Арии и романсы зарубежных композиторов — Валерия Барсова — ноты
Сборники, арии м романсы с нотами
для голоса, вокала в pdf
Арии и романсы зарубежных композиторов
Из репертуара В.В. Барсовой
для высокого голоса в сопровождении фортепиано
“Государственное музыкальное издательство”, 1960г.
номер м28211г
ВАЛЕРИЯ ВЛАДИМИРОВНА БАРСОВА
Народная артистка СССР Валерия Владимировна Барсова—одна из замечательнейших советских певиц. Ее ‘Искусство ярко расцвело в 20—30-ые годы. Являясь ведущей солисткой Большого театра в течение двух десятилетий, Валерия Владимировна обогатила оперную сцену незабываемыми образами. Ее выступления на концертной эстраде также заслужили самое широкое признание. С радостью несёт Валерия Владимировна свое вдохновенное творчество советским людям.
За выдающиеся достижения в области театрально-вокального искусства В. В. Барсова награждена орденом Ленина и орденом Трудового Красного знамени. В 30-ые годы советский народ доверил артистке ряд ответственных и почетных общественных должностей и избрал ее депутатом Верховного Совета РСФСР первого созыва.
И сейчас В. В. Барсова самоотверженно отдает свои силы разнообразной общественной работе: Валерия Владимировна является председателем секции музыкального театра ВТО, председателем ЦДРИ, председателем жюри Всесоюзного конкурса вокалистов. В лице Барсовой артистическая молодежь нашла чуткого и вдумчивого воспитателя.
Валерия Владимировна Владимирова (Барсова—сценический псевдоним) родилась в Астрахани в семье типографского служащего. Окончив гимназию и музыкальное училище по классу фортепьяно, будущая певица в 1909 году приехала в Москву и (поступила в консерваторию, завершив свое музыкальное образование сначала как пианистка. Одно-, временно Валерия Владимировна училась пению под руководством своей сестры, талантливой певицы и педагога консерватории Марии Владимировны Владимировой, а после 1917 года — у профессора Мазетти. В студенческие годы молодая актриса выступала в одном из музыкальных театров, скрывая эти свои выступления, несовместимые по уставу с обучением в консерватории, под именем Барсовой, Так родилась ее сценическая фамилия. На оперной сцене В. В. Барсова дебютировала в 1917 году в партии Джильды («Риголетто» Дж. Верди).
После Великой Октябрьской социалистической революции Валерия Владимировна пела в Театре-студии художественно просветительного союза рабочих организаций, где ей поручали ведущие партии в операх: «Похищение из сераля» Моцарта, «Севильский цирюльник» Россини, «Паяцы» Леонкавалло, «Сказки Гофмана» Оффенбаха, «Виндзорские кумуцжи» Николаи, «Гензель и Бретель» Гумпердинка.
В те же годы началась и концертная деятельность певицы. С 1917 года она выступает на концертах-митингах, проходивших в воинских казармах, на заводах АМО, «Динамо», «Богатырь»; дает концерты в красноармейском клубе в Лефортове; участвует в гастролях по стране вместе с такими выдающимися музыкантами, как В. И. Сук, М. М. Ипполитов-Иванов, под управлением которых поет Маргариту в «Фаусте», Джильду в «Риголетто», Марфу в «Царской невесте».
Всеобщее внимание В. В. Барсова обратила на себя летом 1919 года, когда блестяще спела партию Розины в одном спектакле с Ф. И. Шаляпиным (Базилио), заменив заболевшую А.В. Нежданову. После удачи в спектакле Валерия Владимировна была зачислена в труппу Большого театра. Шемаханская царица, Снегурочка, Волхова, Царевна Лебедь в операх Римского-Корсакова; Антонида и Людмила в операх Глинки; Джильда, Ёиолетта, Леонора («Трубадур»), Лакме, Джульетта («Ромео и Джульетта» Гуно, где она пела вместе с Л. В. Собиновым), Мими, Чио-Чио-Сан, Манон — таков неполный перечень ролей, исполненных Валерией Владимировной на сцене Большого театра. За каждой из них стоит этап творческих искании актрисы в ее стремлении найти наиболее яркое и правдивое воплощение образа. Художественной убедительности искусства В. В. Барсовой во многом способствовало творческое общение с такими замечательными театральными деятелями, как К. С, Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко, под руководством которых певица занималась актерским мастерством в оперной студии при Большом театре и в Музыкальной студии при Художественном театре в начале 20-х годов.
С 1925 года В. В. Барсова регулярно дает сольные концерты в Москве, гастролирует по стране и за границей (Германия, Англия),поражая советскую и иностранную публику совершенством своего исполнения. Валерия Владимировна неизменно обращает свое искусство к народу — часто поет по радио, неоднократно выступает в колхозах, на шахтах, в клубах и воинских частях. Её концертный репертуар чрезвычайно разнообразен. Певица стремится обогатить свои ‘концертные программы, сделать их интересными и понятными, доходчивыми для самой широкой аудитории. В ее исполнении звучат арии из ‘национальных опер и песни «народов СССР — русские, украинские, белорусские, киргизские, казахские, армянские, азербайджанские, грузинские (именно исполнение Барсовой сделало популярной в конце 30-х годов грузинскую народную песню «Сулико»).
Валерия Владимировна знакомит слушателей с вокальным творчеством советских композиторов — Василенко, Глвдэра, Ипполитова-Иванова, Потоцкого, Корчмарева, Александрова, Чишко, а также с забытыми, редко исполняющимися или вовсе «е исполнявшимися у нас сочинениями. Ежегодно певица составляет новые тематические программы. В «их входят малоизвестные сочинения русских композиторов — Аренского, Направника, Танеева, Глазунова, Метнера, Кюи. Программы зарубежной музыки, помимо сочинений Баха, Генделя, Глюка, Рамо, Люлли, Гайдна, Моцарта, Вебера, Россини, Беллини, Доницетти, Верди, Обера, Масоне, Рихарда Штрауса, Дебюсси и Бизе включают арии, романсы и песни менее известных композиторов, среди них Шоосон, Регер, Леман, Шаминад, Изуар, Шарпаитье, Давид, Иомелли и многие другие. Отличительной особенностью концертных программ В. В. Барсовой было то, что певица включала в них инструментальные сочинения в переложении для голоса с фортепьяно—из них наибольшей популярностью пользовались пьесы Шопена, Полька Рахманинова, вальс «Венские вечера» И. Штрауса и другие. Обработки обычно делал постоянный концертмейстер Валерии Владимировны С. И. Мацюшевич. Стихотворные тексты для них писали советские поэты. Иногда, делая переводы по просьбе В. В. Барсовой, они изменяли содержание, оригинальных текстов — в тех случаях, когда они были написаны не от женского лица или. могли быть непонятными дли широкой аудитории слушателей (в их числе — «Тосканская серенада» Форе, «Хабанера» Альвареса, «К ласточке» Дюрана, «Мандолина» Дебюсси, публикуемые в настоящем сборнике с теми вариантами текстов, которые пелись В. В. Барсовой).
Настоящий сборник составлен В. В. Барсовой из произведений зарубежных композиторов, входивших в ее концертные программы. Помимо общеизвестных классических арий и романсов для лирико-колоратурного сопрано, в сборник включены вокальные обработки инструментальных пьес («Фарандола» Бизе, «Тени» Дебюсси, «Венские вечера» И. Штрауса) и такие сочинения, которые впервые прозвучали в нашей стране в исполнении В. В. Барсовой.
Особую ценность этому изданию придает специальный подбор произведений с тем расчетом, что они могут не только исполняться в отдельности, но и все вместе составить полную, хорошо продуманную программу сольного концерта.
Катаева
- Моцарт В. Ария Памины из оперы „Волшебная флейта».
- Бетховен Л. Прощание Молли
- Шуман Р. Вечерняя песня
- Шуман Р. Совушка
- Брамс Я. Путь к любимому
- Брамс Я. Позволь, пастушка, мне войти
- Вебер К. Сельская полька
- Массне Ж. Ария Манон из оперы „Манон»
- Гуно Ш. Болеро
- Форе Г. Тосканская серенада
- Шаминад С. Испанская серенада
- Бизе Ж- Фарандола. Переложение для голоса с ф-но С. Мацюшевича
- Дебюсси К. Тени (Медленный вальс). Переложение для голоса с ф-но С. Мацюшевича
- Дебюсси К. Мандолина
- Жак-Далькроз Э. Куранты
- Венерлен Ж. Тонкие манеры
- Дюран Ж. К. ласточке
- Альварес Ф. Хабанера
- Леманн Л. Соловей
- Штраус И. Венские вечера. Переложение для голоса с ф-но С Мацюшевича
Источник
Серия «Ноты»
Нотно-музыкальный фонд Маяковки начал формироваться в 1970-х. Много литературы передала Российская национальная библиотека (в те годы – Публичная библиотека имени Салтыкова-Щедрина), другую часть закупили в магазине «Старая книга», а некоторые ноты дарили библиотеки из разных уголков страны и частные лица. Так в нашем фонде оказались прижизненные издания русских и зарубежных композиторов, редкие и дореволюционные издания.
В 2008 году редкий фонд нотно-музыкальной литературы – четыре тысячи изданий – решили оцифровать. Сканирование продолжалось два года, в 2013 году эту коллекцию загрузили в электронную библиотеку Маяковки.
В нее входят отдельные издания 1840-х годов и большие блоки второй половины XIX века и первой половины XX. Но литературу отбирали не только исходя из года издания. Многие ноты в нашем фонде были изданы во время важных исторических событий – например, революции 1917 года или Великой Отечественной войны. В коллекцию вошли также редко переиздаваемые произведения. Здесь вы найдете оперы, балеты, симфонии, пьесы для разных инструментов, романсы и хоровую музыку вековой давности.
Источник
Эмиль Жак-Далькроз и его метод (система) музыкального воспитания. Ритмическая гимнастика Эмиля Жак-Далькроза.
ЭМИЛЬ ЖАК- ДАЛЬКРОЗ.
СИСТЕМА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ.
Система музыкального воспитания Далькроза призвана решать актуальнейшую проблему «воспитания в человеке объемного восприятия музыкального потока и формы существования в нем через ритмические структуры, которые наиболее доступны уровню развития индивидуума»
Метод Далькроза – путь «к всеобщей модернизации музыкально- эстетических процессов воспитания культуры всего населения и всей системы воспитания и образования человечества».
«Ритмическая гимнастика Жак Далькроза – значительная глава в мировой истории музыкального воспитания. Далькроз, еще известный в 70-х и 80-х, в настоящее время отправлен в архив. Мало кто из преподавателей знает о нем и его методе. Между тем его система очень актуальна сегодня, в столь сложную эпоху с «перевернутыми» ценностями. Развитие музыкально ритмического чувства по Далькрозу идет рядом с идеей нравственного совершенствования и «освобождения духа» через мышечно-двигательное переживание музыки. Эта идея не только этически значима, но и очень красива».
«Все накопленное – источник нового. Таков закон развития. Методы и принципы Далькроза ждут возрождения в новом качестве».
Эмиль Жак-Далькроз и его метод (система) музыкального воспитания. Ритмическая гимнастика Эмиля Жак-Далькроза.
«Жизнь — есть музыка с ее живым, и жизнь творящим, ритмом» Жак-Далькроз.
Жак-Далькроз создал систему приобщения учеников к музыке путем передачи ее динамики, эмоционального характера и образного содержания посредством пластических движений под музыку, а также разработал систему тренировок, содействующих выработке абсолютного слуха, способности к музыкальной импровизации.
Жак-Далькроз стремился развить и усовершенствовать нервную систему и мускульный аппарат своих учеников для приобретения ими чувства музыкально-пластического ритма. Согласно его теории, музыкальный ритм должен быть не объяснен и усвоен, а «телесно пережит».
«Усовершенствование слухового восприятия музыканта должно рассматриваться в качестве исходного пункта формирования педагогической системы Жак — Далькроза. Цель авторской системы Жака-Далькроза(поначалу получившей название ритмической гимнастики):
1. Развить и усовершенствовать нервную систему и мускульный аппарат таким образом, чтобы создать высшее владение ритмическими способностями, благодаря глубокому взаимодействию тела и духа под влиянием музыки;
2. Установить гармонические соответствия между движениями тела, подчеркнутыми динамическими акцентами и различными размерами и раздроблениями длительностей в такте, т.е. создать «чувство музыкального ритма».
3. Привести в связь движения тела, организованные во времени (в такте) с ограничением и сопротивлением пространства, т.е. создать «чувство музыкально- пластического ритма»
Эмиль Жак-Далькроз (настоящая фамилия – ЖАК, Далькроз – псевдоним) родился в 1865г. в г.Вене) – швейцарский музыкант-педагог, композитор, музыкальный писатель, общественный деятель.
Учился в Женевском университете (бакалавр литературы в 1883) и параллельно в консерватории, затем в Вене (1886) и у Л.Делиба в Париже (1888).
С 1892 по 1919 – профессор гармонии и сольфеджио в Женевской консерватории. В 1896 -1898 г.г. редактирует «Музыкальную газету французской Швейцарии (Gazette musicale de la Suisse Romane)/ В 1900-1902 г. газету «Музыка Швейцарии» (Yu musique en Suisse). В период 1906-1914 создает наиболее значительные труды по вопросам муз. воспитания.
В 1910 возглавляет в Хеллерау (под Дрезденом), специально для него построенный, институт музыки и ритма. Деятельность института, объединившего музыкантов многих стран мира, получила значение всеевропейского художественно-пропагандистского и методического центра. В 1915 г., когда в связи с 1-й мировой войной, институт был за- крыт, был открыт «Институт Жака-Далькроза» в Женеве. Учениками и последователями Жак — Далькроза во многих странах были открыты школы, курсы, институты сходного направления, например, в Петербурге – курсы ритмической гимнастики Жака-Далькроза (директор – Сергей Волконский, автор ряда книг и статей о роли ритма в воспитании актера). Подобные институты были основаны в Стокгольме, Лондоне, Париже, Вене, Барселоне и др. городах последователями Жака-Далькроза, среди которых – танцовщица М.Вигман, балетмейстер В. Нижинский.
В 1912 г. Жак-Далькроз посетил Россию. Его первый урок по ритмической гимнастике был продемонстрирован в особняке князя Гагарина. Второе выступление состоялось в Художественном театре. 1919-20г.г. в Москве и Петрограде были организованы Институты ритмического воспитания по методу Жака-Далькроза.
Кто непосредственно учителя Далькроза, изучая и обобщая труды которых, Далькроз смог создать свою систему? Система музыкального воспитания Жака-Далькроза «цельная» и научная и, естественно, не могла быть создана без изучения и обобщения достижений в этой области своих предшественников. Самое прямое указание – И.Песталоцци.
Песталоцци Иоганн Генрих 1746-1827 – швейцарский педагог-демократ, основоположник дидактики научного обучения. Ему принадлежит идея «развивающего обучения». Суть этого — возбуждение ума детей как активной деятельности, развитие их познавательных способностей, выработку у них умения логически мыслить и коротко выражать словами сущность усвоенных понятий. Задача обучения — привести в движение присущее силам человека стремление к деятельности. Исходный момент – чувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира. От беспорядочных и смутных впечатлений от внешнего мира, которые они изначально получают через свои органы чувств, к определенным восприятиям, затем от них к ясным представлениям, и, наконец, к четким понятиям. В обучении большое значение имеет наглядность. «Обучение и воспитание возможно лишь в условиях трудовой деятельности ребенка»-говорил И.Песталоцци.
Предшественницей метода Далькроза явилась система Франсуа Дельсарта. « Основное различие между системами Далькроза и Дельсарта, состоит в том, что Дельсарт не исходит от музыкальных основ. Его заслуга заключалась в создании как бы научного обоснования телодвижения; он дал словесное наименование всем движениям и проработал их синтаксис, уяснив, каким образом сочетание отдельных движений, параллельных или противоположных, может служить материалом выразительности». Для Жака-Далькроза большое значение имело положение, что всякая музыкальная выразительность имеет физическое обоснование.
Неоднократно Далькроз цитирует Лукиана, находя в их суждениях поддержку своим идеям возродить древнегреческое искусство орхестику, синтезирующее пластику, музыку и слово. Не путать с орхестрикой- физическими упражнениями, играми со стрелами под музыку.
«Ритм создает реформу в воспитании, ритм осуществляет воссоединение искусств, — пишет Далькроз. — Мы снова увидим расцвет греческой орхестики и воскликнем вместе с Лукианом: «Что может быть прекраснее зрелища, которое обостряет все способности нашей души, заставляет звучать все наше тело [курсив ВНЛ], передает музыку движениями, сливает воедино резвые звуки флейт и скрипок с изгибами и позами гармоничных тел, которое, говоря короче, чарует одновременно глаза, уши и ум!», — системы «приобщения учащихся к музыке путем передачи ее движения, динамики, эмоционального характера и образного содержания посредством пластических движений под музыку» .
Назначение своей системы Далькроз сформулировал так:
«Цель ритмики — подвести ее последователей к тому, чтобы они могли сказать к концу своих занятий не столько «я знаю», сколько «я ощущаю», и прежде всего, создавать у них непреодолимое желание выразить себя, что можно делать после развития их эмоциональных способностей и их творческого воображения» .
Жак-Далькроз создал систему приобщения учеников к музыке путем передачи ее динамики, эмоционального характера и образного содержания посредством пластических движений под музыку, а также разработал систему тренировок, содействующих выработке абсолютного слуха, способности к музыкальной импровизации. Жак-Далькроз стремился развить и усовершенствовать нервную систему и мускульный аппарат своих учеников для приобретения ими чувства музыкально-пластического ритма. Согласно его теории, музыкальный ритм должен быть не объяснен, а «телесно пережит, претворен в движении».
«Активное переживание музыки как творческого процесса, возможность телесного, пластического отклика на все динамические изменения в музыке, развитие дара пластической импровизации создают у учащихся чувство гармонии, радостного осво- бождения и обогащения сил человека. Приобщение к музыке посредством ее телесного переживания и двигательного претворения по новому организует и само музыкальное восприятие: ученик, прошедший курс ритмической гимнастики умеет «слушать музыку»: он свободно ориентируется в ее внутреннем движении, динамическом и тональном развитии, в форме произведения. Параллельно развивается и его способность к музыкальной импровизации, столь необходимая педагогу-ритмисту.
Источник