центра и несет в себе оттенок гимничности за счет повторности и унисонного движения голосов. В сопровождении на протяжении всего рефрена сохраняются нисходящие интонации хроматизмами. Слова этого раздела, как уже было отмечено, — «Идет гудет Зеленый Шум, Зеленый Шум, весенний шум!».

Читайте также:  Turn back time aqua ноты

Первый эпизод исполняется в исходной тональности ми-минор. Литературный текст — «Играючи расходится вдруг ветер верховой: качнет листы ольховые, подымет пыль цветочную, как облако: все зелено, и воздух и вода!». Хоровые партии, не приобретая самостоятельности, звучат уже в гомофонно-гармонической фактуре; четырехголосие позволяет композитору широко развивать тематическую линию за счет ярких гармонических красок, в целом очень характерных для творчества Чеснокова. Мелодия движется порывисто — поступенно поднимается вверх, после чего опускается до прежней высоты. Динамика — mf в течение всего эпизода, и лишь последняя фраза («. все зелено, и воздух и вода») исполняется на p. В сопровождении звучит преимущественно аккордовая фактура, которая украшается короткими хроматическими пассажами в разных октавах, продолжающими линию рефрена. В целом же аккомпанирующая роль фортепиано в этом эпизоде сводится к имитации всплесков, порывов, на что указывают восходящие интонации в правой руке. Под конец эпизода в партии фортепиано звучит длинный восходящий пассаж, который логично переходит в рефрен.

Второй эпизод исполняется в тональности ми-мажор, вводимой сопоставлением после длинной тремолирующей педали в басу фортепиано. Слова в этом эпизоде такие: «Как молоком облитые, стоят сады вишневые, тихохонько шумят; пригреты теплым солнышком, шумят повеселелые сосновые леса; а рядом новой зеленью лепечут песню новую и липа бледнолистая, и белая березонька с зеленую косой! Шумит тростинка малая, шумит высокий клен. Шумят они по-новому, по-новому, весеннему. «. На протяжении всего длинного эпизода происходит ряд гармонических смен, в который входят такие тональности, как ми-мажор, соль-диез мажор, до-мажор и ре-минор. Фактура сопровождения имитирует звучание гитары, на что указывают характерные переборы в левой руке и сочетание бас-аккорд в правой руке. Мелодика в хоровых партиях приобретает певучие черты за счет широких скачков с последующим плавным движением. Цепочка модуляций высвечивает весь круг образов, заложенных в тексте, — как уже было отмечено, Чесноков очень часто пользуется приемами смены гармонических красок в своих произведениях. Динамически вся эта часть исполняется на p, что позволяет за счет невысокой динамики добиться особой прозрачности и тонкости звучания. После этого эпизода вновь повторяется рефрен, дополненный тройным повтором слов «Идет — Гудет — Идет» с выдержанными длительностями. Завершается сочинение коротким, но ярким восходящим пассажем в партии фортепиано на fff.

Читайте также:  Только не плачь укулеле

Фактура «Зеленого шума» — гомофонно-гармоническая. В его тональный план помимо тонической гармонии входит ряд отклонений и модуляций в такие тональности, как E-dur, Gis-dur, C-dur, d-moll. Особенности гармонического языка композитора усиливают художественное воздействие этой музыки на слушателя. Исполняется это произведение однородным женским хором, тембральные особенности которого позволяют изобразить яркие, сочные краски наступившей весны. Диапазоны партий в этом сочинении выглядят следующим образом:

Сопрано 1: ми 1 октавы – соль 2 октавы Сопрано 2: ми 1 октавы – соль 2 октавы Альт 1: си малой октавы – си 1 октавы Альт 2: ля малой октавы — соль-диез 1 октавы

Это произведение исполняется с сопровождением фортепиано, причем аккомпанемент играет здесь очень важную звукоизобразительную роль. К трудностям при исполнении «Зеленого шума» можно отнести интонационные сложности (как в вертикальном строе при отклонениях, так и в горизонтальном строе); динамику, варьирующуюся в своем диапазоне от p до ff; необходимость четко разграничить образное содержание частей, а также дикционные особенности.

Источник

Ноты для хора — Хоры русских композиторов

Сборники, песенники с нотами для хора в pdf
хоровые произведения


Хоровые произведения
Хоры русских композиторов

выпуск 1
без сопровождения
составитель Б. Тевлин
«Музыка», 1986г.
номер 13694
(pdf, 10.6 Мб)

Наследие русских композиторов в хоровой музыке богато и неисчислимо, оно высоко подняло значение национальной музыкальной культуры. Хоровое пение процветало на Руси с отдаленных времен. В течение почти шести веков (от XI до середины XVII) основным индом русского профессионального музыкального искусства было знаменное одноголосное пение без сопровождения. На смену ему в XVI—XVII веках приходит раннее многоголосие.
Ко второй половине XVII века относится возникновение в России кантов, куплетных песен трехголосного склада религиозной, а позднее и светской тематики (в первом выпуске был опубликован кант на заключение Ништадского мира неизвестного автора «Радуйся, Росско земле»).
Рубеж XVII—XVIII столетий — начало партесного пения (пения по партиям, по голосам). Его наивысшее выражение — хоровой концерт, состоящий из нескольких частей и отличающийся богатым мелодическим началом, серьезными музыкальными достоинствами (творчество этого периода представлено в первом выпуске концертами для хора М. Березовского и Д. Бортнянского). Таковы истоки русского классического хорового творчества.

От концертов М. Березовского и Д. Бортнянского до хоровых опусов русских авторов, созданных в начале XX века — эта линия развития композиторского творчества прослеживается в трех выпусках сборника «Хоры русских композиторов». Представленное в них творчество М. Глинки, А. Алябьева, А. Даргомыжского и др. (Вып. I); П. Чайковского, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, С. Танеева и др. (Вып. 2); А. Гречанинова, Викт. Калинникова, С. Рахманинова, И. Стравинского и др. (Вып. 3) — объединено общими чертами: глубоким внутренним содержанием, подлинной красотой каждого отдельного голоса и гармонического сочетания в целом, законченностью и яркостью мелодических оборотов, разнообразием контрастов и красок, гибкой и в то же время строго выдержанной формой. Эти черты составляют суть русской классической композиторской школы. Они лежат и в основе русского хорового исполнительства с его яркой хоровой звучностью, широким дыханием, высоким эмоциональным началом. «Роспев, роспевание — вот это и есть главное, на чем зиждется русская вокализация, а впрочем, и русское голосоведение, а если глубже вслушаться, то и всё русское в русской музыке», — отмечал А. Д. Кастальский.
Цель сборника «Хоры русских композиторов» — привлечь внимание профессиональных, учебных и любительских хоров, их дирижеров к прекрасным, но иногда, к сожалению, забытым страницам русской музыки, к богатой истории русской хоровой культуры, к произведениям, в основе которых лежит высокая художественная правда.
Б. Тевлин

  • Неизвестный автор. Радуйся, Росско земле. Кант на заключение Ништадского мира
  • Неизвестный автор. Похвала хозяину. Застольная песня петровского времени
  • М. Березовский. Концерт для хора № 18. Слова А. Машистова
  • Д. Бортнянский. Концерт для хора № 3. Слова Вс. Рождественского
    • Концерт для хора № 32. Слова А. Машистова.
    • Утро. Слова К. Алемасовой
    • Вечер. Слова К. Алемасовой
    • Славу поем. Слова К. Алемасовой
    • Утренняя песня. Слова А. Годова
  • М. Глинка. Москва (Патриотическая песня). Слова А. Машистова
    • Вступление и фуга. Слова Д. Тонского
    • Венецианская ночь. Переложение для хора М. Балакирева, слова И. Козлова
    • Колыбельная песня. Переложение для хора М. Балакирева, слова Н. Кукольника
  • А. Алябьев. Очи. Слова Д. Ознобишина
    • Увы, зачем она блистает. Слова А. Пушкина.
    • Соловей. Русская песня. Слова А. Дельвига.
    • Пела, пела пташечка. Русская песня. Слова А. Дельвига
    • Застольная песнь. Слова А. Дельвига
    • В танце. Слова А. Машистова
    • В путь! Слова А. Машистова
  • В. Одоевский. Пой в восторге, русский хор. Канон. Слова М. Виельгорского, П. Вяземского, В. Жуковского и А. Пушкина.
  • А. Даргомыжский. Семь хоров из цикла «Петербургские серенады
    1. Где наша роза?. Слова А. Пушкина
    2. Что смолкнул веселия глас?. Слова А. Пушкина
    3. На севере диком. Слова М. Лермонтова (из Гейне)
    4. По волнам спокойным. Слова неизвестного автора
    5. Прекрасный день, счастливый день! Слова А.Дельвига
    6. Буря мглою небо кроет. Слова А. Пушкина
    7. Вянет, вянет лето красно. Слова А. Пушкина
  • А. Рубинштейн, Сосна. Слова Г. Гейне
    • Ночью. Слова А. Копиша
  • Н. Мельников. Туча. Слова А. Пушкина

Скачать ноты

Хоры русских композиторов
выпуск 2
без сопровождения
составитель Б. Тевлин
«Музыка», 1987г.
номер 13239

  • А. Бородин. Слава Кириллу и Мефодию. Слова А. Бородина
  • Ц. Кюи. Сияет солнце. Слова Ф. Тютчева
    • Ризой бледно-голубою. Слова Ф. Сологуба
    • Сокрытая красота. Слова Ф. Сологуба
    • Зой. Слова Ф. Сологуба
    • Тишь. Слова Я. Полонского
  • М. Балакирев. Вечерняя песня. Слова А. Машистова
    • Гимн Нижнему Новгороду. Слова В. Половинкина.
  • Э. Направник. Москва. Слова А. Фета (из Кернера).
    • Ангел. Слова М. Лермонтова
    • М. Мусоргский. У ворот, ворот батюшкиных. Обработка русской народной песни
    • Ах ты, воля, моя воля. Обработка русской народной песни
  • П. Чайковский. Ночевала тучка золотая. Слова М. Лермонтова.
    • Соловушко. Слова П. Чайковского
    • Не кукушечка во сыром бору. Слова Н. Цыганова
    • На сон грядущий. Слова Н. Огарева
    • Легенда. Слова А. Плещеева
  • Н. Римский-Корсаков. Старая песня. Слова А. Кольцова
    • Месяц плывет. Слова М. Лермонтова
    • Владыко дней моих. Слова А. Пушкина
    • Татарский полон. Слова народные.
  • А. Лядов. Весной девушки гуляли. Обработка русской народной песни
    • Ты не стой колодец. Обработка русской народной песни
    • Ехал пан. Обработка русской народной песни.
    • Выходили красны девицы. Обработка русской народной песни
  • С. Танеев. Восход солнца. Слова Ф. Тютчева
    • Вечер. Слова Я. Полонского
    • Развалину башни, жилище орла. Слова Я. Полонского
    • Посмотри, — какая мгла. Слова Я. Полонского
    • Звезды. Слова Я. Полонского
  • А. Аренский. Анчар. Слова А. Пушкина
    • Жемчуг и любовь. Слова Ек. Бекетовой
    • Устало все кругом. Слова А. Фета

Скачать ноты


Хоровые произведения
Хоры русских композиторов

выпуск 3
без сопровождения
составитель Б. Тевлин
«Музыка», 1986г.
номер 13970
(pdf, 12 Мб)

  • А. Кастальский. Русь («Под большим шатром.»). Слова И. Никитина
  • М. Ипполитов-Иванов. Сосна. Слова М. Лермонтова.
    • Ночь. Перевод с немецкого М. Михайлова.
  • Н. Ладухин. Дева и солнце. Слова А. Майкова
    • Острога секирой. Слова А. К- Толстого
  • А. Гречанинов. После грозы. Слова Л. Толстого
    • Осень. Слова А. Майкова
  • А. Глазунов. Любовь. Слова В. Жуковского
  • М. Анцев. Ива. Слова Ф. Тютчева
  • Ю Сахновский. Али-Бей. Слова Г. Гейне, перевод А. Майкова
  • М. Речкунов. Лес. Слова А. Кольцова
  • А. Корещенко. Черкесская песня. Слова А. Пушкина
  • Викт. Калинников. Лес. Слова А. Кольцова
  • С. Василенко. Метель. Слова И. Бунина
  • Ф. Кенеман. Волны и люди. Слова М. Лермонтова.
  • С. Рахманинов. антелей-целитель. Слова А. К. Толстого
    • Чоботы. Обработка украинской народной песни.
  • А. Никольский. Черкесская песня. Слова А. Пушкина
    • Катит весна, царица мира. Слова Г. Гейне
  • П. Чесноков. Эльфы. Слова И. В. Гете
    • Теплится зорька. Слова К- Гребенского
  • И. Стравинский
    • Ave Maria
    • Credo
    • Четыре русские народные песни (подблюдные).
  • Л. Крылов. Зорька. Слова К. Гребенского

Скачать ноты


Репертуар хорового класса дмш
Хоры русских композиторов

выпуск первый
составитель В. Вахромеев
«МУЗГИЗ», 1961г.
номер м29169г
(pdf, 8.92 Мб)

  • На севере диком. Музыка А. Даргомыжского, слова М. Лермонтова
  • Зимний вечер. Музыка А. Даргомыжского, слова А. Пушкина
  • Весеннее утро. Музыка Ц. Кюи, слова И. Белоусова
  • Гроза. Музыка Ц, Кюи, слова И. Белоусова
  • Май. Музыка М. Анцева, слова А. Толстого
  • Ночь. Музыка М. Ипполитова-Иванова, перевод с немецкого М. Михайлова
  • В воздухе птичка поет. Музыка В. Ребикова, слова С. Дрожжина
  • Жар весенних лучей. Музыка В. Ребикова, слова С. Дрожжина
  • Жаворонок. Музыка Вик. Калинникова, слова В. Жуковского.
  • Весна. Музыка П. Чайковского, слова А. Плещеева.
  • Рассвет. Музыка П. Чайковского, слова И. Сурикова.
  • Хор цветов из музыки к весенней сказке А. Н. Островского «Снегурочка». Музыка П. Чайковского.
  • Стрекозы. Музыка Н. Римского-Корсакова, слова А. Толстого.
  • Сосна. Музыка С. Танеева, слова М, Лермонтова
  • Утро. Музыка М. Ипполитова-Иванова, слова А. Пушкина.
  • Листья в саду шелестят. Музыка М. Ипполитова-Иванова, слова А. Майкова
  • Подснежник. Музыка А. Гречанинова, слова Allegro.
  • Черемуха. Музыка А. Гречанинова, слова С. Есенина.
  • Травка зеленеет. Музыка Р. Глиэра, слова А. Плещеева
  • Весна. Музыка Р. Глиара, слова Ю. Жадовской.
  • Лотос. Музыка П, Чеснокова, слова Г. Гейне.
  • Зеленый Шум, Музыка П. Чеснокова, слова Н. Некрасова.

Скачать ноты


Хоровые произведения
Хоры русских композиторов
без сопровождения и в сопровождении фортепиано
составитель Л.Курганова
«Музыка», 1976г.
номер 9365
(pdf, 6.97 Мб)

  • В танце. Музыка А. Алябьева, слова А. Машистова.
  • Тарантелла. Музыка М. Глинки, слова И. Мятлева.
  • Никита Романович. Былина. Переложение для хора М. Балакирева
  • Венеция ночью. Музыка Э. Направника, слова А. Фета
  • Повеяло черемухой. Музыка А. Копылова, слова К. Р.
  • Черкесская песня. Музыка X. Гроздова, слова А. Пушкина
  • Серенада. Музыка А. Аренского, слова Н. Величкина
  • Сосны старые тихо шумят. Музыка И. Протопопова, слова Л. Андрусон
  • Приближение весны. Музыка М. Ипполитова-Иванова, слова народные
  • Ночь. Музыка А. Гречанинова, слова М. Липкина
  • На севере диком. Музыка П. Крылова, слова М. Лермонтова (из Гейне).

Скачать ноты

Хоровые песни из опер русских композиторов
для смешанного и женского хора с сопровождением фортепиано
«Государственное музыкальное издательство», 1952г.
номер м22718г

  1. А. Верстовский. Две песни Торопа из оперы „Аскольдова могила»
    • а) Близко города Славянска
    • б) Скоро заходили чарочки
  2. А. Верстовский. Хор девушек из оперы „Аскольдова могила».
  3. П. Чайковский. Хор пастухов и пастушек из оперы „Пиковая дама».
  4. П. Чайковский. Финальная песня из музыки к „Снегурочке»
  5. Н. Римский-Корсаков. Хороводная песня „А мы просо сеяли» из оперы „Снегурочка»
  6. М. Мусоргский. Хор сандомирских девушек из оперы „Борис Годунов»
  7. Э. Направник. Хоровод из оперы „Нижегородцы» „Сторона ль, сторонка»

Скачать ноты


Серия хоров русских и иностранных композиторов Выпуск 3
Сборник хоров русских композиторов

под общей редакцией А.В.Свешникова
партитура
«МУЗГИЗ», 1935г.
номер м14044г

1. Н. Римский-Корсаков. Хор девушек из оперы-балета «Млада»
2. Н. Римский-Корсаков. Песня псковской вольницы из оперы «Псковитянка»
3. Н. Римский-Корсаков. Восточная песня
4. С. Танеев. Посмотри, какая мгла
5. С. Танеев. Вечер
6. В. Калинников. Кондор
7. В. Калинников. На старом кургане
8. С. Василенко. Метель.
9. М. Ипполитов-Иванов. Приближение весны

Скачать ноты

Источник

Оцените статью